BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-290
Author(s) of the publication: О. И. ВАРЬЯШ

Share with friends in SM

Становятся традицией коллоквиумы специалистов по истории средневекового города, проводимые по инициативе Калининского университета (ректор - В. В. Комин), его Исторического факультета (декан - Н. С. Воскресенская) и кафедры истории древнего мира и средних веков (заведующий - М. М. Фрейденберг). Первый такой симпозиум (июнь 1978 г.) касался раннесредневековых городов. Второй, прошедший 6 - 7 июня 1979 г., был посвящен малоизученной теме "Церковь в структуре средневекового города". В нем участвовали ученые Москвы, Ленинграда, Калинина и Ижевска, заслушавшие и обсудившие, после вступительного слова М. М. Фрейденберга, 8 докладов. Обсуждались в основном две проблемы: "Города и монастыри", "Города и церковные приходы".

стр. 124


Ю. Г. Алексеев (Ленинград) использовал для доклада ."Церковный приход в городской общине древнерусских городов" данные Псковской судной грамоты (XIV-XV вв.), актов и археологии. Для Пскова было характерно сращивание светского и церковного управленческого аппарата1 . Городская община здесь сохраняла характер территориальной общины, что наложило отпечаток архаизма на городское устройство, включая церковную организацию в форме соборов, и породило мирской характер последней. Власть новгородского архиепископа была здесь номинальной. Местные священники, активно участвовавшие в светской жизни, подчинялись соборам. Элементы обмирщения наблюдались и в соседних с городом монастырях.

М. С. Мейер рассмотрел роль вакфов (имущества, пожертвованного мусульманскому духовенству) в городах Османской империи. Поскольку в последних не было муниципальных учреждений западного типа, управлявшие вакфами мутевалли и назиры фактически несли муниципальные функции, используя часть доходов на городские нужды - застройку кварталов, сооружение водопроводов, бань, базаров и умножая состояние вакфов торговлей и ростовщическими операциями. Докладчик в отличие от традиционных представлений2 показал непостоянность султанской политики относительно вакфов: первоначальную их поддержку в целях укрепления общеимперских позиций и позднейшие противоречия по мере усиления вакфов и их освобождения от государственной эгиды. Это явилось одной из причин внутренней слабости Османскей империи, способствовавшей ее распаду.

М. М. Фрейденберг осветил место монастырей в коммунальной жизни далматинского города XI-XIV вв., преимущественно на примере задарского монастыря св. Кршивана. Почти в каждой далматинской городской общине какой-то ведущий монастырь становился очень влиятельным элементом коммунальной организации: выполнял архивные функции, поднимал горожан на борьбу с иноземным воздействием, носил имя городского патрона, расширял сферу действия коммуны за пределы обычных административных рамок. Ранее в общей и специальной литературе3 эта сторона дела не рассматривалась.

А. А. Сванидзе в докладе "Монастырь в системе шведского города XIII-XV вв." отметила, что в Швеции монастыри не сыграли существенной роли в процессе раннего градообразования, но зато приобрели большое значение позднее, когда в Западной Европе они уже приходили в упадок. Из 40 шведских монастырей 32 находились в городах или пригородах, имели там разные по типу владения и порою являлись сеньорами городов. Монастырское хозяйство, хотя и подвергалось воздействию городского рынка, эволюционировало медленнее, чем крупное светское и коронное хозяйство.

В. Е. Майер (Ижевск) охарактеризовал взаимоотношения церкви и города тюринго-саксонского региона Германии в период "коммунальной революции" на примере Эрфурта, подчинявшегося Майнцскому архиепископу. Этот вопрос не нашел пока в литературе4 достаточного отражения. Борясь за самоуправление, город не обрел полной свободы. Одни цехи остались архиепископскими; другие, возникшие позднее, вышли из-под церковной власти. Эрфуртцы лишили церковь права заниматься торговлею. На сторону архиепископства перешел патрициат, что осложнило картину классовой борьбы. Зато низшее духовенство, наоборот, поддерживало бюргеров.

"Некоторые черты отношений монастырей и города в Каталонии XII в." - тема доклада Л. Т. Мильской. Специфика каталонских церковных общин5 заключалась тогда в их участии в Реконкисте и колонизации отвоеванных у арабов земель. Мона-


1 Ср.: Л. М. Марасинова. Новые псковские грамоты XIV-XV вв. М. 1966; Б. Б. Кафенгауз. Древний Псков. М. 1969.

2 Например, М. F. Kopruluzade. Vakif muessesesinin hukuki mahiyeti ve tarihi tekamulu. "Vakiflar dergisi" (Istanbul), 1942, N 2.

3 "История Югославии". Т. 1. М. 1963 "Историjя народа Jугославиiе". Kнь. 1. Београд. 1953; "Istorija drzava i prava jugoslovenskih naroda". Beograd. 1962.

4 В. В. Стоклицкая-Терешкович. Основные проблемы истории средневекового города X-XV веков. М. 1960; Е. Bielfеldt. Der Rheinische Bund von 1254. B. 1937; H. Giestсke. Das alte Erfurt. Leipzig. 1972.

5 Ср.: Р. Альтамира-и-Кревеа. История Испании. Т. 1. М. 1951; F. Valls- Taberner, F. Soldevila. Historia de Cataluiia. Т 1. Madrid - Barcelona. 1955.

стр. 125


стыри внедряются в города, получают попутно крупные пожалования от графов Барселонских, осуществляют защиту новых земель постройкою крепостей, приобретают в городах и пригородах крупные владения, вкладывают средства в городское строительство, кредитуют горожан, развивают соляной и морской промыслы. Проживавшие в городах мелкие рыцари в ряде случаев становятся монастырскими держателями. Будучи городскими сеньорами, монастыри способствовали распространению на горожан ущемлявших права трудящихся "дурных обычаев" и существенно влияли на развитие социальных отношений в Каталонии.

А. Д. Люблинская (Ленинград) посвятила свой доклад соотношению роли епископата и монастырей в средневековом городе. В городах, имевших римских предшественников, власть епископа, связанного происхождением и интересами с бывшими местными сенаторами, после падения Западной Римской империи фактически являлась единственной защитой горожан перед центральной властью. Епископат добивался компромисса с королями и сумел присвоить земельные владения прежней галло-римской знати, одновременно препятствуя возникновению в городе монастырского землевладения. Поэтому отношения монастырей с епископатом часто были весьма напряженными. Лишь с ростом городов монастыри внедрялись в них, но оставались независимыми, так что организации белого и черного духовенства не сливались и не контролировали друг друга даже в рамках городской структуры.

Историографический доклад А. Л. Ястребицкой касался работ современных зарубежных, особенно немецких, исследователей о некоторых социальных группировках города, традиционно связанных с церковью. В. Шлезингер, К. Босль и О. Бруннер, рассматривая положение городского министериалитета, отказываются видеть в нем однозначного проводника сеньориального, в том числе церковного, влияния6 и доказывают, что к XIII в. он, обособившись от феодальных сеньоров, сблизился с рыцарством и городским патрициатом. Характерное средневековое городское учреждение - больницы перестали к XIII в. быть исключительно церковной организацией и перешли в ведение городов. Постепенно больницы становятся привилегированными учреждениями для богатых пациентов и приобретают большое экономическое значение, участвуя в ссудной и благотворительной деятельности, а также приобретая земельные владения.

В ходе обсуждения докладов главное внимание было уделено взаимоотношениям города и церкви. Выступавшие пришли к общему выводу, что церковь в свете новых материалов теперь уже нельзя считать неким инородным явлением в средневековом городе, а следует рассматривать как органический элемент городской структуры.


6 О разных точках зрения см.: Н. Ф. Колесницкий. К вопросу о германском министериалитете X-XII вв. "Средние века". Вып. 20. 1961; К. Воs 1. Die Reichsministerialitat der Salier uncl Staufer. Bd. 1 - 2. Stuttgart, 1950.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Историческая-наука-в-СССР-В-высшей-школе-КОЛЛОКВИУМ-МЕДИЕВИСТОВ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О. И. ВАРЬЯШ, Историческая наука в СССР. В высшей школе. КОЛЛОКВИУМ МЕДИЕВИСТОВ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 11.02.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Историческая-наука-в-СССР-В-высшей-школе-КОЛЛОКВИУМ-МЕДИЕВИСТОВ (date of access: 29.11.2020).

Publication author(s) - О. И. ВАРЬЯШ:

О. И. ВАРЬЯШ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
411 views rating
11.02.2018 (1022 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Окна. Пластиковые или деревянные?
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Какие преимущества у пластиковых окон перед металлическими и деревянными?
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Абдельазиз Бутефлика
Catalog: История 
11 days ago · From Казахстан Онлайн
Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв.
Catalog: История 
11 days ago · From Казахстан Онлайн
В. БЕНЕКЕ. Военное дело, реформы и общество в царской России. Воинская повинность в России. 1874-1914
Catalog: История 
11 days ago · From Казахстан Онлайн
Обычай взаимопомощи в Дагестане в XIX - начале XX в.
Catalog: История 
11 days ago · From Казахстан Онлайн
Дагестан и отношения России с Турцией и Ираном во второй половине 70-х гг. XVIII в.
Catalog: История 
13 days ago · From Казахстан Онлайн
"Пражская весна" и позиция западноевропейских компартий
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Эссад-паша Топтани
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Становление и развитие народного образования в Саудовской Аравии в XX в.
16 days ago · From Казахстан Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
latest · Top
 
1
Вacилий П.·zip·45.48 Kb·1244 days ago
1
Вacилий П.·xlsx·19.25 Kb·1244 days ago
1
Вacилий П.·xls·31.84 Kb·1244 days ago
1
Вacилий П.·txt·2.07 Kb·1244 days ago
1
Вacилий П.·rtf·8.2 Kb·1244 days ago
1
Вacилий П.·rar·46.19 Kb·1244 days ago
1
Вacилий П.·pptx·41.16 Kb·1244 days ago
1
Вacилий П.·pdf·29.17 Kb·1244 days ago

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Историческая наука в СССР. В высшей школе. КОЛЛОКВИУМ МЕДИЕВИСТОВ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2020, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones