Libmonster ID: KZ-2286

И. А. ЗАРИПОВ

Кандидат экономических наук

Советник Правления Банковской группы ЗЕНИТ

Первые пятнадцать лет XXI века стали периодом нестабильности и кризисов. Постоянные турбулентность и волатильность выливались в потрясения на финансовых рынках; противодействие доминирующей позиции, диктату и политическому авантюризму США приводило к напряженности в дипломатических взаимоотношениях, а также к перегруппировке региональных и мировых союзов, появлению "горячих точек" и конфликтов между странами, что еще больше "лихорадило" рынки. Все это не могло не подталкивать научные круги и экспертное сообщество к переоценке и переосмыслению существующих экономических и политических моделей построения общества, разработке и реализации новых, альтернативных, более стабильных и справедливых механизмов распределения ресурсов и активов.

"Исламские финансы - это не серебряная пуля, а золотая жила".

Баронесса Саида Варси, замминистра иностранных дел Великобритании

(20 ноября 2010 г.)

Почти весь XX век был временем противоборства капиталистических и социалистических методов построения общества. В результате, социализм проиграл, разрушив вместе с идеологией и главного своего оплота и поддержку - СССР. Но капитализм в ходе этой конкурентной борьбы тоже видоизменился.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Сторонники чисто рыночного подхода сменились на социал-демократов и "левых", поддерживающих государственное регулирование, даже вмешательство в рыночные экономические процессы; трудящиеся получили больше социальных гарантий, во многих странах образование и медицина стали фактически бесплатными -всё это считается достижениями социализма. Однако большинство своих негативных факторов капитализм не исправил, потому что, заменив их, он перестал бы быть капитализмом и стал бы уже другой общественно-политической формацией.

Большинству верующих людей в мире присуще чувство справедливости, они не могут быть полностью счастливы, если значительная часть населения в мире испытывает нужду, а некоторые умирают от голода. А капиталистическая система в своей основе имеет неравномерное распределение богатств, ресурсов, средств потребления, имущественный ценз на получение образования, медицинской помощи, интеллектуальных благ. До сих пор существует огромная разница между богатыми и бедными, а нищета среди роскоши - до сих пор основная проблема рыночной экономики.

Глобализация обострила все негативные факторы, поставив вопрос о дальнейшем существовании капитализма как системы. Кроме того, наблюдается повышенная турбулентность на финансовых, фондовых рынках, наличие мобильных спекулятивных капиталов, которые в период благополучного развития отдельных стран массово покупают ценные бумаги местных компаний, раздувая "пузыри" на отдельных сегментах рынка, а в случае малейшей опасности мигрируют на рынки стран с резервными валютами, обрушая рынки развивающихся государств.

Одновременно продолжается формирование и развитие гигантских корпораций, представляющих собой конгломераты финансового и промышленного капитала, по наличию ресурсов превосходящих бюджеты многих государств, что приводит к доминированию на рынках нечестной конкуренции, диктату своих условий другим участникам рынка. Банковские холдинги вместо функции перераспределения ресурсов из неперспективных в значимые отрасли превратились в "финансовые пылесосы", изымающие ликвидность с рынков и использующие ее на свои цели.

Это реальные проблемы, порождённые капитализмом, и, если они не будут должным образом разрешены, может последовать реакция, которая, вероятно, будет даже более агрессивной, чем прокатившаяся во многих развивающихся странах волна социальных революций (Тунис, Ливия, Египет, Йемен), сместивших потерявших доверие политические режимы.

Признаем, что именно сейчас назрела необходимость замены существующей дискредитирую-

стр. 54

щей себя капиталистической системы на иную. Одним из достойных вариантов могла бы быть экономическая модель, основанная на исламских финансовых принципах, определенных фикх аль-муамалят (составная часть исламского права, регулирующая, в т.ч., и экономические взаимоотношения мусульман).

Известный исламский ученый Таки Усмани говорил в своей речи на международной конференции Всемирного мусульманского Конгресса в канун наступления XX в., что экономические принципы, заложенные Кораном и Сунной пророка, вполне способны решить основные экономические проблемы современного мира. Эти принципы полностью одобряют частную собственность и рыночную экономику и при этом обеспечивают хорошо продуманную и справедливую систему распределения, которая способна устранить неравенство и создать баланс между получением прибыли и общественными интересами1.

По словам Усмани, "отнюдь не право частной собственности и рыночные отношения были причиной несправедливости и неравенства в капиталистической системе", а отсутствие критериев определения "справедливых путей" получения прибыли2.

Многие элементы, приемлемые в настоящее время: ростовщичество (ссудные проценты), спекулятивные операции, повышенные риски, эксплуатация низменных чувств людей для получения прибылей - отрицались и в ранние времена христианства, что подтверждается высказываниями глав Римской католической церкви, но были разрешены протестантами и поддержавшими их иудеями, что привело к сверхприбылям и укрупнению отдельных компаний, сращиванию промышленного и финансового капиталов, появлению олигархов и олигархических групп, которые деформировали рыночный баланс спроса и предложения в свою пользу, создав особый, "квазирыночный механизм", противодействующий здоровым рыночным принципам. Привлекая на свою сторону возможности государств, именно эти немногочисленные группы навязывают свои условия большей части людей.

Кроме того, изначально построенная на несправедливых принципах ссудно-ростовщическая финансовая система приносит огромные доходы только сверхбольшим организациями (финансово-промышленным группам - ФПГ), которые обогащаются, используя финансовые средства клиентов, доверенных банкам в виде депозитов, средств на текущих, доверительных, металлических, брокерских и на других видов счетов. Клиентам банков выдается в виде вознаграждения небольшая доля в форме процентных выплат, размер которого указан в соответствующем договоре, который, в свою очередь компенсируется ФПГ за счет клиентов, поскольку закладывается в цену товара, который покупают те же граждане - клиенты ростовщических финансовых институтов.

Итак, финансово-промышленным группам денежные средства вкладчиков достаются абсолютно бесплатно, что значительно увеличивает прибыли ФПГ. Кроме того, заложенный в основу "рыночной экономики" и запрещенный исламом спекулятивный характер большинства финансовых операций также является причиной неопределенности и волатильности, что вызывает несправедливое и неравномерное распределение активов в пользу ФПГ.

Отметим, что все мировые религии (т.н. "Писания", т.е. имеющие свою священную книгу) одобряют рыночные отношения. Все три основные религии отвергают ростовщичество и поддерживают частную собственность и рыночные взаимоотношения, но в христианстве существует много направлений, одно из которых -протестантизм - разрешает ростовщичество и процентные доходы, а иудеи распространяют запреты лишь на иудеев, взаимодействие с представителями других религий не регулируется ни Ветхим Заветом, ни Торой.

А в исламе, кроме дозволенности частной собственности, содержатся механизм и инструменты ее справедливого использования. Именно ислам охватывает всю жизнь мусульманина, включая экономические взаимоотношения. В отличие от христианства, где повседневная жизнь прихожанина отделена от собственно религиозных правил, в исламе религиозные постулаты вплетены в "светскую жизнь" мусульманина. И для исламского общества религиозная альтернатива естественна - в ней присутствуют в равной мере духовное и светское (прагматическое) начало.

Но если в религиозной части (ибадат) действует принцип "надо делать только так, всё остальное запрещено", то в части, регулирующей повседневную жизнь мусульманина (муамалят), работает более либеральный принцип "разрешено всё, что не запрещено" (см. рис.).

В исламе четко определены понятия приемлемого (халяль) и запретного (хорам). Между этими двумя моральными полюсами существуют еще промежуточные понятия, но мы не будем их приводить в данной статье. Мораль и этика в экономических операциях, с точки зрения ислама, играет первостепенную роль (а не как в капитализме - доминирующим является получение прибыли). Все операции в исламе проводятся во имя Аллаха, человек не является владельцем ни одного из активов, имеющихся в его временном распоряжении по решению Аллаха. Поэтому обращаться фактически со "святым" имуществом и ценностями надо рационально, нельзя его накапливать и складывать в сокровища, надо справедливо по отношению к своим семьям и партнерам использовать, наращивать, пуская в дело полученные доходы.

Шариат ограничивает монополизацию, запрещает спекуляцию и неопределенность, не допускает аморальные виды доходов, в результате чего экономическая деятельность служит исключительно интересам общества, снимая напряжение от его естественного расслоения.

Инструменты, основанные на партнерстве и принципах разделения прибыли и убытков, солидарной ответственности по рис-

стр. 55

Рис. Структура исламского регулирования жизни мусульман.

кам, укрепляют деловую дисциплину мусульманских предпринимателей, заставляя более внимательно относиться к оценке рисков, проверке контрагентов, экономическим расчетам, договорным взаимоотношениям (мудараба, мушарака), служат улучшению деловой среды, большему доверию и справедливому перераспределению ресурсов, в т.ч. посредством институтов закята и садака.

Закят - обязательный налог на имущество и полученный ежегодный доход с домохозяйств или самостоятельно зарабатывающих мужчин и женщин - является одним из пяти основных принципов в исламе. Он приблизительно составляет 2,5% и собирается один раз в год. Полученные средства идут на помощь неимущим, нетрудоспособным, паломникам, религиозным образовательным учреждениям и благотворительным фондам.

Садака - это добровольные пожертвования мусульман, прямо или через благотворительные фонды, передаваемые бедным, нетрудоспособным мусульманам. Подобные широко применяемые как обязательные, так и добровольные исламские инструменты обеспечивают справедливое вне-государственное перераспределение ресурсов от состоятельных мусульман - неимущим и нуждающимся. За правильностью поступлений и распределения денежных средств следят шариатский совет и религиозные власти. Использование мусульманских принципов в финансовых взаимоотношениях способствует тому, что общественные ресурсы постоянно находятся в работе и оперативно перераспределяются, исключая возможности их излишней концентрации.

В реальности существует лишь несколько стран, которые предприняли попытку полностью построить свою финансовую систему на исламских принципах (Судан, Иран). В настоящее время в Судане и Иране исключены ссудно-ростовщические финансы. Пакистан пока находится только в начале пути по приведению национального финансового сектора в соответствие шариатским канонам.

А остальные, не менее обеспеченные природными, сырьевыми ресурсами страны до сих пор используют капиталистическую ростовщическо-ссудную модель, часто - в искаженной форме, что еще больше ухудшает их экономическое состояние, уязвимость и подверженность регулярным кризисам. Кроме того, отметим, что неравенства в некоторых исламских государствах все же еще больше, чем в ряде западных капиталистических стран.

Так, эксперты известной российской бизнес-школы "Сколково" предлагают следующую классификацию стран по роли исламских финансовых институтов в национальной финансовой системе (см. диаграмму):

- системообразующие исламские банки: Иран и Судан (по 100% всех финансовых активов в стране), Саудовская Аравия (55% финансовых активов);

- системно значимые исламские банки: Кувейт (30% активов), Катар, Бахрейн (по 25%), Бангладеш, Малайзия (по 20%), ОАЭ (15%), Иордания (12%), Индонезия, Пакистан, Турция, Египет (<10% активов);

- нишевые исламские банки: европейские страны (<1% активов финансовой системы).

Кроме того, отмечается, что не все опыты применения исламских финансов приводят к быстрому успеху даже в странах с преобладанием доли мусульманского населения. Так происходит в среднеазиатских государствах

Диаграмма 1. Исламский финансовый сектор в мире (в % к национальной финансовой системе отдельных стран).

Составлено автором по: Коровкин В. Без ущерба вере // BRICS Business magazine. 2015, N 3 (11), с. 94 - 101.

стр. 56

Диаграмма 2. Запасы сырой нефти Саудовской Аравии за последние три года (в млн. баррелей).

Источник: Joint Organisations Data Initiative, Riyadh; Bloomberg. 18.10.2015.

СНГ - Киргизии, Казахстане, Узбекистане. Наличие необходимой законодательной системы и государственной поддержки не привело к созданию сети исламских банков. В каждой из республик действует не более одного исламского банка, который, в основном, обслуживает крупный корпоративный сектор.

ДОЛГОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Основная проблема развивающихся государств, в т.ч. и с преимущественным проживанием мусульман, - это зависимость от богатых западных стран, у которых суверенные и частные заемщики берут в долг огромные суммы денег под проценты. Часть стран занимает средства не только для воплощения в жизнь крупномасштабных проектов, но и, зачастую, для компенсации своих текущих расходов, а самой неприемлемой, с точки зрения шариата, целью является оплата процентов по своим старым долгам.

Таким образом, мусульманским странам навязывается долговая кабала - они попадают в полную зависимость, вынужденные постоянно занимать деньги на все более жестких условиях для того, чтобы хотя бы обслуживать прежние долги, а общий объем обязательств растет как снежный ком. Так, ряд стран почти полностью зависит от внешних источников финансирования. Например, Мали 97,4% финансирования развития получает в виде иностранных поступлений, Южный Йемен - 94,2%, Мальдивы и Буркина Фасо - почти 100%3.

Несмотря на серьезные сырьевые запасы и значительный объем экспорта, многие мусульманские страны имеют значительные внешние долги. Исламский банк развития оценивает совокупный внешний долг своих стран-участниц порядка $800 млрд4. Однако большую часть долгового бремени несут лишь отдельные страны. Три страны имеют внешний долг около $100 млрд. каждая: Индонезия - $136,2 млрд, Ирак - $126,7 млрд, Турция - $103,4 млрд. Из всех мусульманских стран только Бруней не имеет внешнего долга, но это небольшое по территории государство с населением около полмиллиона человек существует, в основном, за счет нефте- и газодобычи. Его торговый баланс: экспорт - $10,7 млрд, импорт -$2,6 млрд. в год5.

Общеизвестно, что кредиторы предоставляют, в основном, "связанные" кредиты, т.е. выделение средств предполагает выполнение ряда условий. Это означает постоянное давление и зависимость стран-заемщиц от государств и международных организаций - ростовщиков, которые перед тем, как выдать очередной транш средств (за который часто уже взысканы или учтены проценты), тщательно проверяют соблюдение государством-заемщиком определенных ссудодателем условий. Эти ковенанты* ставят исламские страны в зависимость от внешних политических, стратегических и экономических интересов стран-ростовщиков и вынуждают исламские страны поддерживать действия других государств, чуждые по их морально-этическим понятиям (нападение на Ирак, вторжение в Афганистан, смена режима в Ливии, Египте, давление на Сирию, санкции в отношении Ирана и т.д.).

Исламские принципы запрещают брать деньги в долг, особенно под проценты; лишь крайне чрезвычайные обстоятельства и угроза жизни могут оправдать подобные действия. А от внешних долгов, в совокупности с ковенантами, следует отказываться даже в кризисные периоды.

Однако существующее в настоящее время долговое бремя, которое несут большинство мусульманских стран, можно объяснить не отсутствием природных, трудовых и финансовых ресурсов. По мнению экспертов, "мусульмане никогда не были столь богаты ресурсами, как сейчас". Нельзя не согласиться с Т. Усмани: "В настоящее время мусульманские страны занимают важные стратегические территории планеты и объединены общей географической цепью от Индонезии до Марокко, производят около 50% нефти в мире. Свыше трети экспорта полезных ископаемых приходится на мусульманские страны"6.

Действительно, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной


* Ковенант (от англ. covenant) - обязательство совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия, имеющее для обязавшейся стороны юридическую силу. Ковенанты применяются в самых разных сферах, в тексте мы имеем в виду определенные требования со стороны кредиторов суверенным заемщикам, от соблюдения которых зависит выделение следующих траншей кредита (прим. авт.).

стр. 57

Азии занимают доминирующие позиции на глобальных рынках сырьевых ресурсов, обладая почти 70% всех разведанных мировых нефтяных ресурсов. А четыре страны из ближневосточного региона (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран и Ирак) формируют рынок нефти, добывая в совокупности более половины всей нефти стран - экспортеров нефти (ОПЕК)7.

В августе 2015 г. запасы сырой нефти в Саудовской Аравии выросли до 326,6 млн. баррелей, достигнув максимума с 2012 г. (см. диаграмму 2).

Это объясняется снижением цен на сырье из-за падения спроса стран в условиях снижения темпов роста мировой экономики, ожидания выхода на рынок крупного глобального экспортера Ирана в связи с отменой экономических санкций по отношению к этой стране. Страны-экспортеры вынуждены сокращать поставки нефти, наращивая запасы. Экспорт нефти Саудовской Аравии в течение 2015 г. продолжал падать. Так, только в августе 2015 г. показатели экспорта нефти опустились с 7,27 до 7 млн. барр. в сутки. Уровень добычи нефти Саудовская Аравия старается не снижать, и, в среднем, за 2015 г. он составил от 10,23 до 10,56 млн. барр. в сутки (около 3,85 млрд. барр. в год)8.

Экспорт иных видов сырья, кроме нефти и газа, а также сельскохозяйственных товаров, не так значителен, хотя и существует: медную и железную руды экспортируют Сьерра-Леоне, Мавритания, Индонезия; хлопок -Египет, Судан, Пакистан; олово, каучук, пальмовое масло - статьи экспорта Индонезии и Малайзии; фосфаты добываются в Марокко, Тунисе и Иордании; джут производит и продает на экспорт Бангладеш. Среди стратегических сырьевых ресурсов исламских стран можно назвать запасы лития, тория, бериллия, урана, кобальта9.

Отметим, что природные богатства мусульманских стран не только позволяют им наполнять государственный бюджет, реализовывать крупные инфраструктурные проекты и увеличивать социальные программы, но также несут в себе некоторые риски.

Наличие значительных сырьевых ресурсов расслабляют правительства мусульманских стран, имея большой запас ликвидности в годы высоких цен на сырье, они не заботятся о диверсификации экономики, развитии перерабатывающих отраслей, промышленности, сельского хозяйства и становятся зависимыми не только от мировых цен на сырьевые товары, но и других стран, поставляющих им большинство необходимых товаров и технологий.

Однако авуары мусульманских стран, вложенные в экономику стран Западной Европы и США, намного превосходят общий внешний долг исламских государств, они оцениваются от $1,2 до 1,9 трлн. По оценкам российских экспертов, только совокупный объем зарубежных инвестиций Саудовской Аравии оценивается в $1 трлн. Вложения Кувейта только в экономику США достигли $50 млрд10. В реальности цифры могут отличаться, как мы полагаем, в сторону увеличения и составлять более $2 трлн.

Это значит, что исламские страны одалживают свои же финансовые ресурсы, но уже под большую ставку*. Таким образом, можно утверждать, что страны по своей воле берут в долг свои же средства, теряя при этом экономическую и политическую самостоятельность, и некого в этом винить, только самих себя.

Отметим еще следующее обстоятельство, негативно влияющее на современное политическое и экономическое состояние исламского сообщества и затрудняющее попытки мусульманских стран объединиться, выработав единую позицию и стратегию реформ. Имееется в виду разный уровень экономического развития исламских государств, вызванный неравномерным распределением сырьевых богатств, различным географическим положением, разной историей развития (условия колонизации и наличие военных конфликтов), различием в эффективности управления, и другими факторами, что привело к значительной дифференциации в уровне благосостояния граждан и экономико-политическом положении отдельных государств и к тому, что значительные активы накоплены одной группой исламских государств, а долговое бремя несут другие мусульманские страны.

Это серьезные проблемы, которые не позволяют исламским странам свободно развиваться. Прежде всего, полагаем, исламским странам необходимо осознать, что этот комплекс проблем существует, положение - неудовлетворительное и надо сообща найти пути выхода из данной ситуации.

Для комплексной оценки и выработки взвешенного плана кардинального решения следует ответить на непростые вопросы:

- Что лежит в основе оттока капитала, как обеспечить уверенность исламских предпринимателей в национальных экономиках, как создать привлекательные условия для долгосрочных и стратегических иностранных инвесторов?

- Как изменить налоговую систему и обеспечить политическую стабильность, как мобилизовать все возможности для единения всех мусульман, создания таких правил, которые бы были справедливы, экономически эффективны и соответствовали бы духу Корана и других источников исламских постулатов?

Кроме долговой зависимости мусульманских стран от развитых стран Запада, можно констатировать и иную экономическую зависимость, которая также является серьезным препятствием в развитии исламского общества. До сих пор почти половину вклада в совокупном ВВП исламских стран составляют поступления от внешней торговли.

Кроме того, экономика этих государств имеет сильные перекосы в сторону импорта (импорт к ВВП - около 22%)11, при этом страны импортируют почти весь


* Ставка по кредитам всегда больше ставок по депозитам, поскольку маржа -т.е. разница между этими двумя ставками, составляет прибыль финансовых институтов. В данном случае отметим, что страны размещают свои средства в западных банках, а потом и туда же обращаются за кредитами (прим. авт.).

стр. 58

набор необходимой им продукции, а экспортируют, в основном, сырьевые товары. И объем импорта постоянно растет. А рост показателя ВВП, оставаясь на уровне около 5% в 1990-е, 2000-е и 2010-е гг. (за исключением кризисного 2009 г.), резко упал с 5% в 2012 г. до 2,3% в 2013 г., и находился на таком уровне до 2015 г. Международный валютный фонд прогнозирует возвращение на уровень роста ВВП в 4,5% лишь в 2020 г.12

Чтобы преодолеть эту ненормальную "привязанность" и обрести истинную независимость, которая позволит мусульманской умме самостоятельно развиваться, быть защищенными от любых внешних потрясений и санкций, исламским странам надо достичь следующие цели: стратегически и социально значимые потребительские товары, материалы и заготовки, применяемые в перерабатывающих отраслях промышленности должны производиться на месте; следует пересмотреть структуру внешней торговли в пользу экспорта товаров, технологий и услуг исламских стран, а не экспорте сырьевых ресурсов. При этом товарные и финансовые потоки надо переориентировать на межстрановой обмен внутри мусульманских государств, а из западных стран следует экспортировать не товары, а ноу-хау и инновации, на их основе разрабатывая и применяя свои аналоги.

В настоящее время таких условий в исламских государствах не создано, что объясняется однобокой социально-экономической структурой и недостаточным уровнем развития, а также определенным менталитетом, который предстоит перестроить и изменить. Полагаем, что пока преждевременно говорить об исламских странах как однородной в экономическом и политическом отношении группе стран.

* * *

Мы предприняли попытку обозначить наиболее насущные проблемы, с которыми сталкивается мусульманская умма. Еще одной проблемой является разобщенность и отсутствие желания договориться, идти на компромиссы. Исламские государства долгое время предпочитали решать свои собственные проблемы в одиночку, только в случае острой необходимости обращаясь к другим странам или к группам стран.

Полагаем, что сейчас пришло время понять, что только единым фронтом, объединенным союзом можно решать серьезные проблемы и задачи, с которыми сталкивается мусульманская умма.

Ни национальные, ни территориальные препятствия не должны быть причиной разногласий мусульман, их разделения на группы, имеющие разных союзников и отличные друг от друга интересы. Политические границы мусульманских государств имеют условный характер, и их следует учитывать для внутренних административных вопросов, но все мусульмане должны придерживаться общего мнения по главным вопросам, затрагивающим интересы всей уммы.

Большинство авторитетных исламских политических и духовных лидеров, правоведов и ученых призывают создать единое межгосударственное объединение исламских стран - союз исламских государств, единых не только религией, но и экономикой, политикой, который может стать центром притяжения как мусульман, проживающих в других частях земного шара, так и истинных верующих других мировых религий.

Сменилась ситуация, когда монопольное право владения технологиями принадлежало представителям западных стран. В настоящее время у мусульман достаточно интеллектуальных ресурсов, которые могут удовлетворить все потребности развивающейся экономики. Задача в концентрации этих ресурсов посредством финансирования НИОКР, научных институтов, инновационных центров, внедрения новых технологий и разработок в халяльный сектор производства товаров, услуг (в т.ч. финансовых).

Следует в ускоренном порядке начать перестройку финансово-экономических систем, приводя их в соответствие с исламскими финансовыми принципами. А успехи и достижения, основанные на применении исламских финансовых канонов, станут отличными доказательствами работоспособности исламской модели функционирования общества и привлекут еще больше сторонников, клиентов и ресурсов.

Если мусульманские страны последовательно и скоординированно перейдут на использование соответствующих шариату финансовых моделей, предприниматели других конфессий постепенно станут перестраивать свой бизнес для взаимодействия с партнерами-мусульманами, и в мире станет меньше несправедливости в деловых взаимоотношениях, экономические операции обретут большую предсказуемость, а мировая экономика сможет развиваться поступательно и без кризисов.


1 Taqi Usmani. The Economic Challenges for the Ummah http://www.albalagh.net/Islamic_economics/economy.shtml

2 Ibid., p. 2.

3 IDB. Annual Report 2014 -http://www.isdb.org/irj/go/km/docs/documents/IDBDevelopments/lnternet/English/IDB/CM/ Publications/Annual_Reports/40th/IDB_Annual_Report_1435H_English.pdf

4 Ibidem.

5 Миру мир. Бруней - http://miry-mir.com/brunei/

6 Taqi Usmani. Op. cit., p. 3.

7 OPEC Annual Statistical Bulletin, Vienna, Austria, 2015. P. 27.

8 Wael Mahdi. Saudi Crude Stocks at Record amid Quest to Keep Share. October 18, 2015 - http://www.bloomberg.com/news/articles/2015 - 10 - 18/saudi-crude-stockpiles-at-record-high-in-august-as-exports-fell

9 Ibid., p. 3.

10 Горохов С. А. Ислам и мировая экономика - http://www.eifgaz.ru/islameconomika_2.htm, с. 5.

11 International Monetary Fund. World Economic Outlook. Adjusting to Lower Commodity Prices. October 2015 -http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/

12 Ibid.; Statistical Appendix, p. 4.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИСЛАМСКАЯ-ФИНАНСОВАЯ-МОДЕЛЬ-ПЛЮСЫ-И-МИНУСЫ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. А. ЗАРИПОВ, ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.02.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИСЛАМСКАЯ-ФИНАНСОВАЯ-МОДЕЛЬ-ПЛЮСЫ-И-МИНУСЫ (date of access: 25.04.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. А. ЗАРИПОВ:

И. А. ЗАРИПОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
385 views rating
21.02.2024 (64 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Catalog: Разное 
7 days ago · From Цеслан Бастанов
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
13 days ago · From Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
19 days ago · From Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
21 days ago · From Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
22 days ago · From Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. ИСЛАМИСТЫ И АРМИЯ. КТО КОГО?
23 days ago · From Цеслан Бастанов
Биографический очерк об уроженце южного Казахстана, генерал-майоре ветеринарной службы Ветрове Виталии Петровиче, (единственного в Российской Федерации) юность, учеба и становление которого происходила в Казахской ССР. Ветров Виталий Петрович — заслуженный ветеринарный врач РФ, кандидат биологических наук, ветеран боевых действий, Председатель Совета ветеранов Ветеринарно-санитарной службы ВС, действительный член Международной академии информатизации., профессор Академии военных наук, Одно из основных направлений деятельности Виталия Ветрова в качестве военно-ветеринарного специалиста — защита территории СССР, стран СНГ и РФ от заноса антропозоонозов и ликвидация инфекционных болезней животных. За 50-летний период службы он прошел путь от ветеринарного фельдшера до руководителя Центрального органа военной ветеринарии страны, от лейтенанта до генерала.
25 days ago · From Виталий Ветров
ТУРЦИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН
26 days ago · From Цеслан Бастанов
ТУРЦИЯ. МЮСИАД И ТЮСИАД. "МУСУЛЬМАНСКИЙ" И "СВЕТСКИЙ" ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ: ЧЬЯ ВОЗЬМЕТ?
28 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android