Libmonster ID: KZ-2001

В годы после провозглашения независимости неоднократно возникали военные конфликты с Пакистаном (1947 - 1948, 1965, 1971 и 1999 годы) и Китаем (1962 год).

Дели продолжает наращивать и совершенствовать военный потенциал страны, особенно ввиду обострения отношений с Пакистаном по кашмирской проблеме. Сейчас по численности индийская армия занимает третье место в мире, имея на вооружении один из мощнейших арсеналов.

"ЗАЩИЩАТЬ, А НЕ ПРАВИТЬ!"

Эти слова, произнесенные премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи на семинаре "Роль армии в системе демократии" 17 марта 2001 года в Нью- Дели, как нельзя лучше характеризуют задачи и положение вооруженных сил в современной Индии. Главной их задачей объявлено обеспечение территориальной целостности государства и защита от внешней агрессии. Кроме того, армия оказывает помощь гражданским властям во время внутренних беспорядков, а также в спасательных операциях во время стихийных бедствий. Армейские части и подразделения участвуют в контртеррористических операциях в штате Джамму и Кашмир и на северо- востоке страны.

Индийские вооруженные силы стоят вне политики и находятся под контролем политического руководства страны. Деятельность политических партий в армии запрещена. Военнослужащие имеют право голосовать на выборах в законодательные органы, но не могут выставлять на них свои кандидатуры. Им запрещается состоять в политических партиях, профсоюзных и других общественных организациях, принимать участие в мероприятиях политического характера, выступать в средствах массовой информации и давать интервью (за исключением высшего военного руководства).

В отличие от некоторых соседних стран, в Индии за годы независимости военными не было предпринято ни одной попытки государственного переворота, что во многом объясняется сложившейся в стране системой гражданского контроля. В частности, в 1947 году были назначены главнокомандующие каждым видом вооруженных сил (вместо одного главнокомандующего Индийской армией в колониальный период), а также учрежден комитет обороны кабинета министров, в работе которого участвовали наряду с премьер-министром министр обороны, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр финансов. С принятием в 1950 году Конституции Индии верховное командование вооруженными силами было возложено на президента страны. Однако практически политику в области обороны и вооруженных сил в Индии формулирует и утверждает кабинет министров во главе с премьером. В 1955 году должности главнокомандующих видами вооруженных сил были упразднены, а их руководители были назначены начальниками штабов соответственно сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил.

Особую роль в управлении вооруженными силами играет система комитетов, создаваемых на разных руководящих уровнях. В 1962 году, после индо- китайского конфликта, комитет обороны был заменен комитетом кабинета министров по чрезвычайному положению, который в 1971 году был преобразован в комитет кабинета министров по политическим делам. В отличие от комитета по обороне, комитет по политическим делам стал рассматривать более широкий спектр вопросов. В 1997 году он был переименован в комитет кабинета министров по безопасности (ККМБ). В круг его задач входит обсуждение проблем обороны, внутренней безопасности, ядерной политики и других стратегических вопросов. ККМБ возглавляет премьер-министр; членами комитета являются министры обороны, внутренних и иностранных дел, а также министр финансов. На заседания комитета при необходимости приглашают и других членов правительства, начальников штабов видов вооруженных сил и секретарей министерств.

Правительственные директивы по всем оборонным вопросам претворяет в жизнь министерство обороны Индии, возглавляемое гражданскими лицами, - министром обороны и его заместителем - государственным министром обороны. Министр обороны председательствует на заседаниях комитета министра обороны, который принимает решения по вопросам, касающимся вооруженных сил. Ему подчиняется ряд комитетов, например, по производству, по научным исследованиям и опытно-конструкторским работам, а также Комитет начальников штабов. Последний состоит из руководителей видов вооруженных сил и отвечает за консультирование правительства по военным вопросам. Комитету начальников штабов подчиняется ряд подкомитетов по вопросам планирования, управления, разведки, связи, обучения и т.п.

Впервые за годы независимости с приходом к власти ныне правящей "Бхаратия джаната парти" (БДП) в Индии начался пересмотр системы организации обороны, национальной безопасности и разведки. В ноябре 1998 года правительство учредило в качестве совещательного органа Совет национальной безопасности (СНБ) с группой стратегической политики и консультативным советом по национальной безопасности. Одновременно главный секретарь премьер-министра Индии Браджеш Машра был назначен советником по национальной безопасности.

После Каргильского вооруженного инцидента летом 1999 года, когда армии Индии в течение нескольких месяцев пришлось вести ожесточенные бои с вторгнувшимися на территорию штата Джамму и Кашмир мусульманскими сепаратистами, поддерживаемыми Пакистаном, был создан комитет для выявления недостатков существующей системы. Изучение его

стр. 20


рекомендаций и выработка предложений 17 апреля 2000 года была поручена группе министров.

В подготовленном этими министрами докладе содержались рекомендации, которые 11 мая 2001 года были одобрены правительством Индии. В частности, предлагалось учредить пост начальника штаба обороны, командование стратегическими силами, совет оборонных поставок, разведывательное агентство обороны, Андаманское и Никобарское объединенное командование, интегрированный штаб в Министерстве обороны с расширенными административными полномочиями. Эти преобразования направлены на то, чтобы интегрировать деятельность трех видов вооруженных сил Индии в рамках единого штаба обороны для обеспечения совместного планирования, обучения и формулирования стратегической политики безопасности. Для координации оборонной и внешней политики в структуру штаба обороны вводится представитель министерства иностранных дел в ранге заместителя секретаря.

АРМИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Вооруженные силы Индии - профессиональные. Комплектуются они на добровольной основе. Они состоят из трех видов, а также общих служб и организаций (например, военно-инженерной службы, медицинской службы, генерального управления оборонным имуществом, организации армейских закупок, Национального колледжа обороны, Колледжа оборонного управления и др.).

Самый многочисленный вид вооруженных сил Индии - сухопутные войска (СВ). К настоящему времени в стране сложилась система управления сухопутными войсками через пять региональных тактических командований и одно функциональное Учебное командование. Войска, размещенные на территории региональных командований СВ, сгруппированы в корпуса. Каждый штаб тактического командования имеет в подчинении два-три корпуса.

В основные наступательные соединения входят три ударных корпуса, каждый из них состоит из бронетанковой дивизии, двух пехотных дивизий и частей поддержки. Остальные корпуса состоят из двух-четырех пехотных дивизий и частей поддержки и ориентированы в основном на оборонные действия. Помимо бронетанковых, пехотных и горно-пехотных дивизий, в составе войск имеются пехотные дивизии для действий на равнинах (РПДДР). По численности они немного меньше, чем пехотные дивизии, но более механизированы и лучше приспособлены для ведения боевых действий совместно с бронетанковыми силами.

В настоящее время индийские СВ состоят из 12 корпусов, которые объединяют 36 дивизий: 3 бронетанковые, 4 РПДДР, 18 пехотных, 10 горно-пехотных, одну артиллерийскую. Кроме того, в составе сухопутных войск имеются отдельные бригады: 8 бронетанковых, 8 пехотных, 1 парашютно-десантная, 15 артиллерийских, 6 бригад ПВО, 2 группы ракет класса "земля-воздух", 6 инженерных бригад, 14 вертолетных подразделений армейской авиации. Общая численность СВ Индии составляет около 1100 тысяч человек.

На вооружении индийских сухопутных войск 15 пусковых установок и 75 оперативно-тактических ракет "Притхви" класса "земля-земля", 3414 танков (включая 700 единиц Т-55 и 1500 единиц Т-72М1), 700 единиц боевых машин пехоты БМП, 900 единиц БМП-2, 157 бронетранспортеров, 100 боевых разведывательно-дозорных машин разведывательных машин "Феррет" и 110 БРДМ-2, 3460 артиллерийских орудий и гаубиц, 180 самоходных гаубиц, 150 реактивных систем залпового огня, 5000 единиц 81-миллиметровых и 1500 единиц 120-миллиметровых минометов, 3615 орудий зенитной артиллерии, более 2484 различных зенитно-ракетных комплексов, около 300 вертолетов армейской авиации, радары, тягачи и другая техника.

На момент достижения независимости у Индии имелось семь эскадрилий и одно звено воздушного наблюдения. Однако после раздела страны ряд баз и других объектов ВВС оказались на территории Пакистана.

В настоящее время ВВС имеют

стр. 21


пять оперативных и два функциональных командования. В зоне ответственности каждого командования ВВС размещены авиационные базы и передовые подразделения базовой поддержки, ракетные системы класса "земля- воздух", радары и другое оборудование. Оперативные командования через управленческие звенья объединяют 45 эскадрилий, 20 вертолетных подразделений.

Всего индийские ВВС располагают следующими вооружениями: 835 боевых самолетов (в основном МиГ-21, МиГ-23, Миг-27, МиГ-29 различных модификаций, а также 40 "Мираж-2000Н", 100 "Ягуар" и 18 Су-30К); 154 учебно-боевых самолета; 181 самолет транспортной авиации, 290 вертолетов, 362 учебных самолета и вертолета, 62 разведывательных самолета, а также - несколько самолетов "Боинг-707" и "Боинг-737", обслуживающих высокопоставленных лиц. В 2001 году численность ВВС достигла 130 тысяч человек, включая гражданский персонал.

Военно-морские силы (ВМС) со штабом в Бомбее на момент обретения Индией независимости насчитывали 11 тысяч военных моряков. В составе ВМС было 32 старых судна, способных вести только прибрежное патрулирование. В 2001 году численность ВМС выросла до 53 тысяч человек, включая в том числе в морской авиации - пять тысяч и около двух тысяч коммандос из диверсионно- десантных сил морской пехоты. Командование ВМС организовано по региональному принципу: Западное, Восточное и Южное. Первое из них отвечает за морскую оборону в районе Аравийского моря, второе - Бенгальского залива, а третье - за всю учебную деятельность ВМС. Первые два командования имеют в своем подчинении соответственно западный и восточный оперативные флоты.

В настоящее время в составе ВМС свыше 100 боевых кораблей (в том числе авианосец, 8 эсминцев с управляемым ракетным оружием (УРО), 4 фрегата УРО, 20 корветов УРО, 8 фрегатов, 4 корвета, 17 подводных лодок, 10 больших сторожевых катеров, пять быстроходных патрульных катеров, 20 боевых десантных кораблей и катеров, 18 минных тральщиков, 2 учебных судна, 2 парусных учебных судна, 2 транспортных корабля, исследовательское судно, И гидрографических судов, а также 36 вспомогательных судов (в том числе 9 танкеров, плавучая база подводных лодок, плавучий госпиталь).

На войска береговой охраны (БОХР), созданные в 1977 году в рамках ВМС, были возложены обязанности по надзору и поддержанию порядка в морских зонах Индии в мирное время. Статус отдельных сил Индийского Союза они получили в 1978 году. В начале существования БОХР имела на вооружении только два фрегата, выделенных ВМС, и пять патрульных катеров, переданных министерством внутренних дел Индии. К 2001 году в составе войск БОХР (4,6 тысячи человек) были 12 морских сторожевых кораблей, 21 патрульный катер, 16 катеров, 3 судна на воздушной подушке, 17 самолетов береговой разведки "Дорньер-228", и 18 легких вертолетов. Все побережье Индии и морские зоны разделены на 3 региона (которые, в свою очередь, делятся на 11 районов) береговой охраны. Войска БОХР охраняют 2,01 миллиона квадратных километров экономической зоны Индии. Кроме того, береговая охрана Индии выполняет функции Национальной администрации по координации морских поисковых и спасательных операций.

В соответствии с решениями правительства 11 мая 2001 года в октябре 2001 года создано новое Андаманское и Никобарское командование (АНК) театра военных действий со штабом в Порт Блэр - это объединенное командование трех видов вооруженных сил страны. Главная задача АНК заключается в отслеживании и противодействии военной и террористической деятельности в Бенгальском заливе и прилегающих водах. Особую тревогу у Индии вызывает пиратство, а также контрабанда оружия и наркотиков в Андаманском море. Кроме того, создание АНК дает возможность контролировать стратегические морские пути - вход в Малаккский пролив и через него в Южно-Китайское море.

АНК возглавляют представители трех видов вооруженных сил, сменяемые по принципу ротации. Первым командующим АНК назначен вице-адмирал ВМС Индии Арун Пракаш, в чьи функции входит управление всеми подразделениями сухопутных войск, ВМС, ВВС и БОХР, размещенными на островах. В настоящее время ВМС имеют на Андаманских и Никобарских островах 14 больших кораблей в гавани Порт Блэр. Морская разведывательная авиация базируется в аэропорту в Кэмпбелл Бэй. На островах также размещены подразделения сухопутных войск на уровне бригады (около 3,5 тысячи человек), численность которых в последующем предполагается довести до уровня дивизии (около восьми тысяч человек).

Командующий АНК подчиняется непосредственно начальнику интегрированного штаба обороны -представителю одного из трех видов вооруженных сил, также сменяемому по принципу ротации. Первым на этот пост в октябре 2001 года был назначен генерал-лейтенант Панкадж Джоши. В системе оборонного управления интегрированный штаб обороны - орган временный. Его начальник подчиняется председателю Комитета начальников штабов, а после назначения начальника штаба обороны станет его первым заместителем.

5 марта 2002 года начало действовать разведывательное агентство обороны под руководством заместителя начальника интегрированного штаба от сухопутных войск генерал-лейтенанта Камал Давара. В настоящее время процесс реформирования еще не окончен, но уже возникают определенные трудности при подборе кадров.

"ВТОРАЯ ЛИНИЯ ОБОРОНЫ"

Кроме обычных вооруженных сил в Индии имеется Территориальная армия (ТА), которая рассматривается в качестве "второй линии обороны" страны. Ее задача - облегчить бремя гарнизонных обязанностей регулярных частей; помогать гражданским властям в борьбе со стихийными бедствиями и в поддержании функционирования важных отраслей экономики в ситуациях, когда общественная жизнь или безопасность страны под угрозой; а также предоставлять в случае необходимости подразделения для регулярной армии. Личный состав ТА при необходимости в состоянии заменить специалистов в доках и портах, на железных дорогах и внутренних водных путях, управлять техникой и т.д.

Будучи резервной силой, территориальная армия представляет собой организацию подразделений, сформированных на добровольной основе из граждан всех слоев общества в возрасте от 20 до 40 лет, у которых есть возможность пройти военную подготовку. В большинстве случаев, они несут службу неполный рабочий день, продолжая в свободное время заниматься своими обычными гражданскими делами.

ТА была создана англичанами в 1920 году и состояла из двух частей: "вспомогательных сил", набранных из европейцев и англо-индийцев, и "индийских территориальных сил", в которых служили только индийцы. После достижения независимости в 1948 году был принят Закон о территориальной армии. Изначально ТА имела в своем составе части и подразделения различного типа: войсковой

стр. 22


полк, пехотный батальон, подразделение противовоздушной обороны, медицинский полк, береговую батарею, инженерную роту, полк связи. К 1972 году эти части и подразделения были либо распущены, либо переданы в регулярную армию, за исключением пехотных батальонов. Впоследствии в дополнение к пехотным батальонам был сформирован ряд ведомственных подразделений ТА из служащих правительственных ведомств и предприятий государственного сектора.

В настоящее время территориальная армия состоит из 31 пехотного батальона и 19 ведомственных подразделений (железнодорожно-инженерных полков, госпиталей общего назначения, подразделений связи, экологических подразделений и других) с общей численностью личного состава по штату 40085 человек. Правда, в министерстве обороны Индии высказываются рекомендации о необходимости увеличения к 2007 году ее численности до 80 - 100 тысяч человек.

Учащаяся молодежь (школьники, студенты колледжа) на добровольной основе может получить начальную военную подготовку в Национальном кадетском корпусе (НКК). Во время войн с Пакистаном в 1965-м и 1971 годах выпускники НКК были задействованы во "второй линии обороны" страны. Их использовали, главным образом, для обеспечения перевозок провианта для армии, а также в качестве патрульных команд для поимки забрасываемых в тыл вражеских парашютистов. Они тесно сотрудничали с подразделениями Гражданской обороны, участвовали в спасательных работах и регулировании дорожного движения.

Кадетский корпус подчиняется непосредственно министерству обороны и возглавляется генеральным директором в звании генерал-лейтенанта. Корпус состоит из 16 директоратов, каждым из которых командует офицер равный по званию бригадному генералу. В директораты объединяются группы, которые делятся на батальоны, состоящие из рот (в колледжах), или отрядов (в школах). Кадетам не обязательно после окончания корпуса поступать на службу в Индийские вооруженные силы.

Подготовка кадетов в школах и колледжах проводится в выходные дни. Кроме того, для кадетов организуются различные лагеря, где они учатся обращению с оружием, умению читать карту, проходят физическую и специальную подготовку. В мае 2000 года НКК функционировал в 7220 школах и 5043 колледжах. К 2001 году численность Национального кадетского корпуса возросла со 167 тысяч (1948 год) до 1193 тысяч кадетов. Ныне колледж - самое массовое молодежное движение в Индии.

Частью национальной обороны Индии также является Гражданская оборона (ГО) - одна из двух добровольных вспомогательных организаций граждан. Индо-китайский 1962 года и индо-пакистанский 1965 года конфликты заставили пересмотреть ее рамки и организацию. 24 мая 1968 года был принят Закон о гражданской обороне. По этому закону центральное правительство Индии установило единые правила в сфере гражданской обороны, правительство штата может сформировать для действий в любом районе штата корпус гражданской обороны под командованием контролера, а также назначить директора ГО для координации действий контролеров внутри штата. Хотя этот закон применим к территории всей страны, гражданская оборона была сформирована в таких районах и зонах, которые считаются уязвимыми для вражеского нападения с тактической и стратегической точек зрения.

В основном подразделения ГО организованы на добровольном принципе, за исключением небольшой группы оплачиваемого персонала. Кроме прохождения обучения и демонстрации мер гражданской обороны в мирное время, члены организации также на добровольной основе участвуют в строительных работах, оказывают содействие властям в спасательных работах и ликвидации последствий таких стихийных бедствий, как наводнения, землетрясения, циклоны, засухи. На 2001 год штатная численность добровольцев ГО составляла 1219 тысяч человек, из которых было набрано 580 тысяч.

Вторая вспомогательная организация - Внутренняя гвардия (ВГ). Она была создана во время массовых беспорядков и межобщинных столкновений в декабре 1946 года в Бомбее в качестве добровольной гражданской организации содействия властям и полиции в деле поддержания правопорядка. Подобные добровольные формирования, образованные впоследствии в других штатах и союзных территориях, было решено объединить в единую организацию. В Г существует во всех штатах и союзных территориях Индии, кроме Кералы.

Подразделения организации набираются в соответствии с законами и правилами о Внутренней гвардии, принятыми в штатах и союзных территориях. Однако политику относительно роли, цели, набора, обучения, экипировки, штатного расписания и других важных вопросов организации гвардии определяет министерство внутренних дел Индии. Расходы на ее содержание обычно распределяются между центром и штатами.

Есть два типа гвардии: городская и сельская. Все граждане Индии в возрасте от 18 до 50 лет могут вступить в организацию. Обычно членство в ней длится от трех до пяти лет. Члены ВГ в свободное время обучаются обращению с оружием, навыкам спасения людей, оказанию первой помощи, устранению последствий стихийных бедствий, тушению пожаров, а также проходят подготовку в полиции.

Будучи вспомогательными силами полиции, они привлекаются для обеспечения законности и правопорядка во время проведения выборов, устройства празднеств и других массовых мероприятий. Внутренней гвардии также поручается некоторая часть обязанностей гражданской обороны в случае чрезвычайных обстоятельств, например, во время воздушных налетов, пожаров, циклонов, эпидемий, землетрясений и т.д. Подразделения ВГ оказывают содействие властям в обеспечении населения водой, поддержании функционирования транспортного сообщения и других важных хозяйственных служб во время нештатных ситуаций. В 2001 году общая их штатная численность составляла 573793 человека, из которых было набрано 490993.

"СТРАЖИ СЕВЕРО-ВОСТОКА", "ЧЕРНЫЕ КОТЫ" И ДРУГИЕ

Помимо частей и подразделений вооруженных сил в Индии функционируют военизированные формирования и подразделения специального назначения. По конституции обеспечение общественного порядка и полиция находятся в компетенции штатов, а не центра. Однако политику по вопросам полиции формирует министерство внутренних дел Индии, выступая в качестве связующего звена между центром и штатами. Правительство Индии может издавать исполнительные директивы по поддержанию общественного правопорядка, а также оказывать помощь и содействие штатам в этой сфере, предоставляя в случае необходимости различные военизированные формирования - полицейские силы центрального подчинения.

Старейшее военизированное формирование Индии - "Стражи северо-востока", так часто называют "Ассамских стрелков". Они появились при англичанах еще в 1835 году под именем "Качарских рекрутов" для охраны чайных плантаций на равнинах Ассама. С 1917 года оно носит свое теперешнее назва-

стр. 23


ние. До 1965 года "Ассамские стрелки" находились в подчинении министерства иностранных дел, ведавшего делами Северо-восточной пограничной провинции, затем -министерства внутренних дел.

С 1947-го по 2001 год формирование выросло с 5 до 33 батальонов. В настоящее время "Стражей северо-востока" около 52 тысяч, в основном они заняты охраной северо-восточного сектора межгосударственной границы, поддержанием правопорядка, а также ведут противоповстанческие операции в северо-восточных штатах Индии. Хотя "Ассамские стрелки" организационно относятся к министерству внутренних дел, почти все формирование находится в оперативном подчинении штаба сухопутных войск.

Аналог внутренних войск в Индии также был создан англичанами в 1939 году в качестве Представительских полицейских сил Британской короны. После обретения Индией независимости они были реорганизованы в военизированное формирование в соответствии с принятым в 1949 году Законом о Центральных силах резервной полиции (ЦСРП). Вначале подразделения этих полицейских сил были размещены на западной границе страны и в Джамму и Кашмире. 21 октября 1959 года они приняли на себя первый удар китайского нападения в Ладакхе. Тогда их небольшой патруль попал в китайскую засаду, в которой погибли 10 человек. Дата их гибели каждый год отмечается в Индии как День памяти полиции.

Главная задача ЦСРП - защита штатов от внутренних беспорядков, борьба с терроризмом, поддержание законности и правопорядка, обеспечение безопасности при проведении выборов, содействие гражданским властям в преодолении последствий стихийных бедствий. Подразделения резервной полиции проводили и проводят операции против вооруженных экстремистов в северо-восточной Индии, сепаратистов и террористов в Пенджабе и Кашмире, наксалитов в Западной Бенгалии, Андхра-Прадеш, Бихаре и Джхаркханде.

С 1939-го по 2001 год это формирование выросло с одного батальона до 141 батальона, включая 10 батальонов сил быстрого реагирования, созданных в 1992 году для борьбы с межобщинными столкновениями. В 2001-м численность его личного состава составляла 181163 человека. Это единственное военизированное формирование в Индии, имеющее в своем составе два женских батальона.

После индо-китайского конфликта в октябре 1962 года была создана Индо- тибетская пограничная полиция (ИТПП), в функции которой входили разведка и обеспечение системы безопасности вдоль границы с КНР в районе Тибета (от перевала Каракорум в Ладакхе до перевала Липулекх). Формирование учреждалось в соответствии с Законом о Центральных силах резервной полиции, однако в 1992 году парламент Индии принял отдельный Закон о Силах индо-тибетской пограничной полиции. К 2001 году было набрано 29 батальонов ИТПП, общая численность формирования составила 30356 человек. Кадры пограничной полиции в основном привлекаются из полицейских сил штатов по принципу делегирования, но бывают и прямые наборы новобранцев.

Формирование было задумано как особого рода партизанские и разведывательно-диверсионные силы, предназначенные для проведения операций главным образом в суровых и диких районах Гималаев. Со временем функции ИТПП расширились. Теперь ее подразделения выполняют задачи по охране границы, предотвращению незаконной иммиграции и контрабанды, обеспечению безопасности важных объектов. За годы своего существования Индо-тибетская пограничная полиция приобрела также опыт в обеспечении безопасности высших должностных лиц и проведении противоповстанческих и контртеррористических операций. В ее составе имеется несколько подразделений коммандос, которые охраняют большинство иностранных посольств в Индии.

Пограничные силы безопасности (ПСБ) - как официально называются пограничные войска Индии - были сформированы 1 декабря 1965 года в ответ на вторжение Пакистана в районе Качского Ранна. До этого индо-пакистанскую границу охраняли батальоны вооруженной полиции штатов. Пакистанское нападение на их посты продемонстрировало неспособность вооруженной полиции эффективно противостоять агрессии, и правительством Индии было принято решение о создании центрального специализированного формирования. В 1965 году в составе ПСБ было 25 батальонов. К началу 2001 года их число возросло до 160. Формирование усилено 20 артиллерийскими батареями. Оно имеет в своем составе ряд вспомогательных подразделений и учебных центров. В настоящее время погранвойска самые многочисленные военизированные формирования Индии с численностью личного состава около 190 тысяч человек.

Главная задача ПСБ - обеспечение безопасности индо-пакистанской и индо- бангладешской границ Индии. У пограничников есть полномочия производить аресты, обыски и конфискации в пределах определенного пояса в районе границы, размеры которого в каждом штате разные. Как и другие военизированные формирования, ПСБ также привлекаются для выполнения обязанностей по обеспечению внутренней безопасности, включая противоповстанческие операции на северо-востоке Индии и в штате Джамму и Кашмир.

Для охраны и защиты предприятий государственного сектора экономики в марте 1969 года МВД Индии были образованы Центральные силы промышленной безопасности (ЦСПБ). Статус центрального военизированного формирования они обрели после принятия в 1983 году Закона о ЦСПБ. Изначально эти силы были организованы по батальонному принципу, но позже их структура изменилась в соответствии с фактическими потребностями промышленных объектов. За время существования формирования его численность возросла с 2800 человек в 1969-м до 95933 человек в 2001 году.

В функции Центральных сил промышленной безопасности входят защита государственных предприятий от террористических нападений, а также борьба с саботажем, подрывной и другой антиобщественной деятельностью на них. ЦСПБ обеспечивают безопасность 257 жизненно-важных предприятий по всей стране, таких как АЭС, космические объекты, заводы оборонной промышленности, нефтяные промыслы и нефтеперерабатывающие заводы, основные порты, предприятия тяжелого машиностроения, металлургические комбинаты, плотины, аэропорты, электростанции и др. Закон наделяет личный состав сил определенными полномочиями производить аресты и обыски.

В последнее время Центральные силы промышленной безопасности находят новые сферы применения. В частности, по просьбе Национальной дорожной администрации Индии они стали в качестве эксперимента обеспечивать безопасность шоссе Дели-Джайпур. В их обязанность входит регулирование дорожного движения, наложение штрафов на нарушителей правил движения, недопущение неправильной парковки автомобилей на проезжей части дороги, предоставление первой помощи во время аварий, а также охрана имущества дорожной администрации.

Вскоре после угона 24 декабря 1999 года исламскими террористами самолета "Индийских авиали-

стр. 24


ний" в Кандагар правительство Индии решило возложить на ДСП Б обязанности по охране аэропортов, безопасность которых ранее обеспечивала местная полиция. С этой целью в 2000 году из состава ЦСПБ были выделены и размещены в 20 аэропортах страны специально приготовленные Силы авиационной безопасности. После нападения на Красный форт в Дели, совершенного 22 декабря 2000 года боевиками мусульманской группировки "Лашкар-и-таиба", к марту 2001 года под охрану Центральных сил были взяты 45 правительственных здании в столице.

В июне 1984 года индийские войска и силы безопасности в ходе операции "Голубая звезда" очистили самую большую сикхскую святыню - Золотой храм в городе Амритсаре - от засевших в нем вооруженных сикхских экстремистов. В ходе операции вместе с экстремистами погибло много мирных паломников, а самой святыне был причинен материальный ущерб. Это вызвало взрыв негодования среди сикхов и послужило причиной убийства сикхскими охранниками премьер-министра страны Индиры Ганди. Штурм Золотого храма и его последствия продемонстрировали острую необходимость существования формирования, специально подготовленного для борьбы с терроризмом. Им стала Гвардия национальной безопасности (ГНБ), созданная в соответствии с принятым в 1986 году Законом о ГНБ.

Основные функции этого небольшого (около 7,4 тысячи человек) формирования - устранение террористических угроз на жизненно-важных объектах, в зданиях, а также в любых заданных районах; противодействие угонам, включая пиратство в воздухе и на суше; освобождение похищенных заложников. Кроме того, сотрудники ГНБ обеспечивают охрану высокопоставленных лиц, проводят противодиверсионные проверки мест, посещаемых ими с визитами, или публичных митингов, занимаются обнаружением и обезвреживанием взрывных устройств. Из-за своих черных комбинезонов и черных подшлемников сотрудники ГНБ получили прозвище "черных котов". В столичном аэропорту Палам в постоянной готовности на случай захвата заложников находится команда из 50 - 90 сотрудников ГНБ и самолет ИЛ-76 для их доставки. В составе ГНБ имеется также высокопрофессиональный отряд по обезвреживанию взрывчатки. Часть сотрудников ГНБ прикомандирована к Специальной группе охраны, которая отвечает за безопасность премьер- министра страны.

Помимо шести вышеупомянутых сил безопасности министерства внутренних дел Индии к центральным военизированным формированиям также относятся Силы защиты железных дорог (СЗЖД) и "Государственные стрелки" (ГС), подчиняющиеся соответственно министерствам железных дорог и обороны.

Основные обязанности СЗЖД - защита и охрана железнодорожного имущества; устранение препятствий в железнодорожном движении и осуществление других действий, способствующих лучшей защите и безопасности железнодорожного имущества. Закон наделяет сотрудников СЗЖД полномочиями в определенных случаях задерживать подозрительных лиц без ордера на арест с последующей передачей задержанного полиции и производить обыски также без ордера. Общая численность СЗЖД к 2001 году - около 70 тысяч человек.

В 1990 году правительство Индии приняло решение о создании элитного военизированного формирования "Государственные стрелки" для борьбы с боевиками в штате Джамму и Кашмир, а также для того, чтобы уменьшить непосредственное вовлечение армии в противоповстанческие операции. Его общая численность - 36 батальонов, основная часть которых размещена в Джамму и Кашмире. До Каргильского инцидента 1999 года батальоны ГС были сведены в два соединения (каждое равное по численности армейской дивизии): Силы "Победитель" в Авантипуре и Силы "Дельта" - в Доде. В сентябре 1999 года были созданы Силы "Кило", а в марте 2000-го - Силы "Ромео". В 2000 году численность "Государственных стрелков" составляла 40 тысяч человек.

В некоторых штатах, кроме гражданской полиции (личный состав полицейских участков), есть вооруженная полиция, которая находится в резерве, а также выполняет обязанности охраны и сопровождения. Общая численность полиции в Индии в 2001 году - 1,4 миллиона человек (в том числе 370 тысяч относятся к вооруженной полиции).

стр. 25


Несмотря на размещение центральных военизированных формирований в различных неспокойных районах страны, оказалось невозможным удовлетворить все запросы штатов. Поэтому была принята концепция Индийских резервных батальонов (ИРБ). От обычных батальонов вооруженной полиции они отличаются более высоким уровнем подготовки к контртеррористическим и противоповстанческим операциям. Ответственность за набор в ИРБ и их содержание лежит на правительствах штатов.

Таким образом, кроме регулярных вооруженных сил в Индии более миллиона человек постоянно находятся "под ружьем" в различных военизированных формированиях и подразделениях вооруженной полиции. Причем, на случай военных действий военизированные формирования могут передаваться под оперативный контроль армии для выполнения задач во "второй линии обороны".

ЯДЕРНЫЙ ВЫБОР ИНДИИ

11 и 13 мая 1998 года Индия провела испытания трех и двух ядерных устройств, и, таким образом, обрела статус шестой ядерной державы. Немного позднее, 28 и 30 мая, Пакистан также осуществил испытательные ядерные взрывы, придерживаясь принципа равных ответных действий".

Оправдывая свои действия, правительство Индии (страны, не подписавшей ни Договор о нераспространении ядерного оружия, ни Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний) ссылалось на соображения безопасности, и на то, что обладающие ядерным оружием постоянные члены Совета Безопасности ООН не собирались расставаться со своими ядерными арсеналами. Еще одной причиной проведения испытаний назывались рекомендации ученых, которым требовалось на практике проверить достижения.

Со времени первого испытания ядерного устройства в "мирных целях" в 1974 году Индия длительное время воздерживалась от вступления в клуб ядерных держав, несмотря на обеспокоенность ядерным потенциалом Китая, у которого имеются территориальные притязания к Индии и который активно развивает военное сотрудничество с Пакистаном. Как представляется, проведением ядерных испытаний Дели стремился заявить об Индии как о стране не только регионального, но и мирового масштаба. Кроме того, победившая на всеобщих парламентских выборах в 1998 году "Бхаратия джаната парти" пыталась таким образом завоевать популярность среди избирателей.

Обещания относительно повышения обороноспособности, переоценки ядерной политики и приверженности выбору обладания ядерным оружием содержались в предвыборном манифесте партии "Национальная повестка дня для управления".

Вскоре после Каргильского инцидента, в августе 1999 года, был обнародован проект ядерной доктрины страны, подготовленный консультативным советом по национальной безопасности. В соответствии с этим документом основной задачей индийских ядерных сил названо предотвращение применения и угрозы применения ядерного оружия любым государством или сообществом против Индии и ее вооруженных сил. Страна намерена придерживаться доктрины "минимального, но надежного ядерного сдерживания". Индия не станет первой наносить ядерный удар, но готова к ответным действиям в случае провала политики сдерживания. Она также отказывается от применения ядерного оружия и от угрозы его применения в отношении государств, не обладающих ядерным оружием. Ядерный арсенал страны будет базироваться на классической триаде: 1) стратегическая авиация; 2) баллистические ракеты наземного базирования; 3) ракеты морского базирования.

Некоторые индийские политологи, высказывали мнение, что и обнародование ядерной доктрины, и обеспокоенность состоянием национальной безопасности следует объяснять стремлением получить преимущество на выборах, а также, чтобы отвлечь общественное внимание от вопроса о том, почему стал возможен Каргильский инцидент.

Индия продолжает создавать средства доставки ядерного оружия. К настоящему времени разработаны и проходят испытания несколько типов ракет. Из них только ракета "Притхви" с дальностью полета от 150 до 250 километров (в зависимости от полезной нагрузки) принята на вооружение индийской армии. Сухопутные войска также начали готовиться к приему на вооружение баллистической ракеты среднего радиуса действия "Агни-II" с дальностью полета свыше двух тысяч километров (дальность предыдущей версии "Агни-Г около одной тысячи километров). В дополнение к ним создаются ракета "Акаш" класса "земля-воздух", способная поражать воздушные цели на высоте до 25 километров, противотанковая ракета "Наг", морская ракета "Тришул" для уничтожения воздушных целей и противокорабельных ракет и ракета "Дхануш" - морская версия ракеты "Притхви".

Таблица

Численность видов вооруженных сил Индии, а также различных военизированных и специализированных формирований

Название вида вооруженных сил/формирования

Численность (чел.)

Сухопутные войска

1100000

Военно-воздушные силы

130000*

Военно-морские силы

53000

Береговая охрана

4600

Территориальная армия

40085

Национальный кадетский корпус

1193393

"Ассамские стрелки"

52000

Центральные силы резервной полиции

181163

Индо-тибетская пограничная полиция

30356

Пограничные силы безопасности

190000

Центральные силы промышленной безопасности

95933

Гвардия национальной безопасности

7400

Силы защиты железных дорог

70000

"Государственные стрелки"

40000

Специальные пограничные силы

10000

Специальная группа охраны

3000

Вооруженная полиция штатов

370000

Гражданская оборона

580000

Внутренняя гвардия

490993

* включая гражданский персонал.

стр. 26


СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ?

Еще один важный аспект национальной безопасности - оснащенность армии страны новейшими типами вооружений и боевой техники. Длительное время главным партнером Индии в сфере военно-технического сотрудничества оставался Советский Союз, а индийская армия на 80 процентов была укомплектована советским оружием.

С распадом СССР военно-технические связи с Индией были разрушены. Однако период охлаждения в отношениях двух стран быстро прошел, и уже в 1993 году между Россией и Индией было подписано Соглашение о военном сотрудничестве. В следующем 1994 году среди прочих документов было подписано Соглашение о реализации долгосрочной Программы военно- технического сотрудничества (ВТС) на период до 2000 года. В 1998 году действие этой Программы было продлено до 2010 года. Во время визита в Индию президента РФ В. В. Путина, в октябре 2000 года, было подписано соглашение о создании Межправительственной российско-индийской комиссии по ВТС.

За последние годы сотрудничество в оборонной сфере между Россией и Индией динамично развивается по двум направлениям: 1) поставки военной техники и вооружений; 2) реализация совместных проектов по производству военной техники и совместных научных исследований. В декабре 2000 года в Иркутске был подписан генеральный контракт между корпорацией "Хиндустан Аэронотикс Лимитед" и "Рособоронэкспортом" о лицензионном производстве в Индии 140 истребителей СУ-30МКИ, которое рассчитано на 20 лет. В марте 2001 года Индия подписала с Россией контракт на покупку 310 танков Т-90С, из которых 124 поставляются из России, а сборка остальных будет производиться на заводе в Авади в штате Тамилнад. К 2004 году они должны поступить в войска. Решение о покупке Т-90С последовало за приобретением Пакистаном у Украины 320 танков Т-80ДУ. В июне 2001 года успешно проведены испытания сверхзвуковой крылатой ракеты "БраМос" (от сокращенного названия двух рек - Брахмапутры и Москвы), созданной совместно Россией и Индией. С 1994 года идут переговоры о продаже авианесущего крейсера "Адмирал Горшков"; сейчас они находятся уже в заключительной стадии. С 1988-го по 1991 год Индия арендовала советскую атомную подводную лодка серии 670А "Скат" ("Чарли" - по классификации НАТО). Под названием "Чакра" она входила в состав Индийских ВМС. После окончания срока аренды подводная лодка была возвращена России. В прессе появились сообщения о возможной новой аренде атомной подводной лодки у России. Однако официально эти сообщения не были ни опровергнуты, ни подтверждены.

Вместе с тем, Индия в последнее десятилетие пытается диверсифицировать источники поступления вооружений и оборонных технологий. В частности, в конце 90-х годов был заключен договор с Израилем на поставку электроники для индийских МиГ-21 "Бис". В июне 2001 года Индия и Франция подписали соглашение о совместном производстве подводных лодок. В марте 2002 года Индия подписала с Польшей контракт на модернизацию танков Т-72, чтобы продлить срок их службы до 2015 года.

В результате террористических актов 11 сентября 2001 года активизировалось военно-техническое сотрудничество между Индией и США, которые отменили санкции, введенные против Индии после проведения в 1998 году ядерных испытаний. Администрация Буша разрешила продажу двигателей и авионики для осущкствления проекта по созданию легкого индийского истребителя. В ноябре 2001 года состоялся визит в Индию министра обороны США Дональда Рамсфелда, а 17 - 18 февраля 2002 года Индию с двухдневным визитом посетил председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Ричард Б. Майерс. Вслед за ним в Индию прибыла делегация американских военных во главе с генерал-майором Брюсом Скоттом. Она вела переговоры о продаже Индии радаров "Файерфайндер", которые обнаруживают ракеты и артиллерийские снаряды и обеспечивают войска данными для точного наведения контрударов по наземным вооружениям. 19 апреля 2002 года в Вашингтоне был подписан контракт на покупку восьми таких радаров.

Наряду с диверсификацией оборонных поставок, Индия все больше делает ставку на собственные силы. Правительство Индии одобрило тридцатилетнюю программу строительства подводных лодок. В течение первых 10 лет предполагается строить подводные лодки по лицензии, а в последующем - перейти к самостоятельному их выпуску. 4 января 2001 года в Бангалоре состоялся первый испытательный полет легкого истребителя, созданного "Хиндустан Аэронотикс Лимитид". Несмотря на то, что серийное производство тяжелого танка "Арджун" так и не было налажено, в Индии начали разрабатывать танк нового поколения "Карна" с защитой от ядерного, биологического и химического нападения.

* * *

Каргильский инцидент способствовал значительному увеличению в Индии ассигнований на оборону. Так, в 2000/2001 финансовом году они возросли на 28 процентов по сравнению с предыдущим и составили 544 миллиарда 609 миллионов рупий*. В бюджете на 2001/2002 финансовый год оборонные расходы предусматривались на уровне 620 миллиардов рупий. По сравнению с 2000/2001 финансовым годом, их прирост составил свыше 13 процентов, или 75 миллиардов 390 миллионов рупий (около 1,6 миллиарда долларов США).

Если в 50-е годы расходы на оборону в Индии не превышали один процент валового внутреннего продукта (ВВП), то в 1962 - 1963 годах они достигли двух процентов, а во второй половине 80-х годов этот показатель превысил 3,5 процента. С 1990 года по 1997 год он сократился до 2,3 процента, а в 2001 - 2002 годах достиг примерно 2,6 процента ВВП.

Наращивание вооружений и совершенствование вооруженных сил Дели объясняет интересами укрепления безопасности, принимая во внимание неурегулированные территориальные споры с Китаем, а также тесное китайско- пакистанское военное сотрудничество. В то же время мощные вооруженные силы являются одним из компонентов, подкрепляющих стремление Индии выйти за рамки региональной державы, обрести статус государства с глобальными интересами. Собственно, поэтому Индия заявила о своем праве на "ядерный выбор", уверенно заняла место среди космических государств, а также претендует на место постоянного члена в Совете Безопасности ООН.

Похоже, самой большой в мире по численности населения демократической стране уже тесно в рамках Южной Азии, Индия стремится в обозримом будущем занять достойное место среди великих держав в качестве нового полюса силы в мире.


* 1 долл. США - 47 рупий.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-В-ПОИСКАХ-СТАТУСА-МИРОВОЙ-ДЕРЖАВЫ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. БАРАНОВ, кандидат исторических наук, ИНДИЯ. В ПОИСКАХ СТАТУСА МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 31.03.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИНДИЯ-В-ПОИСКАХ-СТАТУСА-МИРОВОЙ-ДЕРЖАВЫ (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. БАРАНОВ, кандидат исторических наук:

С. БАРАНОВ, кандидат исторических наук → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
225 views rating
31.03.2023 (340 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНДИЯ. В ПОИСКАХ СТАТУСА МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android