Libmonster ID: KZ-558
Author(s) of the publication: В. Г. Баев

С образованием в 1949 г. ФРГ и конституированием ее представительных органов у правящих кругов возникла потребность в обосновании германского парламентаризма. Закономерен поэтому повышенный интерес западногерманской буржуазной историографии к этой проблеме. Было решено создать орган, который координировал бы усилия исследователей и вместе с другими организациями проводил работу по изучению парламентаризма и политических партий с 1848 г. до наших дней.

В конце 1951 г. такой орган - Комиссия по истории парламентаризма и политических партий - был сформирован, а программа его деятельности получила одобрение министерства внутренних дел. Практическая работа комиссии началась в следующем году. Ее основатели рассчитывали создать "независимую", ни перед кем не ответственную научную организацию. Однако ее появление, несомненно, было связано с определенным правительственным "заказом": содействовать укреплению буржуазного строя в ФРГ. Выступая на конференции, посвященной 25-летию комиссии, тогдашний председатель бундестага (ныне президент ФРГ) К. Карстенс выразил глубокое удовлетворение тесной связью работы объединяемых ею ученых с политической деятельностью 1 . "Свобода" исследований сковывается и финансовой зависимостью комиссии от государства: до 1977 г. субсидирование научных работ осуществлялось из федерального бюджета, затем эту функцию взяла на себя крупнейшая земля ФРГ Северный Рейн-Вестфалия.

Первое время комиссия размещалась в здании бундестага. Ее основная деятельность протекала на кооперативных началах с другими институтами и исследователями, которые работали в интересующих комиссию областях. По этой причине ее собственный аппарат не расширялся. Невелик он и в настоящее время - 20 членов и постоянных сотрудников. В их число входят не только историки, но и политологи, социологи, государствоведы и правоведы. Председатель комиссии в настоящее время - Р. Морзей, заместитель - К. -Д. Брахер.

В своей деятельности члены комиссии используют составленную ими картотеку, включающую персоналии всех сколько-нибудь значительных германских политических деятелей и парламентариев, статистические материалы о земельных и общегерманских выборах в ландтаги и рейхстаг, обширную библиографию немецкой партийной и парламентской истории, а также обзор архивных источников. Картотека постоянно пополняется.

Комиссия ведет работу главным образом по двум направлениям: монографические исследования и публикация документов. В 1952 г. вышла первая монография X. Тимм из серии "Вопросы истории парламентаризма и политических партий". Затем последовали другие издания, в которых анализируются различные политические теории, вопросы избирательного права и выборов, основные общественно-политические структуры, история политических партий 2 .


1 Weimar als Erfahrung und Argument. Dusseldorf. 1977, S. 41.

2 Timm H. Die deutsche Sozialpolitik und der Bruch der Grossen Koalition im Marz 1930. Dusseldorf 1952; Booms H. Die Deulschkonservative Partei. Preussischer Charakter, Reichsauffassung, Nationalbegriff, Dusseldorf. 1954; Stoltenberg G. Der deutsche Reichstag 1871 - 1873. Dusseldorf. 1955.

стр. 164


Подготовительные работы для публикаций серии "Источники по истории парламентаризма и политических партий" начались с середины 50-х годов под руководством Э. Маттиаса. С этой целью выявляются документы государственных и партийных архивов, привлекается также письменное наследие политических деятелей. Например, в 1977 г. были опубликованы материалы по истории Ноябрьской революции в Германии, а также документы, раскрывающие связи нацистской партии с правящей верхушкой в период канцлерства Г. Брюнинга (1930 - 1932 гг.) 3 . Издается также "Библиография по истории парламентаризма и политических партий" 4 .

Помимо упомянутых серий, комиссия издает работы под рубрикой "Справочник, по истории германского парламентаризма" - рассчитанное на 16 томов исследование, призванное вобрать в себя не только результаты прежних работ, но и разработку новых архивных материалов. В 1977 г. под редакцией М. Ботценхарта вышел первый том этой серии, охватывающий 1848 - 1850 годы. Справочный характер имеют и многие разделы издания, подготовленного Г. Риттером 5 .

Наконец, комиссия курирует выпуск книг серии "Из истории и политики". Сюда можно отнести публикацию Э. Маттиаса и Р. Морзея о ликвидации Гитлером многопартийной системы в 1933 г., сборник документов из архива одного из правых лидеров СДПГ, Ф. Штампфера, о социал- демократической эмиграции 1933 - 1945 годов 6 . С 1979 г., по истечении 30-летнего срока давности, рассекречиваются документы по истории ФРГ и ее земель. Комиссия приступила к подбору и публикации этих материалов.

Научная продукция комиссии весьма обширна 7 и выходит за рамки, определенные ее названием. Помимо исследований и публикаций источников по истории парламентаризма и политических партий, ею изучается деятельность военных и полувоенных формирований, профессиональных союзов, в значительной мере определявших политическую жизнь страны, рассматриваются общеполитические сюжеты.

Большое внимание уделяется становлению и развитию германского парламентаризма. Г. Штольтенберг и М. Штюрмер отмечают, что начавшаяся промышленная революция, социально- политические сдвиги после революции 1848 г., объединение страны поставили вопрос о реформе власти. Авторы анализируют вопрос о месте и роли рейхстага в бисмарковской Германии, выясняя ход внутрипарламентской борьбы, неспособность представительного органа осуществить демократизацию страны. Причину этого они усматривают в поражении революции 1848 г., которая, изменив соотношение сил в германских государствах, не решила вопроса об объединении страны на демократической основе. Выступление пролетариата на баррикадах Парижа парализовало волю немецкой буржуазии в борьбе против феодально-монархического режима. Выборы в первый рейхстаг Германской империи проходили под звуки фанфар в честь победы над Францией, милитаристская клика заявила о себе как о творце истории; парламентарии же выступили в данном случае лишь в роли статистов 8 . Реакционный характер объединения Германии привел, по оценке авторов, к доминирующей роли Пруссии и юнкерства в стране. Канцлер назначался кайзером и не зависел от парламента, а прусская гегемония в бундесрате парализовала работу парламента 9 .


3 Zwischen Revolution und Kapp-Putsch. Militar und Innenpolitik 1918 - 1920. Dusseldorf. 1977; Staat und NSDAP. Quellen zur Ara Bruning. Dusseldorf. 1977.

4 Zwoch G. Gustav Stresemann. Bibliographic. Dusseldorf. 1953; Sсhumacher M. Wahlen und Abstimmungen 1918 - 1933. Eine Bibliographic zur Statistik und Analyse der politischen Wahlen in der Weimarer Republik. Dusseldorf. 1976.

5 Botzenhart M. Parlamentarismus in der Revolutionszeit 1848 - 1850. Dusseldorf. 1977; Gesellschaft, Parlament und Regierung. Dusseldorf. 1974.

6 Das Ende der Parteien 1933. Dusseldorf. 1960. (2.Aufl.l979); Mit dem Gesicht nach Deutschland. Dusseldorf., 1968.

7 За 30 лет существования комиссии (1952 - 1982) вышло свыше 110 томов.

8. "Stoltenberg G. Op. cit., S. 196 - 197; Sturmer M. Regierung und Reichstag im Bismarckstaat 1871 - 1880. Casarismus oder Parlamentarismus. Dusseldorf. 1974, S. 29, 30, 38, 42.

9 Веуme K. Die parlamentarischen Regierungssysteme in Europa. Munchen. 1970. S. 243.

стр. 165


Значение бундесрата как оплота прусского господства в Германии подробно рассматривается в монографии М. Paу. Он подчеркивает, что главным в конституционной деятельности был пост председателя бундесрата, т. е. канцлера, одновременно являвшегося главой прусского кабинета. Симптоматично, что прусская гегемония подчеркивалась отсутствием самого термина "имперское правительство", вместо этого говорили "кайзеровское правительство". Общегерманскяй орган исполнительной власти обладал самостоятельностью лишь в том случае, когда не затрагивались прусские интересы 10 .

Историки комиссии пытаются выяснить причины, позволившие Бисмарку подавить либеральные стремления немецкой буржуазии и придать рейху монархическую окраску. Главная из них, по словам Штюрмера, заключается в том, что канцлеру удалось обеспечить капиталистическое развитие страны 11 . Конечно, либеральная буржуазия в парламенте выражала недовольство военной политикой государства, поскольку львиная доля его расходов шла на армию и соответственно снижались ассигнования на промышленность. В то же время деятельность Бисмарка в финансовой и налоговой областях ограждала немецких предпринимателей от иностранной конкуренции и поэтому встречалась ими с одобрением. Неспособность немецкой буржуазии добиваться политической власти Штюрмер объясняет только ее экономической слабостью в то время, хотя едва ли такое объяснение можно считать достаточным 12 .

Ведя борьбу за усиление исполнительной власти, правительство делало все, чтобы обойти рейхстаг или манипулировать им посредством влияния на партии. С другой стороны, попадая в зависимость от крупного капитала, последние опустились до роли его агентов. Из органа воздействия на правительство рейхстаг превратился в зеркало, отражающее общественные антагонизмы 13 . Играя на страхе буржуазии перед пролетариатом, правительство требовало и получало чрезвычайные полномочия, выключая из политической жизни представительный орган.

Исследователи парламентской системы при Бисмарке называют три направления борьбы канцлера против рейхстага: 1) замена его парламентом специалистов (напр., промышленным советом), 2) перенос обсуждения законопроектов в ландтаги, где условия для проведения правительственного курса были более благоприятными, 3) роспуск рейхстага в результате путча 14 . Бисмарк поставил цель свести роль рейхстага к минимуму, сделать его своим послушным орудием, играя на страхе буржуазии перед возможными социальными потрясениями. И это в значительной мере ему удалось.

Примечательна в трудах историков комиссии мысль о том, что умаление роли парламента и усиление прерогатив исполнительной власти проходило на фоне раздуваемой буржуазной прессой "красной опасности", особенно после 1877 г., когда были избраны в рейхстаг первые 12 депутатов Социалистической рабочей партии. В борьбе против социал-демократии Бисмарку удалось объединить новых консерваторов и либералов против "внутреннего врага" и тем самым создать послушное воле правительства парламентское большинство 15 . Буржуазия была готова согласиться с доминирующим положением правительства над рейхстагом, лишь бы в стране был наведен "порядок".

История становления и развития политических партий находится в центре внимания комиссии. Источниковая база исследований обширна: используются партийные документы, пресса, материалы партийных съездов. Авторами комиссии нередко фетишизируются организационные проблемы партий. Например, Т. Ниппердай считает, что неудачное построение партий было одним из факторов, приведших


10 Rauh M. Parlarnentarisierung des Deutschen Reiches. Dusseldorf. 1977, S. 45, 47; ejusd. Foderalismus und Parlamentarismus im Wilhelminischen Reich. Dusseldorf. 1973, S. 76.

11 Sturmer M. Op. cit., S. 102.

12 Ibid., S. 118.

13 Das kaiserliche Deutschland. Politik und Gesellschaft 1870 - 1918. Dusseldorf. 1970, S. 343, 351.

14 Pасk W. Das parlamentarische Ringen um das Sozialistengesetz Bismarcks 1878 - 1890. Dusseldorf. 1961, S. 20.

15 Ibid., S. 8.

стр. 166


веймарскую демократию к краху. Доказательству этого тезиса посвящена его монография. Она содержит обширную информацию о структуре национал-либеральной партии, партии Центра и СДПГ и о формах их деятельности на местах 16 .

Среди сочинений по истории политических партий видное место занимают работы, раскрывающие роль либерализма в политической системе Германии после 1918 года 17 . Так, В. Харкенштайн справедливо замечает, что в период Ноябрьской революции внутри партий произошли перегруппировки, обозначившие общий сдвиг политического развития влево. Опасаясь усиления СДПГ в послевоенной Германии, национал-либералы и прогрессисты решили объединиться 18 . Однако острые разногласия внутри либерального лагеря помешали создать единую платформу, что, по мнению автора, и предопределило трагедию германской демократии.

Харкенштайн полагает, что вопрос о причинах сохранения раскола либералов в Веймарской республике не получил однозначного ответа. Г. Штреземан, например, придерживался мнения, согласно которому существование множества мелких партий при пропорциональной избирательной системе, принятой в Веймарской республике, только тормозит образование социалистического большинства 19 . Если либеральная Демократическая партия была готова пойти навстречу некоторым требованиям рабочих и сотрудничать с социал-демократами, то праволиберальная Народная партия видела свою задачу в том, чтобы сдержать натиск левых и постепенно сдвинуть вправо политическую систему страны. Этот вывод Харкенштайна противоречит общей направленности его книги, приписывающей Народной партии либеральный статус.

Работа С. Миллер посвящена деятельности СДПГ в годы первой мировой войны 20 . Основная задача автора - проанализировать известное решение социалистической фракции рейхстага от 4 августа 1914 г., рост противоречий внутри СДПГ в 1916 г., образование группы "Спартак". С. Миллер характеризует одобрение социалистами военных кредитов как окончательный отход СДПГ от революционных традиций.

О дальнейшей трансформации СДПГ в реформистскую партию идет речь в монографии X. Тимм. В годы Веймарской республики политика СДПГ все теснее сближалась с идеологическими установками правого руководства профсоюзов. Лидеры СДПГ в качестве одного из главных лозунгов провозгласили установление "экономической демократии", которую руководитель профсоюзного объединения АДГБ Ф. Тарнов характеризовал как конечную цель профсоюзного движения, способную якобы привести к перерастанию экономической системы капитализма в социалистическую. Тимм показывает и организационное слияние партии и реформистских профсоюзов. Например, в 1928 - 1930 гг. из 152 членов фракции СДПГ 56 были так или иначе связаны с профсоюзами, а пять из них входили в состав правления АДГБ 21 .

Некоторые публикации комиссии освещают место и роль массовых общественных и полувоенных организаций в политике. Обращает на себя внимание исследование Г. Поттхоффа о профсоюзах в первые годы существования Веймарской республики. Автор пишет, что буржуазно- демократические свободы открыли перед профсоюзами Германии широкие возможности для деятельности как в экономической, так и в политической сфере. Прямое участие профсоюзов в подавлении монархического капповского путча (1920 г.) было высшей точкой их вклада в защиту демократии. Постепенно профсоюзы перешли от политики отрицания буржуазного государства к его признанию. В Советах руководители АДГБ усмотрели источник "беспорядка и анархии".


16 Nipperdey Т. Die Organisation der deutschen Parteien vor 1918. Dusseldorf. 1961.

17 Albertin L. Liberalismus und Demokratie am Anfang der Weimarer Republik. Dusseldorf. 1972.

18 Harkenstein W. Die Anfange der Deutschen Volkspartei 1918 - 1920. Dusseldorf. 1962, S. 10.

19 Ibid., S. 37.

20 Miller S. Burgfrieden und Klassenkampf. Die deutsche Sozialdemokratie im Ersten Weltkrieg. Dusseldorf. 1974, S. 183.

21 Тimm H. Op. cit., S. 45 - 46, 48.

стр. 167


Небезынтересен и материал книги Поттхоффа об отношении профсоюзов к внешней политике на примере Версальского мирного договора. Профсоюзное руководство квалифицировало договор как "покушение мирового капитала на социализм", якобы осуществлявшийся в Германии после прихода социал-демократов к власти. Возложенные на страну репарации позволили руководителям профсоюзов во всеуслышание заявить, что главный враг рабочего класса находится не внутри страны, а за рубежом; во время рурского конфликта 1923 г. лидеры АДГБ поддержали правительство, выступив за оказание "пассивного сопротивления". В заключение Поттхофф констатирует, что в первые годы республики профсоюзы оказались вовлеченными в решение задач, далеких от социально-экономических; они делали все, чтобы национальные интересы (читай - интересы буржуазии. - В. Б.) одержали верх 22 .

Монография Ф. Бергхана посвящена деятельности "Стального шлема" - влиятельного реакционного монархического союза в Веймарской республике. Введя в научный оборот документы из архивов Мюнхена, Кобленца, Потсдама, земель и отдельных научно-исследовательских центров, автор попытался проследить развитие союза от аполитичной организации до военно-политического объединения правого толка. Г. Штреземан, П. Гинденбург, Г. Брюнинг, К. Шлейхер, Гитлер - все они старались втянуть этот союз в противоборство с республикой. История "Стального шлема" отразила этапы политической борьбы в веймарской Германии.

Бергхан показывает, что союз был организован для непосредственной борьбы против революционного рабочего движения, прежде всего против спартаковцев. Примечательна и другая мысль автора: правая эволюция "Стального шлема" объясняется не только национальным унижением Германии, но и личными заботами членов союза, потерявших место в жизни (едва ли 1/4 из 400 тыс. членов добровольческих отрядов могла рассчитывать на работу в промышленности). Союз в капповском путче 1920 г. не участвовал, но многие его члены сочувствовали монархистам. Автор подчеркивает и тесные связи союза с гитлеровскими путчистами в 1923 году.

Интересно, что политика "Стального шлема" изменялась в соответствии с обстановкой. Например, с началом временной стабилизации капитализма он прекратил свою террористическую деятельность и стал поддерживать тайное перевооружение Германии. К 1927 г. союз почувствовал себя настолько окрепшим, что решил выступать самостоятельно, в частности против политики выполнения условий Версальского договора 23 .

История революционных партий и движений практически не отражена в трудах комиссии. Исследование В. Термина о Советах в германской революции 1918 - 1919 гг. - одно из немногих на эту важную тему. Излагая историю движения за создание новых органов власти в Германии, автор пишет, что в условиях политического преобладания рабочего класса парламентская борьба представлялась социалистам более важной, чем революция. В частности, даже деятель левого крыла Независимой социал-демократической партии Германии Г. Ледебур еще в апреле 1917 г. предостерегал от увлечения всеобщими стачками, заявляя: "Парламентаризм - необходимость". Другую точку зрения представлял "Союз Спартака", но его влияние на массы было незначительным. Особенностью Ноябрьской революции в Германии, отмечает Термин, было то, что ее творцами являлись рабочие и солдаты, в большинстве своем выступавшие за парламентскую республику. Поскольку социал-демократы не имели программы политического обновления Германии, Советы превратились в органы примитивного самоуправления. Тормин выделяет еще одну причину поражения Советов: они были созданы как боевые органы революции, но, не встретив сопротивления (главные цели движения - мир и провозглашение республики - были сразу же достигнуты), замкнулись в мелочах 24 .


22 Potthoff H. Gewerkschaften und Politik zwischen Revolution und Inflation. Dusseldorf. 1979, S. 210, 232, 445.

23 Be ghahn V. R. Der Stahlhelm. Bund der Frontsoldaten 1918 - 1935. Dusseldorf. 1966, S. 5, 20, 55.

24 Tormin W. Zwischen Ratediktatur und sozialer Demokratie. Zur Geschichte der Ratebewegung in der deutschen Revolution 1918 - 1919. Dusseldorf. 1954, S. 30, 55, 89.

стр. 168


Большое внимание в трудах комиссии уделяется проблемам Веймарской республики. По всеобщему признанию исследователей, уровень развития парламентских учреждений в Германии 1919 - 1933 гг. был выше, чем при кайзере. Например, появились такие понятия, как парламентское большинство и оппозиция - неотъемлемые элементы буржуазной демократии 25 . При Бисмарке же партии делились на "врагов" и "друзей" рейха. Первые отстранялись от общественной жизни, вторых не наделяли ответственностью за проведение политики. Но, как показывают те же авторы, недостатки бисмарковского парламентаризма не были изжиты и в представительных органах Веймарской республики. Прежде всего не удалось устранить авторитарную опасность в лице наделенного широкими полномочиями президента.

Подытоживая деятельность комиссии за 30 лет, можно отметить ее существенную роль в разработке проблем германского парламентаризма. Объединенные под эгидой комиссии ученые ввели в научный оборот не публиковавшиеся ранее архивные материалы, составили обширную библиографию, а также справочные издания по истории представительной системы в Германии. Наиболее значительна среди публикаций комиссии доля монографических работ, раскрывающих эволюцию парламента и политических партий в Германии бисмарковского и веймарского периодов.

Вместе с тем обращает на себя внимание стремление буржуазных и социал-реформистских авторов доказать стабильность буржуазно-демократического строя в ФРГ. В работах комиссии утверждается, что Бонн не слепок с Веймара, что западногерманское законодательство исключает повторение ошибок Веймарской конституции. Однако история ФРГ дает немало примеров в подтверждение того факта, что правая опасность не устранена из политической жизни страны. Об этом напоминают провокационные сборища неонацистов, поощряемая правящими кругами деятельность реваншистских организаций, растущая практика запретов на профессии.


25 Sturmer M. Koalition und Opposition in der Weimarer Republik 1924 - 1928. Dusseldorf. 1967, S. 15.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИЗУЧЕНИЕ-ИСТОРИИ-ПАРЛАМЕНТАРИЗМА-И-ПОЛИТИЧЕСКИХ-ПАРТИЙ-В-ФРГ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. Г. Баев, ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ФРГ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 07.07.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИЗУЧЕНИЕ-ИСТОРИИ-ПАРЛАМЕНТАРИЗМА-И-ПОЛИТИЧЕСКИХ-ПАРТИЙ-В-ФРГ (date of access: 04.12.2024).

Publication author(s) - В. Г. Баев:

В. Г. Баев → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1407 views rating
07.07.2018 (2342 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
2 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
2 hours ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
4 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
22 hours ago · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
22 hours ago · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
24 hours ago · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
24 hours ago · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВОЙ ЭЛИТЫ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э.
Yesterday · From Urhan Karimov
АРАЛ-ТОЛГОЙ: НОВЫЙ ПАМЯТНИК НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МОНГОЛИИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ФРГ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android