Ведущий американский исторический журнал "American Historical Review" выпустил специальный номер, в котором поместил пять больших статей под общим заглавием "Африканская история сегодня" (1983, N 4). Такое внимание к прошлому далекого континента не является случайным. Оно обусловлено прежде всего причинами общего характера - возрастанием роли африканских стран в современном мире, происходящими в них прогрессивными социально- экономическими, политическими и культурными переменами.
Интерес буржуазной науки США к прошлому и настоящему африканских народов, разумеется, далеко не бескорыстен. Научная экспансия, экспорт буржуазной идеологии и методологии остаются одним из главных направлений внешней политики США по отношению к развивающимся странам Африки. Об этом, например, свидетельствует доклад конгрессу США о поездке в 1981 г. научного советника американского президента в Кению, Нигерию, Сенегал и- Зимбабве1 . Призывы к дальнейшей интенсификации идейного проникновения в Африку постоянно раздаются со страниц влиятельных органов буржуазной прессы2 .
Среди других причин развития американской африканистики можно упомянуть и возросший интерес значительной части негритянского населения США к их далекому прошлому и своей прародине - Африке. Наконец, есть еще одна причина частного характера, почему журнал Американской исторической ассоциации впервые за много лет своего существования отвел целый номер африканской тематике: в 1983 г. президентом ассоциации был видный ученый- африканист Ф. Картин, профессор университета им. Джонса Гопкинса в Балтиморе.
Чтение статей этого номера журнала дает возможность познакомиться с тенденциями в современной африканистике США, составить представление об основных направлениях, тематике, источниковой базе исследований и методологических исканиях историков-африканистов.
Как статьи журнала, так и пристатейная библиография свидетельствуют о росте публикаций по истории Африки, расширении географических масштабов и хронологических рамок исследований: к концу 70-х годов в США насчитывалось 600 историков-африканистов, в то время как в середине 50-х годов их было немногим более десяти3 . В настоящее время Ассоциация африканских исследований насчитывает более 2 тыс. членов, причем следует учесть, что еще в 1969 г. она раскололась и из нее выделилось более радикальное крыло, образовавшее Ассоциацию по изучению африканского наследия. Работы американских африканистов публикуются более чем в 100 журналах США4 .
Статьи, помещенные в рассматриваемом номере "American Historical Review", посвящены различным темам и регионам континента. В них рассмат-
1 Science, Technology and American Diplomacy 1981. Second Annual Report Submitted to the Congress by the President. Washington. 1981, pp. 9 - 25.
2 Ottaway D. Africa: U. S. Policy Eclipse. -Foreign Affairs, 1980, vol. 58, N 3.
3 The Past Before Us. Contemporary Historical Writing in the United States. Ithaca -Lnd. 1980, p. 114.
4 Ibid., p. 118; см. также: Никишова И. Н. Африканистика в США. - Народы Азии и Африки, 1982, N 2.
стр. 161
риваются многолетняя дискуссия об африканской работорговле и ее социальных последствиях, общественные отношения в бассейне Конго конца XIX в., положение рабов на восточном побережье Африки начала XX в., мотивы антиколониального протеста в народных песнях Мозамбика; наконец, историография формирования национального самосознания африканеров в Южной Африке. Эти разнотемные и разноплановые статьи целесообразно рассмотреть с общих позиций новейших тенденций исторической науки США, характерные черты которой в полной мере отразились и в работах по истории Африки. Это главным образом поиски в области методики научных исследований - совершенствование инструментария познания прошлого, привлечение новых источников/применение количественных методов.
Широкое развитие получило историографическое обобщение уже добытых результатов. В этом отношении характерен историографический обзор П. Маннинга "Контуры рабства и социальные изменения в Африке". На основе анализа многочисленной новейшей литературы, собственных архивных изысканий и полевых работ в Западной Африке автор делает попытку подвести итоги долгой дискуссии о работорговле в Африке. Конкретно речь идет о количестве вывезенных оттуда за четыре столетия рабов, географии и главным образом - социальных последствиях работорговли. В трактовке этой проблемы, по мнению автора, сталкиваются два течения. Представители первого - известный английский ученый-африканист и публицист Б. Дэвидсон и историк из Гайяны В. Родней, работавший ряд лет профессором университета в Танзании, считали, что работорговля принесла Африке неисчислимые бедствия и надолго задержала ее социально-экономический и культурный прогресс (с. 837). Второе течение носит апологетический характер и представлено работами английских и американских авторов. Профессор Бирмингемского университета Дж. Д. Фейдж выдвинул тезис, что работорговля не превышала демографического роста населения и поэтому существенно не затронула социальных институтов африканцев5 . Совсем недавно американский африканист Дж. Миллер, пытаясь подкрепить эту концепцию, выдвинул тезис, что природно-экологические катастрофы (засухи, болезни и голод) оказали более сильное воздействие на сокращение народонаселения Африки и привели к большим социальным последствиям, чем работорговля6 .
Все участники дискуссии, утверждает далее Маннинг, признают динамизм развития африканских обществ в доколониальный период. Однако, исследуя внутренние и внешние факторы этой динамики, буржуазные историки абсолютизируют одни ее стороны в ущерб другим, механически противопоставляют их друг другу. Маннинг же пытается проявить более сбалансированный подход. Он критикует Фейджа за поверхностное отношение к цифровым данным, неспособность проследить изменения в возрастном и половом составе продаваемых рабов, различия по географическим регионам.
В статье Маннинга много интересных цифр и фактов. Так, автор считает, что только на западном побережье Африки в течение XVIII в. было захвачено в рабство 12 млн. человек, из них вывезено в Америку 6 млн., осталось на положении домашних рабов в самой Африке 4 млн., а 2 млн. погибло. Эти данные опровергают вычисления апологетов работорговли и в целом соответствуют тем данным, которые приводились в трудах историков- марксистов7 .
Автор не указывает, что дискуссия об африканской работорговле была вызвана не столько статьей Фейджа, сколько работами Ф. Картина, выполненными в русле "новой экономической истории" с использованием количественных методов8. Именно у Картина черпают сторонники апологетических взглядов материал для своих
5 См. Fage J. D. Slavery and the Slave Trade in the Context of West African History. - Journal of African History, 1969, N 3.
6 Miller J. C. The Significance of Drought, Disease, and Famine in the Agriculturally Marginal Zones of West-Central Africa. -Ibid., 1982, N 1. Миллеру принадлежит книга по ранней истории Анголы (см.: Миллер Дж. Короли и сородичи. Ранние государства мбунду в Анголе. М. 1984).
7 Абрамова С. Ю. Африка: четыре столетия работорговли. М. 1978, с. 98.
8 Curtin P. D. The Atlantic Slave Trade. A Census. Madison. 1969; ejusd. Economic Change in Precolonial Africa. Senegambia in the Era of the Slave Trade. Vol. 1 - 2, Madison. 1975.
стр. 162
субъективистских построений. Критически оценили концепцию Картина историки-марксисты9 , представители африканской историографии10 . Среди сторонников Картина наиболее активно выступают доцент Вирджинского университета Дж. Миллер и профессор Йоркского университета в Канаде П. Лавджой11 .
Несмотря на обильные данные, почерпнутые в новейших трудах историков, и оригинальные частные замечания, общий теоретический итог обозреваемой статьи невысок. Социальные последствия работорговли для Африки, по мнению автора, следующие: распространение женского труда и многоженства, развитие двух типов рабства в самой Африке, возникновение и затем быстрое обнищание класса африканских торговцев, наконец, усиление работорговли в канун колониального раздела континента (с. 839). И ни слова не сказано о более важных результатах, какими были кровавые междоусобные войны, опустошение обширных районов, невосполнимые людские потери и в конечном счете экономическая и культурная отсталость африканских народов. Такая теоретическая бедность при обилии фактического материала объясняется не только компромиссной позицией автора, пытающегося примирить прогрессивную, антиколониалистскую историографию с апологетической трактовкой проблемы. Дело прежде всего в идейно-методологических воззрениях Маннинга, изложенных в его предыдущей работе: несколько одобрительных слов о марксизме тонут в славословии буржуазному объективизму и призывах к деидеологизации африканской историографии12 .
Три статьи рассматриваемой подборки можно условно объединить по сходной источниковой базе - устным источникам о событиях, происходивших в Кении, Заире, Мозамбике. В кратком обзоре нет возможности подробно говорить об "устной" истории, широко распространенной ныне за рубежом. Недавно газета "Le Monde" объявила о "революции" в методах познания прошлого, связав ее с широким применением устных источников13 . "Устная" история обсуждалась в качестве одной из главных методологических проблем на XV Международном конгрессе исторических наук в 1980 году. И среди американских историков вообще, и американских африканистов в частности, устные источники получают все более широкое признание14 .
Написанная на основе устных источников статья научного сотрудника университета им. Джонса Гопкинса П. Ромеро-Картин тематически примыкает к статье Маннинга, поскольку речь идет в ней об африканском рабстве. Опросы проводились в 1980 - 1982 гг. на восточноафриканском о. Ламу (у берегов Кении) преимущественно среди женщин - бывших рабынь и их владелиц, Исследовались социальные отношения, быт, обычаи, психология, религия. Общественная жизнь подана "изнутри" и "снизу" со многими подробностями, которые ускользали от ученых, работавших только с письменными источниками. Статья не претендует на широкие обобщения, но интересна фактами, живыми наблюдениями.
Для Африки проблема рабства не только тема для академических споров, во многих районах континента это реальность сегодняшнего дня. В Мавритании, например, десятая часть населения до сих пор находится на положении рабов15 . На о. Ламу еще совсем недавно шла торговля невольниками, а богатство верхушки
9 Абрамова С. Ю. Ук. соч., с. 115, 175, 179; Suret - Canale J. Reflexions sur quelques problemes d'histoire de l'Afrique. - La Pensee, 1980, N 212, pp. 107 - 111.
10 Uzoigwe G. N. The Slave Trade and African Societies. - Transactions of the Historical Society of Ghana, 1973, N 2; Forced Migration. The Impact of the Export Slave Trade of African Societies. Lnd. 1982, pp. 15 - 29.
11 Miller J. C. Mortality in the Atlantic Slave Trade. Statistical Evidence on Causality. - Journal of Interdisciplinary History, 1981, N 3; Lovejcy P. The Volume of the Atlantic Slave Trade; A Synthesis. - Journal of African History, 1982, N 4.
12 Manning P. Notes Toward a Theory of Ideology in Historical Writing on Modern Africa. -Canadian Journal of African Studies, 1974, N 2.
13 Le Monde, 10.II.1984.
14 См.: The Past Before Us, pp. 391 - 407; The African Piast Speaks. Essays on Oral Tradition and History. Folkestone. 1980. Американский историк- африканист, профессор Висконсинского университета Д. Хенидж убедительно показал, что устные источники обладают высокой степенью субъективности и часто ненадежны (см. Henige D. P. The Chronology of Oral Tradition. Quest for Chimera. Oxford. 1974; ejusd. Oral Historiography. N. Y. 1982).
15 Morning Star, 12.VIII.1981; Le Monde, 1.VIII.1984.
стр. 163
местного населения создано рабским трудом на плантациях. Труд этот был тяжелым, изнурительным, отнимал шесть дней в неделю (с. 866 - 867), рабов подвергали жестоким наказаниям (с. 876). Приводимые в статье свидетельства многочисленных информантов опровергают утверждения тех, кто идеализирует африканское рабство. С автором, однако, трудно согласиться, когда он явно преувеличивает социальную стабильность общества, построенного на рабовладении (с. 882). Новая жизнь проникала даже в столь изолированные от внешнего мира места, как Ламу.
Ассистент Йельского университета Р. Хармс в статье "Августовские войны" также на основе устных источников, которые были собраны им в среднем течении Конго (на территории Заира) в 1975 - 1976 гг., стремится исследовать социальные отношения среди рыбаков из племени нуну в конце XIX - первых десятилетиях XX века. Статья имеет подзаголовок "Диагональный нарратив в африканской истории", и в этом несколько необычном словосочетании выражены теоретические искания автора. В начале статьи он пространно пишет о достоинствах и недостатках двух методов познания прошлого: вертикального, диахронического (рассмотрение динамики событий в хронологической последовательности) и горизонтального, синхронического (изучение структурно-функциональных связей исторического феномена на значительном пространстве) (с. 809 - 817).
Последний метод, по мнению автора, наиболее удачно применил Ф. Бродель в своем известном сочинении о странах Средиземноморья в эпоху позднего средневековья16 . Впрочем, в дальнейших рассуждениях автора статьи и его выводах можно отчетливо проследить влияние другого французского ученого, Э. Леруа-Ладюри, подчеркивавшего определяющую роль демографического фактора в историческом процессе.
Диагональный срез - это, как пишет Хармс, соединение лучших качеств двух указанных выше методов. Чтобы его достичь, следует в горизонтальную цепь функциональных отношений (Хармс среди них называет ритуал, войну, классовую структуру, технологию, природную среду, ограниченность ресурсов) включить человеческий "выбор" и затем этот материал хронологически упорядочить (с. 829).
С помощью этого "нового" метода автор пытается изучить малоизвестное прошлое рыбаков-нуну. Используя устные воспоминания старейших членов общины, Хармс анализирует "по диагонали" собственно лишь один социальный феномен - т. н. августовские войны, происходившие у нуну довольно регулярно в сухой сезон года. Эти кровопролитные столкновения велись за право собственности на зарыбленные участки, образовавшиеся с помощью запруд при разливах реки. Автор полагает, что эти войны в равной степени были выгодны и богатым и бедным сородичам (с. 833) потому якобы, что взаимное уничтожение снижало плотность населения до оптимального уровня и тем самым уменьшало социальную напряженность. Опрошенные историком престарелые участники этих побоищ предстают в статье заправскими неомальтузианцами (с. 825).
Таковы кратко довольно бедные и спорные теоретические обобщения, полученные с помощью "диагонального рассказа". Чисто демографическое объяснение столь сложного социального явления, каким является война в раннеклассовом обществе, приводит к односторонним выводам. Для взглядов Хармса вообще характерен вульгарный экономизм17 . Фактически история нуну после появления этой статьи осталась столь же загадочной, какой была до этого.
По устным источникам написана также статья научных сотрудников Л. Вейла и Л. Уайта (из Вирджинского и Йоркского университетов). Объектом их внимания
16 Влияние Броделя на историческую науку США в последние годы растет. Его имя присвоено открытому в 1977 г. Центру по изучению экономики, исторических систем и цивилизаций при университете штата Нью-Йорк (см. Kinser S. Annaliste Paradigm? The Geohistorical Structuralism of Fernand Braudel. - American Historical Review, 1981, N 1). В дискуссию о школе "Анналов" и о методе Броделя активно включились историки-африканисты (см.: Clarence- Smith W. G. For Braudel: A Note on the Ecole des Annales and the Historiography of Africa. - History in Africa, 1977, N 4; Vansina J. For Oral Tradition (but not against Braudel). - Ibid., 1978, N 5).
17 См. также: Harms R. River of Wealth, River of Sorrow. The Central Zaire Basin in the Era of the Slave and Ivory Trade, 1500 - 18Э1, New Haven. 1981.
стр. 164
стало зарождение идеологии антиколониального сопротивления среди крестьян Мозамбика в 30 - 50-е годы XX века. Источниковая база их работы - 200 народных песен, собранных в трех различных районах страны. Эти песни - род политических частушек или эпиграмм - очень распространены у многих народов Южной Африки и несут определенную историческую информацию. Они являются своеобразным способом критики властей и в колониальный период были одной из форм пассивного сопротивления колониальному игу18 . Авторы подвергли анализу не только те песни, которые спонтанно возникли в крестьянской среде, но и исполняемые профессиональными ансамблями народной музыки - мигодо.
Основные темы народной поэзии - ненависть к назначенным колонизаторами вождям, жалобы на тяжелый принудительный труд (с. 892 - 895). Немало песен было прямо направлено против португальских колонизаторов, обличая их насилие и произвол. Такая форма сопротивления была особенно распространена в районе нижнего Замбези, где имелись поместья капиталистического типа и где после циркуляра колониальных властей 1942 г. крестьяне были обязаны отработать на сахарных плантациях не менее 6 месяцев в году (с. 898). В этих песнях часто поименно обсуждались и высмеивались отдельные колонизаторы.
Статья завершается выводом об отразившемся в собранных песнях рождении национального самосознания африканских народов (с. 918). С этим можно согласиться. Но, следуя новейшим концепциям буржуазной африканистики, авторы ставят знак равенства между двумя типами реакции африканцев на колониальные захваты - сопротивлением и приспособлением, что смазывает принципиальную разницу между борцами против угнетения и теми, кто стал на путь предательства. Между тем даже приводимый в статье эмпирический материал свидетельствует о презрительном отношении народных низов к прислужникам колонизаторов.
Пятая статья принадлежит перу южноафриканского историка А. дю Тойта, проходившего стажировку в Йельском университете под руководством Л. Томпсона, который эмигрировал из ЮАР в знак протеста против реакционной политики правящей верхушки. Статья называется "Нет избранных народов. Миф о кальвинистском происхождении африканского национализма и расистской идеологии". На основе анализа обширной литературы автор опровергает устоявшееся мнение о том, что корни крайнего национализма и расизма африканеров уходят в глубь веков и обусловлены будто бы протестантской системой ценностей (с. 924). Автор доказывает, что "кальвинистская парадигма" с ее главными идейными стереотипами, заимствованными из Библии ("избранный народ", "божественное предначертание", "обетованная земля"), - позднего происхождения и отсутствовала в общественном сознании буров вплоть до середины XIX в. (с. 928).
А. дю Тойт критикует основные концепции африканерской историографии конца XIX - XX в. и возлагает на нее ответственность за создание и распространение социальных мифов, оправдывающих расизм, апартеид и крайний национализм африканеров. Политизируя историю, руководящая элита ЮАР конструирует ложные концепции, используемые в качестве идейно- теоретической основы своей реакционной внутренней и внешней политики (с. 952). Воззрения автора вписываются в буржуазно-либеральное течение современной историографии ЮАР, выступающей с критикой наиболее одиозных сторон политической жизни страны. В связи с этим возникает вопрос о классификации южноафриканской историографии: обычно принято ее делить на англоязычную и африканерскую19 . Но пример А. дю Тойта и некоторых других историков, африканеров по происхождению, показывает, что более верным следует считать размежевание по идейно-политическим и теоретическим критериям.
Рассмотренные статьи африканского номера "American Historical Review" не могут, разумеется, дать полного представления об изучении истории Афри-
18 Такие песни сохранились до наших дней. Выходящий в столице Мозамбика еженедельник опубликовал недавно страницу, посвященную песням сопротивления, распространенным у народов коса, зулу и тсонга (см. Cancoes populares de Resistencia. - Domingo, 4.IX.1983, N 49, p. 19).
19 См.: Историческая наука в странах Африки. М. 1979, с. 233.
стр. 165
ки в США. Осталась в стороне, например, такая новейшая тенденция, как усиление позиций консервативного крыла американской африканистики, представленная публикациями Гуверовского центра при Стенфордском университете. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в 5-томной работе "Колониализм в Африке" и в книге ведущих африканистов этого центра Л. Гайна и П. Дигнена20 . Не нашло отражения на страницах Журнала и прогрессивно-демократическое течение, продолжающее лучшие традиции выдающихся африканистов США У. Дюбуа и К. Вудсона. Тем не менее, опубликованные статьи позволяют сделать вывод, характеризующий современную американскую буржуазную историографию истории Африки: усовершенствованная исследовательская техника, обилие и разнообразие источников, многолетние полевые работы, - все это на базе буржуазной методологии дает весьма скудные теоретические результаты.
20 Colonialism in Africa, 1870 - 1960. Vol. 1 - 5. Cambridge. 1969 - 1974; Gann L. H., Duignan P. Africa South of the Sahara: the Challenge to Western Security. Stanford. 1981.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |