BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: KZ-1455
Author(s) of the publication: А. В. Головнин

Share this article with friends

Женские училища

Для образования детей женского пола, независимо от приходских и других начальных училищ и частных учебных заведений, в ведении Министерства народного просвещения находились женские учебные заведения, учрежденные большею частью городскими обществами, и по курсу наук соответствующие гимназиям и уездным училищам. К числу такого рода учебных заведений относятся женские гимназии, женские училища 1 и 2 разряда и девичьи училища с высшим и средним курсом в Дерптском учебном округе. В конце 1861 г. состояло в ведении Министерства народного просвещения 25 женских училищ 1 разряда и женских гимназий, 54 женских училищ 2 разряда, 7 девичьих училищ с высшим курсом и 9 девичьих училищ с средним курсом, всего 95 учебных заведений. В течение минувших лет вновь учреждены женские учебные заведения в разных местах, и в 1865 г. в ведении Министерства народного просвещения состояло 123 общественных учебных заведений, из коих 39 по курсу наук соответствуют гимназиям, а 84 уездным училищам. К 1 января 1865 г. считалось в них более 9000 учащихся.

Общественные открытые учебные заведения с средним курсом для лиц женского пола у нас, как известно, возникли в весьма недавнее время. Первые женские гимназии и училища 1 и 2 разряда учреждены в 1858 г. и тогда же для них издано было первое положение, утвержденное в виде опыта на двухлетний срок, по истечение которого оно было заменено новым положением, высочайше утвержденным 10 мая 1860г. и сохраняющим до сих пор свою силу. Срок действия этого положения, изданного также в виде опыта на три года, был продолжен в 1863 г. на два года, а в 1865 г. еще на год, т. е. до 10 мая 1866 года.

Основная идея этого положения заключается в том, чтобы, оставив за женскими училищами преимущественно характер общественных учебных заведений, содержимым на счет пожертвований и взносов местных сословий, обществ и частных лиц, вместе с тем самою организациею их управления соединить все сословия и общества к учреждению, поддержанию и развитию сих училищ. Инициатива учреждения их вполне предоставлена обществу, которое также, чрез свои попечительные советы, заведывает их хозяйственною и педагогическою частию. Правительство, оставив за собою общее право надзора за их деятельностью, дало им некоторые права наравне с казенными учебными заведениями, а государыня императрица соизволила принять их под свое высочайшее покровительство.

Эта основная идея оказалась на опыте вполне верною. Необходимость училищ для образования лиц женского пола сознана была самим обществом, которое в течение пяти-шести лет учредило на собственные средства более сотни учебных заведений и собственными средствами их поддерживает. При всем том, ныне действующее положение о женских училищах, составляя меру временную, нуж-


Продолжение. См. Вопросы истории, 1996, NN 1, 2, 4 - 6, 9 - 10; 1997, NN 1 - 3.

стр. 68


далось в пересмотре и в некоторых частных изменениях сообразно указаниям опыта. Министерство народного просвещения, имея в виду это обстоятельство, еще в 1861 г. подвергло главному обсуждению в числе других вопросов, и вопрос о женских училищах. Замечания об них, сообщенные министерству разными местами и лицами по поводу рассмотрения в 1862 г. проекта устава общеобразовательных учебных заведений, были сведены вместе, и затем предложено было попечителям учебных округов представить окончательные соображения о том, какие изменения полезно было бы сделать в нынешнем положении о женских училищах. Независимо от этого в 1864г. поручено было члену совета министра тайному советнику Могилянскому осмотреть женские училища ведомства Министерства народного просвещения и представить об них свои замечания. Таким образом, собрано было довольно много материалов по вопросу о женских училищах. В материалах этих в особенности заслуживают внимания следующие замечания:

а) Относительно числа учащихся оказывается, что оно до сих пор весьма ограниченно в сравнении с потребностью в женском образовании. Есть много городов, не только уездных, но и губернских (например, Новгород, Владимир, Симферополь и пр.), в которых нет женских училищ ни первого, ни даже второго разряда, ни даже сколько-нибудь удовлетворительных частных женских пансионов. Впрочем, такое отсутствие средств для женского образования не следует безусловно приписать тому, что граждане не чувствуют в нем необходимости; напротив того, обыкновенно очень многие в этих городах сознают потребность в женском училище и сожалеют, что его нет, но это сожаление и желание ни к чему не приводят. Главная тому причина- отсутствие инициативы в обществе, разделение членов его, непривычка начать, обсудить и довести до конца какое-либо общеполезное дело. Поэтому было бы весьма полезно в таких городах, где еще нет женских училищ, учредить временные комитеты, которые имели бы исключительною обязанностью приискание средств для основания и устройства женских училищ. Каждый такой комитет, составленный из предводителя дворянства, городского головы, директора гимназии или смотрителя училищ, мирового посредника и других лиц обоего пола, пользующихся наибольшим влиянием на общество, мог бы превратиться потом в попечительный совет, когда училище будет открыто.

б) Относительно материального положения женских училищ все отзывы попечителей учебных округов, тайного советника Могилянского и педагогических советов гимназий единогласно свидетельствуют о том, что хотя поддержание женских училищ и на будущее время должно лежать по преимуществу на местных сословиях и обществах, но тем не менее, непосредственное содействие сим училищам со стороны правительства должно быть расширено. Общественными и частными пожертвованиями женские училища, за исключением немногих, далеко не обеспечены, и источник этот представляется непрочным. Большая часть училищ при учреждении получили от обществ и частных лиц довольно значительные пожертвования или в единовременных денежных взносах на первоначальное обзаведение, или в обязательствах городских обществ вносить ежегодно определенную сумму на пособие училищу; но такие обязательства даваемы были только на известный срок (на 5, 6 и т. д. лет), который для некоторых училищ уже истек, для других в скором времени должен истечь. Посему единственным источником содержания многих женских училищ в настоящее время остается плата, собираемая с учащихся за учение. Но плата эта недостаточна и не может быть возвышаема сообразно потребностям училища, потому что с возвышением ее обыкновенно уменьшается число учащихся.

Для женского училища 1 разряда требуется наименьшая ежегодная сумма до 7000 руб., а для училища 2 разряда до 3000 руб. Частные сборы для покрытия этих сумм уже и теперь не везде оказываются достаточными, а в будущем угрожают еще большим уменьшением. Тайный советник Могилянский в отчете своем по осмотру женских училищ указывает, что в училищах 1 разряда ежегодные расходы превышают доходы: в Казанском - на 4 тыс. руб., в Пермском - на 3 тыс. руб.; в училищах 2 разряда - в Самарском на 1200 руб. и в Уфимском и Ярославском на 300 руб. "Правда, что недостающие для содержания училищ суммы, - замечает он далее, - пополняются посредством разных поборов с общества, но, не говоря уже о том, что этот источник неверен, он имеет еще ту невыгодную сторону, что все приносимые

стр. 69


таким образом пожертвования делаются столько же, если не более, из угодливости лицам, собирающим их, сколько из участия к училищу, для которого собираются. А как сборы эти повторяются довольно часто и бывают иногда обременительны, то производят неудовольствие, отражающееся на училище".

Попечительный совет Московского округа, сознавая вполне непрочность средств женских училищ, замечает также: "Министерство народного просвещения всю заботу об основании женских училищ и о постепенном их развитии возложило на общество. Но на опыте оказалось, что если общество и приняло действительно участие в учреждении женских училищ, то не везде, однако, оно озаботилось о том, чтобы приискать для созданных им заведений средства, которые бы обеспечивали дальнейшее их существование. Можно привесть примеры, которые доказывают, что в продолжение истекших четырех лет некоторые из женских училищ за недостатком средств были поставлены в самое затруднительное положение, так что представилась даже необходимость переименовать их из высшего разряда в низший". Точно такое же убеждение высказывают педагогические советы многих гимназий. "Средства общественные, - по замечанию педагогического совета Пермской губернии, - значительны только в городах промышленных и торговых; но и там предметы, на которые назначается их употребление, до того разнообразны, что на вспомоществование образованию остается очень немного. Пожертвования частных лиц, во-первых, довольно редки, во-вторых, ни в каком случае не могут представить постоянного и верного обеспечения как вспоможения большею частью единовременные".

Некоторые педагогические советы по этому поводу указывают еще на один весьма знаменательный факт, что многие женские училища держатся кое-как потому только, что учители в них или не получают вовсе содержания, или получают самое ничтожное, а как на такое самопожертвование учителей нельзя постоянно надеяться, то если материальные средства женских училищ не увеличатся пособием со стороны правительства, то решительный и скорый кризис в судьбе женских училищ неизбежен.

Принимая в соображение вышеозначенные указания, нельзя не придти к тому заключению, что для поддержания и дальнейшего развития женских училищ необходимо назначить ежегодное пособие от казны в дополнение к тем главным средствам, которые по-прежнему должны покрываться местными общественными и частными пожертвованиями. Истина эта сознана и на Западе: женские училища Германии и Швейцарии получают пособие от правительства и только те из них, которым производится это пособие, находятся в благоустроенном состоянии. Примерно размер такого пособия мог бы у нас простираться для училища 1 разряда до 2000 руб. и для училища 2 разряда до 1000 руб.; следовательно, ежегодною суммою в 150000 руб. можно бы обеспечить существование 50 училищ 1-го и 50 училищ 2- го разряда. Конечно, сумма эта не незначительна, но она составляет ничто в сравнении с теми плодотворными результатами, которые она могла бы произвести. в) Относительно управления женскими училищами. По ныне действующему положению женские училища состоят в главном ведении попечителей учебных округов. Непосредственное же управление училищами возложено на попечительные их советы, которых состав и предметы ведомства определены положением. Относительно состава попечительного совета замечено, что состав его по положению 10 мая 1860г. заключают в себе поводы не к сближению, а к разъяснению женских училищ с обществом. Основу совета составляют три непременные члена, которым уже предоставлено избирать остальных членов; вследствие того все неизбранные советом, нередко считают себя обиженными и выражают неприязнь к училищу. Далее, при такой системе иногда случается, что большинство членов совета образуется из лиц, неимеющих верного взгляда на воспитание, а попавших в совет только потому, что они занимают места, например, предводителя дворянства или городского головы, или по знакомству с непременными членами. Такой состав совета не может приносить пользы своими действиями, и, напротив, часто парализует деятельность учебного начальства.

Не подлежит также сомнению, что большинство членов попечительного совета должно принадлежать к тем сословиям, на счет которых содержится училище; в настоящее же время нередки такие явления, что купеческое или мещанское общество отказывается от пожертвований в пользу женского училища и вообще

стр. 70


холодно относится к его делам лишь потому, что первенствующее значение в училищном совете принадлежит дворянству, и выражает по этому поводу совершенно справедливое недовольство тем, что лица из их сословия жертвуют, а распоряжаются жертвуемыми деньгами дворяне. Посему было бы справедливо изменить состав попечительного совета назначением в число его членов лиц, выбираемых теми сословиями, которые содержат на свой счет училища, и без всякого ограничения при этом числа членов. Полезно было бы также предоставить обществам выбор в члены совета с правом голоса и лиц женского пола, если они обязуются вносить известную сумму в пользу училища. Само собой разумеется, при этом, что в числе членов попечительного совета непременно должны находиться директор или смотритель училищ как представители учебной части и начальница женского училища. Необходимо также, чтобы отношения попечительного совета училища к его педагогическому совету были определены возможно точным образом. Текст ныне действующего положения по этому вопросу далеко не полон, не везде точен и частью заключает в себе излишнее.

г) Относительно преподавателей женских училищ замечено, между прочим, что преподающие в них учители гимназий и уездных училищ по прямым своим служебным занятиям не могут принять в женских училищах всех уроков по своим предметам, и потому обыкновенно предметы эти разделяются между несколькими учителями ко вреду для дела. Притом же в этих училищах, где плата за уроки слишком мала, а это имеет место почти во всех женских училищах, случаются частые перемены в учителях, неблагоприятные для успехов преподавания. Вообще учители наших гимназий и уездных училищ оказывают повсеместно большое усердие к пользам женских училищ; но постоянно рассчитывать на такое усердие невозможно. Преподаватели живут обыкновенно трудовою копейкою, могут встретиться в жизни их обстоятельства, которые поневоле отвлекут их от женских училищ, чему и было уже много примеров, а найти достойного преемника в губернском или уездном городе весьма нелегко.

Очевидно, что для пользы как гимназий и уездных училищ, так и для пользы женских училищ, весьма желательно, чтобы последние имели своих собственных учителей и не находились в этом отношении в полной зависимости от первых. Такое условие особенно важно в настоящее время, когда вследствие введения нового гимназического устава, занятия учителей в гимназиях значительно усилились и увеличилось их жалованье, что очевидно может лишить их и возможности и желания преподавать уроки в женских училищах.

Посему для большего обеспечения женских училищ учителями оказывается крайне необходимым дать преподавателям в сих училищах 1 разряда права учителей мужских гимназий, а в училищах 2 разряда права учителей уездных училищ, как по чинопроизводству, должности и мундиру, так и относительно пенсии. Само собой разумеется, что такие права могут быть даны только тем из учителей женских училищ, которые удовлетворяют требованиям условий, поставленных для учителей гимназий и уездных училищ.

д) Наконец, относительно учебной части наиболее важное замечание касается подготовления воспитанниц женских училищ к педагогической деятельности. Большинству девиц по выходе из заведений предстоит воспитательная деятельность: одних ожидают обязанности матерей, других обязанности воспитательниц чужих детей. И то и другое требует разумного, сознательного ознакомления с началами педагогики и приемами дидактики. Само собою, это знакомство вырабатывается нескоро, а нередко и с немалыми ошибками. Женскими училищами независимо от доставления ими общего образования необходимо воспользоваться, с одной стороны, как средством улучшения домашнего воспитания, с другой, для приготовления учительниц для женских же училищ, частных домов и элементарных училищ. Посему школа должна сообщать девицам не только знания, но и умение передавать эти знания другим. Отсюда является необходимость к общему курсу женских училищ прибавить еще особенный педагогический курс, и воспитанницам этого курса предоставить право домашних наставниц, учительниц в женских училищах и в начальных училищах, смотря по объему выслушанного ими курса и по результатам выдержанного испытания. Предоставление таких прав воспитанницам женских училищ Министерства народного просвещения, слушавшим в них педагогический курс, тем более необходимо и справедливо, что воспитанницам закрытых

стр. 71


женских училищ, состоящих в ведении императрицы Марии, предоставлены права домашних наставниц и учительниц.

Кроме того, является необходимость точнее определить в женских училищах объем преподавания по каждому предмету. "Вследствие совершенной неопределенности этого объема в настоящее время, - говорит Московский попечительский совет, - преподаватели в некоторых женских училищах, сравнивая их по курсу с мужскими гимназиями, считают правильным проходить в этих училищах математику, естественную историю и физику в таком объеме, в каком проходятся эти науки в мужских средних учебных заведениях. А потому желательно, чтобы были составлены конспекты по каждому учебному предмету, которые могли бы служить указанием для учителя, в каком направлении и объеме должно быть введено преподавание в женских училищах, и чтобы при составлении этих конспектов обращено было внимание на усиление в курсе тех учебных предметов, которые имеют особенную важность в образовании женщины". Тайный советник Могилянский по тому же поводу излагает свои наблюдения: "Учители женских училищ, - говорит он, - нестесненные никакими точными указаниями извне, увлекаются своими собственными взглядами, предпочтением к той или другой части науки, упуская из вида необходимую соразмерность частей, не соображаясь с уделенным для каждой временем или с большею или меньшею важностью той или другой для женского образования. Так иной учитель словесности по пристрастию к народному эпосу держит большую часть года учениц на разборе и объяснении "Повести о горе-злосчастии" и не считает важным или не имеет времени ознакомить их с другими замечательными произведениями. Учитель истории в высших классах занимается подробнейшим изложением пройденной уже в низших классах истории Греции и Рима в ущерб средневековой и новой. Учитель естественных наук, по-видимому, сам занимавшись предпочтительно зоологиею или минералогиею, занимает ими усиленно и учениц, оставляя в стороне ботанику, которая для них имеет относительную важность; девицы, изучив хорошо ботанику и из нее ознакомившись с хозяйственными и лекарственными травами, умели бы в деревенской жизни, которая может сделаться уделом многих, собирать и употреблять их, что принесло бы им больше пользы, чем знакомство с кристаллографией".

Верность этих замечаний очевидна. Посему необходимо, чтобы объем преподавания каждого предмета в женских училищах был определен особою инструкциею от Министерства народного просвещения.

Все эти замечания, высказанные по поводу женских училищ разными местами и лицами, были переданы в начале 1865г. на рассмотрение Ученого комитета Министерства народного просвещения, которому поручено было составить на основании этих замечаний проект нового положения о женских училищах Министерства народного просвещения. Составленный Ученым комитетом проект напечатан в журнале министерства (мартовская книжка 1865г.) и после окончательного его пересмотра и исправления был внесен в Государственный совет, где и находился в то время, когда статс-секретарь Головнин оставил министерство.

Еврейские учебные заведения и образование евреев

Для образования евреев в ведении Министерства народного просвещения в конце 1861 г. находились 2 раввинские училища, 5 еврейских училищ 2 разряда, 97 еврейских училищ 1 разряда и 1 девичье еврейское училище. В течение трех минувших лет вновь учреждены 4 еврейских училища 1 разряда (в Ямполе, Атаках, Сороках и Липканах) и 13 еврейских школ грамотности (12 в Вильне и 1 в Ковне). В то же время упразднено одно еврейское училище 1 разряда (в Вильне). Таким образом, к 1 января 1861 г. в ведении Министерства народного просвещения состояло: 2 раввинских училища, 5 еврейских училищ 2 разряда, 100 еврейских училищ 1 разряда, 13 еврейских школ грамотности и 1 еврейское девичье училище, всего 121 казенное учебное заведение для евреев, в коих считается учащихся 5624. Кроме того, под надзором министерства находились 69 разного рода частных еврейских учебных заведений и 1348 меламдов или частных еврейских учителей.

Раввинские и казенные еврейские училища 1 и 2 разряда учреждаемы были с 1847 г. на основании положений, составленных для них особым комитетом по образованию евреев и высочайше утвержденных 13 ноября 1844г.; они содержатся

стр. 72


на счет особого налога с евреев, известного под названием свечного сбора. Вместе с положением о казенных еврейских и раввинских училищах изданы были постановления о частных еврейских учебных заведениях и о меламдах, и устроена целая система надзора за частным еврейским обучением.

Учреждая казенные еврейские училища, издавая постановления о частном обучении евреев, правительство имело целью распространить правильное образование между еврейским народонаселением, постепенно содействовать этим к объединению его с остальными жителями государства и, в особенности, освободить еврейское юношество от вредного влияния невежественных и проникнутых фанатизмом частных еврейских учителей или меламдов, в числе коих есть много последователей хассидизма и других вредных религиозных сект.

Почти двадцатипятилетний опыт доказал ныне, что цель, предположенная правительствам, не была вполне достигнута. Частных учебных заведений на новых основаниях устроено мало; меламды 1 , хедеры, талмуд-торы и ешиботы продолжают существовать по-прежнему. Из казенных училищ только раввинские утвердились и развились, выдержав благополучно опасную борьбу с фанатизмом, который сильно вооружался против них в первое время их существования. Министерство надеялось, что юношество еврейское особенно охотно пойдет в училища 2 разряда, которым дано реальное направление. Вышло противное: эти училища оставались пустыми, так что из заведенных 13 закрыты 8 по высочайшему повелению 4 мая 1859г. и оставлено только 5: в Бердичеве, Староконстантинове, Виннице, Одессе и Кишиневе. Немногим лучше шли училища 1 разряда.

От казенных училищ всего более отталкивало евреев преподавание еврейского Закона Божия, к которому они относились крайне подозрительно, боясь отступлений от старинного правоверия и нововедений в правительственном духе. Необходимость заставила сделать этим предубеждениям некоторую уступку; 4 мая 1859г. по высочайше утвержденному положению Еврейского комитета дозволено евреям обучать детей своих закону веры по собственной их воле в училищах или у частных учителей, так что с тех пор еврейские дети, посещающие казенные еврейские училища, могут ограничиться только уроками по одним общим предметам преподавания, кроме еврейских. В сентябре 1862г. последовало высочайше утвержденное положение Еврейского комитета о допущении в должности смотрителей училищ 1 и 2 разрядов не одних только христиан, но и евреев из бывших воспитанников раввинских училищ. Вообще, состояние еврейских учебных заведений было далеко неудовлетворительно в то время, когда в Министерстве внутренних дел возникло дело о преобразовании коробочного и отмене свечного сбора. Дело это, коснувшись материальных средств существования еврейских училищ, возбудило вопрос: следует ли оставить еврейские училища на будущее время или лучше уничтожить их, отказываясь от неудачного опыта?

Еще в 1858 г. по случаю чрезмерного накопления недоимок по свечному сбору в Министерстве внутренних дел учреждена была особая комиссия, которой между прочим поручено составление правил об обращении на коробочный сбор расходов по содержанию еврейских училищ. Комиссия после рассмотрения всех данных относящихся к коробочному сбору, признала необходимость уничтожить этот сбор, после чего вошла в рассмотрение вопроса: на столько ли соответствуют казенные еврейские учебные заведения своей цели, чтобы дальнейшее их существование условливало необходимость особенного на евреев налога? При разрешении этого вопроса комиссия приняла в особенности во внимание весьма невыгодные для училищ отзывы некоторых начальников губерний, которые находили, что особые училища для евреев, не принося ровно никакой пользы, не стоят тех тягостных издержек, какие евреи вынуждены покрывать из своих заработков, едва достаточных для прокормления семейств и уплаты подушных, казенных податей. Основываясь на этих данных, комиссия предлагала из всех казенных еврейских учебных заведений оставить только два раввинские училища, которых необходимость условливается потребностью в раввинах, получивших специально- систематическое образование.

Министерство народного просвещения, на заключение которого было препровождено это предположение, затруднялось дать положительный ответ в столь важном деле, прежде тщательного исследования еврейских училищ в нынешнем их состоянии. Посему по докладу министра народного просвещения командирован был с этою целью по высочайшему повелению от 16 марта 1864 г. член Совета министра

стр. 73


тайный советник Постельс, который с мая по сентябрь 1864г. осмотрел большую часть как казенных, так и общественных и частных еврейских училищ, и представил подробный об них отчет. Отчет этот напечатан был по распоряжению министерства, опубликован при его журнале и, кроме того, сообщен, вместе с особенной исторической запиской ко всем попечителям округов и генерал-губернаторам, в ведении которых есть еврейские училища, с тем чтобы получить их заключение по этому вопросу.

Не входя здесь в изложение содержания отчета г. Постельса, необходимо заметить, что из него с несомненною очевидностью явствует один важный факт - усиливающееся в еврейском юношестве стремление поступить в общие учебные заведения. Вследствие высочайше утвержденного положения Еврейского комитета 11 января 1863 г. о выдаче стипендий еврейским мальчикам, обучающимся в низших и средних общих учебных заведениях, с каждым годом увеличивается процент евреев в этих заведениях; в женские гимназии начинают поступать еврейские девицы; из учащихся в училищах 2 разряда немногие оканчивают курс, потому что они спешат переходить в гимназии. Со времени издания высочайше утвержденного мнения Государственного совета 27 ноября 1861 г. о даровании лицам из евреев, удостоившимся ученых университетских степеней, права поступать на службу государственную и иметь постоянное пребывание везде без ограничения чертою, определенною для постоянной оседлости евреев, многие воспитанники раввинских училищ только о том и думают, как бы поступить в университет.

Г-н Постельс нашел, что раввинские училища вообще соответствуют цели своей; что желательно было бы уравнять курс учения в этих училищах с курсом гимназий по новому уставу и облегчить воспитанникам переход в университет введением языков французского и латинского, из которых последний даже преподавался в Виленском раввинском училище до 1853 г., но был потом исключен ввиду усиления других предметов. Г-н Постельс был поражен незнакомством учителей, выпускаемых из раввинских училищ, с педагогическими методами и приемами, вследствие чего он советует усилить практические занятия по педагогии в педагогическом курсе этих училищ. Из 5 казенных училищ 2 разряда одно только Одесское имеет 4-й дополнительный класс, но этот класс весьма немногочислен; остальные состоят из 3-х классов. Еврейское общество не питает к этим училищам никакого сочувствия. Они не приготовляют воспитанников ни для раввинских училищ, ни для гимназий; они не составляют учебных заведений с коммерческим направлением, потому что при малом числе уроков, остающихся от еврейских предметов на коммерцию и бухгалтерию, они не подготовляют достаточно учащихся к торговому делу. По мнению г. Постельса их следовало бы просто закрыть, за исключением Одесского и Бердичевского, сохраняя последнее только до открытия реальной прогимназии в Бердичеве, где до сих пор нет ни одного общего учебного заведения.

Описание училищ 1 разряда не оставляет ни малейшего сомнения насчет их крайнего упадка. Детей, посещающих их, мало; на уроки является меньшая часть тех, которые показаны по спискам, в один день являются одни, в последующий другие; училища страдают совершенным недостатком учебных пособий, даже аспидных досок и бумаги. Немного лучше училища одесские и курляндские; в самом неудовлетворительном виде представляются училища Могилевской и Витебской губерний, вследствие сильного преобладания в этих губерниях религиозного учения, известного под именем ассидизма. Неудачность училищ 1 разряда г. Постельс приписывает отчасти тому, что евреи по своим религиозным предубеждениям от самого образования училищ относились к ним враждебно, отчасти назначению в смотрители канцелярских чиновников и учителей приходских училищ из христиан, отчасти преобладанию в учебной программе религиозного элемента и несоответствию способа преподавания закона веры, способу, которому следуют меламды и к которому евреи привыкли, а именно обучению по Маймониду и Хаие-Адаму, а не по талмуду, которому евреи придают высшее значение.

Г-н Постельс утверждает самым положительным образом, что училища 1 разряда не могут оставаться в своем настоящем виде. Затем, переходя к вопросу о том, следует ли эти училища упразднить или только преобразовать, г. Постельс дает предпочтение последнему из этих решений потому, что, чуждаясь казенных еврейских училищ, евреи в то же время не посылают детей своих и в общие приходские училища, притом не везде, где есть казенные еврейские училища 2 разряда, сущест-

стр. 74


вуют первоначальные школы для христианских детей. Так как одна из главных причин отчуждения евреев от казенных еврейских училищ заключалась в преподавании в этих училищах еврейского закона веры, то по мнению г. Постельса надлежало бы в училищах тех местностей, где еврейский фанатизм еще силен, совсем исключить из программы еврейские предметы, а также немецкий язык, которым фанатики пренебрегают, считая изучение его приготовлением к изучению книг светских, особенно вредных; в тех же местностях, где еврейское население более свободно от фанатизма, значительно уменьшить объем преподавания еврейских предметов, исключив из программы Маймонида, Хаие- Адама и молитвы, а остающиеся от закона веры свободные уроки обратить на усиление общих предметов.

Для привлечения детей бедных родителей г. Постельс советует назначить для исправно посещающих училища небольшие стипендии (примерно по 12 руб. в год). Изучение настоящей системы еврейского образования привело г. Постельса к следующему заключению: "Какие бы жертвы и усилия правительство не употребляло на улучшение еврейских училищ, цель их учреждения все-таки не будет достигнута, пока евреи останутся сплоченными в тесных пределах настоящей их оседлости и при настоящих условиях их жизни".

Такое же убеждение в бесполезности казенных еврейских училищ в нынешнем их виде и в необходимости коренного их преобразования выражено и в отчетах попечителей округов. В отчетах по Виленскому учебному округу за последние годы неоднократно выражаемо было убеждение, что казенные еврейские училища 1 разряда с прежнею программою не удовлетворяют ни целям правительства, ни требованиям самого еврейского общества. Прежнее небольшое число учащихся в них в последнее время еще более уменьшилось, учители же, не видя сочувствия общества ни к училищу, ни к себе, перестали заниматься с надлежащею энергиею, и обучение идет далеко не удовлетворительно. Эта неудовлетворительность казенных еврейских училищ 1 разряда побудила начальство тамошнего края к учреждению (в Вильне и в Ковне) двуклассных еврейских школ, мужских и женских, для распространения между евреями необходимого знания русской грамматики, в которых преподаются исключительно чтение и письмо по-русски, арифметика и чистописание. Независимо от этого, при Ковенском училище 1 разряда учреждена послеобеденная смена для преподавания русской грамоты и арифметики преимущественно для мальчиков более состоятельных родителей. Ввиду пользы, какая ожидается от таких смен и в других еврейских училищах 1 разряда, министерство разрешило (16 февраля 1865 г.) учредить их и в остальных 20 училищах Виленской, Гродненской, Минской и Ковенской губерний до окончательного решения вопроса о дальнейшем существовании отдельных еврейских учебных заведений.

Попечитель Дерптского учебного округа в отчете за 1864г. замечает, что "несмотря на все старания учебного начальства следить постоянно за действиями еврейских училищ и поощрять даже малейшие улучшения в состоянии их, трудно предположить, чтобы они приносили существенную пользу. По сему соображению попечитель признал соответственным, по крайней мере, не увеличивать числа их. Сообразно сему, когда Виндавское еврейское общество ходатайствовало об открытии для оного казенного еврейского училища и предлагало на содержание его из своих средств ежегодное пособие в 300 руб., попечитель предоставил предварительно, пока окажется возможным учредить в Виндаве общественную школу, по примеру Рижской, обратить эту сумму на пособие частному заведению, которое затем, если оно оправдает доверие общества, удобно может быть преобразовано в общественную школу. "Большие затруднения, встречаемые еврейскими училищами, происходят от того, что устройство их не соответствует ни желаниям, ни потребностям нуждающегося в них общества. По этой причине, не только оказывается невозможным взимать с учащихся плату, но, напротив, оказывалось необходимым, как например, в Фридрихштадте, некоторым ученикам дарить платье, чтобы только удержать их в училище. Таким образом, училища поддерживают искусственное существование, как бы нанимая себе немногих учеников из беднейших сословий жителей. Напротив того, более зажиточные евреи охотно посылают своих детей в уездные училища и гимназии. Посему попечитель округа по сделанным им в Курляндии наблюдениям не мог убедиться в верности принятой системы учреждения для евреев специальных школ".

Такое же убеждение выражает и попечитель Одесского учебного округа. По его

стр. 75


мнению "еврейские училища нуждаются в преобразованиях особенно ввиду того, что в последние годы сближение евреев с христианами путем воспитания сделало весьма замечательные успехи. Так в Керченском женском приходском училище на 149 учениц 78 евреек, в Херсонском женском училище 2 разряда на 119 - 49, в женской гимназии г-жи Гауеншильд на 95 - 36, в Херсонской гимназии на 272 ученика - 73 еврея, в Одесской 2-й гимназии на 341 - 145.

Между тем число учащихся в еврейских женских школах и в высших классах мужских еврейских училищ 2 разряда с каждым годом уменьшается. При этих данных очевидно, что училища 2-го разряда, точно также и отдельные женские школы для евреек, в тех местностях, где существуют общие училища, могут быть уничтожены, и суммы их обращены на поддержание таких учебных заведений, в которых евреи учатся вместе с христианами. Но признавая, что талмуд торы и еврейские училища 1 разряда для мальчиков должны еще быть оставлены, то вместе с этим обязаны обратить внимание на лучшее устройство их и на лучший выбор преподавателей".

Таким образом, отовсюду заявляются мнения о необходимости коренного преобразования всей системы еврейских училищ. Вопрос этот имеет две стороны: финансовую и учебную. Еврейские казенные училища содержатся из свечного сбора, который признан особенно обременительным для евреев, так что возникло дело об его отмене. Он тягостен не столько по значительности цифры, до которой он в сложности доходит (230000 руб. на 1 425 784 еврейского народонаселения или 16 с небольшим копеек с человека), сколько по своей неуравнительности и по неправильным основаниям его раскладки. Он может быть отменен, но не иначе, как по приискании новых средств на покрытие необходимых издержек по образованию евреев. Так как училища раввинские останутся во всяком случае, и так как желательно, чтобы сохранились училища 2 разряда Одесское и Вердическое, то вся экономия от упразднения некоторых училищ 2 разряда и всех училищ 1 разряда могла бы простираться на сумму до 130 000 руб.

Но предварительно всякому облегчению на эту сумму евреев в платеже податей надлежит решить, может ли Министерство народного просвещения отказаться от этих средств без упущения по исполнению обязанностей, которые правительство имеет относительно образования евреев, и вправе ли оно вследствие этого отказа лишать себя возможности достижения тех целей, которые имелись в виду при издании узаконении 13 ноября 1841г., но которые остались неосуществленными. С этой точки зрения вопрос может быть решен таким образом: правительству не следует закрывать огулом все первоначальные еврейские училища 1 разряда; вопрос об упразднении их должен быть решен относительно каждого училища отдельно, соображаясь с местными условиями и обстоятельствами; те из училищ 1 разряда должны быть сохранены, которые существуют в местностях, где нет приходских училищ. Средства преподавания должны быть усилены и учащиеся снабжены необходимыми учебными пособиями. Из программы преподавания надлежит исключить еврейские предметы и оставить только общие, после чего не будет никакой причины, почему бы дети местных жителей из христиан не могли посылать в эти еврейские училища своих детей.

Главная цель должна состоять в привлечении евреев в общие учебные заведения. Эта цель достижима при употреблении средств, по-видимому, незначительных; стоит только деньги, сберегаемые вследствие упразднения некоторых училищ, кои будут закрыты, обратить на стипендии для бедных учеников из евреев, которые будут заниматься прилежно в приходских училищах. Эта мера не новая. На основании высочайше утвержденного положения Еврейского комитета 11 января 1863г. сумма в 24 000 руб. из свечного сбора отделяется ежегодно на раздачу стипендий в размере от 25 до 60 руб. ученикам из евреев, посещающих уездные училища и гимназии; этою мерою объясняется отчасти усиление еврейского элемента в гимназиях и уездных училищах, заметное в новейшее время. Она бы могла быть применена с неменьшею пользою в первоначальных училищах ведомства Министерства народного просвещения причем для распространения ее на возможно большое число лиц, сам размер стипендий мог бы быть значительно уменьшен. По соображениям г. Постельса достаточным поощрением для бедных еврейских детей могло бы служить назначение им пособия по 12 руб. в год или по 1 руб. в месяц. Если бы на эту цель употребить 48 000 руб., то из них можно бы образовать 4000 стипендий -

стр. 76


число, превышающее ежегодную цифру воспитанников всех казенных еврейских училищ 2 и 1 разряда вместе взятых.

Вот те главные начала, кои по мнению Министерства народного просвещения должны быть положены в основание предстоящего преобразования системы казенных еврейских училищ. Вместе с тем было бы весьма полезно поощрять деятельность тех из частных еврейских пансионов, которые устроены на рациональных началах и соответствуют видам правительства. На этом основании статс-секретарь Головнин внес представление в Государственный совет, которое и находилось в Совете, когда он оставлял министерство.

Училища при церквах иностранных исповеданий; частные учебные заведения; домашние наставники и учители

Кроме казенных и общественных учебных заведений, в ведении Министерства народного просвещения находятся еще училища, учрежденные при церквах иностранных исповеданий и частные учебные заведения. По отчетам попечителей учебных округов к 1 января 1865 г. число первых простиралось до 152, а последних до 799 (кроме частных еврейских училищ). Наконец, министерство имеет надзор и за деятельностью лиц, занимающихся обучением в частных домах по свидетельствам, выдаваемым от учебного начальства. Число таких лиц, кроме еврейских меламдов, простирается до 1394.

Некоторые из училищ при церквах иностранных исповеданий, находящихся в С. -Петербурге и в Москве, по объему преподавания соответствуют гимназиям. Таковы главные училища при лютеранских церквах Св. Анны (мужское и женское) и Св. Петра и Павла (мужское и женское) и при реформатской церкви (мужское) в С. -Петербурге. Первым двум (мужским) из этих училищ с давнего времени присвоены права гимназий; училищу же при реформатской церкви в С. -Петербурге права эти предоставлены высочайше утвержденным 30 ноября 1864г. мнением Государственного совета. К разряду училищ на степени гимназий могут быть также причислены и училища при лютеранских церквах Св. Михаила (мужское и женское) и Св. Петра и Павла (мужское) в Москве, а также и мужское училище при реформатской церкви в Москве. Все эти училища (6 мужских и 3 женских) по своему устройству и по достоинству преподавания принадлежат к лучшим средним учебным заведениям в России. В них обучаются до 2500 детей и в числе их находятся, кроме иноверцев, не менее 1000 детей православного вероисповедания.

Из остальных церковных училищ, некоторые по объему преподавания могут быть поставлены наряду с уездными училищами. Все же прочие, числом 125, соответствуют приходским и начальным училищам. В числе этих 125 училищ заключается и 69 школ при иноверческих церквах Саратовской губернии, которые собственно находятся в ведении Министерства государственных имуществ и только инспектируются чиновниками Министерства народного просвещения.

Частные учебные заведения как мужские, гак и женские, по объему преподавания также могут быть разделены на три разряда: а) заведения на степени гимназий, б) на степени уездных училищ и в) на степени приходских и начальных училищ.

а) Частных учебных заведений на степени гимназий в конце 1864 года считалось 75, из коих 20 мужских и 55 женских.

Мужские заведения этого рода находятся в С. -Петербурге (7), Москве (5), Одессе (2), Елисаветграде (1) и в Дерптском учебном округе (5). Некоторым из них в последнее время даровано право именоваться частными гимназиями (гг. Келлера, Видимана, Беренса и Цынкаловского в С. -Петербурге и г. Ставилло в Одессе).

Женские пансионы с курсом наук, соответствующим гимназическому, находятся в С. -Петербурге (19), Москве (11), Мологе (1), Харькове (2), Одессе (1) и в учебных округах: Киевском (10), Виленском (4) и Дерптском (7). Кроме того есть еще, так называемые, образцовые женские пансионы в Киеве, Витебске и Полоцке, получающие вспомоществование от правительства 2 .

б) Общее число пансионов и других частных учебных заведений, которые по объему преподаваемых в них наук могут быть сравнены с уездными училищами, простирается до 186, из коих 47 мужских и 139 женских. Наиболее их считается в учебных округах Одесском, Киевском, Виленском и Дерптском. В С. -Петербургском и Московском округах только в столицах число этих заведений значительно;

стр. 77


в остальных же городах этих округов, равно как и в округах Казанском и Харьковском, число частных пансионов весьма незначительно, потому что они не могут соперничать с общественными женскими училищами.

в) Все остальные частные учебные заведения числом около 538 3 принадлежат к разряду школ, находящихся на степени приходских и начальных училищ. Впрочем, устройство их и объем преподаваемых в них наук бесконечно разнообразны: между тем как во многих столичных школах этого разряда преподаются иностранные языки, музыка и рукоделья; другие частные учебные заведения, находящиеся в уездных городах и селениях, суть не более как простые школы грамотности, в которых обучение не идет далее чтения, письма и счета. Из числа первоначальных частных учебных заведений особенного внимания заслуживает школа г-ж Ильиных в Николаеве, в которой с большим успехом употребляется наглядный способ обучения.

Относительно частных учебных заведений и домашних наставников и учителей до сих пор сохраняют обязательную силу изданные для них положения 12 января 1835 г. и 1 июля 1834 г. Положения эти изданы были в то время, когда Министерство народного просвещения, ввиду привлечения большого числа учащихся в правительственные учебные заведения и в особенности в благородные пансионы при гимназиях, находило нужным стеснять частную педагогическую деятельность. Хотя впоследствии некоторые наиболее стеснительные постановления этих положений были отменены, однако ныне действующие правила о частных пансионах и школах и о домашнем обучении требуют пересмотра. Посему министерство предложило в 1864г. попечителям учебных округов рассмотреть эти правила и сообщить свои замечания о тех изменениях, какие полезно было бы в них сделать с целью предоставления возможно большей свободы развитию частной педагогической деятельности. На основании полученных вследствие этого замечаний Ученому комитету министерства поручено было составить проект нового положения о частных учебных заведениях и о домашних учителях. Комитет занимался этим трудом в то время, когда статс-секретарь Головнин оставил министерство.

Меры к образованию в России славян

С давнего времени в Россию прибывают молодые болгары, сербы, черногорцы и другие южные славяне, с целью найти в ней способы к образованию. Правительство наше постоянно облегчало этим молодым людям как нашим единоверцам способы к поступлению в учебные заведения, но на этот предмет до сего времени не было установлено никаких положительных правил. Из дел министерства видно, что по поводу образования славян в России в течение минувших 50 лет последовало множество частных и общих распоряжений, неимевших большею частию между собою никакой связи и последовательности 4 . Первое по этому предмету распоряжение возникло в 1815г. и касалось нескольких молодых сербов, отданных по недостатку приготовительного образования на личное попечение директора С. -Петербургской гимназии Тимковского, который за передачею вслед за тем дел о сербах в ведение Министерства внутренних дел поставлен был относительно вверенных ему молодых людей в непосредственное отношение к сему министерству. Затем действия Министерства народного просвещения относительно воспитания славян возобновились в 1840 г. и начались с разрешения допускать их в Одесскую гимназию с некоторым снисхождением к знанию русского языка, но с тем, чтобы права и преимущества окончивших курс предоставлялись лишь тем, кои удовлетворят всем требованиям устава. После сего славяне, и преимущественно болгары, появились в Киеве и встречали там постоянное сочувствие учебного начальства. Граф Уваров разрешал прием их в учебные заведения, но находил положительно невозможным делать для них изъятия, несогласные с общим курсом учения и пользою самих учащихся, и не считал себя вправе допускать их в число казеннокоштных студентов, обязанных службою нашему правительству. Кроме того, болгарским училищам он оказывал воспособление безденежным отпуском для них книг и учебных пособий. Следуя этому примеру преемник графа Уварова князь Ширинский-Шихматов исходатайствовал несколько высочайших разрешений на помещение болгар в Киевский университет на казенное содержание и продолжал оказывать содействие болгарским училищам безденежным отпуском для них книг и учебных пособий. Действительный тайный советник Норов, действуя в том же направлении, исходатайствовал в 1855 г.

стр. 78


высочайшее разрешение на допущение болгар в Киевскую 2-ю гимназию приходящими учениками, и затем, переходя от частных мер к общим мерам и распоряжениям, испросил в 1856г. высочайшее повеление, чтобы болгарам и славянам оказываемо было вообще возможное содействие к поступлению в наши учебные заведения, вследствие чего предложено было циркулярно освобождать всех их от платы за учение и допускать разные другие в пользу их льготы и облегчения, которые сохранены были и впоследствии при введении в действие некоторых временных по университетам мер, не освобождавших других студентов от платы за учение. Действительный тайный советник Ковалевский значительно облегчил и оживил деятельность в этом деле министерства исходатайствованием (6 сентября 1860 г.) к ежегодному отпуску из Государственного казначейства 5000 руб. на пособие к образованию молодых славян.

Вследствие всех этих мер число обучающихся в русских учебных заведениях славян значительно увеличивалось, и в Министерство народного просвещения стало поступать весьма большое число прошений о пособии на воспитание различными путями: чрез попечителей учебных округов, комиссию прошений, новороссийского генерал-губернатора, Одесское болгарское настоятельство. Министерство иностранных дел, наконец, непосредственно от просителей. Просили разные личности: болгары, сербы, молдаване, черногорцы и даже греки. Желали поступить в разные местности: кто в Москву, кто в Киев, в Харьков, Одессу, Кишинев; просили о помещении в различные учебные заведения: в университеты, лицеи, гимназии и даже специальные учебные заведения, не состоящие в ведомстве народного просвещения, как то: в архитектурное училище, технологический институт и др.

Такое положение дел, до крайности усложнившее переписку и обременявшее министерство просьбами, которым оно не могло удовлетворить, привело к необходимости озаботиться о сосредоточении образования славян в известных местностях и учебных заведениях и о постановлении в этом отношении определительных правил. В 1862г. учреждена была в Николаеве гимназия с пансионом на 40 человек из воспитанников упраздненной Черноморской штурманской роты, и Министерство народного просвещения ввиду всех изложенных выше неудобств и затруднений признало полезным воспользоваться этим учреждением, чтобы положить начало сосредоточению образования славян в России в одном месте. После предварительного сношения с Министерством иностранных дел и с II отделением Собственной его императорского величества канцелярии управлявший Министерством народного просвещения, между прочим, повергал на высочайшее благоусмотрение следующие соображения по сему предмету:

1). По мере выбытия из пансиона воспитанников Черноморской штурманской роты принимать на вакансии пансионеров исключительно детей из славян, сербов и болгар по выбору Министерства иностранных дел. Порядок и условия замещения сих вакансий определить по взаимному соглашению министерств иностранных дел и народного просвещения, чтобы, таким образом, со временем образовать при гимназии в Николаеве особый славянский пансион для юношей из прибывающих в Россию для воспитания славян, неимеющих родственников, на попечении коих они могли бы состоять.

2). 5000 руб., отпускаемые ежегодно по смете Министерства народного просвещения на воспитание в России молодых славян, назначить впредь исключительно на выдачу стипендий в Новороссийском университете тем из молодых славян, которые, окончив гимназический курс в России, пожелают и признаны будут достойными и способными продолжать на общем основании высший курс в университете.

3). Назначение сих университетских стипендий производить по взаимному соглашению министерств иностранных дел и народного просвещения.

Соображения эти, удостоенные высочайшего утверждения 9 июня 1862 г. были тогда же сообщены попечителю Одесского учебного округа к руководству и исполнению. К началу нынешнего 1865 г. на этом основании уже принято в Николаевскую гимназию 10 учеников славян и зачислено кандидатами 19.

Сумма в 5000 руб., отпускаемая ежегодно из Государственнрго казначейства на образование славян, в минувшем 1864 г. по предварительным в свое время соглашениям с Министерством иностранных дел распределена была следующим образом: на содержание 9 болгар в Одессе по 250 руб. - 2250 руб.; на содержание 3-х болгар в Киеве по 200 руб. - 600 руб.; на содержание 1 болгара в Харькове - 200 руб.; на

стр. 79


содержание 3-х болгар в Москве - 600, и 15-ти состоящих в покровительстве Московского славянского благотворительного комитета - 1.140 руб. [Итого] 4790 руб.

Остальные 210 руб. предназначены были к отпуску одному вольнослушателю С. -Петербургского университета (100 руб.) и к единовременной выдаче на экипировку и лечение одному студенту Московского университета (100 руб.).

Как ни желательно с открытием Новороссийского университета сосредоточить образование всех означенных лиц в сем университете, но одновременное перемещение всех сих лиц в Одессу, начавших уже учение в других университетах, должно без сомнения встретить затруднения со стороны сих лиц и даже со стороны министерства, обязанного в этом случае принять все расходы по перемещению сих стипендиатов в Одессу. Наконец, это представляет затруднительным и даже невозможным и по самым условиям возникающего на юге университета, учреждаемого только с тремя факультетами (без медицинского) и открываемого притом постепенно, начиная с первых курсов. По всем сим соображениям необходимо предоставить каждому на волю продолжать учение в том университете, в котором ныне находится, или перейти в Новороссийский, если признает для себя удобным и возможным. Обстоятельство это не должно бы однако останавливать ассигнования с текущего года всей суммы 5000 руб. серебром в ведение начальства Новороссийского университета с возложением на него высылки причитающихся денег на стипендиатов других университетов по непосредственному сношению с сими университетами.

Что касается до назначения в университет каждому стипендиату из славян положенной стипендии, то это по общему уставу университетов должно подлежать ведению совета университета, от которого на основании общих университетских правил должно зависеть и лишение стипендиатов стипендии с уведомлением о том Министерства иностранных дел.

На основании всех этих соображений Министерство народного просвещения по вопросу об образовании славян в России признает в настоящее время полезным следующие меры:

1. Предоставить Министерству иностранных дел сделать чрез своих агентов известным, что для молодых славян, ищущих образования в России, предназначается исключительно Николаевская гимназия по мере открытия в пансионе оной в определенном комплекте 40 казенных воспитанников вакансий, о которых сообщается начальством гимназии немедленно каждый раз Азиатскому департаменту или тому месту или лицу, от которого по назначению оного будет зависеть выбор кандидатов.

2. Для желающих получить высшее образование назначить Новороссийский университет, в котором определить для сего половинное число стипендий против определенного комплекта воспитанников в Николаевской гимназии, а именно двадцать стипендий в 250 руб. каждая на счет 5000 руб., всемилостивейше назначенных для образования в России славян.

3. Назначение славянам в университете стипендий, преимущественно из окончивших у нас курс гимназий, предоставить совету университета, от которого в известных случаях и на основании общих университетских правил должно зависеть и лишение стипендии с уведомлением о том каждый раз Азиатского департамента или другого по назначению его места или лица для представления или указания кандидатов.

4. Отпускаемую ныне сумму 5000 руб. на воспитание славян в университетах и гимназиях ассигновать в ведение начальства Новороссийского университета с возложением на него обязанности высылки следующих денег на содержание тех из славянских стипендиатов и воспитанников, кои находятся ныне и в других университетах и заведениях, впредь до окончания ими курса или выбытия.

5. Отпускаемое ныне из тех же 5000 руб. пособие Московскому славянскому благотворительному комитету отпускать и на будущее время в ведение попечителя Московского учебного округа по непосредственному требованию Азиатского департамента к начальству Новороссийского университета впредь до выбытия из покровительства комитета тех из славянских стипендиатов, на которых означенное пособие было назначено, для чего именной список их сообщить Новороссийскому университету.

6. Как студенты университета вне стен оного подчиняются надзору местной

стр. 80


полиции на общем основании, то предоставить Министерству иностранных дел установить за славянскими стипендиатами наблюдение вне университета, какое признает это министерство за лучшее по непосредственному и ближайшему усмотрению своему с сообщением лишь начальству университета сведений в ведении кого будут состоять славянские стипендиаты и кому именно должны быть отпускаемы их стипендии. <...> I .

IV

Перечень главных мер и предположений по Министерству народного просвещения

На Министерстве народного просвещения лежит обязанность, во первых, заботиться о правильном всестороннем нравственно-религиозном, умственном, физическом и эстетическом образовании молодых поколений и, во-вторых, содействовать расширению области человеческих знаний вообще и в особенности распространению их в нашем отечестве.

К достижению этих двух целей направлены были все действия министерства в течение трех минувших лет; этими же целями обусловливаются все предположения, которые министерство намерено приводить в действие по мере возможности и предоставленных ему средств.

Первая наиболее настоятельная потребность нашего времени заключается в распространении правильного всестороннего образования молодых поколений во всех классах народа. Посему к этой цели направлены были до сих пор главным образом усилия министерства, результатом коих явились между прочим составленные в течение минувшего трехлетия и удостоившиеся высочайшего утверждения новые уставы университетов и гимназий и новое положение о народных училищах. Эта же цель имеется в виду и при составлении ныне в министерстве проектов преобразования существующих педагогических курсов, лицеев, ветеринарных училищ, уездных, женских и еврейских училищ, а также предположения об учреждении новых учебных заведений, в особенности же крайне необходимых учительских институтов и гимназий.

Усиление нравственно-религиозного образования молодых поколений составляло предмет особенной заботливости министерства, которое старалось, чтобы на всех ступенях общественного обучения, во всех подведомственных ему учебных заведениях нравственно-религиозное обучение стояло на первом плане. С этою целью в университетах значительно усилено преподавание богословских наук: вместо прежней единственной кафедры православного богословия в каждом из шести университетов, на которые распространяется действие устава 1863 г., положены три богословские кафедры: собственно богословия или христианской апологетики, церковной истории и церковного законоведения. Таким образом, в университетах С. -Петербургском, Московском, Харьковском, Св. Владимира и Новороссийском вместо прежних шести кафедр православного богословия учреждено 18 богословских кафедр, каждая с содержанием по 3 тыс. руб. в год.

В гимназиях и прогимназиях также увеличено число уроков Закона Божия, содержание законоучителей значительно возвышено, и кроме того законоучители сделаны постоянными членами педагогических советов, через что они получили возможность иметь непосредственное влияние на весь ход учебной и воспитательной части в этих заведениях.

Для усиления религиозно-нравственного направления в народных школах положением 1864г. постановлено, что губернские училищные советы, заведывающие этими школами, состоят под председательством епархиальных архиереев и что лица от духовного ведомства суть непременные члены уездных советов. Из этого видно, что Министерство народного просвещения, составляя новые уставы и положения, сделало все, что от него зависело для обеспечения за нравственно-религиозным образованием того места, какое оно должно занимать во всяком воспитании. От духовного ведомства зависит, чтобы предначертания министерства в этом отношении вполне осуществлялись на деле. Министерство не сомневается, что духовное ведомство воспользуется всеми помянутыми мерами и доставит нашим университетам профессоров богословия, нашим гимназиям

стр. 81


достойных законоучителей и нашим народным училищам ревностных руководителей в лице своих архипастырей и иереев.

Независимо от этого, для того, чтобы содействовать своими материальными средствами улучшению религиозно-нравственного обучения статс-секретарь Головнин просил духовное ведомство объявить конкурс на составление руководств православного богословия, церковной истории и церковного законоведения и учебников по закону божию для средних и низших училищ, с тем, что Министерство народного просвещения выдаст премии авторам тех сочинений, которые будут признаны духовным ведомством за лучшие.

Наконец, распространению религиозно-нравственного образования Министерство народного просвещения имело в виду содействовать покровительствуя вообще изданию книг и журналов благочестивого содержания и распространяя их в своих учебных заведениях.

Для усиления умственного образования молодых поколений Министерство народного просвещения приняло в течение трех минувших лет и предполагает принять при первой возможности следующие меры: Изданием нового общего устава и штата Дерптского университета наше высшее преподавание обеспечено на будущее время в своем правильном и благотворном развитии и усовершенствовании. Хотя новые уставы и штаты университетов еще не могли быть вполне введены в действие, однако они несомненно оказали уже большую пользу университетам, в которых заключается лучшее против прежнего нравственное настроение молодежи и более сильное проявление научного стремления как между преподавателями, так и между учащимися. Для того, чтобы содействовать скорейшему осуществлению тех благих результатов, которые ожидаются от нового устройства высшего университетского преподавания, министерство предполагает принять следующие, по его убеждению, крайне необходимые меры:

а) неослабно наблюдать за строгостию испытаний, дающих право на поступление в университеты, в которые должны поступать студентами исключительно молодые люди, получившие достаточное общее образование, основанное на изучении древних классических языков и их литератур. Строгое наблюдение за исполнением этого условия особенно необходимо в настоящее время, так как многие, и в том числе даже некоторые университетские преподаватели, вопреки университетскому и гимназическому уставам заявляют лишенное всякого основания убеждение, будто слушатели университетских лекций по некоторым факультетам не нуждаются в предварительном основательном изучении классических древних языков;

б) ходатайствовать о скорейшем введении новых штатов вполне, без чего не может быть достигнута полнота и законченность университетского научного образования;

в) испросить разрешение остатки суммы, назначенной на личный состав профессоров, употребить на содержание приват-доцентов, как такого установления, которое всего вернее может обеспечить постоянное и целесообразное пополнение личного состава профессорских коллегий;

г) испросить единовременный отпуск суммы, необходимой на пополнение и улучшение кабинетов, разных лабораторий и других учебно-вспомогательных учреждений университетов, а также на необходимые исправления университетских зданий. В таком единовременном отпуске суммы все наши университеты более или менее нуждаются. Особенно необходим отпуск достаточных сумм на кабинеты Новороссийского университета, в настоящее время крайне бедные;

д) ходатайствовать о продолжении приготовления профессоров за границей и о назначении стипендий нескольким лицам, которые готовятся к профессорской должности в России под руководством наших профессоров. Мера эта крайне необходима до тех пор, пока университеты не станут получать назначенных новым штатом сумм на приготовление профессоров. После введения новых штатов вполне во всех университетах забота о приготовлении профессоров будет лежать, главным образом, на университетских советах, которые будут иметь в своем распоряжении необходимые для этого средства. Но и тогда министерству должна быть предоставлена возможность отправлять непосредственно от себя некоторое число известных ему по своим талантам молодых ученых за границу для приготовления к высшим учебным должностям, так как новым уставом университетов министерству предоставлено в известных случаях замещать вакантные кафедры непосредственно от

стр. 82


себя, а для этого оно необходимо должно иметь в своем распоряжении несколько лиц, достаточно приготовленных к профессорской должности.

Кроме университетов в ведении Министерства народного просвещения есть еще некоторые другие высшие учебные заведения, а именно Ярославский и Нежинский лицеи в Дерптское и Харьковское ветеринарные училища. Заведения эти, как объяснено выше, неотлагательно нуждаются в преобразовании. Проекты такого преобразования уже составлены и окончательно пересматриваются в министерстве, которое предполагает внести их в скором времени на рассмотрение Государственного совета.

Все эти высшие учебные заведения, за исключением двух ветеринарных училищ, принадлежат к разряду общеобразовательных высших учебных заведений. Что касается до высших технических или реальных училищ, то таких в ведении Министерства народного просвещения вовсе нет. Между тем потребность в них у нас становится все более и более ощутительною. Посему министерство предполагает поручить Ученому комитету заняться тщательным исследованием вопроса, где и какие из этих училищ у нас особенно необходимы, и составить соображения об их учреждении. Соображения эти предполагается сообщить попечителям учебных округов и с их замечаниями рассмотреть в совете министра.

Среднему образованию положено прочное основание изданием нового устава гимназий и прогимназий, который с нынешнего года постепенно вводится в действие по мере предоставленных для этого денежных средств. Для того, чтобы в возможной скорости воспользоваться полезными результатами, ожидаемыми от нового устава, министерство предполагает принять следующие меры: ходатайствовать о скорейшем утверждении и приведении в исполнение уже составленных в министерстве предположений для приготовления учителей гимназий в университетах, с увеличением числа существующих на сей предмет стипендий, ходатайствовать о скорейшем отпуске сумм, необходимых для введения нового устава и штата во всех гимназиях империи; испросить единовременную сумму на пополнение гимназических библиотек и кабинетов и на исправление зданий, в чем почти все наши гимназии и прогимназии крайне нуждаются; по мере приготовления учителей ходатайствовать об открытии новых гимназий и прогимназий везде, где окажется в них потребность, и в мере средств, которые возможно будет для этого получить. При этом министерство имеет в виду заботиться преимущественно об учреждении классических гимназий, так как они в настоящее время у нас наиболее необходимы; учреждать везде, где это окажется нужным, параллельные классы, а там, где уже есть многочисленные параллельные классы, преобразовывать их в отдельные гимназии и прогимназии, как это уже сделано с параллельными классами 1-й Московской и 1-й Харьковской гимназий; везде, где это окажется возможным и удобным, отделять низшие классы гимназии от высших, образуя из первых отдельные прогимназии; директоров, инспекторов и учителей гимназий командировать по очереди для осмотра образцовых учебных заведений, за границу; устраивать ежегодно, где окажется удобным, учительские съезды и публиковать их совещания в журнале министерства; заботиться о составлении хороших учебников по всем предметам гимназического преподавания и для сего объявлять конкурсы, назначать премии, заказывать составление таких учебников известным лицам или приобретать уже составленные и рассылать их безденежно в гимназии.

Состоящие в ведении Министерства народного просвещения уездные училища не могут оставаться в нынешнем их виде и нуждаются в коренном преобразовании. Министерство намерено ходатайствовать о преобразовании их, смотря по местным потребностям и средствам, или в прогимназии, или в двухклассные приходские училища, мужские и женские, как это уже сделано относительно некоторых уездных училищ С. -Петербургского учебного округа, или, наконец, в учительские семинарии для приготовления учителей в начальные училища. Для совершения таких преобразований предполагается предварительно рассмотреть имеющиеся в министерстве по сему предмету сведения, составить из них особую записку, сообщить ее попечителям учебных округов и с их замечаниями рассмотреть сперва в Ученом комитете министерства, а затем в совете министра.

Главные основания, на которых у нас отныне должно совершаться элементарное народное образование, определены положением о начальных народных училищах 1864г., по которому все начальные училища, как ведомства Министерства

стр. 83


народного просвещения так и других ведомств, должны состоять под управлением губернских и уездных училищных советов. Для того чтобы согласно духу положения, содействовать усилиям этих советов и способствовать усовершенствованию начального обучения. Министерство народного просвещения предполагает принять следующие меры: по мере открытия в губерниях училищных советов, снабжать их необходимыми суммами для пособия училищам из кредита, предоставленного в распоряжение министерства на этот предмет; ходатайствовать об учреждении в разных местностях учительских семинарий по образцу той, которая уже учреждена в Виленском учебном округе в местечке Молодечне; независимо от училищ, которые будут учреждаться городскими и сельскими обществами, разными ведомствами и частными лицами, стараться об учреждении в разных местах образцовых начальных училищ на средства министерства и вводить в них усовершенствованные приемы преподавания. Для сего министерство будет заботиться о том, чтобы при нем постоянно состояло несколько лиц, хорошо знакомых с устройством лучших заграничных школ и с современным состоянием педагогики, заботиться о составлении хороших учебников и книг для чтения в начальных училищах и для сего объявлять конкурсы, назначать премии, приобретать книги от авторов и рассылать их безденежно в училища.

Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения, изданное в 1860г., оставлено в действии до 10 мая 1866 года. Проект нового положения об этих училищах уже составлен в Ученом комитете министерства и по рассмотрении его в Совете министра внесен в Государственный совет. Составлялись также проекты положений о частных учебных заведениях, о домашних учителях, наставниках и наставницах.

Вообще, министерство имело ввиду со всею строгостью наблюдать за точным исполнением изданных уставов и положений. Во время обсуждения проектов этих уставов в нашем обществе и особенно в учебном сословии в весьма сильной степени развилось критическое направление. Многие переносят его и на уставы, уже удостоившиеся высочайшего утверждения и вошедшие в законную силу, и вместо того, чтобы исполнять беспрекословно их предписания, заявляют несвоевременные требования об их изменении согласно личным своим взглядам и убеждениям. Необходимо противодействовать такому анормальному стремлению общества и стараться укоренить в нем мысль о святости и ненарушимости вошедших в действие законов.

В правительственных мерах, принимаемых с целью просвещения народа, первое место принадлежит нравственно-религиозному и умственному образованию. Но не должно быть упускаемо из виду также воспитание физическое и эстетическое, так как истинное образование требует совместного и гармонического развития всех сил и способностей человека. В этом отношении у нас до сих пор сделано еще весьма немного. Впрочем, новый устав гимназий и прогимназий не оставил без внимания и этих сторон образования и ввел в гимназический курс обучение гимнастике и пению; наблюдение за гигиеническими условиями воспитания возложено на состоящих при гимназиях врачей. По новому положению о начальных народных училищах пение составляет также один из предметов обучения в этих училищах.

Для развития изящного вкуса министерство считает полезным, не ограничиваясь преподаванием изящной словесности, ввести обучение музыке и пению во всех учебных заведениях и, по мере возможности, украшать залы их хорошими гравюрами, фотографиями, картинами и статуями. Для физического образования желательно было бы устроить во всех университетах и других учебных заведениях, где это окажется возможным, гимнастические залы, школы плавания и верховой езды и ввести преподавание фехтования.

Хотя в минувшее трехлетие необходимость неотлагательно позаботиться скорейшим устройством народного образования заставила Министерство народного просвещения почти исключительно посвятить этому делу свои усилия и средства, тем не менее, однако, оно не упускало из виду и другой, лежащей на нем важной обязанности, содействовать развитию наук вообще и в особенности распространению их в России.

Средства, которыми министерство располагает для исполнения этой обязанности, заключаются независимо от университетских профессоров в ученых учреждениях, ученых обществах и публичных библиотеках.

стр. 84


Первое место в числе наших ученых учреждений принадлежит императорской Академии наук. Проект нового устава ее и штата, которыми предполагается значительно усилить материальные средства этого учреждения и доставить ему возможность приобретать и удерживать полезных деятелей, уже составлены и в настоящее время препровождены на рассмотрение во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии, Министерство финансов и во все университеты. По получении замечаний от всех этих установлений и по рассмотрении и исправлении проекта устава и штата академии в Министерстве народного просвещения, предполагается немедленно внести в Государственный совет и ходатайствовать о скорейшем их утверждении II . Кроме того министерство предполагает ходатайствовать о назначении в распоряжение академии: а) ежегодного отпуска некоторой суммы на премии за ученые сочинения и на ученые экспедиции и б) единовременного отпуска суммы, необходимой на исправление ее зданий и на устройство ее музеев с целью облегчить занятия в них ученых и сделать музеи более доступными публике.

С утверждением нового штата Академии наук необходимо будет составить соответствующий ему новый штат Николаевской главной обсерватории в Пулкове и возобновить ходатайство об отпуске суммы на содержание при ней нескольких стипендиатов для приготовления к должности астрономов, причем имеется в виду, что если мы не будем готовить русских астрономов, то останется в необходимости при каждой вакансии выписывать их из-за границы.

Для императорской Публичной библиотеки также составлен проект нового устава и штата, который препровожден ныне на рассмотрение II отделения Собственной его императорского величества канцелярии и Министерства финансов. По получении замечаний от этих установлений и по исправлении проекта в Министерстве народного просвещения предполагается немедленно внести его в Государственный совет и стараться о скорейшем утверждении III . Независимо от этого министерство намерено ходатайствовать: о единовременном отпуске Публичной библиотеке суммы, потребной на пополнение ее необходимыми сочинениями, которых в ней нет, и ввиду постоянного расширения библиотеки о покупке для нее смежного с ней дома и о его перестройке; этой покупкой необходимо поспешить, так как цены на дома постоянно возвышаются.

Подобные же предположения имеются в виду и относительно Московского публичного и Румянцевского музея, проект устава и штата коего уже составлен и рассматривается в министерстве. В Московском музее библиотека должна составлять главную и самую существенную часть, так как она наиболее необходима и полезна для ученых и для публики; остальные коллекции должны в нем занимать второстепенное место. Министерство намерено ходатайствовать об отпуске необходимой суммы для перестройки музея с целью предохранить его от огня.

Что касается до состоящих в ведении Министерства народного просвещения ученых обществ, то для развития их полезной деятельности министерство предполагает стараться о доставлении некоторым из них пособий от правительства.

Учреждение публичных библиотек в губерниях составляет одно из главных орудий распространения просвещения. Посему Министерство народного просвещения обязано стараться не только о том, чтобы делать доступными публике библиотеки своих училищ, пополняя и обогащая их по мере возможности, но также помогать публичным библиотекам, учреждаемым обществами или частными лицами, вызывая подобные учреждения. С этою целью министерство предполагает ходатайствовать о внесении в смету его некоторой суммы для вспомоществования публичным библиотекам в губерниях.

Наконец, на обязанности Министерства народного просвещения лежит и непосредственное содействие и покровительство литературе. Лучшее средство содействовать развитию литературы состоит в представлении ей возможности свободы и простора под условием взысканий, налагаемых гласным судом за нарушение закона. Министерство народного просвещения, не имея в своем заведывании управления по делам книгопечатания, может только косвенно помогать литературе в этом отношении при обсуждении в Государственном совете закона о книгопечатании. Но оно может давать пособия на издание полезных сочинений, помогать литераторам и ученым, находящимся в стесненном положении, оказывать помощь молодым дарованиям, доставляя им средства к дальнейшему развитию и т. п. В минувшем трехлетии некоторые учено-литературные труды, имеющие предметом

стр. 85


историю Министерства народного просвещения, были исполнены по приглашению министерства и изданы с пособием от него. Министерство предполагает и на будущее время поощрять наших ученых и литераторов к подобным трудам.

Вот главные предположения Министерства народного просвещения относительно учебной и ученой части вверенного ему управления. Что касается до административной части, то преобразование центрального управления, совершенное в 1863 г., и изданный тогда же временный штат оного оказались на деле вполне целесообразными и удобными. Остается только ожидать утверждения в законодательном порядке нынешнего временного штата центрального управления. Об изменении во многих отношениях неудобной нынешней местной администрации училищ министерство предполагает ходатайствовать при первой возможности.

Из других имеющихся в виду министерством административных мер следует упомянуть о предположении продолжать, по примеру прежних лет, командировать членов совета министра и Ученого комитета министерства для осмотра учебных заведений министерства и о предположении послать нескольких лиц для осмотра учебных заведений Сибири и для составления соображений о нужных для этого края мерах и распоряжениях по учебной части.

Наконец, говоря о действиях и предположениях Министерства народного просвещения, нельзя умолчать о том обстоятельстве, что забота о народном воспитании у нас не лежит исключительно на одном этом министерстве. Напротив того, многие тысячи учебных заведений, не только специальных, но и общеобразовательных, находятся в ведении других министерств и управлений. Бюджет Министерства народного просвещения составляет с небольшим 6 млн. руб., между тем как на учебные заведения и ученые учреждения по другим ведомствам расходуются слишком вдвое большая сумма. Подведомственность некоторых общеобразовательных учебных заведений отдельным министерствам и управлениям во многих отношениях оказывается неудобною. При ней делается невозможным равномерное прогрессивное движение разных учебных заведений. При неодинаковости распределения предметов, программ преподавания и учебников в заведениях разных ведомств переход учеников из одних учебных заведений в другие становится весьма затруднителен, что особенно замечается при поступлении в университеты молодых людей из средних учебных заведений, не состоящих в ведении Министерства народного просвещения, равно как и при поступлении воспитанников гимназий в специальные высшие училища. Наконец, в характере и направлении народного воспитания, развиваемого по разнообразным взглядам, не может образоваться единства, которое в других государствах так сильно содействует развитию национального духа, а также объединению и слитию различных классов и сословий общества.

(Продолжение следует)

Примечания автора

1 . По официальным сведениям считалось в 1865г. 1348 меламдов. Но действительное число их, вероятно, несравненно больше.

2 . Кроме этих трех образцовых пансионов высочайше утвержденным 28 сентября 1864 г. мнением Государственного совета назначено ежегодное денежное пособие от правительства еще трем содержательницам частных женских пансионов в Могилевской губернии.

3 . Точных сведений о числе частных учебных заведений собрать невозможно, так как эти заведения почти ежедневно закрываются и вновь возникают.

4 . Все эти распоряжения изложены в напечатанной министерством в нынешнем году "Записке о мерах к образованию славян в России".

Примечания публикаторов

I . Далее опущены списки материалов (записок, отчетов, писем и т. д.). напечатанных по распоряжению Головнина во время его пребывания на посту министра народного просвещения (РГИА, ф. 851, оп. 1, д. 5, л. 334 - 339 об.).

II . А. В. Головнин был одним из сторонников введения нового Устава Академии наук. Однако, проект от 12 января 1865 г., который поддерживался и Головкиным, принят не был.

III . Проект Устава императорской Публичной библиотеки так и не был принят.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЗАПИСКИ-ДЛЯ-НЕМНОГИХ-2021-06-10

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. В. Головнин, ЗАПИСКИ ДЛЯ НЕМНОГИХ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.06.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЗАПИСКИ-ДЛЯ-НЕМНОГИХ-2021-06-10 (date of access: 19.06.2021).

Publication author(s) - А. В. Головнин:

А. В. Головнин → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
65 views rating
10.06.2021 (9 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1848 года. "ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОСТИ" В ПОЛИТИКЕ И ИДЕОЛОГИИ. М., 2001
Catalog: История 
ПОЧЕТНЫЙ АКАДЕМИК И. В. СТАЛИН ПРОТИВ АКАДЕМИКА Н. Я. МАРРА. К ИСТОРИИ ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСАМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ В 1950 г.
Catalog: История 
5 days ago · From Казахстан Онлайн
О СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ УЧЕБНИКАХ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
Catalog: История 
5 days ago · From Казахстан Онлайн
СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ
Catalog: История 
5 days ago · From Казахстан Онлайн
Высшее дистанционное образование в Казахстане
8 days ago · From Казахстан Онлайн
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВОРОТАМ НЕБЕСНОГО СПОКОЙСТВИЯ
Catalog: История 
8 days ago · From Казахстан Онлайн
ИСТОРИЯ КИТАЙСКИХ ГРАНИЦ
Catalog: География 
8 days ago · From Казахстан Онлайн
ЗАМЕТКИ РУССКОГО КОНСЕРВАТОРА
Catalog: История 
9 days ago · From Казахстан Онлайн
ДНЕВНИК НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА ДРУЖИНИНА
Catalog: История 
9 days ago · From Казахстан Онлайн
ГИБЕЛЬ МАЙСУРСКОГО ГОСУДАРСТВА
Catalog: История 
10 days ago · From Казахстан Онлайн


Actual publications:

Latest ARTICLES:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЗАПИСКИ ДЛЯ НЕМНОГИХ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2021, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones