Libmonster ID: KZ-685
Author(s) of the publication: В. И. РУТЕНБУРГ, В. В. ШТОКМАР

М. Наука. 1984. 352 с.

Новая книга профессора, доктора исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории АН СССР Е. В. Гутновой посвящена истории западноевропейского крестьянства периода зрелого феодализма. Цель автора - подробно проследить, каким образом в масштабе Западной Европы в ходе многовековой эволюции крестьянства как класса развивалась его классовая борьба, каковы были ее организационные формы, объективные и субъективные задачи. Особое место занимает в исследовании проблема развития и особенностей общественного сознания, идеологии средневекового крестьянства.

Выход в свет книги на столь важную тему приобретает особое значение, если учесть, что в немарксистской западноевропейской и американской медиевистике антифеодальные движении крестьянства в средние века не считают, как правило, классовой борьбой, рассматривают их как консервативные, безрезультатные, лишенные идеологической направленности выступления. Такой подход опровергается всем материалом книги, основанным на многочисленных источниках, документальных и литературных свидетельствах, на обширном круге исследовании советских и зарубежных ученых.

Аргументированно решен автором вопрос о главном источнике классовых противоречий и их формах, убедительное подтверждение нашли общие и конкретные положения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, относящиеся к проблемам исследования. В работе показано, что глубинной основой крестьянских восстаний были предпосылки социально-экономического и социально-политического характера, отражавшие закономерную эволюцию, феодальной формации. Субъективные стремления крестьян, как это показано в работе, находили выражение в программах и действиях восставших: участники крупных крестьянских восстаний стремились к созданию более выгодных условий для самостоятельного ведения хозяйств при сохранении феодального строя. Требования социального переворота, встречающиеся в движениях, связанных с ересями, носили утопический характер.

Одним из важнейших выводов автора является положение о том, что несмотря на поражения даже крупнейших восстаний XIV-XV вв. они не были абсолютно безрезультатными (с. 247). Иногда они заканчивались частичным успехом (как это было в Каталонии в 1486 г.), приводили к ликвидации барщинной системы (в Англии в результате восстания Уота Тайлера). К тому же постоянная угроза крестьянских восстаний обуздывала феодалов и побуждала их к некоторой сдержанности при попытках усиления эксплуатации. Таков результат Жакерии во Франции, восстаний Уота Тайлера в Англии, Дольчино в Италии. Поэтому автор приходит к справедливому выводу о прогрессивности классовой борьбы крестьян как по некоторым своим результатам, так и по тому, что она способствовала росту организованности и сознательности крестьянских масс (с. 223).

В качестве главного (из многих возможных) критерия типологизации классовой борьбы крестьянства автор избрал ее организационные формы и территориальные масштабы и на этой основе выделил индивидуальные и коллективные, локальные и региональные или общегосударственные, легальные и бунтарские движения (с. 22). Характеристика Жакерии, восстаний Уота Тайлера и Дольчино как крупных крестьянских восстаний представляется более точной, чем "крестьянские войны" (послед-

стр. 137


няя более оправдана для позднего Средневековья).

Автор не обходит вопроса об участии крестьянства в политических и религиозных движениях рассматриваемого периода, таких, как крестовые походы, гражданские войны, освободительные движения, что являлось показателем социально- экономической активности этого класса. Крайне интересная и важная сторона исследования - рассмотрение связей крестьянства с ересями. Здесь автор проводит успешную критику западных работ по этой тематике, подчеркивая несправедливость оценки ересей только как регрессивных и даже реакционных явлений.

Особая часть работы посвящена проблемам крестьянского общественного сознания, показаны его материальные и социальные основы, характерные черты, социальная психология крестьянства. Интересна оценка средневековым крестьянином своего места в обществе, показ его отношения к труду, родине, категориям бедности и богатства, того, как складывался тип крестьянского идеального героя (с. 290 - 303). В целом в книге Е. В. Гутновой делается достаточно убедительное заключение о зарождении в средние века идеологического элемента в крестьянском общественном сознании, появлении уравнительных идеалов в XIV в., элементов национального самосознания в XIV-XV веках. Крестьянское общественное сознание в определенной степени оказывало влияние на официальное феодально-церковное мировоззрение и было одним из проявлений духовной культуры Средневековья.

Первая часть книги - "Англия" - представляет собой своего рода небольшую монографию, органически входящую в рамки всего исследования. По своему фактическому материалу и теоретическому значению она заслуживает специального рассмотрения. Этот раздел играет особо важную роль в общей структуре работы Е. В. Гутновой. Его назначение в том, чтобы дать на примере и материале одной страны конкретное, основанное на анализе всех имеющихся в распоряжении автора источников рассмотрение основных поставленных вопросов. Подробно изучены и показаны проявления крестьянского социального протеста в XI-XII вв. (побеги, столкновения из-за общинных угодий, выступления против уплаты церковной десятины). Проанализированы классовые конфликты в английской деревне XIII - первой половины XIV в. - сопротивление выполнению барщины, борьба за право пользования общинными угодьями. Очень интересны таблицы крестьянско- сеньориальных конфликтов (с. 55 - 56), составленные на основании данных протоколов королевских судов и королевских распоряжений. Автор обоснованно подчеркивает, что, как правило, борьба велась по вопросу о статусе крестьянина. Борьба за ренту, за общинные угодья, ставшая содержанием коллективных выступлений крестьян, обращавшихся в королевские суды, представляла более высокую форму крестьянского социального протеста, чем побеги и индивидуальное сопротивление феодальному гнету (с. 75).

Автор рассматривает далее "нелегальные", бунтарские выступления крестьян. Большая часть этих локальных бунтов приходится на конец XIII - первую половину XIV в., причем уже намечаются первые признаки союза между крестьянами и ущемленными в правах городами (с. 82). Интересен раздел об эволюции общественного сознания крестьян от социально-психологического уровня в XII в. к постепенной кристаллизации новых представлений и идей, свидетельствовавших о формировании классового крестьянского сознания (с. 85 - 86). Отмечается особая роль развития правовых представлений крестьян. Большое внимание Е. В. Гутнова уделяет анализу политической поэзии XIV-XV вв., раскрывая на ее материале картину эволюции классового крестьянского самосознания ("Песня землепашца", "Песнь о нашем времени", "Страна Кокейн" - с. 89 - 91 сл.).

В книге проанализирован характер классовой борьбы крестьян в период, предшествовавший восстанию 1381 года. Показаны массовые коллективные выступления крестьян второй половины XIV в., подача петиций королю, борьба против рабочего законодательства. Автор считает, что "рабочие статуты" проникнуты чисто феодальным духом внеэкономического принуждения (с. 101), что эти законы по своим целям и методам носили феодально-реакционный характер и выступления против них были борьбой за размеры заработной платы, объективно - за право свободного найма (с. 102). Отмечается роль конфликтов крестьян с должностными лицами и с церковью, что выводит крестьян на более широкую политическую арену.

Обращают на себя внимание страницы, посвященные рассмотрению такого вида социального протеста, как крестьянский

стр. 138


разбой ("социальный бандитизм"). Е. В. Гутнова, в частности, считает, что тесную связь с этим явлением имели частые прокламации неявившихся на вызов в суд крестьян и объявление их вне закона (с. 112 - 113). Автором собран большой материал по этому вопросу. Говоря о специфике крестьянских разбойничьих отрядов, автор отмечает их особую враждебность по отношению к "богатым", "достойным", духовенству, представителям королевской администрации. Мастерски проведен анализ политических песен (например, "Песнь объявленного вне закона", а также баллады о Робин Гуде.

В разделе о развитии крестьянских идей во второй половине XIV в. справедливо уделяется большое внимание поэме У. Ленгленда (с. 123 - 136). Проповеди Джона Болла - идейного вождя крестьянских масс - обнаруживают целостную картину взглядов, противостоявших официальному церковно-феодальному мировоззрению (с. 146). Е. В. Гутнова справедливо считает, что было бы ошибкой слишком прямолинейно противопоставлять взгляды этого идеолога сельской бедноты и городского плебейства потребностям и настроениям остального крестьянстве. По ее мнению, объективно Джон Болл выражал потребности среднего и зажиточного крестьянства, которое страдало от сеньориальной реакции. Мировоззрение Джона Болла следует рассматривать как своего рода кульминацию, до которой могло подняться крестьянское общественное сознание и вообще классовое самосознание низов в средние века (с. 147 - 148).

Е. В. Гутнова убедительно доказывает ошибочность точки зрения современных английских историков, считающих, что восстание Уота Тайлера было не столько крестьянским, сколько общесословным (с. 149). Рассматривая конкретный материал, автор показывает две переплетающиеся в восстании линии: линию борьбы против сеньориального гнета, против барщины и линию борьбы против всех звеньев государственного аппарата (с. 157 - 160). Реализация Смитфилдской программы означала бы весьма существенные изменения в общественном строе. С точки же зрения выдвигаемых требований восстание предстает как преимущественно крестьянское (с. 166). Интересны соображения автора о предпосылках восстания (с. 171 - 172). Рассматривая особенности крестьянского социального протеста в XV в., Е. В. Гутнова приходит к выводу, что "некоторое смягчение крестьянско-сеньориальных противоречий в XV в., переводило недовольство крестьянских масс в политическое русло, развивая политическую линию восстания 1381 г." (с. 184). В итоге почти все массовые крестьянские движения в Англии этого периода носили смешанный, а не чисто крестьянский характер. Ярким примером этого является восстание Джека Кэда. Любопытны размышления автора по поводу движения лоллардов. Е. В. Гутнова считает, и это, очевидно, оправданно, что ересь лоллардов во многом отличалась от крестьянско-плебейской ереси Джона Болла (с. 191 - 192 и др.). Интересны анализ восстания Олдкастля 1414 г., рассмотрение социального состава его участников, а также анализ событий 1431 г. (с. 109). Е. В. Гутнова полагает, что первый, наиболее бурный период развития ереси лоллардов имел определенно бунтарский характер, но при этом она подчеркивает, что было бы слишком прямолинейно видеть в лоллардизме проявление крестьянского общественного сознания как такового, а тем более - собственно крестьянской идеологии, являвшейся фактически лишь одним из элементов концепции лоллардов (с. 201).

Раздел, посвященный Англии, интересный и оригинальный сам по себе, создает превосходный фундамент для второй части, в которой рассматриваются формы, типы организации, методы и идеология крестьянской борьбы во Франции, Италии и Германии. Это дает возможность для сравнения и выявления общих закономерностей в развитии классовой борьбы и самосознания крестьянства в разных странах Западной Европы.

Некоторые моменты в книге Е. В. Гутновой вызывают сомнения. Это прежде всего проблема типологизации крестьянской борьбы, данная на с. 244 - 246. Автор говорит о пестроте социального состава и почти полном отсутствии чисто крестьянских лозунгов в некоторых из восстаний (с. 245). Очевидно, следовало особо и более выразительно сформулировать причины, породившие эти типы восстаний (с. 245 - 246). Хотелось бы видеть более развернутыми разделы седьмой главы об участии крестьян в разносословных социально-политических движениях и о роли крестьянства в еретических движениях. К сожалению, в книге не помещена библиография вопроса. Список источников можно было бы несколько расширить, включив в него хотя

стр. 139


бы некоторые немецкие и итальянские издания (например, Марковы уставы и т. п.). Было бы лучше, если бы на одной карте (с. 228) совмещались показатели крестьянских восстаний и распространения ересей. В целом же перед нами - интересное и глубокое исследование не только выдвигающее, но и решающее многие спорные проблемы истории средневекового крестьянства.

Член-корреспондент АН СССР В. И. Рутенбург, [В. В. Штокмар]


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Е-В-ГУТНОВА-КЛАССОВАЯ-БОРЬБА-И-ОБЩЕСТВЕННОЕ-СОЗНАНИЕ-КРЕСТЬЯНСТВА-В-СРЕДНЕВЕКОВОЙ-ЗАПАДНОЙ-ЕВРОПЕ-XI-XV-вв

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. И. РУТЕНБУРГ, В. В. ШТОКМАР, Е. В. ГУТНОВА. КЛАССОВАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XI-XV вв.) // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 31.08.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Е-В-ГУТНОВА-КЛАССОВАЯ-БОРЬБА-И-ОБЩЕСТВЕННОЕ-СОЗНАНИЕ-КРЕСТЬЯНСТВА-В-СРЕДНЕВЕКОВОЙ-ЗАПАДНОЙ-ЕВРОПЕ-XI-XV-вв (date of access: 28.04.2025).

Publication author(s) - В. И. РУТЕНБУРГ, В. В. ШТОКМАР:

В. И. РУТЕНБУРГ, В. В. ШТОКМАР → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1240 views rating
31.08.2018 (2432 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
The main goal of human life is unity with the Higher Ones, achieving a high level of spirituality with the help of our knowledge. Диалоги с Высшими Главная цель жизни людской – единение с Высшими, достижение высокого уровня духовности с помощью наших знаний.
Catalog: Философия 
16 hours ago · From Валерий Панин
Циклы разделяют бесконечную цепь развития мироздания на пределы.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Валерий Панин
The world exists on the basis of laws.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Валерий Панин
Иерархичность всего живущего и развивающегося - это главный принцип построения мироздания.
Catalog: Философия 
2 days ago · From Валерий Панин
DARK CORNERS OF THE AMBER ROOM
2 days ago · From Цеслан Бастанов
Soul is an energy structure with a matrix base
Catalog: Философия 
3 days ago · From Валерий Панин
Человечество - неотъемлемая часть планеты Земля.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Валерий Панин
Abstract. Concept of National Security of the Russian Federation on the national interests of Russia
3 days ago · From Цеслан Бастанов
Цель введения в строение души положительной и отрицательной частей – создание оппозиции как механизма вечного противостояния, борьбы, поиска, движения в совершенствовании. Наличие противоположности мешает установлению застоя и прозябания.
Catalog: Философия 
4 days ago · From Валерий Панин
A reference point for a new recruit. FOR THE GOOD OF THE FATHERLAND!
4 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Е. В. ГУТНОВА. КЛАССОВАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XI-XV вв.)
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android