Libmonster ID: KZ-1925

С педагогом, театроведом, журналистом, руководителем творческого клуба "Репортер" 631-й петербургской гимназии Галиной Карнауховой беседует писатель, лауреат премии им. Маршака и Почетного диплома Международного Совета по детской книге, редактор детских программ "Радио России" Сергей Махотин.

Галина Исакиевна, расскажите, пожалуйста, о своей семье.

Моя мама - известная писательница-сказочница Ирина Валериановна Карнаухова. Она вела литературный кружок в Ленинградском Дворце пионеров, рассказывала на радио "Сказки бабушки Арины". Мама начинала как фольклорист, собиратель сказок северных народов. Объездила весь русский Север. Она умела расположить к себе, разговорить собеседника, уловить уникальность северных наречий. У нее были, конечно, и актерские способности. Надевала привезенный с Севера деревенский сарафан с колокольчиками и звоночками, платок, шаль и становилась "бабушкой Ариной". Когда мама свои сказки рассказывала на радио, мне почему-то было очень стыдно. Я бежала в свою детскую комнату, прятала голову в подушку и, пока передача не кончалась, не вылезала. Приходили гости, говорили: какая ты счастливая девочка, у тебя мама сказочница. А я вздыхала, мне было очень тоскливо. Я любила зарубежные сказки, Перро, Гауфа, какие угодно, но только не русские народные. И только когда я подросла, уже во время войны, я их вдруг оценила. Мы были в эвакуации с лагерем Союза писателей, и мама была воспитательницей этого лагеря, а потом пошла преподавать в школу. Мама до этого никогда в школе не работала, но прекрасно вела уроки с первого по пятый класс. Я помню эти уроки. Мама вкладывала в них свой жизненный опыт. Позже я поняла, как важно для учителя не скрывать свои чувства, свое отношение к жизни, к книгам, к театру, к городу, к чему угодно. Не бояться ошибок. Вот тогда ученики начнут ему доверять.

У нас дома всегда было много людей театра. В основном, актеры и режиссеры Большого театра кукол. У мамы там шли пьесы. Когда бывали какие-то праздники, особенно мой день рожденья, они даже приносили ширму и показывали спектакли. И это ощущение исключительности меня почему-то угнетало, было неловко перед ребятами. - Может быть, известность взрослого выталкивает ребенка из общего круга? Ему неуютно чувствовать себя в стороне от общей компании.

Да не чувствовала я себя в стороне. И совершала самостоятельные поступки. Например, ушла с филологического факультета, чтобы поступить в театральный институт потихоньку от мамы. Мама была против театрального, потому что боялась: вдруг я превращусь в "плесень". ("Плесень", "стиляги" - в то время так называли молодых людей, которые вели праздный образ жизни.) Поставила маму в известность, когда меня уже приняли в институт. Увидев, с каким восторгом я там учусь, она смирилась.

Еще у меня бабушка была очень интересная. Алла Митрофановна Карнаухова. Известный переводчик. Ее членский билет Союза писателей подписал сам Горький. Она переводила с английского, немецкого, французского. Первые переводы на рус-

стр. 3

ский Голсуорси, Анны Зегерс принадлежат ей. Их до сих пор переиздают. А бабушкин папа, мой прадед, был известным киевским издателем. Издавал журнал "Искусство и жизнь" и газету "Жизнь и искусство". Мой папа умер два года назад, не дожив четырех месяцев до 100 лет. С ясной головой, твердой памятью. Он был физиком по образованию, заведующим кафедрой физики института Бонч-Бруевича. Но всю жизнь увлекался литературой. И уже на старости лет написал книгу о Петербурге "Красуйся, град Петров". Он автор книги "Занимательная физика". - Я в свое время работал в журнале "Костер" и помню хорошо Исаака Моисеевича Меттера, талантливого популяризатора науки, интересных научных открытий. Знаю, что во время войны он оставался в осажденном Ленинграде? - Да, он перебрался тогда к своему брату Израилю Моисеевичу Меттеру, тоже писателю. К ним часто приходил Евгений Львович Шварц, который дружил с мамой и печатался вместе с ней в "Чиже" и "Еже". Когда-то, еще до войны мама подарила мне игрушечный деревянный домик. Одну из комнат этого домика занимала кухня с деревянным буфетом, в котором были ящички с надписью "крупа", "сахар", "мука". Еще там была маленькая бутылочка для постного масла. Я все бегала на кухню и выпрашивала, чем бы мне наполнить эти ящички, коробочки. Мама по ложечке мне давала. И папа накануне голодной зимы 43 года вдруг вспомнил об этом домике. Он пошел через весь город на нашу старую квартиру. Дом оказался цел, не разбомблен. Поднялся на 5 этаж, открыл дверь, нашел этот буфетик. Открыл первый ящик, видит: там есть какая-то крупа. Взял в кухне чистый стакан. Открыл все ящички и ссыпал в этот стакан. Немножко муки, немножко сахара, немножко гороха, немножко гречки. А потом увидел бутылочку с надписью "Рыбий жир". А меня пичкали рыбьим жиром, я его терпеть не могла и, видимо, вместо того чтобы выпить, поставила туда вместо постного масла. Первым папиным желанием было открыть и выпить. Никаких жиров уже два года не было в помине. Но он как драгоценность взял эту бутылочку и пошел обратно. Вечером пришел Шварц и сказал: "А у нас может быть очень хороший Новый год!" И достал завернутый в папиросную бумагу ломтик сыра, который был такой тонкий, что светился. А потом они вскипятили на буржуйке воду и содержимое стакана высыпали в котелок, сделали такое варево, вроде супа. Разлили по кружкам. А дальше было третье. Папа достал рыбий жир, и каждому досталось по столовой ложке. Наверное, это продлило им жизнь. Кукольный сервиз спас умирающих от голода людей.

Как хорошо, что вы рассказываете эту удивительную историю своим ученикам. Какой урок истории! Но как же вы после Театрального института попали в школу? - Иногда мне кажется, что у меня это в генах заложено. Но сперва я попала на телевидение, в литературную редакцию. Здесь я очень многому научилась. Подружилась с такими интересными людьми, как Радий Погодин, Геннадий Черкашин, Игорь Ефимов, которые писали талантливые литературные сценарии. Я опять оказалась в кругу детской литературы и занималась спектаклями для детей.

Как-то в газете "Невское время" я прочла: "В Приморском районе открылась новая гимназия. Телефон и адрес неизвестен". Я как раз живу в Приморском районе. Конечно, узнала и телефон, и адрес, пришла в школу и познакомилась с директором Татьяной Евгеньевной Зориной. Она очень творческий, живой и очень отважный человек. Вспомните начало 90-х, когда все рушилось, уходило в песок. А тут вдруг - новая гимназия, причем с новой концепцией - глобального образования. Я сделала две телепередачи об этой гимназии, сделала интервью с Татьяной Евгеньевной для "Невского времени". И вдруг она мне говорит: "Давайте сделаем журналистский клуб? Приходите к нам в школу, придумайте название. Я вам дам старшие классы" Я пришла в ужас: "Да я вообще детей не знаю!" "А вы попробуйте". Я всегда своим детям говорю: когда судьба тебе дает шанс что-то в жизни повернуть, изменить, никогда не нужно отказываться. Потому что это судьба. А тогда я подумала: ну, попробую, а там видно будет. Написала программу будущего клуба "Репортер". Конечно, шла все время через театр. А научить ребенка смотреть спектакль, вообще научить быть зрителем - это искусство. Я это поняла. И уцепилась, как за соломинку, за

стр. 4

свое знание и чувство театра. А дальше уже стала придумывать что-то другое. И оказалось, что я пришла на минутку, а задержалась на 16 лет. Мои занятия называются "уроки образного мышления". Я вижу, что молодым учителям это очень интересно. За 16 лет накопилось много материала, много публикаций и много радиопередач. Как только появляется интересная тема, мне хочется, чтобы она прозвучала голосами моих детей на радио. - Вспоминаю последнюю нашу передачу, чрезвычайно интересную, посвященную школе, где мы очень много внимания уделили и одноименному сериалу. - Мне кажется удачной и передача о повальном увлечении сетевым общением, о том, польза это или ловушка, о том, что человек разучивается общаться с другими в реальной жизни. Или передача о ЕГЭ, от которого мучаются и дети и учителя. Темы подсказывает сама жизнь. Материала очень много. И я вдруг подумала: может, можно сделать книжку, чтобы прозвучали голоса детей разного возраста? Там много рекомендаций, которые могут использовать и учителя, и работники детского сада, и сами папы и мамы, которые хотят воспитать живого, любознательного, гармоничного ребенка. Книга получила название "Уроки творчества". Предисловие к ней - "Там, где учат чувствовать" - написала моя ученица Наташа Михайлова, которая сейчас учится в Литературном институте. Это главный мой постулат. Сначала ребенок должен почувствовать, потом уже может заглядывать в компьютер, списывать, наводить справки. Самое главное - почувствовать. Почувствовать улицу, дом, спектакль, книжку. Быть соучастником. - Может быть, это действительно самый главный педагогический принцип? - Не знаю, я не учитель. (Смеется.) У меня ведь нет педагогического диплома.

Уже из оглавления ясно, какая это интересная и нужная книга.

Один из разделов в ней называется - "Пешком по городу". Есть раздел "Петербург - моя опора". Или "С Гоголем по Невскому". До этого мы прочитали с детьми повести Гоголя. Причем я давала читать Гоголя и тем, кто еще не проходит его в школе. Интересно, что при Гоголе художники собирались в том же месте, что и у нас сейчас собираются. И вот мы идем, читая Гоголя: "Какие ноги, какие туфельки, какие люди ходят по Невскому!" Я говорю: давайте посмотрим, какие сейчас ноги ходят по Невскому? Как одеты эти ножки, в какие туфельки, как выглядят эти люди? Как выглядит сейчас Невский? И вот названия детских работ: "О чем ты плачешь, мой Невский?" Или "Сколько лет, сколько зим, старина Невский?", "Нравы меняются, а Невский остается", "На Невском все мечты сбываются", "Загадочный Невский". Есть в книге раздел "А город наш напоминает сцену". Тут помог Александр Кушнер, который замечательно пишет о Петербурге. Это его строчки. Мы приходим к Александрийскому театру, становимся на Малой Садовой, и я говорю: смотрите, Александрийский театр - это как будто сцена, а Малая Садовая - как будто кулисы. И мы смотрим на город, как смотрят спектакль. - Но ведь не только истории и красоте Петербурга посвящена книга? - Да, знакомство начинается с раздела "Какие мы?" и "Почему мы такие разные?" Надо же, прежде чем повести показывать город, познакомиться. Я никогда не знаю, кто ко мне в пятом классе придет. И мне их надо как-то впечатлить, потому что ко мне ведь приходят не все, у меня не обязательный предмет. Сейчас прагматичные очень родители: зачем тебе это? Лучше пойди в бассейн, на фитнес. Поэтому очень важно заинтересовать. Я на первом уроке задаю задание "Лики наших ладоней". Прошу положить на лист бумаги ладошку, обвести, а потом дома так ее

стр. 5

украсить, так ее расписать, что, глядя на эту ладошку, я бы поняла, что ты за человек. Детям только дай мысль, идею. Одна девочка ладошку обвела, потом рисунок клеем помазала и посыпала манной крупой. Я спросила: "Маша, почему манная крупа?" Она сказала: "Я очень люблю готовить, и потом я очень люблю манную кашу (исключение из правил!), и я очень хочу быть поваром". А другая девочка сделала ладошку в виде летящего в небо ангела. И написала: "Конечно, у меня не ангельский характер, но мы все создания Божьи. Когда у меня будут дети, я буду качать их на этой ладони". "Моя ладонь - солнце" - назвала свою работу одна действительно солнечная девочка.

Или другое задание - "Что взять с собой на необитаемый остров?" Вы, говорю, год будете жить на теплом необитаемом острове. Можно взять 12 неодушевленных предметов и одно живое существо. Вы знаете, очень прагматично смотрят. Мальчик написал, что возьмет с собой беременную корову, потому что, во-первых, будет молоко, во-вторых, родится теленок, и получится стадо. Все, конечно, хотят взять компьютер, телефон. Я говорю: это все там не работает. Очень редко кто берет книгу. Правда, одна девочка сказала, что берет пианино, чтобы играть Баха. А другая написала, что она возьмет автомат, чтобы расстреливать животных. Тоже ведь показатель! И эта же девочка на вопрос, кто твой друг, ответила: мой друг - пистолет... Это очень состоятельная, очень богатая семья. Девочка научена, что в жизни нужно уметь обороняться, уметь дать сдач и. Вот еще что меня потрясло. Никто не берет на необитаемый остров маму. Я спросила, почему? Мне сказали: ну что вы, будет столько заморочек! Один написал, что возьмет папу, потому что папа лучше, чем он, умеет разводить костер.

Практический подход. - Они вообще прагматики. Таким образом я узнаю детей.

Отчасти эта книга отражает портрет нашего юного поколения.

- Еще есть такой раздел: "Уроки внимания и любви". Все мечтают о собаке, о кошке. И тут раскрываются трагедии. Один ребенок написал: "Я нарисовал рамочку. В этой рамочке могла бы быть фотография моей собаки, моего щенка, которого у меня никогда не будет, потому что родители не разрешают". Крошечная работа, но какой огромный эмоциональный всплеск! Или: "Я бы тараканом в баночке обошлась, но родители твердят: антисанитария!" Это страшный изъян воспитания, когда ребенок один в семье да еще без живого существа. Потому что воспитывается эгоист. Тему "Мы в ответе за тех, кого мы приручили" мы переиначиваем: "Нас приручают наши питомцы". Не мы их приручили, они нас приручают, они нас воспитывают. Уроки внимания и любви нам дают эти живые существа, которые с нами живут.

Эта книга получилась не только талантливой, но и очень щедрой. Каждый учитель России может с ее помощью сделать жизнь своих учеников интересней. И хочется пожелать всем нашим учителям, чтобы творчество всегда сопутствовало их непростой, но такой нужной профессии!

Рисунки Аси Долгополовой Фото Сергея Махотина и Сергея Грицкова

 


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Галина-Карнаухова-Самое-главное-почувствовать

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Галина Карнаухова: "Самое главное - почувствовать..." // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 08.02.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Галина-Карнаухова-Самое-главное-почувствовать (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
351 views rating
08.02.2023 (390 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Галина Карнаухова: "Самое главное - почувствовать..."
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android