BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-830
Author(s) of the publication: Ю. В. БРОМЛЕЙ

Share with friends in SM

Прежде всего, надо подходить исторически к изучению национальных явлений. Правы те, кто говорит, что до недавнего времени в этой области науки господствовал заздравный стиль, в чем в значительной мере повинны и историки. Но не только они. Была такая атмосфера, что другого не печатали, хотя люди видели, что происходит в сфере национальных отношений, кое-что пытались делать, писали докладные записки.

В конце 1972 г., т. е. в год 50-летия образования Союза ССР, вице-президент АН СССР просил меня подготовить доклад на Президиуме Академии наук СССР о национальных отношениях. Материал у меня был не самый радужный. Заседание несколько раз откладывалось и в результате было назначено на конец декабря 1972 г. после того, как на торжественном заседании Верховных Советов СССР и РСФСР Л. И. Брежнев выступил с докладом, в котором превозносились достижения в сфере национальных отношений. В докладе Брежнева была фраза, что все-таки есть в сфере национальных отношений проблемы. Воспользовавшись этим, я говорил на Президиуме о том, какие имеются в этой области противоречия, какие трудности, что определение национальности дается фактически по кровному принципу, а не по культурной принадлежности, как следовало бы, и т. п. Заседание Президиума было закрытым. Председательствующий акад. М. В. Келдыш, слушая мой доклад, мрачнел, а по окончании его объявил, что вопросы задавать не будем и обсуждения не будет. Такова была ситуация, в которой приходилось работать.

Неверно говорилось, что национальный вопрос у нас решен окончательно и полностью. Точнее было бы сказать, что он решен в том виде, в каком достался нам от прошлого. Недостаточно четкой является также формула "расцвет и сближение наций". О каком расцвете может идти речь, если национально-специфические черты постепенно исчезали? Этот процесс противоречивый, но он идет, и правильнее было бы говорить о развитии наций; сближение же - слово, не исчерпывающее сути процесса единения наций.

В последние годы мне не раз приходилось подчеркивать, что и сейчас у нас есть национальный вопрос. Я убежден, что мы не покончим с застойностью в сфере национальных отношений до тех пор, пока будем отрицать существование национального вопроса.


Бромлей Юлиан Владимирович - академик, председатель Межведомственного научного совета по изучению национальных процессов при Президиуме АН СССР.

стр. 23


Что же все-таки он собою представляет? Мне кажется, что это - взаимоотношения между национальными единицами во всех сферах: от экономики до психологии, включая также государственно-правовые отношения. Под национальными единицами я понимаю субъекты национальных прав, которыми являются все народы: курды, русские, евреи, украинцы и т. д. Особый вопрос - равенство их положения. Ведь до 60 млн. человек живут вне своих республик или, не имея таковых, во многих случаях не обладая необходимыми условиями для удовлетворения своих национально-специфических потребностей. Речь, в частности, идет о 2 млн. немцев, 1300 тыс. поляков и т. д., т. е. имеются в виду миллионы людей, чьи национальные чувства были ущемлены.

У нас шли долгие дискуссии о дефиниции "нация". Нередко это были довольно пустые дискуссии, ибо спорящие шли от термина к явлению, а не от явления к термину, как должно быть в науке. Сейчас появилась, однако, тенденция вообще некоего нигилизма по отношению к понятийному аппарату. Это наглядно проявляется в стремлении свести термины, обозначающие национальные общности, к слову "народ", отличающемуся, однако, своей многозначностью. Говоря, например, "народ Латвии", подразумевают все население данной республики. Но тогда и писать следовало бы "население" Латвии, а не "народ". Зачем употреблять этот термин? Может быть, имеется в виду, что в Латвии уже сформировалась новая общность людей - межэтническая, межнациональная, тогда так и надо было бы говорить.

Предлагается также отказаться от употребления термина "нация" или использовать его на англоязычный лад как совокупность граждан одной страны. Но это поведет к еще большей путанице в понятийном аппарате. Подчас это предложение обосновывается тем, что определение признаков нации дал Сталин. Но ведь если взять те признаки, которые он называл, то о них писали ученые XVIII в., а позднее К. Каутский и О. Бауэр. Неправильно было бы выбрасывать из нашего арсенала то, что в него вошло. Слово "нация" нельзя выбросить из нашего обихода, его все равно будут употреблять. Следует при этом договориться, какой смысл мы вкладываем в это понятие.

Дискуссия о нации в "Вопросах истории" начиналась в годы "оттепели", велась хорошо, была плодотворная критика положений Сталина, предлагались дополнения к ним. Основных дополнений было два. Первое - нация имеет определенную социальную структуру, ибо она развивается в рамках какого-то государства, что и обеспечивает ее территориальную и экономическую общность. Второе - нет нации (как и народности, национальности), у которой не было бы своего самоназвания, а стало быть, самосознания. Заканчивалась же эта дискуссия уже в условиях застоя. Поэтому с чего начали, тем и кончили: сталинским определением нации. Было признано, что самосознание - субъективный фактор и включение его в число признаков нации есть проявление идеализма. Тогда все национальные явления рассматривались только в плане идеологическом; соответственно главным средством решения национального вопроса считалась пропаганда, все объяснялось пережитками прошлого и влиянием зарубежной пропаганды.

Нельзя вместе с тем сводить всю национальную структуру страны к формуле "нации и народности", поскольку в таком случае "неучтенными" оказываются национальные группы, а их общая численность составляет примерно 60 млн. человек. В то же время иногда приходится прибегать и к наиболее обобщающему, неопределенному термину "народ". Так, в частности, пришлось поступить при издании историко-этнографического справочника "Народы мира". В тех отдельных случаях, когда авторы определяли тот или иной этнос как нацию, они обычно были неточны, ибо не учитывали дисперсные части этого этноса. Но проявляет-

стр. 24


ся другая крайность - стремление отождествить национальное с классовым. Один ведущий специалист по истории партии утверждал даже, что главное в национальном - классовое.

При анализе национальных процессов надо идти, конечно, от объективной реальности, пользуясь при этом научной терминологией. Причем речь идет о чрезвычайно сложных явлениях, и тут одной терминологией, взятой из обыденного языка, не обойтись. Не случайно сегодня даже военные взяли на вооружение термин "этнический", во всем мире применяют такие понятия, как "этническая общность", "этнос" и т. п. Среди этнических общностей есть такие, которые имеют социальную структуру, характерную для буржуазного или для социалистического общества, включая рабочий класс, что предполагает существование промышленности (в таком случае речь и идет о нациях). Но есть и такие, которые являются чисто аграрными, где дело ограничивается промыслами и т. д., как, скажем, народности Севера. Эти вещи надо различать, так как это объективная реальность. Наконец, есть термин, который охватывает всех лиц одной этнической, национальной принадлежности, - "национальность". И поскольку речь идет нередко о людях, проживающих в разных странах (например, украинцы, живущие в СССР, США, Канаде и т. д.), то понятие "национальность" имеет в виду лишь их общие собственно этнические черты (культура, язык, самосознание) и не включает социально- экономические параметры.

Очень важен вопрос об определении национальной принадлежности. При переписях, в соответствии с ленинскими установками, национальная принадлежность определяется по самосознанию. Однако во всех других случаях - по национальности родителей, т. е. в конечном счете "по крови". Между тем национальное самосознание, а соответственно и национальная принадлежность человека определяются рядом факторов "вне биологического" характера. Среди них существенная роль принадлежит историческим знаниям. Особенно важно представление об общности происхождения; оно нередко в данной связи является доминирующим. Роль исторических знаний в самосознании, кстати, возрастает потому, что отдельные объективные свойства этноса (культура, язык и др.), как это ни печально, все больше сходят на нет.

Обострение национального самосознания сейчас налицо. И очень многое зависит от того, как мы будем регулировать национальные процессы, какие последуют меры, законодательные, экономические, культурологические и прочие. Однако в перспективе все же видится большая гармонизация межнациональных отношений, а не обострение этнических конфликтов. На это нацелена деятельность нашей партии, государства. Так что я отношусь скептически к прогнозам западных советологов на этот счет, хотя, конечно, не все в них следует отбрасывать: некоторые вещи, о которых они писали ранее, увы, соответствовали действительности.

Национальные процессы в нашей стране нельзя рассматривать вне глобального контекста. Для всего мира ныне характерен рост национального самосознания, обусловленный во многом развитием средств массовой коммуникации. Вместе с тем надо учитывать, как выглядят национальные процессы в нашей стране с точки зрения всемирно-исторических судеб человечества. Ведь 70 лет существования Советского государства - это сравнительно небольшой отрезок времени! Иначе говоря, надо иметь в виду наличие во всемирно-историческом процессе двух тенденций: дифференциации и интеграции; при этом их формы проявления и их соотношение не остаются неизменными, наблюдается определенная пульсация этнического самосознания: то его рост, то ослабление в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств (и далеко не в последнюю очередь от степени удовлетворения специфических этнических интересов народов).

стр. 25


Наконец, замечание общего характера. Когда вносятся предложения о том или ином решении отдельных конкретных аспектов национального вопроса, не надо подходить к ним только с узко региональной точки зрения. Нужно все-таки думать и о Советском Союзе как едином целом. Здесь хорошо говорили об этом те, кто выдвигал тезис о гармоническом сочетании сильного центра и сильной республики.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ГЛАВНОЕ-СЧИТАТЬСЯ-С-ОБЪЕКТИВНЫМИ-РЕАЛЬНОСТЯМИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. В. БРОМЛЕЙ, ГЛАВНОЕ - СЧИТАТЬСЯ С ОБЪЕКТИВНЫМИ РЕАЛЬНОСТЯМИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ГЛАВНОЕ-СЧИТАТЬСЯ-С-ОБЪЕКТИВНЫМИ-РЕАЛЬНОСТЯМИ (date of access: 04.12.2020).

Publication author(s) - Ю. В. БРОМЛЕЙ:

Ю. В. БРОМЛЕЙ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
126 views rating
10.10.2019 (421 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Н. И. МИНИЦКИЙ. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Catalog: История 
ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ АН СССР В ИДЕЙНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ С ПАРТИЙНЫМИ ИНСТАНЦИЯМИ. 1966 - 1968 гг.
Окна. Пластиковые или деревянные?
8 days ago · From Казахстан Онлайн
Какие преимущества у пластиковых окон перед металлическими и деревянными?
8 days ago · From Казахстан Онлайн
Абдельазиз Бутефлика
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв.
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
В. БЕНЕКЕ. Военное дело, реформы и общество в царской России. Воинская повинность в России. 1874-1914
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Обычай взаимопомощи в Дагестане в XIX - начале XX в.
Catalog: История 
16 days ago · From Казахстан Онлайн
Дагестан и отношения России с Турцией и Ираном во второй половине 70-х гг. XVIII в.
Catalog: История 
18 days ago · From Казахстан Онлайн
"Пражская весна" и позиция западноевропейских компартий
Catalog: История 
21 days ago · From Казахстан Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
latest · Top
 
1
Вacилий П.·zip·45.48 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·xlsx·19.25 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·xls·31.84 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·txt·2.07 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·rtf·8.2 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·rar·46.19 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·pptx·41.16 Kb·1249 days ago
1
Вacилий П.·pdf·29.17 Kb·1249 days ago

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ГЛАВНОЕ - СЧИТАТЬСЯ С ОБЪЕКТИВНЫМИ РЕАЛЬНОСТЯМИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2020, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones