BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-451
Author(s) of the publication: Н. П. ЕФРЕМОВА

share the publication with friends & colleagues

В 1906 г. в Ростове-на-Дону вышла книга, посвященная героине Парижской Коммуны Луизе Мишель1 . Раньше русские читатели практически почти ничего о ней не знали. Но первая российская революция пробудила общественный интерес к героям минувших классовых сражений, а прогрессивной печати принесла некоторую свободу слова. Что касается французских читателей, то для них даже в 1920-е годы жизнь и деятельность Мишель "оставались почти неизвестными,.. ее биография казалась похожей больше на легенду, чем на реальность"2 . Первые биографы писали о ней, опираясь в основном на ее мемуары3 . Однако автобиографического материала в них содержится не так уж много. Владея талантом литератора, Мишель предпочитала не выделять собственную личность, выдвигая на первый план описание обстоятельств и характеристику окружающих людей. Такой была и ее книга о Коммуне: "Я написала этот том воспоминаний, ничего не упоминая о себе самой. Но, чтобы рассказать о друзьях, добавила несколько личных эпизодов в первые главы, несмотря на то стеснение, которое я при этом испытывала"4 . В одном из томов русского журнала конца XIX в. была опубликована запись беседы американской журналистки с Луизой. Мишель просили рассказать о своей жизни; она ответила: "Оставим это, право, неинтересно... Разве вы думаете, что человеку свойственно доволь-


1 Русова С. Л. Мишель. Ростов/Д. 1906.

2 Barbusse H. Preface au Boyer I. La vierge rouge Louise Michel. P. 1927, p. 11.

3 Memoirs de Louise Michel. Vol. 1. P. 1886.

4 Michel L. La Commune. P. 1898, p. 219.

стр. 183


ствоваться личной жизнью?.. Смотреть на себя как на частицу общества, как на атом Вселенной, - это естественно"5 . Такая черта приоритетного интереса к общественному просматривается, пожалуй, уже с ранних страниц ее биографии.

Дочь крестьянки, Луиза не знала своего отца. Ее биограф И. Буайе обстоятельно исследовала материалы, относящиеся к детству и юности будущей героини Коммуны, и в книге "Красная дева"6 использовала не только ее мемуары, но и ряд неизданных рукописей, свидетельства родственников, рассказы давних жителей Вронкура, где она провела детство, других людей, знавших ее в юности и в зрелые годы. Мишель предстает в этом повествовании отзывчивой, горячо сочувствующей людям труда, которые работают от зари до зари, но не имеют сколько-нибудь прочного достатка. Еще ребенком она мечтала учиться и яростно спорила с кузеном, который находил, что образование для женщин - блажь и никчемная трата времени. Личное счастье Луиза не мыслила в отрыве от счастья окружающих людей, без борьбы за общие интересы. "Убейте императора, и я приму ваше предложение", - сказала она своему жениху.

Луиза стала учительницей. И вот ее ученицы запели "Марсельезу", запрещенную во Второй империи, и ушли из церкви, чтобы не молиться за императора. В Париже ей удалось открыть собственную школу на Монмартре, которую посещали дети рабочей бедноты (только треть из них могла платить за уроки)7 . Мишель занималась с ними бесплатно, хотя сама с трудом сводила концы с концами. Единственная роскошь, которую она себе позволяет, - это покупка книг. Луиза с увлечением изучает физику, природоведение, химию, осваивает стенографию. "Ни одно занятие не приучает так обходиться без денег, как учительское"8 , - скажет она впоследствии, вспоминая те годы. Она мечтает о времени, когда достижения науки и новый социальный порядок обеспечат всеобщее благополучие. Накалявшаяся политическая атмосфера как бы заряжала ее. Мишель становится завсегдатаем собраний, где выступают сторонники республики, жадно впитывает политические новости, участвует в дискуссиях о будущем Франции. В 1864 г. был создан I Интернационал, и Луиза вступила в его ряды. После падения империи она принимала участие в двух восстаниях бланкистов против "Правительства национальной обороны" (31 октября 1870 г. и 22 января 1871 г.).

18 марта 1871 г. буржуазное правительство А. Тьера, пришедшее к власти после краха Наполеона III, задумало обезоружить трудящихся, отняв у них пушки, купленные на народные деньги. Переодевшись в костюм национального гвардейца, Луиза спешит к артиллерийскому парку на Монмартре и подает сигнал тревоги9 . Собираются взволнованные парижане. Генерал Ж. -Л. - К. Леконт трижды приказывает солдатам разогнать толпу, но они отказались стрелять в безоружных людей. Национальные гвардейцы арестовали Леконта и сами повели его на расстрел вместе с генералом К. -М. Тома. После подавления этой революции суд предъявил Луизе обвинение в подстрекательстве к убийству. Она не оправдывалась и ответила: "Вы обвиняете меня в убийстве генералов? Я действительно была на Монмартре, когда они хотели открыть огонь по толпе. Я бы не поколебалась в свою очередь расстрелять тех, кто отдает такие приказы"; что касается подстрекательства, то "слова, которые я произносила, были сказаны для того, чтобы революционный порыв масс не иссяк бесплодно"10 .

Буржуазное правительство бежало из столицы в Версаль. Национальная гвардия была полна решимости преследовать его и добить. "Казалось, все уже двинулись в путь, - вспоминала Луиза. - На Монмартре никто не представлял себе, чего еще нужно ждать... Ах, если бы эти преданные люди (члены ЦК национальной гвардии. - Н. Е.) испытывали поменьше уважения к старой законности!"11 . ЦК национальной гвардии питал иллюзии, что гражданской войны удастся избежать, если Париж покажет Версалю пример миролюбия. Затем была торжественно провозглашена Коммуна. Рабочие радовались ее первым успехам. Революция всколыхнула и трудящихся женщин. "Они поняли, - писал о коммунарках член Коммуны Б. Малой, - что содействие женщин необходимо для торжества


5 Русское богатство, 1893, N 8, с. 140.

6 Boyer I. Op. cit.

7 Лафарг П. Соч. Т. 1. М. -Л. 1925, с. 374.

8 Русова С. Ук. соч,. с. 9.

9 Подробнее об участии Мишель в событиях 18 марта см.: Шури М. Коммуна в сердце Парижа. М. 1970, с. 202 - 203; Лурье А. Я. Портреты деятелей Парижской Коммуны. М. 1956, с. 285 - 318.

10 Gazette de Tribunaux, 18.XII.1871.

11 Michel L. La Commune. P. 1921, p. 142.

стр. 184


социальной революции, что женщины и пролетарии, эти представители угнетенных, могут рассчитывать на свое освобождение, только тесно сплотившись в борьбе против старого общества"12 . При Коммуне впервые женское движение возглавили не буржуазные феминистки, а дочери рабочих кварталов13 . Луиза была в их числе. Она содействовала Коммуне в развитии народного образования и внесла проект его организации на демократических основах.

Мишель часто видели тогда в парижском Клубе революции. Здесь она не раз председательствовала на собраниях. При ее участии собравшиеся проголосовали за бесплатную выдачу беднякам вещей из ломбарда, ликвидацию бюджета культов и другие революционные меры. Мишель - атеистка. Она разоблачает лицемерие церкви, выступает против того, чтобы доверять монахиням заботу о приютах, агитирует за арест попов, связанных с реакционным подпольем, и конфискацию имущества монастырей14 . Она дает отповедь клеветникам, которые обвиняли Коммуну в грабеже: "Мы не собирались забрать конфискованное лично себе. Мы хотели отдать эти средства народу, чтобы улучшить его материальное положение"15 . Мишель обладала ораторским талантом. Выступая на собраниях, она убедительно и ярко рассказывала о путях будущего общественного развития, уничтожения эксплуатации, необходимости передачи всех средств производства трудящимся16 . Ее слова падали на подготовленную почву. Ведь во времена империи женщины за одинаковую работу получали в 3 - 4 раза меньше, чем мужчины. Многочасовой изнуряющий труд не оставлял им ни времени, ни сил на должную заботу о семье и духовное развитие. Особенно трудно приходилось молодым матерям. Они вынуждены были отдавать своих малышей в деревни, поручая их незнакомым людям, которые занимались "воспитанием" как доходным ремеслом. Смертность детей из рабочих семей достигала там ужасающих размеров.

Коммуна как пролетарская власть впервые посягнула на произвол капитала и заложила основы справедливой организации труда. В Клубе революции приняли решение о том, что свои заказы Коммуна должна предоставлять не частным предприятиям, а кооперативным ассоциациям трудящихся. На частных же предприятиях вводился гарантированный минимум зарплаты. Предприятия, брошенные владельцами, Коммуна передавала в руки рабочих. В мастерских Коммуны была сокращена продолжительность рабочего дня. Мишель вместе с А. Лео, С. Пуарье, Б. Эскофон и А. Жаклар возглавила Комитет бдительности женщин Монмартра. Этот комитет, созданный еще до революции, при Коммуне действовал самостоятельно, не вливаясь в "Союз женщин для защиты Парижа и помощи раненым"17 , который организовала другая героиня Коммуны русская революционерка Е. Л. Дмитриева. Несмотря на формальную независимость, и Комитет в целом, и лично Луиза вели работу среди парижанок в том же направлении, что и "Союз женщин", - в духе пролетарской идеологии.

2 апреля правительство Тьера начало обстрел Парижа. С помощью активисток из Комитета бдительности Мишель, член этого комитета 18-го округа, организовала госпиталь на одном из самых напряженных участков обороны, в Нейи. Поскольку медикаментов не хватало, женщины собирали их у населения пригородов. Группа "красных санитарок" во главе с Луизой выпустила афишу, в которой заявила, что "вся их жизнь принадлежит целиком Коммуне; их долг заключается в том, чтобы перевязывать раны,., но в случае необходимости они готовы взяться за оружие"18 . Луиза не довольствовалась ролью санитарки. Она стала бойцом баррикад. Ее примеру последовали другие отважные патриотки. Писательница А. Лео так объясняла их поступок: "Они подают сигнал к одному из тех вдохновенных порывов, которые увлекают за собой колеблющихся и опрокидывают всякое сопротивление... Когда дочери, жены, матери будут сражаться рядом со своими сыновьями, мужьями и отцами, тогда Париж охватит страстное желание отстоять свободу"19 .

За два месяца беев Мишель только дважды использовала возможность отлучиться - чтобы навестить больную мать. Когда 61-й батальон, в рядах которого она сражалась, отправлялся на отдых, она оставалась на


12 Malon B. La troisieme defait du proletariat francais. Neuchatel. 1971, p. 272.

13 О женском движении в период Коммуны см. подробнее: Молок А. И. Очерки культуры и быта Парижской Коммуны. Л. 1924, с. 87 - 125.

14 Fontoulien P. Les eglises de Paris sous la Commune. P. 1973, p. 80.

15 Thomas E. Les "Petroleuses". P. 1963, p. 225.

16 Ibid., pp. 121 - 122.

17 Thomas E. Op. cit., p. 103.

18 La Sociale, 25.IV.1871.

19 Ibid., 12.IV.1871.

стр. 185


поле боя " ходила в атаку с прибывшим подкреплением20 . В храбрости Луиза не уступала мужчинам. Однажды она вместе с напарником, дежуря в окопах перед вокзалом Кламар, готовилась принять смерть, но не сдать позицию без боя. Когда в другой раз положение опять оказалось критическим и какой-то молодой боец предложил отойти, Луиза села с зажженной свечой около снарядов, решив, если версальцы приблизятся, взорвать вокзал.

С юных лет она писала стихи, а свои первые поэтические пробы послала В. Гюго. Знаменитый писатель отозвался о них одобрительно. Из всего, что ею написано, сохранилось сравнительно немного21 , в том числе пьесы и несколько романов. Уже сидя в версальской тюрьме, она создала произведения, потрясающие трагизмом и революционным пафосом. Два из них, "Красные маки" и "Бессмертие", Луиза посвятила деятелю Коммуны Т. Ферре, приговоренному к смертной казни, и вместе со стихотворениями послала ему цветок, скроенный из красного шарфа, который носили коммунары. В ответном письме Теофиль попросил ее держаться на суде осмотрительнее, ибо она "должна сохранить себя для будущей борьбы".

Но Луиза не хотела снисхождения от палачей Коммуны. "Я не хочу защищаться и не хочу, чтобы меня защищали, - заявила она на военном суде. - Вся моя жизнь принадлежит социальной революции, и я принимаю на себя ответственность за все свои действия, без исключения... Мне говорят также, что я участница Коммуны. Да, конечно, это так. Ведь Коммуна стремилась прежде всего к социальной революции, а социальная революция - это самая дорогая для меня цель. Я горжусь тем, что была одним из ее глашатаев". Правительственный комиссар потребовал, чтобы обвиняемая была "изъята из общества", для которого она представляла "постоянную опасность". В заключительном слове Мишель бросила вызов судьям: "От вас, которые именуют себя военным судом и выдают себя за моих судей, я требую одного - смерти в Сатори, где уже пали мои братья. Вы говорите, что меня надо изъять из общества, и вам приказано это сделать. Ну, что ж, комиссар республики прав. Так как всякое бьющееся за свободу сердце имеет только одно право - право на маленький кусочек свинца, я требую своей доли. Если вы оставите меня в живых, я не перестану кричать о мщении и призову своих братьев к мести убийцам из комиссии помилования... Если вы не трусы, убейте меня"22 .

Однако ее не казнили, а обрекли на более медленную смерть в ссылке. Почти 10 лет Луиза провела сначала в тюрьме, а затем на каторге в Новой Каледонии. Многие из коммунаров умерли там от непосильного труда, лишений, губительного климата. Она же не только выжила, но и приносила пользу ссыльным товарищам и своим новым друзьям, местным жителям - канакам. Овладев их языком, записывала местный фольклор23 и открыла школу в селении Нумеа, чтобы научить их грамоте. Ее подопечные, всем на удивление, быстро освоили счет и письмо. Мишель сообщала друзьям, что, как и в школе на Монмартре, она занимается обучением с 6 утра до 10 вечера. Она ничего не просила для себя лично, кроме нескольких рисунков с изображением пейзажей и людей, необходимых как наглядные пособия для школы24 . Она воспитывала канаков на уроках классовой борьбы и была на их стороне, когда они подняли восстание против французских колонизаторов.

9 ноября 1880 г., после объявления амнистии, Луиза вернулась во Францию. Толпа, собравшаяся на парижском вокзале, скандировала: "Да здравствует Мишель!" При первой же встрече она дала понять, что вернулась на родину для продолжения борьбы за дело Коммуны: "Революция была задушена, но она воскреснет, Коммуна будет отмщена!"25 . Луиза принимала участие в дискуссиях, демонстрациях, поддержке забастовщиков. В 1883 г. она была вновь арестована, на этот раз за участие в демонстрации парижских безработных, и приговорена к 6 годам тюрьмы. В 1886 г. в Деказвиле проходила крупная стачка шахтеров. Против них были брошены войска, но военный министр Ж.-Э.-Ж.-М. Буланже признался, что "войско стоит в Деказвиле неподвижно, ружье к ноге... Может быть, в данный момент каждый солдат делит с шах-


20 Неустроева О. Жизнь Луизы Мишель. М. -Л. 1929, с. 38 - 39.

21 См. ее стихотворения: Антология поэзии Парижской Коммуны 1871 г. М. 1948; A travers la vie, poesies. P. 1894; Oeuvres posthumes. Vol. 1. P. 1905.

22 Thomas E. Op. cit., pp. 225 - 226.

23 Michel L. Legendes et chants de gestes canaques. P. 1885.

24 Zevaes A. -L. Louise Michel. P. 1936, pp. 20 - 21.

25 Зэваэс А. Л. История Третьей республики, 1870 - 1926. М. -Л. 1930, с. 151.

стр. 186


тером свой суп и свой паек хлеба"26 . Горячо и страстно выступала только что амнистированная Луиза на митинге в поддержку шахтеров. Отказывая себе в самом необходимом, она отдала все свои деньги тем, кто нуждался в них еще острее. Залы, где выступала Мишель, всегда заполнялись до отказа. Она заставила слушать себя и в ненавистном ей Версале. Буржуазная публика пыталась заглушить ее речь свистом и криками "Долой Коммуну!", "Смерть поджигательнице!". Луиза в течение трех часов, не теряя хладнокровия, не уходила с трибуны. Друзья убеждали ее не выступать перед враждебной толпой. Однако она возражала: "Мне незачем говорить о революции тем, кто и без того настроен революционно. Надо взывать к тем, кто играет на руку ее врагам"27 .

В 1880 г. во Франции была создана рабочая партия во главе с Ж. Гедом. Вместе с ним и неутомимым пропагандистом марксизма П. Лафаргом Луиза принимала участие в многочисленных политических митингах. Власти начали травить ее, несколько раз арестовывали, держали в тюрьме, пытались отравить, организовывали покушения. Тюремщик, бывший палач Коммуны, глумился над ней: "Очень жаль, что я не пристрелил тебя раньше... Виданное ли дело, чтобы женщина занималась политикой?"28 . Однажды в заключении Луизу навестил Лафарг. Он был удивлен ее разнообразными интересами: к литературе и политике, к путешествиям и научным открытиям. "Не жалейте меня, - говорила ему Мишель. - Я гораздо более свободна, чем многие из тех, кто разгуливает под открытым небом... Я живу мировой жизнью. Я с энтузиазмом слежу за революционным движением в России, Германии, Франции - повсюду"29 .

О России Луиза упомянула не случайно. Эта страна постоянно привлекала ее внимание. Ей были известны, в частности, имя и идеи Н. Г. Чернышевского. Как писал ее знакомый, революционер Г. Броше, героиня Коммуны интересовалась российским революционным демократизмом30 . Незадолго до Коммуны через члена I Интернационала В. Жаклара Луиза познакомилась с русской революционеркой Е. Г. Бартеневой31 . После Коммуны дружба Бартеневой и Мишель продолжалась. Екатерина Григорьевна навестила Луизу и под псевдонимом М. Прокофьева опубликовала рассказ об этом визите в русском журнале. Соратницей Луизы по Комитету бдительности была жена Жаклара А. В. Корвин-Круковская. Возможно, Мишель встречалась и с сестрой Анны, известным впоследствии математиком С. В. Ковалевской: некоторое время сестры вместе работали в госпитале Коммуны. За долгие годы ссылки Луиза не забыла свою соратницу по борьбе. Анна имела в виду Мишель, когда писала сестре Софье из Парижа, что французские друзья навещают ее в больнице, не давая ей пасть духом32 . Потом Луизу видели на похоронах Анны Васильевны.

После возвращения из ссылки Луиза начала изучать русский язык. "Один из наших друзей, Г., дал мне несколько уроков русского языка, - сообщала она Лафаргу, - и я уже читаю по-русски, даже немного пишу... Мне нужно знание нескольких языков для того дела, которое я намерена предпринять"33 (очевидно, подразумевалась революционная агитация). После неудачного антиправительственного выступления бланкистов в Лионе в 1890 г. принимавшая в нем участие Мишель опять была арестована, а затем бежала в Англию. Осведомитель доносил царскому правительству весной 1892 г., что в Лондоне существуют пять революционных обществ. Самое важное - "Свободная Россия". Среди его участниц агент назвал и Луизу34 . Она заинтересовалась в ту пору анархокоммунистом П. А. Кропоткиным, который произвел на нее сильное впечатление35 , но не разделила полностью его убеждений. Кропоткин привлекал ее в первую очередь как революционер из России. Она говорила своему товарищу Э. Жиро: "Вы увидите: в стране Горького и Кропоткина произойдут грандиозные события. Я чувствую, как поднимается, растет революция, которая сметет царя и всех великих князей. И всего удивительнее будет то, что в Москве, Петербурге,


26 Там же.

27 Desanti D. Visages de femmes. P. 1955, p. 57.

28 Boyer I. Op. cit., p. 192.

29 Лафарг П. Ук. соч., с. 375.

30 ОР ГБЛ, ф. 358, д. 45: Brochet G. Переписка с Н. А. Рубакиным, письмо 38.

31 Книжник-Ветров И. Е. Г. Бартенева - социалистка и писательница. - Каторга и ссылка, 1929, N 11, с. 45.

32 Cahiers Internationaux, 1950, N 16, p. 62.

33 Michel L. Op. cit. 1921, p. 305.

34 Лафарг П. Ук. соч., с. 374.

35 Planche F. La vie ardente et intrepide de Louise Michel. P. 1946, p. 181.

стр. 187


Кронштадте, Севастополе солдаты окажутся заодно с народом"36 .

Когда она жила в Лондоне, человек, подкупленный реакцией, стрелял в нее во время ее выступления. Друзья советовали ей начать судебное дело. Но она, узнав о его бедной семье и о том, что бедняка просто купили, потребовала от властей оправдать покушавшегося, ибо считала, что судить следует не его, а прямых прислужников реакции.

В 1889 г. Париж праздновал 100-летие Французской буржуазной революции конца XVIII века. К этой дате была приурочена Всемирная выставка, которая привлекла из многих стран массу людей. В то время в Париже оказался и русский добровольный изгнанник, "неблагонадежный", по определению царских властей, В. А. Поссе. В Париже его интересовало революционное прошлое и настоящее французского пролетариата. Ему довелось присутствовать на митинге, где выступала Луиза, и он сумел запечатлеть ее яркий образ и неповторимую манеру взаимодействия с аудиторией.

Митинг был созван в одном из рабочих предместий по поводу катастрофы в Сент-Этьеннских копях, где погибло 216 углекопов. С самого начала на митинге столкнулись различные политические течения и завязалась шумная, сопровождавшаяся аплодисментами и свистом схватка между социалистами и буланжистами (сторонниками генерала Буланже, готовившего военный путч). Дело уже близилось к потасовке, как вдруг кто-кто крикнул, что приехала Луиза Мишель. Через почтительно расступившуюся толпу мелкими шагами проходит к эстраде высокая пожилая женщина в черной кружевной наколке на голове, в черном гладком платье, похожем на капот. Слегка поклонившись председателю, немедленно предоставившему ей слово, она становится на край эстрады и с улыбкой окидывает взглядом зал, по которому пробегает рокот аплодисментов. И вот она заговорила душевным, мягким, слегка поющим голосом: "Добрые рабочие, у парижан теперь так много дела, так много забот: им нужно подниматься на башню Эйфеля, смотреть "светящиеся водопады", есть и пить за десятерых на "конгрессных банкетах"; где же им думать о таких пустяках, как взрыв в копях, убивший более двухсот человек?.. Да и правда, не пустяки ли это? Не гибнут ли ежедневно и здесь, в блестящем Париже, и всюду в очаровательной Франции от недоедания, от непосильной работы тысячи вас, бедных рабочих, ваших жен, а главное ваших детей, которых вы, по словам ученых, так неразумно производите на свет... Когда же вы наконец поймете истину и перестанете вертеться, как белка в колесе, надеясь то на Бонапарта, то на Гамбетту, то на Флокэ, то, наконец, на Буланже? Менять людей и оставлять старый социальный порядок - это все равно, что класть пластырь на деревянную ногу. Добрые рабочие, надо в корне изменить весь порядок вещей...". Раздался сухой, долго не смолкавший треск рукоплесканий"37 .

В 1903 - 1904 гг. Мишель выступала в ряде городов Франции с лекциями о социализме. Силы ее были уже на исходе: давали знать себя и возраст и лишения. В Тулоне у нее началось воспаление легких. Две недели она боролась со смертью и победила. А затем, на закате жизни, успела увидеть, как сбывается ее мечта: в России складывалась революционная ситуация. Как раз на следующий день после "Кровавого воскресенья" героини парижских баррикад не стало. "У нее был ясный ум и настоящая человеческая доброта, - писал о ней Барбюс. - Вот почему она открыто говорила: "Только применив насилие, можно рубить цепи". Одну из важнейших ее заслуг Барбюс видел в том, что она "твердо верила в будущее и не сомневалась в том, что оно прекрасно"; в революционных событиях той поры она "увидела предвестие освобождения русского народа"38 .

В 1980 г. в связи со 150-летием со дня рождения Луизы Мишель и 75-летием со дня ее кончины цветы на ее могилу вместе с французскими коммунистами возложили и представители советской общественности.


36 Girault E. La bonne Louise. P. 1906, p. 107.

37 Поссе В. А. Пережитое и продуманное. Т. 1. Л. 1933, с. 119 - 120.

38 Барбюс А. Огонь. Ясность. Правдивые повести. М. 1967, с. 649.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ГЕРОИНЯ-ПАРИЖСКОЙ-КОММУНЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. П. ЕФРЕМОВА, ГЕРОИНЯ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 01.04.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ГЕРОИНЯ-ПАРИЖСКОЙ-КОММУНЫ (date of access: 22.04.2019).

Publication author(s) - Н. П. ЕФРЕМОВА:

Н. П. ЕФРЕМОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
256 views rating
01.04.2018 (386 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Keywords
Related Articles
ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ИЗМЫШЛЕНИЯМ О РЕВВОЕНСОВЕТЕ КАСПИЙСКО-КАВКАЗСКОГО ФРОНТА
13 days ago · From Казахстан Онлайн
ДЖ. Н. КЕРЗОН В РОССИЙСКОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Catalog: История 
13 days ago · From Казахстан Онлайн
According to our hypothesis, the conversion of electrons and positrons into each other occurs by replacing the charge motion vector with the opposite vector. This is explained by the fact that all elements of the electron's magnetoelectric system are opposite to all elements of the positron's magnetoelectric system. And this opposite is determined by the vector of their movement in space. Therefore, it is only necessary to change the motion vector of one of the charges to the opposite vector, so immediately this charge turns into its antipode.
Catalog: Физика 
Мы живем в самое прекрасное время в истории человечества с точки зрения продолжительности жизни и состояния физического здоровья населения. Сегодня люди и в 80 лет работают и сохраняют энергичный ритм жизни. Медики говорят, что это может быть правилом, а не исключением, когда люди начнут заботиться о своем здоровье. Здоровье - именно тот ресурс, без которого достичь успеха очень трудно. Это понимают и молодые люди.
63 days ago · From Казахстан Онлайн
ИРАНСКИЙ ДЕМОКРАТ-ГУМАНИСТ САЙД НАФИСИ
72 days ago · From Казахстан Онлайн
Рецензии. ТАНАКА АКИРА. ТАКАСУГИ СИНСАКУ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА
72 days ago · From Казахстан Онлайн
ЛЮДИ И ПРИРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ. ОПЫТ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИИ КОЧЕВНИКОВ
Catalog: История 
72 days ago · From Казахстан Онлайн
Что происходит с украинским книжным рынком сейчас? Почему война стала катализатором изменений в отрасли? Как школьные учебники тормозят развитие книгоиздания Украины и почему литература должна выдаваться не за счет бюджета? Изменения в рыночном ландшафте Украины обсуждали во время 25-го "Book Forum" в Киеве, участие в нем принимали и делегации из Казахстана.
78 days ago · From Казахстан Онлайн
А. И. ЗЕВЕЛЕВ, Ю. А. ПОЛЯКОВ, Л. В. ШИШКИНА. БАСМАЧЕСТВО: ПРАВДА ИСТОРИИ И ВЫМЫСЕЛ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ
Catalog: История 
84 days ago · From Казахстан Онлайн
УЧАСТИЕ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА В МЕЖДУНАРОДНОМ КУЛЬТУРНОМ И НАУЧНОМ ОБМЕНЕ В 20-30-е ГОДЫ
84 days ago · From Казахстан Онлайн

ONE WORLD -ONE LIBRARY
Libmonster is a free tool to store the author's heritage. Create your own collection of articles, books, files, multimedia, and share the link with your colleagues and friends. Keep your legacy in one place - on Libmonster. It is practical and convenient.

Libmonster retransmits all saved collections all over the world (open map): in the leading repositories in many countries, social networks and search engines. And remember: it's free. So it was, is and always will be.


Click here to create your own personal collection
ГЕРОИНЯ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Reviews · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2019, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK