Libmonster ID: KZ-2027

Е. БОГУЧАРСКИЙ, Кандидат исторических наук

М. БОГУЧАРСКИЙ

Вторая половина XX столетия ознаменовалась для Алжира не только обретением свободы и независимости, но и зарождением и становлением алжирской дипломатии, выходом страны на международную арену в качестве нового самостоятельного члена мирового сообщества. Алжир получил возможность для проведения самостоятельной внешней политики, выбора путей и средств ее осуществления. Этот выбор оказался во многом идентичным с выбором, сделанным другими молодыми государствами, освободившимися от колониальной зависимости, хотя и заметно отличался от дипломатического курса многих из них своей активностью, антиимпериалистической направленностью. Объявленный курс внешней политики Алжира сводился к обеспечению таких международных условий, которые были бы наиболее благоприятны для укрепления политической независимости, экономического освобождения, ускоренного социально-экономического развития и достижения полного равноправия страны, как и других освободившихся государств, на мировой арене.

В 60 - 70-е годы Алжирская Народно-Демократическая Республика (АНДР) переживала период становления политической и экономической независимости. Излишняя идеологизация внешней политики придавала, с одной стороны, остроту отношениям с Францией и другими европейскими государствами, а с другой стороны, сближала Алжир с Советским Союзом и его союзниками.

В 80-е годы, когда у власти находился президент Шадли Бенджедид, внешнеполитические приоритеты Алжира несколько изменились. На повестку дня встал вопрос о деидеологизации внешней политики страны, поиске путей улучшения отношений с Францией и другими европейскими странами.

ПРЕОДОЛЕВАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Начиная с середины 80-х и практически все 90-е годы Алжир переживал серьезный политический и социально-экономический кризис. Борьба между различными политическими силами внутри страны вылилась фактически в гражданскую войну.

Наиболее активными противниками существовавшего в стране режима стали исламские фундаменталисты, выразителем идей которых стал Исламский фронт спасения (ИФС). Рассчитывая изолировать на международной арене установившийся в январе 1992 года фактически военный режим, исламские террористы избрали своей мишенью дипломатов и вообще иностранцев, которым ИФС предложил покинуть Алжир. С сентября 1993-го по июль 1994 года были убиты 56 иностранцев (к июню 1997 года - около 100) 1 . Исламисты обстреливали машины дипломатов и работавших в стране специалистов, нападали даже на арабских послов и похищали их (например, послов Йемена и Омана 18 июля 1994 года). После боя у посольства Италии, в котором погибли два полицейских и два боевика в июле 1994 года, посольства Франции и Италии объявили о намерении вывезти из Алжира всех своих граждан и часть персонала. Но затем, в августе 1994 года после убийства пяти французов (трех жандармов и двух служащих консульства) Франция заявила, что не поддастся шантажу и не прекратит помощи Алжиру.

Возникшая в стране военно-политическая ситуация негативно сказывалась на внешнеполитических позициях страны и ее отношениях с Францией, США, со странами Евросоюза и Россией 2 .

Избрание в апреле 1999 года при поддержке военного руководства президентом Алжира А. Бутефлики, известного политического деятеля, в 60 - 70-е годы находившегося более шестнадцати лет во главе Министерства иностранных дел, положительно повлияло как на внутриполитический, так и внешнеполитический курс страны.

Проводимая с первых месяцев прихода к власти новым президентом политика "национального согласия" способствовала улучшению не только политического климата в стране, но и имиджа Алжира за рубежом 3 . Позитивно встреченный на Западе курс на демократизацию страны создал благоприятные условия для активизации дипломатии Алжира на международной арене. Ее действия были направлены на изоляцию алжирских исламистов на международной арене, на расширение и укрепление сотрудничества прежде всего с европейскими странами, на активизацию внешней политики Алжира в целом 4 . Следует отметить, что, несмотря на все перипетии, алжирская дипломатия продолжала декларировать принципы антиколониализма и антиимпериализма, позитивного нейтралитета, равенства, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.

На межарабской арене алжирское руководство провозгласило основными принципами своей политики достижение арабского единства и прекращение внутриарабских распрей, выработку единой стратегии, поддержку и укрепление роли Лиги арабских государств (ЛАГ). Алжир занимал и занимает четкую позицию по таким

стр. 21


важнейшим международным проблемам как ближневосточный конфликт, ирано-иракская война, агрессия Ирака в Кувейте. До второй половины 90-х годов Алжир наиболее тесно сотрудничал с арабскими странами, в которых установлен республиканский режим. После прихода к власти президент А. Бутефлика проявил инициативу в вопросах активизации, расширения и укрепления сотрудничества с монархиями Персидского залива. Улучшение отношений Алжира с этими странами помогало руководству страны успешно проводить политику изоляции алжирских исламистов на международной арене. Важное место в отношениях АНДР с государствами Северной Африки занимали вопросы укрепления сотрудничества между ними и создания в перспективе Великого арабского Магриба. Однако негативное влияние на алжиро-марокканские связи оказывала западно-сахарская проблема.

Алжирские дипломаты выступали за повышение роли независимых стран Африки в международных отношениях и мировой политике, принимали активное участие в создании и деятельности Организации африканского единства. В знак признания заслуг Алжира в решении важных общеафриканских проблем в 1999 году в алжирской столице была проведена очередная сессия Генеральной ассамблеи (ГА) ОАЕ. Алжирские представители принимали активное участие в работе чрезвычайных сессий ГА ОАЕ в Бенгази (Ливия) и Ломе (Того), на которых обсуждались вопросы реорганизации деятельности ОАЕ и создания вместо нее Африканского Союза. Все эти и другие меры, разрабатываемые на общеафриканских саммитах, имеют целью поиск путей выхода стран африканского континента из того социально-политического и финансово-экономического кризиса, в котором он находится, а также ускорения их социально-экономического прогресса. Вместе с президентами ЮАР и Нигерии Т. Мбе-ки и О. Обасанджо А. Бутефлика был инициатором "Генуэзского плана для Африки", принятого встречей в верхах "большой восьмерки" в июле 2001 года.

С учетом изменившейся обстановки в мире, вызванной распадом СССР и прекращением "холодной войны", серьезно снизилась роль развивающихся государств в современных международных отношениях. Они потеряли свою стратегическую значимость в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а характер их политических и экономических связей с государствами "третьего мира" подвергся критической переоценке. Однако даже в таких условиях Алжир, обладающий значительными природными ресурсами и являющийся одним из лидеров развивающихся стран, продолжает представлять огромный интерес для развитых государств Запада.

ВАШИНГТОН ОТТЕСНЯЕТ ПАРИЖ

Стратегия США в рассматриваемый период была направлена на постепенное внедрение в Алжир, приобщение его к зоне своего влияния путем тесной привязки в политическом, экономическом, а в последние годы - и в военном плане. Тенденция к глобализации мирового хозяйства и международных отношений, особенно усилившаяся в последнее десятилетие, также содействовала сближению двух стран, поддерживала заинтересованность Алжира в развитии отношений с США.

После смерти Х. Бумедьена в конце 1978 года отношения между двумя странами стали улучшаться, и у Вашингтона появилась надежда, что при президенте Ш. Бенджедиде либерализация Алжира создаст условия для дальнейшего сближения двух стран. И действительно, несмотря на напряженные политические отношения, экономическое сотрудничество стало развиваться более быстрыми темпами. Алжир стал важным поставщиком нефти и природного газа для Соединенных Штатов. В 1980 году США импортировали из Алжира нефти больше, чем на 2,8 миллиарда долларов и заняли ведущее место в алжирском экспорте. Посредничество Алжира в освобождении 52 американских заложников в Иране в январе 1981 года и отход Алжира от воинственной антизападной политики в развивающемся мире, вкупе с ухудшением внутриполитической ситуации в стране, открыли путь к улучшению отношений страны с Соединенными Штатами.

Однако во второй половине 80-х годов Алжир вступил в полосу серьезных испытаний. США пристально следили за движением Алжира к демократии, а также за подъемом в этой стране исламского экстремизма. Аннулирование результатов второго тура парламентских выборов в январе 1992 года поставило дилемму перед Вашингтоном. С одной стороны, эта мера шла вразрез с политикой демократизации, но, с другой, возможный победитель по итогам выборов -Исламский фронт спасения (ИФС) - открыто занимал позицию жесткого антиамериканизма с момента войны в Персидском заливе в 1991 году. Кроме того, в этот период некоторые влиятельные лица в Вашингтоне были убеждены, что рано или поздно ИФС придет к власти и что необходимо поддерживать с ним контакты даже после его запрещения 5 . Именно поэтому в 1992 - 1995 годах Вашингтон давал понять, что он занимает позицию относительного дистанцирования по отношению к правительству Алжира, а американские представители продолжали время от времени конфиденциально встречаться с руководителями ИФС в Европе или в США. Вашингтон официально заявил о своей поддержке так называемой платформы Сант- Эжидио, опубликованной в начале 1995 года и призывающей к мирному и политическому урегулированию алжирского кризиса".

В конце 1995 года американская политика начала, однако, меняться. На протяжении многих лет встречи на высоком уровне были довольно редки, но после избрания Л. Зеруаля президентом страны госдепартамент США решил возобновить контакты с алжирским руководством. Однако новый президент показал себя, по мнению американцев, плохим реформатором, и зондаж американских дипломатов оказался безрезультатным 7 .

Наиболее важные изменения в двусторонних отношениях произошли весной 1999 года после избрания президентом Алжира А. Бутефлики. Сами выборы были, по мнению американцев, больше похожи на фарс, но, по крайней мере, Алжир получил, наконец, на посту президента крупного государственного деятеля, выступающего за установление хороших отношений со всеми странами.

Новый президент был известен Вашингтону. В 1963 - 1978 годах, когда А. Бутефлика был министром иностранных дел, мало кто в Вашингтоне относился к нему положительно. Он характеризовался ими как агрессивный, высокомерный и, в целом, враждебно настроенный по отношению к США. Но времена изменились, и А. Бутефлика стал одним из признанных умеренных, здравомыслящих арабских руководителей. Во время похорон Хасана II 25 июля 1999 года он имел краткую, непротокольную встречу с президентом Б. Клинтоном и произвел на него благоприятное впечатление. Именно тогда алжирский президент пожал руку нового премьер-министра Израиля Э. Барака, что в глазах американцев было знаковым событием.

После прихода Дж. Буша к вла-

стр. 22


сти наметились серьезные подвижки в двусторонних американо-алжирских отношениях. Их стимулировали в первую очередь нефть и борьба против международного терроризма. Определенную роль сыграли связи, которые президент Буш поддерживал с нефтяными компаниями, особенно после избрания губернатором Техаса. Одна из этих компаний, "Андарко", штаб-квартира которой находится в Хьюстоне, сделала большие капиталовложения в Алжире и открыла в результате с 1991 года 12 новых месторождений, запасы которых, согласно опубликованному отчету, оцениваются в 2,8 миллиарда баррелей. Добыча нефти уже началась 8 . Объемы добычи здесь относительно скромные по сравнению с объемами добычи государств Персидского залива, но для не входящего в число ведущих американских нефтяных гигантов независимого производителя их все же можно считать значительными.

Сразу же после событий 11 сентября А. Бутефлика, как многие другие главы государств, предложил свои услуги Вашингтону в расчете на то, что борьба Алжира против исламских экстремистов будет признана составной частью борьбы с международным терроризмом.

Всего несколько лет назад трудно было представить, что командующий шестым американским флотом ВМС США посетит Алжир с официальным визитом, а президента Алжира примет в овальном кабинете Дж. Буш, причем дважды за четыре месяца.

Свидетельствует ли все это о том, что США и Алжир начали претворять в жизнь "стратегическое партнерство", о котором так часто говорит глава алжирского государства? Некоторые французские эксперты уже давно подозревают, что США хотели бы играть первую скрипку в Алжире. Однако, вероятно, еще слишком рано делать вывод, что Вашингтону удастся оттеснить Францию - привилегированного партнера Алжира. Хотя отношения между Алжиром и Вашингтоном носят особый характер, остается еще много препятствий на пути к тому, чтобы сотрудничество между ними стало более тесным 9 .

История алжиро-американских отношений состоит из чередующихся подъемов и спадов, часто трудных, прерывающихся серьезными кризисами. Все это дает основания проявить осторожность в оценке перспектив значительного улучшения их отношений в ближайшем будущем.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ФРАНЦИИ

Политику Франции в Алжире следует рассматривать в общем контексте французской внешнеполитической линии в отношении развивающихся стран. В своей глобальной политике Париж стремился к максимальному сохранению и по возможности расширению своего присутствия в некоторых важных районах земного шара. А к таковым, по его мнению, в "третьем мире" относятся Алжир, другие страны Магриба и Ближний Восток. Большое значение имеют и экономические аспекты. Алжир был и остается для Франции важным поставщиком сырья и покупателем ее промышленной продукции.

Алжирское руководство, со своей стороны, также отводило особое место сотрудничеству с Францией. Это обусловливалось рядом объективных и субъективных факторов. В первые годы после обретения независимости АНДР настойчиво проводила политический курс, имевший целью перестройку отношений с бывшей метрополией на базе равноправия, независимости и взаимной выгоды. Результатом этого курса стало серьезное падение политического влияния Франции в АНДР и уменьшение возможностей эксплуатации французами производительных сил Алжира. Однако зависимость бывшей колонии от метрополии в экономической и торговой областях сохраняется. Она обусловлена привязанностью алжирской экономики к французскому рынку, потребностью в получении кредитов для финансирования развивающейся промышленности, а также наличием большого числа алжирских иммигрантов во Франции, что не только способствовало уменьшению числа безработных в Алжире, но и стало одним из дополнительных источников получения валюты.

Стремление АНДР к дальнейшему расширению экономических и торговых отношений с Францией объяснялось и наличием традиционных связей в этой области между двумя странами, определенной зависимостью ряда отраслей алжирской экономики от французских технологий и поставок запасных частей из Франции. Алжир вместе с тем заинтересован, как представляется, в сохранении, хотя и в определенных рамках, французского экономического присутствия в стране, исходя из того, что значительное ослабление алжиро-французских экономических связей могло бы в конечном итоге нанести ущерб интересам его экономического развития.

Развитие алжиро-французских отношений отличалось спадами и подъемами. Такая ситуация объясняется во многом деятельностью террористических исламских групп в Алжире, а также ответными дискриминационными мерами, принятыми французскими властями в отношении алжирских граждан, судоходных и авиационных компаний. Кроме того, была отменена встреча президентов двух стран во время празднования пятидесятилетия ООН. Однако избрание Л. Зеруаля президентом, а также явное возрастание интереса к Алжиру со сторо-

стр. 23


ны ряда европейских государств и США заставили французское руководство искать новые пути налаживания связей с этой страной и рассматривать кризис в отношениях с Алжиром как временный. В декабре 1995 года во время визита в Алжир специальный представитель главы французского государства, председатель Национального собрания Франции Ф. Сегена заявил, что "...Алжир и Франция должны вести диалог, прислушиваться друг к другу и взаимодействовать". Одновременно он подчеркнул необходимость "...сглаживания или преодоления недоразумений" в отношениях между двумя государствами" 10 .

После избрания президентом страны А. Бутефлики алжирской дипломатии удалось заметно улучшить двусторонние отношения с Францией. Участился обмен посланиями между высшими руководителями страны. В 1999 году в Нью-Йорке состоялась встреча А. Бутефлики с премьер-министром Франции Л. Жоспеном, в Алжире побывали министры внутренних дел Ж. -П. Шевенман (июнь), министр иностранных дел Ю. Ведрин (июль), председатель французского сената К. Понселе (ноябрь) и другие. В июле 1999 года был создан франко-алжирский торгово-промышленный совет. Самым представительным на Алжирской международной торговой ярмарке (октябрь 1999 года) был французский павильон. Подписано соглашение о ликвидации двойного налогообложения. В декабре 1999 года Алжир, впервые отказавшись оставлять вакантным свое "кресло", принял участие во франко-африканской встрече в Париже 11 . С 1 января 2000 года в Алжире вновь начал действовать французский культурный центр.

Важным событием в двусторонних франко-алжирских отношениях стал визит президента А. Бутефлики в Париж в июне 2000 года. Хотя А. Бутефлика, покидая Париж, и заявил, что он "ничего не просил и ничего не получил", его визит придал новый импульс франко- алжирскому сотрудничеству 12 . Характерно, что уже в 2000 году число выданных виз алжирским гражданам на въезд во Францию увеличилось с 90 тысяч до 150 тысяч, хотя число желающих посетить Францию, которым отказано во въезде, продолжает оставаться значительным. Существенным позитивным моментом в двусторонних отношениях стало открытие в конце 2000 года после длительных проволочек французского генерального консульства в городе Аннаба.

В начале 2001 года состоялась целая серия визитов французских министров. В январе- феврале Алжир посетили министры по туризму, внутренних дел и министр иностранных дел.

Среди главных вопросов, обсуждавшихся во время пребывания в Алжире министра внутренних дел Даниеля Вейланта, можно выделить два: о визах и о взаимоотношениях с мусульманской общиной во Франции. Вопрос о визах до сих пор регулируется франко- алжирским соглашением 1968 года, однако сейчас обстановка значительно осложнилась ввиду того, что Франция вошла в Шенгенскую зону. Вопрос о визах было решено обсудить в рамках переговоров Алжир - Европейский союз.

Французский министр внутренних дел имел деловые встречи с алжирским министром по религиозным делам и рядом религиозных деятелей, надеясь, что через алжирцев ему удастся достичь большего взаимопонимания с руководством мусульманской общины во Франции.

Визит министра иностранных дел Х. Ведрина завершил серию визитов французских министров. Свидетельством улучшения связей стали три встречи А. Бутефлики с Жаком Шираком, состоявшиеся за период после июня 2000 года (во время конференции на высшем уровне ЕС - Африка в Каире, в ходе визита в Париж и встречи руководителей государств и правительств Франции и Африки в Яунде в январе 2001 года). В ходе визита Х. Ведрина были подведены итоги развития двустороннего сотрудничества за последние полтора года, обсуждались наиболее сложные вопросы алжиро-французских связей в экономической, финансовой и политической областях. При этом стороны констатировали существенные позитивные подвижки 13 .

Говоря о перспективах развития франко-алжирских отношений, следует исходить из того, что продолжает сохраняться целый ряд политических, экономических и других факторов, определяющих обоюдную заинтересованность Алжира и Франции в расширении двустороннего сотрудничества. Таким образом, процесс расширения и укрепления двустороннего алжиро-французского сотрудничества будет продолжаться и в будущем.

Об этом свидетельствуют итоги первого после завоевания независимости Алжиром визита в эту страну президента Франции Ж. Ширака в марте нынешнего года.

ПОВОРОТ В ОТНОШЕНИЯХ С ЕВРОСОЮЗОМ

В 90-е годы алжирской дипломатии удалось также добиться серьезного поворота в контактах с Европейским союзом. Началом этого поворота можно считать итоги заседания совета министров иностранных дел ЕС, состоявшегося 29 - 30 января 1996 года в Брюсселе. Там, в частности, было принято решение о проведении серии переговоров Евросоюза с алжирским руководством с целью заключения соглашения о партнерстве по типу документов, ранее подписанных с Марокко и Тунисом. Тем самым западноевропейские страны показали, что они берут курс на возобновление контактов с Алжиром на высоком уровне. Определенную роль сыграла их заинтересованность в освоении близких к Европе нефтегазовых месторождений АН ДР.

Визит в Алжир в январе 1998 года "тройки" Евросоюза во главе с английским госсекретарем по иностранным делам Дж. Фетчетом позволил возобновить политический диалог АНДР - ЕС. В феврале Алжир посетила делегация Европарламента, традиционно занимающего из-за проблем с соблюдением прав человека весьма критическую позицию по отношению к Алжиру. Парламентарии провели переговоры с представителями властей и оппозиции, однако демонстративно отказались от предложения представителей Исламского фронта освобождения о встрече.

В ноябре 1999 года делегация "тройки" ЕС во главе с министром иностранных дел Финляндии Т. Халонен имела длительную беседу с президентом А. Бутефликой. Перед отъездом из алжирской столицы на пресс-конференции глава делегации заявила о поддержке политических и экономических реформ, проводимых в Алжире, а также о готовности ЕС возобновить прерванные в 1997 году переговоры с Алжиром о заключении соглашения о его ассоциации с Евросоюзом. Европейцы обещали по мере возможности учесть алжирские особенности при обсуждении этого соглашения. Речь идет, прежде всего, о компенсации потерь АНДР (по оценкам экспертов, более 1,2 миллиарда долларов США ежегодно) от беспошлинного ввоза европейских товаров на алжирский рынок 14 . Алжирцы считают, что ЕС должен внести соразмерный вклад и в развитие национальной экономики, в первую очередь за счет расширения инвестиционной деятельности и внедрения передовых технологий.

В феврале 2000 года в Брюсселе проходил седьмой раунд переговоров между Алжиром и ЕС. В ходе этого раунда обсуждались основные вопросы, связанные с подписанием окончательного соглаше-

стр. 24


ния об ассоциации Алжира с ЕС. Подписаны важные документы по борьбе с терроризмом. Алжирцы договорились с европейскими представителями о том, что необходимо положить конец безнаказанной деятельности террористических групп в некоторых странах Евросоюза. Был подготовлен совместный план Алжира и ЕС по борьбе с терроризмом.

Соглашение по данному вопросу открыло возможность предметного обсуждения таких вопросов, как эмиграция и людские обмены. Алжир настаивает на свободе передвижения товаров и людей в странах Евросоюза. ЕС считает, что условия еще не созрели. С учетом этого алжирцы предлагают в качестве первого шага разрешить свободу передвижения для деловых людей. ЕС, со своей стороны, полагает возможным рассмотреть вопросы об увеличении квот на визы и об облегчении условий их получения.

Важное место в ходе переговоров отводилось экономическим проблемам. Евросоюз считает, что вопросы ассоциации с третьими странами должны решаться на базе аналогичных рамочных соглашений с другими государствами 15 . Алжирская сторона настаивает на специфичности положения своей страны, учитывая важность экономических связей Алжира и ЕС 16 . Признавая алжирскую специфику, Европейский союз склоняется к тому, чтобы выделить важную финансовую и техническую помощь Алжиру.

Выступая за развитие отношений со странами ЕС, алжирцы видят и негативные моменты, которые могли бы иметь такие отношения для Алжира. Однако постоянно растущие потребности Алжира в современном оборудовании и технологиях, а также необходимость расширения экспорта объективно ведут к росту заинтересованности этой стороны в достижении соглашения с ЕС.

Алжир - активный сторонник Европейско-Средиземноморского процесса (ЕСП). Алжирские дипломаты принимают участие практически во всех средиземноморских форумах. Они стали одними из инициаторов выработки евро-средиземноморской Хартии мира и стабильности, проект основных положений которой получил одобрение на третьей министерской конференции в Штутгарте в апреле 1999 года. Еще на июньской внеочередной встрече министров иностранных дел ЕСП в 1998 году в Палермо алжирцами был представлен также проект Конвенции по борьбе с терроризмом 17 . Алжирцы, с пониманием относятся к вовлеченности России в европейско- средиземноморские дела и приветствовали наше участие в очередной министерской конференции ЕСП в качестве наблюдателей.

Европейские державы придают важное значение привлечению южносредиземноморских стран к активному участию в ЕСП. Им импонирует позитивное отношение алжирской дипломатии к данному процессу. Именно поэтому они способствовали проведению в Алжире в марте 2001 года Институтом Роберта Шумана для Европы в сотрудничестве с Национальным торговым институтом Алжира конференции на тему "Средиземноморье - Европа". Характерно, что в работе конференции приняли участие около 40 зарубежных организаций и ряд известных деятелей, в частности, Мишель Камдесю, бывший генеральный директор Международного валютного фонда и почетный управляющий Банка Франции. На форуме обсуждались такие темы, как "Глобализация, развитие, общество и культура", "Экономика и глобализация: место Алжира в этом процессе", "Средиземноморье - Европа: от утопии к реальности", "Диалог Средиземноморье - Европа: новый гуманизм должен проявиться в геополитическом, геоэкономическом и геокультурном пространствах" 18 . Представители Алжира были докладчиками или содокладчиками по всем основным вопросам, обсуждавшимся на конференции. Проявляя инициативу в организации этой конференции, алжирские дипломаты исходили из того, что это будет способствовать более активному вовлечению их страну в ЕСП и создаст благоприятные условия для получения Алжиром соответствующих экономических и политических выгод.

В последние годы в рамках своей европейской политики алжирская дипломатия стала уделять внимание вопросам установления контактов с НАТО. Долгие годы Алжир рассматривался Североатлантическим альянсом как союзник СССР и стран Варшавского договора. После роспуска этой организации и распада СССР Запад стал предпринимать усилия по установлению сотрудничества НАТО с Алжиром. В августе 1998 года Алжир посетил американский адмирал Лопес, через месяц алжирский генерал Шабан Годбан принял участие в работе состоявшейся в Лиссабоне конференции Североатлантического альянса на тему "Морские проблемы будущего тысячелетия". В октябре 2000 года в Брюсселе состоялись официальные переговоры НАТО - Алжир. В ноябре того же года впервые алжирские представители были приглашены принять участие в семинаре на тему "Безопасность и стабильность в Средиземноморье", проводившемся НАТО в военном колледже в Риме. С 12 по 14 марта 2001 года в Алжире находился с визитом Клаус Питер Клейбер, заместитель генерального секретаря НАТО по политическим вопросам. Официально визит проходил в рамках диалога по Средиземноморью, к которому Алжир присоединился в марте 2000 года. В ходе визита стороны обменялись мнениями относительно их подходов к будущему Средиземноморья в вопросах безопасности и сотрудничества. По мнению некоторых алжирских газет, во время переговоров затрагивались и вопросы военного сотрудничества между НАТО и Алжиром 19 .

стр. 25


Алжирские дипломаты заявляют о нежелании их страны стать членом Североатлантического альянса, хотя и не скрывают намерения Алжира дифференцировать свои военные связи. Они скептически относятся к расширению НАТО и расширению "зоны ответственности" альянса, но признают необходимость установления дозированного (особенно, на фоне событий вокруг Ирака и Югославии) прямого диалога с альянсом "в интересах приспособления к новым реалиям расстановки сил Средиземноморья".

АЛЖИРО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Сохраняя приоритетным направлением сотрудничество с Западом, алжирская дипломатия проявляет заинтересованность и в восстановлении связей страны с ее традиционными партнерами, прежде всего, Россией.

Это объясняется соображениями прагматического характера, в частности, стремлением уменьшить зависимость Алжира от опеки Запада. Россия, в свою очередь, также имеет в этой стране свои политические и экономические интересы Характерно, что первое письменное послание нового главы российского государства В. Путина руководителям арабских стран было отправлено именно президенту Алжира А. Бутефлике.

Российско-алжирское сотрудничество в 80 - 90-е годы переживало серьезные трудности. Экономический спад в Алжире и распад СССР привели к серьезной деградации многосторонних и взаимовыгодных отношений, каковыми они были в 60 - 80-х годах. Тем не менее, оно продолжалось и продолжается. В декабре 2000 года внешнеторговое объединение "Сельхозпромэкспорт" завершило сооружение плотины "Зит-Эмба" и ремонт плотины "Бени-Зид", принятой алжирцами в эксплуатацию в 1993 году. "Зарубежводстрой" продолжает строительство плотины "Тилездит" в вилайе Буира.

До 2002 года включительно Россия оказывала техническое содействие в эксплуатации металлургического комбината "Эль-Хаджар", в частности, проводились ремонтные работы трубопрокатного цеха и коксовой батареи. До сих пор оказывается техническое содействие алжирским химическим предприятиям "Асмидаль", "ЕНГИ" и "Мессер". В 1996 - 1997 годах российская колония в Алжире даже увеличилась с 400 до 650 человек. В Алжире также живут 950 гражданок государств СНГ (в основном России), ранее вышедших замуж за алжирцев.

И хотя объем сотрудничества и торговли ныне находится на минимальном уровне, алжирская армия на 90 процентов оснащена советской техникой и испытывает постоянную потребность в поставках запчастей и модернизации имеющегося вооружения, в российских инструкторах и советниках для поддержания квалификации своих специалистов. По данным прессы, военное сотрудничество значительно превышает по объему прочие внешнеторговые связи России и Алжира 20 .

Определенное развитие сотрудничества наблюдается в области культуры, науки и образования. Впервые за последние годы в 1999 году в Алжире побывал известный художественный коллектив - Ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова. В январе 2000 года в Алжире находилась большая группа московских артистов и официальная делегация правительства Москвы для участия в праздничных манифестациях, посвященных тысячелетию основания столицы АН ДР.

Качественно новое звучание стали получать в последние годы политические контакты. Состоялся обмен делегациями Государственной Думы РФ и Национального народного собрания АНДР в апреле 1999 года. Алжир посетил министр РФ, сопредседатель российско-алжирской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Ю. Зубаков. Важным событием в двусторонних отношениях стал официальный визит министра иностранных дел России И. Иванова в Алжир в октябре 2000 года. Это был первый визит российского министра иностранных дел за весь период российско-алжирских отношений. В ходе встречи с президентом АНДР А. Бутефликой И. Иванов передал личное послание президента Российской Федерации В. Путина. В послании подтверждалось стремление российской стороны вывести отношения с Алжиром на более высокий уровень, отвечающий потребностям нынешнего этапа развития обеих стран. Президент Алжира, в свою очередь, подтвердил готовность руководства своей страны к наращиванию связей с Россией, которую в Алжире рассматривают как одного из приоритетных партнеров.

Объективным результатом потепления в отношениях между Россией и Алжиром, наметившегося в последние годы, стал официальный визит президента Алжира А. Бутефлики в Россию в апреле 2001 года. В ходе своего пребывания в России А. Бутефлика неоднократно заявлял о желании алжирского руководства наращивать связи с Россией на долговременной основе, опираясь при этом на накопленный опыт сотрудничества в различных областях. Он выражал уверенность, что конструктивный вклад Алжира в международные дела будет возрастать, а роль России как одного из влиятельных полюсов многополярного мира неуклонно укрепляться 21 .

Важным итогом визита А. Бутефлики в Россию стало подписание совместной Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром. Речь идет об укреплении и развитии сотрудничества между двумя государствами в политической, торгово- экономической, военной, научной и культурной областях. Подписание Декларации было подтверждением готовности сторон вывести отношения между ними на более высокий уровень, отвечающий потребностям нынешнего этапа развития обеих стран и задаче укрепления взаимодействия участников мирового сообщества.

Как представляется, руководство независимого Алжира будет и в обозримом будущем проводить на международной арене внешнеполитический курс, основанный на сбалансированных отношениях со всеми странами мира.

----------

1 Le Monde, 25.01.1994.

2 Foreign Affairs, July/August 1998; Foreign Affairs, November/December 2001.

3 Бутефлика А. Выступление на встрече с представителями деловых кругов Российской Федерации. М., 2001.

4 Вестник ИТАР-ТАСС, 20.12.1995.

5 Le Monde diplomatique, juillet 2002.

6 "La plate-forme de Rome", Le Monde diplomatique, mars 1995 (NDLR).

7 Le Monde diplomatique, juillet 2002.

8 Там же.

9 Lahouari Addi, "Introuvable reconciliation entre Alger et Rabat", Le Monde diplomatique, decembre 1999 (NDLR).

10 Вестник ИТАР-ТАСС, 20.12.1995.

11 El Moudjahid, 29.12.1999.

12 Там же.

13 El Moudjahid, "Аль-Хабр", "Эль-Ва-тан", 10 - 15.02.2001. .

14 El Moudjahid, 04.11.1999,

15 "Эль-Ватан", 20.02.2000.

16 Там же.

17 El Moudjahid, 26.06.1998.

18 L'Est Algerien, 10.03.2001.

19 "Эль-Ватан", 06.03.2001.

20 "Известия", 20 - 21.06.1997.

21 Выступление А. Бутефлики на встрече с представителями деловых кругов Российской Федерации. М., 2001; Е1 Modjahid, 01.04 - 07.04.2001; "Аш-Шааб", 01.04 - 07.04.2001.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Внешняя-политика-Алжира-на-рубеже-столетий

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. БОГУЧАРСКИЙ, М. БОГУЧАРСКИЙ, Внешняя политика Алжира на рубеже столетий // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.04.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Внешняя-политика-Алжира-на-рубеже-столетий (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. БОГУЧАРСКИЙ, М. БОГУЧАРСКИЙ:

Е. БОГУЧАРСКИЙ, М. БОГУЧАРСКИЙ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
382 views rating
21.04.2023 (319 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Внешняя политика Алжира на рубеже столетий
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android