Libmonster ID: KZ-842
Author(s) of the publication: А. К. ТЕКУЕВ

За три с лишним года перестройки уже немало сказано об обострении межнациональных отношений, вскрыт целый комплекс причин, который привел к нынешнему сложному состоянию этой сферы общественной жизни. Сто с лишним наций и народностей живут в СССР, и каждая является частью нашего советского общества. Те просчеты, которые были допущены в строительстве социализма после смерти В. И. Ленина, не могли не сказаться на жизни наций и народностей, каждого отдельного человека. Почему все же произошел такой взрыв национальных чувств, волна которых нередко поднимается выше политических и партийных позиций?

Конечно, это очень сложный вопрос, и здесь в одном тугом узле сплелись различные проблемы. Из выступлений, которые я прослушал, мне стало ясно, что в разных регионах страны (Закавказье, Прибалтика, Средняя Азия, Северный Кавказ, малые народы Севера, Приволжье и т. д.) в межнациональных отношениях есть свои специфические особенности. Но я считаю, что есть несколько общих проблем, от правильного решения которых будет зависеть наше будущее.

Первая проблема - после смерти Ленина всячески попирались права и достоинство человека, духовные ценности. Нельзя жить без идеала, веры. Сталин и его окружение пытались нанести удар по тому, что составляет святая святых, - по духовной культуре народа, сломать его национальное самосознание, исказить объективную логику развития общества. Стандартизация духовных ценностей обернулась однообразием, одноликостью. Начисто было забыто марксистское положение о том, что каждый человек красив своей неповторимостью, своим индивидуальным своеобразием. Махровый бюрократизм подирал, унижал достоинство человека, ежечасно доказывая свое всесилие и бессилие человека бороться с ним. Это многоликое и мелочное унижение достоинства человека вытравляло из него качества бойца, борца за правду и справедливость.

Вторая - у нас никогда не было подлинной ленинской федерации. Об этом свидетельствует переселение целых народов (чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, калмыков, крымских татар) с их исторических земель и ликвидация их национальной автономии. Второй факт, подтверждающий эту мысль, состоит в том, что если все нации и народности СССР равноправны (как это записано в его Конституции), то в централь-


Текуев Анатолий Кужбиевич - доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории КПСС Кабардино-Балкарского университета.

стр. 70


ных министерствах и ведомствах, во всех органах, осуществляющих реальную власть, должны быть представители всех наций и народностей нашей страны. А в этих органах почти отсутствует представительство республик, особенно малых наций. Даже в Верховном Совете СССР были представлены только 65 наций и народностей СССР.

Третья проблема - возможная угроза ассимиляции - культурной, языковой и даже географической, особенно для малых народов.

Четвертая проблема - посягательство на достижения национальных культур (уничтожение памятников культуры, пренебрежение к духовному наследию предков, экология и т. д.). В этом отношении особо вредную роль играли те представители наций и народностей, которые, находясь на руководящих должностях в республиках, поощряли позицию "не быть, а казаться", открыли широкую дорогу карьеристам, готовым поступиться всем святым и дорогим для человека, для целых наций. Такие, с позволения сказать, "представители" наций и народностей умели хорошо подстроиться, вовремя поддакнуть, угодить вкусам вышестоящего. К сожалению, эти люди (руководители различных рангов, ученые) еще не исчезли, они еще существуют и руководствуются не интересами своего народа, а своекорыстными соображениями: вчера они утверждали одно, сегодня другое и готовы завтра отстаивать третье, если будет угодно. Ведь негативные тенденции зрели под барабанный бой пропаганды дутых успехов в экономике, идеологических штампов о "расцвете" и "слиянии" наций и народностей.

Актуальными проблемами являются сейчас такие, как история межэтнических, межнациональных контактов и взаимосвязей в период феодализма, история добровольного вхождения или подчинения, военного включения разных народов и их территорий в состав Российского государства, история национально-государственного строительства после Октябрьской революции и т. д.

Одной из главных задач исторической науки является серьезное научное осмысление прошлого народов нашей страны. Например, как объяснить людям, что Салават Юлаев, боровшийся с царскими войсками вместе с Пугачевым, - герой, а Шамиль - вождь и руководитель борьбы горцев за свою свободу и независимость - враг, англо-турецкий агент. Для москвича генерал А. П. Ермолов - герой Отечественной войны 1812 г., а для чеченца, ингуша или адыгейца - жестокий колонизатор Кавказа. Мы забыли о том, что А. В. Суворов не только блестяще воевал с врагами России, но и подавлял восстания Емельяна Пугачева и Тадеуша Костюшко. Конечно, Суворов и Ермолов - дети своего времени. Но это не повод для оправдания насилия, жестокости, политики угнетения одного народа другим. Кстати, об истории Кавказских войн в нашей исторической литературе ничего не говорится с 1956 г. (исключение - недавняя статья Р. Магомедова в газете "Дагестанская правда"). А о разделах Польши, подавлении царскими войсками польских восстаний, венгерской революции 1849 г. вообще ничего не говорится.

Правильный подход к национальным проблемам должен исключать всякое выхолащивание ее сущности, когда не нужно будет выбирать термины "завоевание", "присоединение", "добровольное вхождение" в состав Росситі и т. д. Нужны полная ясность, четкость, последовательность, нравственный ориентир на будущее. Правда всегда должна быть одна.

Стране была навязана такая командно-административная система, которая не позволяла ни одному человеку, ни одному народу быть хозяином производимых продуктов труда. А ведь К. Маркс видел главную особенность социализма как общественно-экономической формации именно в ликвидации присвоения прибавочной стоимости кем бы то ни было - будь то частные лица или государство. Отсюда ясно, что национальные проблемы надо решить так, чтобы удовлетворить законные интересы всех наций и народностей СССР. Только такой подход укрепит СССР как под-

стр. 71


линно народное государство. В заключение хочу напомнить слова Ленина: "очень естественно, что "свобода выхода из союза", которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке". Так что возвращение в национальном вопросе к Ленину - необходимо.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ВЕРНУТЬСЯ-В-НАЦИОНАЛЬНОМ-ВОПРОСЕ-К-В-И-ЛЕНИНУ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. К. ТЕКУЕВ, ВЕРНУТЬСЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ К В. И. ЛЕНИНУ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ВЕРНУТЬСЯ-В-НАЦИОНАЛЬНОМ-ВОПРОСЕ-К-В-И-ЛЕНИНУ (date of access: 12.12.2024).

Publication author(s) - А. К. ТЕКУЕВ:

А. К. ТЕКУЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
737 views rating
10.10.2019 (1889 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн На'има ал-Химси, арабо-христианского переводчика Плотина
16 hours ago · From Urhan Karimov
Два модуса жизни в "науке о душе" XVII века
17 hours ago · From Urhan Karimov
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ (по материалам Центральной Азии и Южной Сибири)
2 days ago · From Urhan Karimov
ШАЙТАНСКОЕ ОЗЕРО II: НОВЫЕ СЮЖЕТЫ В ИЗУЧЕНИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА УРАЛА
2 days ago · From Urhan Karimov
ЭЛИТНЫЙ КОМПЛЕКС СЮННУСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ В ПАДИ ЦАРАМ (ЗАБАЙКАЛЬЕ)
2 days ago · From Urhan Karimov
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АЛТАЯ В АНТРОПОГЕНЕ
2 days ago · From Urhan Karimov
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВРЕМЕННОГО АЛТАЯ
2 days ago · From Urhan Karimov
О СЕМАНТИКЕ ОРНИТОМОРФНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В РИТУАЛЬНОЙ АТРИБУТИКЕ ПАЗЫРЫКСКИХ КУРГАНОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ЧЕЛОВЕК В ПОЗДНЕМ НЕОПЛЕЙСТОЦЕНЕ СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ
2 days ago · From Urhan Karimov
Традиционная народная культура боснийских мусульман в XXI веке
3 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ВЕРНУТЬСЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ К В. И. ЛЕНИНУ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android