М. Военное издательство. 1978. 296 стр. Тираж 18000. Цена 65 коп.
История Советского Военно-Морского Флота в первые послеоктябрьские годы неоднократно привлекала внимание исследователей. В их работах, естественно, значительное внимание уделено и роли В. И. Ленина. Однако, во-первых, эти труды не ставили целью специальное освещение роли Ленина в развитии флота в 1918- 1920 гг.; во-вторых, они, как правило, посвящены только боевой деятельности флота на фронтах гражданской войны; в-третьих, носят локальный характер, не выходя за рамки того или иного флота либо флотилии. Наконец, круг проблем, определивших строительство флота как специфической части вооруженных сил Советского государства, в них почти не рассматривается. Понятен поэтому интерес, который вызывает рецензируемая книга - первое крупное специальное исследование всего комплекса вопросов, определивших принципы, направленность, характер и конкретные результаты первых лет строительства советского флота во всем его объеме, роли и участия в нем Ленина.
Автор собрал и проанализировал многочисленные материалы и документы, показывающие прямое или косвенное участие Ленина в разработке и решении самых различных вопросов создания, развития и укрепления Советского Военно-Морского Флота, его боевого использования, в осуществлении многих практических мероприятий в этом направлении. По подсчетам Б. И. Зверева, в исследуемые им годы при непосредственном участии Ленина было принято более, 500 постановлений и распоряжений, связанных с флотом (стр. 5). Естественно, что уже одна эта документальная база дает богатейшие, воз-
стр. 151
можности для изучения и освещения одной из сторон многогранной государственной деятельности Ленина в первые годы Советской власти.
Однако Б. И. Зверев этим не ограничился. В отличие от некоторых других авторов, которые иногда вместо вдумчивого анализа ленинских положений и документов, рассмотрения их взаимосвязи с реальной действительностью, исследования хода их реализации в деятельности партии и государства ограничиваются простым пересказом тех или иных высказываний Ленина, аннотированием и конспектированием его отдельных работ, Б. И. Зверев дал широкую картину ленинского руководства строительством флота в первые годы Советской власти, воплощения в жизнь основополагающих теоретических и программных ленинских положений, огромной практической работы Ленина и возглавляемых им ЦК партии и Советского правительства. Роль Ленина, его личное участие в решении ряда возникавших тогда проблем показаны автором не при помощи цитат либо их пересказа, а на основе анализа обильного фактического материала, многих конкретных данных, почерпнутых из различных источников, раскрывающих и подтверждающих практическое воплощение теоретических положений марксизма-ленинизма. Такой подход автора к разработке избранной им темы является главным достоинством книги.
Это позволило Б. И. Звереву наряду с освещением процесса реализации в условиях флота основополагающих мыслей Ленина по вопросам советского государственного и военного строительства, его учения о необходимости организации защиты победившей социалистической революции наполнить свою работу обширным и во многом новым конкретным материалом, показывающим кипучую деятельность возглавляемых Лениным ЦК партии и Совнаркома, других партийных и государственных органов, внеся тем самым новое не только в Лениниану, но и в изучение истории первых лет Советского государства.
Все вопросы истории флота рассматриваются в книге не изолированно, а в тесной связи с общим политическим, военным и хозяйственным положением страны. Многие процессы, протекавшие в те годы на флоте, были составной частью общегосударственных проблем и поисков путей их решения. В ряду таких проблем можно назвать внедрение и укрепление в жизни Военно- Морского Флота принципа демократического централизма, использования старых специалистов и подготовку новых, введение единоначалия и дисциплины взамен безбрежной коллегиальности и митингования, слом старого государственного аппарата и создание нового и ряд других острых вопросов, имевших принципиальное значение и рассмотренных Б. И. Зверевым на материалах строительства Военно-Морского Флота, которое и само является весьма существенной частью строительства и укрепления Советского социалистического государства. Поэтому книга имеет не только узковоенное, но и более широкое общеисторическое значение, пополняя наши познания об опыте первых лет истории советского общества.
К сожалению, в книге нет хотя бы краткого историографического обзора, из которого читатель мог бы получить представление о состоянии исследования избранных автором вопросов. Но знание Б. И. Зверевым историографии явно сказывается в его работе. Так, он правильно поступил, дав крайне лаконичную характеристику связей Ленина с моряками в дореволюционные годы (стр. 7 - 16), ибо по этому вопросу есть специальная книга1 . Столь же правомерно то, что предоктябрьским и октябрьским дням уделено в книге лишь около 30 страниц (стр. 16 - 44), так как этот период освещен в литературе. Всего в одной главе автор касается непосредственной боевой деятельности флота в годы гражданской войны (гл. IV), ибо этот сюжет также получил многократное описание в ряде других работ.
Б. И. Зверев сосредоточил свои главные усилия на исследовании в общем новых для нашей историографии вопросов, выделив из них три крупных и комплексных: организационное строительство и укрепление советского флота, идейно-политическое воспитание и подготовка его кадров, техническое оснащение флота. Эти вопросы автор рассматривает в тесной связи со всеми социалистическими преобразованиями и развертывавшимся государственным и военным строительством.
Однако, отказавшись от подробного рассмотрения уже освещенных в литературе
1 М. Столяренко. В. И. Ленин и революционные моряки. М. 1970.
стр. 152
вопросов, Б. И. Зверев, пожалуй, опустил и несколько важных моментов. Как известно, в программных документах всех марксистских партий, в том числе и большевистской, существовало в свое время положение о необходимости замены кадрового постоянного войска всеобщим вооружением народа. Опыт первых же месяцев Великого Октября показал, что для эффективной защиты победившей революции необходимы регулярные вооруженные силы. Исходя из реальной обстановки, Ленин и большевистская партия не стали догматически придерживаться старого положения, а смело и творчески взялись за создание Красной Армии и Флота, то есть за решение вопроса, который, как отмечал Ленин, ранее "не ставился даже теоретически"2 . Это явилось вкладом Ленина и партии в развитие марксизма применительно к новым условиям, к эпохе империализма и пролетарских революций. К сожалению, этот вопрос не поставлен в книге.
По существу, обойдены Б. И. Зверевым и некоторые другие вопросы, хотя и затронутые в литературе, но имеющие важное значение для темы, им избранной. К их числу относятся поиски методов и путей организационного построения Советского Военно-Морского Флота, заблуждения и ошибки Центробалта и некоторых других флотских организаций по этим вопросам, борьба вокруг проектов "вольнонаемного" флота, специфика условий, в которых происходила коренная реорганизация флота, и ее отличие от аналогичных процессов в армии и т. д. Вокруг этих вопросов в то время шла острая борьба, и в принципиально правильном решении их в ряде случаев принимал участие Ленин.
Эти пробелы в книге как бы компенсируются новыми данными, свежими фактами и материалами, сообщаемыми автором. Некоторые из них значительно пополняют наши представления о месте и роли Военно-Морского Флота и моряков в гражданской войне, о заботе и внимании к флоту Ленина, партии и Советского правительства. Так, Б. И. Зверев показывает динамику роста числа членов партии и партийных организаций на флоте в 1918 - 1919 гг. (стр. 121, 132), определяет и называет общее количество моряков советского флота в 1919 - 1920 гг. (стр. 127), количество и дислокацию созданных в ходе борьбы с белогвардейцами и интервентами советских военных флотилий (стр. 137), данные об использовании для формирования этих флотилий кораблей торгового и речного флота (стр. 139), сумму ассигнований на подготовку кадров для флота (стр. 232), число промышленных предприятий, обслуживавших в годы гражданской войны флот (стр. 249), количество отремонтированных тогда военных кораблей (стр. 259) и т. д. Все эти сведения представляют существенный интерес не только для исследователей флота, но и для всех занимающихся историей советского общества. Характеризуя использование флота на фронтах гражданской войны и зарождение нового его применения в качестве непосредственного помощника Красной Армии (стр. 146 - 153), автор приводит внушительные цифры, показывающие боевые возможности флота тех лет (стр. 151), прослеживает роль Ленина в разработке теории и практики боевого применения флота. Наряду с выработкой основополагающих положений советской военной науки Ленин в годы гражданской войны направил в районы действий флота свыше 100 писем и телеграмм, в которых ставились конкретные задачи по борьбе с врагом (стр. 150).
На стр. 149 автор пишет: "В условиях гражданской войны главной задачей флота являлось содействие сухопутным войскам в наступательных и оборонительных операциях в приморских районах и речных (озерных) бассейнах", справедливо характеризуя это как новое использование флота. Но подобное применение боевых кораблей началось по инициативе Ленина еще в дни Октября. Вспомним участие кораблей Балтийского флота в разгроме мятежа Керенского - Краснова, Черноморского флота - в борьбе с контрреволюцией в Крыму и на Дону и т. д. Видимо, это обстоятельство следовало подчеркнуть особо. Есть в книге и отдельные неточности, вроде преувеличения вдвое количества голосов, полученных большевиками на Балтийском флоте при выборах в Учредительное собрание (стр. 34).
В целом книга Б. И. Зверева значительно расширяет наши представления по ряду важных проблем истории первых лет существования советского общества.
2 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 137.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |