Libmonster ID: KZ-1715
Author(s) of the publication: М. Ю. ДОСТАЛЬ

Под таким названием 3 июня 2004 г. в Институте славяноведения РАН прошла научная конференция, проведенная совместно с Российским государственным гуманитарным университетом. В ней приняли участие специалисты из Москвы, С. -Петербурга, Твери, Саратова, Брянска, Рязани, Йошкар-Олы. Конференция проводилась в рамках Дней славянской письменности и культуры и была приурочена к 100-летию со дня смерти выдающегося русского ученого, историка культуры, литературоведа, этнографа, археографа, публициста, слависта широкого профиля.

Конференцию открыл директор Института, член-корр. РАН, проф. В. К. Волков. В своем вступительном слове он отметил не только "юбилейную" целесообразность обращения к наследию этого маститого ученого, наследию, не потерявшему своей актуальности в решении ряда научных проблем и подходе к изучению славянской идеологии и современного панславизма. Д-р ист. наук, зав. Отделом восточного славянства Л. Е. Горизонтов (ИСл РАН) подчеркнул важность конференции, посвященной изучению научного творчества А. Н. Пыпина, в плане ведущихся в отделе историко-славистической, украинской и белорусской проблематики, польского вопроса и пр. Канд. ист. наук М. Ю. Досталь (ИСл РАН) указала, что такая полномасштабная пыпинская конференция в России проводится впервые, и призвала ее участников объективно оценивать творчество ученого, отдавая должное его научным заслугам, но без их апологизации.

Научную часть конференции открыл доклад проф. МГУ Л. П. Лаптевой "А. Н. Пыпин и его значение для развития славяноведения в России". Автор от-

стр. 113


метила, что ученый занимает выдающееся и вполне самостоятельное место в истории русской науки и общественной мысли. Он последовательно и упорно боролся с проявлениями славянофильской идеологии в науке. Автор привела интересный и новый материал об откликах на "Обзор истории славянских литератур" (1865) в России и за рубежом, отмечая, что коллеги дружно упрекали А. Н. Пыпина в отстраненности от предмета исследования и недооценке славянского национального самосознания. Замечания он частично учел при подготовке нового издания "Истории славянских литератур" (1879 - 1881). Его сочинение было переведено на разные языки, но именно через немецкий перевод оно стало культурным явлением в Центральной Европе.

В докладе д-ра ист. наук В. М. Хевролиной (ИРИ РАН) "Россия и славяне в интерпретации А. Н. Пыпина" рассматривались взгляды ученого на проблемы взаимоотношений русского общества и зарубежного славянства. Автор отметила, что Пыпин активно полемизировал со славянофилами, отвергая их учение об особости славянского мира и его мессианском предназначении. Славяне, утверждал он, развивались в русле европейской цивилизации, необходимо уважать их национальные особенности и интересы и оказывать бескорыстную помощь в их борьбе. Будущее славян ученый связывал с демократизацией внутриполитического строя России и созданием славянской демократической федерации.

А. С. Озерянский (Музей Н. Г. Чернышевского, Саратов) в докладе "К вопросу об исторических взглядах А. Н. Пыпина" осветил взаимосвязи культурно-исторической методологии, применяемой ученым, с теоретическими постулатами современной ему исторической науки. Автор подчеркнул, что системно-научное изучение явлений и событий, новые формы историзма, теория эволюции и прогресса наполняли сочинения А. Н. Пыпина историческим оптимизмом. Он воспринял и творчески усвоил некоторые идеи позитивизма, избежав в своих сочинениях многих крайностей этого учения.

Канд. ист. наук О. В. Павленко (РГГУ) в докладе "Реконструкция панславизма в трудах А. Н. Пыпина" отметила, что в своих трудах ученый пришел к выводу о разных типах панславизма. Один из них он называл "мнимым", миф о котором был создан враждебными славянам народами (немцами и венграми). С другой стороны, в "истинном" славянском панславизме существовали различия между его пониманием у западных славян (культурно-литературное, духовное единение и сотрудничество) и в России (политическое объединение под ее эгидой). Последний вариант существовал скорее в общественном мнении, чем в реальной политике, так как панславизм не был официальной внешнеполитической доктриной российского правительства.

Проф. И. Г. Воробьева (Тверской университет) в своем докладе "А. Н. Пыпин и Н. А. Попов" провела сравнительно-типологический анализ жизни и творчества выдающихся русских ученых, придерживавшихся разной общественно-политической ориентации. По мнению автора, в их научных взглядах тем не менее можно найти много общего. Они понимали русскую самобытность как часть славянской, были единомышленниками в понимании значения изучения и пропаганды русско-славянских связей.

В еще одном докладе М. Ю. Досталь "А. Н. Пыпин и И. И. Срезневский" говорилось о непростых личных отношениях ученика и учителя. Первоначально петербургский профессор всячески поддерживал и поощрял способного студента, дал положительный отзыв на его магистерскую диссертацию (1857). Но в дальнейшем их пути из-за разных общественно-политических взглядов все более расходились. И. И. Срезневский выступил против научного продвижения молодого ученого в столичном университете (1860) и Академии наук (1871). В то же время А. Н. Пыпин, осуждая консерватизм маститого слависта, уважительно относился к его трудам, а после смерти ученого по достоинству оценил его вклад в развитие славяноведения в России.

стр. 114


В докладе канд. ист. наук Д. А. Балыкина (Брянский университет) анализировались взгляды А. Н. Пыпина на историческое развитие русско-украинских культурных связей с древности до конца XIX в., отмечался его личный вклад в укрепление добрососедских отношений между двумя братскими народами. По мнению автора, Пыпин представил свой взгляд на развитие русско-украинских взглядов в виде целостной концептуальной схемы, исследуя своеобразный диалог двух близких славянских культур. При этом Пыпин обратил внимание на факты нарастания негативного отношения к русской культуре среди украинской интеллигенции в XIX в.

Д-р ист. наук И. И. Лещиловская (ИСл РАН) в докладе "Россия в сербских народных песнях XVIII в." отметила интерес А. Н. Пыпина к сербской народной культуре, проявившийся в его "Истории славянских литератур", в статьях, опубликованных в "Вестнике Европы". Автор проанализировала вопрос о месте устного народного творчества в сербской культуре, его значении как национального достояния в жизни сербского народа. Тем большее значение имело отражение в нем образа России.

В докладе канд. ист. наук А. Н. Горяинова (ИСл РАН) "П. Б. Струве об А. Н. Пыпине и о втором издании "Истории славянских литератур"" анализировались юбилейные статьи известного русского историка и общественно-политического деятеля П. Б. Струве в эмигрантской либеральной газете "Россия и славянство" (Париж, 1931, 1933), посвященные А. Н. Пыпину и его книге. Докладчик подчеркнул, что пытаясь сблизить А. Н. Пыпина со славянофилами и модернизируя его взгляды, П. Б. Струве ставил своей целью сплотить русскую эмиграцию на русской почве для борьбы против СССР.

В докладе д-ра ист. наук И. В. Чуркиной (ИСл РАН) освещался вопрос о том, как воспринимались труды А. Н. Пыпина в Словении. Автор отметила, что "История славянских литератур" была встречена словенскими учеными (Ф. Целестин, М. Мурко, И. Приятель и др.) весьма критически: отмечались фактические ошибки, частое смешение словенской литературы с хорватской, недостаток славянского чувства, анализ литературных явлений с публицистических и либерально-демократических позиций и пр. Выше ставились труды Пыпина по истории русской литературы, отражавшие движение идей в русском обществе. В них он признавался лучшим знатоком русской народности. Кроме того через труды русского ученого в Словению проникли идеи культурно-исторической школы.

В докладе Л. М. Аржаковой (СПбГУ) ""Польский вопрос" в интерпретации А. Н. Пыпина" отмечалось, что он в серии статей, опубликованных в 1880 г. в "Вестнике Европы" ("Польский вопрос в русской литературе"), делал упор именно на литературу. Его интересовало, как она и стоявшее за ней русское общество (в основном славянофилы) реагировали на польскую проблему. В докладе обращалось внимание на понимание Пыпиным сути польского вопроса, на постановку им проблемы, существовала ли в русском обществе возможность относительно свободно выражать мнение о прошлом, настоящем и будущем Польши.

Д-р ист. наук С. М. Фалькович (ИСл РАН) в своем выступлении "А. Н. Пыпин и Польша" отметила, что вопрос о связях ученого с польскими коллегами имеет большое научное и политическое значение. А. Н. Пыпин поддерживал научные контакты с польскими учеными в переписке, сообщая о научных новостях, настроениях в обществе и пр. Польские ученые отмечали принципиальное отличие объективных с их точки зрения работ Пыпина о Польше от трудов, представлявших официальную имперскую точку зрения.

В докладе д-ра ист. наук Н. М. Пашаевой (ГПИБ) "А. Н. Пыпин и Галичина" анализировались работы ученого, посвященные этому многострадальному краю. В "Обзоре славянских литератур" (1865) Пыпин представил в основном верную картину истории Галичины и национального возрождения русинов в XIX в. В "Истории славянских литератур" (1879), когда национальное движение галичан разбилось на две враждую-

стр. 115


щие группировки - "москвофилов" и украинофилов-"народовцев", Пыпин встал на сторону последних, так как симпатизировал украинскому национально-культурному движению в России и видел в "народовцах", его продолжение. Тем не менее он отстаивал древнерусское единство.

Д-р филол. наук Ю. А. Лабынцев (ИСл РАН) выступил на тему "А. Н. Пыпин и белорусский народ". Он отметил, что в начале своей научной деятельности ученый не замечал белорусов из-за своих польских симпатий. Позднее он уделил внимание белорусскому народу, внеся вклад в его изучение, следя за появлением новых материалов по белорусской истории и культуре. Однако Пыпин не мог в то время адекватно разобраться в некоторых вопросах, например не до конца понял сложность разграничения между народной белорусской литературой и польской провинциальной белорусской литературой. Но положителен сам факт признания Пыпиным самостоятельного существования белорусского языка и литературы, другими учеными отрицавшийся.

Выступавшие в прениях в заключение конференции (О. В. Павленко, Н. М. Пашаева, А. С. Озерянский, И. В. Чуркина, Л. П. Лаптева, М. Ю. Досталь) подчеркнули актуальность и необходимость дальнейшего развития историко-славистических исследований и изучения славянской идеологии в нашей стране. Подобные конференции необходимы для обмена мнениями между коллегами, утверждения новых взглядов, разрушения сложившихся стереотипов в оценке деятельности славистов и пр.

Участники конференции выразили сердечную благодарность за ее организацию и проведение ее устроителям - М. Ю. Досталь, О. В. Павленко и И. В. Чуркиной. По материалам конференции планируется издание специального сборника.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/А-Н-ПЫПИН-И-ПРОБЛЕМЫ-СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. Ю. ДОСТАЛЬ, А. Н. ПЫПИН И ПРОБЛЕМЫ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 15.04.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/А-Н-ПЫПИН-И-ПРОБЛЕМЫ-СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ (date of access: 04.12.2024).

Publication author(s) - М. Ю. ДОСТАЛЬ:

М. Ю. ДОСТАЛЬ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1034 views rating
15.04.2022 (964 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
8 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
8 hours ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
9 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
Yesterday · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
Yesterday · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
Yesterday · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
Yesterday · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВОЙ ЭЛИТЫ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э.
Yesterday · From Urhan Karimov
АРАЛ-ТОЛГОЙ: НОВЫЙ ПАМЯТНИК НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МОНГОЛИИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

А. Н. ПЫПИН И ПРОБЛЕМЫ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android