Libmonster ID: KZ-2118

После Второй мировой войны из Европы центр взрывоопасности переместился в Азию.

Для стран Африки и особенно Азии проблема региональной безопасности оставалась более животрепещущей, чем где-либо. За исключением берлинского кризиса 1947 - 1948 гг., карибского - 1963 г., в годы холодной войны именно в Азии время от времени вспыхивали региональные и локальные конфликты, в том числе грозившие перерасти в прямое противостояние двух ракетно-ядерных сверхдержав с непредсказуемыми последствиями. Это и "забытая" Корейская война, и "грязная война" во Вьетнаме, и арабо-израильские войны 1967 г. и 1973 г.

С окончанием холодной войны угроза всеобщей ракетно-ядерной войны практически устранена, остались позади и войны 90-х гг. XX в. в бывшей Югославии, но Азия по-прежнему изобилует очагами региональных войн и потенциальных вооруженных конфликтов, которые подрывают стабильность всей системы международных отношений. Идут войны в Ираке и Афганистане с участием многонациональных коалиций, по-прежнему чреват взрывом ближневосточный конфликт, неспокойно на Корейском полуострове, отношения между Индией и Пакистаном отравляет кашмирская проблема, время от времени возникает напряженность в районе Тайваньского пролива. Тем временем в регионе появились новые ракетно-ядерные державы - Индия, Пакистан, КНДР, на ядерном "пороге" стоит Иран. Накал конфликтов на порядок повысил сравнительно новый феномен - международный "исламский" терроризм, объявивший "священную войну" Западу и ряду других стран - Индии, России и т. д.

С учетом остроты проблемы урегулирования текущих и потенциальных вооруженных конфликтов в Азии, а также в Африке журнал возобновляет подрубрику "Региональная безопасность" статьей Д. В. Кулькина о Командовании войск ООН в Корее.

Обострение обстановки на Корейском полуострове летом 2009 г. вновь привлекло внимание Совета Безопасности ООН (СБ) к этому заповеднику холодной войны и застарелому потенциальному очагу вооруженного конфликта, который все больше приобретает ядерную окраску (по крайней мере, по части угроз Пхеньяна применить ядерное оружие). Причем этот очаг в Северо-Восточной Азии - единственный на планете, в котором непосредственно столкнулись в 1950 - 1953 гг. 3 нынешних члена СБ ООН - США, КНР (тогда Китай в ООН представлял гоминдановский Тайвань) и Советский Союз/Россия, а также Япония.

Корни этого очага напряженности уходят в Корейской войну 1950 - 1953 гг., одним из важных последствий которой было создание Командования войск Организации Объединенных Наций в Корее. Появление "войск ООН" - беспрецедентной в истории этой универсальной международной организации структуры - стало прямым следствием целого ряда просчетов Сталина и Мао Цзэдуна, связанных с развязыванием вооруженного конфликта на Корейском полуострове 25 июня 1950 г.* Они поддались уговорам северокорейского лидера Ким Ир Сена и эйфории победы коммунистов в Китае и провозглашения КНР в октябре 1949 г.

Крупным тактическим просчетом стало и неучастие советских представителей в работе СБ и других органов ООН в знак протеста против отказа западных держав удовлетворить "требование правительства КНР об изгнании из Совета Безопасности представителя обанкротившейся клики Чан Кайши и его замены представителем Народного Китая"**. Таким образом, в самые драматические дни начала войны в Корее СССР даже не мог использовать свое право вето.

Командование войск ООН в Корее дожило до сих пор, хотя и в сильно урезанном виде. О его дальнейшей судьбе размышляет автор статьи.


* Подробнее см., в частности: Торкунов АВ. Загадочная война: корейский конфликт 1950 - 1953 годов. М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

** История внешней политики СССР. 1945 - 1980. Под ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарева. М., Наука, 1981, с. 154.

стр. 26

Американские войска находятся на Юге Корейского полуострова со времен Корейской войны 1950 - 1953 гг.

Согласно стратегии Вашингтона, их цель - обеспечение безопасности Республики Корея (РК) перед лицом "угрозы с Севера". Однако за последние полтора десятка лет Южная Корея получила в этом вопросе некоторую самостоятельность. В частности, руководство РК добилось в 1994 г. передачи южнокорейской стороне управления национальными вооруженными силами в мирное время. В 2012 г. планируется передать Сеулу оперативный контроль над его войсками и в военное время.

Как представляется, решение этого вопроса неизбежно поставит в повестку дня проблему целесообразности сохранения Командования войск ООН в Корее1.

ДЕТИЩЕ КОНФРОНТАЦИИ И ПРОСЧЕТОВ

25 июня 1950 г., в день начала войны на Корейском полуострове, по настоянию представителя США был срочно созван СБ, принявший резолюцию N 82 под заголовком "Протест против агрессии, которой подверглась Корейская Республика". В ней СБ предложил Северной Корее немедленно прекратить боевые действия и вывести войска на 38-ю параллель. Государства-члены ООН призывались содействовать выполнению настоящей резолюции и воздержаться от содействия северокорейским властям2.

27 июня 1950 г. СБ одобрил резолюцию N 83, которая гласила:

"Установив, что Северная Корея напала на Корейскую Республику и нарушила мир, призвав к немедленному прекращению боевых действий, предложив Северной Корее отвести войска на 38-ю параллель, отметив из доклада Комиссии ООН по Корее3, что Северная Корея не отвела свои войска на 38-ю параллель и что нужны срочные меры военного характера, беря во внимание призыв Корейской Республики о принятии немедленных и эффективных мер для обеспечения мира и безопасности (СБ. - ред.), рекомендует государствам-членам ООН предоставить Корейской Республике помощь, которая необходима для восстановления международного мира и безопасности"4.

А 7 июля 1950 г. через Совет Безопасности США провели резолюцию N 84, превратившую американские войска в Корее в "вооруженные силы ООН", а американское военное командование - в "объединенное командование".

СБ также предложил США назначить главнокомандующего этими силами и уполномочил объединенное командование по своему усмотрению (подчеркнуто мною. - ДК.) пользоваться флагом ООН во время операций против вооруженных сил Северной Кореи наряду с флагами различных государств, участвующих в операциях. СБ, кроме того, предложил США представлять доклады о военных операциях, предпринятых объединенным командованием5.

Главной задачей командования было осуществление управления и координации боевыми действиями военных контингентов государств, которые были направлены в Корею в соответствии с резолюцией СБ ООН, призвавшей оказать немедленную помощь Южной Корее.

Вооруженные силы, создаваемые и применяемые в соответствии с Уставом ООН по решению СБ ООН и под его руководством, предназначены поддерживать или восстанавливать международный мир и безопасность в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 Устава ООН) в исключительных ситуациях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными (ст. 42 Устава ООН)6.

Порядок образования вооруженных сил, необходимых для осуществления принудительных действий по ст. 39 и 42, предусмотрен в ст. 43 Устава ООН. Совет Безопасности имеет право, на основании ст. 43 п. 1, потребовать от любого члена организации "необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода"7. В свою очередь "все члены организации обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности"8 такие вооруженные силы, помощь и средства обслуживания "в соответствии с особым соглашением или соглашениями"9.

Под флагом ООН в Корее действовали соединения, части и подразделения 16 стран10. Интернационализация конфликта обеспечила Вашингтону серьезные политико-дипломатические преимущества.

Англия и Турция прислали несколько дивизий, Великобритания снарядила 1 авианосец, 2 крейсера, 8 эсминцев, морскую пехоту и вспомогательные части, Канада направила одну пехотную бригаду, Австралия, Франция, Греция, Бельгия и Эфиопия по одному пехотному батальону11. Дополнительно из Дании, Индии, Норвегии, Италии и Швеции прибыли полевые госпитали и их персонал. Тем не менее, около двух третей войск ООН были американскими.

Все резолюции СБ принимались в отсутствие представителя СССР. В этом был серьезный просчет советской дипломатии, поскольку в результате такой позиции у США оказались развязаны руки для оказания давления на представителей других стран-участниц ООН.

На протяжении всей кампании южнокорейская сторона опиралась на огромную помощь США и "войск ООН", а Северная Корея - на помощь китайских "добровольцев" и советских летчиков и советников. Однако ни Север, ни Юг не получили явных преимуществ на поле боя.

После стремительного развития боевых действий в первый год войны обе стороны молчаливо признали, что создалась патовая ситуация, и согласились на переговоры о перемирии. Бои продолжались лишь вдоль 38-й

стр. 27

параллели. Основные участники почти трехлетнего побоища оказались почти на тех же исходных рубежах, с которых начался военный конфликт.

Война началась на 38-й параллели, и там же закончилась. Корейская война была первым и самым большим вооруженным конфликтом после окончания Второй мировой войны.

Ее участники понесли колоссальные потери (4 млн. корейцев и 1 млн. китайцев - убитых, раненых и пленных, огромное количество боевой техники и вооружения, $20 млрд. напрасно потраченных средств)12. Корейская война дорого обошлась и "войскам ООН". Они потеряли 118155 человек убитыми и 264591 - ранеными, 92987 военнослужащих попали в плен, многие из которых там и умерли13.

Несмотря на громадные людские потери и материальные разрушения, ни одна из воюющих сторон не извлекла из конфликта каких-либо весомых стратегических выгод и преимуществ. Командование ООН продолжило свое существование и после Корейской войны вплоть до сегодняшнего дня.

УВЯДАНИЕ КОМАНДОВАНИЯ ООН

Генеральная Ассамблея (ГА), все еще рассчитывая на прекращение военной кампании и установление мира в Корее дипломатическими средствами, приняла резолюцию N 376(5) от 7 октября 1950 г., в которой рекомендовала:

- предпринять соответствующие шаги для обеспечения устойчивого положения во всей Корее;

- под руководством ООН предпринять все действия конституционного порядка, в т.ч. выборы для установления единого, независимого и демократического правительства в суверенной Корее;

- пригласить все группы и представительские органы Севера и Юга к сотрудничеству с органами ООН для обеспечения мира, проведения выборов и установления единого Правительства;

- вооруженным силам ООН покинуть все части Кореи, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения целей, указанных выше;

В этой связи СБ постановил учредить Комиссию в составе Австралии, Нидерландов, Пакистана, Таиланда, Турции, Филиппин и Чили под названием Комиссия ООН по объединению и восстановлению Кореи (КООНВОК)14, которая должна была: взять на себя функции предыдущей Комиссии ООН по Корее; представлять ООН в деле установления единого, демократического Правительства в Корее; взять на себя все обязанности по оказанию помощи и восстановлению Кореи после того, как они будут определены по получении рекомендаций Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС).

При этом государства-члены КООНВОК должны были образовать Временный комитет, который будет созван в ООН для консультаций с объединенным командованием ООН в целях обсуждения всех вышеуказанных вопросов15.

24 декабря 1950 г. в ходе 324-го пленарного заседания Генассамблея приняла очередную резолюцию N 384 (5), в которой Генеральному секретарю поручалось создать "группу из трех лиц для установления основ, на которых может быть достигнуто соглашение о прекращении огня в Корее"16. Ими стали: Л. Б. Пирсон (Канада), Б. Рац (Индия) и Н. Энтезам (Иран).

Но Соглашение о перемирии в Корее было подписано лишь 27 июля 1953 г. Одной из сторон, подписавших его, стало Командование ООН.

После окончания Корейской войны Командование ООН несло ответственность за оборону РК, а американский главнокомандующий войсками ООН осуществлял оперативный контроль над южнокорейскими вооруженными силами17. Таким образом было обеспечено присутствие американских войск в Южной Корее, которое сохраняется до сих пор.

В 1955 - 1957 гг. из Южной Кореи были выведены все иностранные воинские контингенты, находившихся под флагом ООН (кроме американского). В 1975 г. XXX сессия ГА ООН одобрила резолюцию N 3390, в которой выражалась надежда, что Командование ООН в Корее будет распущено к 1 января 1976 г. и будут выведены все иностранные войска, находящиеся под флагом ООН на юге Кореи. Но она была проигнорирована американцами.

В 1994 г. на очередную жалобу Пхеньяна относительно неправомерности сохранения командования генеральный секретарь ООН ответил, что согласно резолюции СБ N 84 это командование создавалось не под его эгидой, а под контролем США, и соответственно этот вопрос находится в компетенции США.

С созданием в 1978 г. Объединенного американо-южнокорейского командования (ОАЮК)18 даже формально Командование лишилось большинства своих прежних полномочий. Сегодня оно фактически выполняет сугубо представительские функции.

Какова же его судьба сейчас?

В ноябре 2007 г. в ходе визита в Сеул для участия в 39-х американо-южнокорейских консультациях по безопасности министр обороны США Р. Гейтс заявил, что с 2012 г. Южная Корея возьмет на себя "гораздо большую ответственность в плане поддержания режима перемирия в Корее". По его словам, именно в тот период ей будут "полностью переданы функции оперативного контроля над национальными вооруженными силами в военное время". Р. Гейтс также подчеркнул, что Вашингтон и Сеул "работают над планом передачи значительной части полномочий Командования ООН южнокорейским военным в течение ближайших четырех лет"19.

По данному вопросу, как отметил глава американского военного ведомства на пресс-конференции по итогам встречи с министром национальной обороны РК Ким Чжан Су, обе стороны вырабатывают "дорожную карту"20.

В соответствии с "дорожной картой", они договорились "полностью завершить согласование обязательств по поддержанию режима перемирия еще до того, как

стр. 28

в 2012 г. состоится передача РК функций оперативного командования в военное время".

Вашингтон и Сеул также договорились, что южнокорейские военные возьмут на себя ряд административных функций, таких, как выдача разрешений гражданским лицам на проход в демилитаризованную зону (ДМЗ) и проведение расследования произошедших в этом районе инцидентов21.

Тем не менее, в тексте совместного заявления военных ведомств РК и США отмечалось, что "Командование ООН будет продолжать свою работу по контролю над соблюдением сторонами (соглашения) прекращения огня, включая предоставление регулярных отчетов в Совет Безопасности по ситуации на полуострове в своем обычном режиме"22.

Таким образом, во-первых, было подтверждено, что Командование ООН в Корее продолжает существовать, во вторых - оно подотчетно СБ и до сих пор регулярно направляет ему свои доклады. Похоже, эта ситуация сохранится и в обозримой перспективе.

В мае 2009 г. Командование войск ООН выступило против намерения КНДР выйти из Соглашения о перемирии и заявило, что намерено и впредь добиваться твердого соблюдения его условий.

Командование ООН в Корее в его нынешнем виде остается органом, состоящим из представителей 16 стран-членов, на который возложены функции мониторинга за поддержанием Соглашения о перемирии.

В настоящее время пост "главнокомандующего войск ООН" по должности занимает американский генерал, который одновременно является командующим ВС США в РК и Объединенным американо-южнокорейским командованием, а также командующим 8-й американской армии, дислоцированной в РК23. Формально Командованию ООН подчинены: 8-я армия США, Вооруженные силы и ВВС США в Корее, Совместная группа американских военных советников и группа офицеров связи Командования ООН24.

Вместе с тем, утратив после 1978 г. все военно-оперативные функции, в настоящий момент оно отвечает лишь за контролирование двух транспортных коридоров, проходящих через ДМЗ в 50 км к северу от Сеула25.

С тех пор, как Сеул и Вашингтон в октябре 2006 г. приняли решение об изменении структуры Объединенного американо-южнокорейского командования, обсуждается вопрос о пересмотре роли и функций Командования ООН. Согласно договоренностям, достигнутым в ходе 38-х консультаций РК-США по вопросам безопасности в октябре 2006 г., к 15 марта 2012 г. оно должно быть расформировано. Вместо него предполагается создать Центр военного взаимодействия по сотрудничеству в мирное и военное время, возглавляемый представителями РК и США в звании генерал-майора. Таким образом, решение о замене ОАЮК на новый Центр взаимодействия еще предстоит осуществить26.

Пхеньян еще в 1994 г. полностью ликвидировал северокорейскую часть контрольных органов, предусмотренных Соглашением по перемирию в Корее 1953 г., включая Военную комиссию по перемирию и Комиссию нейтральных государств по наблюдению за перемирием в Корее, заменив их специальным представительством Корейской Народной Армии.

В дальнейшем северокорейцы заявили о снятии с себя обязательств по Соглашению о перемирии 1953 г., связанных с обеспечением статуса ДМЗ и военно-демаркационной линии27.

КНДР придерживается линии на то, что старая система обеспечения безопасности в регионе себя изжила, а новая должна базироваться на прямом мирном договоре с США.

Вашингтон продолжает рассматривать Корейский полуостров в качестве одной из потенциально опасных зон, чреватых угрозой возникновения вооруженного конфликта28 и неизменно выступает за сохранение и укрепление своего военного присутствия на нем.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА В РК

Руководство Республики Корея намерено до 2020 г. провести военную реформу, в ходе которой будет внедряться новая система подготовки государства к войне в условиях передислокации американского военного контингента на Юге Кореи и возможного пересмотра Вашингтоном вариантов действий в случае вооруженного конфликта с КНДР.

В соответствии с провозглашенной в 1993 г. "Азиатской доктриной XXI века", администрация Б. Клинтона сняла вопрос о сокращении американских войск в Азиатско-Тихоокеанском регионе и, в частности, в Корее. Более того, в 1995 г. США заявили о планах усиления своего военного присутствия на юге Корейского полуострова, направлении туда до 2003 г. дополнительно 2750 военнослужащих и доведении численности группировки своих войск до 40 тыс. человек, что и было реализовано на практике29.

В 2009 г. в РК началось реформирование Комитета начальников штабов (КНШ) в целях придания ему функций по самостоятельному управлению национальными вооруженными силами в военное время, как это и было предусмотрено американо-южнокорейскими договоренностями на этот счет. Предполагается создание 4-х главных управлений - стратегического планирования, оперативного, разведывательного, кадров и тыла, а также 7 управлений - связи и систем телекоммуникаций, гражданских дел и психологических операций, координации совместных операций видов вооруженных сил, огневого взаимодействия видов и родов войск, инженерного обеспечения, инспекционное и юстиции. При этом штатная численность офицерских должностей будет увеличена с нынешних 619 до 860 человек.

Вооруженные силы РК насчитывают 683 тыс. человек30. Начиная с 2008 г. их состав сокращается на 40 тыс. военнослужащих, а обязательная воинская повинность заменяется контрактной системой. Это позволит в перспективе уменьшить ВС еще на 150 тыс. человек. Соотношение призывников и контрактников должно измениться с нынешних 25:70 до 40:60. К тому же администрация РК делает основной упор

стр. 29

на необходимость дальнейшего присутствия на Юге войск США. В состав Корейской народной армии входит 1 054 тыс. человек31.

НАРАЩИВАНИЕ БОЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА США

Вашингтон, в свою очередь, регулярно и на самом высоком уровне подтверждает свои обязательства по обеспечению безопасности Южной Кореи и Японии, активно прорабатывает варианты создания с участием этих стран противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД), интенсивно наращивает боевой потенциал американских войск, развернутых в РК, совершенствует их группировку в Японии. В оперативное подчинение Объединенному американо-южнокорейскому командованию передан 7-й флот США.

На Юг Корейского полуострова переброшены американские зенитно-ракетные комплексы "Патриот", сюда дополнительно поставлена тяжелая боевая техника и вооружение из расчета на еще одну бригаду сухопутных войск США (всего в РК созданы запасы вооружения боевой техники на три бригады). Несмотря на отмену крупнейших совместных маневров вооруженных сил США и РК "Тим Спирит" в 90-е гг., активность проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки войск на юге Корейского полуострова не снижается (учения "Фоул Игл" и др.)32.

Военная деятельность США на Юге Корейского полуострова тесно скоординирована и мотивируется необходимостью противодействия "северокорейской угрозе", которая сегодня приобрела "опасный ядерный аспект".

Основы этих отношений определены в Договоре о взаимной обороне от 1 октября 1953 г. (вступил в силу 17 ноября 1954 г.), Соглашении о военной помощи от 26 января 1950 г., Соглашении об объектах, земельных участках и статусе вооруженных сил США в Корее от 7 июля 1966 г. (вступило в силу 9 февраля 1967 г.), а также Соглашении об обеспечении развертывания американских войск на чрезвычайный период от 21 ноября 1991 г., в соответствии с которыми США получили право размещать на территории РК свои вооруженные силы, а также осуществлять разработку планов боевого применения и руководство объединенной американо-южнокорейской группировкой войск33.

Однако по мере роста экономического потенциала Южной Кореи, развития ее военной промышленности, укрепления национальных вооруженных сил Вашингтон при решении вопросов содержания, характера и форм сотрудничества в области обороны все больше и больше начинает сталкиваться со стремлением южнокорейцев получить еще большую по сравнению с сегодняшним днем самостоятельность. Как представляется, решение этих вопросов неизбежно столкнется с проблемой правомерности пребывания в Корее Командования ООН и его дальнейших функций.

Кроме того, в 2005 - 2007 гг. РК стала активно прорабатывать вопросы вступления в различные международные структуры, присоединения к Договору о нераспространении ракетных технологий (РКРТ), установления деловых отношений с иностранными партнерами, готовыми передать южнокорейцам высокие технологии двойного назначения. При этом южнокорейцы пытаются использовать период действия американского военного прикрытия для превращения в возможно короткие сроки своей страны в самостоятельную военную силу по крайней мере регионального уровня, а также создать собственную военную промышленность и выйти на международные рынки торговли новейшим оружием и высокотехнологичной продукцией34.

ЧТО ЖДЕТ МИССИЮ КОМАНДОВАНИЯ ООН?

Представляется, что решения вопроса о выводе американских войск и роспуске командования вряд ли можно добиться путем наращивания давления на Вашингтон и Сеул. Поиск взаимоприемлемых развязок возможен в контексте мер по ослаблению военно-политической конфронтации и укреплению стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии (СВА)35.

Вопрос о роспуске Командования ООН сегодня целесообразно рассматривать в контексте реформирования Соглашения о перемирии, только с согласия всех участников этого соглашения и при условии его замены действенным механизмом поддержания мира и безопасности в Корее. В последнее время в ООН все чаще обсуждается тема создания механизма мира и безопасности в СВА с последующим его превращением в полноценную международную организацию регионального масштаба, причем в ходе дискуссий на данную тему всегда затрагивается вопрос и о будущем Командования войск ООН.

В рамках шестистороннего переговорного процесса по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова в настоящее время еще не оформился консенсус в отношении путей формирования механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии (СВА). Общее понимание на данный момент сводится к констатации того, что любые механизмы по обеспечению региональной безопасности должны строиться вокруг урегулирования проблематики Корейского полуострова.

Все другие гипотетические темы для работы такого механизма не встречают понимание у соответствующих сторон. Например, против обсуждения тайваньской проблемы в многостороннем формате категорически выступают китайцы. Япония возражает против попыток Пхеньяна выдвинуть на первый план проблему усиления японских "сил самообороны" и альянса Токио с Вашингтоном. Никто не заинтересован в вынесении двусторонних территориальных споров на третейский суд региональной структуры, тем более, что верховным арбитром в таком случае стали бы США, которые не имеют существенных территориальных проблем с другими державами этой части мира, но приложили руку к кампании в поддержку территориальных притязаний Японии к России.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми под председательством России в феврале 2007 г. в ходе 3-й сессии 5-го раунда шестисторонних переговоров о ядерной проблеме Корейского полуострова, в которых участвуют два корейских государства, Россия, Япония, Китай и США, была создана Рабочая группа по механизму мира и безопасности в СВА (РГ).

стр. 30

Понимая, что создание такого механизма - это долгосрочный и непростой процесс, ее участники договорились совместно работать над основными принципами этого механизма, продвигаться от простых к более сложным вопросам, достигать консенсуса путем консультаций. Предполагается, что этот механизм мог бы создать рамки для укрепления мира и безопасности путем совместного устранения озабоченностей в области региональной безопасности, а в конечном счете - построить надежную многостороннюю структуру безопасности в СВА.

В 2007 г. прошли 2 заседания РГ (март, Пекин; август, Москва) и 1 "полуофициальная" встреча с участием ученых (ноябрь, Москва).

По итогам первого заседания РГ (16 марта 2007 г.) зафиксировано положение о том, что "с учетом важного значения для всего региона СВА режима постоянного мира на Корейском полуострове потенциальные участники возможных переговоров заявили о готовности представлять информацию в РГ о ходе этого процесса".

Пока же китайцы заявляют лишь о готовности к продолжению разговора на эту тему (ни к чему их не обязывающему). В декларации, принятой по итогам 2-го межкорейского саммита в октябре 2007 г. вновь зазвучала идея о том, что вопрос о замене перемирия в Корее на прочный мир следует решать в четырех- и даже, возможно, трехстороннем формате - с участием "стран, непосредственно вовлеченных в войну 1950 - 1953 гг."36, т.е. без РФ и Японии. Наиболее жесткую позицию занимает Япония (впрочем, как и КНДР), полагая, что в условиях отсутствия элементарного доверия между участниками обсуждение этой проблематики было бы преждевременным. Токио также исходит из опасений, что сама работа по формированию упомянутого механизма может означать признание де-факто ядерного статуса Северной Кореи.

В настоящий момент продолжается работа над Руководящими принципами мира и безопасности в СВА, которые российская сторона распространила для рассмотрения другими партнерами.

Что же касается будущего регионального механизма, то он, видимо, не должен быть излишне жестко регламентирован, а его становление следует осуществлять без спешки, поэтапно. Эта структура могла бы стать площадкой для диалога с целью обеспечения большей транспарентности, прежде всего в военной деятельности, и укрепления взаимного доверия между партнерами. В рамках данного механизма можно было бы совместно с другими партнерами работать над подготовкой мер противодействия таким общим угрозам, как терроризм, наркотрафик, пиратство и т.д.

Как представляется, практическая реализация этих идей могла бы способствовать и замене Командования войск ООН на новую структуру, которая, в отличие от последнего, не будет выступать рудиментом холодной войны, а послужит реальному установлению прочного мира в Корее.

Очевидно, что это - дело не близкого будущего: нынешнее обострение напряженности, связанное с ядерными и ракетными испытаниями Пхеньяна и его воинственными заявлениями, оставляет мало надежд на продвижение в урегулировании корейской проблемы.

Но такая ситуация еще раз подтверждает настоятельную необходимость поиска путей смягчения напряженности и укрепления мира на Корейском полуострове.


1 Past or Future // Korea Focus, 2006, N 4, p. 47.

2 Официальные отчеты СБ ООН 1950 - 1953 // Отчеты СБ ООН (Сборник информцентра ООН), с. 1 - 5.

3 Документ S/1507 приложения к официальным отчетам СБ ООН// Официальные отчеты СБ ООН 1950 - 1953// Отчеты СБ ООН (Сборник информцентра ООН), с. 17.

4 Официальные отчеты СБ ООН 1950 - 1953.., с. 6 - 10.

5 Официальные отчеты СБ ООН 1950 - 1953.., с. 7 - 12.

6 Устав ООН. М., 1998, с. 39 - 43.

7 Там же, с. 47.

8 Там же, с. 48.

9 Там же, с. 49.

10 Россия в локальных войнах и конфликтах второй половины XX века. М, Воениздат, 2000, с. 68.

11 Торкунов АВ.Уфимцев Е. Л. Корейская проблема // Новый взгляд. М., АНКИЛ, 1995, с. 37.

12 Соглашение о военном перемирии в Корее между командующим объединенных войск ООН, командующим Корейской Народной армией и командующим армией Китайских народных добровольцев (вступило в силу 27 июля 1953 г.). Ким Ю Нам. Два корейских государства и соседние страны. Сеул, Хак Ён Са, 1999, с. 379 - 395 (на кор. яз.).

13 Миротворческие акции ООН // Сборник документов информцентра ООН. М, 1996, с. 103.

14 Аббревиатура автора.

15 Официальные отчеты СБ ООН 1950 - 1953.., с. 19.

16 Там же, с. 23.

17 Дополнительное соглашение к базовому Соглашению о перемирии. Ким Ю Нам. Указ. соч., с. 396.

18 Аббревиатура автора.

19 The Department of State Bulletin, N 11. Washington DC, 2007, p. 45 - 48.

20 Korea Times, 8.11.2007.

21 Ibidem.

22 Ibid.

23 По состоянию на март 2008 г. на 38-й параллели продолжает оставаться группа офицеров связи и инженеров в количестве 102 человек, состоящая из представителей стран, участвовавших в Корейской войне 1950 - 1953 гг. под флагом ООН. Тем не менее, де-факто военно-оперативные функции выполняет командование США.

24 Чон Гю Соб. Политика в отношении Южной Кореи: Двойная стратегия по изоляции РК: вызовы и влияние эпохи после окончания холодной войны. Сеул, 1995, с. 55, 119, 149 (на кор. яз.).

25 Korea Times...

26 The Department of State Bulletin.., p. 50 - 54.

27 US Senate Republican Policy Committee Policy Paper 2006 - 2007 -http://documents/materials/statements/Korea

28 Statements of the President of the UN Security Counsil 1994 - 2003 - http://materials/documents/statements/UN Security Counsil/Korea

29 National Security Strategy of the United States, Washington DC, 2006.

30 http://www.nationmaster.com/country/ks-korea-south/mil-military

31 http://www.nationmaster.com/country/kn-korea-north/mil-military

32 East Asia and the Pacific, A National Security Strategy for a New Century. The White House, May 1997, AP Defense Forum, Spring 1997.

33 Asian Security. Seoul, 2006, N 3, p. 166.

34 Documents on International Affairs. 2007, N 9, New York, p. 82.

35 1995 Review and Extension Conference of the Parties to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, 17 April-12 May 1995, New York.

36 Текст Совместной межкорейской декларации от 3 октября 2007 г. (Сборник МИД России).


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/АНАХРОНИЗМ-ЗАБЫТОЙ-ВОЙНЫ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. В. КУЛЬКИН, АНАХРОНИЗМ "ЗАБЫТОЙ" ВОЙНЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 01.07.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/АНАХРОНИЗМ-ЗАБЫТОЙ-ВОЙНЫ (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. В. КУЛЬКИН:

Д. В. КУЛЬКИН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
244 views rating
01.07.2023 (247 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

АНАХРОНИЗМ "ЗАБЫТОЙ" ВОЙНЫ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android