М. Мысль. 1986. 255 с.
До сих пор не было специальной монографии, посвященной комплексному критическому анализу буржуазной историографии возникновения и сущности басмачества, причин его краха; освещались лишь некоторые аспекты проблемы1 . Рецензируемое издание, авторами которого являются доктор исторических наук А. И. Зевелев, чл. -корр. АН СССР Ю. А. Поляков и кандидат исторических наук Л. В. Шишкина, подводит итоги работы, проделанной советскими исследователями в области разоблачения буржуазных фальсификаций истории басмачества, и предпринимает дальнейшие шаги в изучении темы. Критически рассмотреть возникшие на разных этапах существования советологии буржуазные концепции истории борьбы с басмачеством, показать их научную несостоятельность, раскрыть антисоветский, контрреволюционный характер фальсификаторской литературы о басмачах - таковы цели, которые поставили перед собой авторы.
От ранее изданных по теме работ книга отличается двумя особенностями. Во-первых, в ней прослежена научная концепция возникновения, сущности и краха басмачества, разработанная советскими исследователями. Эта концепция опирается на марксистско- ленинскую теоретико-методологическую базу истории советского общества, в том числе на основополагающие идеи о гражданской войне в СССР, о путях перехода народов Средней Азии от феодализма к социализму, минуя капитализм, о классовой борьбе в эпоху диктатуры пролетариата, о методах осуществления национальной и аграрной политики в своеобразных местных условиях. В результате коллективных усилий большой группы историков, показывают авторы, в научный оборот введен огромный фактический материал, позволяющий исследовать практически все главные аспекты истории борьбы с басмачеством, формирования в ходе этой борьбы нерушимого союза советских народов, пролетарского интернационализма. Авторы воскрешают память о многих командирах и политработниках, героях гражданской войны, незаслуженно забытых или вовсе не упоминавшихся в литературе. Завершается этот раздел выводом о том, что в 60 - 80-е годы научный уровень исследований по проблеме заметно повысился, однако и до сих пор существует известная неравномерность в освещении различных ее аспектов. Например, военная и политическая история борьбы с басмачеством изучена более полно, чем социально- экономические условия его возникновения и разгрома (с. 27). Во-вторых, в книге предпринята попытка рассмотреть объективные характеристики истории басмачества, содержащиеся в трудах зарубежных историков-марксистов, а также в работах либеральных буржуазных историков и публицистов (с. 30 - 43).
Анализируя зарубежную литературу, авторы показывают, что история басмачества стала сегодня одной из острых проблем, разрабатываемых в советологических центрах США, Великобритании, Франции, ФРГ, других западных стран, а также в "исламских центрах" Саудовской Аравии, Египта, Пакистана, Ирана. Наряду с трудами старшего поколения советологов (А. Бенигсена, С. Зеньковского, А. Парка, Р. Пайпса) в 80-е годы опубликованы работы представителей послевоенного поколения (М. Олкот, М. Шахрани и др.). Интерес буржуазных историков к этой проблеме возрос прежде всего потому, подчеркивают авторы, что в разных регионах земного шара имели и имеют место явления, аналогичные басмачеству.
В монографии прослеживается процесс зарождения и становления многочисленных зарубежных центров, ведущих разработку истории басмачества и пытающихся на его примере обосновать правомерность борьбы душманов в Афганистане против народного строя, освещается
1 См.: Иноятов Х. Ш. Против фальсификации истории победы Советской власти в Средней Азии и Казахстане. Ташкент. 1976; Хидоятов Г. А. Строительство социализма в Средней Азии и современный антикоммунизм. Ташкент. 1978; Абуталипов А. Правды истории не опровергнуть: против фальсификации басмаческого движения буржуазными идеологами. - Коммунист Узбекистана, 1981, N 10; Гражданская война и иностранная военная интервенция в Средней Азии. Ашхабад. 1986; и др.
стр. 127
деятельность этих центров, стремящихся использовать лозунги ислама в контрреволюционных и антисоветских целях. В монографии проанализирована их печатная продукция, основные фальсификаторские версии с 20-х годов до наших дней, убедительно показана их несостоятельность, выявлен набор приемов, методов и средств, которыми пользуются буржуазные авторы для искажения истории борьбы народов Средней Азии, защищавших Республику Советов от объединенных сил империалистических интервентов, басмачей и белогвардейцев.
Критика взглядов буржуазных историков ведется в монографии на основе анализа конкретных исторических событий. Так, разоблачая пресловутую концепцию "общенационального", "общенародного" характера басмачества, авторы показывают его классовую суть, классовую направленность. Они приводят данные, из которых следует, что социальной базой басмачества были бывшие феодалы, родовая знать, владельцы крупных земельных угодий, нарождавшаяся местная национальная буржуазия, а также уголовные преступники и всякого рода авантюристы. Басмачество, резюмируют авторы, явилось выражением классовой борьбы байства, местной буржуазии и мусульманского духовенства против диктатуры пролетариата; идейными руководителями басмачей были буржуазные националисты. Утверждение Парка, Т. Раковской-Хармстоун, Бенигсена и др. буржуазных авторов о том, что басмачество пользовалось поддержкой большинства трудящихся коренного населения Туркестана, опровергается фактами, позволяющими сделать вывод: участие части дехкан в бандах не придало и не могло придать басмачеству народности, большинство трудящихся коренных национальностей на всем протяжении гражданской войны не только не шли за басмачами, но и, наоборот, активно боролись с ними (с. 114 - 131). Именно в этом, подчеркнуто в книге, была главная причина поражения басмачества, одно из основных условий победы Страны Советов над объединенными силами интервентов и внутренней контрреволюции в Средней Азии.
Западная реакционная историография утверждает, что басмачество было якобы "национальным", "народным" движением против Советской власти, а борьба в Туркестане в годы гражданской войны имела не классовый, а сугубо национальный характер некой "исламской демократии". Опровергая этот тезис, авторы отмечают, что тем самым буржуазные идеологи отрицают такие исторические реалии, как факт интернационального сплочения трудящихся, игнорируют значение политических и социально-экономических преобразований Советской власти, извращают вопрос о союзе народов Средней Азии в борьбе с общим классовым врагом. В основе этой концепции, подчеркивается в книге, лежат идеи, которые были заложены в 20-х годах идеологами и вождями басмачества М. Чокаевым и А. Валидовым (Тоганом); нежелание современных буржуазных авторов дать "правдивую оценку происхождения, классовой сущности басмачества доказывает несостоятельность их методологических концепций истории Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войны, строительства социализма в СССР" (с. 144).
Внутренняя контрреволюция, развязав гражданскую войну, не располагала силами, способными вести длительную вооруженную борьбу против Республики Советов. На помощь ей пришли иностранные империалисты2 . В монографии аргументированно показана антинаучность попыток советологов (Э. Арнольда, С. Уимбуша, Олкот) скрыть или обелить руководящую и направляющую роль империализма Великобритании и США в организации и деятельности басмачества в Средней Азии в 1918 - 1933 годах. Обоснованно утверждается в книге, что главным фактором, обусловившим живучесть басмачества, являлся фактор внешний. Поддержка международного империализма, оказанная в самых широких масштабах, обеспечила первоначальный подъем басмачества, его последующее расширение, гальванизировала и инспирировала его вспышки, имевшие место после поражения басмачества. Недобитые банды после каждого поражения бежали за границу. Там вооружались, переформировывались, пополнялись, оттуда вновь вторгались в советские пределы. Без иноземной помощи басмаческое движение, как и нынешние вылазки душманов в Афганистане, не смогло бы принять такие размеры и продолжаться длительное время. У бас-
2 См. Антисоветская интервенция и ее крах. 1917 - 1922. М. 1987.
стр. 128
мачества в Средней Азии 20-х - начала 30-х годов и душманов в Афганистане конца 70- х - 80-х годов одни и те же корни, задачи и цели, хозяева и покровители, тактика действий и их развитие, справедливо подчеркивают авторы (с. 5 - 8, 107 - 111). Убедительно звучит их вывод: обязательным условием возникновения и развития басмачества и других форм политического бандитизма является всесторонняя и широкомасштабная помощь мирового империализма.
Авторами проделана большая работа по выявлению источниковой базы публикаций советологов. Ее составляют писания представителей националистических эмигрантских кругов, идеологов и вождей басмачества, белогвардейцев, нашедших приют в США, ФРГ, Англии, Турции и др. странах, мемуары буржуазных политиков, организаторов интервенции, иностранных агентов в Средней Азии. Советологи используют также, тенденциозно ее подбирая, часть советской историографии 20-х и начала 30-х годов, когда в научный оборот было введено еще мало источников, вследствие чего исторические события получили однобокое, неправильное освещение. Новейшую же советскую литературу, серьезные исследования историков, созданные на широкой источниковой базе, буржуазные авторы часто игнорируют или выхватывают из них для подтверждения своих надуманных положений и выводов не связанные с общим контекстом цитаты (с. 190 - 194), не останавливаются даже перед их прямым искажением.
Концепции реакционной буржуазной историографии разоблачают и те материалы, которые даны в виде приложений к книге (с. 200 - 230): произведения В. И. Ленина, декреты и постановления Советского государства, касающиеся национальной политики, а также материалы М. В. Фрунзе, воспоминания участников борьбы с басмачеством У. Абдурахманова, Х. Умарова, У. Камаева, Ф. Юсупова.
Проблемно-хронологический подход к освещению темы позволил авторам успешно осуществить их основной замысел - дать научную критику главных направлений буржуазной интерпретации возникновения, сущности и краха басмачества. Однако работа не лишена некоторых недостатков. Басмачество и его ликвидация не изолированные явления, а составная часть гражданской войны в регионе и стране, что, естественно, нашло отражение в советской научной литературе. Если в целом гражданская война как период в истории советского общества закончилась к концу 1920 г., то на отдельных окраинах страны, в том числе в Средней Азии, ожесточенная классовая борьба продолжалась еще длительное время. Это было обусловлено рядом факторов как внутреннего, так и международного порядка. Последние группировки басмачей были ликвидированы в 1933 году3 . Авторам следовало уделить этому вопросу больше внимания, ибо советологи искусственно отрывают басмачество от хода всей гражданской войны, изображают его как самостоятельное "национально- освободительное" движение. Отсутствует в монографии и критика буржуазных фальсификаторов нэпа, ничего не сказано и об имеющейся в нашей литературе критике буржуазных искажений новой экономической политики4 , а между тем именно эта политика сыграла большую роль в отколе от басмаческого движения той части трудящегося населения, которая на отдельных этапах его поддерживала.
Особо следует сказать о транскрипции фамилий и названий населенных пунктов. В исторической и географической литературе существует известное их разночтение, связанное с тем, что написание их менялось. Путаница увеличивается в связи с необходимостью использовать некоторые собственные имена из иностранных изданий. Авторы не обратили на это должного внимания, поэтому названия ряда населенных пунктов и некоторые фамилии могут быть оспорены. В исследовании не использована в достаточной мере литература о басмачестве, вышедшая за последние годы на французском языке. Не всегда четко определены хронологические рамки этапов развития буржуазной историографии басмачества. Встречаются некоторые повторы в главах (с. 75, 79, 93 - 95, 106, 143 и др.). Не все вопросы, поставленные авторами, освещены с одинаковой полнотой.
Книга А. И. Зевелева, Ю. А. Полякова
3 См. Поляков Ю. А., Чугунов А. И. Конец басмачества. М. 1976, с. 163 - 464.
4 См. Поляков Ю. А., Дмитренко В. П., Щербань Н. В. Новая экономическая политика. Разработка и осуществление. М. 1982, с. 196 - 235.
стр. 129
и Л. В. Шишкиной является, по существу, первым комплексным обобщающим трудом, посвященным критике фальсификаций истории басмачества, и это определяет ее место в советской критической литературе о буржуазной историографии.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |