Libmonster ID: KZ-2238

Вряд ли при исследовании какого-либо аспекта жизни современного Востока возможно игнорирование исламской составляющей. И вряд ли найдется более яркое визуальное свидетельство присутствия мусульманской общины, чем здания мечетей, появление которых зачастую вызывает ожесточенные споры.

Климатические и социальные особенности основных регионов "мира ислама" привели к формированию трех классических типов культового здания - арабской дворовой мечети, иранской айванной и турецкой зальной. И по сей день мусульманское зодчество нацелено на воспроизведение этих типов, порождая многочисленные стилизации под исторические памятники. Однако возникшая в XX в. "интернациональная архитектура", затронув и культовые постройки, породила мечети "неклассические".

Именно таким проектам посвящена книга доктора искусствоведения Ш. М. Шукурова "Архитектура современной мечети. Истоки" (М., Прогресс-Традиция, 2014, 232 с.)*, продолжающая издательскую серию о храмовой архитектуре. Автора интересует не традиционная мечеть, т.е. следование готовым "рецептам", а принципиально новые для мусульманской культуры концепции понимания архитектурного пространства, прежде всего западные, используемые для формирования "неклассической" мечети, иначе говоря - о включении архитектуры стран ислама в современный художественный процесс.

Говоря об интернациональности культовой архитектуры, исследователь отталкивается от важного, но не всегда признаваемого "традиционалистами" и далеко не часто подтверждаемого практикой тезиса: "мечети, отстроенные в стиле современной архитектуры, вовсе не обязательно должны походить на мечети исторического прошлого"1. Основанием для этого утверждения является уверенность в том, что привычные формы мечети легко могут быть трансформированы без ущерба для ритуальной практики, поскольку, в отличие от храмов многих религий, мусульманские здания практически не зависят от устоявшихся архитектурных образов. Именно поэтому в центре внимания оказываются не столько сами здания, сколько идеи современных архитекторов, на первый взгляд противоречащие принятым правилам, - однако, как выясняется, таких кем-либо установленных правил и не существует: мечетью может служить любое пространство, отвечающее весьма сдержанным литургическим требованиям (например, ориентации и ритуальной чистоты).

Многие современные архитекторы предлагают заказчику сооружения, не всегда похожие на привычные мечети, но, тем не менее, способные и служить местами молитвы, и превратиться в достопримечательности. Еще в середине XX в. во многих городах Европы и Америки появившимся там общинам этнических мусульман часто передавались пустующие здания складов, автобусных терминалов, пожарных депо, приспосабливаемые для совершения намаза. Однако архитекторы уже не ограничиваются приспособлением пространства, - они пытаются найти именно "архитектурное тело" для коллективной молитвы, создать новые образы, выражающие представления ислама, - в т.ч. и такие, которые до сих пор не получали материального воплощения. Например, вдохновляясь кораническим аятом, помещающим Трон Всевышнего над водами (Коран 11:7), французский архитектор Мишель Пинсо воз-


* Шукуров Ш. М. - зав. Отделом сравнительного культуроведения ИВ РАН, автор монографии "Образ Храма. Основания теменологии и храмового сознания" (М., 2002) и статей об искусстве Ирана и архитектуре XX в., отв. ред. коллективной монографии "Храм земной и небесный" (М., 2004 - 2009) (прим. авт.).

стр. 74

вел мечеть в Касабланке на искусственном основании над Атлантическим океаном, и сегодня "островное" расположение зданий мечетей уже не оригинально.

В работе Ш. М. Шукурова, прекрасного знатока не только искусства ислама, но и культуры XX в., акцент сделан именно на истоках неклассических для Востока архитектурных образов, которые он видит в смелых проектах западных мастеров, превративших мечеть в "опытное поле" поиска соответствия новых форм неизменной функции: "Современная западная культура готова помочь, в первую очередь, арабскому миру избавиться от излишней повествовательности, грубого понимания метафоры, а также привычных принципов следования традиции"2. Необходимо ли это - уже другой вопрос. Однако, по убеждению автора, интернациональная архитектура ставит уже перед мусульманскими мастерами новые задачи, предлагая другие образцы и свои варианты решения архитектурных проблем.

Оказывается, мечеть, обладая способностью к трансформации и не скованная храмовой образностью, может позволить себе не оставаться лишь молитвенным зданием. На примере работ целого ряда ведущих архитекторов мира - Ф. Л. Райта, О. Нимейера, Л. Кана, З. Хадид и др. - автор прослеживает преломление в современной мусульманской архитектуре нескольких традиционных "теологем" (заимствованная из Каабы форма куба, открытое пространство, свет, вода, сад, книга). Мечеть, как показывает практика и европейских, и восточных городов, может совмещаться с научным институтом, культурным центром, ансамблем Парламента, даже с Оперным театром. Она может лишиться и крыши (уподобляясь первым арабским мечетям), и стен (даже обращенная к Мекке стена киблы - индикатор направления молитвы, превращается в прозрачную плоскость, за которой открывается сад, становящийся образом Рая), и даже незыблемого основания (под ногами молящихся будут перекатываться морские волны). Она вообще может перестать быть зданием (концепция "исчезающей мечети", подобно молитвенному коврику появляющейся на время молитвы и растворяющейся в городской площади): функции мечети дают современным зодчим редкую, но оправданную возможность игры с нехарактерной для архитектурной проблематики категорией времени, какую не может дать, например, христианский (да и любой другой) храм.

Огромной заслугой автора является как ознакомление читателя с новыми именами и малоизвестными и редко публикуемыми памятниками (в т.ч. нереализованными проектами - "бумажной архитектурой"), так и предоставленная возможность по-новому взглянуть на ключевые фигуры западной культуры, в разной форме откликнувшиеся на "исламский призыв". Чего стоит хотя бы "Багдадский проект", когда к реализации планов короля Фейсала II были привлечены Ле Корбюзье, ФЛ. Райт, В. Гропиус и другие признанные создатели интернациональной архитектуры, в т.ч. христианских церквей, готовые превратить столицу Ирака в испытательный полигон авангардных идей!

Автор признает, что радикальное обновление концепции мечети далеко не всегда находит отклик у заказчика, - куда как проще (а порой и безопаснее) снова и снова воспроизводить столетиями проверенный тип зданий. Например, проект "слишком неклассической" мечети, выполненный британским архитектором Н. Фостером для Астаны, оказался отклонен. От каких-то концептуальных идей приходится по разным причинам отказываться уже в процессе строительства, упрощая, а иногда и обезличивая авторские замыслы. Напомню, что турецкий дизайнер З. Фадилиоглу при возведении в Стамбуле мечети Шакирин не только согласовывала проект с духовенством, но и предварительно опрашивала жителей, - не будут ли те бойкотировать построенную мечеть? Ее творение, опирающееся на привычный образ "османской мечети", стало предметом гордости турок как удачное сочетание "старого" и "нового"3.

Однако Ш. М. Шукурова интересуют не судьбы проектов, а потенциальные возможности мечети, пределы трансформации культового здания, не противоречащие ни мусульманскому пониманию молитвенного пространства, ни кораническим образам. Частично закрывая лакуну о современном искусстве ислама в отечественной литературе, книга об истоках "концептуальной" мечети позволяет оценить творческие возможности архитектуры на Востоке и расширить представления о направлении развития культуры мусульманского региона.

Е. И. КОНОНЕНКО, кандидат искусствоведения Государственный институт искусствознания


1 Шукуров Ш. М. Архитектура современной мечети. Истоки. М., 2014, с. 12. (Shukurov Sh.M. 2014. Arkhitektura sovremennoy mecheti. Istoki. M.) (in Russian)

2 Там же, с. 16.

3 См.: Кононенко Е. И. В ожидании "суперпроекта": ориентиры турецкой мечети // Азия и Африка сегодня. 2014. N 4. с. 67 - 68. (Kononenko E.I. 2014. V ozhidanii "superproekta": orientiry turetskoy mecheti // Azia i Afrika segodnya. N 4) (in Russian); он же - Турецкая мечеть: между неоклассикой и не-классикой // Искусствознание. 2014. N 3 - 4, с. 176 - 179. (Kononenko E.I. 2014. Turetskaya mechet: mezhdu neoklassikoy i neklassikoy // Iskusstvoznanie. N 3 - 4) (in Russian)


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/СОВРЕМЕННЫЕ-МЕЧЕТИ-ПОИСК-ИДЕНТИЧНОСТИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. И. КОНОНЕНКО, СОВРЕМЕННЫЕ МЕЧЕТИ: ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 29.11.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/СОВРЕМЕННЫЕ-МЕЧЕТИ-ПОИСК-ИДЕНТИЧНОСТИ (date of access: 11.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е. И. КОНОНЕНКО:

Е. И. КОНОНЕНКО → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
277 views rating
29.11.2023 (163 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ
Catalog: Философия 
2 days ago · From Цеслан Бастанов
КНР: ОБЩЕСТВО ГАРМОНИИ И СОГЛАСИЯ?
6 days ago · From Цеслан Бастанов
CHINA - AFRICA: ECONOMIC RELATIONS AT THE TURN OF THE 21ST CENTURY
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Қазақстан Желіде
КИТАЙ - АФРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА
11 days ago · From Қазақстан Желіде
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Catalog: Разное 
22 days ago · From Цеслан Бастанов
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
28 days ago · From Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
34 days ago · From Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
36 days ago · From Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
37 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

СОВРЕМЕННЫЕ МЕЧЕТИ: ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android