Libmonster ID: KZ-76
Author(s) of the publication: А. И. ГИНЗБУРГ

Контакты между народами Средней Азии и России укрепились после вхождения этого региона в состав Российской империи. С 70-х годов XIX в. начался наплыв в Туркестанский край переселенцев из центральных областей страны. Причем если первоначально (1867 - 1883 гг.) это переселение поддерживалось правительством, поскольку отвечало требованиям колонизации окраин, то в течение последующих 20 лет, когда в Среднюю Азию хлынул поток крестьянской бедноты, Туркестанский край официально был закрыт для переселения1 . Однако вопреки запретам наплыв сюда малоимущих крестьян продолжался. Они селились самовольно, создавали поселки и требовали землеустройства. Только после революции 1905 - 1907 гг. отношение правящих кругов к переселению крестьян изменилось. В соответствии со столыпинским аграрным законодательством, чтобы смягчить остроту противоречий в деревне, предполагалось переселить часть крестьян из внутренних губерний на окраины. Несмотря на то, что в начале XX в. осуществлялось официальное, регламентированное перемещение крестьян в Туркестан, основным как в количественном, так и в качественном смысле оставалось самовольное, стихийное их переселение сюда; именно оно определяло в конечном счете отношения между местным сельским населением и русским крестьянством.

Советские историки уже немало сделали в плане изучения переселенческого движения и политики царизма в данном вопросе2 . При этом подчеркивались прогрессивные последствия переселения русских крестьян в Среднюю Азию3 , в том числе влияние переселенцев на местных жителей в области культуры4 . В меньшей степени изучены последствия переселения в области экономики.

У русских крестьян, переселявшихся в Туркестанский край, с самого начала складывались тесные контакты с сельским коренным населением. Приехавшие должны были прежде всего приспособиться к новым методам ведения сельского хозяйства, особенно к совершенно незнакомому им поливному земледелию. "Им казалось невероятным, что землю, засеянную хлебом... необ-


1 Подробнее об этапах этого процесса см. А. И. Гинзбург. Переселенческий вопрос в Туркестане (конец XIX - начало XX в.). Рукопись канд. дисс. Ташкент. 1966.

2 Из последних работ по этой теме см. К. П. Тен. Русское население Средней Азии во второй половине XIX - начале XX в. "История СССР", 1970, N 4.

3 Этой проблемой в последнее время специально занимался Л. И. Фомченко (Л. И. Фомченко. Прогрессивное значение образования русских поселков в Ходжентском уезде. Душанбе. 1968).

4 См. Ш. Рашидов. Знамя дружбы. М. 1967.

стр. 201


ходимо орошать"5 . Официальная пресса отмечала, что "туземное население Туркестана в сельскохозяйственном отношении стоит гораздо выше нашего русского благодаря и почве, и орошению, и климатическим условиям"6 . Русские крестьяне имели слабое представление о том, что такое ирригационные сооружения. "Они учились у туземцев и поливать и создавать орошение на новых наделах, расширяя с их помощью существующую сеть"7 . Русский ученый Н. А. Северцов отмечал, что в районе Иссык- Куля переселенцы учились у киргизов орошению, а киргизы у них - "поаккуратнее пахать"8 . Однако вскоре русские крестьяне освоились настолько, что сами стали сооружать сложные ирригационные системы. Они выбирали из своей среды мирабов (распределителей воды на полях)9 , которые так усвоили способы полива, что могли работать наравне с местными мирабами10 .

Как известно, местное население в Туркестане издавна выращивало хлопок и для своих нужд и частично для продажи. С конца XIX в. в силу особой заинтересованности русской буржуазии в развитии хлопководства здесь стали проводиться различные мероприятия с целью приобщить переселенцев к выращиванию хлопчатника. В Ташкенте в 80-е годы XIX в. было создано специальное хлопковое хозяйство. На его опытном поле велись посевы различных сортов американского и египетского хлопка. Этот опыт пропагандировался среди местных жителей, им бесплатно выдавались семена и за минимальную плату очищался хлопок11 . С целью пропаганды сортов американского хлопка и применения новых для коренного населения приемов обработки почв читались лекции по хлопководству12 . Русские крестьяне с помощью местного населения успешно освоили новое для них дело. Если в 1909 г. в Голодной степи выращиванием хлопка было занято 9,2%, то в 1910 г. - 38,4%, в 1911 г. -58%, в 1912 г. -80% переселенческих хозяйств13 .

В свою очередь, русские крестьяне знакомили местное население со многими неизвестными им приемами выращивания сельскохозяйственных культур. Дехкане обрабатывали землю омачем, а переселенцы - лемешными плугами. Вскоре некоторые местные крестьяне уже завели плуги, пользовались косами- литовками для уборки сена, стали культивировать картофель и помидоры, занявшие прочное место в рационе питания, начали сеять полтавскую и кубанскую пшеницу, овес, гречиху, сажать свеклу, клубнику, малину14 . Раньше коренное население не занималось заготовкой на зиму кормов для скота, теперь оно стало запасать сено. В практику местных хозяйств проникает каменный каток для молотьбы хлеба взамен молотьбы с помощью волов. Зерно стали очищать на русских веялках15 .

Благодаря появлению в крае в конце XIX в. складов сельскохозяйственных орудий местным крестьянам стал известен и в какой-то мере доступен усовершенствованный сельскохозяйственный инвентарь sup>16. Например, только в Самаркандской области количество инвентаря, выписанного местным населением, увеличилось в 1902 г. по сравнению с 1900 г.: по плугам - с 8 по 41; по веялкам - с 11 до 20; по молотилкам - с 4 до 8; по боронам - с 4 до 7; по косам - с 352 до 463; по сенокосилкам - с 7 до 1017 .

Естественно, что эти орудия труда были доступны главным образом состоятельным лицам, остальная часть местного населения пользовалась по- прежнему омачем для обработки почвы, кетменем для бороньбы, серпом (урак) для жатвы, веялками примитивного устройства на мельницах и толчеях. Но все же постепенно в хозяйствах корен-


5 Л. А. Перепелицина. Влияние русской культуры на культуру народов Средней Азии. Ташкент. 1960, стр. 12.

6 "Туркестанские ведомости", 1907, N 76.

7 А. А. Кауфман. К вопросу о русской колонизации Туркестанского края. СПБ. 1903, стр. 25 - 26.

8 Б. В. Лунин. У истоков великой дружбы. Ташкент. 1972, стр. 45.

9 ЦГА УзССР, ф. И-16, оп. 1, д. 344, лл. 9 - 11; ф. И-1, оп. 7, д. 249, лл. 2 - 3.

10 ЦГВИА, ф. 400, Азиатская часть, оп. 261, д. 95/289, 1895 г., л. 87 об.

11 Н. А. Халфин. О движущих мотивах политики России в Средней Азии (60- 70-е годы XIX в.). "История СССР", 1972, N 4, стр. 131.

12 "Туркестанские ведомости", 1909, NN 9, 76.

13 ЦГА УзССР, ф. И-16, оп. 1, д. 344, лл. 9 - 11.

14 П. А. Шмачков. О дружбе русских переселенцев и дехкан Туркестана (1867- 1917). "Труды" Самаркандского университета имени А. Навои. 1960. Новая серия, вып. 101, ч. II.

15 ЦГВИА, ф. 400, Азиатская часть, оп. 261, д. 95/289, 1895 г., лл. 86 - 87.

16 ЦГА УзССР, ф. И-17, оп. 1, д. 31708, л. 15.

17 К. А. Гафуров а. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917 - 1924). М. 1972, стр. 18; ЦГА УзССР, ф. И-17, оп. 1, д. 475, лл. 71 - 72.

стр. 202


ного населения все большее распространение получают одноконный плуг, окучники, пропашники для обработки хлопчатника, косы и вилы. Чтобы наглядно показать выгоды применения сельскохозяйственных орудий, имевшихся на складах, управление земледелия и государственных имуществ решило открыть специальную станцию близ Ташкента в имении Капланбек; на ее оборудование был отпущен кредит в 6700 рублей18 .

Поскольку самовольные переселенцы землю не получали, они вынуждены были арендовать ее у местного населения. "Обыкновенно киргизы сдают русским крестьянам целину, а после первого года урожая киргизы мягкую землю оставляют за собой"19 . Чиновники неоднократно докладывали о неблагополучном положении в связи со все возраставшим стихийным притоком в край безземельных крестьян. Их пугали отношения, складывающиеся между этими крестьянами и местными жителями. Так, начальник управления земледелия и государственных имуществ в Туркестане сообщал в 1898 г., что беднейшие переселенцы "на новых местах являются не теми желательными агентами, которые могли бы способствовать проникновению русской культуры в туземную среду, но, к сожалению, теми, которые сами нуждаются в помощи тех же туземцев". Далее он отмечал, что "окружающее население зачастую было причиной того, что переселенцы спасли свой скот от голодовки и подняли в данный год больше земли, чем позволяли им силы и средства. Несомненно, отрадно видеть такое дружелюбное отношение туземцев к нашим переселенцам, но было бы отраднее, если бы благополучие переселенцев зиждилось не на случайных пожертвованиях, а на более прочных фундаментах"20 .

Царизм стремился посеять антагонизм между русскими крестьянами и местным населением. Разжиганию розни способствовало претворение в жизнь закона 1910 г. об изъятии излишков земли у коренного населения. На изъятых землях устраивали приехавших крестьян. Осуществление закона 1910 г. резко ухудшило положение кочевников-скотоводов, издавна привыкших к экстенсивному ведению хозяйства. Они должны были переходить к оседлому земледелию и обращаться к администрации с просьбой о нарезке им земли21 . Такое прошение на имя туркестанского генерал-губернатора подали в 1911 г., например, доверенные от 96 юртовладельцев Уч-Курганской волости Аулеатинского уезда22 . В то же время местные жители и добровольно переходили к оседлому земледелию по примеру переселенцев. "Сильно страдая от бескормицы и падежа скота и видя наглядный пример русских крестьян, киргизы стремятся перейти к земледелию. Почти все такие киргизы занимаются им, хотя и в небольших размерах, в самых глухих углах уже встречаются посевы"23 .

В 1914 г. газета "Туркестанские ведомости" писала: "Под влиянием наглядного примера своих соседей - поселенцев, киргизы (казахи. - А. Г.), видя все преимущества оседлой жизни, мало-помалу начинают тоже склоняться к той мысли, что оседлый образ жизни не в пример лучше. Играет здесь немалую роль и заметное среди киргизов за последнее время тяготение к оседлости"24 .

Скотоводство в крае приходило в упадок; местные крестьяне начинали заниматься не только хлебопашеством, но и садоводством, пчеловодством, а также и хлопководством. В официальных документах после 1910 г. все чаще отмечалось: "Чистых скотоводов-кочевников уже, можно сказать, осталось мало... Киргиз уже осел на землю прочно,


18 "Туркестанские ведомости", 1911, N 248.

19 ЦГА УзССР, ф. И-16, оп. 1, д. ПО, л. 253. В документах царских чиновников киргизами обычно называлось все население Туркестанского края. В данном случае речь идет о казахах.

20 Там же, ф. И-17, оп. 1, д. 32702, лл. 86 - 87.

21 Вопрос об оседании кочевников в литературе освещен довольно подробно. Из работ последних лет см.: С. И. Ильясов. Переход к оседлости и его значение в преобразовании культуры и быта киргизов. М. 1964; Дж. С. Бактыкулов. Очерк истории оседания кочевых и полукочевых хозяйств Киргизии (с середины XIX в. до 1940 г.). Автореф. канд. дисс. Фрунзе. 1965; Г. Ф. Дахшлейгер. Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана. Алма-Ата. 1965; А. Турсунбаев. Переход к оседлости кочевников и полукочевников Средней Азии и Казахстана. "Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана". Л. 1973; С. М. Абрамзон. Влияние перехода к оседлому образу жизни на преобразование социального строя, семейно-бытового уклада и культуры прежних кочевников и полукочевников (на примере казахов и киргизов). Там же, и др.

22 ЦГА УзССР, ф. И-7 ,оп. 1, д. 5142, л. 11.

23 ЦГВИА, ф. 400, Азиатская часть, оп. 261, д. 95/289, 1895 г., лл. 86 - 87.

24 "Туркестанские ведомости", 1914, N78.

стр. 203


с каждым годом он все больше и больше учится ценить ее, но весь домашний обиход, весь уклад примитивного экстенсивного хозяйства еще слишком связан с его стадами, кормящими его своим мясом"25 .

Местные крестьяне селились среди русских, а русские - среди местного населения, причем, находясь в постоянном общении, они влияли на все стороны жизни и быта друг друга. В этом отношении показателен документ, датированный августом 1910 г. и подписанный военным губернатором Семи- реченской области, в котором говорится, что "в последнее время, наряду с заметным тяготением кочевников области к переходу в оседлое состояние и причислению в русские сельские общества, поступают ходатайства крестьян и мещан русского происхождения о причислении их к тому или другому обществу, получающему оседлое земельное устройство... В последнем случае невольно возникает опасение, что незначительное число русских не сможет выполнить свою высокую миссию, но и потеряет стойкость в сохранении своих традиций. Поэтому, если допускать возможность приселения русских людей к оседлым киргизским (казахским. - А. Г.) поселениям, то численный состав приселяемых русских должен быть никак не меньше 50% общего числа оседлых киргизов"26 .

Школьный инспектор В. В. Катаринский свидетельствовал, что коренные жители стараются перенимать у русских способ ведения хозяйства, "а также знакомятся с русским языком. Дети и молодые русские тоже невольно усваивают здесь киргизский (казахский. - А. Г.) язык при частых встречах с киргизами. Воздействие поселенцев на киргизов заметно во всем: говорят киргизы теперь по-русски гораздо больше и лучше, начинают сеять пшеницу, чего прежде не было, пользуются русскими земледельческими орудиями для обработки своей земли, носят даже обувь русскую"27 .

Взаимное влияние русских переселенцев и местных жителей сказывалось и в "распространении в садоводстве туземцев и крестьян русских деревень европейских плодовых деревьев"28 , и в том, что русские крестьяне научились строить дома из сырцового кирпича, и в том, что все агрономические мероприятия, проводимые переселенческим управлением, в той или иной мере оказывали воздействие на хозяйства местного населения. Для демонстрации приемов и методов ведения хозяйств в условиях Туркестана были созданы опытно-показательные хозяйства. В них наглядно пропагандировались минеральные удобрения (суперфосфат), которые позднее стали применяться не только в хозяйствах русских переселенцев, но в отдельных случаях и в хозяйствах местных крестьян. В журнале "Туркестанское сельское хозяйство" за 1906 г. была напечатана статья агронома П. Н. Александрова "Как следует применять минеральные удобрения в Туркестане", которую ходжентский уездный начальник Г. С. Лыкошин перевел на узбекский язык29 .

В начале XX в. в Туркестане были организованы первые специализированные школы для коренного населения, в которых учащиеся получали агротехнические знания: Куропаткинская школа садоводства, огородничества и шелководства близ Ашхабада, Самаркандская школа садоводства, виноградарства и виноделия и др.30 .

В процессе общения между крестьянами и коренным населением Туркестанского края возникали взаимопонимание и дружба. Политика, проводимая царским правительством, тормозила укрепление этих отношений. Переселенцам предписывалось вести себя как колонизаторам, не считаясь с интересами коренного населения. Трезвые голоса отдельных представителей администрации края, которые раздавались в защиту интересов коренных жителей, заглушались требованиями помнить, что "русским людям, живущим среди туземцев, приходится, кроме своей личной работы, выполнять также высокую колонизаторскую миссию европейского народа среди совершенно незнакомых с европейской жизнью туземцев"31 . Однако политика разжигания антагонизма между русским и коренным населением не привела к желаемым результатам. Даже епископ Неофит вынужден был признать, что если в свое время имели место неурядицы первых переселенцев с местными жителями, то "труд помирил их с туземцами"32 .


25 ЦГА УзССР, ф. И-269, оп. 1, д. 546, л. 8.

26 Там же, ф. И-1, оп. 13, д. 887, л. 1.

27 Б. Сулейманов. Аграрный вопрос в Казахстане последней трети XIX - начала XX в. (1867 - 1907). Алма-Ата. 1963, стр. 205 - 206.

28 ЦГА УзССР, ф. И-1, оп. 12, д. 822а, л. 51.

29 "Туркестанские ведомости", 1906, N 38.

30 Б. В. Лунин. Указ. соч., стр. 46 - 47.

31 ЦГА УзССР, ф. И-18, оп. 1, д. 6852, л. 8.

32 Там же, ф. И-796, оп. 442, д. 1366, лл. 77 - 78.

стр. 204


Как в русской переселенческой деревне, так и в кишлаках в начале XX в. шел процесс классового расслоения. В некоторых поселках, например, в Сретенском, дифференциация ускоряла обезземеливание беднейшего крестьянства33 . Именно в таких поселках пропаганда, которую вели высланные в край политически неблагонадежные лица, попадала на благоприятную почву. Поэтому генерал-губернатор неоднократно ставил перед царским правительством вопрос о запрещении высылать в край подобных лиц, особенно социал-демократов34 . Многие переселенцы, особенно самовольные, не сумевшие устроиться, уезжали в города. Они и стали одним из существенных источников формирования пролетариата Туркестана35 . Общность положения и классовых интересов создавали между рабочими - выходцами из местного населения и русскими атмосферу доверия и дружбы. "Сознательная часть русских рабочих шла по пути укрепления братских связей с нарождавшимся местным рабочим классом и оказывала ему посильную помощь в отношении производственно-технического и иного роста"36 . Недовольство переселенцев существующим положением находило отклик у коренного населения, и эти факты "подготавливали почву для восприятия в будущем... политической пропаганды"37 .

Так, вопреки русификаторской политике царизма объективный ход событий создавал почву для развития дружественных отношений коренного населения Туркестана с русскими переселенцами.


33 ЦГВИА, ф. 400, Азиатская часть, д. 126, 1912 г., л. 7.

34 ЦГА УзССР, ф. И-17, оп. 1, д. 31204, л. 4.

35 Подробнее см.: А. И. Гинзбург. К вопросу о пополнении рядов пролетариата в Туркестане за счет крестьян-переселенцев. "Общественные науки в Узбекистане", 1966, N 4.

36 А. С. Гуртавенко. Из истории развития промышленного капитализма и возникновения пролетариата из коренного населения в Узбекистане в конце XIX - начале XX в. Рукопись канд. дисс. Ташкент. 1954, стр. 153.

37 ЦГА УзССР, ф. И-17, оп. 1, д. 31204, л. 4.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ-И-МЕСТНОЕ-НАСЕЛЕНИЕ-ТУРКЕСТАНА-В-КОНЦЕ-XIX-НАЧАЛЕ-XX-ВЕКА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. И. ГИНЗБУРГ, ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ И МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ ТУРКЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 11.10.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ-И-МЕСТНОЕ-НАСЕЛЕНИЕ-ТУРКЕСТАНА-В-КОНЦЕ-XIX-НАЧАЛЕ-XX-ВЕКА (date of access: 11.05.2024).

Publication author(s) - А. И. ГИНЗБУРГ:

А. И. ГИНЗБУРГ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
2269 views rating
11.10.2017 (2403 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ
Catalog: Философия 
2 days ago · From Цеслан Бастанов
КНР: ОБЩЕСТВО ГАРМОНИИ И СОГЛАСИЯ?
7 days ago · From Цеслан Бастанов
CHINA - AFRICA: ECONOMIC RELATIONS AT THE TURN OF THE 21ST CENTURY
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Қазақстан Желіде
КИТАЙ - АФРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА
11 days ago · From Қазақстан Желіде
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Catalog: Разное 
22 days ago · From Цеслан Бастанов
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
28 days ago · From Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
34 days ago · From Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
36 days ago · From Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
37 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ И МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ ТУРКЕСТАНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android