Frantisek Svantner. Zivot a dielo. Bratislava, 2012. 200 s.
Франтишек Швантнер. Жизнь и творчество
Книга, подготовленная в Институте словацкой литературы Словацкой академии наук, представляет собой сборник статей интернационального коллектива авторов из Словакии, Чехии, Германии, Болгарии, Испании. Его основой стали материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося словацкого писателя, чьи произведения вошли в золотой фонд национальной и европейской литературы.
Франтишек Швантнер (1912 - 1950), автор рассказов, новелл, романов (в переводе на русский язык изданы книги Ф. Швантнера - роман "Жизнь без конца" (1970) и сборник "Избранное" (1984), куда вошли рассказы писателя и повесть "Невеста гор"), относится к числу прозаиков, традиционно рассматриваемых в русле "натуризма" - течения в словацкой литературе 1930 - 1940-х годов, имевшего как несомненную схожесть с неоромантическими явлениями в литературах своего времени (французский "регионализм" и др.), так и неповторимые национальные черты, выразившиеся в художественной трансформации народной мифологии, фантазийной образности, антропоморфизме природных стихий. "Натуризм, - подчеркивал О. Чепан в монографии, посвященной этому течению, - отдавал предпочтение бунтарству [...] поэтически иррациональным сторонам фольклорной символики, фантастики и мифических архетипов"
[1. С. 130]. Вместе с тем сложное и многоплановое творчество Ф. Швантнера не укладывается лишь в эти литературные рамки; его идейно-философские основы требуют более детального подхода и к самим произведениям, и к эволюции эстетических взглядов писателя. Проблематика творчества Ф. Швантнера отражена в целом ряде исследований словацких (О. Чепан, Я. Штевчек, Я. Кузмикова, М. Шутовец и др.), а также российских ученых (А. Г. Машкова, Ю. В. Богданов). "О нем написано немало, - отмечает А. Г. Машкова, - многие исследователи пытались расшифровать тайну его произведений. Однако каждое новое прочтение его книг лишь ставило новые вопросы" [2. С. 224].
Это подтверждает и рассматриваемая нами книга, выход которой был приурочен к юбилею писателя. В предисловии к изданию составитель Я. Кузмикова, вкратце охарактеризовав этапы творчества и основные произведения Ф. Швантнера, подчеркнула их многозначность, соединение в них основ "народной словесности с положениями психоанализа и современной ему философии добра и зла" (s. 8), что наряду с другими не менее важными вопросами дает исследователям богатые возможности для их анализа и интерпретации.
Статьи расположены в сборнике по принципу проблемных узлов, в которых преобладает тот или иной аспект рассмотрения материала. Так, в основе статей М. Соучковой и Я. Кузмиковой лежат онтологические проблемы, преломляющиеся в произведениях писателя. При этом проблему амбивалентности добра и зла М. Соучкова анализирует с точки зрения поэтики, на примере конкретных литературных персонажей. Я. Кузмикову в большей степени интересуют философские, когнитивные аспекты "феномена человеческого сознания и различных его состояний и видов" как "главной проблемы творческой деятельности" Швантнера (s. 33), порой, на наш взгляд, несколько прямолинейно связываемой с современными ему естественно-научными и философскими теориями.
Круг проблематики, касающейся художественного своеобразия творчества Ф. Швантнера, весьма широк и не исчерпывается, разумеется, проблемами, представленными в данной книге. Однако авторам сборника удалось поставить и убедительно раскрыть в своих статьях целый ряд интересных как общих, так и более частных вопросов поэтики произведений писателя. Это, например, "поэтика ужаса", связываемая с традициями европейской готической литературы и словацкого фольклора, с противопоставлением сознательного и подсознательного (Р. Майерек). Специфический мотив "вибрации крови", кровной мести в одном из ранних рассказов Швантнера детально анализирует К. С. Алегре. В сопоставительном плане - сравнивая рассказы Ф. Швантнера и Й. Йовкова рассматривает способы воплощения образа "человека во время войны" Д. Иванова. Композиционные особенности рассказа "Священник" как "христианизированного мифа" И. Гайдучекова определяет с помощью семиотического инструментария, выделяя акустические и ономатопоэтические эффекты. Семантику и функциональность имен собственных анализирует на примере персонажей романа Швантнера "Жизнь без конца" П. Одалош.
Четыре статьи сборника объединяет проблематика художественного перевода и восприятия произведений писателя в иноязычной среде. Это работа Л. Рихтера о месте в немецком литературном контексте переведенных в разное время рассказов Швантнера и три статьи, авторы которых -Л. Спирка, М. Папеж и М. Бучек - рассматривают с разных точек зрения переводы произведений писателя на польский язык.
Несомненным достоинством такого рода изданий является представленный в конце книги биобиблиографический и иллюстративный материал, дающий зримое представление об этом ярком и самобытном писателе. При очевидной пестроте авторских подходов и предпочтений, оправданной самим жанром данной публикации, сборник статей "Франтишек Швантнер. Жизнь и творчество", несомненно послужит ценным вкладом в изучение не только "натуризма", представителем которого он является, но и в целом словацкой литературы XX в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Cepan O. Kontury naturizmu. Bratislava, 1977.
2. Словацкая литература: XX век. Уч. пособие. М., 2003. Ч. II.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |