Libmonster ID: KZ-2645

История развития и применения иракских вооруженных сил (ВС) в период правления партии Баас и Саддама Хусейна, в т.ч. в ирано-иракской войне, комплекс политических, экономических, социальных причин и предпосылок превращения Ирака в претендента на военно-политическую гегемонию в регионе Персидского залива связаны с темой военного строительства, создания системы мер в гражданской и военной сферах, направленных на совершенствование материально-технической базы ВС, увеличение мобилизационного потенциала и идеологическую подготовку масс.

Ключевые слова: армия, военное строительство, Ближний Восток, Ирак, режим Саддама Хусейна, ирано-иракская война.

Трюизм Мао Цзэдуна "винтовка рождает власть" никогда не терял своей актуальности, особенно в странах Ближнего Востока (БВ). Общеизвестным считается то, что все ближневосточные арабские режимы - республиканские и монархические - стремятся использовать вооруженные силы не только для обеспечения национальной безопасности, но и как опору власти и политический инструмент. Это формирует облик вооруженных сил и подходы к их созданию, функционированию и использованию в странах БВ. Вовлеченность арабских стран в геополитическую игру, их взаимоотношения с мировыми державами, выбор поставщиков вооружений и военной техники (ВВТ), и самое главное, военного опыта и знаний - США или СССР - до начала 1990-х гг., придавали этой теме особую остроту. Молодые государства-нации стремились к созданию собственной армии, а претенденты на гегемонию должны были еще и напугать соседей военной мощью, чтобы заставить с собой считаться - таково было "поветрие", охватившее в 1960-1980-е гг. весь регион. В зависимости от политической ситуации страны БВ входили либо в натовский, либо в советский технологический и военнотехнический ареалы.

Сказанное в полной мере относится к Ираку в период правления партии Баас и Саддама Хусейна. Сейчас страна вовлечена в зону блока НАТО, что актуализирует задачу адаптации западного опыта военного строительства, поскольку Ирак вынужден конструировать свои вооруженные силы с нуля, создавая под присмотром нового сюзерена причудливые и эклектичные штатные структуры и системы ВВТ.

Опыт военного строительства в Ираке накануне и во время ирано-иракской войны, а также в послевоенный период, описывается и анализируется в зарубежной и отечественной литературе, как правило, в контексте конфликтов, в которых участвовал Ирак при С. Хусейне. Общим местом в работах, посвященных этой теме, считается то, что облик ВС Ирака был обусловлен особенностями его политического устройства, влиянием СССР, и в целом, укладывался в "норматив" для стран третьего мира.

Для выявления специфики развития и использования иракских ВС, обусловленной военно-техническим партнерством с СССР, особенностями режима С. Хусейна и социально-экономическим фундаментом, на котором возводилась военная машина Ирака, необходимо рассмотреть "ближневосточный способ военного строительства"; эконо-

стр. 54
мический, политический и социальный фон, на котором происходило конструирование военной машины Ирака; историю развития военного потенциала Ирака в 1968-1980 гг.; особенности и черты режима, повлиявшие на процесс формирования иракских вооруженных сил; усвоенные Ираком уроки ирано-иракской войны 1980-1988 гг.

СПЕЦИФИКА ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Богатые нефтью арабские страны БВ и Северной Африки не жалеют денег на военные расходы и создают причудливые армии, вооруженные по последней моде и организованные по современным образцам, но не умеющие сражаться. Эти армии за прошедшие десятилетия так и не избавились от стандартного набора "детских болезней", таких как формализм в вопросах профессионального обучения и мотивации личного состава, низкая штабная культура, пренебрежение уставами и штатными структурами, неспособность и нежелание поддерживать материально-техническое обеспечение на должном уровне.

Кроме того, следует отметить необычайно высокие показатели выхода из строя военной техники не по боевым причинам, что характерно для стран третьего мира, где данный показатель в разные годы зашкаливал до 70% для воздушных судов и 60% для наземной техники (при нормальных показателях в условиях боевой эксплуатации 10 и 5% соответственно) [Kennedy, 1974, р. 261]. Это обусловлено несколькими причинами: особыми условиями эксплуатации, такими как жара, пыль, песок, пренебрежение ремонтом, низкая квалификация и нехватка обслуживающего персонала. Зачастую экипажи бросали свои машины из-за поломок, которые можно было бы починить "с колес". Отчасти это было следствием некритически воспринятой советской доктрины, подразумевавшей ставку на огневую мощь в ущерб мобильности и замену техники в ущерб ремонту. Неумение ремонтировать, особенно в боевых условиях, технику было бичом всех ближневосточных армий. По этой причине военное руководство Ирака во время ирано-иракской войны не могло проводить крупные механизированные операции, даже если бы умело это делать.

РАЗВИТИЕ И УСИЛЕНИЕ ИРАКСКИХ ВС В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАРТИИ БААС

За десятилетие между 1958—1968 гг. в структуре и организации иракских ВС не произошло серьезных изменений. Были сформированы две дивизии в дополнение к четырем имевшимся, закупалась почти исключительно советская продукция военного назначения (ПВН), а военные специалисты обучались в СССР.

В 1963 г., когда баасисты очищали страну от идеологических противников, советские поставки на какое-то время прекратились. Незадолго до переворота 1963 г. ВВС Ирака получили шесть разобранных МиГ-21, но сразу после переворота все инструкторы и техники были отозваны, таким образом, военная авиация пополнилась двумя готовыми новейшими боевыми самолетами, на которых никто из иракских пилотов не умел летать [Sada, 2006, р. 55]. Ситуация повторилась в 1970 г., когда Багдад в очередной раз послал армию усмирять курдов. Тогда С. Хусейн ездил в Москву договариваться о прекращении поддержки курдов и возобновлении сотрудничества.

В аспекте военного строительства только баасистский переворот 1968 г. и последующие чистка и "баасизация" армии привнесли нечто новое: получив в руки эффективный инструмент контроля в виде армейской партийной организации, правящий режим начал планомерно увеличивать армию. К началу войны с Ираном она включала 12 дивизий, из них - четыре танковые. Партия прошла суровую школу переворотов, режим, по меткому выражению Канана Макии, выработал "переворотоустойчивость" [Makiya, 1998, р. XX]. Ключевые гражданские посты были заняты баасистами, затем в армии была создана альтернативная иерархия советского образца - институт политических комиссаров. Комиссары - проверенные баасисты - отчитывались непосредственно пе-

стр. 55
ред С. Хусейном. Теперь приказы вышестоящих офицеров, не состоявших в партии, могли быть отменены. Офицерский корпус был очищен от нелояльных и подозрительных, дорога к высоким званиям и должностям была открыта только для членов Баас. Регулярные чистки и воспитание военнослужащих в духе верности идеям баасизма фактически ликвидировали корпоративную солидарность в армии. Офицерский корпус утратил способность к самоорганизации в клубы любителей переворотов. "Руководящая и направляющая роль партии" не подвергалась сомнению, отступники и сомневающиеся подлежали суровому наказанию.

Однако, несмотря на успехи в кадровой политике, сама партия была нестабильна, и С. Хусейну как главе аппарата внутренней безопасности пришлось сконцентрироваться на очистке партийной верхушки от политических соперников. Так, он ликвидировал в 1970 г. начальника штаба Хардана Тикрити, обвиненного в бездействии и предательстве палестинских интересов, в 1971 г. устранил от дел министра внутренних дел Салиха Махди Аммаша, ближайшего союзника президента Бакра. Избавившись от "старых большевиков" в правительстве, в высшем командовании и совете революционного командования, С. Хусейн обезопасил себя от малейшей угрозы военного переворота. В середине 1970-х, получив власть над всеми богатствами страны, при поддержке когорты ближайших родственников, назначенных контролировать экономику, политику и обороноспособность страны, он смог воплощать свою мечту о гегемонии.

ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАРТИИ БААС И С. ХУСЕЙНА

Хартия национального действия 1971 г. закрепила социалистическую ориентацию Ирака, озвучила его внешнеполитические приоритеты. В 1972 г., после официального визита С. Хусейна, тогда еще находившегося на посту второго секретаря партии, был подписан советско-иракский Договор о дружбе и сотрудничестве, окончательно оформивший уже сложившееся военно-техническое, экономическое и политическое партнерство. Достаточно упомянуть, что иракские авиабазы стали доступны для советской авиации, а сотни иракских курсантов отправились учиться в военных учебных заведениях СССР. Антикоммунизм С. Хусейна не стал препятствием для реализации шанса пригрозить американцам в Заливе при помощи советских самолетов.

Кроме того, Ирак получил гарантии от СССР и Франции о неучастии в каких-либо санкциях против Ирака и немедленно национализировал Иракскую нефтяную компанию. Полный контроль над нефтью окончательно развязал руки правящему режиму, который начал обширное военное строительство. В огромных масштабах закупалась продукция военного назначения, строилась инфраструктура, формировались новые части и готовились резервисты Народной армии.

В документах, приложенных к Национальной декларации, предъявленной на Народной национальной конференции 8 августа 1980 г. в Багдаде, С. Хусейн отчаянно критиковал лживость лозунгов, экспансионизм и сектантство нового иранского режима, но благожелательно высказывался об иранском народе, с которым следует жить в мире [For the Independence..., 1981, p. 30]. В обращении к командиру четвертого корпуса, находящегося на фронте, 29 марта 1982 г. он уже всех персов называл экспансионистами, поработителями и угнетателями иракского народа, врагами его древней цивилизации [President Saddam Hussein's Message..., 1982, p. 23].

Баасистская идеология конструировала реальность в соответствии со своим главным лозунгом "Единство. Свобода. Социализм", который интерпретировался как необходимость превращения потенциальной "арабской нации" в реальную через тотальную мобилизацию всех ее прогрессивных и молодых сил. Борьба с империализмом и сионизмом объявлялась основной задачей. Дети и молодежь собирались в подконтрольные партии структуры, идентичные пионерской организации и комсомолу. Работа с молодежью и воспитание в ней революционной сознательности стало приоритетом

стр. 56
для партийных органов и министерства образования, поскольку молодежь составляла более половины всего населения.

Иракский режим шел проторенным путем и охотно использовал советский опыт: обеспечение всеобщей грамотности вкупе с полным контролем над СМИ. Огромные усилия были приложены для ослабления "отсталых" систем племенной и клановой лояльности, для ликвидации неравенства между полами. Новые законы ограничивали патриархальную власть в большой семье и стимулировали обособление нуклеарной семьи. Государству нужны были люди, сознательно преданные правящему режиму и лично вождю нации. С начала 1970-х гг. создавались новые и обличались старые враги иракского народа - персы, евреи, курды - под масками рабочих, коммерсантов, учителей, проникавших в Ирак и формировавших "пятую колонну". Революция сама выбирала себе врагов.

Десять лет правления Баас превратили Ирак из аграрно-сырьевой колонии в государство-рантье, которое могло развиваться в направлении, обозначенном его политическим руководством. Руководство Ирака выбрало путь военной гегемонии и следовало ему до самого конца. Даже войны - с Ираном и международной коалицией - не поменяли представления политической элиты о том, что такое Ирак и каким он должен быть на мировой арене. Усилиями руководства Ирак уподобился военному лагерю, в котором все было подчинено высшей цели и войне за ее достижение. Государство надзирало и наказывало, наставляло и обучало. Поэтому объектом сил внутренней безопасности и спецслужбы стали граждане, не вовлеченные в образовательную систему армии - "университета нации" - и Народной армии - "колледжа нации". По приблизительным подсчетам Канана Макии, к 1980 г. пятая часть, то есть 677 тыс. чел. из 3.4 млн экономически активного населения Ирака, выполняли эту задачу [Makiya, 1998, р. 38]. Для сравнения армия насчитывала 242 тыс. чел., Народная армия - 175 тыс., полиция - 260 тыс.

ЭКОНОМИКА ИРАКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Существовавший во времена монархии Комитет по развитию при содействии Всемирного банка и консультантов Arthur D. Little Inc. разрабатывал в 1950-е гг. планы экономического развития страны, включавшие крупные индустриальные проекты в энергетической, химической отраслях, в строительстве и инфраструктуре. Приоритет, однако, отдавался легкой промышленности, нефтехимии и энергетике, то есть тому, что давало возможность обеспечить рост производства товаров народного потребления и улучшение качества жизни населения. Сложные и долгосрочные крупные индустриальные проекты, подразумевавшие создание взаимосвязанных производств и разветвленных технологических цепочек, оценивались, в первую очередь, по их потенциальной рентабельности, поэтому они так и не были реализованы. Созданный в 1959 г. Комитет планирования породил еще более грандиозные планы, учитывавшие рост доходов от нефтеэкспорта. Если прибавить к этому программу советской экономической помощи, то экономика Ирака должна была развиваться фантастическими темпами. Всего с 1951 по 1965 гг. органы планирования разработали шесть пятилетних планов развития, но ни один из них не был реализован в полной мере. Тем не менее, каждый план прогнозировал 8-12-процентный рост экономики.

Финансовое обеспечение военных расходов по первому пятилетнему плану 1961-1965 гг. проходило по статьям "Транспорт и связь" и "Гражданское и жилищное строительство''. Треть расходов по этим статьям шла на обеспечение армии и полиции. Война с курдами потребовала привлечения дополнительных средств, и в результате многие проекты были отменены как экономически необоснованные.

Вторая пятилетка уже включала в бюджет особую статью военных расходов, проходившую как "Промышленное строительство министерства обороны".

стр. 57
В 1964 г. основные промышленные и инфраструктурные объекты, а также финансовые институты были национализированы. Вся внешняя торговля по закону 1970 г. контролировалась государством. Многие из промышленных объектов были запланированы Комитетом по развитию и Министерством экономики еще при короле. Но если во времена монархии и при премьер-министре Абдель Кариме Касеме (1958-1963) правительство руководствовалось экономическими соображениями, то при президентах Абдель Рахмане Арефе (1966-1968) и Ахмеде Хасан аль-Бакре (1968-1979) программа индустриализации приобрела политический смысл. Узость внутреннего рынка, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие собственного сырья и прочие соображения, тормозившие развитие тяжелой промышленности в 1950-1960-х гг., в малой степени принимались в расчет. Некомпетентность, плохое управление и, как следствие, низкая отдача от инвестиций не беспокоили руководство страны.

Баас после 1968 г. стала железной рукой проводить индустриализацию. Несмотря на антикоммунизм в политике, партия придерживалась по сути марксистско-ленинского подхода в экономике, делая ставку на развитие тяжелой промышленности. Правительство сделало упор на усиление и совершенствование госсектора в промышленности и сельском хозяйстве, стало создавать крупные государственные промышленные предприятия и хозяйства, поощрять кооперацию в аграрном секторе, механизацию, химизацию, применение современных агротехнических методов. Применялась советская модель механизации - создание государственных машинопрокатных станций.

Сам С. Хусейн, происходя из крестьян, серьезно относился к аграрной проблеме. Земельная реформа, проведенная после революции, поставила под угрозу земледелие в Месопотамии, т.к. малые хозяйства и фермы были вынуждены выжимать все возможное из земли. Истощение водных ресурсов при ежегодной эксплуатации полей приводило к засолению почв. При С. Хусейне были построены современные дренажные системы; электричество, холодильники и телевизоры за символические деньги поставлялись в село. Колхозы, на которые была сделана ставка в начале 1970-х, были отменены как не соответствующие особому иракскому пути и непопулярные. Баасистская программа аграрных реформ подразумевала кроме общих мер повышения эффективности сельского хозяйства ограничение миграции в города и создание предпосылок для обратного движения.

С конца 1960-х гг. вводились в строй запланированные пятилеткой предприятия, производившие почти все, что необходимо для функционирования военной машины - узлы машин, запчасти, электрооборудование, горюче-смазочные материалы, медикаменты, химическая продукция всех видов. В начале 1970-х гг. в стране не было даже собственного производства боеприпасов и комплектующих для стрелкового оружия. Технологические цепочки приходилось выстраивать с нуля. Полное самообеспечение низкотехнологичной продукцией военного назначения было достигнуто уже во время войны.

В 1971 г. при помощи СССР и Чехословакии был запущен завод сельхозтехники - то, с чего начинается любое военное строительство. В основных промышленных центрах, таких как Багдад и Басра, были развернуты предприятия по ремонту техники. В Абу-Флюс близ Басры был построен завод искусственных удобрений, работавший полностью на иракском сырье. В Самарре в 1971 г. заработал построенный при помощи СССР завод по производству медикаментов. Там же в конце 1970-х гг. при помощи западногерманских фирм (Karl Kolb, Fritz Werner, Water Engeneering GmbH) было организовано производство пестицидов и химической продукции. Американская компания Pfaudler и британская Imperial Chemical Industries, к которым обращался за помощью Ирак, оказались более щепетильными и не взялись за контракты на производство продукции двойного назначения [Cordesman, Wagner..., 1990]. Самарра стала центром иракского хайтека, производившим все, что имеет отношение к химической промышленности, в том числе и химическое оружие. В Салман Паке под Багдадом

стр. 58
немецкие подрядчики построили предприятие, выпускавшее лекарства и медицинскую продукцию, а также, предположительно, занимавшееся разработкой бактериологического оружия [Bulloch, Morris, 1991, p. 91]. В 1970 г. при помощи СССР в городе Кут был введен в строй хлопчатобумажный комбинат, производящий целлюлозу, необходимую для изготовления пироксилинового пороха.

Почти вся иракская промышленность была сосредоточена вокруг Багдада, Басры и Мосула. Все это индустриальное великолепие было создано благодаря личной заинтересованности С. Хусейна, еще до своего президентства возглавлявшего им же придуманный комитет стратегического планирования, в который входили самые преданные ему родственники - брат Барзан ат-Тикрити, занимавшийся, помимо того, поставками оружия, и кузен Аднан Хейралла. Они держали под присмотром важнейшие министерства - промышленности и планирования.

Все "детские болезни" индустриализации: нехватка инженерно-технических кадров, низкая квалификация работников, плохо отлаженная логистика, пренебрежение инфраструктурой, отсутствие контроля качества и специфически ближневосточные административные пороки - серьезно снижали эффективность промышленной базы и приводили к неполной загрузке предприятий, низкому качеству продукции. Однако правительство поддерживало убыточную промышленность для сохранения уровня занятости и технологического уровня в целом.

ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Повсеместная неграмотность, особенно среди сельских жителей, ставила под вопрос все передовые начинания в стране. В стремлении к величию Ирака и своему собственному С. Хусейн повышал образовательный уровень населения. В программу ликвидации неграмотности были вовлечены государственные и партийные органы, публичные организации, начиная с Совета революционного командования и кончая профсоюзами [Makiya, 1998, р. 86]. Даже враги диктатора и самые отчаянные критики признавали его заслуги в этой области, особенно в деле повышения образовательного уровня женщин и вовлечения их в общественное производство. В этом начинании С. Хусейн был верен своей политике воодушевления, угроз и принуждения: за отказ от участия в образовательной программе невежде грозило тюремное заключение [Aburish, 2000, р. 114].

Конституция 1970 г. декларировала бесплатное образование на всех уровнях. Особое внимание уделялось образованию профессионально-техническому и высшему техническому. К пяти высшим учебным заведениям: Багдадскому университету (1958 г.), университету аль-Мустансирия (Багдад, 1963 г.), университету Басры (1964 г.), Мосульскому университету (1966 г.), университету Салах ад-Дин (Эрбиль, 1968 г.) - добавились Ассоциация технических институтов (1972 г.) и Технологический университет в Багдаде (1975 г.). С нескольких десятков до двух с лишним сотен увеличилось число колледжей разного профиля. Число учащихся в системе профессионального образования выросло с нескольких десятков тысяч в конце 1960-х гг. до почти двух сотен тысяч в конце 1980-х гг., число студентов высших учебных заведений за 1978-1988 гг. увеличилось со ста до ста пятидесяти с небольшим тысяч. Особенно заметным было увеличение в три раза за военный период числа студентов в технических институтах, что можно объяснить нараставшей потребностью в техниках и инженерах для увеличившейся в четыре раза армии [Фадхил, 1991, с. 18-21]. Осуществлялось обширное сотрудничество с СССР в подготовке кадров, как гражданских, так и военных. Создавались учебные центры на предприятиях и отдельные отраслевые центры обучения и профессиональной подготовки. Тысячи иракцев прошли через советские учебные заведения.

стр. 59
В образовательной политике Хусейн был таким же оппортунистом, как и в любой другой публичной сфере - в конце восьмидесятых в рамках "новой экономической политики" поощрения частного капитала было разрешено создавать частные вузы.

В самом Ираке вдобавок к существовавшему с 1929 г. офицерскому колледжу (Staff college) сформированы военный колледж (War college) и колледж национальной обороны (National defense college). Генерал ВВС Ирака при С. Хусейне Джордж Сада в своей работе "Saddam's secrets" утверждает, что стандарты образования в этих учебных заведениях признавались даже американцами и британцами [Sada, 2006].

Рост экономики и индустриализация вызвали повсеместную нехватку квалифицированных инженерно-технических кадров. В Ирак зазывались специалисты со всего мира, особенно арабы. Руководство страны "импортировало" инженеров и ученых, предлагая им высокие заработки и перспективные направления в науке и производстве. Предпочтения отдавались энергетике, химии, биологии, медицине. Под личным контролем Хусейна осуществлялась ядерная программа. В Ирак были приглашены специалисты по ядерной энергии из Египта, лишившиеся работы после закрытия египетской ядерной программы. Все это позволило создать в Ираке собственную базу подготовки квалифицированных научно-технических кадров.

Закон 1977 г. регулировал службу женщин в армии. Поскольку женщины к этому времени благодаря усилиям государства составляли большинство всех медицинских работников в стране, их служба была необходима и в регулярной, и в Народной армии [Makiya, 1998, р. 91].

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. МИНИСТЕРСТВО ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Незадолго до и во время войны с Ираном в Ираке были созданы зачатки военной промышленности - освоено производство легкого стрелкового оружия и боеприпасов, запчастей и узлов военной техники, даже таких технологически сложных и трудоемких, как стволы орудий и системы управления баллистических ракет.

Наиболее крупными объектами военной промышленности являлись завод по изготовлению лицензионных гаубиц (построен с помощью Югославии) в Эль-Юсефии, завод по выпуску стрелкового оружия (автоматы и пулеметы Калашникова, производительность 300 тыс. единиц в год), комплекс по производству боеприпасов в ЭльИскандерии, танковый завод в Таджи [Юрченко, 2007].

Завод собирал из запчастей танки Т-72 под названием "Бабиль". Производились также самоходные артиллерийские установки по чехословацким и югославским лицензиям. В 1990 г. было заключено соглашение с СССР о строительстве авиационного завода в Мосуле [Юрченко, 2007].

С. Хусейн желал доставать своими ракетами и самолетами до всех соседей и в особенности до Израиля, поэтому иракским инженерам приходилось импровизировать. Так, во время войны 1991 г. при помощи Египта Ирак начал производство советских тактических ракет средней дальности Р-17, известных как SCUD. Но их радиус действия не достигал Израиля, и тогда иракцы увеличили емкость топливных баков ракет в ущерб точности. В результате большая часть ракет, выпущенная в 1991 г. по Израилю, угодила куда угодно, только не в цель. Однако эта импровизация сыграла другую роль - некоторые ракеты разваливались при входе в атмосферу, и их обломки создавали на радарах зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "Пэтриот" множество меток, поэтому для верности расчетам ракетных комплексов приходилось стрелять десятком ракет по груде металлолома, летящего к земле.

Можно охарактеризовать С. Хусейна и его приближенных, в частности министра обороны Аднана Хейраллу как наивных технократов - они почему-то полагали, что само наличие большого количества современного оружия и военной техники может быть залогом победы над любым врагом. В вышеупомянутой книге "Saddam's secrets"

стр. 60
автор пишет о том, что Хусейн в 1991 г. мечтал утопить американский авианосец. При этом система управления, контроля, связи и разведки C-4I практически не существовала [Sada, 2006].

С. Хусейн диверсифицировал источники поставок вооружения и техники с целью снизить свою зависимость от СССР. Вторым по значимости поставщиком стала Франция. Пока страны западного и восточного блоков боролись за влияние в Персидском заливе, Ирак не испытывал серьезных затруднений в получении желаемого. Иракские торговые представители исколесили весь мир в поисках различной ПВН, они не жалели денег на подкуп, контрагенты получали щедрые комиссии - прилагались все усилия, чтобы приобрести все лучшее. Тысячи единиц военной техники - автомобили, танковые тягачи, легкая и тяжелая бронетехника, ствольная и ракетная артиллерия, мобильные ЗРК, десятки тысяч ракет всех видов покупались в Италии, Германии, Бразилии, Аргентине, Китае. Западные компании строили в Ираке военные и гражданские аэродромы, оснащенные новейшими средствами контроля воздушного пространства. "Разношерстный" арсенал ВВТ и проблема его унификации не беспокоила иракское руководство - пренебрежение вопросами поддержания боеготовности и ремонта техники вообще присуще ближневосточным армиям и по сей день.

К 1975 г. Ирак обзавелся еще двумя дивизиями — танковой и механизированной - вдобавок к шести, имевшимся на 1968 г. Доля военных расходов в ВВП Ирака неуклонно увеличивалась [Юрченко, 2007]. К началу войны с Ираном иракский парк сухопутной техники состоял в основном из советских образцов (и их китайских аналогов) разных поколений: сотни БМП-1, БТР-60 и БТР-70, танков Т-55, Т-62, и даже 50 единиц современных Т-72, полученных в 1979 г. [armstrade.sipri.org...].

Стоит отметить, что Ираку в 1970-х гг. так и не удалось заполучить на Западе то, что обычно интересует всех покупателей оружия, - новейших самолетов. Только Франция охотно продавала свои новые Миражи. В 1970-1980-х гг. в Ирак было продано чуть более сотни истребителей семейства Mirage F1 и пять палубных штурмовиков Super Etandard, которые использовались в танкерной войне и для ударов по нефтяным терминалам Ирана. Хусейн планировал купить в Великобритании новейшие штурмовики Ягуар. В 1976 г. его эмиссары даже сумели договориться об обучении в Англии и США пилотов для самолетов, но сделка не состоялась. ВВС Ирака состояли из советских самолетов, серийно производившихся в 1970-1980-х гг. и поставлявшихся в Ирак после нескольких лет эксплуатации в СССР.

Особые отношения с Францией и дружба С. Хусейна с Ж. Шираком позволили Ираку в 1975 г. обзавестись исследовательским реактором Озирак в Тувейте, который производил плутоний, потенциально годный для производства ядерного оружия. Он был разбомблен израильской авиацией 7 декабря 1981 г. Несмотря на этот удар, Ирак продолжил обогащение урана и исследования по производству ядерного топлива на десяти предприятиях в Рашидии, Тувейте, аль-Фурате и других местах. В ходе войны 1991 г. эти предприятия были уничтожены или серьезно повреждены авиаударами коалиционных сил, что положило конец иракским проектам по созданию ядерного и квази-ядерного оружия [globalsecurity.org/...].

УСТРОЙСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИРАКА

Армия - система с особой этикой. Во многих странах третьего мира она является единственным инструментом для поддержания стабильности и порядка, не затронутого частными интересами борющихся друг с другом групп элит. Там армия, по сути, цементирует нацию и является, по выражению главы британской миссии военных советников в Ираке в 1940-е гг. генерала Рентона, - университетом нации. Кроме того, армия защищает режимы от внутренней оппозиции. Обычно правящая элита пытается использовать армию как политический инструмент, стараясь не допускать ее полити-

стр. 61
зации. Такая амбивалентность приводит к тому, что армии в большинстве стран третьего мира становятся привилегированным клубом офицеров, выполняющих роль жандармов и стражей порядка. Они оказываются под контролем спецслужб. Все это снижает роль армии как средства защиты суверенитета и безопасности страны.

Изложенная в хартии Национального патриотического прогрессивного фронта от 1976 г. баасистская доктрина провозглашала армию неотъемлемой частью народа, авангардом прогрессивных революционных сил. В этом же документе говорится о создании собственной военной промышленности и системы военного образования [Устав и принципы... 1976, с. 18].

Унификация в ближневосточных армиях - явление редкое не только в сфере ВВТ, но и в отношении морально-волевых качеств солдат и офицеров. Поскольку уставы и инструкции в большинстве этих армий не догма, то личная храбрость и профессионализм офицеров становятся единственным ресурсом, который имеет смысл учитывать при анализе. В ближневосточных армиях воспроизводится своего рода модель средневековой иррегулярной армии, в которой слабая подготовка личного состава компенсируется наличием хороших офицеров и частей, которыми они командуют. В случае с Ираком следует учитывать политический контроль - насыщенность армии агентами спецслужб и регулярные ротации и чистки, устраивавшиеся Хусейном для собственного спокойствия. Микроменеджмент из Багдада и репрессии против офицеров, обвиненных в поражениях во время ирано-иракской войны, не прибавляли боевого духа. Золотой дождь, проливавшийся на лояльных офицеров, не компенсировал удушающей атмосферы страха и неуверенности в благоволении верховного главнокомандующего. Наступательные действия требуют большого количества компетентных, инициативных и агрессивных командиров, которых Хусейн опасался больше всего. Этим объясняется неэффективность иракских ВС, технологически превосходивших иранские в ходе войны, и быстрый разгром под ударами сил коалиции в 1991 и 2003 гг. На этом фоне лучше выглядела Республиканская гвардия, в которой большая часть офицеров происходила из Тикрита и находилась в родственных связях с С. Хусейном. Гвардейские части считались наиболее надежными, лучше вооружались и были более автономны в своих действиях. Тем не менее, гвардия "съедала" лучшие кадры, а регулярные части лишались ценного ресурса - компетентных офицеров младшего и среднего звена.

Иракские ВВС, оснащенные в 1970-1980 гг. советскими и французскими самолетами, не проявили себя как эффективный род войск, хотя пилоты были профессионалами. Во время войны с Ираном иракская авиация совершила ничтожное количество вылетов. Ведь авиация - это не только инструмент воздушного нападения и защиты, но и средство быстро и гарантированно избавиться от нежелательных персон, поэтому для нелегитимных властителей боевая авиация представляет угрозу. Если потенциальную опасность военного переворота можно компенсировать созданием лояльной гвардии и всепроникающих спецслужб, то против авиации, которая в любой момент времени может нанести удар с воздуха, таким "противоядием" стала разветвленная сеть правительственных бункеров, способных выдержать любой авиаудар. Другим способом обезопасить себя от авиации - держать ее на земле, что и было сделано режимом в 1991 г. после раскрытия антисаддамовского заговора генералов ВВС.

Иракская ПВО была сконструирована по советскому образцу с помощью советских специалистов, но включала в себя технические средства и вооружение разных стран. Система ПВО включала три компонента: 1) зенитно-ракетные комплексы С-75 и С-125, способные поражать высотные и средневысотные цели на дальности до 40 км и прикрывавшие важные промышленные, административные и инфраструктурные объекты; 2) республиканская гвардия, состоявшая из французских зенитно-ракетных комплексов малого радиуса Roland, Crotale и зенитных орудий; 3) армейские части, предназна-

стр. 62
ченные для прикрытия сухопутных сил и вооруженные советскими ЗРК "Куб", "Оса", "Стрела-1", "Стрела-10", самоходными зенитными установками.

"Гибридный" характер иракской ПВО, оснащенной радарами, вооружением и средствами радиоэлектронной борьбы, с одной стороны, делал ее фактически одноразовой, поскольку для ремонта и поддержания боеготовности требовалось огромное количество запчастей разной номенклатуры и от разных производителей, с другой стороны, такая система была менее уязвимой для анализа и подавления.

Служба национальной безопасности (мактаб алъ-амн аль-каумий), полностью подчинявшаяся только С. Хусейну, была создана в 1974 г. при активной помощи КГБ по советскому образцу. Она контролировала прочие спецслужбы и имела разветвленную сеть агентов внутри страны. На безопасность не жалели денег. Саид Абуриш, западный журналист и бизнес-консультант иракского правительства в 1970-х гг., в своей книге "Saddam Hussein: the politics of revenge" сообщает о пятимиллионном контракте с американской компанией Karkar electronics на поставку мобильных телефонов, которые были распределены среди баасистских функционеров высокого ранга на случай возникновения какой-либо угрозы режиму [Aburish, 2000, р. 137]. Была создана контрразведка и партийная безопасность (мухабарат) и внешняя разведка (истихбарат).

Основной документ внешней разведки, сорокастраничный "Стратегический рабочий план", подписанный главой истихбарата Халилем аль-Аззави, ставил целью проникновение в тайны ВПК, науки и дипломатии западных стран, раскрытие планов и структур НАТО [Makiya, 1998, р. 13].

Полувоенная организация Народная армия (НА), детище С. Хусейна, была подчинена мухабарату. В отличие от своей предшественницы, Национальной гвардии, штурмовавшей министерство обороны в 1963 г., чтобы выбить оттуда Касема, Народная армия не участвовала в перевороте 1968 г. С начала 1970-х она стала своего рода кадровым резервом для армии: молодежь, прошедшая через НА и начальную военную и политическую подготовку под присмотром партии, получала "путевку в жизнь" через службу в армии.

УРОКИ ИРАНО-ИРАКСКОЙ ВОЙНЫ

Общим для Ирака и Ирана явлением с точки зрения использования их человеческого и военно-технического потенциалов стала их неспособность эффективно использовать технологически сложные системы вооружений, что объясняется низким уровнем образования и технологической базы, а также отсутствие детально разработанной и реалистичной стратегии. Этим объясняется и "окопный" характер войны, и высокие потери в живой силе с обеих сторон. Санитарные потери и потери среди гражданского населения также были непропорционально велики для конфликта такой напряженности. Многократное увеличение полувоенных структур - басидж в Иране и НА в Ираке - служило политическим целям, а не насущной военной необходимости. Ниже приведем сравнение потенциалов обеих стран.

В Иране существовала доктрина "армии двадцати миллионов" - оригинальная импровизация аятоллы Хомейни, следуя которой Иран призвал в вооруженные силы несколько миллионов человек и смог компенсировать основные недостатки, ограничивавшие военный потенциал страны. К ним относились политическая и экономическая изоляция после исламской революции; невозможность эффективно применять, пополнять и увеличивать обширный арсенал, доставшийся в наследство от шахского режима; отсутствие собственной военной промышленности и слабая материально-техническая база вооруженных сил; ставка на "большие батальоны" - использование демографического преимущества (в Иране - 422 тыс. призывников в год, в Ираке - 161 тыс.) [Hiro, 1991].

стр. 63
Иран попытался компенсировать недостатки в материально-техническом обеспечении высоким боевым духом и использованием шиитской традиции мученичества за веру. Политическое руководство было склонно к использованию тактики массовых атак и переоценке эффективности этой тактики. В Иране был создан Корпус стражей Исламской революции (КСИР) и басидж — высоко мотивированная революционная сила, плохо оснащенная и не способная одержать победу над иракским подобием современной армии, но взявшая на себя основные тяготы войны.

Совершенно иная картина была в Ираке. К местным условиям была адаптирована советская модель военного строительства, включавшая создание армии современного образца, собственной материально-технической базы для обслуживания закупленного вооружения и развитой системы логистики, ставку на огневую поддержку; контроль армии через партийные структуры и микроуправление войсками из Багдада; мобилизацию основной доли призывного контингента в ходе эскалации конфликта и создание Народной армии, служившей инструментом контроля над региональными племенными структурами.

Итак, Ирак в ряду "молодых милитаристов" Ближнего Востока отличался особым опытом в военном строительстве. История Ирака с 1968 г. во многом зависела от воли небольшой группы людей. Личные амбиции и жажда власти, помноженные на национализм и гегемонизм, создали в Ираке эталонный образец милитаризованного ближневосточного государства. Политическое руководство, очарованное магией чисел и достижениями науки, стремилось к конструированию нового регионального порядка при опоре на военно-техническое превосходство над всеми соседями. Баасистский переворот 1968 г. избавил армию от ненужного бремени политической власти. Глубокие социальные изменения, затронувшие все слои общества, в особенности программа повышения образовательного уровня и подготовки национальных технических кадров, экономический рост и трансформация политической системы - от революционности к легитимности - могли изменить вооруженные силы Ирака, сделать его настоящим военно-политическим гегемоном в регионе. Индустриализация и обширное военное строительство 1970-1980 гг., а также война с Ираном могли бы стать своего рода горнилом, в котором закалилось единство иракской нации, однако порочная система политического контроля ВС, параноидальный характер режима С. Хусейна и его неполная легитимность так и не позволили армии, через которую прошла значительная часть взрослого мужского населения страны, обеспечить решение этих задач.

Советский опыт конструирования ВС и советская военная доктрина, основанная на психологии превосходства, ставке на огневую мощь и быстрой замене убывающих частей новыми, сыграли дурную шутку с Ираком, не обладавшим таким промышленным, военным и человеческим потенциалом. Воспитание духа превосходства обернулось пустой пропагандой и самообманом, ставка на огневую мощь и ротацию частей - созданием огромного числа плохо управляемых и недоукомплектованных частей и соединений, лишь на бумаге обладавших серьезной силой. Подготовка личного состава, особенно офицеров, в которых политическое руководство ценило лояльность, а не компетентность, оказалось неадекватно огромному и технологически "пестрому" иракскому арсеналу, а сам арсенал оказался совершенно неадекватен системе управления вооруженными силами.

Все тридцать лет пребывания на вершине власти С. Хусейн опасался того, что рано или поздно какой-нибудь военный въедет в Багдад на танке и свергнет его. В результате колоссальные усилия в военной сфере тратились на раздувание культа личности Хусейна внутри страны и конструирование его имиджа на мировой арене.

В ходе войны с Ираном, развязанной С. Хусейном, только регулярная армия увеличилась пятикратно - с двухсот тысяч почти до миллиона. Все "болезни роста", сопровождающие подобное увеличение ВС, оказались многократно усилены низкой компетентностью военного командования и тотальной некомпетентностью политического

стр. 64
руководства, управлявшего ходом боевых действий из бункера в Багдаде. Некоторые успехи иракская армия продемонстрировала в конце войны с Ираном, поскольку С. Хусейн несколько "ослабил поводок". Самый долгий и кровавый конфликт в третьем мире был по сути повторением сценария Первой мировой войны силами провинциальных актеров-любителей: публике было явлено зрелище траншейной войны, время от времени прерывавшейся яростными скоротечными схватками на отдельных участках фронта. К несчастью для народов обеих стран, постановщики этого действа оказались еще большими любителями, чем исполнители - они совершенно не знали канона сценографии, созданного великим драматургом войны Сунь Цзы десятки веков назад.

Геополитические амбиции иракского диктатора, воображавшего себя мини-Сталиным, простирались дальше региона Персидского залива, однако его властолюбие не позволило появиться воинской элите, сравнимой со сталинским генеральским корпусом. В конечном итоге все это обернулось разгромом в Кувейте в 1991 г. и быстрым крахом режима в 2003 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фадхил С.С. Статистический анализ уровня образования и подготовки кадров в Ираке в 70-80 годы. М., 1991.

Устав и принципы действий Патриотического и национально-прогрессивного фронта в Ираке: Хартия национальных действий. Хельсинки, 1976.

Шахбазян Г.С. Государственный сектор в экономике Ирака. М., 1974.

Юрчснко В.П. Военная политика и военное строительство в странах Арабского Востока (конец XX - начало XXI века). М., 2007. [Электронный ресурс: RTF]

Aburish S.K. Saddam Hussein: the politics of revenge. L., 2000.

armstradc.sipri.org/armstradc/page/trade_rcgistcr.php

Bulloch J., Morris Harvey. Saddam's War: The Origins of the Kuwait Conflict and the International Response. L., 1991.

Cordesman A.H., Wagner A.R. The Lessons of the Modern War. Vol. 2. Boulder, 1990 [электронный ресурс. PDF].

For the independence and unity of the Arabs: The national declaration of President Saddam Hussein and the documents of the Arab popular national conference on 8 February 1980. Baghdad, 1981.

globalsccurity.org/wmd/world/iraq/tuwaitha.htm

Hiro Dilip. The longest War: The Iran-Iraq conflict. N.-Y., 1991 [электронный ресурс. PDF].

Kennedy G. Military in the Third World. N.Y., 1974.

Makiya Kanan. Republic of Fear: The Politics of Modern Iraq. Univ. of California press, 1998.

President Saddam Hussein's message to the fourth corps commander. Baghdad, 1982.

Sada G. Saddam's secrets. Brentwood, 2006.

стр. 65


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/АРМИЯ-И-ВОЕННОЕ-СТРОИТЕЛЬСТВО-В-ИРАКЕ-1968-1988-гг

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Urhan KarimovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Karimov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е.В. МАЛЫШЕВ, АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг. // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 22.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/АРМИЯ-И-ВОЕННОЕ-СТРОИТЕЛЬСТВО-В-ИРАКЕ-1968-1988-гг (дата обращения: 22.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е.В. МАЛЫШЕВ:

Е.В. МАЛЫШЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Urhan Karimov
Astana, Казахстан
15 просмотров рейтинг
22.11.2024 (6 часов(а) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Каталог: Вопросы науки 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
5 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
8 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android