Libmonster ID: KZ-2645

История развития и применения иракских вооруженных сил (ВС) в период правления партии Баас и Саддама Хусейна, в т.ч. в ирано-иракской войне, комплекс политических, экономических, социальных причин и предпосылок превращения Ирака в претендента на военно-политическую гегемонию в регионе Персидского залива связаны с темой военного строительства, создания системы мер в гражданской и военной сферах, направленных на совершенствование материально-технической базы ВС, увеличение мобилизационного потенциала и идеологическую подготовку масс.

Ключевые слова: армия, военное строительство, Ближний Восток, Ирак, режим Саддама Хусейна, ирано-иракская война.

Трюизм Мао Цзэдуна "винтовка рождает власть" никогда не терял своей актуальности, особенно в странах Ближнего Востока (БВ). Общеизвестным считается то, что все ближневосточные арабские режимы - республиканские и монархические - стремятся использовать вооруженные силы не только для обеспечения национальной безопасности, но и как опору власти и политический инструмент. Это формирует облик вооруженных сил и подходы к их созданию, функционированию и использованию в странах БВ. Вовлеченность арабских стран в геополитическую игру, их взаимоотношения с мировыми державами, выбор поставщиков вооружений и военной техники (ВВТ), и самое главное, военного опыта и знаний - США или СССР - до начала 1990-х гг., придавали этой теме особую остроту. Молодые государства-нации стремились к созданию собственной армии, а претенденты на гегемонию должны были еще и напугать соседей военной мощью, чтобы заставить с собой считаться - таково было "поветрие", охватившее в 1960-1980-е гг. весь регион. В зависимости от политической ситуации страны БВ входили либо в натовский, либо в советский технологический и военнотехнический ареалы.

Сказанное в полной мере относится к Ираку в период правления партии Баас и Саддама Хусейна. Сейчас страна вовлечена в зону блока НАТО, что актуализирует задачу адаптации западного опыта военного строительства, поскольку Ирак вынужден конструировать свои вооруженные силы с нуля, создавая под присмотром нового сюзерена причудливые и эклектичные штатные структуры и системы ВВТ.

Опыт военного строительства в Ираке накануне и во время ирано-иракской войны, а также в послевоенный период, описывается и анализируется в зарубежной и отечественной литературе, как правило, в контексте конфликтов, в которых участвовал Ирак при С. Хусейне. Общим местом в работах, посвященных этой теме, считается то, что облик ВС Ирака был обусловлен особенностями его политического устройства, влиянием СССР, и в целом, укладывался в "норматив" для стран третьего мира.

Для выявления специфики развития и использования иракских ВС, обусловленной военно-техническим партнерством с СССР, особенностями режима С. Хусейна и социально-экономическим фундаментом, на котором возводилась военная машина Ирака, необходимо рассмотреть "ближневосточный способ военного строительства"; эконо-

стр. 54
мический, политический и социальный фон, на котором происходило конструирование военной машины Ирака; историю развития военного потенциала Ирака в 1968-1980 гг.; особенности и черты режима, повлиявшие на процесс формирования иракских вооруженных сил; усвоенные Ираком уроки ирано-иракской войны 1980-1988 гг.

СПЕЦИФИКА ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Богатые нефтью арабские страны БВ и Северной Африки не жалеют денег на военные расходы и создают причудливые армии, вооруженные по последней моде и организованные по современным образцам, но не умеющие сражаться. Эти армии за прошедшие десятилетия так и не избавились от стандартного набора "детских болезней", таких как формализм в вопросах профессионального обучения и мотивации личного состава, низкая штабная культура, пренебрежение уставами и штатными структурами, неспособность и нежелание поддерживать материально-техническое обеспечение на должном уровне.

Кроме того, следует отметить необычайно высокие показатели выхода из строя военной техники не по боевым причинам, что характерно для стран третьего мира, где данный показатель в разные годы зашкаливал до 70% для воздушных судов и 60% для наземной техники (при нормальных показателях в условиях боевой эксплуатации 10 и 5% соответственно) [Kennedy, 1974, р. 261]. Это обусловлено несколькими причинами: особыми условиями эксплуатации, такими как жара, пыль, песок, пренебрежение ремонтом, низкая квалификация и нехватка обслуживающего персонала. Зачастую экипажи бросали свои машины из-за поломок, которые можно было бы починить "с колес". Отчасти это было следствием некритически воспринятой советской доктрины, подразумевавшей ставку на огневую мощь в ущерб мобильности и замену техники в ущерб ремонту. Неумение ремонтировать, особенно в боевых условиях, технику было бичом всех ближневосточных армий. По этой причине военное руководство Ирака во время ирано-иракской войны не могло проводить крупные механизированные операции, даже если бы умело это делать.

РАЗВИТИЕ И УСИЛЕНИЕ ИРАКСКИХ ВС В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАРТИИ БААС

За десятилетие между 1958—1968 гг. в структуре и организации иракских ВС не произошло серьезных изменений. Были сформированы две дивизии в дополнение к четырем имевшимся, закупалась почти исключительно советская продукция военного назначения (ПВН), а военные специалисты обучались в СССР.

В 1963 г., когда баасисты очищали страну от идеологических противников, советские поставки на какое-то время прекратились. Незадолго до переворота 1963 г. ВВС Ирака получили шесть разобранных МиГ-21, но сразу после переворота все инструкторы и техники были отозваны, таким образом, военная авиация пополнилась двумя готовыми новейшими боевыми самолетами, на которых никто из иракских пилотов не умел летать [Sada, 2006, р. 55]. Ситуация повторилась в 1970 г., когда Багдад в очередной раз послал армию усмирять курдов. Тогда С. Хусейн ездил в Москву договариваться о прекращении поддержки курдов и возобновлении сотрудничества.

В аспекте военного строительства только баасистский переворот 1968 г. и последующие чистка и "баасизация" армии привнесли нечто новое: получив в руки эффективный инструмент контроля в виде армейской партийной организации, правящий режим начал планомерно увеличивать армию. К началу войны с Ираном она включала 12 дивизий, из них - четыре танковые. Партия прошла суровую школу переворотов, режим, по меткому выражению Канана Макии, выработал "переворотоустойчивость" [Makiya, 1998, р. XX]. Ключевые гражданские посты были заняты баасистами, затем в армии была создана альтернативная иерархия советского образца - институт политических комиссаров. Комиссары - проверенные баасисты - отчитывались непосредственно пе-

стр. 55
ред С. Хусейном. Теперь приказы вышестоящих офицеров, не состоявших в партии, могли быть отменены. Офицерский корпус был очищен от нелояльных и подозрительных, дорога к высоким званиям и должностям была открыта только для членов Баас. Регулярные чистки и воспитание военнослужащих в духе верности идеям баасизма фактически ликвидировали корпоративную солидарность в армии. Офицерский корпус утратил способность к самоорганизации в клубы любителей переворотов. "Руководящая и направляющая роль партии" не подвергалась сомнению, отступники и сомневающиеся подлежали суровому наказанию.

Однако, несмотря на успехи в кадровой политике, сама партия была нестабильна, и С. Хусейну как главе аппарата внутренней безопасности пришлось сконцентрироваться на очистке партийной верхушки от политических соперников. Так, он ликвидировал в 1970 г. начальника штаба Хардана Тикрити, обвиненного в бездействии и предательстве палестинских интересов, в 1971 г. устранил от дел министра внутренних дел Салиха Махди Аммаша, ближайшего союзника президента Бакра. Избавившись от "старых большевиков" в правительстве, в высшем командовании и совете революционного командования, С. Хусейн обезопасил себя от малейшей угрозы военного переворота. В середине 1970-х, получив власть над всеми богатствами страны, при поддержке когорты ближайших родственников, назначенных контролировать экономику, политику и обороноспособность страны, он смог воплощать свою мечту о гегемонии.

ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАРТИИ БААС И С. ХУСЕЙНА

Хартия национального действия 1971 г. закрепила социалистическую ориентацию Ирака, озвучила его внешнеполитические приоритеты. В 1972 г., после официального визита С. Хусейна, тогда еще находившегося на посту второго секретаря партии, был подписан советско-иракский Договор о дружбе и сотрудничестве, окончательно оформивший уже сложившееся военно-техническое, экономическое и политическое партнерство. Достаточно упомянуть, что иракские авиабазы стали доступны для советской авиации, а сотни иракских курсантов отправились учиться в военных учебных заведениях СССР. Антикоммунизм С. Хусейна не стал препятствием для реализации шанса пригрозить американцам в Заливе при помощи советских самолетов.

Кроме того, Ирак получил гарантии от СССР и Франции о неучастии в каких-либо санкциях против Ирака и немедленно национализировал Иракскую нефтяную компанию. Полный контроль над нефтью окончательно развязал руки правящему режиму, который начал обширное военное строительство. В огромных масштабах закупалась продукция военного назначения, строилась инфраструктура, формировались новые части и готовились резервисты Народной армии.

В документах, приложенных к Национальной декларации, предъявленной на Народной национальной конференции 8 августа 1980 г. в Багдаде, С. Хусейн отчаянно критиковал лживость лозунгов, экспансионизм и сектантство нового иранского режима, но благожелательно высказывался об иранском народе, с которым следует жить в мире [For the Independence..., 1981, p. 30]. В обращении к командиру четвертого корпуса, находящегося на фронте, 29 марта 1982 г. он уже всех персов называл экспансионистами, поработителями и угнетателями иракского народа, врагами его древней цивилизации [President Saddam Hussein's Message..., 1982, p. 23].

Баасистская идеология конструировала реальность в соответствии со своим главным лозунгом "Единство. Свобода. Социализм", который интерпретировался как необходимость превращения потенциальной "арабской нации" в реальную через тотальную мобилизацию всех ее прогрессивных и молодых сил. Борьба с империализмом и сионизмом объявлялась основной задачей. Дети и молодежь собирались в подконтрольные партии структуры, идентичные пионерской организации и комсомолу. Работа с молодежью и воспитание в ней революционной сознательности стало приоритетом

стр. 56
для партийных органов и министерства образования, поскольку молодежь составляла более половины всего населения.

Иракский режим шел проторенным путем и охотно использовал советский опыт: обеспечение всеобщей грамотности вкупе с полным контролем над СМИ. Огромные усилия были приложены для ослабления "отсталых" систем племенной и клановой лояльности, для ликвидации неравенства между полами. Новые законы ограничивали патриархальную власть в большой семье и стимулировали обособление нуклеарной семьи. Государству нужны были люди, сознательно преданные правящему режиму и лично вождю нации. С начала 1970-х гг. создавались новые и обличались старые враги иракского народа - персы, евреи, курды - под масками рабочих, коммерсантов, учителей, проникавших в Ирак и формировавших "пятую колонну". Революция сама выбирала себе врагов.

Десять лет правления Баас превратили Ирак из аграрно-сырьевой колонии в государство-рантье, которое могло развиваться в направлении, обозначенном его политическим руководством. Руководство Ирака выбрало путь военной гегемонии и следовало ему до самого конца. Даже войны - с Ираном и международной коалицией - не поменяли представления политической элиты о том, что такое Ирак и каким он должен быть на мировой арене. Усилиями руководства Ирак уподобился военному лагерю, в котором все было подчинено высшей цели и войне за ее достижение. Государство надзирало и наказывало, наставляло и обучало. Поэтому объектом сил внутренней безопасности и спецслужбы стали граждане, не вовлеченные в образовательную систему армии - "университета нации" - и Народной армии - "колледжа нации". По приблизительным подсчетам Канана Макии, к 1980 г. пятая часть, то есть 677 тыс. чел. из 3.4 млн экономически активного населения Ирака, выполняли эту задачу [Makiya, 1998, р. 38]. Для сравнения армия насчитывала 242 тыс. чел., Народная армия - 175 тыс., полиция - 260 тыс.

ЭКОНОМИКА ИРАКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

Существовавший во времена монархии Комитет по развитию при содействии Всемирного банка и консультантов Arthur D. Little Inc. разрабатывал в 1950-е гг. планы экономического развития страны, включавшие крупные индустриальные проекты в энергетической, химической отраслях, в строительстве и инфраструктуре. Приоритет, однако, отдавался легкой промышленности, нефтехимии и энергетике, то есть тому, что давало возможность обеспечить рост производства товаров народного потребления и улучшение качества жизни населения. Сложные и долгосрочные крупные индустриальные проекты, подразумевавшие создание взаимосвязанных производств и разветвленных технологических цепочек, оценивались, в первую очередь, по их потенциальной рентабельности, поэтому они так и не были реализованы. Созданный в 1959 г. Комитет планирования породил еще более грандиозные планы, учитывавшие рост доходов от нефтеэкспорта. Если прибавить к этому программу советской экономической помощи, то экономика Ирака должна была развиваться фантастическими темпами. Всего с 1951 по 1965 гг. органы планирования разработали шесть пятилетних планов развития, но ни один из них не был реализован в полной мере. Тем не менее, каждый план прогнозировал 8-12-процентный рост экономики.

Финансовое обеспечение военных расходов по первому пятилетнему плану 1961-1965 гг. проходило по статьям "Транспорт и связь" и "Гражданское и жилищное строительство''. Треть расходов по этим статьям шла на обеспечение армии и полиции. Война с курдами потребовала привлечения дополнительных средств, и в результате многие проекты были отменены как экономически необоснованные.

Вторая пятилетка уже включала в бюджет особую статью военных расходов, проходившую как "Промышленное строительство министерства обороны".

стр. 57
В 1964 г. основные промышленные и инфраструктурные объекты, а также финансовые институты были национализированы. Вся внешняя торговля по закону 1970 г. контролировалась государством. Многие из промышленных объектов были запланированы Комитетом по развитию и Министерством экономики еще при короле. Но если во времена монархии и при премьер-министре Абдель Кариме Касеме (1958-1963) правительство руководствовалось экономическими соображениями, то при президентах Абдель Рахмане Арефе (1966-1968) и Ахмеде Хасан аль-Бакре (1968-1979) программа индустриализации приобрела политический смысл. Узость внутреннего рынка, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие собственного сырья и прочие соображения, тормозившие развитие тяжелой промышленности в 1950-1960-х гг., в малой степени принимались в расчет. Некомпетентность, плохое управление и, как следствие, низкая отдача от инвестиций не беспокоили руководство страны.

Баас после 1968 г. стала железной рукой проводить индустриализацию. Несмотря на антикоммунизм в политике, партия придерживалась по сути марксистско-ленинского подхода в экономике, делая ставку на развитие тяжелой промышленности. Правительство сделало упор на усиление и совершенствование госсектора в промышленности и сельском хозяйстве, стало создавать крупные государственные промышленные предприятия и хозяйства, поощрять кооперацию в аграрном секторе, механизацию, химизацию, применение современных агротехнических методов. Применялась советская модель механизации - создание государственных машинопрокатных станций.

Сам С. Хусейн, происходя из крестьян, серьезно относился к аграрной проблеме. Земельная реформа, проведенная после революции, поставила под угрозу земледелие в Месопотамии, т.к. малые хозяйства и фермы были вынуждены выжимать все возможное из земли. Истощение водных ресурсов при ежегодной эксплуатации полей приводило к засолению почв. При С. Хусейне были построены современные дренажные системы; электричество, холодильники и телевизоры за символические деньги поставлялись в село. Колхозы, на которые была сделана ставка в начале 1970-х, были отменены как не соответствующие особому иракскому пути и непопулярные. Баасистская программа аграрных реформ подразумевала кроме общих мер повышения эффективности сельского хозяйства ограничение миграции в города и создание предпосылок для обратного движения.

С конца 1960-х гг. вводились в строй запланированные пятилеткой предприятия, производившие почти все, что необходимо для функционирования военной машины - узлы машин, запчасти, электрооборудование, горюче-смазочные материалы, медикаменты, химическая продукция всех видов. В начале 1970-х гг. в стране не было даже собственного производства боеприпасов и комплектующих для стрелкового оружия. Технологические цепочки приходилось выстраивать с нуля. Полное самообеспечение низкотехнологичной продукцией военного назначения было достигнуто уже во время войны.

В 1971 г. при помощи СССР и Чехословакии был запущен завод сельхозтехники - то, с чего начинается любое военное строительство. В основных промышленных центрах, таких как Багдад и Басра, были развернуты предприятия по ремонту техники. В Абу-Флюс близ Басры был построен завод искусственных удобрений, работавший полностью на иракском сырье. В Самарре в 1971 г. заработал построенный при помощи СССР завод по производству медикаментов. Там же в конце 1970-х гг. при помощи западногерманских фирм (Karl Kolb, Fritz Werner, Water Engeneering GmbH) было организовано производство пестицидов и химической продукции. Американская компания Pfaudler и британская Imperial Chemical Industries, к которым обращался за помощью Ирак, оказались более щепетильными и не взялись за контракты на производство продукции двойного назначения [Cordesman, Wagner..., 1990]. Самарра стала центром иракского хайтека, производившим все, что имеет отношение к химической промышленности, в том числе и химическое оружие. В Салман Паке под Багдадом

стр. 58
немецкие подрядчики построили предприятие, выпускавшее лекарства и медицинскую продукцию, а также, предположительно, занимавшееся разработкой бактериологического оружия [Bulloch, Morris, 1991, p. 91]. В 1970 г. при помощи СССР в городе Кут был введен в строй хлопчатобумажный комбинат, производящий целлюлозу, необходимую для изготовления пироксилинового пороха.

Почти вся иракская промышленность была сосредоточена вокруг Багдада, Басры и Мосула. Все это индустриальное великолепие было создано благодаря личной заинтересованности С. Хусейна, еще до своего президентства возглавлявшего им же придуманный комитет стратегического планирования, в который входили самые преданные ему родственники - брат Барзан ат-Тикрити, занимавшийся, помимо того, поставками оружия, и кузен Аднан Хейралла. Они держали под присмотром важнейшие министерства - промышленности и планирования.

Все "детские болезни" индустриализации: нехватка инженерно-технических кадров, низкая квалификация работников, плохо отлаженная логистика, пренебрежение инфраструктурой, отсутствие контроля качества и специфически ближневосточные административные пороки - серьезно снижали эффективность промышленной базы и приводили к неполной загрузке предприятий, низкому качеству продукции. Однако правительство поддерживало убыточную промышленность для сохранения уровня занятости и технологического уровня в целом.

ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Повсеместная неграмотность, особенно среди сельских жителей, ставила под вопрос все передовые начинания в стране. В стремлении к величию Ирака и своему собственному С. Хусейн повышал образовательный уровень населения. В программу ликвидации неграмотности были вовлечены государственные и партийные органы, публичные организации, начиная с Совета революционного командования и кончая профсоюзами [Makiya, 1998, р. 86]. Даже враги диктатора и самые отчаянные критики признавали его заслуги в этой области, особенно в деле повышения образовательного уровня женщин и вовлечения их в общественное производство. В этом начинании С. Хусейн был верен своей политике воодушевления, угроз и принуждения: за отказ от участия в образовательной программе невежде грозило тюремное заключение [Aburish, 2000, р. 114].

Конституция 1970 г. декларировала бесплатное образование на всех уровнях. Особое внимание уделялось образованию профессионально-техническому и высшему техническому. К пяти высшим учебным заведениям: Багдадскому университету (1958 г.), университету аль-Мустансирия (Багдад, 1963 г.), университету Басры (1964 г.), Мосульскому университету (1966 г.), университету Салах ад-Дин (Эрбиль, 1968 г.) - добавились Ассоциация технических институтов (1972 г.) и Технологический университет в Багдаде (1975 г.). С нескольких десятков до двух с лишним сотен увеличилось число колледжей разного профиля. Число учащихся в системе профессионального образования выросло с нескольких десятков тысяч в конце 1960-х гг. до почти двух сотен тысяч в конце 1980-х гг., число студентов высших учебных заведений за 1978-1988 гг. увеличилось со ста до ста пятидесяти с небольшим тысяч. Особенно заметным было увеличение в три раза за военный период числа студентов в технических институтах, что можно объяснить нараставшей потребностью в техниках и инженерах для увеличившейся в четыре раза армии [Фадхил, 1991, с. 18-21]. Осуществлялось обширное сотрудничество с СССР в подготовке кадров, как гражданских, так и военных. Создавались учебные центры на предприятиях и отдельные отраслевые центры обучения и профессиональной подготовки. Тысячи иракцев прошли через советские учебные заведения.

стр. 59
В образовательной политике Хусейн был таким же оппортунистом, как и в любой другой публичной сфере - в конце восьмидесятых в рамках "новой экономической политики" поощрения частного капитала было разрешено создавать частные вузы.

В самом Ираке вдобавок к существовавшему с 1929 г. офицерскому колледжу (Staff college) сформированы военный колледж (War college) и колледж национальной обороны (National defense college). Генерал ВВС Ирака при С. Хусейне Джордж Сада в своей работе "Saddam's secrets" утверждает, что стандарты образования в этих учебных заведениях признавались даже американцами и британцами [Sada, 2006].

Рост экономики и индустриализация вызвали повсеместную нехватку квалифицированных инженерно-технических кадров. В Ирак зазывались специалисты со всего мира, особенно арабы. Руководство страны "импортировало" инженеров и ученых, предлагая им высокие заработки и перспективные направления в науке и производстве. Предпочтения отдавались энергетике, химии, биологии, медицине. Под личным контролем Хусейна осуществлялась ядерная программа. В Ирак были приглашены специалисты по ядерной энергии из Египта, лишившиеся работы после закрытия египетской ядерной программы. Все это позволило создать в Ираке собственную базу подготовки квалифицированных научно-технических кадров.

Закон 1977 г. регулировал службу женщин в армии. Поскольку женщины к этому времени благодаря усилиям государства составляли большинство всех медицинских работников в стране, их служба была необходима и в регулярной, и в Народной армии [Makiya, 1998, р. 91].

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС. МИНИСТЕРСТВО ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Незадолго до и во время войны с Ираном в Ираке были созданы зачатки военной промышленности - освоено производство легкого стрелкового оружия и боеприпасов, запчастей и узлов военной техники, даже таких технологически сложных и трудоемких, как стволы орудий и системы управления баллистических ракет.

Наиболее крупными объектами военной промышленности являлись завод по изготовлению лицензионных гаубиц (построен с помощью Югославии) в Эль-Юсефии, завод по выпуску стрелкового оружия (автоматы и пулеметы Калашникова, производительность 300 тыс. единиц в год), комплекс по производству боеприпасов в ЭльИскандерии, танковый завод в Таджи [Юрченко, 2007].

Завод собирал из запчастей танки Т-72 под названием "Бабиль". Производились также самоходные артиллерийские установки по чехословацким и югославским лицензиям. В 1990 г. было заключено соглашение с СССР о строительстве авиационного завода в Мосуле [Юрченко, 2007].

С. Хусейн желал доставать своими ракетами и самолетами до всех соседей и в особенности до Израиля, поэтому иракским инженерам приходилось импровизировать. Так, во время войны 1991 г. при помощи Египта Ирак начал производство советских тактических ракет средней дальности Р-17, известных как SCUD. Но их радиус действия не достигал Израиля, и тогда иракцы увеличили емкость топливных баков ракет в ущерб точности. В результате большая часть ракет, выпущенная в 1991 г. по Израилю, угодила куда угодно, только не в цель. Однако эта импровизация сыграла другую роль - некоторые ракеты разваливались при входе в атмосферу, и их обломки создавали на радарах зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "Пэтриот" множество меток, поэтому для верности расчетам ракетных комплексов приходилось стрелять десятком ракет по груде металлолома, летящего к земле.

Можно охарактеризовать С. Хусейна и его приближенных, в частности министра обороны Аднана Хейраллу как наивных технократов - они почему-то полагали, что само наличие большого количества современного оружия и военной техники может быть залогом победы над любым врагом. В вышеупомянутой книге "Saddam's secrets"

стр. 60
автор пишет о том, что Хусейн в 1991 г. мечтал утопить американский авианосец. При этом система управления, контроля, связи и разведки C-4I практически не существовала [Sada, 2006].

С. Хусейн диверсифицировал источники поставок вооружения и техники с целью снизить свою зависимость от СССР. Вторым по значимости поставщиком стала Франция. Пока страны западного и восточного блоков боролись за влияние в Персидском заливе, Ирак не испытывал серьезных затруднений в получении желаемого. Иракские торговые представители исколесили весь мир в поисках различной ПВН, они не жалели денег на подкуп, контрагенты получали щедрые комиссии - прилагались все усилия, чтобы приобрести все лучшее. Тысячи единиц военной техники - автомобили, танковые тягачи, легкая и тяжелая бронетехника, ствольная и ракетная артиллерия, мобильные ЗРК, десятки тысяч ракет всех видов покупались в Италии, Германии, Бразилии, Аргентине, Китае. Западные компании строили в Ираке военные и гражданские аэродромы, оснащенные новейшими средствами контроля воздушного пространства. "Разношерстный" арсенал ВВТ и проблема его унификации не беспокоила иракское руководство - пренебрежение вопросами поддержания боеготовности и ремонта техники вообще присуще ближневосточным армиям и по сей день.

К 1975 г. Ирак обзавелся еще двумя дивизиями — танковой и механизированной - вдобавок к шести, имевшимся на 1968 г. Доля военных расходов в ВВП Ирака неуклонно увеличивалась [Юрченко, 2007]. К началу войны с Ираном иракский парк сухопутной техники состоял в основном из советских образцов (и их китайских аналогов) разных поколений: сотни БМП-1, БТР-60 и БТР-70, танков Т-55, Т-62, и даже 50 единиц современных Т-72, полученных в 1979 г. [armstrade.sipri.org...].

Стоит отметить, что Ираку в 1970-х гг. так и не удалось заполучить на Западе то, что обычно интересует всех покупателей оружия, - новейших самолетов. Только Франция охотно продавала свои новые Миражи. В 1970-1980-х гг. в Ирак было продано чуть более сотни истребителей семейства Mirage F1 и пять палубных штурмовиков Super Etandard, которые использовались в танкерной войне и для ударов по нефтяным терминалам Ирана. Хусейн планировал купить в Великобритании новейшие штурмовики Ягуар. В 1976 г. его эмиссары даже сумели договориться об обучении в Англии и США пилотов для самолетов, но сделка не состоялась. ВВС Ирака состояли из советских самолетов, серийно производившихся в 1970-1980-х гг. и поставлявшихся в Ирак после нескольких лет эксплуатации в СССР.

Особые отношения с Францией и дружба С. Хусейна с Ж. Шираком позволили Ираку в 1975 г. обзавестись исследовательским реактором Озирак в Тувейте, который производил плутоний, потенциально годный для производства ядерного оружия. Он был разбомблен израильской авиацией 7 декабря 1981 г. Несмотря на этот удар, Ирак продолжил обогащение урана и исследования по производству ядерного топлива на десяти предприятиях в Рашидии, Тувейте, аль-Фурате и других местах. В ходе войны 1991 г. эти предприятия были уничтожены или серьезно повреждены авиаударами коалиционных сил, что положило конец иракским проектам по созданию ядерного и квази-ядерного оружия [globalsecurity.org/...].

УСТРОЙСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИРАКА

Армия - система с особой этикой. Во многих странах третьего мира она является единственным инструментом для поддержания стабильности и порядка, не затронутого частными интересами борющихся друг с другом групп элит. Там армия, по сути, цементирует нацию и является, по выражению главы британской миссии военных советников в Ираке в 1940-е гг. генерала Рентона, - университетом нации. Кроме того, армия защищает режимы от внутренней оппозиции. Обычно правящая элита пытается использовать армию как политический инструмент, стараясь не допускать ее полити-

стр. 61
зации. Такая амбивалентность приводит к тому, что армии в большинстве стран третьего мира становятся привилегированным клубом офицеров, выполняющих роль жандармов и стражей порядка. Они оказываются под контролем спецслужб. Все это снижает роль армии как средства защиты суверенитета и безопасности страны.

Изложенная в хартии Национального патриотического прогрессивного фронта от 1976 г. баасистская доктрина провозглашала армию неотъемлемой частью народа, авангардом прогрессивных революционных сил. В этом же документе говорится о создании собственной военной промышленности и системы военного образования [Устав и принципы... 1976, с. 18].

Унификация в ближневосточных армиях - явление редкое не только в сфере ВВТ, но и в отношении морально-волевых качеств солдат и офицеров. Поскольку уставы и инструкции в большинстве этих армий не догма, то личная храбрость и профессионализм офицеров становятся единственным ресурсом, который имеет смысл учитывать при анализе. В ближневосточных армиях воспроизводится своего рода модель средневековой иррегулярной армии, в которой слабая подготовка личного состава компенсируется наличием хороших офицеров и частей, которыми они командуют. В случае с Ираком следует учитывать политический контроль - насыщенность армии агентами спецслужб и регулярные ротации и чистки, устраивавшиеся Хусейном для собственного спокойствия. Микроменеджмент из Багдада и репрессии против офицеров, обвиненных в поражениях во время ирано-иракской войны, не прибавляли боевого духа. Золотой дождь, проливавшийся на лояльных офицеров, не компенсировал удушающей атмосферы страха и неуверенности в благоволении верховного главнокомандующего. Наступательные действия требуют большого количества компетентных, инициативных и агрессивных командиров, которых Хусейн опасался больше всего. Этим объясняется неэффективность иракских ВС, технологически превосходивших иранские в ходе войны, и быстрый разгром под ударами сил коалиции в 1991 и 2003 гг. На этом фоне лучше выглядела Республиканская гвардия, в которой большая часть офицеров происходила из Тикрита и находилась в родственных связях с С. Хусейном. Гвардейские части считались наиболее надежными, лучше вооружались и были более автономны в своих действиях. Тем не менее, гвардия "съедала" лучшие кадры, а регулярные части лишались ценного ресурса - компетентных офицеров младшего и среднего звена.

Иракские ВВС, оснащенные в 1970-1980 гг. советскими и французскими самолетами, не проявили себя как эффективный род войск, хотя пилоты были профессионалами. Во время войны с Ираном иракская авиация совершила ничтожное количество вылетов. Ведь авиация - это не только инструмент воздушного нападения и защиты, но и средство быстро и гарантированно избавиться от нежелательных персон, поэтому для нелегитимных властителей боевая авиация представляет угрозу. Если потенциальную опасность военного переворота можно компенсировать созданием лояльной гвардии и всепроникающих спецслужб, то против авиации, которая в любой момент времени может нанести удар с воздуха, таким "противоядием" стала разветвленная сеть правительственных бункеров, способных выдержать любой авиаудар. Другим способом обезопасить себя от авиации - держать ее на земле, что и было сделано режимом в 1991 г. после раскрытия антисаддамовского заговора генералов ВВС.

Иракская ПВО была сконструирована по советскому образцу с помощью советских специалистов, но включала в себя технические средства и вооружение разных стран. Система ПВО включала три компонента: 1) зенитно-ракетные комплексы С-75 и С-125, способные поражать высотные и средневысотные цели на дальности до 40 км и прикрывавшие важные промышленные, административные и инфраструктурные объекты; 2) республиканская гвардия, состоявшая из французских зенитно-ракетных комплексов малого радиуса Roland, Crotale и зенитных орудий; 3) армейские части, предназна-

стр. 62
ченные для прикрытия сухопутных сил и вооруженные советскими ЗРК "Куб", "Оса", "Стрела-1", "Стрела-10", самоходными зенитными установками.

"Гибридный" характер иракской ПВО, оснащенной радарами, вооружением и средствами радиоэлектронной борьбы, с одной стороны, делал ее фактически одноразовой, поскольку для ремонта и поддержания боеготовности требовалось огромное количество запчастей разной номенклатуры и от разных производителей, с другой стороны, такая система была менее уязвимой для анализа и подавления.

Служба национальной безопасности (мактаб алъ-амн аль-каумий), полностью подчинявшаяся только С. Хусейну, была создана в 1974 г. при активной помощи КГБ по советскому образцу. Она контролировала прочие спецслужбы и имела разветвленную сеть агентов внутри страны. На безопасность не жалели денег. Саид Абуриш, западный журналист и бизнес-консультант иракского правительства в 1970-х гг., в своей книге "Saddam Hussein: the politics of revenge" сообщает о пятимиллионном контракте с американской компанией Karkar electronics на поставку мобильных телефонов, которые были распределены среди баасистских функционеров высокого ранга на случай возникновения какой-либо угрозы режиму [Aburish, 2000, р. 137]. Была создана контрразведка и партийная безопасность (мухабарат) и внешняя разведка (истихбарат).

Основной документ внешней разведки, сорокастраничный "Стратегический рабочий план", подписанный главой истихбарата Халилем аль-Аззави, ставил целью проникновение в тайны ВПК, науки и дипломатии западных стран, раскрытие планов и структур НАТО [Makiya, 1998, р. 13].

Полувоенная организация Народная армия (НА), детище С. Хусейна, была подчинена мухабарату. В отличие от своей предшественницы, Национальной гвардии, штурмовавшей министерство обороны в 1963 г., чтобы выбить оттуда Касема, Народная армия не участвовала в перевороте 1968 г. С начала 1970-х она стала своего рода кадровым резервом для армии: молодежь, прошедшая через НА и начальную военную и политическую подготовку под присмотром партии, получала "путевку в жизнь" через службу в армии.

УРОКИ ИРАНО-ИРАКСКОЙ ВОЙНЫ

Общим для Ирака и Ирана явлением с точки зрения использования их человеческого и военно-технического потенциалов стала их неспособность эффективно использовать технологически сложные системы вооружений, что объясняется низким уровнем образования и технологической базы, а также отсутствие детально разработанной и реалистичной стратегии. Этим объясняется и "окопный" характер войны, и высокие потери в живой силе с обеих сторон. Санитарные потери и потери среди гражданского населения также были непропорционально велики для конфликта такой напряженности. Многократное увеличение полувоенных структур - басидж в Иране и НА в Ираке - служило политическим целям, а не насущной военной необходимости. Ниже приведем сравнение потенциалов обеих стран.

В Иране существовала доктрина "армии двадцати миллионов" - оригинальная импровизация аятоллы Хомейни, следуя которой Иран призвал в вооруженные силы несколько миллионов человек и смог компенсировать основные недостатки, ограничивавшие военный потенциал страны. К ним относились политическая и экономическая изоляция после исламской революции; невозможность эффективно применять, пополнять и увеличивать обширный арсенал, доставшийся в наследство от шахского режима; отсутствие собственной военной промышленности и слабая материально-техническая база вооруженных сил; ставка на "большие батальоны" - использование демографического преимущества (в Иране - 422 тыс. призывников в год, в Ираке - 161 тыс.) [Hiro, 1991].

стр. 63
Иран попытался компенсировать недостатки в материально-техническом обеспечении высоким боевым духом и использованием шиитской традиции мученичества за веру. Политическое руководство было склонно к использованию тактики массовых атак и переоценке эффективности этой тактики. В Иране был создан Корпус стражей Исламской революции (КСИР) и басидж — высоко мотивированная революционная сила, плохо оснащенная и не способная одержать победу над иракским подобием современной армии, но взявшая на себя основные тяготы войны.

Совершенно иная картина была в Ираке. К местным условиям была адаптирована советская модель военного строительства, включавшая создание армии современного образца, собственной материально-технической базы для обслуживания закупленного вооружения и развитой системы логистики, ставку на огневую поддержку; контроль армии через партийные структуры и микроуправление войсками из Багдада; мобилизацию основной доли призывного контингента в ходе эскалации конфликта и создание Народной армии, служившей инструментом контроля над региональными племенными структурами.

Итак, Ирак в ряду "молодых милитаристов" Ближнего Востока отличался особым опытом в военном строительстве. История Ирака с 1968 г. во многом зависела от воли небольшой группы людей. Личные амбиции и жажда власти, помноженные на национализм и гегемонизм, создали в Ираке эталонный образец милитаризованного ближневосточного государства. Политическое руководство, очарованное магией чисел и достижениями науки, стремилось к конструированию нового регионального порядка при опоре на военно-техническое превосходство над всеми соседями. Баасистский переворот 1968 г. избавил армию от ненужного бремени политической власти. Глубокие социальные изменения, затронувшие все слои общества, в особенности программа повышения образовательного уровня и подготовки национальных технических кадров, экономический рост и трансформация политической системы - от революционности к легитимности - могли изменить вооруженные силы Ирака, сделать его настоящим военно-политическим гегемоном в регионе. Индустриализация и обширное военное строительство 1970-1980 гг., а также война с Ираном могли бы стать своего рода горнилом, в котором закалилось единство иракской нации, однако порочная система политического контроля ВС, параноидальный характер режима С. Хусейна и его неполная легитимность так и не позволили армии, через которую прошла значительная часть взрослого мужского населения страны, обеспечить решение этих задач.

Советский опыт конструирования ВС и советская военная доктрина, основанная на психологии превосходства, ставке на огневую мощь и быстрой замене убывающих частей новыми, сыграли дурную шутку с Ираком, не обладавшим таким промышленным, военным и человеческим потенциалом. Воспитание духа превосходства обернулось пустой пропагандой и самообманом, ставка на огневую мощь и ротацию частей - созданием огромного числа плохо управляемых и недоукомплектованных частей и соединений, лишь на бумаге обладавших серьезной силой. Подготовка личного состава, особенно офицеров, в которых политическое руководство ценило лояльность, а не компетентность, оказалось неадекватно огромному и технологически "пестрому" иракскому арсеналу, а сам арсенал оказался совершенно неадекватен системе управления вооруженными силами.

Все тридцать лет пребывания на вершине власти С. Хусейн опасался того, что рано или поздно какой-нибудь военный въедет в Багдад на танке и свергнет его. В результате колоссальные усилия в военной сфере тратились на раздувание культа личности Хусейна внутри страны и конструирование его имиджа на мировой арене.

В ходе войны с Ираном, развязанной С. Хусейном, только регулярная армия увеличилась пятикратно - с двухсот тысяч почти до миллиона. Все "болезни роста", сопровождающие подобное увеличение ВС, оказались многократно усилены низкой компетентностью военного командования и тотальной некомпетентностью политического

стр. 64
руководства, управлявшего ходом боевых действий из бункера в Багдаде. Некоторые успехи иракская армия продемонстрировала в конце войны с Ираном, поскольку С. Хусейн несколько "ослабил поводок". Самый долгий и кровавый конфликт в третьем мире был по сути повторением сценария Первой мировой войны силами провинциальных актеров-любителей: публике было явлено зрелище траншейной войны, время от времени прерывавшейся яростными скоротечными схватками на отдельных участках фронта. К несчастью для народов обеих стран, постановщики этого действа оказались еще большими любителями, чем исполнители - они совершенно не знали канона сценографии, созданного великим драматургом войны Сунь Цзы десятки веков назад.

Геополитические амбиции иракского диктатора, воображавшего себя мини-Сталиным, простирались дальше региона Персидского залива, однако его властолюбие не позволило появиться воинской элите, сравнимой со сталинским генеральским корпусом. В конечном итоге все это обернулось разгромом в Кувейте в 1991 г. и быстрым крахом режима в 2003 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фадхил С.С. Статистический анализ уровня образования и подготовки кадров в Ираке в 70-80 годы. М., 1991.

Устав и принципы действий Патриотического и национально-прогрессивного фронта в Ираке: Хартия национальных действий. Хельсинки, 1976.

Шахбазян Г.С. Государственный сектор в экономике Ирака. М., 1974.

Юрчснко В.П. Военная политика и военное строительство в странах Арабского Востока (конец XX - начало XXI века). М., 2007. [Электронный ресурс: RTF]

Aburish S.K. Saddam Hussein: the politics of revenge. L., 2000.

armstradc.sipri.org/armstradc/page/trade_rcgistcr.php

Bulloch J., Morris Harvey. Saddam's War: The Origins of the Kuwait Conflict and the International Response. L., 1991.

Cordesman A.H., Wagner A.R. The Lessons of the Modern War. Vol. 2. Boulder, 1990 [электронный ресурс. PDF].

For the independence and unity of the Arabs: The national declaration of President Saddam Hussein and the documents of the Arab popular national conference on 8 February 1980. Baghdad, 1981.

globalsccurity.org/wmd/world/iraq/tuwaitha.htm

Hiro Dilip. The longest War: The Iran-Iraq conflict. N.-Y., 1991 [электронный ресурс. PDF].

Kennedy G. Military in the Third World. N.Y., 1974.

Makiya Kanan. Republic of Fear: The Politics of Modern Iraq. Univ. of California press, 1998.

President Saddam Hussein's message to the fourth corps commander. Baghdad, 1982.

Sada G. Saddam's secrets. Brentwood, 2006.

стр. 65


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/АРМИЯ-И-ВОЕННОЕ-СТРОИТЕЛЬСТВО-В-ИРАКЕ-1968-1988-гг

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е.В. МАЛЫШЕВ, АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг. // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 22.11.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/АРМИЯ-И-ВОЕННОЕ-СТРОИТЕЛЬСТВО-В-ИРАКЕ-1968-1988-гг (date of access: 23.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Е.В. МАЛЫШЕВ:

Е.В. МАЛЫШЕВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Urhan Karimov
Astana, Kazakhstan
19 views rating
22.11.2024 (11 hours ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
8 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
8 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
11 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
11 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
13 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
13 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
14 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
14 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
14 hours ago · From Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
14 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android