Libmonster ID: KZ-2146

А. М. СТРЕЛКОВ

(Санкт-Пертербург) Кандидат исторических наук

Ключевые слова: Тибетсвятые-перерожденцыПекин и тибетский буддизм

Вера в перерождения, представление о том, что живое существо проживает не одну, а множество жизней - один из краеугольных камней буддийского учения1. Уникальной чертой северного буддизма, который исповедуют тибетский, монгольский и ряд тюркских народов, является институт святых-перерожденцев. Для верующих они обладают непререкаемым авторитетом во всех вопросах религии и жизни. До полного включения тибетских территорий в административную систему КНР (1959 г.) святые-перерожденцы имели на этих территориях большую политическую и экономическую власть, ряд из них являлись теократическими правителями.

Что представляет собой институт святых-перерожденцев, и какое место он занимает в жизни современного Тибета? 1 сентября 2007 г. в КНР получил юридическую силу принятый незадолго до этого документ - "Руководящие положения о перерождении живых Будд тибетского буддизма".

"ТЕЛО ВОПЛОЩЕНИЯ"

Согласно этому документу, вопросы поиска и утверждения новых перерождений - тулку (тиб. "тело воплощения") - находятся в юрисдикции правительственных органов КНР вплоть до Госсовета. Перерождения Панчен-лам, Далай-лам и, возможно, ряда других высших тулку утверждаются непосредственно Госсоветом КНР. При этом запрещается любым организациям и частным лицам заниматься вопросами поиска и утверждения тулку. Согласно процедуре, определяемой документом, необходима подача "заявления" на утверждение перерождения и "характеристики", составленной определенным образом.

Институт святых-перерожденцев возник в Тибете в XIII в. Первым тулку стал Карма Бакши (1204 - 1283), признанный перерожденцем Карма Дуйсум Шенбы (1110 - 1193), основателя школы Карма-Карджуд2. К настоящему времени в Тибете учреждены порядка 5 - 6 тыс. линий перерождений, некоторые насчитывают более 20 колен.

Институт перерожденцев, аналогичный тибетскому, существует и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. В китайском языке для обозначения святого-перерожденца используется термин хо фо (кит. "живой Будда"). Неточный с точки зрения буддийской догматики, с мирской, обыденной точки зрения он вполне приемлем и широко используется в самом Тибете не только китайцами, но также тибетцами, монголами и тюрками.

Тибетский термин тулку - буквальный перевод санскритского - нирманакай, обозначающего в своем базовом значении проявление Будды3 в этом мире. Чаще, чем термин тулку, используется его заменитель - ринпоче (тиб. "драгоценность")

Поиски перерождения ринпоче - сложная процедура. Ученики ушедшего из жизни ринпоче отыскивают следующее рождение святого посредством различных гаданий и опознавания мальчиками-претендентами (как правило, в возрасте 3-х лет) вещей умершего. Монгол родом из Ордоса, Шабдрун ринпоче Лобсан Цултим (род. 1966) - один из ринпоче монастыря Гумбум в Северовосточном Тибете. Он рассказал мне, что в этом качестве его обнаружили в возрасте 9 лет. Предметом, по которому его опознали, стала фарфоровая бутылочка-табакерка для нюхательного табака (им в Тибете пользуются и монахи), принадлежавшая предыдущему ринпоче. Лобсан Цультим показал мне эту драгоценную реликвию, бережно хранимую им.

Как правило, каждый ринпоче имеет собственный небольшой монастырь, но живут, в основном, в крупных монастырях-университетах, где в молодости получают систематическое буддийское образование. В крупных монастырях проживает, как правило, несколько десятков

стр. 63

ринпоче, имеющих при монастыре собственную усадьбу. Ринпоче сохранили в своем кругу высочайший уровень буддийской образованности, что дает основание говорить о сохранении традиции тибетского буддизма во всей ее полноте.

ПАНЧЕН-ЛАМЫ И ДАЛАЙ-ЛАМЫ

Самыми чтимыми ринпоче и наиболее значительными политическими деятелями Тибета являются Панчен-ламы и Далай-ламы.

Панчен-ламы (пан - от пандита - санскр. "мудрец", и чен - тиб. "великий") полагаются воплощениями Будды Амитабхи, чей мир - Сукхавати - находится в западной стороне света от нашего мира. Чаще этот титул употребляется в форме Панчен ринпоче, или Панчен-лама. Панчен-лама I Хайдуб Гэлэг Балсан (1385 - 1438), ученик Цзонхавы (1357 - 1419)4, и следующие 9 святых были выдающимися учеными, йогинами и наставниками. Особые отношения связывают Панчен-лам со священной страной Шамбалой5.

Институт Далай-лам возник в 1578 г. Это словосочетание появилось в составе титула, дарованного в тот год монгольским правителем Алтан-ханом тибетскому учителю Соднам Гьяцо (1543 - 1588), настоятелю монастыря Брэйбун близ Лхасы. В то время монгольские правители имели большое влияние на Тибет. Монгольское слово далай ("море"), соответствующее тибетскому гьяцо, вошло в титул как перевод второй части имени настоятеля Брэйбуна. Лама (тиб. "высший") - тибетский эквивалент санскритского термина гуру. Со временем Соднам Гьяцо стал почитаться как Далай-лама III, а первым был объявлен знаменитый тибетский святой и ученый Гэндун дуб (1391 - 1474).

Все Далай-ламы полагаются воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары - эманации Будды Амитабхи. Тибетцы считают Авалокитешвару хранителем своей страны. Это верование служило главным аргументом в притязаниях Далай-лам на светскую (наряду с духовной) власть в Тибете. Не раз Панчен-ламы и Далай-ламы становились друг для друга гуру, однажды были родственниками (Далай-лама VIII - племянник Панчен-ламы VI). Полагается, что станут они родственниками и в будущем, когда Панчен-лама родится как царь Шамбалы Раудра Калки (воцарится в 2327 г.6), а Далай-лама родится как его младший сын Суреша.

До создания в составе КНР Тибетского автономного района Панчен-ламы и Далай-ламы являлись теократическими правителями обширных территорий в Тибете. Ряд других ринпоче также обладали теократической властью, но на незначительных территориях. По мере политического возвышения Далай-лам они попадали в вассальное или полувассальное положение в отношении первых.

ТУЛКУ В КОММУНИСТИЧЕСКОМ КИТАЕ

С 1950 г. Пекин начал процесс включения тибетских территорий в свой состав. После бегства Далай-ламы XIV Тэнзин Гьяцо (род. в 1935 г.) в 1959 г. в Индию (с этого времени он не имеет реального влияния на ситуацию в Тибете) внимание властей КНР сконцентрировалось на Панчен-ламе X Шой жий Жалцане (1938 - 1989). Отказавшись переехать в Лхасу, опираясь на свой религиозный авторитет и занимаемые должности в правительстве КНР, Панчен-лама X прилагал усилия к нормализации ситуации в Тибете.

Как рассказал мне Даши Жамцо, монах из Лаврана (монастырь в Северо-восточном Тибете), власти КНР, с целью разрушить авторитет оставшихся в Тибете ринпоче, вынудили их - в том числе и Панчен-ламу X - вступить в брак. В большинстве тибетских школ буддизма ринпоче являются монахами. Однако, к удивлению китайских идеологов, вступившие в брак ринпоче полностью сохранили свой авторитет в глазах верующих. Обычно они живут поблизости от своих монастырей, по-прежнему исполняя в них свои обязанности.

Власти КНР рассчитывали на лояльность Панчен-ламы, устроив ему в 1962 г. показательную поездку по Тибету. Однако по ее итогам Панчен-лама X направил в ЦК КПК доклад, в котором описал тяжелое положение тибетского народа и потребовал изменить политику властей в отношении Тибета. В результате он оказался под домашним арестом. В общей сложности, ограничение его свободы продлилось до 1978 г., часть этого времени он провел в тюрьме. Даже находясь под арестом, Панчен-лама возглавлял Буддийскую ассоциацию КНР, до ареста и после освобождения занимал ряд высоких должностей в государственных органах КНР.

В 1981 г. усилиями Панчен-ламы и его сподвижников началось возрождение буддизма в Тибете. Открылись монастыри, во-

стр. 64

зобновились занятия на их факультетах. Ринпоче добились от властей снятия препятствий в отношении поиска и утверждения перерожденцев. В 1987 г. он открыл Тибетский буддийский институт в Пекине.

28 января 1989 г. сердце Панчен-ламы X остановилось. Его соратниками стали многие ринпоче, также не покинувшие свою страну и вместе с ним боровшиеся за религиозные и прочие свободы своего народа.

Период с 1981 г. по середину 90-х гг. в отношениях между институтом тулку и властями КНР можно назвать периодом диалога на основе конструктивного компромисса.

Ринпоче в КНР утратили практически все свои прежние статьи доходов за исключением пожертвований прихожан. Ряд из них поступили на государственную службу, зачастую на незначительные чиновничьи должности. Влиятельные ринпоче вошли в органы власти КНР на центральном и региональных уровнях и возглавили центральную и региональные буддийские ассоциации. С открытием монастырей ринпоче возвратились к их руководству.

Утверждение Панчен-ламы XI открыло новую страницу в отношениях института тулку и властей КНР. В декабре 1995 г. китайские власти сообщили о признании Панчен-ламой XI б-летнего тибетца Жалцана Норбу. Этого кандидата они поддержали в противовес его ровеснику - тибетцу Гэндун Шой жий Ниме, которого Далай-лама перед этим из Индии заочно провозгласил Панчен-ламой XI. Гэндун Шой и его семья пропали в КНР без вести.

Тибетцы и по сей день не принимают Жалцана Норбу в качестве Панчен-ламы. Даже в храмовых алтарях по-прежнему находятся фотографические и скульптурные портреты Панчен-ламы X. Если по требованию властей здесь и появляются изображения Жалцана Норбу, они быстро исчезают.

ЮНЫЕ РИНПОЧЕ

Частная жизнь ринпоче, причем с самого его раннего возраста, мне хорошо знакома по дому нынешнего Джи-яг ринпоче - Лоб-сан Балдан Шой жий Ванчуга (род. в 1992 г., я знаком с ним с 1996 г.).

Он обладает высшим статусом среди ринпоче монастыря Гум-бум. Родился первенцем в простой крестьянской семье, с 1996 г. живет в Гумбуме в специально построенной для него усадьбе. Его подворье представляет собой комплекс зданий, возведенных в традиционном тибетском стиле. Главное место в ансамбле принадлежит дворцу-храму. На 1-м и 2-м этажах его центральной части устроены помещения для богослужений с тронами для хозяина усадьбы. На 2-м же этаже в правом крыле дворца находятся жилые помещения. Это три комнаты: просторная гостевая со столом и креслами и две совсем небольшие - алтарная и спальня. Эти комнаты - единственные помещения, оборудованные паровым отоплением, в остальных жилых помещениях есть железные печки, которые топятся углем. Впрочем, за месяц проживания в усадьбе я ни разу не видел, чтобы котел топили (хотя в апреле здесь по ночам обычно ниже нуля).

Жители Тибета очень выносливы и крайне неприхотливы.

Мальчика с момента признания его ринпоче постепенно отлучают от родителей. Уже в 4 - 5 лет он встречается с ними не чаще одного раза в месяц, а потом и того реже. В его доме не живут постоянно женщины, хотя и могут бывать там; не должно быть в нем и его сверстников (чтобы не вовлекать в игры). С 4-х лет начинается его систематическое обучение. Фактически лишенный детства, посвященный в монахи с 6 - 7 лет, растущий посреди доставшихся от предшественника сказочных богатств в аскетических условиях, ринпоче с самого раннего возраста воспитывается в буддийском духе - духе сострадания и деятельности на благо живых существ.

Любой ринпоче является духовным учителем большого числа людей, и эту обязанность он начинает исполнять с самого момента признания. Происходит это без всякой помпезности, поскольку тибетскому буддизму органически присущ живой юмор.

Мне приходилось наблюдать такие сценки. Обычно мальчик играл рядом (все игрушки у него были желтого цвета - цвета религии), когда домашние и я разговаривали и пили чай. Как только приходила группа тибетских или

стр. 65

монгольских паломников (в день обычно бывало 2 - 3 группы), один из монахов задерживал их на входе, а другой хватал мальчика в охапку и бежал с ним к трону. Здесь он усаживал его, надевал шапку и вкладывал в руки атрибуты. Как только паломники, получив благословение, покидали усадьбу, мальчик спрыгивал с трона и стремглав бежал к нам. С приходом следующей группы паломников все повторялось...

Как-то раз навестить 6-летнего ринпоче приехала его тетя с дочкой. Мальчик и его двоюродная сестра (года на два старше) с упоением играли в догонялки. Конечно же, старшая сестра начинала его догонять. Видя, что деваться некуда, ринпоче забегал в тронный зал и усаживался на трон. Сестре оставалось только поклониться ему.

Родители ринпоче изредка навещают его. Простые крестьяне, очень симпатичная молодая пара, они после признания их первенца перерожденцем - ринпоче мгновенно оказались в составе элиты тибетского общества.

Систематическое обучение ринпоче началось, когда ему едва исполнилось 4 года. В год интронизании (1998) он принял начальные монашеские обеты. Практически весь его день (с 5

утра до 9 вечера) посвящен учебе - в монастыре или дома. На отдых отводится лишь 2 - 3 часа днем. По буддийским правилам, ученик не может сидеть выше учителя. Хотя сейчас преподает мальчику простой (не тулку) монах, ринпоче во время занятий садится, как и его наставник, на пол.

Самым юным тулку Гумбума является сейчас Чечой ринпоче V Лобсан Ешей Гэлэг Жамцо - тибетец родом из Северо-восточного Тибета. Ему едва исполнилось 7 лет. Его предшественник - Чечой ринпоче IV Лобсан Лунриг Жамцо (1935 - 2000) - был ближайшим помощником Панчен-ламы X. Новое перерождение Чечой ринпоче было определено в 2007 г. При первой встрече с юным Чечой ринпоче в 2008 г. я удостоился официальной аудиенции. У него еще нет монашеских обетов, и он носит обычную одежду мальчика его лет. Его наставник Пунцог-лама, мой давний друг, помог ринпоче усесться должным образом в комнате для аудиенций и вложил в руки завернутый в ткань священный текст. Им, после того как я поднес свои подарки, ринпоче и благословил меня, приложив книгу к моей макушке. После официального представления мы общаемся совершенно запросто.

* * *

Как сложится судьба ринпоче Лобсан Балдан Шой жий Ванчуга и Лобсан Ешей Гэлэг Жамцо - этих мальчиков, признанных "живыми Буддами" в стремительно - на глазах - неузнаваемо меняющемся Тибете? Одно сейчас можно сказать наверняка - в ближайшие 10 - 15 лет они не только останутся опорой верующих Тибета, но и будут находиться в фокусе деятельного внимания властей КНР, сделавших ставку на использование института святых-перерожденцев для укрепления центральной власти.


1 Такие представления характерны для большинства традиционных индийских систем мировоззрения (исключение - материалистическая школа чарвака), однако суть этого явления понимается ими по-разному. Буддизм отрицает существование "души" - некой вечной субстанции, последовательно воплощающейся, по представлениям индуистов, в различных телах. В буддизме как живые существа, так и их мир объектов полагаются лишь набором дхарм - особых элементов-качеств. Когда существо умирает, его набор дхарм "рассыпается" и, согласно карме (осуществленные преднамеренные деяния) - как накопленной в прошлых рождениях, так и наработанной в этом, собирается в новой комбинации, давая новое существо и соответствующий ему мир объектов.

2 Tshe tan zhabs drung la sogs. Bod rgya tshig mdzod chen mo. Pe cin, 1993, p. 10 (Цетан шабдрун и др. Большой тибетско-китайский словарь. Пекин, 1993, с. 10).

3 Будда (санскр. "Пробужденный") - источник, идеал и конечная цель буддийского учения. Цель эта может называться по-разному: прекращение страданий (выход из круга перерождений), угасание желаний, успокоение сознания, нирвана. Наиболее обще ее можно охарактеризовать как достижение состояния Будды. Достигший освобождения называется "Пробужденным" в том смысле, что все живые существа пребывают как бы в спячке. Смысловая пара - сон-бодрствование - символизирует здесь пару: замутненное, неуправляемое сознание - ясное, активное сознание, полностью раскрывшее свою природу.

4 Основатель школы Гелугпа, с XVII в. главенствующей в тибетском буддизме.

5 О стране Шамбале см.: Стрелков А. М. Мифическая история и эсхатология учения Калачакра в буддийской легенде о Шамбале // Восток, 2008, N 5, с. 5 - 19.

6 С сер. XX в. традиционная тибетская хронология (включая и грядущие события, о которых имеются пророчества) тибетскими учеными унифицирована, и ее даты сопоставлены с датами согласно европейской системе хронологии.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/-ЖИВЫЕ-БУДДЫ-СОВРЕМЕННОГО-ТИБЕТА

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. М. СТРЕЛКОВ, "ЖИВЫЕ БУДДЫ" СОВРЕМЕННОГО ТИБЕТА // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 09.08.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-ЖИВЫЕ-БУДДЫ-СОВРЕМЕННОГО-ТИБЕТА (дата обращения: 23.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. М. СТРЕЛКОВ:

А. М. СТРЕЛКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
574 просмотров рейтинг
09.08.2023 (472 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Каталог: Вопросы науки 
20 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Каталог: Политология 
20 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
24 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
24 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
24 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
Вчера · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
Вчера · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
Вчера · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
Вчера · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
Вчера · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

"ЖИВЫЕ БУДДЫ" СОВРЕМЕННОГО ТИБЕТА
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android