Libmonster ID: KZ-2146

А. М. СТРЕЛКОВ

(Санкт-Пертербург) Кандидат исторических наук

Ключевые слова: Тибетсвятые-перерожденцыПекин и тибетский буддизм

Вера в перерождения, представление о том, что живое существо проживает не одну, а множество жизней - один из краеугольных камней буддийского учения1. Уникальной чертой северного буддизма, который исповедуют тибетский, монгольский и ряд тюркских народов, является институт святых-перерожденцев. Для верующих они обладают непререкаемым авторитетом во всех вопросах религии и жизни. До полного включения тибетских территорий в административную систему КНР (1959 г.) святые-перерожденцы имели на этих территориях большую политическую и экономическую власть, ряд из них являлись теократическими правителями.

Что представляет собой институт святых-перерожденцев, и какое место он занимает в жизни современного Тибета? 1 сентября 2007 г. в КНР получил юридическую силу принятый незадолго до этого документ - "Руководящие положения о перерождении живых Будд тибетского буддизма".

"ТЕЛО ВОПЛОЩЕНИЯ"

Согласно этому документу, вопросы поиска и утверждения новых перерождений - тулку (тиб. "тело воплощения") - находятся в юрисдикции правительственных органов КНР вплоть до Госсовета. Перерождения Панчен-лам, Далай-лам и, возможно, ряда других высших тулку утверждаются непосредственно Госсоветом КНР. При этом запрещается любым организациям и частным лицам заниматься вопросами поиска и утверждения тулку. Согласно процедуре, определяемой документом, необходима подача "заявления" на утверждение перерождения и "характеристики", составленной определенным образом.

Институт святых-перерожденцев возник в Тибете в XIII в. Первым тулку стал Карма Бакши (1204 - 1283), признанный перерожденцем Карма Дуйсум Шенбы (1110 - 1193), основателя школы Карма-Карджуд2. К настоящему времени в Тибете учреждены порядка 5 - 6 тыс. линий перерождений, некоторые насчитывают более 20 колен.

Институт перерожденцев, аналогичный тибетскому, существует и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. В китайском языке для обозначения святого-перерожденца используется термин хо фо (кит. "живой Будда"). Неточный с точки зрения буддийской догматики, с мирской, обыденной точки зрения он вполне приемлем и широко используется в самом Тибете не только китайцами, но также тибетцами, монголами и тюрками.

Тибетский термин тулку - буквальный перевод санскритского - нирманакай, обозначающего в своем базовом значении проявление Будды3 в этом мире. Чаще, чем термин тулку, используется его заменитель - ринпоче (тиб. "драгоценность")

Поиски перерождения ринпоче - сложная процедура. Ученики ушедшего из жизни ринпоче отыскивают следующее рождение святого посредством различных гаданий и опознавания мальчиками-претендентами (как правило, в возрасте 3-х лет) вещей умершего. Монгол родом из Ордоса, Шабдрун ринпоче Лобсан Цултим (род. 1966) - один из ринпоче монастыря Гумбум в Северовосточном Тибете. Он рассказал мне, что в этом качестве его обнаружили в возрасте 9 лет. Предметом, по которому его опознали, стала фарфоровая бутылочка-табакерка для нюхательного табака (им в Тибете пользуются и монахи), принадлежавшая предыдущему ринпоче. Лобсан Цультим показал мне эту драгоценную реликвию, бережно хранимую им.

Как правило, каждый ринпоче имеет собственный небольшой монастырь, но живут, в основном, в крупных монастырях-университетах, где в молодости получают систематическое буддийское образование. В крупных монастырях проживает, как правило, несколько десятков

стр. 63

ринпоче, имеющих при монастыре собственную усадьбу. Ринпоче сохранили в своем кругу высочайший уровень буддийской образованности, что дает основание говорить о сохранении традиции тибетского буддизма во всей ее полноте.

ПАНЧЕН-ЛАМЫ И ДАЛАЙ-ЛАМЫ

Самыми чтимыми ринпоче и наиболее значительными политическими деятелями Тибета являются Панчен-ламы и Далай-ламы.

Панчен-ламы (пан - от пандита - санскр. "мудрец", и чен - тиб. "великий") полагаются воплощениями Будды Амитабхи, чей мир - Сукхавати - находится в западной стороне света от нашего мира. Чаще этот титул употребляется в форме Панчен ринпоче, или Панчен-лама. Панчен-лама I Хайдуб Гэлэг Балсан (1385 - 1438), ученик Цзонхавы (1357 - 1419)4, и следующие 9 святых были выдающимися учеными, йогинами и наставниками. Особые отношения связывают Панчен-лам со священной страной Шамбалой5.

Институт Далай-лам возник в 1578 г. Это словосочетание появилось в составе титула, дарованного в тот год монгольским правителем Алтан-ханом тибетскому учителю Соднам Гьяцо (1543 - 1588), настоятелю монастыря Брэйбун близ Лхасы. В то время монгольские правители имели большое влияние на Тибет. Монгольское слово далай ("море"), соответствующее тибетскому гьяцо, вошло в титул как перевод второй части имени настоятеля Брэйбуна. Лама (тиб. "высший") - тибетский эквивалент санскритского термина гуру. Со временем Соднам Гьяцо стал почитаться как Далай-лама III, а первым был объявлен знаменитый тибетский святой и ученый Гэндун дуб (1391 - 1474).

Все Далай-ламы полагаются воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары - эманации Будды Амитабхи. Тибетцы считают Авалокитешвару хранителем своей страны. Это верование служило главным аргументом в притязаниях Далай-лам на светскую (наряду с духовной) власть в Тибете. Не раз Панчен-ламы и Далай-ламы становились друг для друга гуру, однажды были родственниками (Далай-лама VIII - племянник Панчен-ламы VI). Полагается, что станут они родственниками и в будущем, когда Панчен-лама родится как царь Шамбалы Раудра Калки (воцарится в 2327 г.6), а Далай-лама родится как его младший сын Суреша.

До создания в составе КНР Тибетского автономного района Панчен-ламы и Далай-ламы являлись теократическими правителями обширных территорий в Тибете. Ряд других ринпоче также обладали теократической властью, но на незначительных территориях. По мере политического возвышения Далай-лам они попадали в вассальное или полувассальное положение в отношении первых.

ТУЛКУ В КОММУНИСТИЧЕСКОМ КИТАЕ

С 1950 г. Пекин начал процесс включения тибетских территорий в свой состав. После бегства Далай-ламы XIV Тэнзин Гьяцо (род. в 1935 г.) в 1959 г. в Индию (с этого времени он не имеет реального влияния на ситуацию в Тибете) внимание властей КНР сконцентрировалось на Панчен-ламе X Шой жий Жалцане (1938 - 1989). Отказавшись переехать в Лхасу, опираясь на свой религиозный авторитет и занимаемые должности в правительстве КНР, Панчен-лама X прилагал усилия к нормализации ситуации в Тибете.

Как рассказал мне Даши Жамцо, монах из Лаврана (монастырь в Северо-восточном Тибете), власти КНР, с целью разрушить авторитет оставшихся в Тибете ринпоче, вынудили их - в том числе и Панчен-ламу X - вступить в брак. В большинстве тибетских школ буддизма ринпоче являются монахами. Однако, к удивлению китайских идеологов, вступившие в брак ринпоче полностью сохранили свой авторитет в глазах верующих. Обычно они живут поблизости от своих монастырей, по-прежнему исполняя в них свои обязанности.

Власти КНР рассчитывали на лояльность Панчен-ламы, устроив ему в 1962 г. показательную поездку по Тибету. Однако по ее итогам Панчен-лама X направил в ЦК КПК доклад, в котором описал тяжелое положение тибетского народа и потребовал изменить политику властей в отношении Тибета. В результате он оказался под домашним арестом. В общей сложности, ограничение его свободы продлилось до 1978 г., часть этого времени он провел в тюрьме. Даже находясь под арестом, Панчен-лама возглавлял Буддийскую ассоциацию КНР, до ареста и после освобождения занимал ряд высоких должностей в государственных органах КНР.

В 1981 г. усилиями Панчен-ламы и его сподвижников началось возрождение буддизма в Тибете. Открылись монастыри, во-

стр. 64

зобновились занятия на их факультетах. Ринпоче добились от властей снятия препятствий в отношении поиска и утверждения перерожденцев. В 1987 г. он открыл Тибетский буддийский институт в Пекине.

28 января 1989 г. сердце Панчен-ламы X остановилось. Его соратниками стали многие ринпоче, также не покинувшие свою страну и вместе с ним боровшиеся за религиозные и прочие свободы своего народа.

Период с 1981 г. по середину 90-х гг. в отношениях между институтом тулку и властями КНР можно назвать периодом диалога на основе конструктивного компромисса.

Ринпоче в КНР утратили практически все свои прежние статьи доходов за исключением пожертвований прихожан. Ряд из них поступили на государственную службу, зачастую на незначительные чиновничьи должности. Влиятельные ринпоче вошли в органы власти КНР на центральном и региональных уровнях и возглавили центральную и региональные буддийские ассоциации. С открытием монастырей ринпоче возвратились к их руководству.

Утверждение Панчен-ламы XI открыло новую страницу в отношениях института тулку и властей КНР. В декабре 1995 г. китайские власти сообщили о признании Панчен-ламой XI б-летнего тибетца Жалцана Норбу. Этого кандидата они поддержали в противовес его ровеснику - тибетцу Гэндун Шой жий Ниме, которого Далай-лама перед этим из Индии заочно провозгласил Панчен-ламой XI. Гэндун Шой и его семья пропали в КНР без вести.

Тибетцы и по сей день не принимают Жалцана Норбу в качестве Панчен-ламы. Даже в храмовых алтарях по-прежнему находятся фотографические и скульптурные портреты Панчен-ламы X. Если по требованию властей здесь и появляются изображения Жалцана Норбу, они быстро исчезают.

ЮНЫЕ РИНПОЧЕ

Частная жизнь ринпоче, причем с самого его раннего возраста, мне хорошо знакома по дому нынешнего Джи-яг ринпоче - Лоб-сан Балдан Шой жий Ванчуга (род. в 1992 г., я знаком с ним с 1996 г.).

Он обладает высшим статусом среди ринпоче монастыря Гум-бум. Родился первенцем в простой крестьянской семье, с 1996 г. живет в Гумбуме в специально построенной для него усадьбе. Его подворье представляет собой комплекс зданий, возведенных в традиционном тибетском стиле. Главное место в ансамбле принадлежит дворцу-храму. На 1-м и 2-м этажах его центральной части устроены помещения для богослужений с тронами для хозяина усадьбы. На 2-м же этаже в правом крыле дворца находятся жилые помещения. Это три комнаты: просторная гостевая со столом и креслами и две совсем небольшие - алтарная и спальня. Эти комнаты - единственные помещения, оборудованные паровым отоплением, в остальных жилых помещениях есть железные печки, которые топятся углем. Впрочем, за месяц проживания в усадьбе я ни разу не видел, чтобы котел топили (хотя в апреле здесь по ночам обычно ниже нуля).

Жители Тибета очень выносливы и крайне неприхотливы.

Мальчика с момента признания его ринпоче постепенно отлучают от родителей. Уже в 4 - 5 лет он встречается с ними не чаще одного раза в месяц, а потом и того реже. В его доме не живут постоянно женщины, хотя и могут бывать там; не должно быть в нем и его сверстников (чтобы не вовлекать в игры). С 4-х лет начинается его систематическое обучение. Фактически лишенный детства, посвященный в монахи с 6 - 7 лет, растущий посреди доставшихся от предшественника сказочных богатств в аскетических условиях, ринпоче с самого раннего возраста воспитывается в буддийском духе - духе сострадания и деятельности на благо живых существ.

Любой ринпоче является духовным учителем большого числа людей, и эту обязанность он начинает исполнять с самого момента признания. Происходит это без всякой помпезности, поскольку тибетскому буддизму органически присущ живой юмор.

Мне приходилось наблюдать такие сценки. Обычно мальчик играл рядом (все игрушки у него были желтого цвета - цвета религии), когда домашние и я разговаривали и пили чай. Как только приходила группа тибетских или

стр. 65

монгольских паломников (в день обычно бывало 2 - 3 группы), один из монахов задерживал их на входе, а другой хватал мальчика в охапку и бежал с ним к трону. Здесь он усаживал его, надевал шапку и вкладывал в руки атрибуты. Как только паломники, получив благословение, покидали усадьбу, мальчик спрыгивал с трона и стремглав бежал к нам. С приходом следующей группы паломников все повторялось...

Как-то раз навестить 6-летнего ринпоче приехала его тетя с дочкой. Мальчик и его двоюродная сестра (года на два старше) с упоением играли в догонялки. Конечно же, старшая сестра начинала его догонять. Видя, что деваться некуда, ринпоче забегал в тронный зал и усаживался на трон. Сестре оставалось только поклониться ему.

Родители ринпоче изредка навещают его. Простые крестьяне, очень симпатичная молодая пара, они после признания их первенца перерожденцем - ринпоче мгновенно оказались в составе элиты тибетского общества.

Систематическое обучение ринпоче началось, когда ему едва исполнилось 4 года. В год интронизании (1998) он принял начальные монашеские обеты. Практически весь его день (с 5

утра до 9 вечера) посвящен учебе - в монастыре или дома. На отдых отводится лишь 2 - 3 часа днем. По буддийским правилам, ученик не может сидеть выше учителя. Хотя сейчас преподает мальчику простой (не тулку) монах, ринпоче во время занятий садится, как и его наставник, на пол.

Самым юным тулку Гумбума является сейчас Чечой ринпоче V Лобсан Ешей Гэлэг Жамцо - тибетец родом из Северо-восточного Тибета. Ему едва исполнилось 7 лет. Его предшественник - Чечой ринпоче IV Лобсан Лунриг Жамцо (1935 - 2000) - был ближайшим помощником Панчен-ламы X. Новое перерождение Чечой ринпоче было определено в 2007 г. При первой встрече с юным Чечой ринпоче в 2008 г. я удостоился официальной аудиенции. У него еще нет монашеских обетов, и он носит обычную одежду мальчика его лет. Его наставник Пунцог-лама, мой давний друг, помог ринпоче усесться должным образом в комнате для аудиенций и вложил в руки завернутый в ткань священный текст. Им, после того как я поднес свои подарки, ринпоче и благословил меня, приложив книгу к моей макушке. После официального представления мы общаемся совершенно запросто.

* * *

Как сложится судьба ринпоче Лобсан Балдан Шой жий Ванчуга и Лобсан Ешей Гэлэг Жамцо - этих мальчиков, признанных "живыми Буддами" в стремительно - на глазах - неузнаваемо меняющемся Тибете? Одно сейчас можно сказать наверняка - в ближайшие 10 - 15 лет они не только останутся опорой верующих Тибета, но и будут находиться в фокусе деятельного внимания властей КНР, сделавших ставку на использование института святых-перерожденцев для укрепления центральной власти.


1 Такие представления характерны для большинства традиционных индийских систем мировоззрения (исключение - материалистическая школа чарвака), однако суть этого явления понимается ими по-разному. Буддизм отрицает существование "души" - некой вечной субстанции, последовательно воплощающейся, по представлениям индуистов, в различных телах. В буддизме как живые существа, так и их мир объектов полагаются лишь набором дхарм - особых элементов-качеств. Когда существо умирает, его набор дхарм "рассыпается" и, согласно карме (осуществленные преднамеренные деяния) - как накопленной в прошлых рождениях, так и наработанной в этом, собирается в новой комбинации, давая новое существо и соответствующий ему мир объектов.

2 Tshe tan zhabs drung la sogs. Bod rgya tshig mdzod chen mo. Pe cin, 1993, p. 10 (Цетан шабдрун и др. Большой тибетско-китайский словарь. Пекин, 1993, с. 10).

3 Будда (санскр. "Пробужденный") - источник, идеал и конечная цель буддийского учения. Цель эта может называться по-разному: прекращение страданий (выход из круга перерождений), угасание желаний, успокоение сознания, нирвана. Наиболее обще ее можно охарактеризовать как достижение состояния Будды. Достигший освобождения называется "Пробужденным" в том смысле, что все живые существа пребывают как бы в спячке. Смысловая пара - сон-бодрствование - символизирует здесь пару: замутненное, неуправляемое сознание - ясное, активное сознание, полностью раскрывшее свою природу.

4 Основатель школы Гелугпа, с XVII в. главенствующей в тибетском буддизме.

5 О стране Шамбале см.: Стрелков А. М. Мифическая история и эсхатология учения Калачакра в буддийской легенде о Шамбале // Восток, 2008, N 5, с. 5 - 19.

6 С сер. XX в. традиционная тибетская хронология (включая и грядущие события, о которых имеются пророчества) тибетскими учеными унифицирована, и ее даты сопоставлены с датами согласно европейской системе хронологии.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/-ЖИВЫЕ-БУДДЫ-СОВРЕМЕННОГО-ТИБЕТА

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. М. СТРЕЛКОВ, "ЖИВЫЕ БУДДЫ" СОВРЕМЕННОГО ТИБЕТА // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 09.08.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-ЖИВЫЕ-БУДДЫ-СОВРЕМЕННОГО-ТИБЕТА (date of access: 23.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. М. СТРЕЛКОВ:

А. М. СТРЕЛКОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
19 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
20 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
23 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
23 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
23 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
Yesterday · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
Yesterday · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
Yesterday · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Yesterday · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

"ЖИВЫЕ БУДДЫ" СОВРЕМЕННОГО ТИБЕТА
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android