I
Вступление Китая в ВТО имеет громадное историческое и практическое значение
В конце прошлого года КНР вступила во Всемирную торговую организацию и официально стала ее членом. Это - важнейшее событие в истории китайской и мировой экономики. Это означает, что страна с пятитысячелетней историей и населением в 1300 млн. человек впервые активно и по собственной инициативе всесторонне открывается внешнему миру, впервые продолжает процесс индустриализации и модернизации в условиях разделения труда, сотрудничества и конкуренции в глобальном масштабе. Для всего мира это тоже знаменательное событие, поскольку экономика страны, в которой проживает пятая часть населения планеты, представляет собой огромное рыночное пространство. Открытость Китая для мирового рынка непременно благоприятно скажется на развитии мировой экономики. Три четверти членов ВТО составляют развивающиеся государства и регионы. Вступление в эту организацию КНР - крупнейшей в мире развивающейся страны - благоприятствует обеспечению защиты законных прав и интересов большинства развивающихся стран в международной системе разделения труда и обмена, тем самым содействуя рационализации международного экономического порядка.
1. Вступление в ВТО отвечает требованиям экономического развития и курсу проведения политики реформ и открытости в Китае
В условиях бурного развития глобализации в государственную стратегию развития экономики Китая необходимо внести существенные коррективы, а именно: продолжать политику открытости мировому рынку и участия в конкуренции и международном разделении труда; полностью использовать собственные и мировые ресурсы, свой и мировой рынок; способствовать упорядочению экономической структуры страны; еще лучше овладевать движущими силами роста экономики, связанными со структурным процессом; ускорять собственное развитие; всемерно повышать свою конкурентноспособность.
Ли Теин, Президент Академии общественных наук Китая, профессор, член Политбюро ЦК КПК.
стр. 66
Если страна стремится осуществить модернизацию, она не может в течение длительного времени устанавливать заградительные торговые и инвестиционные барьеры, пытаясь обеспечить жизненное пространство для внутреннего производства. В Китае как раз идут исторические процессы индустриализации и модернизации, и вступление в мировую экономическую систему есть историческая необходимость для него, хотя за это приходится платить, причем иногда и очень большую цену. За 20 с лишним лет политики реформ и открытости в Китае созданы основные условия вступления в глобальную экономическую систему; это, во-первых, основы социалистической рыночной экономической системы и, во- вторых, реальные условия развивающейся страны.
В 80-е годы прошлого века Китай инициировал процесс системных реформ, провел смелые поиск путей реформирования. С вступлением в 90-е годы начался процесс создания в основном костяка социалистической рыночной экономической системы.
Постепенное углубление реформ существенно продвинуло развитие экономики. В течение длительного периода времени в Китае сохраняются высокие (не менее 7%) темпы роста производства ВВП. В 2000 г. ВВП впервые в истории Китая превысил триллион долларов, выйдя на седьмое место в мире. Объем импорта и экспорта возрос с 70 млрд. долларов в середине 80-х годов до 500 млрд. долларов в 2001 г. Среднегодовой прирост составил 13%. Впервые в истории Китай занял четвертое место в мировой торговле после ЕС, США и Японии. Удельный вес импорта и экспорта в производстве ВВП возрос с 9,5% в 1978 г. до 43% в 2001 г. Валютные запасы страны увеличились с 2 млрд. долларов в середине 80-х годов до 210 млрд. долларов в 2001 г., то есть более чем в сто раз.
Вступление Китая в ВТО свидетельствует о том, что экономическая реформа в стране вступила в новый этап. Это окажет глубокое влияние на проведение реформ и на направление последующего экономического развития страны.
Исторически в конкуренции между странами проявляется соотношение их экономической мощи. В конечном итоге конкуренция - это соревнование систем. Мы создаем социалистическую рыночную систему. Ее цель состоит в освобождении и развитии производительных сил. Опыт показывает, что оба направления - проведение реформ и политика открытости - взаимодополняют друг друга, взаимно стимулируют развитие, формируют новую систему и являются мощной движущей силой экономического развития. Для создания зрелой социалистической рыночной системы потребуется пройти длительный путь, реформам предстоит разрешить целую серию глубоких проблем. К примеру, необходимо скорректировать стратегию в отношении государственного сектора экономики, покончить с отраслевыми монополиями и региональной замкнутостью, максимально выявить функцию рынка в движении ресурсов, регламентировать деятельность правительства, создать совершенную систему макрорегулирования и т.п. В деле изучения и заимствования всего богатства человеческой цивилизации Китай занимает открытую и активную позицию. Если прежде в осуществлении экономической реформы главным был поиск собственных путем, то с вступлением в ВТО главным становится приспособление к ее правилам. Создание социалистической рыночной экономики вступает в период еще большего ускорения.
2. Китай нуждается в ВТО, а ВТО нуждается в Китае
Современные китайцы ясно понимают, что для развития государства и подъема нации необходимо войти в мировую экономическую систему и приобщиться к достижениям человеческой цивилизации, которые несет с собой международное разделение труда.
стр. 67
Разделение труда и кооперация - это крупный и все расширяющийся процесс в истории человечества. В конечном итоге этот процесс может объединить судьбы всех народов мира. Свыше ста пятидесяти лет назад К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте коммунистической партии " писали: "Буржуазия путем эксплуатации мирового рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим... Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой национальной местной замкнутости, существующей за счет продуктов собственного производства, приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга" 1 .
После второй мировой войны мировые процессы, о которых в свое время говорили К. Маркс и Ф. Энгельс, стали еще более очевидными.
Эти особенно важные процессы произошли после 80-х гг. XX века, когда глобализация экономики стала историческим процессом, от которого трудно оставаться в стороне любой стране и любому региону мира. Глобализация экономики - это прежде всего поступательная глобализация производства, обмена и потребления. Значительное повышение производительности труда и развитие материальной и цивилизации неразрывно связаны с углубленным разделением труда во всемирном масштабе, а последнее в свою очередь определяется масштабами рынка. Глобализация как раз и является процессом расширения масштабов рынка. Так, сегодня она вышла за национальные границы и оказывает влияние на процессы производства и образ жизни населения всех стран. Этот процесс включает и унификацию принципов конкуренции. Правительства всех стран и регионов, предприятия и общественные организации обязаны уважать и соблюдать правила международных экономических отношений в глобальной экономической деятельности. Хотя между государствами и регионами еще существуют различные разногласия и даже конфликты, тем не менее в общем уровень контактов между ними в целом непрерывно углубляется. Все больше предприятий ищут новые пути получения прибыли за пределами своих государственных границ, все больше граждан живут и работают за рубежом. Правительства обнаружили, что посредством равноправных переговоров и консультаций, путем совместного соблюдения общих правил можно гораздо эффективнее защищать интересы своих народов и содействовать социальному развитию, чем путем конфронтации и противодействия. Мир и развитие, как говорил архитектор политики реформ и открытости Дэн Сяопин еще в 80-годы двадцатого столетия, - это две главные проблемы современного мира. Без мира нет развития, а без развития невозможно обеспечить мир. Китай и сегодня решительно придерживается этого принципа.
После начала политики реформ и открытости по мере расширения участия Китая в политической, экономической и культурной жизни мирового сообщества как мировое сообщество, так и Китай почувствовали, что Китаю необходима ВТО, а ВТО нужен Китай. По предварительным данным, в ближайшие пять лет спрос Китая на иностранные товары достигнет 1,5 триллиона долларов, это даст зарубежным предприятиям возможность инвестировать свыше 300 млрд. долларов. Экономическое развитие Китая дает новый импульс развитию мировой экономики. В этом смысле вступление Китая в эту систему соответствует экономическим интересам всех сторон. ВТО становится более представительной торговой организацией мира.
В целом, вступление Китая на рубеже веков в ВТО - это стратегический выбор КПК, правительства Китая, чрезвычайно важный шаг на длительном пути прогресса Китая в экономическом и общественном развитии. Мы должны глубоко осознать нынешнюю ситуацию в мире и тенденции ее разви-
стр. 68
тия в будущем, овладеть ею, с тем чтобы стратегия развития Китая согласовывалась со складывающейся в мире ситуацией. Это - в высшей степени важный шаг Китая в деле дальнейшего экономического и общественного развития.
II
Необходимо трезво оценивать серьезность ситуации, сложившейся в связи с вступлением Китая в ВТО
Глобализация экономики способствует увеличению торговой прибыли. Однако ее распределение определяется торговыми условиями каждой страны, сравнительными преимуществами и конкурентоспособностью этих стран, особенно тем, могут ли участники процесса активно и эффективно выстоять в ходе конкуренции.
С 1986 г., когда Китай впервые подал заявку о восстановлении своего статуса в Генеральном соглашении о тарифах и торговле, до 2001 г., когда Китай официально вступил в ВТО, прошло пятнадцать лет трудных переговоров. Главная сложность состояла в чрезмерности требований некоторых стран, требований, которые были непосильны для Китая как развивающейся страны. Теоретически, став официальным членом ВТО, Китай не только принял соответствующие правила ВТО, но и активно участвует в их разработке. Однако, могут ли принятые совместно правила при существующем политическом и экономическом порядке в мире приносить совместную выгоду - зависит от реальных условий каждого члена организации. Китай - это развивающаяся страна с самым многочисленным в мире населением. Сельское хозяйство составляет основу народного хозяйства, 64% населения страны сосредоточено в сельской местности. Структура производства страны отсталая, конкурентоспособность предприятий слаба, степень готовности к индустриализации также низка. Все это классические особенности неразвитой экономики, которые ставят участие страны в глобальной торговле в неблагоприятное положение. Мы отдаем себе ясный отчет в этом.
После вступления в ВТО страна столкнулась с большими проблемами в области сельского хозяйства, современной сферы услуг, в некоторых областях промышленного производства. Сельское хозяйство Китая чрезвычайно отсталое. Его основу составляет семейный ручной труд и индивидуальное хозяйствование. Каждый из двухсот с лишним миллионов крестьянских дворов располагает в среднем всего 0,41 га земли. Товарность производства в среднем составляет 50%, то есть это полунатуральные хозяйства. Уровень модернизации производства низок, способность противостоять стихийным бедствиям невелика. Средние цены производимой пшеницы, риса, кукурузы на 20- 70% выше мирового уровня. В связи с вступлением в ВТО проблемы развития сельского хозяйства и повышения доходов крестьян серьезно обострились. Если переток сельской рабочей силы в городе увяжется в один узел с обострением проблемы занятости в самих городах, обстановка может еще более обостриться, Уже сейчас внимание правительства Китая приковано к этой проблеме.
Сфера услуг, особенно в ее современных формах, включилась в мировую экономику позже других сфер народного хозяйства. Задача перевода на рыночные рельсы таких отраслей, как финансы, страхование, торговля, телекоммуникации, железные дороги и гражданская авиация, еще не завершена. Этим отраслям еще очень трудно участвовать в конкуренции с транснациональными компаниями. Особенно это относится к сфере финансов и телекоммуникаций. Как одновременно с повышением конкурентоспособности этих сфер избежать вредного влияния на экономическую безопасность страны - вот крупная проблема, которую мы исследуем.
стр. 69
Что касается промышленного производства, то Китай имеет сравнительное преимущество в трудоемких отраслях. Однако в капитало- и техноемких отраслях положение намного хуже, чем в промышленно развитых странах. По объемам производства еще ни одно промышленное предприятие Китая не вошло в число пятисот крупнейших корпораций мира. Валовое производство самых крупных предприятий автомобилестроения, станкостроения, энергетического оборудования составляет лишь 1-5% производства предприятий соответствующих отраслей в развитых странах, то есть эти предприятия оказываются в абсолютно невыгодном положении. Если посмотреть на возможность исследований освоения новой продукции, то, оказывается, что инвестиции в эту область составляют в Китае всего 1% ВВП. Менее 50% производимых на экспорт товаров отвечают мировым стандартам, а с вычетом переработанной продукции за счет торговли - менее 30%. В новейших и высокотехнологичных отраслях мира большая часть ключевых технологий контролируется несколькими развитыми странами. И такое положение невозможно изменить в короткий срок.
Учитывая все это, при вступлении в ВТО Китай принял лишь те требования, которые соответствуют его статусу развивающей страны. В условиях, когда есть общая выгода от вступления в ВТО и одновременно, когда за выгоду в каких-то областях и за краткосрочную выгоду придется платить большую цену, главным вызовом для Китая являются следующие проблемы. Сможем ли восполнить ту цену, которую готовы заплатить? Сможем ли успешно провести структурную реформу? Сможем ли в течение длительного времени успешно вносить изменения в экономическую систему и повысить конкурентоспособность народного хозяйства?
III
Активно использовать шансы и идти навстречу вызовам
Шансы и вызовы вступления Китая в ВТО сосуществуют. Шанс сам по себе никогда автоматически не приносит реальной выгоды. Сможем ли мы в максимальной степени добиться выгод и избежать крупного ущерба, - в огромной степени зависит от того, сможем ли мы своевременно и эффективно принимать контрмеры. Слепой оптимизм или пассивность здесь совершенно неуместны.
В первом приближении необходимо сосредоточить усилия страны на следующих восьми основных направлениях:
1. Ускорение упорядочения экономической структуры и технического прогресса, повышение уровня производства.
Отрасли, которые менее всего опекались правительством, которые активно участвовали в рыночной конкуренции и обрели сравнительные преимущества, получат выгоду. Те же отрасли, которые опекались правительством, слабо участвовали в рыночной конкуренции и не обрели сравнительных преимуществ, подвергнутся мощному натиску. Это и диктует необходимость проведения крупномасштабного упорядочения экономической структуры и повышения уровня производства.
В осуществлении стратегического упорядочения структуры экономики необходимо опираться главным образом на рыночные силы. С одной стороны, необходимо устранить все барьеры в самой экономической системе, ограничивающие движение факторов производства, покончить с монополизмом отдельных отраслей и протекционизмом на местах. С другой стороны, необходимо также предоставить справедливые возможности различным экономическим субъектам для вхождения в рынок, оптимизировать структуру производства путем перетока капитала с тем, чтобы предприятия в конечном итоге смогли
стр. 70
повысить свою конкурентоспособность в условиях жесточайшей мировой конкуренции.
Что касается сельского хозяйства, то здесь необходимо создать систему поддержки производства продукции на экспорт, соответствующей правилам ВТО, развивать те направления сельского хозяйства, которые имеют сравнительные преимущества для участия в конкуренции.
В областях промышленного производства необходимо оказывать помощь и поддержку и способствовать развитию тех отраслей, которые имеют сравнительные преимущества.
В сфере услуг придется в соответствии с положениями ВТО о гарантиях рационально ограничивать вхождение в мировой рынок и предоставлять необходимую защиту.
Необходимо постоянно совершенствовать инвестиционный климат, необходимо больше привлекать прямые транснациональные инвестиции. Наряду с повышением уровня производства необходимо инициативно и избирательно способствовать перемещению производства в Китай из развитых стран.
Китай уже осуществляет стратегию процветания страны путем развития науки и образования. Цель этой стратегии состоит в том, чтобы ускорить подготовку современных кадров, способствовать техническому прогрессу, повысить конкурентноспособность всей экономической системы.
2. Углубление реформы государственных предприятий, проведение стратегических корректив в государственном секторе.
Реформа государственных предприятий является центральным звеном всей реформы в Китае. В этой области поэтапно уже достигнуты результаты, существенно повышена степень использования всех факторов производства. Тем не менее для того чтобы государственные предприятия стали подлинно конкурентоспособными субъектами рыночной экономики и могли достойно выдерживать противоборство с транснациональными компаниями, необходимо дальнейшее углубление реформы. Цель этой реформы состоит в том, чтобы усовершенствовать структуру предприятия как юридического лица, создать современную систему предприятий. Мы уже определили стратегию упорядочения государственного сектора экономики. Она сводится в основном к тому, чтобы, наступая и отступая, действуя активно или отказываясь от вмешательства, скорректировать удельный вес капитала государственных предприятий и его распределение в народном хозяйстве. Ресурсы государственного сектора экономики по-прежнему будут использоваться в таких сферах, как государственная безопасность, естественные монополии, снабжение важнейшими для общества товарами и услугами. Эти сферы должны быть, как правило, выведены из сферы конкуренции. Это требует совершенствования системы выведения предприятий из сферы конкуренции, решения проблем занятости, создания социальных гарантий и перегруппировки производственных активов.
3. Ликвидация отраслевого монополизма и местного протекционизма, создание единого общенационального рынка, поддержание надлежащего порядка в рыночной среде.
Согласно правилам ВТО, все его члены должны проводить единую экономическую политику на всей территории, где взимаются таможенные тарифы.
Мы уже приступили к разрушению сформировавшегося за долгие годы административного монополизма в ведущих отраслях. Такие отрасли, как финансы, страхование, электроэнергетика, телекоммуникации, нефтяная и химическая промышленность постепенно открываются для внутреннего и внешнего рынка на основе соблюдения прав граждан. В отношении естественных монополий вырабатываются новые механизмы, отвечающие требованиям рынка в области цен, услуг, ввода и вывода их из рынка.
стр. 71
Принятие антимонопольного законодательства и усовершенствование "Закона противодействия неправомерной конкуренции" помогают юридическими средствами покончить с местным протекционизмом, обеспечить создание единого общенационального рынка. Нужно всемерно развивать самодисциплинирующиеся в условиях рынка посреднические организации, стимулировать у них способность к самообслуживанию, самоконтролю и стремление к сотрудничеству. Используя эффективные меры, необходимо ввести в правовые рамки конкуренцию субъектов рынка, всемерно поддерживать надлежащий порядок на рынке.
4. Создание здоровой и всеохватывающей системы социальных гарантий, путем перераспределения расходов возмещать убытки и оказывать помощь слабым группам в рыночной конкуренции.
Хотя рыночная экономика, благодаря действию механизма конкуренции, намного повышает экономическую эффективность общества, тем не менее она несет в себе немалые риски и неопределенность для участников рынка. Даже и до вступления в ВТО, когда Китай стал на рельсы рыночной экономики, периодические колебания конъюнктуры рынка, структурное упорядочение производства и другие причины ставили определенную часть общества в неблагоприятное положение в конкурентной борьбе. После вступления в ВТО, в мировую систему рыночной конкуренции, ситуация может еще более обостряться. Будучи социалистической страной, мы не можем отстраненно наблюдать за процессом чрезмерной дифференциации в доходах населения. На правительстве лежит ответственность вовремя проявлять заботу о слабых группах и оказывать им помощь. Так, в настоящее время мы предпринимаем усилия для повышения доходов девятьсотмиллионного крестьянства, мобилизуем все общественные силы на борьбу с безработицей, за оказание помощи в связи с выходом на пенсию и по инвалидности, просто бедным людям, активно ведем поиски возможностей для создания системы социальных гарантий, специфичных для Китая. Насущной задачей в настоящее время является компенсация низких доходов трудящихся в слабых отраслях производства и решение вопросов их занятости, сохранение стабильности и порядка в обществе и экономике после вступления в ВТО, создание условий для того, чтобы абсолютное большинство людей выигрывало от политики открытости и прогресса. Это также определяется социалистическим характером нашей страны.
5. Трансформация функций правительства в соответствии с требованиями ВТО.
Преобладающая часть положений ВТО основывается на том, что принципы рыночной экономики связывают действия правительства. Несмотря на многостороннее реформирование структуры и системы управления правительства в деле избавления от модели плановой системы управления и удовлетворения требований рыночной экономики, существуют многие недоработки. Чрезмерное прямое вмешательство правительства в микроэкономику, местный и отраслевой протекционизм не только серьезно препятствуют самореорганизации правительства, но и ограничивают формирование единого общенационального рынка. В конечном итоге это отрицательно влияет на повышение экономической эффективности всей системы. Трансформация функций правительства - очень сложная и трудная проблема.
Содержание трансформации функций правительства сводится прежде всего к дальнейшему совершенствованию функций правительства в области макроэкономического регулирования. Там, где необходимо и возможно, экономическая деятельность должна регулироваться рыночными механизмами и субъектами рынка, и правительственные рассмотрения и утверждения не нужны. Акценты в работе правительства должны быть перенесены на форми-
стр. 72
рование и регламентацию порядка функционирования рыночной экономики. Там, где по-прежнему необходимо рассмотрение и утверждение, эти процедуры должны быть упрощены и сокращены, они должны быть максимально нормативными и прозрачными. Сдерживая свои обещания, правительство за более чем полгода после вступления в ВТО провело инвентаризацию и ликвидировало большое количество ведомственных нормативов. Постепенно устранены многие местные нормативы, препятствовавшие созданию единого правового пространства. Все положения законодательства мы должны постепенно привести в соответствие с требованиями ВТО.
6. Используя правила ВТО, необходимо рационально поддерживать слабые отрасли и обеспечивать экономическую безопасность.
Согласно правилам ВТО, развивающимся странам предоставлено право на переходный период сроком 3-5 лет. Используя эту возможность, правительство ускоренно реформирует и упорядочивает систему, в частности умеренно и рационально оказывает поддержку отраслям, имеющим небольшой опыт работы в условиях рынка. Однако такая помощь небезусловна. Чтобы соответствовать требованиям ВТО, необходимо в будущем быть открытым для рынка и участвовать в конкуренции. Поэтому поддержка в течение нескольких лет переходного периода должна сопровождаться напряженной работой по реформированию и упорядочиванию, с тем чтобы добиться от ранее слабого предприятия определенной конкурентоспособности.
В последние несколько лет в мире заметно активизировалась политика торгового протекционизма. Некоторые страны, злоупотребляя мерами борьбы с демпингом и по защите своего рынка, возводя барьеры на пути распространения технологий, оказывают ярко выраженное отрицательное влияние на развитие мировой экономики и торговли. От чего в большой мере страдал и Китай. После вступления в ВТО Китай получил право, используя соответствующие правила этой организации, путем двусторонних и многосторонних переговоров, консультаций и связей, предотвращать попытки применить дискриминационные меры в торговле, к которым ранее прибегали некоторые члены организации, и эффективно защищать экономическую безопасность, законные права и интересы страны.
* * *
Китайская нация - это трудолюбивая, смелая и талантливая нация. Она имеет глубокие исторические традиции. В течение многих веков она была лидером в экономической, политической и культурной областях. За последующую замкнутость пришлось заплатить очень большую цену. Сейчас в этой стране сложился рынок, который по масштабам сравним с мировым рынком. В деле постепенного реформирования экономики она достигла грандиозных успехов. В ней поддерживается высокий рост в экономике и политическая стабильность. Китай полон веры в то, что способен овладеть шансами которые предоставляют глобализация экономики и свободная торговля, и готов не только встретить вызовы, но и внести свой вклад в прогресс мировой цивилизации.
Глобализация экономики несет миру многочисленные проблемы, с которыми ранее люди не встречались. К примеру, как распределить выгоды, которые несет единая глобальная система экономики? Одновременно, как избежать ущерба внутри страны в связи с проникновением внешних факторов и изменением структур? Как, одновременно с усилением политики и гармонизации элементов мировой экономической системы, отстоять свой суверенитет и независимость, экономическую безопасность? Как, наряду с реконструкцией своей системы, обеспечить экономический порядок, здоровое устойчивое развитие? и
стр. 73
т.д. Многие крупные проблемы теории и практики достойны глубокого осмысления всем человечеством. В Академии общественных наук Китая создан исследовательский центр специально по ВТО. Мы пытаемся помочь правительству, предприятиям, общественности. На этот счет уже опубликовано немало исследований. В этой области мы рассчитываем на проведение исследований и обмене мнениями совместно с разными странами, включая Россию.
В процессе вступления в ВТО Россия может столкнуться с многими проблемами, с которыми сталкивался в подобной ситуации Китай. Мы активно поддерживаем усилия России, направленные на вступление в ВТО. Мы искренне надеемся на то, что переговоры, которые ведет Россия в этой связи, в скором времени успешно завершатся. Мы приветствуем сам факт, что Россия станет активным членом ВТО. Китайский народ желает вместе с народами других стран, включая народы России, продвигать дело прогресса мировой цивилизации и совместно пользоваться благами этого прогресса.
Перевод с китайского языка Г. Богданова
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд-е 2. Т. 4. С. 427-428.
стр. 74
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |