E. NOLTE. Die dritte radikale Widerstandsbewegung: Der Islamismus. Berlin. Landt Verlag. 2009. 414 S.
Э. НОЛЬТЕ. Третье радикальное движение сопротивления: исламизм. Берлин. 2009. 414 с.
Известный немецкий историк Эрнст Нольте в своей книге анализирует историю и современное состояние исламизма. Он называет его третьим радикальным движением сопротивления XX века. Если сегодня и существует "модная тема", пишет Нольте, то это исламизм. И высказываются по этой теме не только специалисты по исламу и ориенталисты, но еще больше политики и публицисты.
Во введении автор повторяет положения из своих прежних работ о том, что коммунизм и фашизм были в основном европейскими феноменами, появившимися после первой мировой войны, исламизм же развивался в отсталых странах "третьего мира". Поэтому между этими явлениями должна быть проведена разделительная черта (с. 18).
В книге Нольте дается краткая история ислама, основанного, по мнению автора, "волевой
и харизматической личностью Мохаммедом ибн Абдаллой" и превратившегося из религии одного племени в религию сотен тысяч людей. Как монотеистическая религия, отвергающая положения других монотеистических верований, ислам стремится стать религией всего человечества (с. 25). Хотя в исламе верующие разделены на суннитское большинство и шиитское меньшинство, догматические споры не играли в нем той роли, что в христианстве. Тем не менее, и в исламском мире происходили кровавые междоусобицы и массовые столкновения. Ислам не утерял позиций и после того, как закатилась некогда мощная империя султанов в Стамбуле, замечает автор.
Нольте приводит наблюдения Леопольда Вайса, ставшего после принятия ислама Мухаммадом Асадом и закончившего свои дни в качестве посла Пакистана. Когда тот в 20-е годы XX в. находился в Берлине, ему бросилось в глаза, что все люди там хорошо одеты, не голодают, но при этом все они выглядят несчастными. В противовес этому мусульмане, по его мнению, даже самые бедные живут "прекрасной, простой жизнью от рождения до смерти", потому что они находятся вне механизированного образа жизни Европы, изнурительного, эксплуататорского, декадентского, ориентированного на потребление, но не приносящего счастья и удовлетворения (с. 27).
В главе "Первые радикальные движения сопротивления" Нольте находит консервативные черты в марксизме и говорит об "иррегулярной революции марксизма-ленинизма". Ленин и другие русские социалисты различных направлений после свержения Николая II и Февральской революции надеялись на быстрый и "ортодоксальный" переход к социалистической революции. Было решено совершить вооруженное восстание и привести к власти правительство Советов под руководством единственной партии. Это решение было реализовано, после чего большевики объявили о победе народного восстания. Так же 60 лет спустя в исламском мире о победе народного восстания заявлял и аятолла Хомейни в Иране, - замечает Нольте. То, что это не так, показала начавшаяся гражданская война, поставившая под угрозу существование России как единого государства. В 1918 - 1920 гг. "иррегулярная" революция русского марксизма-ленинизма и "мировая революция", призванные изменить мир к лучшему, проходили параллельно. Ленин выступая перед молодежью в 1920 г. заявлял: "Мы хотим превратить бедную, отсталую Россию в богатую страну". Он рассматривал русскую революцию во взаимосвязи с революцией на Востоке.
Что касается "немецкой революции", то она, по мнению автора, фактически превратилась в контрреволюцию фашистского типа. Гитлер считал, что большевизм, если его не остановить, через 300 лет станет такой же религией, как и христианство, а Ленин предстанет не как революционер из 1917 г., а как основатель новой мировой религии, которому будут поклоняться, возможно, так же, как Будде. Гитлер, как и большевистский лидер, критиковал капитализм. Как считает Нольте, "физическое уничтожение" противника при этом играло для Гитлера меньшую роль, чем для Ленина. Для него главным было изгнание евреев, а сам национал-социализм обернулся радикальным антисемитизмом. Эти, как и некоторые другие тезисы Нольте, были подвергнуты рецензентами уничтожающей критике.
В целях подготовки к войне, вызванной "несправедливостью Версальского договора", Гитлер пытался изменить немецкое общество "революционными методами", - пишет автор. Кроме усиленного перевооружения вермахта, не последнюю роль в этом играли меры по укреплению здоровья нации, борьба с наследственными заболеваниями. Новая наука "евгеника", которая поначалу была более развита в США, достигла в Германии таких масштабов, каких не было нигде.
Обращаясь к проблеме взаимоотношений нацистского режима с мусульманскими странами, Нольте отмечает, что без содействия национал-социалистской Германии было бы невозможно антибританское восстание Рашида Али аль-Гайлани в Ираке в 1940 году. Автор напоминает, что Гитлер в беседе с самым радикальным лидером арабской Палестины великим муфтием Хаджем Амином аль-Хуссейни высказывался за освобождение арабского мира от английского господства. Руководитель левого крыла Партии Конгресса и основной конкурент Неру в борьбе за освобождение Индии Субхаш Чандра Бозе имел в Берлине свой офис, из которого он руководил своими сторонниками по освободительному движению (с. 55).
В последующих главах монографии автор обращается к истории исламских стран в период XIX-XX вв. В них говорится об упадке Османской империи, противостоянии Израиля и окружающего его арабского мира, анализируются исламистские черты революции в Иране, освещаются особенности современного исламизма и т.д.
Характеризуя действия победившей в Иране революции, Нольте считает, что там пытались создать впечатление, что иранская революция сравнима с французской и русской революциями, но при этом остается в тени тот факт, что для корректности подобного сравнения следовало бы, чтобы французскую революцию возглавил архиепископ Парижа, а русскую - патриарх. Поэтому легитимным был бы вопрос, не следует ли обратить внимание на "традиционную силу" иранской революции, а предлагаемые аналогии скорее следовало бы искать в "псевдореволюциях" фашизма в Италии и национал-социализма в Германии (с. 269).
Касаясь противостояния арабов и евреев на Ближнем Востоке, автор замечает, что арабский мир ввиду своих поражений и неудач в борьбе против сионистского государства не только не преодолел собственную отсталость, но даже усугубил ее (с. 329). Израиль как своеобразный "представитель Запада" на Востоке значительно продвинулся, тогда как арабы превратились не в передовых борцов, а в "малых тигров". Однако из их среды возникла негосударственная мировая власть - исламизм. На его наступление США не нашли другого ответа, как объявить "войну против терроризма". Она фактически явилась продолжением израильского "государственного террора" против хаотического группового и индивидуального
террора палестинцев и арабов (так у Нольте). То, что из-за этого может разразиться мировая война, маловероятно. Но радикальное сопротивление ислама экспансионистскому "декаденству" Запада содержит в себе возможность определять ход мировой истории XXI в., что более существенно, чем изменения в соотношении сил великих держав.
Следует отметить, что критические замечания, высказанные в рецензиях на другие труды Нольте, по поводу того, что он не опирается на материалы архивов, применимы и в отношении рецензируемой работы. В появившихся сразу после выхода книги в Германии весьма критических отзывах высказывались упреки в том, что автор взялся освещать историю исламизма не будучи специалистом-востоковедом. Хотя Нольте и оправдывает свой интерес к данной тематике тем, что он изучал арабский язык и стало быть мог читать исследования, выходившие на арабском языке, а также издавна дискутировал с представителями ближневосточных стран, в том числе и во время своей преподавательской деятельности в Израиле, его оппоненты не считают эти доводы убедительными. Но и читатели, и критики уже привыкли к тому, что почти каждая книга Э. Нольте встречается в штыки, и лишь спустя определенное время историки дают его спорным тезисам более взвешенные оценки.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |