

Так считает заместитель командира батальона по воспитательная работе подполковник Владимир ЩЕЛИ, в подразделении которого есть коллектив с большой буквы и нет грубых нарушении воинской дисциплины.
В последние годы в армии уже стали подзабывать о существовании некогда комсомольских организаций, которые брали на себя основную тяжесть работы по воспитанию и организации досуга солдат и сержантов срочной службы. Но так называемый актив, или помощники офицеров, никуда не делись. И в нашем батальоне сложилась определенная практика работы с данной категорией военнослужащих. Причем я не стал бы жестко дифференцировать активистов. По той простой причине, что активисты и сержанты у нас в батальоне практически одни и те же люди. Ибо человек неактивный, безынициативный на сержантскую должность просто не попадает. А активист из числа солдат - это, как правило, в дальнейшем сержант. Поэтому, говоря об активе, мы имеем в виду прежде всего работу с сержантским составом и его ближайшим резервом.
Начинается все традиционно: с подбора кандидатов на сержантские должности. Как уже отмечалось, мы стараемся определить из числа солдат наиболее достойных. Эти парни должны быть хорошими специалистами, активными в общественной жизни людьми. Существуют ли четкие критерии такого отбора, определенная методика? Не скажу, что мы открыли нечто новое. Нет, мы не пионеры и велосипед не изобретаем. Стремимся быть последовательными, целеустремленными и объективными.
Изучение солдата начинается еще до его прибытия в часть, на призывном пункте. Работаем с документами, ищем контакты с родителями. После прибытия в часть сразу проводим тестирование, через несколько дней - анкетирование.
Уже в период первых месяцев пребывания у нас молодого солдата стараемся обобщить различные характеристики о нем. Для большей объективности делаем запросы по месту жительства, работы, учебы. Вступаем в переписку с родителями. При любой первой возможности пытаемся встретиться с ними, чтобы побольше узнать от них о сыне. Подытоживая предварительную работу, мы проводим беседы с каждым из вчерашних новобранцев, и особенно с теми, кто является претендентом для назначения на сержантские должности. Обязательно узнаем личное желание-нежелание военнослужащего стать младшим командиром.
Второй важный этап работы с сержантским активом - обучение. Если мы хотим получить какую-то отдачу, то должны наших помощников обучать подчас самому элементарному - умению беседовать с подчиненными, дать им психологическую характеристику, оказать минимальную психологическую поддержку.
Прижилась у нас и такая форма работы, как сержантский совет, который мы проводим вместе с командиром батальона полковником Юрием Алехиным. Собираемся ежемесячно. На совете обсуждаем с младшими командирами самые насущные проблемы: подготовку к контрольным занятиям, подбор людей в караул, определяем лучших для поощрения и т.д. Кроме того, еженедельно проводятся совещания с сержантами в ротах и, конечно, ведется ежедневная индивидуальная работа с каждым.
Еще один непростой момент - организация информирования командования со стороны актива. Не доносительства, а именно информирования. Мы сразу настраиваем младших командиров и активистов на то, что они должны работать со своими людьми открыто. Если в роте что-то случается, солдаты знают: сержант обо всем доложит командиру, ничего скрывать не будет. Не скрою, система информирования снизу доверху приживалась нелегко, теперь она воспринимается как должное. Вечером и ночью в казарме младшие командиры управляются по всем вопросам.
О формах поощрения лучших сержантов-активистов хочется сказать особо. Мы стараемся повышать сержантов по служебной линии. Вплоть до присвоения особо отличившимся старшинских званий. По итогам боевой, общественно-государственной подготовки, службы войск награждаем лучших ценными подарками. Мы разработали свой логотип грамоты. Есть у нас также свой шеврон. Солдаты стараются получить атрибутику и украсить ею так называемые "дембельские альбомы". К слову, "наполнение" альбомов мы держим под контролем. При помощи актива провели их смотр-конкурс, постарались объяснить, что память о службе должна иметь соответствующее художественное оформление.
Еще раз повторю: ничего нового мы не изобретаем. Но если за что-то беремся, то делаем с душой. В части создан свой уголок истории, где есть даже выполненные руками наших солдат фигурки воинов русской армии разных эпох. Молодые солдаты любят бывать здесь. Уволившиеся из батальона при первой возможности стараются навестить бывших сослуживцев, благо есть что вспомнить. Как одну из форм стимулирования используем вручение увольняемым в запас лучшим сержантам "вечного" пропуска на территорию части. И стараемся, чтобы наши бывшие сослуживцы сохраняли связь с коллективом, приходили в казарму, рассказывали молодым солдатам о службе, о жизни "на гражданке". Кстати, многие из наших бывших активистов после увольнения в запас устроились на службу в органы МВД, налоговую полицию, стали прапорщиками в воинских частях.
Еще раз повторю, ничего нового придумывать и не надо. Велосипед уже изобретен. Организуя работу с сержантским активом, было бы неплохо просто вспомнить те хорошие формы работы, которым нас когда-то обучали еще в училище. Ежедневное внимание, качественный подбор, контроль и стимулирование - вот основные принципы. Если сержантам-активистам показать их значимость, необходимость, отдача с их стороны обязательно будет.
Новые публикации:![]() ![]() |
Популярные у читателей:![]() ![]() |
Новинки из других стран: |
![]() |
Контакты редакции |
О проекте · Новости · Реклама |
![]() 2017-2025, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |