В конце серой московской зимы в Государственном музее Востока произошло событие, заставившее вспомнить о теплом солнце, шелесте пальм и ярких тропических красках: состоялась презентация книги- альбома "Традиционное искусство Юго-Восточной Азии в собрании Государственного музея Востока" (авторы Н. А. Гожева, Г. М. Сорокина; М., 2001, 176 с., 80 илл.). Это издание появилось в результате сотрудничества музея и Всероссийского банка развития регионов, обеспечившего финансовую поддержку проекта.
стр. 69
Идея книги родилась еще весной прошлого года. В процессе работы над ней стало ясно, что издание не вписывается в строгие рамки определенного жанра, и это было обусловлено поставленной перед авторами задачей - рассказать об искусстве Юго-Восточной Азии на примере образцов из коллекции музея. В итоге вышедшая в свет книга получила вид альбома большого формата с цветными иллюстрациями и монографическими очерками о традиционной культуре стран региона, а в аннотации к фотографиям были включены все необходимые каталожные данные.
Из музейной коллекции, насчитывающей более трех тысяч произведений, было выбрано сто вещей, наиболее значимых в художественном отношении и отражающих важнейшие тенденции в традиционном искусстве региона. Фотографии многих из них опубликованы впервые. В книгу вошли очерки по искусству шести государств: Вьетнама, Индонезии, Мьянмы, Камбоджи, Лаоса и Таиланда. Описание отдельных видов народного творчества органично вписано в историко-культурную канву. Так, вьетнамский раздел начинается рассказом о средневековой керамике и фарфоре, поражающих большим разнообразием форм и декоративных мотивов. Изображенный на музейном сосуде для вина дракон, парящий в облаках, - один из любимейших образов в традиционном искусстве Вьетнама. Это мифическое существо считается подателем дождя и плодородия, олицетворяет мужское начало и императорскую власть, а в союзе с фантастической птицей фыонг хоанг - высшую космическую гармонию. Культовая деревянная скульптура, составляющая ценнейшую часть коллекции, проиллюстрирована несколькими образцами, в том числе и поэтичным образом богини милосердия Куанам. Она изображена сидящей на пьедестале с сосудом в виде тыквы-горлянки, наполненным эликсиром, исцеляющим все болезни.
В очерке, посвященном Индонезии, большое внимание уделяется таким традиционным, составляющим славу страны художественным феноменам, как кинжалы крисы, ткани батики, куклы театров ваянг пурво и ваянг голек. Теневой театр ваянг пурво, восходящий к древним языческим обрядам вызывания духов предков, превратился позднее в настоящее феерическое представление по мотивам средневековых легенд и сказаний с множеством действующих лиц и драматических коллизий. В театре объемных кукол ваянг голек действуют те же герои, царит тот же культ изысканной утонченности, и лишь отсутствие теней снимает мистический налет потусторонности. Музейная кукла-марионетка представляет отважного воина биму, одного из главных героев эпической поэмы "Махаб-харата". Среди включенных в альбом образцов художественного текстиля - шарф с необычным узором с острова Сумба. На нем изображены фигуры предков, чередующиеся с мотивом андунг - "дерева с черепами". В узоре нашел отражение традиционный
стр. 70
обычай охоты за головами, когда после удачного набега в деревне устанавливался столб-"дерево", на который вывешивали добытые головы врагов. Сумбанцы верили, что сила человека сохраняется после смерти в его черепе и может передаваться окружающей среде. Узор андунг, таким образом, должен свидетельствовать о воинской доблести и силе владельца, защищать его и приносить благополучие.
Традиционная культура Мьянмы представлена в основном произведениями буддийского искусства. Это и вотивные керамические таблички с посвятительными надписями VI-XIII веков, и алтарные статуи будд XIX-XX веков, и позолоченные деревянные фигуры охранителей храмов. Даже на современных лаковых панно можно увидеть композиции, повторяющие средневековые храмовые росписи. На одном из них помещена сцена чудесного рождения Будды. Согласно легенде, он появился необычным способом, из бедра своей матери Майи, когда она отдыхала в парке Лумбини.
Очерк искусства Камбоджи проиллюстрирован различными произведениями культового и декоративно-прикладного назначения, от простых керамических сосудов II тысячелетия до н.э., каменной головы Будды XII-XIII веков до металлических ритуальных пластин попилей, используемых в благопожелательных обрядах, и шкатулок для бетеля в виде фигур животных. В лучших традициях кхмерской торевтики, известной с древности далеко за пределами страны, изготовлена серебряная скульптура Будды, сидящего на высоком пьедестале с жестом бхумиспарша - "касание земли", означающим его победу над демоном Марой. Великий учитель представлен в облике "царя царей" с многочисленными украшениями поверх монашеского одеяния. Особые знаки совершенства на лбу, ладонях рук и груди отмечены вставками из красного корунда. Сзади на статуе сохранилась надпись: "Почтенные крестьяне Тиэ и Нек преподносят в 2535 году Буддийской эры" (соответствует 1893 году). Такие подношения монастырям считались наиболее благими деяниями, улучшающими карму.
Небольшие музейные коллекции Лаоса и Таиланда обладают, тем не менее, рядом первоклассных образцов буддийской культовой пластики и живописи. К ним относятся и пять лаосских полотен первой половины XIX века, выполненные на сюжет джатаки о принце Пхавете - рассказе о предыдущем воплощении Будды. Внимание к деталям, объединение разновременных эпизодов, разномасштабность фигур, тонкость и изящество линейного рисунка, гармоничное звучание красок - все это характеристики как лаосской, так и тайской традиционной живописи. В этом читатель может убедиться, рассмотрев иллюстрацию своеобразной буддийской иконы пработ (по-тайски буквально "Будда для храма"). Верхнюю часть ее занимает большая фигура стоящего с учениками Будды, а внизу - две знаменательные сцены из его жизни. Одна из них посвящена уходу принца из дворца и обрезанию волос (знак перехода в монашество), другая рассказывает о подношении ему пищи девушкой Суджатой и последней трапезе перед 49- дневной медитацией, во время которой он достиг Просветления и стал Буддой.
...Собрание Государственного музея Востока начинало складываться на основе коллекций частных лиц, многие из которых были заняты в сфере торговли и промышленности. Современный российский бизнес стремится продолжать, что не может не радовать, эту традицию и способствовать информированию россиян о жизни и культуре наших восточных соседей.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |