Libmonster ID: KZ-2058
Author(s) of the publication: М. СЕФЕРОВА

М. СЕФЕРОВА, кандидат филологических наук, Директор Российско-японского Центра по изучению СМИ и культуры

* * *

"Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества". Об этом говорится в Окинавской Хартии глобального информационного общества, подписанной лидерами "Группы восьми" на саммите в Окинаве в июле 2000 г.

Вступая в XXI в., Япония провозгласила начало революции в области информационных технологий ("Japan's Information Technology (IT) Revolution"). По инициативе Йосиро Мори, возглавившего в 2000 г. кабинет министров, в июле 2000 г. был создан Стратегический совет по информационным технологиям, в состав которого вошли министры, чиновники, специалисты различных областей, а также представители ведущих японских компаний. Возглавить Совет был приглашен президент корпорации "Сони" Нобуюки Идеи. "Интернет, - заявил Н. Йдеи, - поможет японской экономике войти в новую эру сверхбыстрого развития и экономической экспансии. Главным ключом к быстрому развитию интернет-экономики в Японии станут массированные инвестиции в инфраструктуру высокоскоростного доступа в сеть и принятие законов для ускоренного развития электронной коммерции в стране."

ПРАВИТЕЛЬСТВО И БИЗНЕС ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ

На первом заседании Совета было объявлено о принятии совместного частно-государственного стратегического пятилетнего плана - e-Japan strategy, согласно которому правительство введет в эксплуатацию инфраструктуру, которая позволит обеспечить 30 млн. японцев высокоскоростным интернет-доступом, а 5 млн. жителей страны смогут пользоваться сверхскоростным Интернетом. План также предполагает преобразование японских провайдерских служб, а именно снижение цен и повышение качества обслуживания.

Таким образом, с внедрением новой стратегии и ее последующим успешным применением японское правительство надеется уже к 2005 г. обогнать США в сфере информационных технологий и электронной коммерции.

Одним из направлений государственной политики в области развития информационного общества является создание так называемого электронного правительства (э-правительства). Смысл проекта "e-government" заключается в более активном примении информационных технологий в организации и планировании государственной и региональной политики. К апрелю 2003 г. - началу работы электронного правительства - планировалось обеспечить электронной связью муниципалитеты всех 47 префектур (к ноябрю 2000 г. уже были созданы специальные операционные центры в 17 префектурах) и 12 крупнейших городов Страны восходящего солнца с центральным правительством в целях быстрого обмена информацией. Министерство государственного управления, МВД и министерство почты и телекоммуникаций также будут иметь электронную связь с правительством. Сегодня уже существует сайт www.e-gov.go.jp, который содержит информацию о деятельности японских министерств и ведомств.

Система электронной связи японского э-правительства выглядит следующим образом: посредством сети правительство и муниципалитеты могут обмениваться документацией, выносить на обсуждения различные проекты, подавать заявки, принимать решения. Граждане страны также могут использовать Интернет для связи с правительствен-

стр. 44


ными структурами и в целях получения необходимой административной информации (см. схему).

По мнению правительственных экспертов, с появлением такой системы местным чиновникам не нужно будет ездить в Токио, чтобы подать заявку на получение субсидии или представить отчет по административным делам, что, в свою очередь, будет способствовать установлению нового типа взаимоотношений между центральной и местными властями. Причем, решающая роль в изменении взаимоотношений двух уровней власти принадлежит не столько компьютерным сетям, сколько мерам по повышению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

В сфере медицинского обслуживания все большее внимание обращается на важность обслуживания на дому посредством электронной связи и портативной мультимедийной терминальной техники, роботов, осуществляющих помощь на дому. Все шире подвергается стандартизации протокол данных для информационных медицинских систем в удаленных районах страны, что облегчает квалифицированное медицинское обслуживание в регионах. Благодаря передовой технике съемки и изображения в практику внедряется микрохирургическая техника, которая предусматривает быстрейшее выздоровление при минимальном вмешательстве в организм.

Достижения в области расширения функций суперкомпьютеров и развитие технологии моделирования предопределили успех в предсказаниях погоды и в предоставлении консультаций о природных явлениях для предупреждения о стихийных бедствиях. К 2012 г. японцами планируется определение прогноза погоды на неделю с точностью до 95%.

ИНТЕРНЕТ - ИНФОРМАЦИОННАЯ МАГИСТРАЛЬ В БУДУЩЕЕ

Парадоксально, но факт, что Япония - одна из самых технологически развитых стран - сегодня занимает лишь 14 место по уровню доступа в Интернет, уступая Финляндии, Норвегии, Исландии, Швеции, США и другим странам. Например, за 1996 г. число подписчиков увеличилось на 400%. Но позже темпы роста стали снижаться. Крупнейшие в стране провайдеры внедрили более быструю и надежную систему связи, попутно увеличив плату за пользование Интернетом. В результате многие студенты и школьники оказались без доступа в виртуальный мир.

Согласно исследованию Morgan Stanley Dean Witter, сегодня Интернетом пользуются 67% японцев, домашними компьютерами - 30%, офисным компьютерным оборудованием - 50% компаний. Однако Япония опережает США и Европу по развитию технологий мобильной связи, что является несомненным плюсом в связи с быстрым развитием мобильного доступа в Интернет.

Рынок мобильных телефонов в последние годы захватил почти половину всего японского рынка телекоммуникаций. В основе этого прорыва лежит быстрое развитие сотовой телефонной связи.

В конце 2001 г. число абонентов сотовой телефонной связи достигло 50 млн. человек. А общее число владельцев мобильных телефонов составило более 62 млн. человек, или почти 50% всего населения Японии.

В мае 2001 г. самый крупный оператор мобильной связи в Японии "NTT DoCoMo" устроил презентацию первой сети сотовой телефонной связи третьего поколения 3G - так называемой IMT-2000. Она может действовать в любом месте земного шара и будет способна передавать движущееся изображение. Ожидается, что она позволит еще больше увеличить число абонентов сотовой телефонной связи - до 80 млн. человек к 2010 г., что составит 65% от всего населения страны. Таким образом, будет обеспечено дальнейшее развитие всего рынка телекоммуникаций. В свободной продаже телефоны 3G появились в октябре 2001 г. Мобильные телефоны, совмещающие в себе функции компьютера с доступом в Интернет, так называемые интернет-телефоны, сегодня стали поистине одним из самых продаваемых "товаров нового тысячелетия".

В 2000 г. около 47,8 млн. человек, т.е. 37,8% населения, имели доступ к Интернету как через компьютер, так и через сотовые телефоны. Из них 23,6 млн. жителей пользовались Интернетом исключительно с помощью мобильного телефона. По данным японского министерства почты и телекоммуникаций, благодаря возможности получать доступ к Интернету через телефон в 2001 г. количество интернет-пользователей увеличилось на 74% по сравнению с предыдущим годом и составило 83,2 млн. человек, в конце 2002 г. - уже превысило 84,8 млн. При этом во второй половине 2002 г. в Японии впервые наблюдалось снижение интернет-пользователей, подключающихся к сети через модем - 21,5 млн, хотя в то же время продолжился рост количества широкополосных подключений. Например, число пользователей xDSL-модемов, являющихся самым массовым способом высокоскоростного доступа, достигло почти 5 млн. Второе место по популярности заняло подключение через сеть кабельного телевидения. Число таких пользователей составило 1,8 млн. Выросло и количество квартир и офисов с проведенным оптоволокном: в конце 2002 г. их число составило 114,6 тыс. Пользователей, использующих для доступа в Интернет мобильные телефоны, с каждым месяцем становится, в среднем, на 100 тыс. больше, и в конце 2002 г. их число составило 57,11 млн. (см. таблицу). Согласно прогнозу аналитической компании IDC Japan, к 2005 г. число пользователей Интернетом в Японии достигнет 104 млн.

Вид подключения

Кол-во пользователей

Модем

21,5 млн

Широкополосное подключение xDSL-модем

почти 5 млн

Через сеть кабельного ТВ

1,8 млн

Проведенное оптоволокно

114,6 тыс. квартир и офисов

Мобильные телефоны

57,11 млн

Таблица составлена по данным, полученным с сайта www.soumu.go.jp/joho_tsusin/eng/Statistics/number_user s021031.html

стр. 45


Специальный комитет по телекоммуникациям Японии обнародовал план по внедрению сотовой связи четвертого поколения, которая призвана заменить уже существующий стандарт - IMT-2000. Максимальная скорость передачи данных составит 100 Мб/сек, в то время как максимальная скорость передачи данных по стандарту IMT-2000 -2 Мб/сек. Для терминалов, работающих в новом стандарте, будет разработана общая спецификация с тем, чтобы пользователь мог выбрать любого оператора. Коммерциализацию стандарта планируется начать в 2010 г.

Как известно, лидером по охвату населения мобильной связью является Гонконг с показателем 83%. Но что касается технологичности, то здесь первое место принадлежит Японии - 62% японцев используют WAP (Wireless Application Protocol) против 25% гонконгцев. Пользователям WAP в Японии не приходится дополнительно оплачивать доступ в Интернет, что дает право делать самые благоприятные прогнозы относительно популярности этого типа доступа.

Однако еще большей популярностью в Японии пользуется другая технология мобильного доступа - i-mode. В течение года с момента запуска в феврале 1999 г. системы i-mode ведущие телекоммуникационные, и, в частности, мобильные телефонные компании "NTT DoCoMo" (после реогранизации компания "Nippon Telephone & Telegraph" -"NTT" разделилась на "NTT DoCoMo" и "NTT Communications Corp.") и "DDI Corp." (в результате слияния в октябре 2000 г. "DDI Corp.", "KDD Corp." и "IDO Corp." образована компания "KDDI") зарегистрировали почти 3 тыс. порталов, около 50 тыс. сайтов и свыше 30 млн. подписчиков, которые уже привыкли к тому, что возможность забронировать авиабилет или купить билеты на концерт, получить и отправить электронную почту, узнать биржевые котировки и выйти в Интернет через мобильный телефон - явление вполне обычное. В последние 2 года в Японии зафиксирован i-mode - бум, когда обладатели портативных сотовых телефонов предпочитают отправлять и получать электронную почту не через компьютер, а посредством телефона. Для краткости передачи информации придуман даже i-mode язык графических изображений. I-mode бум может быть сопоставим разве что с бумом SMS в Японии, где практически обязательным аксессуаром для мобильного телефона стала миниатюрная клавиатура. Сервисом i-mode в Японии пользуются 170 банков и министерство почты и телекоммуникаций.

По мнению заместителя директора департамента мультимедийного редактирования "Нихон Кэйдзай Симбун" Сюндзи Итаи, "в Японии наблюдается движение общественной эволюции по направлению к созданию так называемого мобильного информационного общества. Мы уверены, что в ближайшие несколько лет эти изменения перевернут жизнь практически каждого человека".

Система доступа WLL, которая связывает пользователей с локальной беспроводной телефонной сетью, начала работать в середине 2000 г. в крупнейших городах Японии. Подобные услуги сегодня предоставляет компания "Сони", имеющая соответствующее подразделение So-Net. Однако, надо отметить, что на сегодняшний день WLL не пользуется столь широкой популярностью, как i-mode или WAP.

По данным японского рекламного агентства "Хакуходо", активные пользователи Интернета (пользователи, имеющий собственный доступ) в Японии проводят в сети в среднем по 89 мин. в день. Пассивные пользователи (не имеющие собственного доступа) проводят в Интернете около 7 мин. в день. Активные пользователи на Интернет тратят больше времени, чем на чтение газет, журналов и прослушивание радиопередач.

Наиболее распространенным вариантом использования Интернета является обмен электронными письмами (64,8%), далее следует поиск бесплатных купонов и информации для выбора покупки (45,9%). Почти 20% японцев пользуются онлайновыми банковскими услугами. В чатах проводят время 15,6% пользователей, а почти четверть молодых японцев выходят в Интернет для поиска новых знакомств.

В марте 2001 г. сотрудники "Хакуходо" провели опрос японских пользователей Интернета, чтобы выяснить, по каким каналам они желают получать информацию в будущем, и по результатам исследо-

стр. 46


вания оказалось, что 69,2% опрошенных хотят читать больше газет. Тем не менее, второе место занимает Интернет - более активно посещать онлайновые ресурсы намерено 68,2% пользователей. Согласно e-Japan strategy, японцы планируют сделать Интернет более доступным, в первую очередь - для домашнего доступа. При этом важно повысить грамотность населения по использованию Интернета.

В 2000 г. в японских школах была введена новая дисциплина - "информационное общество и ИТ", которая на более продвинутом уровне преподается и в колледжах, и в ВУЗах. Почти половина японских школ имеет сегодня доступ в Интернет, при этом соответствующим оборудованием оснащены 13,6% начальных школ, 22,7% - средних и 37,4% всех старших школ. Из них 35% обычных школ и 60% специализированных имеют свою web-страничку. В течение последних двух лет ведется работа по соединению оптоволоконной связью всех школ и библиотек страны.

Как выяснилось в ходе общенационального опроса, проведенного в феврале 2001 г. Suruga Bank совместно с IBM Japan, примерно 20% японцев, имеющих доступ в Интернет, в возрасте старше 20 лет пользуются онлайновыми банковскими услугами. Результаты опроса показали, что 10,7% пользуются подобным сервисом уже не первый год, еще 19,6% намерены попробовать им воспользоваться. Среди основных причин, по которым отдается предпочтение интернет-банкингу, чаще всего назывались "возможность управлять собственными средствами в любое время и в любом месте" (75,4% респондентов) и "желание попробовать новый вид обслуживания" (51,7%). В настоящее время клиенты пользуются стандартным набором интерактивных услуг: получение выписок, открытие (закрытие) депозита, переводы. В дальнейшем опрошенные выразили пожелания относительно возможности переадресации запросов, покупки в онлайн-магазинах, выставления счетов по электронной почте.

Что касается товаров и услуг, получаемых японскими подписчиками через Интернет, по популярности здесь лидируют персональные компьютеры и комплектующие, туристические услуги, игрушки и другие предметы досуга, и, наконец, книги и программное обеспечение. По данным газеты "Nikkei Weekly", в середине 2000 г. в сети насчитывалось 27 тыс. виртуальных японских магазинов, а спустя год их количество увеличилось почти вдвое. Максимальный годовой оборот от сетевых продаж составляет 1 трлн иен.

ИТ-ТЕХНОЛОГИИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

В конце 2000 г. корпорация "Мицу-биси" совместно с четырьмя крупнейшими телекоммуникационными компаниями "Nippon Television Network Corp.", "Japan Satellite Broadcasting Inc.", "NTT DoCoMo" и "NTT Communications Corp." сделала новый шаг в развитии электронной коммерции - а именно предложила новое оборудование для спутникового телевещания и его использование в качестве главной инфраструктуры э-бизнеса. На сегодняшний день телерадиовещание посредством спутника ведется по 170 каналам.

С октября 1997 г. восемь японских телекомпаний ведут ежедневное 17-часовое телевещание в стандарте Hi-Vision. В декабре 2000 г. было начато вещание телевидения высокой четкости посредством вещательного спутника BS (Broadcasting Satellite) в новом цифровом формате BSAT - 2а.

Фирма KDDI - один из крупнейших японских операторов, оказывающий услуги международной и междугородной связи. По объему доходов от этих услуг фирма занимает седьмое место в мире. Глобальной стратегией KDDI является широкое сотрудничество со многими телекоммуникационными операторами во всем мире. Для эффективного функционирования службы международной связи она организовала корпорацию World Partners совместно с фирмами AT&T, Singapore Telecom Unisource. Кроме основных стандартных услуг международной связи, новая корпорация обеспечивает также ретрансляцию кадров и пакетную передачу данных.

Фирма KDDI стоит у истоков создания глобальной мультимедийной службы, ориентированной в основном на пользователя XXI в. Чтобы реализовать такую службу, KDDI в кооперации с другими фирмами освоила конструирование и установку широкополосных волоконно-оптических линий связи, способных передавать большие массивы информации. Примером является TPC-5CN (трансатлантическая кабельная сеть 5), которая вошла в строй в июле 1995 г. Фирма провела целый ряд научно-исследовательских и конструкторских работ, связанных с проблемой организации мультимедийных телекоммуникационных служб. К ним относятся работы в области компрессии видеосигналов для систем HDTV (High Definition TV), системы автоматизированного перевода и системы "видео по запросу". KDDI обеспечивает проект международной спутниковой связи Инмарсат разнообразным оборудованием с многофункциональной мультимедийной аппаратурой.

Последней разработкой в области японских интернет-технологий является переход к новому интернет-протоколу - IPv6. Высокий уровень этой технологии позволит использовать практически бесконечное число интернет-адресов, что приведет к новому качеству жизни в информационном обществе.

* * *

Имея основательную государственную поддержку, японское информационное общество развивается действительно быстрыми темпами. А развитие информационной инфраструктуры позволит Японии в самое ближайшее время существенно улучшить свое положение на информационных магистралях XXI столетия.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ИНФОРМАЦИОННОЕ-ОБЩЕСТВО-ПО-ЯПОНСКИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. СЕФЕРОВА, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ПО-ЯПОНСКИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 18.05.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ИНФОРМАЦИОННОЕ-ОБЩЕСТВО-ПО-ЯПОНСКИ (date of access: 22.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. СЕФЕРОВА:

М. СЕФЕРОВА → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
2 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
2 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
5 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
5 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
7 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
7 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
8 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
8 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
8 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ПО-ЯПОНСКИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android