Libmonster ID: KZ-2730

По данным переписи 2002 г., численность казахов Республики Алтай составила 12108 чел. (6 % от народонаселения); из них 11125 чел. проживали в сельской местности, в т.ч. в пограничных Кош-Агачском и Улаганском районах - 9517 и 517 соответственно, в Усть-Канском - 583 чел.; 11153 казаха назвали родным язык своей национальности.

История формирования этого регионального сообщества начиналась в XIX в.; ее предопределили процессы демаркации границ и геополитические стратегии центрально-азиатских держав, административные и земельные реформы в Российской империи XVIII - середины XIX в. Этнополитическая карта макрорегиона в данный период имела сложную динамическую структуру. Только в конце XVIII - начале XIX в. стало фиксированным понятие "государственная граница"; именно тогда возникла проблема делимитации и демаркации восточных рубежей России.

К XVIII в. Саяно-Алтайский регион превратился в центрально-азиатский форпост Российской империи. В стратегии государственного администрирования пограничные территории, их богатства и народонаселение стали рассматриваться как один из важнейших ресурсов в развитии государства.

Окончательное оформление российской границы в Центральной Азии произошло после подписания Маргеланского договора 1894 г., который вслед за Кульджинским (1851), Пекинским (1860), Чугучакским (1864) и Петербургским (1881) создал для этого фундаментальную договорно-правовую основу. Впервые в рамках Чугучакского протокола был поставлен вопрос о закреплении народонаселения пограничных территорий. Тогда в состав русских пределов вошла значительная (ок. 25960 кв. верст) территория с 64 тыс. душ кочевого населения. И хотя новая граница вызывала множество вопросов, тем не менее подписание договора имело огромное значение, т.к. устраняло разногласия по территориальным проблемам и способствовало прекращению локальных конфликтов на "ничейной" земле.

Еще до того как произошла разметка границы, российские власти разрешили переселение на Алтай. Совпавшая с демаркацией массовая миграция во многом определяла содержание этнополитических процессов в сибирских пограничных регионах; одной из ее составляющих стал казахский вектор.

К концу XVIII в. казахам было дано право свободных перекочевок в Сибири при отсутствии у них административного устройства и фискальных повинностей. Постепенно казахи Среднего жуза заняли степные пространства в Прииртышье, позднее - Кулундинскую степь; в это же время они активно осваивали Бухтарминский край, проникая в пограничные пределы Горного Алтая. В начале XIX в. в ряде районов юга Западной Сибири началось образование локальных групп казахского этноса.

К середине XIX в. казахские кочевья занимали уже всю юго-западную часть Алтайского горного круга. С 1850-х гг. казахи особенно активно стали осваивать северо-западные районы Горного Алтая, имевшие по долине р. Чарыш выходы в пределы казачьих станиц степного Алтая. Процесс их продвижения на территорию земледельческого пояса усиливался. Уже в начале XIX в. вдоль казачьих линий, в предгорных районах Алтая на границах кочевой и земледельческой культур формировалась буферная зона. В 1835 г. здесь возникли новые податные единицы - оседлые инородческие управы: Сарасинская, Быстрянская и Кокшинская. Анализ документальных материалов свидетельствует, что они носили полиэтничный характер.

В формировании Сарасинской инородческой управы заметную роль играли казахи. Эта управа административно выделилась из Смоленской крестьянской волости после переписи 1816 г. Согласно устной традиции, в начале XIX в. во время голода в степи с Иртыша откочевали казахи рода "копёк", которые стали оседать в крестьянских волостях Алтайского округа. В 1830 г. в с. Сарасинском насчитывалось 129 чел. К концу XIX в. в Сарасинской инородческой управе числилась 281 ревизская душа. В это время здесь было 20 деревень и сел, среди которых наиболее значимыми в истории освоения региона являлись Мыюта, Чепош, Анос, Чемал, Едиган, Большая Черга, Манжерок, Абай. По данным сельскохозяйственной переписи 1916 г., Сарасинская управа сохраняла полиэтничный характер; казахскими в с. Сара-

стр. 132

синском были 66 домохозяйств из 257; в с. Большая Кыркыле - 17 из 26; в с. Малая Кыркыле - 11 из 33.

Сарасинские крещеные казахи жили смешанно с русскими, телеутами, кумандинцами; ориентировались на земледельческую (комплексную) экономику: наделы включали пашню и покосы, в стаде преобладали крупный рогатый скот и лошади, были свиньи и в незначительных количествах овцы; широкое распространение получили пчеловодство и извозный промысел. Наиболее распространенными фамилиями среди сарасинских казахов были: Ивановы, Бухарины, Коптеловы, Амельяновы, Коровниковы, Жаврины, Никитины, Романовы, Старковы, Егоровы, Голых и т.д. Существуя в рамках крестьянской православной культуры, казахи сохраняли самосознание, выраженное в самоназвании и подтвержденное особым статусом приписных "оседлых инородцев".

Дальнейшая история Сарасы была связана с утратой этнического своеобразия населения; к середине XX в. казахи растворились среди русскоязычного большинства. Но в середине XIX в. Сараса дала начало анклаву казахов, который возник в Северо-Западном Алтае на границе русского земледельческого и алтайского кочевого этнокультурных ареалов.

В 1820 - 1830-х гг. казахи, не имея разрешения военных властей и администрации Горного округа, осваивали степи от Бийского округа и земель линейного казачьего войска на Бухтарме до г. Петропавловска. Несмотря на все усилия, практика их выдворения за пределы горного округа была неэффективной; в 1835 г., согласно официальной статистике, на его территории кочевало 8605 казахов; по сведениям на 1849 г., только станичных казахов, проживавших на землях Сибирского казачьего войска, было 16 тыс.

В 1850-х гг. был вновь поставлен вопрос о выселении казахов за пределы Алтайского горного округа. Именно в этот период началось их продвижение в глубь Алтая, в зону расселения "кочевых инородцев". С середины XIX в. урочища по рекам Черге и Турате, впадающим в р. Ануй (вдоль которой ниже по течению располагались казачьи станицы степного Алтая), стали местом формирования локальной группы казахов. Согласно народной традиции, первыми появились в долине Черги беглые казахи, искавшие земли и воли. В результате крещения из фискальных списков исчезали казахские имена, появлялись Коптеловы, Амельяновы, Романовы, Угрюмовы, Задонцевы, Кусковы, Мокины - эти фамилии были распространены среди крещеных казахов, а также в казачьих станицах по рекам Аную и Чарышу.

Анализ родовой структуры современных казахов Черного Ануя позволяет выявить более 20 генеалогических подразделений, большая часть которых относится к племенным объединениям найманов (ок. 70 %) и кереев (20 %) Среднего жуза. Казахские родовые структуры по аналогии с алтайскими называются сеоками; это - бура, терткара, джарымбет, саржомарт, тырыс-тамба, керей, керей-ажы, архын, матай-тёлёс, даулет, керей-сейбан, керей-купубай, джанбек, матай-кудас, уак, тёртол, конек, самай, керей-так, саргалдак, сары-дюмур, туранбай, шершент и др. В ходе дисперсного переселения казахов принцип родовой солидарности был в значительной степени снивелирован, но родовое имя осталось символом самоопределения.

Этносоциальная структура черноануйских казахов начала складываться в середине XIX в. Группа формировалась в результате миграции, вызванной административно-территориальными преобразованиями в казахских кочевьях вслед за принятием "Устава о сибирских киргизах" (т.е. казахах) в 1822 г. В это время переселение казахов имело наиболее интенсивный характер. Переселенцы оседали в станах Алтайской духовной миссии; ее Черноануйское отделение было создано к 1848 г

Первые записи о крещении казахов с. Черный Ануй сохранились в метрических книгах Улалинской Спасской церкви 1855 - 1870 гг. Позже регистрация велась в Черноануйской Свято-Троицкой церкви во имя Св. Живоначальной Троицы; храм был построен и освящен в 1885 - 1886 гг. на средства чиновника Федора Голубева.

Согласно метрическим записям, первыми жителями миссионерского стана стали выходцы из Кокпектинского внешнего округа, созданного в 1844 г. и ликвидированного в ходе дальнейших преобразований. Миграции казахов совпали с открытием и разработкой золотых месторождений в границах округа в 1830 - 1860 гг. По данным церковных книг, среди казахов Черного Ануя преобладали представители Сибан-Кереевской волости (кереи); Терестамгалы-Найманской, Бура-Найманской, Сары-Жомарт-Найманской (найманы); а также представители уаков (без волостного, т.е. родового, обозначения).

В 1877 г. в Черноануиском отделении насчитывалось 1252 души обоего пола. В 1881 г. численность жителей селений Черноануйского стана составляла 1937 чел., из них 1389 казахов и алтайцев, остальные - русские. В рамках православной традиции в зоне границы происходил активный процесс культурного обмена. Православие и ориентированный на комплексную крестьянскую экономику стандарт при сохранении языка и самосознания стали фактом существования казахов, проживавших по рекам Черге и Аную.

Черноануйские казахи мало занимались земледелием; в их руках находился извозный промысел Уймонского тракта, проходившего от Бийска через с. Черный Ануй в сторону сел Усть-Кан и Теньга.

стр. 133

В конце XIX - начале XX в. Черный Ануй славился как один из кумысных курортов Алтая. "В селении теперь 130 дворов, - указывалось в историко-статистическом сборнике по Алтаю за 1890 г., - из них 20 русских; есть церковь и школа. Жители новокрещеные киргизы (казахи - И. О.) мало занимаются хлебопашеством, главное занятие их скотоводство; русские же хлебопашцы... Здесь кумысники могут дешево, за 1 - 3 рубля в месяц, нанять отдельный дом (киргизские дома по летам пустуют), покупать от 1 руб. до 1 руб. 50 коп. за ведро кумыса (или 10 коп. бутылка), молоко (3 коп. горшок), яйца 1 руб. за сотню, масло до 50 коп безмен, хлеб и баранов (от 2 до 2 руб. 50 коп. штука). <...> Лучшим приготовителем кумыса считается киргиз (казах - И. О.) Машик (Истомин Машик Иванович. - И. О.), который делает кумыс различной крепости и вкуса".

Среди жителей Черного Ануя и окрестностей было немало состоятельных людей. К числу крепких домохозяев принадлежали казахские семьи Акатьевых, Емельяновых, Истоминых, Соколовых, Кусковых, Ивановых, Тугамбаевых. Так, в 1917 г. Истомин Иван Клементьевич (78 лет), имея семью из 10 чел., владел табуном в 210 лошадей, гуртом из 92 коров, отарой овец и коз в 40 голов; усадьбой в 2 дес., пашней в 21 дес., покосом в 75 дес.; имел два плуга, десять железных борон, косилку, веялку, конные грабли, две телеги на железном ходу и пять - на деревянном.

Отгонное скотоводство с преобладанием коневодства и производство кумыса, которое практиковали казахи, являлось основой самосохранения и экономического благополучия этноса. Условием стабильности локального сообщества был принцип взаимодействия казахской, алтайской и русской культур на основе конфессионального единства. Усилия Алтайской духовной миссии, направленные на формирование единого социокультурного стандарта, обеспечивали возможности взаимодействия в рамках полиэтничного сообщества. Известно, например, что при Черноануйском стане уже в 1880-х гг. существовал один из лучших хоров православного Алтая, пользовавшийся особой поддержкой миссии. В результате освоения традиций русского церковного пения у казахов Черного Ануя сформировалась уникальная практика лирического многоголосья. До сих пор звучат в селе протяжные казахские песни.

Активное межкультурное взаимодействие, которое контролировала православная церковь, предполагало тенденцию к ассимиляции по схеме русификации. Но в Черноануйском отделении, где каждая этническая группа сохраняла языковое своеобразие и собственную культурно-хозяйственную нишу, происходило формирование поликультурной модели, отличающейся большой проницаемостью признаков в бытовой и обрядовой сферах и терпимостью по отношению к иным традициям.

Ситуация изменилась в конце XIX в. с началом переселенческого движения на Алтай. С 1870-х гг. в долине Черги появились переселенцы из Томской, Тобольской, Пермской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Вятской, Рязанской, Самарской, Орловской, Ковенской и других губерний. Являясь фактическим собственником земли, Кабинет в пореформенное время делал основную ставку на получение доходов от земельной ренты и организации арендного хозяйства. Однако с начала активного переселения на Алтай прибывало зачастую малообеспеченное неплатежеспособное население; кроме того, возможности степного и предгорного Алтая по приему новоселов вскоре были исчерпаны.

"Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев, водворившихся в Алтайском округе на землях Кабинета Е. И. В." 1899 г. узаконило новые принципы перераспределения земли на основе подушного надела (15 дес.). Широкие землеустроительные работы начались в 1901 г. В 1906 г. сельским сходом Черноануйского миссионерского селения ("инородцами" 4-й алтайской дючины) было принято решение о "причислении в оседлость" с образованием инородческой управы им. Великого князя Алексея с отводом земель отдельно от русских крестьян. Документ, составленный от имени 240 душ мужского населения в присутствии сельского старосты Ивана Истомина и кандидата Василия Холуева, подтвердили своими фамилиями ок. 150 домохозяев: Угрюмовы, Истомины, Емельяновы, Соколовы, Романовские, Волковы, Смирновы, Кусковы, Акатьевы, Евтифеевы, Задонцевы, Холуевы и т.д. - те, кто когда-то покинул казахскую степь и, завоевывая право на новую родину, принял православие.

Интенсивное переселение на Алтай дестабилизировало ситуацию. Конфликт в с. Черный Ануй развивался, принимая порой жесткие формы. Его причина коренилась в земельном переделе и неприятии переселенцами "киргизской" (казахской) церкви, где службы велись и на казахском языке. Этнокультурные противоречия и растущая конкуренция за владение землей стали факторами роста этнического самосознания. Разделение "своего" и "чужого" для казахов соединялось с поисками самобытности. Манифест о свободе совести 1905 г. стал поводом для возврата к исламу - вере, играющей для маргинального поликультурного сообщества дифференцирующую роль. Развитие ситуации привело в 1905 - 1910 гг. к выделению казахского с. Турата.

Дальнейшая судьба группы черноануйских/туратинских казахов, разделившей судьбу страны, оказа-

стр. 134

лась трагичной. Годы гражданской войны и коллективизации привели к социальной конфронтации и подорвали традиционную экономику. Последовавшие затем политические репрессии 1930-х гг. уничтожили национальную элиту - лидеров казахского возрождения начала XX в. По обвинению в причастности к "контрреволюционной националистической организации" на Алтае подверглись преследованиям десятки людей; им инкриминировали развал советского строя и коммунистической идеологии, японский и английский шпионаж, сотрудничество с казахской контрреволюционной организацией "Алаш-Орда", пропаганду идей ойротского великодержавия и религиозную агитацию.

В Черном Ануе и Турате было арестовано ок. 70 мужчин. В число репрессированных попал и первый председатель национального казахского колхоза Саду Кусков; он был приговорен к высшей мере наказания, но, как и многие, реабилитирован в 1950-х гг. из-за отсутствия состава преступления. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 100 чел.; лишь немногие вернулись. Над Туратой и Черным Ануем зазвучали печальные песни:



Через вершину Тураты перевалю я-оу!
Траву ее потопчу я.
Ау, сыновья мои безвременно ушли-оу!
Плача, я петь буду.
Как почка таволги-оу!
Как голос серого гуся.
Жаль, жизнь моя в горе пропша-оу!
Теперь почему уходить мне?!


(Фольклор туратинских казахов. Перевод Е. В. Николиной)

Социальные потрясения сделали несущественными былые межэтнические противоречия. Потеряв значительную часть жителей - русских, алтайцев, казахов, - в годы Великой Отечественной войны села Черный Ануй и Турата прославились как родина героев. Четыре Героя Советского Союза вышли из этих мест: Елеусов Джанибек Акатович, Тугамбаев Кыдран Александрович, Уфимцев Сергей Кириллович и Шуклин Илья Захарович.

И хотя в 1920 - 1940-х гг. казахскому сообществу Северо-Западного Алтая был нанесен серьезный урон (подорвана эндогамность группы, трансформировались демографические структуры, усилилась метисация и т.д.), основное ядро черноануйских/туратинских казахов продолжало сохранять обычаи, язык, имя, самосознание. Их потомки и по сей день живут в Турате и Черном Ануе Усть-Канского р-на Республики Алтай. Из 1130 чел., ныне живущих в Черноануйском сельсовете (Турата- 265 чел., Каракол - 155, Черный Ануй - 710 чел.), ок. 40 % - казахи, 40 % - русские, 20 % - алтайцы; хотя давно уже смешались в деревнях и семьи, и традиции.

Современный мир диктует свои законы. Меняется архитектура. Ветшают купеческие особняки на улицах Черного Ануя. Нет больше Свято-Троицкой церкви. Доживают свой век в Турате маленькие избушки, которые возводились по традиции, заложенной Алтайской миссией в конце XIX в. В них с огромными глинобитными печами соседствовали маленькие железные "буржуйки" и, по казахскому обычаю, на печке всегда стоял горячий чай.

Уходит в прошлое традиционная бытовая культура кочевников. Но остаются традиционные формы хозяйства, основу которого составляло отгонное пастбищное скотоводство с преобладанием коневодства. Меняются одежда и утварь, но сохраняются вещи, имеющие для казахов характер культурных символов. Еще живут в Турате мастерицы, продолжающие шить мозаичные ковры и стеганые одеяла из шерсти; по-прежнему сохраняют в домах старые зыбки и дедовские плети. Как и прежде, казахи соблюдают многие нормативные предписания; строго исполняют ритуалы, отмечающие появление человека на свет и его уход из жизни, - обряды укладывания в колыбель и погребально-поминальные церемонии, соединяющие людей в единое целое.

И хотя в начале XXI в. свободно владеют родным казахским языком (туратинским диалектом) только люди среднего и старшего возраста, а молодежь до 30 лет имеет лишь элементарные разговорные навыки, по-прежнему читают в Черном Ануе и Турате суры Корана, и по-прежнему звучат на свадьбах и праздниках казахские песни.

Надеждой на будущее становится для черноануйских/туратинских казахов их вера. Местные религиозные практики характеризует явление синкретизма - сложное переплетение элементов народных верований, ислама и православия. В последние годы предпринимаются попытки возрождения ислама. Одновременно в Черном Ануе идет строительство нового православного храма. Веротерпимость является одним из условий существования полиэтничного локального сообщества, частью которого стали потомки тех, кто когда-то покинул казахскую степь в поисках лучшей доли.

Сегодня казахи Северо-Западного Алтая включаются в систему контактов с казахскими сообществами Алтая, Монголии и Казахстана. Расширение связей ведет к росту этнического самосознания. В июле 2001 г. в Кош-Агачском р-не Республики Алтай состоялся Малый курултай казахов России, собравший гостей из Алтайского края, Москвы, Монголии, Китая, а также представителей Казахстана, членов Всемирной ассоциации казахов. Этот съезд обозначил диаспоральную доминанту в самоопределении казахов Алтая, которая явилась итогом длительного процесса этнического развития локального сообщества.

стр. 135

Нынешнее существование черноануйских/туратинских казахов не дает права на пессимистический прогноз. Республика Алтай, в 1991 г. провозгласившая суверенитет в территориальных границах Горно-Алтайской автономной области, декларировала "национальную государственность", выражавшую интересы и волю проживающих на этой территории народов к самоопределению, социально-экономическому прогрессу, культурному и духовному возрождению. В рамках алтайской государственности казахи, обладающие языковой, культурной самобытностью и единым самосознанием, как и все народы республики, получили подтверждение культурного и языкового суверенитета.

Благодарности

Дирекция Института археологии и этнографии СО РАН, руководство научно-исследовательского стационара "Денисова пещера", все участники фотопроекта выражают благодарность администрации Усть-Канского района Республики Алтай, черноануйской сельской администрации, педагогическим коллективам школ сел Черный Ануй и Турата, жителям Черного Ануя, Тураты и Каракола за поддержку и плодотворное сотрудничество.

Институт археологии и этнографии СО РАН

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

SIEM405@yandex.ru

* * *

Фоторепортаж подготовлен А. Кузнецовым (г. Красноярск) и В. Кламмом (г. Новосибирск).

Александр Кузнецов родился в 1957 г. в пос. Новоселовском Красноярского края. Окончил Красноярский государственный технический университет. Мастер спорта по альпинизму, двукратный чемпион страны. Участник экспедиций на Эверест 1995, 1996, 1998 гг. С 1991 г. работает фотожурналистом в старейшей краевой газете "Красноярский рабочий" (издается с 1905 г.). Персональные выставки прошли в Москве, Санкт-Петербурге (1981 - 2002 гг.), Шотландии (1989), Индии (1990), Новой Зеландии (1991), Австралии, США, Франции (1992), Германии (1993, 1999). Лауреат конкурса "Горизонты Красноярья" (2001, 2002, 2003 гг.). В 2002 - 2005 гг. являлся участником международных экспедиционных и выставочных фотопроектов: "Люди на границах", "Навстречу Нансену", "Ворота Азии. Иртыш Черный и Белый", "М52. Чуйский Тракт", "Северо-Западный Алтай: четыре времени года". Один из авторов фотоальбома "Новосибирская область", в 2005 г. отмеченного премией губернатора Новосибирской обл. Является обладателем золотой медали за победу в Третьем международном фотосалоне "Сибирь-2004".

Валерий Кламм родился в 1961 г. в г. Новосибирске. Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт. В настоящее время - президент Фонда им. Ю. Кондратюка и фонда "Фототекст" (г. Новосибирск). В 2002 - 2004 гг. являлся руководителем и участником фотопроектов: "Люди на границе", "Енисей: река истории - истории реки", "М52. Чуйский тракт", "Ворота Азии. Иртыш Черный и Белый". Авторские фотоработы были представлены на выставках "М52. Чуйский тракт" (Москва, Бийск) и "Ворота Азии. Иртыш Черный и Белый" (Москва, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, Омск).

стр. 136

1. А. Кузнецов. Село Черный Ануй. Утро воскресного дня.

Более полутора столетий прошло с тех пор, как на старом Уймонском тракте возникло село Черный Ануй. Первопоселенцами в долине Черги стали крещеные казахи, телеуты, алтайцы, казаки. Когда-то Черный Ануй был знаменит Свято-Троицкой церковью и кумысными фермами; славился своими ямщиками, купцами, конезаводчиками. Шло время. Менялось село.

В конце XX в. на избах появились спутниковые антенны, а в школе - компьютеры. Изменилась культура и нравы, но остались прежние ценности. Сегодня, как и когда-то, достаток по-прежнему измеряется численностью отар и конских табунов. И по-прежнему вьются над зимним Черным Ануем печные дымки, рождая ощущение домашнего тепла и покоя.

2. А. Кузнецов. Сельская улица в с. Черный Ануй.

стр. 137

3. А. Кузнецов. Свадьба Татьяны и Азамата Дюсембаевых в клубе с. Черный Ануй.

В один из морозных февральских дней 2005 г. в с. Черный Ануй Усть-Канского р-на Республики Алтай казахские семьи Акатьевых и Дюсембаевых играли свадьбу. На торжественную регистрацию в клубе собрались несколько сотен человек - казахи, русские, алтайцы - жители села, чья жизнь, судьба, прошлое и будущее переплелись в единое целое; так сплетаются корни деревьев или стежки узорных войлочных ковров, создавая основу бытия.

4. А. Кузнецов. Свадьба Татьяны и Азамата Дюсембаевых. Праздничное застолье.

Свадебный каравай преподносят старейшим женщинам рода - бабушке невесты Кошток-апа и бабушке со стороны жениха Чарбике-апа.

стр. 138

5. В. Кламм. Свадьба Татьяны и Азамата Дюсембаевых. Начало церемонии.

Изольда и Гайдар познакомились во времяучебы в пединституте Горно-Алтайска. Гайдар был родом из джазаторских/кош-агачских казахов. Изольда по отцовской линии принадлежала кроду Истоминых - в прошлом одному из самых богатых казахских родов Черного Ануя. Их сын Азамат Дюсембаев выбрал в жены односельчанку - Таню из многочисленной семьи Акатьевых.

На свадьбе встретились две ветви казахов Алтая - кош-агачские и черноануйские родственники. Начиная торжество, домбрист из кош-агачских гостей исполнил традиционный "Бет ашар " и концом грифа поднял край фаты, открыв лицо невесты для новой родни и всего белого света.

6. В. Кламм. Подготовка к свадьбе Татьяны и Азамата Дюсембаевых. Исполнитель "Бет ангара".

стр. 139

7. А. Кузнецов. В доме Сергея и Тамары Акатьевых. Бабушка невесты Кошток-апа готовится к выкупу.

Бабушки и внуки связаны особыми отношениями. До поры до времени они живут общими заботами, говорят на одном языке. Потом о бабушках вспоминают в дни торжеств: им уступают самые почетные места за свадебным столом, бабушкой пытаются подменить невесту. От детства до старости проходит долгая жизнь. И все повторяется снова и снова. Дети женятся, бабушки воспитывают внуков.

8. А. Кузнецов. В доме Татьяны Куатбековны Елеусовой - учителя истории средней школы им. Героя Советского Союза К. А. Тугамбаева в с. Черный Ануй.

стр. 140

9. В. Кламм. Аркен-ага. Аркен Ефимович Смирнов (1929 г.р.) - старейший мулла с. Турата.

"По казахскому обычаю, если ребенка в зыбку кладут, барана по-человечьи должны заколоть, чтобы все косточки по суставам были разобраны. Только шею варят целиком; собравшиеся должны обглодать ее дочиста, чтобы шея и жизнь ребенка были крепкими; для этого вставляют в позвонки палку и прячут в надежном месте... " - так начинают в Черном Ануе рассказ про старый обычай укладывания младенца в колыбель. Его по сей день чтут в казахских семьях. До сих пор хранят в домах старые зыбки, в которых выросло не одно поколение малышей. Зыбки стареют, а дети растут, наследуя традиции дедов.

10. В. Кламм. В доме Алены и Евгения Минаковых. В зыбке Дима Минаков - маленький полноправный гражданин с. Черный Ануй.

стр. 141

11. В. Кламм. В доме Марии Николаевны Таксановой - учителя с 40-летним стажем, в недавнем прошлом директора Туратинской начальной школы.

Мария Николаевна Таксанова - отличник народного просвещения, более 40 лет работала учителем, долгие годы была директором Туратинской начальной школы, где всегда преподавали и сегодня по-прежнему преподают казахский язык. Школьные реформы проходили одна за другой, менялись программы и идеологические концепции; но при всех переменах здешние учителя, как и все люди старшего поколения, пытались сберечь родную речь и обычаи родного народа. Еще недавно лишь немногие старики в Турате и Черном Ануе читали суры Корана, теперь их знают многие молодые; и во время ритуальных застолий ладони раскрывают все, кто слышит священные слова: и молодые, и старые; и казахи, и русские, и алтайцы. Таков обычай.

12. В. Кламм. Застолье в доме Аркена Ефимовича Смирнова. Благословение - бага.

стр. 142

13. А. Кузнецов. На маральнике в с. Каракол.

Зима приходит на стоянки и фермы в окрестностях Тураты, Черного Ануя и Каракола, объединенных в одну сельскую администрацию, с обычными заботами: как прокормить скот, как уберечь от падежа и волков, как сохранить приплод. А для семьи Олега Задонцева есть еще одна проблема - как справиться со строптивой Люсей. Маленькую ишачиху Люсю Олег купил для своего пятилетнего сына Кудайбергена. Мальчику уже 10 лет. Люся тоже выросла, стала хозяйкой на стоянке и теперь гоняет коней.

14. А. Кузнецов. На зимней стоянке Олега Задонцева.

стр. 143

15. А. Кузнецов. Подготовка к застолью в доме Далабая Акатьева.

Ирина и Далабай Акатьевы, имея хорошо обустроенный дом в Черном Ануе, большую часть времени проводят на стоянке рядом с пастбищами, где тебенюет скот ассоциации "Ануй". Здесь их работа. В выходные дни и на каникулах к ним приезжают дети. В пространстве "кочевого " дома легко уживаются потрескивающая дровами печка, телевизор, благодаря спутниковой антенне вещающий на 23 каналах, календарь православных праздников и казахская плеть, защищающая семью от злых сил и недобрых глаз. Знаками гостеприимства дома становятся чай с молоком, дымящийся в пиалах, и почетное угощение казы - колбаса из конской брюшины, выложенная на блюдо с добрыми пожеланиями.

16. А. Кузнецов. Ирина, Далабай и Марина Акатьевы в доме на зимней стоянке.

стр. 144


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЗИМА-ИСТОРИЯ-ТУРАТИНСКИХ-КАЗАХОВ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Urhan KarimovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Karimov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. В. ОКТЯБРЬСКАЯ, ЗИМА. ИСТОРИЯ ТУРАТИНСКИХ КАЗАХОВ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 02.12.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЗИМА-ИСТОРИЯ-ТУРАТИНСКИХ-КАЗАХОВ (date of access: 04.12.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. В. ОКТЯБРЬСКАЯ:

И. В. ОКТЯБРЬСКАЯ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ХАНА И ХАРАКТЕРЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ У МОНГОЛОВ В НАЧАЛЕ XIII в.
12 minutes ago · From Urhan Karimov
И. Д. ЗВЯГЕЛЬСКАЯ. БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КЛИНЧ. КОНФЛИКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ПОЛИТИКА РОССИИ
9 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ДО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА
9 hours ago · From Urhan Karimov
О ПОЛОЖЕНИИ И СТАТУСЕ АРАБСКОГО ЯЗЫКА НА КОМОРСКИХ ОСТРОВАХ
10 hours ago · From Urhan Karimov
СПИСОК СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ" В 2007 ГОДУ
Yesterday · From Urhan Karimov
АМУЛЕТЫ ИЗ ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА С ТЕРРИТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ
Yesterday · From Urhan Karimov
КУШАНСКИЕ И КУШАНО-САСАНИДСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ЛЕБАПСКОГО РЕГИОНА (по материалам археологических исследований в области Амуля)
Yesterday · From Urhan Karimov
ПАМЯТНИК АТЛЫМСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕКЕ ЕНДЫРЬ
Yesterday · From Urhan Karimov
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЧЕВОЙ ЭЛИТЫ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО Н. Э.
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЗИМА. ИСТОРИЯ ТУРАТИНСКИХ КАЗАХОВ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android