Современная социал-демократия, представляющая собой влиятельную политическую силу во многих индустриально развитых капиталистических странах, неоднородна. Все многообразие ее слагаемых - различных течений, направлений, группировок - не всегда укладывается в схему "левые - правые". В 70-х годах под воздействием ряда объективных факторов, в том числе международных, в социал-демократии выявились медиальные звенья, промежуточные - центристские - течения, лево - и правоцентристские. Более дифференцированным стало и правое направление в партиях "демократического социализма". Оно объединяет уже не только правых ортодоксов, придерживающихся традиционных антимарксистских взглядов, но и представителей "неосоциалистической", технократической разновидности социал-реформизма, наиболее близкой реформизму буржуазному. В ходе острой идейно-теоретической и политической борьбы вокруг доктрины "неосоциализма" или "омоложенного социализма" последние не раз пытались подвергнуть пересмотру партийные программы и устранить из них, свести на нет или приглушить установки и требования, выражающие определенные интересы рабочего класса, трудящихся и дающие поэтому основание считать эти реформистские партии рабочими.
Осмысление с марксистско-ленинских позиций истоков и эволюции "неосоциалистических" концепций - важная предпосылка роста идейно-теоретического уровня и аргументированности критики социал-реформистской идеологии и научного решения тех проблем, от которых зависит правильная оценка роли социал-демократии в современном мире, пределов и возможностей ее сотрудничества с коммунистами в антимонополистической борьбе.
Идеологической первоосновой доктрины "омоложенного социализма" являются воззрения главы западноевропейской школы "неосоциализма" Анри де Мана, одного из лидеров и ведущих теоретиков Бельгийской рабочей партии (БРП), который оказал определяющее воздействие на ее идейно-политическое развитие в период между двумя мировыми войнами. Повышенный исследовательский интерес к проблемам идейной эволюции бельгийского социал-реформизма объясняется тем, что во многом он был типичным, как говорил В. И. Ленин, "для романской - в известной мере можно сказать: западноевропейской (в смысле: к западу от Германии лежащей) - разновидности господствующего оппортунизма, более гибкой, менее тяжеловесной, тоньше фальсифицирующей марксизм" 1 . Критический анализ доктринальных основ "неосоциализма" приобретает особое значение в связи со все чаще предпринимаемыми в последние годы на Западе попытками дать вторую жизнь демановским теориям, актуализировать и применить их к особенностям нынешнего развития государственно- монополистического капитализма,
1 Ленин В. И. ПСС. Т. 37, с. 332,
стр. 59
переживающего всесторонний экономический, социальный и политический кризис. Наглядное тому свидетельство - создание в 1974 г. в Женеве международной ассоциации по изучению теоретического наследия де Мана, призванной содействовать распространению его концепций и идей 2 .
Идейно-теоретическое становление "неосоциализма" началось с публикации де Маном в 1926 г. на немецком языке книги "Вклад в психологию социализма", которая во французском переводе вышла под названием "По ту сторону марксизма" 3 . В этой книге содержался откровенный призыв к ревизии марксизма, причем гораздо большей, чем это допускал Бернштейн 4 . Как подчеркивали авторы предисловия к последнему парижскому изданию этой книги, "все амбициозные устремления Бернштейна сводилась лишь к тому, чтобы дополнить или исправить некоторые выводы марксизма в свете новых данных в области психологии того времени, не затрагивая при этом метод марксистского анализа, а книга "По ту сторону марксизма" оспаривала как раз сам метод" 5 .
Книга де Мана, ставшая манифестом бельгийского "неосоциализма", фактически определила дальнейшую идейно-теоретическую эволюцию БРП. Именно благодаря этой книге "неосоциализм", по словам последователя де Мана А. Филипа, "по-настоящему осознал себя и впервые публично заявил о себе" 6 . Изложенные в книге идеи свидетельствовали о разочаровании де Мана в ортодоксальном социал-реформизме, идеологи которого опасались окончательно порвать с марксизмом и пытались, по его словам, "сохранить и козла, и капусту", используя формулировки "пересмотр" партийной идеологии, ее "адаптация", "переосмысление" 7 . Своей книгой де Ман перечеркнул репутацию "ортодоксального марксиста", которой он пользовался в партии до первой мировой войны, когда вместе с Л. де Брукером выступал против "реалистического духа" и "практического ревизионизма" - бельгийского варианта бернштейнианских теорий 8 .
То, что де Ман изменил своему леворадикальному прошлому, было для БРП неожиданно, однако рассматривать метаморфозу его идейно-теоретических воззрений как единовременный акт было бы неправомерно. История международного рабочего движения знает и такие прецеденты. Но, как правило, они заканчивались принятием иной "веры", и только. В данном же случае дело этим не ограничилось. Де Ман пошел дальше, пытаясь обосновать новую доктрину, которая была результатом постепенного, исподволь готовящегося пересмотра им прежней системы ценностей и взглядов. При этом он не отказался от привычной для него роли оппозиционера - "бунтаря". Но если раньше он критиковал социал-реформизм с леворадикальных позиций, то теперь отвергал ортодоксально-реформистские представления о социализме, отправляясь от системы правореформистских координат "неосоциализма".
Для де Мана, сделавшего крутой идейно-политический поворот слева направо, задача заключалась, согласно его собственной формулиров-
2 В издаваемом этой ассоциацией бюллетене за 1981 г. выражалось сожаление, что "в условиях нынешнего экономического кризиса, схожего в определенной степени с кризисом 30-х годов, политические и профсоюзные штабы не имеют детального представления о планизме (плановой концепции де Мана.- М. Я.) (Bulletin de 1'Association pour 1'etude de 1'oeuvre d'Henri de Man. Geneve, 1981, N 10, p. 9).
3 Man H. de. Au dela du marxisme. Bruxelles. 1927.
4 Lefranс G. Jaures et le socialisme des intellectuals. P. 1968, p. 121.
5 Rens J., Brelaz M. Mise au point des prefaciers de la troisieme edition francaise d'"Au dela du marxisme".- Bulletin de 1'Association pour 1'etude de 1'oeuvre d'Henri de Man. Geneve, 1974, N 1, pp. 6-7.
6 Philip A. Henri de Man et la crise doctrinale du socialisme. P. 1928, p. 52.
7 Man H. de. Op. cit., pp. 7-8.
8 Steinberg M. Le mouvement ouvrier en Belgtque et les "marxistes". In: Man H. de, Brouckere L. de. Le mouvement ouvrier en Belgique. Bruxelles. 1966, p. 10.
стр. 60
ке, в "обновлении социалистической мысли путем четко выраженного противопоставления ее философским основам марксизма" 9 . Он предпринял новую ревизию и всех остальных основ научного социализма, прежде всего учения об экономической обусловленности социальных процессов. С подобной прямолинейностью в бельгийской социал-демократии никто еще не выступал; будучи оппортунистами, ее руководящие деятели, например, Э. Вандервельде и Л. де Брукер продолжали на словах называть себя марксистами. Утверждение же де Мана, что "вульгарный марксизм- это живая ошибка, а чистый марксизм - усопшая правда" 10 , означало открытый призыв к ликвидации марксизма.
Определяющим фактором в системе теоретических обоснований де Мана была социальная психология, оторванная от материальной основы, производным которой она является. При этом де Ман, причисливший себя к "марксистам-еретикам", пытался противопоставить молодого Маркса зрелому и утверждать, что определяющими в марксистском учении являются не экономические, а исключительно этические, гуманистические факторы и побудительные мотивы, приоритетный характер которых Маркс будто бы "доказывал антропологически и психологически" 11 . Демановские воззрения опирались на концепции таких буржуазных идеалистов, как З. Фрейд, А. Бергсон и др. По шкале фрейдистских аффективных состояний он оценивал социально- политическую роль рабочего класса, судил о его месте в производстве и обществе, отношениях с другими классами. Стремление рабочего класса к эмансипации де Ман выводил не из его экономической эксплуатации и политического неравенства, а из психологической ущемленности, неполноценности, которой якобы страдают рабочие. Он утверждал, будто "рабочий класс неполноценен потому, что чувствует себя неполноценным". В развитие этого положения де Ман настаивал на том, что именно "аффективные состояния подводят рабочий класс к вере в социализм" 12 .
Сквозь призму сугубо психологических восприятий и аффективных побудительных мотивов, в корне искажающую истинное положение вещей, рассматривались де Маном практически все вопросы, касающиеся переустройства капиталистического общества. Психологическое истолкование давалось и революционному процессу, его закономерностям и особенностям. Де Ман, безапелляционно утверждавший, что его "концепция социализма - шаг вперед по отношению к марксизму", писал: "С годами я все больше ощущаю себя революционером и меньше верю в революцию. Я революционер: это означает, что переход от капиталистических порядков к социалистическим является, с моей точки зрения, психологическим моментом, о котором представление может дать лишь концепция антагонизма между непримиримыми юридическими принципами" 13 .
Эта концепция не была идейно-теоретическим новшеством. И если она была шагом вперед, то по отношению лишь к лассальянству 14 , поскольку "обогащала" его социально-психологическим добавлением. Ориентируясь на него, де Ман разрушал диалектическую взаимосвязь между реформой и революционным действием, отождествляя ее с наси-
9 Man H. de. Op. cit., pp. 7-8.
10 Ibid., p. 352.
11 Man H. de. Der neu entdeckte. Marx redecouvert (edition bilingue).- Association pour l'etude de l'oeuvre d'Henri de Man. Geneve. 1980, p. 65.
12 Ibid., pp. 89, 37.
13 Ibid.,.pp. 420, 424.
14 Исходя из своего идеалистического понимания хода общественного развития, Ф. Лассаль утверждал, что "никогда нельзя сделать революцию. Речь может идти только о внешнем юридическом признании и последовательном проведении революций, уже совершившихся в действительных отношениях общества" (Лассаль Ф. Соч. Т. I. СПб. 1908, с. 12). Эти слова Лассаля, придававшего преувеличенное значение праву, юрисдикции, показывают, что не экономические причины, а правовую идею он ставил во главу развития общества.
стр. 61
лием. "По мере углубления моего революционного чувства, - писал он, - я отдаляюсь от поверхностной и романтической концепции революции, ставящей целью путем грубого насилия форсировать развитие, которое само по себе требует времени и свободы... Важнее и труднее изменить нравы, чем законы, следовательно, изменение законов с точки зрения социализма имеет смысл лишь в той мере, в какой они препятствуют укоренению новых нравов. Психологической трансформации, которая требуется для этого, не будет способствовать насилие, ибо оно вызывает ответную реакцию не только у того, кто ему подвергается; оно деморализует, помимо всего прочего, и того, кто к нему прибегает" 15 . Ложная исходная - психологическая - посылка сделала несостоятельной всю цепочку умозаключений "неосоциалистов": и в ее юридическом звене и в этическом; нежизненна была и сама попытка соподчинить одно другому, превратив надстроечные, второстепенные, хотя и важные факторы, в определяющие.
Психологическая концепция зиждилась на идеалистическом понимании общественного процесса. Де Ман игнорировал объективные законы развития капиталистического общества, замалчивал такие реальности, как классы и классовая борьба, капиталистическая эксплуатация, которые существуют независимо от субъективного "я" и личного восприятия происходящего в социально-политической области. Морально- этические мотивы в демановской концепции полностью вытеснили принципы классовой борьбы, к тому же искаженно интерпретируемые: "Нет более мощного оружия против насилия, чем отказ от насилия" 16 . Такая классово-непротивленческая постановка вопроса перечеркивала связь, существующую между мирными и немирными формами борьбы, делала нереальной практическую готовность к применению немирных форм борьбы для отражения вооруженных выступлений реакционных сил.
Логика "психологической трансформации" неуклонно подводила де Мана к сугубо прагматическим предпочтениям социал-реформизма, которые приобрели у него крайние формы. "Я больше ценю, - писал он, - новый канализационный сток в рабочем квартале или цветочную клумбу перед домом, где живут рабочие, чем новую теорию классовой борьбы" 17 . Его нападкам подверглось и марксистское положение о классовом характере буржуазного государства. Он утверждал, будто последнее представляет собой механизм, нейтральный по отношению ко всем классам. "На деле воля государства есть общий прямой результат сложения воли всех лиц, которые постоянно занимаются деятельностью, определяющей развитие государства, а именно: государственных служащих, парламентариев, журналистов, но не предпринимателей или капиталистов" 18 . В этом, как и в ряде других отношений, де Ман был гораздо более категоричен, чем другие идеологи социал-реформизма. Он критиковал социал-демократические партии, указывал на их слабые стороны и неудачи, но объяснял эти неудачи не действительными причинами, а робостью, непоследовательностью их отказа от марксизма, приспособления к существующему строю.
Хотя между ортодоксальным социал-реформизмом и формирующейся идеологией "неосоциализма" имелись отдельные точки соприкосновения, в целом явно преобладали различия. Значительная часть молодых интеллектуалов - партийных новобранцев, выражавшая недовольство догматическими стереотипами и канонами ортодоксального социал-реформизма, нуждалась в идоле - "ниспровергателе". И он явился в лице де Мана, который сразу же стал центром идейного притяжения этих слоев.
15 Ibid., p. 425.
16 Ibid.
17 Ibid., p, 396.
18 Ibid., p. 172; см. также: Международное рабочее движение. Вопросы истории и кюрии. Т. 5. М. 1981, с. 446 - 447.
стр. 62
Насколько горячо они поддержали де Мана, настолько бурно отреагировали на его претензии ортодоксальные социал-реформисты. Вандер-вельде дал демановскому "неосоциализму" решительную отповедь, эмоциональная окраска которой свидетельствовала о глубине разногласий и остроте полемики между сторонниками обоих направлений в бельгийском социал-реформизме. При этом ортодоксы выступили в роли... защитников марксизма. "Систематически объявляют нового могильщика марксизма. И каждый раз старый Маркс возрождается вновь... Де Ман похоронил Маркса таким, как он его понял. Но стоило ли с таким шумом представлять ревизионизм, преследующий сугубо личные интересы?" 19 .
Своими острокритическими оценками Вандервельде проводил линию водораздела между ортодоксальным социал-реформиэмом и "неосоциализмом". Объясняя причины неприятия им нового "суперсоциализма", он писал, что последний направлен против материалистической концепции истории, экономического детерминизма. В результате фетишизации психологического начала экономические факторы оказались не только приниженными, но и вообще выведенными за скобки "неосоциалистической" концептуальной схемы. Поэтому Вандервельде квалифицировал "неосоциалистический проект" как сугубо идеалистический, в основе которого лежит "в конечном счете метафизика, если не религиозная вера, обращенные де Маном против марксизма" 20 .
"Неосоциалистическое" течение быстро набирало силу. Его укрепление и рост происходили в период мирового экономического кризиса, когда традиционный социал- реформизм демонстрировал свою неспособность к эффективным действиям, отвечающим насущным интересам трудящихся, к выдвижению конструктивных программных положений, которые предусматривали бы выход из кризиса не за счет ущемления широких масс. В условиях кризиса произошло, по словам бельгийского историка, "банкротство классического реформизма. Традиционная тактика БРП... полностью дискредитировала себя". Ортодоксальный социал-реформизм "оказался неспособным выработать стратегическую и идеологическую альтернативу" 21 .
Между тем именно на плечи трудящихся легла основная тяжесть кризиса. Число полностью и частично безработных в Бельгии к концу 1932 г. достигло 400 тыс. из 1250 тыс. трудящихся, занятых на предприятиях, которые насчитывали не менее десяти рабочих. На основе одобренного парламентом закона о "чрезвычайных полномочиях" были приняты "декреты бедствия", которые предусматривали введение новых налогов на сумму в 1450 млн. бельг. фр. и сокращение на 550 млн. расходов на социальные нужды. Полгода спустя эти расходы были урезаны еще на 800 млн. бельг. Франков 22 . Вскоре со скандалом разорился Банк труда - акционерное рабочее общество, которое основатель Компартии Бельгии Ж. Жакмотт считал "практическим выражением теории "инфильтрации" социализма в капиталистический строй" 23 . Крах Банка труда, названный видным идеологом и историком бельгийской социал-демократии М. -А. Пьерсоном "трагическим опытом рабочего капитализма" 24 , банка, который был важнейшей составной частью экономической и политической стратегии традиционного социал-реформизма, оказался одной из важных причин, способствовавших ослаблению БРП и паде-
19 Цит. по; Institut Emite Vandervelde. Doctrine, Au dela du marxisme, 1972, avril, р. 1.
20 Ibid., p. 3.
21 P1etinekx A. Le Parti ouvrier belge dans la premiere phase de la crise economique 1930-1933. Ileme partie.- Revue belge d? histoire contemporaine, Ю77, N 1-2, p. 286.
22 Подробно см.: Вопросы истории КПСС, 1971, N 9, с. 101.
23 Une grande figure du mouvement ouvrier belge. Joseph Jacquemotte. Articles et interpellations parlementaires 1912-1936. Bruxdles. 1961, p. 95.
24 Piersоn M. -A. Histoire du socialisme en Belgique. Bruxeltes. 1953, p. 294.
стр. 63
нию ее влияния в массах; с 623 тыс. в 1924 г. численность ее уменьшилась в начале 30-х годов до 559 тысяч 25 . Развитие БРП "приостановилось и даже пошло вспять" 26 .
Все это вместе взятое создавало благоприятные условия для выдвижения "неосоциалистических" концепций на первый план. Разработка мероприятий, направленных на ликвидацию в Бельгии последствий мирового экономического кризиса, была поручена Бюро социальных исследований БРП, работу которого направлял де Ман, ставший к тому времени заместителем председателя партии. Демановские идеи легли в основу "Пятилетнего плана безболезненной социализации страны", представленного съезду БРП в 1933 году. Убеждая делегатов одобрить этот документ, сокращенно именовавшийся "Планом труда", де Ман изложил переосмысленные с учетом кризисного развития национальной экономики центральные положения "неосоциализма"; при этом он оперировал новым для бельгийской социал-демократии понятием "структурные реформы". "Я предлагаю, - заявил де Ман, - ...назвать эти новые реформы структурными, чтобы отличать их от реформ распределения, за осуществление которых мы боролись до сих пор. Есть два вида экономических реформ. Реформы распределения, как явствует из их названия, ставят целью предоставить определенному классу общества, в частности рабочему классу, растущую часть национального дохода, не оказывая при этом воздействия на систему, в которой этот доход создается. Структурные реформы, напротив, имеют целью обеспечить лучшее распределение путем трансформации самой системы, стремящейся к высшему национальному доходу, т. е. к производству, лучше приспособленному к запросам потребления и развивающемуся параллельно им. Образно это означает, что реформы распределения есть стремление отрезать большой кусок от пирога определенных размеров; структурные же реформы - сделать большим сам пирог" 27 .
Речь шла, таким образом, о совершенствовании капиталистического производства. Предлагавшаяся де Маном на словах "трансформация самой системы" вовсе не предусматривала ликвидацию эксплуатации рабочего класса в сфере производства, поскольку его капиталистические основы оставались бы незыблемыми и классовая несправедливость при распределении "большего пирога" отнюдь не устранялась. По сути дела, речь шла о приспособлении экономики к новым процессам, происходившим в недрах капитализма, к тем его сторонам, которые были вызваны к жизни потребностями его государственно-монополистического развития.
Де Ман был первым в бельгийской социал-демократии, кто уловил тенденции современного ему капитализма, вызревавшие или уже происходившие в нем структурные передвижки и перестройки. Предлагаемые им реформы могли лишь обеспечить более благоприятные условия для развития государственно-монополистического капитализма в Бельгии. Но они ни в коей мере не были способны сделать то, что приписывал им автор: "Создать такой экономический режим, который уничтожит причины кризиса" 28 . Для этого, как известно, необходима замена капиталистического строя социалистическим, чего "План труда" не предусматривал. "Структурные" обоснования де Мана были лишь дополнением к конформистским схемам ортодоксального социал-реформизма. В этих обоснованиях классовая борьба не дополнялась структурными реформами, а подменялась ими.
Разрабатывая "План труда", де Ман стремился примирить капиталистические противоречия, способствовать поддержанию в стране со-
25 Ibid., pp. 186, 205.
26 Мan H. de. Le Plan du travail. P. 1934, p. 1,
27 Ibid., p. 6.
28 Цит. по: Коммунистический Интернационал, 1934, JM 15, с. 19.
стр. 64
циального мира. На съезде БРП в 1933 г. он подверг резкой критике тех, кто, по его словам, "считал необходимым заменить традиционные методы борьбы методами более грубыми и насильственными, как, например, всеобщая забастовка и бунт". При этом наглядно проявлялась классово-непротивленческая основа его аргументации: "Они не отдают себе отчета в том, что тем самым можно лишь вызвать у капиталистов обостренное стремление к отпору и способствовать присоединению к капиталистическому меньшинству блуждающих слоев, напуганных перспективой растущего беспорядка и нищеты" 29 . В "План труда" вошли основные "неосоциалистические" тезисы - одни целиком, другие после некоторой корректировки, учитывающей настороженное отношение к ним сторонников ортодоксально-реформистской ориентации, третьи измененные терминологически так, что идеологически неискушенным членам и приверженцам БРП подчас было трудно разглядеть завуалированную сущность "неосоциализма".
В основе "Плана труда" лежала идея смешанной экономики, согласно которой предполагалось национализировать кредит, добычу сырья, а также энергетику. Все остальные области хозяйства должны были составлять частный сектор. Имелось в виду "учредить государственный кредитный институт с целью подчинения директивам плана операций, осуществляемых банками. Специальное законодательство должно передать этому институту ценности, обладание которыми необходимо ему для обеспечения преобладающего влияния на банковские органы" 30 . План де Мана предусматривал также создание комиссариата, подчиняющегося непосредственно законодательной власти и осуществляющего общее руководство кредитом, денежной системой и финансовыми учреждениями. Оговаривались условия рационализации кредитного дела: "В случае необходимости выкуп ценных бумаг производится либо в порядке добровольной переуступки, либо же путем экспроприации для общественной пользы". Однако упоминание экспроприации было лишь данью радикализировавшимся трудовым слоям населения, которые испытывали на себе сильнейшие кризисные потрясения. В действительности речь шла о выкупе, ибо сразу за изложением обеих возможностей достаточно четко говорилось, что "возмещение этих сумм ложится на кредитный институт". Оно будет производиться в форме, исключающей возможность снова использовать их в ущерб интересам нового порядка" 31 .
Эти мероприятия сочетались в "Плане труда" с национализацией некоторых отраслей экономики. "Законодательная власть, - говорилось в этом документе, - примет все необходимые меры для передачи в государственный сектор важнейших монополизированных отраслей, производящих сырье или электроэнергию". В соответствующих сферах экономики предполагалось образовать консорциумы, наделенные правом приводить центральные задачи и направления развития данной отрасли в соответствие с директивами плана. "Эти промышленные консорциумы приобретают на тех же началах, какие предусмотрены для кредитного института, ценные бумаги, владение которыми обеспечит им преобладающее влияние в руководстве предприятиями в соответствующей сфере их действия" 32 . Примечательно, что при последующей интерпретации плана
29 Man H. de. Le Plan du travail, p. 3.
30 Ibid.
31 Ibid., p. 19. Коммунисты подчеркивали, что в "неосоциалистическом" проекте речь идет не о национализации в подлинном смысле этого слова - в этом случае необходимо было объединить все банки страны в один и установить контроль государства над всеми банковскими операциями. "План труда" ограничивал реформу участием государства в банках, остававшихся по-прежнему во власти частного капитала. Ничего "социалистического" в этом не было; аналогичные мероприятия проводились тогда же в США в рамках "нового курса" Рузвельта (Коммунистический Интернационал, 1934, N 14, с. 29).
32 Маn H. de. Le Plan du travail, p. 20.
стр. 65
самим де Маном национализация перечисленных выше секторов экономики была еще более урезана: он призвал отказаться не только от экспроприации, но и от выкупа. "Мне пришлось даже указать, - писал он, - что для успешного осуществления плана было бы важно трансфертные расходы, связанные с передачей собственности, которые могут потребоваться, ограничить минимумом, необходимым для поддержания авторитета в хозяйстве. С этой точки зрения наилучшим решением вопроса было бы такое решение, которое позволило бы министерству финансов и кредитному институту осуществлять "преобладающее влияние", предусматриваемое планом, даже не скупая акций и, тем более, не экспроприируя их держателей" 33 . Коррективы, которые вносил де Ман, отражали новую для БРП идею, что собственность на орудия и средства производства представляет собой второстепенный фактор по сравнению с возможностями распоряжаться ими. Эта идея определила направленность последующего развития идейно- теоретических установок бельгийской социал-демократии.
Один из центральных разделов "Плана труда" был посвящен частному сектору. Здесь содержалась констатация, проливающая свет на те недоговоренности и противоречия, которые в изобилии имелись в "безболезненном плане социализации": "В этом секторе никаких изменений в режим собственности не будет внесено". Посчитав подобную констатацию недостаточной, составители плана предоставили частному сектору еще и дополнительное гарантийное обязательство. "Во всех отраслях производства, организованных на капиталистической основе, но не принадлежащих к категории кредитных монополий, электропромышленности или же производства сырья, сохраняется существующий режим свободной конкуренции". И далее в том же ключе: "В этом секторе следует позволить системе свободной конкуренции дать все, на что она способна в смысле развития инициативы и изобретательского духа в поисках повышения производительности труда и рентабельности" 34 . В этом разделе "Плана труда" содержатся истоки технократических обоснований бельгийского социал-реформизма, используемых с тех пор в механизме его приспособления к меняющимся условиям, с одной стороны, и в разработке стратегических концепций - с другой. В данном вопросе произошло сближение позиций "неосоциализма" и традиционного социал-реформизма. Вандервельде писал в 1933 г., что "технический прогресс и рационализация сами ведут к той или иной форме коллективизма" 35 .
В "Плане труда" было, правда, зафиксировано, что "частная экономика" будет тем не менее направляемой, подчиненной общим директивам на тех же условиях, что и национализированный сектор. Однако эта сугубо "дирижистская" оговорка мало значила в сравнении с главной установкой на сохранение частной собственности на орудия и средства производства. И не только сохранение. "План труда" оставлял в руках частного сектора командные высоты экономики. Число рабочих в подлежащих национализации отраслях составило бы всего около 10% промышленного пролетариата страны.
Хотя в "Плане труда" говорилось, что предлагаемые реформы направлены против монополистического капитала, это не соответствовало действительности. Рабочие по- прежнему оставались классом наемных рабочих, а капиталисты как совокупный класс- хозяин персонифицировались в лице буржуазного государства, классовая сущность которого не менялась. Национализация не только была частичной и уже поэтому неспособной поколебать господство монополий в экономической и политической жизни, но и во многом не обеспечивала переход соответствующих отраслей в руки государства. В тех случаях, когда его слова пред-
33 Цит. по: Коммунистический Интернационал, 1934, N 15, с. 15.
34 Мan H. de. Le Plan du travail, p. 21.
35 Vanderve1 de E. L'Alternative. P. 1933, p. 142.
стр. 66
назначались не для массового распространения, де Ман не скрывал этого. Выступая в 1934 г. перед классово специфической по составу аудиторией, представленной крупными промышленниками и дельцами, он заявил: "Речь идет не о перенятии владения, а прежде всего о перенятии авторитета... План труда не предусматривает никакого уменьшения прибыли: он стремится только к стабилизации прибыли" 36 . В том же году, разъясняя представителям парижской Высшей рабочей школы содержание своего плана, де Ман откровенно охарактеризовал его как "спасательный круг, предназначенный не для рабочего класса". Он говорил, что его проект ставит целью не достижение социализма, а выход из кризиса "социалистическими" методами. "Этот спасательный круг не предназначен и для капитализма: речь идет о спасении того, что еще можно спасти в национальной экономике" 37 .
Среди моментов, к которым руководящие деятели БРП относились настороженно, было стремление к созданию "сильной власти", с самого начала свойственное взглядам де Мана и "Плану труда", наделявшему управленческие органы значительными полномочиями. "Да, мы хотим иметь сильное государство", - признавал де Ман, добавляя, что оно необходимо для того, чтобы "разрушить глухую стену денег" 38 . Но во времена, когда в Европе "сильное государство" олицетворялось с фашистским режимом, к подобному лозунгу относились с большой опаской. Последующая политическая эволюция де Мана лишь подтвердила справедливость этих опасений.
Даже пристрастная исследовательница доктрины "неосоциализма" M. -JI. Ру, разделявшая демановские воззрения, признавала, что "План труда" имел в виду не социализацию в собственном смысле слова, а установление режима смешанной экономики, по ее мнению, промежуточного между капиталистическим и социалистическим 39 , Он не ущемлял коренных интересов крупного капитала; вот почему, по словам видного деятеля БРП Л. Дельсина, план де Мана "был встречен с известной симпатией... в финансовых кругах и в кругах тяжелой индустрии" 40 .
Коммунисты отвергли "неосоциалистические" проекты смешанной, "дирижистской" экономики, оставлявшие нетронутыми устои капиталистического общества, вскрыли ограниченность предусматривавшейся "Планом труда" национализации. Вместе с тем они увидели в этом документе некоторые пункты, осуществления которых в тяжелых условиях кризиса с нетерпением ожидали рабочий класс, все трудящиеся Бельгии. В докладе на VII конгрессе Коминтерна Г. Димитров, подвергнув критике те разделы "Плана труда", которые отвечали интересам крупной буржуазии, вместе с тем указал на возможность поддержки коммунистами отдельных выдвинутых в нем требований - сокращения рабочего времени, нормализации заработной платы, установления ее минимума, организации всеобъемлющей системы социального страхования, расширения жилищного строительства и т. д. "Все это - требования, которые мы, коммунисты, можем поддерживать... Министр Вандервельде, мы поддерживаем заключающиеся в вашей платформе требования для рабочих, но мы заявляем открыто: эти требования мы берем всерьез, мы хотим дел, а не пустых слов, и поэтому мы объединяем сотни тысяч рабочих на борьбу за эти требования" 41 .
"План труда" получил поддержку различных течений в "морально (читай: идейно- политически.- М. Н.) опустошенной" 42 , по определению буржуазного историка, БРП. Правые верно оценили истинную сущность
36 Цит. по: Коммунистический Интернационал, 1934, N 15, с. 24.
37 Bulletin de 1'Association pour 1'etude de 1'oeuvre d'Henri de Man, 1974, N 1, p. 8.
38 Цит. по Коммунистический Интернационал, 1934, N 15, с. 24.
39 Roux M. - L. Le Socialisme de M. Henri de Man. P. 1938, p. 143.
40 Цит. по: Коммунистический Интернационал, 1934, N 15, с. 22.
41 VII Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала. М. 1935, с. 60.
42 Avermaete R. Nouvelles histoire de Belgique. Arcade-Bruxelles. 1971, p. 545.
стр. 67
проектов де Мана, рассчитанных на сохранение и модернизацию существующего строя. Для них "План труда" означал "стремление социалистов внедриться в экономические органы страны, чтобы реформировать их" 43 . Демановские идеи способствовали обеспечению того, что на съезде БРП в октябре 1934 г. получило название "интеграции" партии в капиталистическую систему 44 . Многие ортодоксальные социал- реформисты сочли структурные реформы де Мана вполне соответствующими их представлениям о путях к социализму. Левые же социалисты ошибочно восприняли эти реформы как комплекс мероприятий, коренным образом изменяющих характер капиталистической экономики.
Притягательность неосоциалистического проекта объяснялась прежде всего его новизной, детальной разработанностью, конкретной "привязкой" к кризисной обстановке в стране, т. е. чертами, которые отличали этот проект от привычно общих, выглядевших косными и догматическими, программ традиционного социал-реформизма. Социально- психологические приоритеты "неосоциалистической" доктрины не были случайными, они учитывали своеобразие БРП, строившейся преимущественно на основе коллективного членства и представлявшей собой "трест рабочей борьбы" - объединение профсоюзных, кооперативных организаций, касс взаимопомощи, т. е. то, что Ленин определял как "союз политически организованных с политически неорганизованными рабочими, с "чистыми" кооператорами, профессионалистами и т. д. Это крупный недостаток движения рабочих в Бельгии" 45 . Чисто политических групп в БРП насчитывалось очень мало 46 , и идеологическая подготовка членов партии была низкой.
Благожелательное - по разным причинам - отношение к плану де Мана со стороны различных течений в БРП (в том числе особенно важная для его судеб поддержка ортодоксального социал-реформизма) стала возможной потому, что "План труда" представлял собой, по оценке Е. Варги, "утонченнейшее соединение радикальной левой демагогии с оппортунистической программой классового сотрудничества" 47 . На эту особенность обратили внимание и представители крупной буржуазии, причем не только бельгийской. Орган французских деловых кругов "Bulletin quotidien" писал: "План этот такого рода, что удовлетворяет и сплачивает и правых, и левых внутри партии, и правое, и левое ее крыло. Левое он удовлетворяет, как пишет Деа, потому, что связывает всякое сотрудничество с другими партиями определенным условием, вклинивается в самую структуру режима и тем самым перескакивает через старое искусственное противоречие между реформой и революцией. Правое крыло этот план удовлетворяет, потому что допускает всякие коалиции при известном условии, потому что он взывает к демократическим методам и завоеванию всеобщего избирательного права. Поэтому вокруг этого плана снова сплотятся все элементы рабочей партии" 48 .
Содержавшиеся в "Плане труда" демановские идеи оказали заметное влияние на развитие идеологии и политики западноевропейской со-
43 Cahiers economiques de Bruxelles, 1965, N 29, p. 99.
44 Piersоn M. -A. Op. cit, p. 201.
45 Ленин В. И. ПСС. Т. 23, с. 148.
46 В 1930 г. численность "прямых" индивидуальных членов БРП составляла лишь 4-5% партии (601 тыс. членов).- Revue beige d'histoire contemporaine, 1976, N 3-4, p. 284.
47 Правда, 14.III.1935. Директор швейцарского Института высших международных исследований Ж. Фремон, выступая в июне 1973 г. в Женеве на международном семинаре по проблемам теоретического наследия де Мана, отметил, что попытка последнего "уйти по ту сторону марксизма" означала его намерение "утвердить реформистский социализм, опирающийся на революционные устремления, т. е. примирить революцию в структурах общества и реформистский метод" (Actes du colloque international sur l'oeuvre d'Henri de Man organise par la Faculte du droit de l'Universite de Geneve les 18, 19 et 20 juin 1973. Fascicule I. Geneve. 1974, p. 6).
48 Цит. по: Коммунистический Интернационал, 1934, N 14, с. 26.
стр. 68
циал-демократии. Австрийская газета "Arbeiter Zeitung" утверждала даже, что "принятие плана де Мана может стать не только поворотным пунктом в истории Бельгийской рабочей партии, но и событием и образцом для международного рабочего движения" 49 . В сентябре 1934 г, представители большинства партий - членов Рабочего социалистического интернационала специально собрались на конференции в Понтиньи (Франция) для обсуждения демановских планов "смешанной", "дирижистской" экономики.
Несмотря на одобрение "Плана труда", идейный разброд в БРП, как это ни парадоксально, еще более усилился. Отныне в партии сосуществовали три основных программных документа: Кареньонская декларация принципов 1894 г. 50 , ортодоксально- реформистская программа 1931 г. и "неосоциалистический" "План труда". Общая ориентация этих документов, не говоря уже об их отдельных положениях, во многом противоречила друг другу. Такой программный разнобой вносил большую сумятицу в умы членов БРП. Ей способствовало и вхождение социалистов в правительство "национального единения", сформированное католиком Ван Зееландом в 1935 году. Участие БРП в этом правительстве вызвало растерянность в ее рядах, поскольку оно шло вразрез с решениями съезда партии в 1933 году. В резолюции последнего говорилось, что БРП "не будет рассматривать предложений об участии в правительстве, которое не примет "План труда" в качестве программы, осуществить которую следует немедленно" 51 . Программа правительства Ван Зееланда не только не имела ничего общего с выдвинутым съездом БРП лозунгом "Только план, и весь план", но даже не содержала отдельных сколько-нибудь существенных его положений.
Вместе с представителями традиционного социал-реформизма и "неосоциалистического" течения пост министра занял Спаак, отказавшийся от своих прежних "левых" привязанностей. Он признавал, что его вхождение в правительство вызвало негативное отношение в левых и умеренно-ортодоксальных социал-демократических кругах Бельгии. "Многие полагали, а некоторые надеялись, - писал Спаак, - что я окончательно погублю себя в этой министерской авантюре. Но они заблуждались. Я, несомненно, куда больше подхожу для участия в правительстве, нежели в революции" 52 . Отмечая в этой связи крушение иллюзий многих членов БРП, руководитель ее молодежной организации Годфруа заявил на съезде партии: "Я должен говорить здесь о горьком разочаровании социалистической молодежи. Мы поражены тем, что социалистическая партия предала нас" 53 . Подобные настроения проявлялись в БРП повсеместно и на различных уровнях.
В такой обстановке идейных колебаний и разочарования в социал-реформистских теориях и практике продолжалось "неосоциалистическое" перерождение партии. Де Ман активно способствовал распространению в БРП, и особенно среди молодежи, группировавшейся вокруг П. -А. Спаака, "новой волны" социал-реформизма. По признанию последнего, де Ман "сделал очень много, чтобы показать мне, что мои "левоэкстремистские" взгляды были романтическими и нереалистиче-
49 См. там же.
50 В Декларации принципов нашли отражение две основные тенденции: одна шла от Эрфуртской программы, созданной под сильным влиянием марксизма, другая - от Прудона и социалистов-утопистов. Вандервельде признавал, что программа БРП - это "компромисс или, скорее, синтез доктрин, между которыми шла яростная борьба на конгрессах Интернационала. Социалистическое движение Бельгии, расположенной при слиянии трех великих европейских цивилизаций, заимствует характерные черты каждой из них" (Vandervelde E. et Destree J. Le Socialisme en Belgique. P. 1898, p. 18).
51 Man H. de. Le Plan du travail, p. 18.
52 Spaak P. - H. Combats inacheves. De 1'Independance a I'Alluance. P. 1969, p. 26.
53 Цит. по: Коммунистический Интернационал, 1935, N 16-17, с. 21.
стр. 69
сними" 54 . Освободившись от них, Спаак не только стал ревностным сторонником "неосоциализма", но и увлек за собой определенную часть слабо подготовленных в теоретическом отношении молодых социалистов из своего прежнего окружения.
Оформление "неосоциалистического" тандема де Ман- Спаак явилось логическим завершением проделанной ими обоими идейно-теоретической эволюции, круг которой замкнулся окончательно 55 . Оттеснив в руководстве БРП ортодоксальных социал- реформистов, они стали реально определять направление идеологических поисков и характер политических позиций партии. По свидетельству Спаака, Вандервельде "перестал к этому времени быть неоспоримым лидером БРП" 56 . Развитие "неосоциализма" перешло в заключительную фазу в середине 30-х годов, когда де Ман "противопоставил сентиментальным социалистам старой школы, которых считал "вялыми", новую доктрину "жестких" - авторитарный социализм" 57 . Де Ман, утративший, по его собственным словам, веру в классический парламентаризм, усиленно пропагандировал мысль, что "только авторитарная демократия может служить действенным средством для осуществления социалистических реформ" 58 . Он стал проповедовать необходимость отмены традиционных прерогатив парламента. Один из важнейших теоретических блоков "авторитарного социализма" составляли идеи корпоративизма.
Выдвижение корпоративизма на первый план было связано с развитием и конкретизацией программных наметок "неосоциализма", и прежде всего "Плана труда". В работе "Корпоративизм и социализм" де Ман писал, что "смешанная дирижистская экономика, являющаяся нынешней целью рабочего движения, требует установления смешанного режима производства в рамках автономного объединения профессиональных интересов, т. е. корпоративизма, а не бюрократического централизованного давления, иначе говоря, этатизма" 59 . Корпоративизм в интерпретации де Мана был антитезой "марксизму конца XIX в. ", который объявлялся "выродившимся". Крупнейшим представителям марксизма, в том числе А. Бебелю и Ж. Геду, де Ман давал уничижительные оценки 60 . При этом он использовал и ортодоксально-реформистскую аргументацию, прибегнув к формулировке "Социализм против государства", вынесенной Вандервельде в название его книги, которую Ленин охарактеризовал так: "Мещанский эклектицизм против марксизма, софистика против диалектики, филистерский реформизм против пролетарской революции, вот как надо бы было озаглавить книгу Вандервельде" 61 .
Органическая сопряженность идей корпоративизма с "неосоциалистическим" планом создания "смешанной, дирижистской" экономики отчетливо проявилась в тезисах де Мана, представленных уже упомянутой конференции в Понтиньи (1934 г.). Они предусматривали создание новых экономических структур и одновременно - соответствующие изменения в структурах политических. Речь шла об "автономной корпоративной организации национализированных или контролируемых государством предприятий, лишении парламента права на контроль, обязательном пересмотре доктрины власти и т. д. " 62 . Поскольку в обстановке нарастающего массового антифашистского движения корпорати-
54 Spaak Р. - Н. Op. cit., p. 25.
55 "Две головы под одним колпаком, - характеризовал их Вандервельде в своих "Записных книжках".- Будучи разного темперамента, они дополняют друг друга" (Vаndervelde E. "Garnets" 1934-1938. Р. 1966, р. 63).
56 Spaak Р. - Н. Op. cit., p. 27.
57 Avermaete R. Op. cit., p. 54Я
58 Цит. по: The European Right. Lnd. 1965, p. 147.
59 Man H. de. Corporatisrne et socialisme. P.- Bruxelles. 1935, p. 18.
60 Ibid., p. 29.
61 Ленин В. И. ПСС. Т. 37, с. 338.
62 Rоux M. -L. Op. cit., Annexe. Theses du Pontigny, p. 197.
стр. 70
вистская доктрина ассоциировалась с итальянским фашизмом и германским национал- социализмом, де Ман настаивал на том, что его корпоративистские идеи являются "социалистическими": "В настоящее время существуют две противоположные концепции корпоративизма: фашистская и наша" 63 . Поэтому, заявлял он, "понятие корпоративизма, узурпированное нашими противниками, мы должны не отлучить, а очистить" 64 . Формально линия водораздела между демановским и фашистским корпоративизмом существовала, но имелись и потенциальные точки соприкосновения, поскольку оба "замыкались", хотя каждый и по-своему, на авторитарно-национальном дирижизме, выраженном в специфических доктринальных формах.
Ставка на "национальный социализм", которую де Ман стал делать во второй половине 30-х годов, означала его отказ уже не только от марксизма (это он сделал раньше), но и от традиционного социал-реформизма (от чего он воздерживался, когда авторитетные представители последнего, прежде всего Вандервельде, имели силу и влияние в партии). "Я предпочитаю жизнеспособный национальный социализм словесному интернациональному социализму" 65 ,- публично заявил де Ман в 1937 году. Этим программным предпочтением де Ман подводил черту под развитием концепции, первоначальные наметки которой он изложил еще в 20-х годах в книге "По ту сторону марксизма", назвав одну из ее глав весьма символично: "От космополитизма к социал- патриотизму". Де Ман продолжал развивать эту концепцию даже в самый разгар мирового экономического кризиса, выступив в 1932 г. с лекцией на тему "Национализм и социализм", которая вскоре вышла отдельной брошюрой. В ней он противопоставил "авторитарному национализму, являющемуся самоцелью, национализм либертарный, свободолюбивые лозунги которого находят свое выражение и продолжение в социалистических идеях. Сам по себе авторитарный национализм опасен с экономической, политической и социальной точек зрения, поэтому только от умения правительства зависит своевременный переход от национализма к социализму в тот самый момент, когда национализм начинает паразитировать на своих лозунгах вместо того, чтобы добиваться их" 66 .
Доктрина бельгийского "национального социализма" складывалась, как видим, из теоретических блоков, исподволь накапливаемых и подгоняемых друг к другу на протяжении довольно длительного времени. М. -Л. Ру имела веские основания утверждать, что "национально-социалистические" воззрения де Мана "не противоречат идеям, которые он исповедовал раньше" 67 . Для де Мана "национальный социализм" и авторитарный национализм разделялись очень тонкой и в достаточной мере условной гранью, подвижность которой зависела, по его определению, от субъективного фактора - "умения правительства". Неудивительно поэтому, что де Ман, Спаак и их окружение, вопреки запрещению партии, начали активно сотрудничать с новым теоретическим журналом национал-социалистской ориентации "Cahiers politiques".
Бельгийские "неосоциалисты", идеологически подготовленные к принятию национал- социалистской "веры", почти ничем не отличались от своих зарубежных собратьев, в частности французских, за исключением одного весьма характерного момента: если французы, намереваясь перейти (или уже перейдя) в лагерь национал-социализма, рвали прежние партийные связи, то бельгийцы оставались в БРП, поскольку ее руководящий тандем де Ман - Спаак обеспечивал им надежную "ох-
63 Маn Н. de. Corporatisme et socialisme, p. 32.
64 Ibid., p. 34.
65 Цит. по: Rоux M. - L. Op. cit., p. 130.
66 Ibid., p. 129.
67 Ibid., p. 130.
стр. 71
ранную грамоту" и широкие возможности для идеологического и политического самовыражения.
Субъективный фактор стал определяющим на заключительном этапе идейно- теоретического развития БРП. В предвоенные годы оно сфокусировалось на внешнеполитической доктрине, которую разработал Спаак, занявший в 1936 г. пост министра иностранных дел. В ее основу легла т. н. политика невмешательства, которая развязывала руки фашистской Германии, прямо способствуя осуществлению ее экспансионистских планов. Идеологическим стержнем этой доктрины были антикоммунизм и антисоветизм, политическим - стремление направить фашистскую агрессию на Восток. Спааковская доктрина была обращена против прогрессивных и демократических сил, требовавших дать отпор итальянским фашистам в Эфиопии; она затрудняла помощь бельгийских социалистов республиканской Испании. В этом вопросе "неосоциалисты" полностью расходились с социал-реформистами "старой школы".
Спааковская внешнеполитическая концепция вызвала недовольство в БРП, тем более, что ее съезд в 1936 г. подтвердил зафиксированную в программе 1931 г. задачу активного участия в любых действиях, направленных на достижение мира, превентивное устранение экономических причин войны, создание коллективной безопасности, сближение между народами и постепенное и контролируемое разоружение. Генеральный совет партии принял решение срочно обсудить спааковскую внешнеполитическую стратегию. Она подверглась резкой критике и была осуждена де Брукером, А. Вотерсом, А. Ролленом и другими представителями левого и умеренного течений в БРП. "Атака на меня, - писал Спаак, - развернулась по всему фронту" 68 . Однако неодобрение и осуждение Генсоветом партии внешнеполитической доктрины "неосоциалистов" не повлекли за собой решительных действий. В результате в руководстве БРП еще больше усилилась "мюнхенская, нейтралистская и социал-националистская тенденция" 69 . Это усугубило кризисное развитие партии, ускорило ее окончательное идейное перерождение. В 1938 г. Спаак прямо заявил: "Я больше не социалист. Классовая борьба и марксизм - старые, изжившие себя теории, которые сегодня не имеют никакого смысла. Если я покину правительство, то лишь для того, чтобы создать правоцентристскую партию" 70 .
Ортодоксальные социал-реформисты не разделяли многих идейно-теоретических концепций "неосоциалистов". Но хотя они и вели борьбу против этих концепций, нетерпимости к ним не проявляли. Их действия сковывал конформизм, страх перед массовыми выступлениями трудящихся. Именно этим в первую очередь объясняются многочисленные идеологические уступки традиционных социал-реформистов "неосоциализму"; стремление приглушить классовую борьбу при всех различиях сближало тех и других. Руководство ортодоксально-реформистского течения не оказало действенной поддержки протесту низовых партийных организаций, требовавших, "пока еще не слишком поздно" 71 , остановить процесс идеологического перерождения БРП и положить конец фактически бесконтрольным действиям "неосоциалистов".
К концу 30-х годов "неосоциалистические" лидеры единолично принимали важнейшие решения, игнорируя мнение не только рядовых членов БРП, но и выборных ее органов. Дело дошло до того, что Спаак в 1938 г. сформировал правительство, даже не посоветовавшись с бюро партии. Демократические, прогрессивные силы Бельгии требовали запрещения и роспуска фашистских партий и группировок. Спаак, ссылаясь
68 Spaak P. -H. Op. cit., p. 47.
69 Gerard-Libois J., Gotovitch J. L'an 40. La Belgique occupee. Bruxelles. 1971, p. 117.
70 Цит. по: Коммунистический Интернационал, 1938, N 12, с. 99.
71 См. там же, N 2, с. 116.
стр. 72
на отсутствие "юридических" оснований, в конечном счете отказался принять необходимые меры. Характеризуя обстановку в БРП, де Брукер с горечью отмечал, что "демократия в партии находится под угрозой - под угрозой настолько сильной, что недостаточно будет всех наших усилий, чтобы ей противостоять" 72 . Де Брукер, как и другие ортодоксальные социал-реформисты, разделял с Вандервельде чувство неприязни, "отвращения от атмосферы, царившей в бюро партии" 73 , где тон задавали "неосоциалисты".
Сложившаяся в БРП ситуация оказывала деморализующее воздействие на партийные массы. В документе льежской левосоциалистической группы во главе с Р. Дельбруком говорилось, что отсутствие реальной демократии в БРП, ее идейно-политическая несостоятельность "отвратили почти всех ее членов от активной деятельности" 74 . Партия оказалась полностью дезориентированной идейно-политически и подавленной, разоруженной в морально-психологическом отношении. Она неотвратимо теряла доверие рабочих масс, что обнаружили выборы 1936 и 1939 годов.
В канун второй мировой войны де Ман занял пост председателя БРП вместо умершего "патрона" ортодоксального социал-реформизма Вандервельде. Примечательно, что последний незадолго до своей смерти, обескураженный "неосоциалистическим" перерождением БРП и неспособностью ортодоксальных социал-реформистов противостоять этому, усомнился в том, что "существующий строй поддается реформированию... и возможен ли вообще переход от капитализма к социализму с минимальными потрясениями и насилием путем достижения ряда промежуточных состояний" 75 . Главарь бельгийской фашистской организации "Рекс" Л. Дегрель предсказывал, что после смерти Вандервельде, ускоренной, по его словам, предательскими действиями "неосоциалистов", "могильщиком БРП будет Спаак" 76 . Дегрель ошибся. Могильщиком партии стал де Ман. После оккупации Бельгии гитлеровцами в 1940 г. он опубликовал манифест, в котором утверждалось, что политическая роль БРП закончена 77 , а национал-социализм будто бы является наиболее эффективным средством для достижения социализма. Он распустил БРП, и под его нажимом примыкавшие к ней профсоюзы заявили о необходимости "положить конец всякой партийной политике" 78 .
Руководители БРП, перебравшись в Лондон, не приняли решительных мер, чтобы дезавуировать предательский манифест де Мана и сохранить партию. Более того, никто из членов бюро БРП 31 мая 1940 г. на заседании в Лиможе, исключившем из партии де Мана, даже "не осмелился или не подумал распространить сообщение о его исключении" 79 . Льежская левосоциалистическая группа, состоявшая из членов "Молодой социалистической гвардии", квалифицировала действия партийного руководства как закономерный результат "реформистской практики БРП, сделавшей столь сокрушительным распад партии" 80 . Подобного трагического финала не знала ни одна социал-демократическая партия Западной Европы. Он был подготовлен идеологическим развитием БРП, проходившим под преобладающим влиянием концепций де Мана 81 ,
72 Вrоuсkerе L. de. Oeuvres choisies. Т. IV. Anvers. 1962, p. 106.
73 Цит. no:Vandervelde E. "Garnets" 1934-1938, p. 106.
74 Gerard-Libois J., Gotovitch J. Op. cit., p. 402.
75 Vandervelde E. "Garnets" 1934-1938, p. 96.
76 Ibid. Annexe N 4, p. 156.
77 Piersоn M. -A. Op. cit., p. 237.
78 Цит. по: Видаль П. Де Ман ликвидирует Бельгийскую рабочую партию, - Коммунистический Интернационал, 1940, N 9, с. 50.
79 Gerаrd - Libоis J., Gotovitch J. Op. cit., p. 398.
80 Ibid., p. 401.
81 В конце войны де Ман был арестован бельгийскими патриотами при попытке перейти границу. Комиссия по чистке бельгийского сената потребовала лишить его парламентской неприкосновенности за сотрудничество с фашистами и предать суду. Но де Ману удалось скрыться.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |