Ф. Е. УДАЛОВ, доктор экономических наук,
О. Ф. АЛЕХИНА, кандидат экономических наук, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
В настоящее время одна из главных задач развития экономики - восстановление управляемости экономическими процессами. В статье анализируется изменение отношения персонала промышленных предприятий Нижнего Новгорода к проблемам эффективности централизации и децентрализации управления на макроуровне и на уровне промышленного предприятия за 1997 - 2005 гг. Рассмотрена оценка, которую дали опрошенные разным стилям управления на производстве.
Отношение руководителей промышленных предприятий к проблеме централизации-децентрализации управления было исследовано в двух аспектах. Первый предусматривал изучение их отношения к централизованной системе управления экономикой государственного уровня. Второй - оценку уровня централизации-децентрализации управления производством непосредственно на промышленных предприятиях.
Исследования проводились на шести крупных промышленных предприятиях радиоэлектронной и машиностроительной промышленности - ФГУП "Нижегородский завод им. М. В. Фрунзе", ОАО "Нител", ПКБ ОАО "Теплообменник" и др. В 1997 г. было опрошено 1078 чел.: от 34 чел. на высших уровнях управления до 303 чел. на уровне масте-
стр. 134
ров и старших мастеров; 2005 г. - 1120 чел.: от 32 чел. на высших уровнях управления до 278 чел. на уровне мастеров и старших мастеров.
Управление на государственном уровне
Исследование предусматривало получить оценку:
централизованной системы управления в принципиальном аспекте;
возможности или невозможности возврата к централизованной системе управления;
концептуальных направлений преодоления экономического кризиса.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
За указанный период произошла существенная переоценка руководителями всех управленческих уровней роли централизованной системы управления экономикой. Следует подчеркнуть, что речь в исследованиях шла не об эффективности данной системы и ее возврате в неизменном виде, а об управлении макроуровневыми процессами, исключающими вмешательство в процессы управления непосредственно на промышленных предприятиях.
Можно сделать вывод, что усиление рычагов государственного регулирования является насущной необходимостью восстановления и развития экономики России.
Управление на промышленных предприятиях
Результаты исследования проблем централизации-децентрализации управления на промышленных предприятиях представлены в табл. 2.
Необходимость усиления централизации в управлении производством отмечена руководителями всех уровней, хоть и менее выраженная, чем при оценке необходимости централизации управления на макроуровне. Это является осознанием того, что в сложившейся ситуации усиление централизации управления (особенно в принятии решений
стр. 135
Таблица 1
Оценка эффективности централизованной системы управления (ЦСУ) и желательности ее возврата, 1997 и 2005 гг., % к числу опрошенных
Уровень управления |
ЦСУ не эффективна в принципе |
ЦСУ эффективна, если будет управлять на макроуровне |
Возврат к ЦСУ не поддерживать ни на каком уровне |
Возврат к ЦСУ на макроуровне желателен |
Пути выхода из экономического кризиса |
|||||||||
дальнейшее разгосударствление предприятий |
укрепление роли государства |
оценки нет |
||||||||||||
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
|
Мастера и старшие мастера |
5,6 |
0,1 |
83,3 |
99,9 |
22,2 |
1,1 |
72,2 |
98,9 |
11,1 |
0 |
83,3 |
100,0 |
5,6 |
0 |
Заместители начальника цеха |
22,3 |
3,0 |
72,2 |
97,0 |
27,8 |
2,0 |
66,7 |
98,0 |
16,7 |
0 |
55,6 |
100,0 |
27,7 |
0 |
Заместители начальника отдела |
5,9 |
2,1 |
88,2 |
97,9 |
17,6 |
1,9 |
70,6 |
97,1 |
0 |
0 |
64,7 |
99,5 |
35,3 |
0,5 |
Начальники цеха |
11,1 |
1,1 |
75,0 |
98,9 |
16,6 |
1,1 |
64,0 |
98,9 |
14,0 |
0 |
61,1 |
100,0 |
24,9 |
0 |
Начальники отделов |
16,0 |
1,4 |
76,0 |
98,6 |
20,0 |
2,1 |
76,0 |
97,8 |
15,0 |
0,2 |
40,0 |
99,3 |
45,0 |
0,5 |
Главные инженеры |
15,4 |
3,0 |
84,6 |
97,4 |
7,7 |
2,5 |
76,9 |
97,5 |
0 |
0,1 |
76,9 |
99,1 |
23,1 |
0 |
Главные специалисты |
17,4 |
2,1 |
76,5 |
97,9 |
5,9 |
0,9 |
82,4 |
99,1 |
0 |
0 |
94,1 |
100,0 |
5,9 |
0 |
Заместители директора |
13,6 |
2,5 |
72,8 |
97,5 |
18,2 |
1,0 |
63,6 |
99,0 |
13,6 |
0 |
63,6 |
100,0 |
22,8 |
0 |
Директора предприятий |
18,4 |
1,1 |
71,4 |
98,9 |
19,4 |
1,2 |
69,4 |
98,8 |
14,3 |
0,1 |
69,9 |
99,9 |
30,1 |
0 |
стр. 136
Таблица 2
Оценка показателей централизации-децентрализации системы управления предприятием в 1997 и 2005 гг, % к числу опрошенных
Уровень управления |
Система управления на предприятии централизована, и это хорошо |
Система управления на предприятии централизована, и это плохо |
Система управления имеет нормальное соотношение уровней централизации-децентрализации |
Система управления излишне демократична |
Оценка отсутствует |
|||||
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
1997 |
2005 |
|
Мастера и старшие мастера |
22,2 |
32,5 |
11,1 |
9,4 |
33,3 |
48,1 |
16,7 |
1,0 |
16,7 |
9,0 |
Заместители начальника цеха |
27,8 |
36,6 |
11,1 |
7,3 |
38,5 |
49,4 |
0,0 |
0,5 |
22,6 |
6,2 |
Заместители начальника отдела |
41,2 |
44,1 |
0,0 |
2,9 |
47,1 |
46,1 |
0,0 |
0,3 |
11,7 |
6,6 |
Начальники цеха |
16,7 |
28,0 |
22,3 |
10,0 |
44,5 |
56,8 |
0,0 |
0,4 |
16,5 |
4,8 |
Главные инженеры |
23,1 |
48,3 |
15,4 |
4,4 |
53,8 |
46,1 |
0,0 |
0,0 |
7,7 |
1,2 |
Главные специалисты |
17,8 |
43,4 |
11,8 |
4,9 |
47,8 |
49,7 |
0,0 |
0,3 |
22,8 |
1,7 |
Заместители директора |
18,2 |
46,0 |
13,8 |
3,9 |
54,5 |
48,4 |
0,0 |
1,7 |
13,7 |
0,0 |
Директора предприятий |
46,8 |
58,3 |
5,5 |
0,0 |
47,7 |
41,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
стр. 137
перспективного характера) - необходимое условие обеспечения функционирования предприятий, в первую очередь, в стратегическом плане.
Стили управления
Проблема централизации-децентрализации управления неизменно затрагивает и концептуальную оценку стилей управления. Наиболее эффективен демократический стиль управления, предполагающий передачу персоналу широкого круга полномочий в части выработки и принятия решений.
Однако следует отметить, что область применения демократического стиля четко ограничена. Он эффективен лишь в тех случаях, когда:
процесс производства достаточно стабилен в технико-технологическом отношении;
персонал имеет ровный и достаточно высокий уровень квалификации и внутренней консолидации;
объемы выпуска и технические характеристики продукции не имеют каких-либо значимых количественных и качественных скачков.
В современных условиях, когда резко ускорились инновационные процессы и существенно сократился жизненный цикл выпускаемой продукции, сократился и период плавности производственного процесса, позволяющий использовать демократический стиль управления. Любое изменение установившихся условий производства представляет собой проблему и требует усиления роли автократического стиля, что неизменно связано с повышением уровня централизации в управлении производством вне зависимости от наличия или отсутствия кризисных ситуаций.
В перспективе должна наблюдаться дальнейшая тенденция к централизации управления при решении проблем стратегическо-инновационного развития предприятий. Можно отметить, что глобализационные экономические процессы в управленческом аспекте есть не что иное, как усиление именно автократических тенденций.
стр. 138
Российские попытки ослабить централизацию (в конце 1980-х годов - сомнительный эксперимент по выборности руководителей всех уровней, в 1990-е годы - представление внутренним структурным образованиям на предприятиях широких прав автономии) привели к исключительно негативным результатам. И если в первом случае эксперименты просто закончились, то дробление крупных промышленных комплексов продолжается до сих пор, нередко приводя их к банкротству или гибели. Так произошло, например, с рядом крупных радиоэлектронных предприятий Нижнего Новгорода (в числе которых "Салют" и Нижегородский завод радиоизмерительной аппаратуры), предприятий станкостроительной и других отраслей промышленности.
Централизация неизменно порождает высокий уровень ответственности за принятие решений и их исполнение. Это особенно важно в критических ситуациях, вне зависимости от их причины: внутренняя или внешняя среда предприятия, природные или техногенные катаклизмы. А поскольку большая часть территории России расположена в неблагоприятных климатических условиях, то природные (и порой обусловленные ими техногенные) катаклизмы возникают чаще и протекают тяжелее, чем в большинстве зарубежных стран. И здесь от руководителей предприятий требуются быстрые и эффективные меры ликвидации их последствий.
Необходимо также помнить, что большинство крупных промышленных комплексов являлись градообразующими и, следовательно, несли ответственность за их жизнеобеспечение в любых ситуациях. И передача социальной сферы в ведение муниципальных властей с весьма расплывчатой ответственностью и отсутствием финансовых и прочих ресурсов привела эту сферу на грань разрушения, без видимых реальных путей вывода ее из этого состояния.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |