ОПЫТ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭТОГО ВИДА ТОРГОВЛИ В АСЕАН
О. В. БИРЮКОВА
Кандидат экономических наук НИУ-ВШЭ
Ключевые слова: либерализация торговли, экономическая интеграция, прямые иностранные инвестиции, регональные торговые соглашения
Торговля услугами - относительно молодой сегмент международной внешнеэкономической деятельности; во всяком случае, он возник значительно позже торговли товарами. Заметных успехов в этом секторе добились в последние два десятилетия страны Юго-Восточной Азии - члены Ассоциации государств ЮВА (АСЕАН - Association of South East Asian Nations). He будет преувеличением сказать, что сегодня государства, входящие в АСЕАН, стали примером реализации весьма успешной модели либерализации торговли услугами среди развивающихся стран. При этом охват и глубина обязательств по отдельным отраслям сферы услуг выходят за рамки обязательств, зафиксированных этими странами во Всемирной торговой организации.
Либерализация торговли услугами, получившая здесь особенно интенсивное развитие начиная с 1990-х гг., была, по сути, частью развернувшегося тогда же более масштабного процесса широкой экономической интеграции в регионе. Данный процесс включал в себя расширение масштабов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономики государств - членов АСЕАН, гармонизацию правил и стандартов, регулирующих внешнюю торговлю, а также защиту прав интеллектуальной собственности.
В этих странах получила признание концепция, в соответствии с которой особое значение придавалось региональным торговым соглашениям (РТС). Утверждалось, что именно они наилучшим образом способны поддержать рост взаимовыгодной торговли между странами и взаимных инвестиций. Данные соглашения должны предусматривать сокращение трансграничных барьеров, упрощение внешнеторговых процедур и обеспечения ПИИ, а также взаимосогласованных между странами усилий по гармонизации соответствующего законодательства [1].
Практическая реализация положений данной концепции, в сущности, и означала либерализацию внешней торговли товарами в рамках АСЕАН. Масштабы этой торговли в 1990-х гг. быстро росли, но сейчас наблюдается некоторое замедление, поскольку меры, дающие очень быструю отдачу, уже исчерпали свои возможности [2, с. 65, 70]. И поэтому в настоящее время стоит задача усилить внимание к дальнейшей либерализации торговли не только товарами, но и услугами. Именно этот вид торговли сейчас можно считать важнейшим рычагом расширения производственных связей предприятий региона. В приобретении различных услуг нуждаются и транснациональные корпорации (ТНК) региона.
ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Как практически планируется осуществлять либерализацию торговли услугами в регионе в обозримом будущем? Большие надежды здесь связывают с намерением создать до 2020 г. Экономическое сообщество АСЕАН (ASEAN Economic Community) -решение о создании такого сообщества было принято еще в 2002 г. В качестве образца решили использовать модель ЕС, правда, с несколько иным "наднациональным" регулированием. Позднее было принято решение ускорить интеграцию и образовать Экономическое сообщество уже к 2015 г. Вопросы регулирования торговли услугами представляют собой важную часть этого интеграционного проекта. Приоритетными секторами названы медицинские услуги, туризм, воздушный транспорт, электронные услуги и логистика [3].
Для реализации этого амбициозного проекта в 2007 г. была разработана Программа создания Экономического сообщества АСЕАН (ASEAN Economic Community Blueprint). Одна из главных задач, обозначенных в этом плане, - формирование общего рынка, который подразумевает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы [4].
Правда, процесс интеграции сферы услуг значительно осложняется из-за крайне неравномерного уровня развития этой сферы в странах - членах АСЕАН. Так, если в Индонезии на долю торговли услугами приходится лишь
Диаграмма 1. Участие АСЕАН в международной торговле услугами.
Рассчитано по данным UNCTAD stat.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект N 14 - 32 - 01200.
Таблица 1
Страны АСЕАН в международной торговле услугами, 2012 г.
|
ВВП. |
Численность населения, млн. чел. |
Экспорт услуг, $млрд |
Занятость в секторе услуг, % от общей численн. |
Сектор услуг в добавленной стоимости ВВП, % |
Бруней-Даруссалам |
16 |
0,4 |
1,2 |
92 |
28 |
Вьетнам |
156 |
88.7 |
8,7 |
32 |
41 |
Индонезия |
878 |
246,8 |
20,7 |
44 |
39 |
Камбоджа |
14 |
14,8 |
2,2 |
31 |
40 |
Лаос |
9 |
6,6 |
0,6 |
32 |
36 |
Малайзия |
305 |
29,2 |
36 |
60 |
49 |
Мьянма |
41 |
52,7 |
0,4 |
24 |
38 |
Сингапур |
274 |
5,3 |
133,8 |
77 |
73 |
Таиланд |
366 |
66,7 |
41,8 |
39 |
44 |
Филиппины |
250 |
96,7 |
15,5 |
53 |
57 |
Источник: ASEAN Statistical Yearbook, World Development Indicators.
Диаграмма 2. Структура экспорта услуг АСЕАН.
Рассчитано по данным UNCTAD stat.
7% ВВП, то в Сингапуре - безусловном лидере по этому показателю в регионе - вклад от торговли услугами в ВВП составляет 87% (см. табл. 1).
Объем торговли услугами стран АСЕАН устойчиво растет. Если в 2003 г. доля этих стран в мировом экспорте услуг составляла 4,25%, то в 2012 г. - уже 5,75%. Соответственно, данные по импорту таковы: в 2005 г. - 5,6%, а в 2012 г. - 6,6% (см. диаграмму 1). Структура торговли услугами АСЕАН становится более диверсифицированной: новые виды услуг начинают теснить "традиционные" (транспорт и поездки). Так, в основе экспорта услуг АСЕАН преобладают т.н. прочие виды услуг (см. диаграмму 2). В 2012 г. доля экспорта услуг этой категории в общем объеме экспорта услуг составила 38,7%, что значительно превысило долю поездок и транспорта. Однако, несмотря на эти благоприятные изменения, доля прочих видов услуг продолжает серьезно отставать от среднемирового показателя - 54% [5, р. 11].
Отношение экспорта услуг к совокупному экспорту стран АСЕАН также уступает среднемировому уровню (табл. 2). Странам региона не удается преодолеть традиционное отставание по показателю доли экспорта услуг в совокупном вывозе от стран Европы, Северной и Латинской Америки.
В период с 2005 по 2011 гг. на внутрирегиональную торговлю услугами стран АСЕАН приходилось от 16,5% до 18% от общего объема торговли в Ассоциации. В 2009 г., в результате финансово-экономического кризиса, объем внутрирегиональной торговли услугами незначительно сократился, однако, затем вновь восстановился (см. диаграмму 3).
Подводя промежуточный итог реализации плана создания Экономического сообщества, приходится отметить, что, скажем, в отношении либерализации медицинских услуг всем странам Ассоциации так и не удалось достичь значимых результатов. В то же время несколько улучшилось положение в банковском и страховом секторах [6].
Большим препятствием для углубления интеграции стран АСЕАН и, соответственно, для расширения торговли услугами остается недостаточно развитая инфраструктура в регионе. С целью решения этой проблемы был разработан и принят Генеральный план развития коммуникационных связей Ассоциации, предусматривающий строительство дорог, модернизацию портов, прокладку газопровода, сети
Таблица 2
Отношение экспорта услуг к совокупному экспорту товаров и услуг
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
АСЕАН |
18,1 |
17.9 |
20,3 |
19.9 |
20,0 |
18,9 |
19,0 |
20,0 |
Мир |
24,8 |
24,2 |
25,1 |
24,5 |
28,6 |
25,7 |
23,9 |
24,3 |
Рассчитано по данным UNCTAD stat.
Диаграмма 3. Внутрирегиональная торговля услугами в АСЕАН (в % от общего объема торговли).
Рассчитано по данным ASEAN stats 2012.
линий электропередач, оптоволоконных кабельных сетей и прочие проекты [7]. Однако, несмотря на то, что в последнее десятилетие различным проектам инфраструктурного строительства уделялось большое внимание, объем инвестиций в них, в первую очередь, частных, остается недостаточным.
МЕХАНИЗМ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Контроль за либерализацией торговли услугами в АСЕАН осуществляют несколько межстрановых организаций. Главная из них - Координационный комитет по торговле услугами, учрежденный в 1996 г. специально для реализации Рамочного соглашения АСЕАН по услугам. Изначально за Комитетом закреплялась функция обеспечения интеграции в семи приоритетных секторах: воздушный и морской транспорт, деловые услуги, строительство, финансы, телекоммуникации и туризм [8].
На неформальной встрече министров экономики АСЕАН в 1999 г. функции Комитета были существенно пересмотрены - ему вменялось в обязанность регулировать интеграцию теперь уже всех секторов услуг, за исключением воздушного транспорта и финансов. Страны - члены Ассоциации приняли решение, в соответствии с которым, если контроль за секторами услуг осуществляют министерства, то именно эти министерства, а не структуры АСЕАН, должны отвечать за либерализацию торговли услугами (по секторам услуг). В 2001 г. ранее созданные рабочие группы по туризму, морскому транспорту и телекоммуникациям были переданы под контроль Комитета. И в том же году из сфер ее компетенции были исключены услуги, связанные с промышленным производством, сельским хозяйством, рыболовством, лесным хозяйством, добычей полезных ископаемых и разработкой карьеров. Они были переданы в ведение общих институтов АСЕАН.
В рамках Комитета действуют 6 секторальных рабочих групп: по деловым услугам, строительству, здравоохранению, логистике и транспортным услугам, телекоммуникациям и IT-услугам, туризму. В настоящее время только 4 рабочие группы - по деловым услугам, здравоохранению, логистике и транспортным услугам -вплотную работают с Комитетом. Одновременно каждая в отдельности из стран АСЕАН предпринимает шаги, направленные на интеграцию по всем видам этих услуг. В состав Комитета входят специалисты, ответственные за переговоры по либерализации торговли услугами; они же одновременно являются чиновниками, работающими в национальных ведомствах - чаще всего в министерствах торговли и/или экономики.
Следующий важный орган, занимающийся интеграцией сферы услуг, - это Координационный комитет по инвестициям. Он был учрежден в 1998 г. с тем, чтобы содействовать Совету по инвестициям во всем, что связано с реализацией Соглашения о формировании Инвестиционной зоны АСЕАН (ASEAN Investment Area -AIA). В 2001 г. вопросы экономической интеграции услуг, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством, рыболовством, лесным хозяйством, добычей и разработкой карьеров, были переданы в Совет по инвестициям, конкретнее - в Координационный комитет по инвестициям, подчиненный Совету. В 2008 г. страны - члены АСЕАН приняли Комплексное инвестиционное соглашение (Comprehensive Investment Agreement), которое объединило два уже действующих с 1987 г. соглашения - о формировании Инвестиционной зоны АСЕАН и по продвижению и защите инвестиций АСЕАН. Согласно новому соглашению, эти сектора услуг должны быть либерализованы для инвестиций (если нет иных оговорок в отношении национального режима, высшего руководства или совета директоров в этих странах).
ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ: ПОДХОД АСЕАН
В отличие от многих других межгосударственных группировок, действующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), АСЕАН имеет весьма разветвленную организационную структуру, хотя и децентрализованного типа. Благодаря этому экономические успехи отдельных стран-членов можно считать в значительной мере следствием деятельности всей Ассоциации в рамках экономического сотрудничества [9, с. 226 - 261].
В Бангкокской декларации*, принятой на 5-м саммите АСЕАН в 1995 г., говорилось о необходимости незамедлительного проведения переговоров между государствами о либерализации торговли услугами. И такие перего.* В декабре 1995 г. в столице Таиланда состоялся 5-й саммит АСЕАН. Его участники приняли Бангкокскую декларацию, в которой была подчеркнута необходимость укрепить сотрудничество между странами ассоциации в политической и экономической областях, а также ускорить интеграцию Восточной Азии (прим. авт.).
воры были проведены: в том же году страны - члены АСЕАН разработали проект действий, который определял пути либерализации этой торговли, в основу которого легло подписанное в Бангкоке Рамочное соглашение по услугам в АСЕАН (ASEAN Framework Agreement on Services - AFAS).
В то время как большинство региональных торговых соглашений в ЮВА предусматривают либерализацию сферы услуг на основе " негативных списков" (в нем страны, подписавшие соглашения, указывают сектора, на которые не распространяются общие правила зон свободной торговли; соответственно, все остальные сектора предполагается либерализировать), АСЕАН придерживается международных правил, рекомендующих использовать "позитивные списки". Это означает, что либерализация проводится только в тех секторах сферы услуг, которые указывают страны-партнеры. В отношении каждого конкретного сектора услуг, включенного в позитивный перечень, должен быть зафиксирован исчерпывающий список ограничений доступа на рынок и национального режима.
Нынешние обязательства АСЕАН перед странами - членами Ассоциации отражают сохраняющийся уже длительное время режим в отношении сферы услуг, а значит, не идут дальше замораживания в отдельных случаях обязательств в отношении тех или иных отраслей.
Проведение либерализации торговли услугами, в соответствии с упомянутым выше Рамочным соглашением между странами - членами АСЕАН, проходило в 5 этапов, и на каждом этапе проводились достаточно трудные и длительные переговоры. Первый раунд переговоров состоялся в период с 1996 по 1998 гг., второй - с 1999 по 2001 гг., третий - с 2002 по 2004 гг., четвертый - с 2005 по 2007 гг., пятый - с 2007 по 2009 гг. До 2015 г. планируется провести еще несколько раундов переговоров о либерализации торговли услугами. По итогам этих дискуссий были достигнуты договоренности о либерализации в 65 секторах услуг (по классификации W/120/11, применяемой в ВТО). В ходе пятого раунда страны - члены АСЕАН сняли все ограничения в отношении торговли услугами, сделав отдельные исключения из соображений поддержания общественной безопасности. Причем эти исключения каждая страна определяла для себя индивидуально.
Пятый раунд переговоров закончился подписанием т.н. Седьмого пакета обязательств по Рамочному соглашению. По итогам всех пяти раундов переговоров была полностью выполнена программа либерализации торговли услугами в регионе.
МЕХАНИЗМ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ - СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМНОМ ПРИЗНАНИИ
На 7-м Саммите лидеров государств - членов АСЕАН, который состоялся в Бандар-Сери-Бегаване, были согласованы сроки начала переговоров по соглашениям о взаимном признании. Такие соглашения необходимы для упрощения передвижения поставщиков профессиональных услуг по территориям стран, входящих в Ассоциацию. Координационный комитет АСЕАН по услугам сформировал временную экспертную группу по соглашениям о взаимном признании. Данная экспертная группа в июле 2003 г. была включена в состав Рабочей группы по деловым услугам. Позже, в марте 2004 г. Координационный комитет учредил Рабочую группу по здравоохранению. В дальнейшем странам - членам АСЕАН удалось подписать важные для либерализации торговли услугами соглашения и договоренности о взаимном признании: инженерных услуг (2005 г.); медицинских услуг (2006 г.); в области архитектуры (2007 г.); геодезических квалификаций (2007 г.); бухгалтерских услуг (2009 г.); работников туриндустрии (2012 г.); и др.
Эти соглашения позволяют поставщикам услуг получать сертификаты и регистрироваться в своей стране. Но, в соответствии с принципом взаимности, такие сертификаты признаются в любом другом государстве, подписавшем соглашения.
АСЕАН И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Начиная с 2000 г., страны АТР стали использовать участие в региональных соглашениях (РТС), регулирующих торговлю услугами с третьими государствами как инструмент торговой политики. Число торговых соглашений с участием государств - членов АСЕАН растет с каждым годом. И тому есть ряд причин.
Одна из них заключается в том, что практически все государства ЮВА в последнее время ищут пути решения вопросов либерализации торговли услугами, прежде всего, именно на региональном уровне. В рамках таких торговых соглашений сравнительно легко договориться о либерализации торговли услугами на индивидуальных условиях, выгодных для стран, подписавших такие соглашения.
Второй причиной быстрого роста таких соглашений, регулирующих торговлю услугами в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, стало осознание государствами необходимости расширять экспортные возможности производителей услуг. Расширению этих возможностей объективно способствует, в целом, благоприятная экономическая ситуация в регионе. Даже в кризисный 2009 г. на фоне спада во всем остальном мире в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая страны Восточной и Юго-Восточной Азии, рост объемов производства составил, по сравнению с 2008 г., 7,7% [10]. Однако, несмотря на заслуженный статус самого успешного региона экспортно ориентированного роста, сфера услуг здесь по-прежнему требует значительного развития.
Наконец, для стран - членов АСЕАН заключение региональных торговых соглашений способствует дальнейшему росту экономики, а также ее реструктуризации. Государства заключают такие соглашения обычно, в т.ч. и для того, чтобы закрепить достигнутые результаты хозяйственных реформ. Руководители этих государств нередко используют РТС для внутреннего политического давления на оппозицию. Такая стратегия частично позволяет нейтрализовать сопротивление реформам [11].
Некоторые исследователи полагают, что все асеаноцентричные структуры, возникшие с начала 1990-х гг., - "АСЕАН+1", "АСЕАН+3" - не совсем правомерно относить к регионально интегрированным. И это резонно:
Таблица 3
Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с участием стран АСЕАН
Партнеры АСЕАН по ЗСТ |
Описание действующего соглашения |
Австралия и Новая Зеландия |
Охватывает торговлю товарами и услугами, инвестиции, экономическое сотрудничество, правовые и институциональные вопросы. |
КНР |
Включает положения по торговле товарами и услугами, инвестициям, мерам по упрощению торговых процедур, положения об экономическом сотрудничестве по вопросам, представляющим взаимный интерес. |
Индия |
Включает положения по торговле товарами и услугами, инвестициям, экономическому сотрудничеству. |
Япония |
Включает положения по торговле товарами и услугами, инвестициям, правилам происхождения, санитарным и фитосанитарным нормам, техническим барьерам в торговле, механизму разрешения споров и экономическому сотрудничеству. |
Республика Корея |
Включает положения по торговле товарами и услугами, инвестициям, экономическому сотрудничеству по вопросам, представляющим взаимный интерес. |
Европейский Союз |
Включает положения по торговле товарами и услугами, государственным закупкам, конкретной политике, защите прав интеллектуальной собственности, устойчивому развитию, подразумевающему охрану прав труда и окружающей среды, сотрудничеству по торговым вопросам, положения по механизму разрешения споров. |
Составлено автором.
ведь общепринято, что торговая либерализация должна распространяться только на членов группировки [12, р. 449 - 478]. В данном случае - только на "действительных членов" АСЕАН, но никак не на присоединившихся к Ассоциации государствам. В регионе Восточная Азия практикуется иной подход: будучи участником одной или нескольких региональных структур, многие государства также заключают соглашения о свободной торговле еще с несколькими десятками партнеров, не входящими в данное объединение (см. табл. 3). Правда, такой подход ставит под вопрос реальную экономическую эффективность этих объединений [13, с. 254 - 270].
Одним из первых соглашений по торговле услугами с "неасеановской" страной было соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ), подписанное между АСЕАН и КНР в формате "АСЕАН + 1" в январе 2007 г. В его основу легло действующее в АСЕАН Рамочное соглашение о комплексном экономическом сотрудничестве 2002 г. В 2010 г. АСЕАН подписала с Китаем инвестиционное соглашение, целью которого были формирование прозрачного пространства взаимных инвестиций и либерализация инвестиционного климата стран - участниц Ассоциации.
В ноябре того же года последовало подписание Соглашения о торговле услугами с целью расширения экономического сотрудничества между АСЕАН и Республикой Корея. В 2009 г. состоялось подписание соглашения АСЕАН с Австралией и Новой Зеландией о создании зоны свободной торговли (AANZFTA). Оно вступило в силу с 2010 г. для Австралии, Новой Зеландии и 7 стран АСЕАН (Брунея, Вьетнама, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин). Позже в Соглашение были включены дополнительная глава, регулирующая перемещение физических лиц, а также приложения по торговле финансовыми и телекоммуникационными услугами. Страны разработали два отдельных перечня обязательств, первый из которых описывает специфические обязательства, а второй - условия передвижения физических лиц.
Данное соглашение носит комплексный и всеобъемлющий характер и является единственным соглашением о глубокой экономической интеграции, которое подписала Ассоциация со странами - партнерами по диалогу. Оно охватывает товары, услуги, инвестиции, а также условия мобильности физических лиц. Цели рассматриваемого соглашения: либерализация торговли товарами и услугами; стимулирование взаимных инвестиционных возможностей на основе формирования благоприятного инвестиционного климата; разработка рамок сотрудничества по укреплению, диверсификации и расширению торговли, инвестиционных и экономических связей между сторонами; предоставление специального и дифференцированного режима странам АСЕАН, прежде всего, государствам Индокитая [14, с. 36].
В отношении деловых услуг, образования, туризма, строительства и транспорта все эти государства применяют более либеральный режим торговли, чем тот, который был обусловлен их обязательствами при вступлении в ВТО. Так, поставщикам услуг из любой другой страны - участницы Соглашения должен предоставляться режим, не менее благоприятный, чем предоставляется национальным поставщикам услуг при аналогичных обстоятельствах [15].
Создание зоны свободной торговли (ЗСТ), о которой говорилось выше, упрощает перемещение через границу предпринима-
телей, участвующих в торговле или инвестирующих в рамках АСЕАН. Это упрощение - результат, прежде всего, установления более прозрачных процедур оформления иммиграционных форм и других документов. ЗСТ, в частности, значительно расширяет возможности инвесторов из Новой Зеландии и обеспечивает более надежный режим в отношении инвестирования во все страны - участницы АСЕАН за счет обязательств по защите инвестиций [16].
В декабре 2012 г. АСЕАН и Индия завершили переговоры о торговле услугами и инвестициям. Два соглашения - по торговле услугами и по инвестициям -между странами основываются на подписанном между АСЕАН и Индией в 2003 г. Рамочном соглашении с целью комплексного экономического сотрудничества. Планируется, что эти два соглашения улучшат условия функционирования уже существующей зоны свободной торговли между странами.
22 ноября 2012 г. АСЕАН открыла переговорный процесс с Австралией, КНР, Японией, Новой Зеландией и Республикой Корея для заключения Соглашения по региональному комплексному экономическому партнерству (Regional Comprehensive Economic Partnership Agreement), целью которого станет создание более либерального торгово-инвестиционного режима в регионе. Данное объединение открыто и для других стран - участниц зон свободной торговли с АСЕАН [17, р. 103].
* * *
Традиционно под пристальным вниманием исследователей оказывается европейская модель либерализации торговли услугами, в то время как модели, разрабатываемые и внедряемые в азиатских странах, не рассматриваются в качестве примера проведения успешной торговой политики. Что во многом объясняется относительно невысокой долей этой группы стран в международной торговле услугами.
Между тем, опыт формирования регионального рынка услуг с участием развивающихся стран Юго-Восточной Азии является уникальным, поскольку он основан на согласованной работе нескольких механизмов: либерализации торговли на региональном уровне в АСЕАН; параллельной либерализации торговли на многостороннем уровне. Плюс активное участие Ассоциации в региональных торговых соглашениях, охватывающих торговлю услугами и имеющих целью расширение экспортных возможностей национальных поставщиков услуг.
Структура и содержание договоренностей АСЕАН о торговле услугами и об инвестиционном сотрудничестве сильно разнятся по секторам услуг. Перед странами - членами АСЕАН стоит задача совместными усилиями создать условия для обеспечения свободного передвижения услуг во всех государствах-участницах и проведения согласованной политики по либерализации торговли услугами в отношении третьих стран. Формирование общего рынка принесет всем государствам, входящим в АСЕАН, значительный экономический выигрыш, который распространится не только на торговую сферу, но и позволит улучшить инвестиционный режим, а также будет способствовать решению острых для данного региона вопросов занятости населения.
1. Freund С., Ornelas E. (2010). Regional Trade Agreements. World Bank Policy Research Working Papers 5314. World Bank, Washington, DC; Chia S.Y. 2010. Regional Trade Policy Cooperation and Architecture in East Asia. ADBI Working Paper Series, No. 191. Asian Development Bank Institute, Tokyo.
2. Мынкин Д. А. Развитие инфраструктуры - вызов для интеграции стран АСЕАН // МЭиМО. 2012. N 11. (Mynkin D.A. Razvitie infrastructury - vyzov dlya integratsii stran ASEAN // MEiMO. 2012. N 11) (in Russian)
3. Soesastro H. (2003). ASEAN Economic Community: Concepts, Costs and Benefits. Paper prepared for the ASEAN Roundtable 2003 on 'Roadmap to an ASEAN Economic Community', ISEAS, Singapore. 20 - 21 August, 2003.
4. http://www.asean.org/archive/5187 - 10.pdf - ASEAN Economic Community Blueprint. (22.12.2013)
5. World Trade 2012, Prospects for 2013. Trade to remain subdued in 2013 after sluggish growth in 2012 as European economies continue to struggle. WTO Secretariat Geneva, PRESS/688, 10 April 2013.
6. Dee Philippa, Huong Dinh (2009). Barriers to Trade in Health and Financial Services in ASEAN, ERIA Discussion Paper Series.
7. Локшин Г. М. Россия - АСЕАН: новые проекты и форматы сотрудничества // Азия и Африка сегодня, 2011, N 2 (Lokshin G.M. Rossiya-ASEAN: novye proekty i formaty sotrudnichestva// Aziya i Afrikasegodnya, 2011, N 2) (in Russian)
8. Bangkok Declaration, 1995.
9. Костюнина Г. М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) // Международная экономическая интеграция: учебное пособие / Под ред. Н. Н. Ливенцева. М., Экономиста, 2006. (Kostyunina G.M. Assotsiatsiya stran Yugo-Vostochnoi Azii (ASEAN) // Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya: uchebnoe posobie. M., Ekonomist, 2006) (in Russian)
10. Родионова И. А., Шкваря Л. В. На пороге "Азиатского индустриального века" // Азия и Африка сегодня, 2012, N12. (Rodionova I.A., Shkvarya L.V. Na poroge "Aziatskogo industrialnogo veka" // Aziya i Afrika segodnya, 2012, N 12) (in Russian)
11. Trade Policy in the Asia-Pacific: The Role of Ideas, Interests, and Domestic Institutions (The Political Economy of the Asia Pacific). Ed. by Vinod K. Aggarwal and Seungjoo Lee. 2011.
12. Baldwin R.E. Managing the Noodle Bowl: the Fragility of East Asian Regionalism // The Singapore Economic Review. 2008. Vol. 53. No. 3.
13. Мартынова Е. С. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: новые контуры восточноазиатского регионализма // Вестник международных организаций. 2012, N 4 (39). (Martynova E.S. Integratsionnye protseccy v Asiatsko-Tihookeanskom regione: novye kontury vostochno-aziatskogo regionalizma // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii. 2012. N 4 (39) (in Russian)
14. Костюнина Г. М. Современные концепции формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. N 6 (Июнь). С. 36. (Kostyunina G.M. Sovremennye kontseptsii formirovaniya zony svobodnoi torgovli v Aziatsko-Tihookeanskom regione // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2011, N 6. S. 36) (in Russian)
15. http://www.asean.fta.govt.nz/chapter-8-trade-in-services/#3. Chapter 8 - Trade In Services.
16. http://www.asean.fta.govt.nz/assets/ASEANFactsheet2 012final.pdf
17. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. Geneva. UNCTAD, 2013.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |