Не так давно в водах, прилегающих к японскому острову Окинава, произошло знаменательное событие. Во время маневров американской авианосной группы, примерно в пяти километрах от нее, всплыла китайская подводная лодка1. Ее демонстративное всплытие в опасной близости от американских кораблей было несомненной демонстрацией новых возможностей китайского флота и еще одним свидетельством реального соперничества, которое все более усиливается в регионе Восточной Азии и Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Борьба за доминирование в ЮВА между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой постепенно все более обостряется. При этом если в предыдущие годы наибольшую активность демонстрировал Китай, то в последнее время США начали предпринимать энергичные усилия, чтобы не только остановить рост китайского влияния, но и расширить свои возможности контроля над ситуацией в регионе.
Борьба за доминирование в ЮВА вполне понятна, ибо регион превращается в один из основных центров мирового развития и экономического роста, занимает важнейшее геополитическое положение на стыке Индийского и Тихого океанов, его пересекают важнейшие мировые торговые пути. Кроме этого, более чем 500-миллионное население ЮВА формирует один из наиболее быстрорастущих потребительских рынков, а природные ископаемые - от нефти до олова не могут не привлекать основных игроков на азиатской и мировой сцене.
Долгое время емкий американский рынок и масштабные японские инвестиции вкупе с американской военной мощью создавали вполне устойчивую ситуацию, при которой наиболее развитые страны этого региона, образовавшие в 1967 г. блок АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), находились в зоне американо-японского доминирования. Китай же, с точки зрения правящих режимов этих стран, выступал как основной противник, стремившийся в 1960-е - 1970-е гг. с помощью местных коммунистов свергнуть существовавшие режимы, а позже, в 80-е гг. - как агрессивная и экспансионистская сила, активно расширявшая свое присутствие на островах Парасельских и Спратли в Южно-Китайском море. Столкновения Филиппин с Китаем вокруг рифов Мисчиф или вьетнамцев с китайцами вокруг Парасельских островов, которые резко активизировали военное противостояние в регионе, казалось бы, исключали Китай из числа тех стран, которые могли бы рассчитывать на увеличение своего влияния и присутствия в Юго-Восточной Азии.
Однако очевидное ослабление американского военного потенциала в ЮВА, с одной стороны, и постепенное превращение Китая в экономического и политического лидера восточноазиатского региона - с другой, привели к тому, что сохранявшийся на протяжении многих лет баланс сил и интересов был нарушен. Некоторое время казалось, что США крайне вяло реагируют на новые вызовы их влияния в ЮВА. Сегодня, однако, американская политика стала подвергаться серьезному пересмотру, и Вашингтон резко активизировал здесь свои действия.
СЦЕНАРИЙ ВОЙНЫ НА МОРЕ
Упор, в первую очередь, был сделан на усиление американского военного присутствия. Четыре авианосные группы и почти 60% всех американских ядерных подводных сил сосредоточиваются ныне в акватории Тихого океана2. Из Атлантического океана в Тихий дополнительно перебрасываются шесть субмарин. Если добавить к этому, что в 2005 г. начался перевод истребителей F-15 и бомбардировщиков В-2 с континентальных баз ВВС США на остров Гуам, на ту самую базу, откуда в 1960-е гг. бомбардировщики В-52 отправлялись бомбить Вьетнам3, то наращивание американского военного потенциала будет еще более заметным. Сегодня, впервые после окончания вьетнамской войны, в этом районе достигнута такая высокая концентрация американских боевых кораблей. При этом в Вашингтоне не скрывают, что причиной демонстрации военных возможностей США стало непрерывное увеличение мощи ВМС КНР, влияния этой страны в Юго-Восточной и Восточной Азии.
В специальном докладе Пентагона, опубликованном в феврале 2006 г., необходимость наращивания американских сил в Тихом океане обосновывалась "ощущением растущей стратегической угрозы со стороны Китая"4.
Из этого доклада следует, что в администрации США серьезно рассматривают возможность того, что уже в обозримой перспективе Пекин сможет получить возможность внезапным ударом нарушить системы управления американскими войсками в регионе и существенно сковать их действия. В связи с этим в недавней статье в газете "Вашингтон таймс" указывается, что наращивание сил в Тихом океане - часть стратегии, подразумевающей возможность разгромить Китай в любом по характеру военном конфликте5.
Один из сценариев китайского нападения, рассматриваемых в Пентагоне, прогнозируется следующим образом - силы китай-
стр. 30
ских ВМС и ВВС проводят мгновенные десантные операции по захвату Тайваня, прилегающих к нему небольших японских островов в зоне Окинавы, стратегически важных территорий в районе Южно-Китайского моря, вдоль главного транспортного пути из Тихого океана в Индийский. После этого США будут поставлены перед фактом: либо ввязываться в чреватые крупными потерями наземные операции и полномасштабную войну, либо хотя бы частично признать новую реальность, которая появится после атак армии Китая6.
Исходя из таких предположений о действиях Китая, американское командование взяло курс на плотное развертывание авианосных соединений в Тихоокеанском бассейне с возможным их выходом в Индийский океан. По мнению американцев, такая конфигурация развертывания ударных сил "должна пресечь даже потенциальную угрозу негативного для США развития событий"7.
Существенное влияние на изменение баланса сил в Юго-Восточной Азии оказывает процесс перевооружения китайских ВМС и ВВС. Американцы внимательно следят за этим процессом, который также вынуждает их усиливать свои силы на Тихом океане. В июле 2005 г. этому вопросу были посвящены специальные слушания в американском Конгрессе, на которых отмечалось быстрое развитие китайской оборонной отрасли. В числе ее успехов были названы разработка новой крылатой ракеты большой дальности, ввод в строй новых боевых кораблей, снабженных китайским аналогом американской системы управления огнем IGIS, и появление новой атакующей подлодки класса "Yuan". В американских СМИ появились сообщения о том, что китайская сторона разработала высокоточное оружие, в том числе новые ракеты класса "воздух-поверхность" и ракеты класса "поверхность-поверхность"8. Все это вместе с притоком современной боевой техники из России существенно увеличивает возможности китайских войск как в районах вокруг Тайваня, так и в Южно-Китайском море и в Юго-Восточной Азии в целом.
Но не только военные в США бьют тревогу относительно изменения баланса сил в Восточной и Юго-Восточной Азии. К резкой активизации американской политики в отношении стран ЮВА призывают администрацию США и авторы доклада "Китай и АСЕАН: угроза американскому превосходству в Юго-Восточной Азии". Этот доклад был подготовлен в близкой к администрации США организации "Heritage Foundation" и опубликован в конце 2005 г.
В документе указывается, что Китай быстро становится доминирующей силой в Юго-Восточной Азии, что "центр тяжести азиатской экономики все более смещается от Японии и США к Китаю... Китайская дипломатия сумела эффективно перевести китайский экономический рост в политическое влияние, поставив под вопрос традиционную роль и позиции здесь США, создав угрозу для отношений даже с традиционными союзниками и друзьями"9. Единственную возможность переломить ситуацию авторы доклада видят в том, чтобы США начали свое полномасштабное возвращение в регион, причем не только в военной сфере, но в экономике и политике. Они считают, что США должны создавать в противовес Китаю свою зону свободной торговли со странами АСЕАН, активизировать свое участие в организации АТЭС и в Региональном форуме АСЕАН (ARF), искать любые возможности для укрепления и развития отношений со странами АСЕАН.
Документ, подготовленный в недрах "Heritage Foundation", вызвал серьезный резонанс в американской администрации. Уже в июле 2006 г. на очередном Региональном форуме АСЕАН США и страны - члены Ассоциации подписали так называемый пятилетний план действий для улучшения политических и экономических отношений между ними. Вслед за этим уже в августе США и страны АСЕАН подписали соглашение по торговле и облегчению инвестиций и даже назначали специального атташе казначейства с резиденцией в Сингапуре для координации торговой и финансовой политики в регионе10.
НЕ ПОЗДНО ЛИ СПОХВАТИЛИСЬ?
Тем самым американцы сделали первый шаг к началу переговоров относительно создания совместной со странами АСЕАН зоны свободной торговли. Для подтверждения своей решимости противостоять экспансии Китая Вашингтон, несмотря на энергич-
О чем писал журнал 40 лет назад
Сотни лет район Восточной Азии слыл цитаделью колониализма. За последние годы здесь, как и во всем мире, произошли глубокие революционные перемены... Сбывается пророчество Ленина о том, что народные массы колониального мира неизбежно поднимутся как "самостоятельные участники, как творцы новой жизни".
Эти перемены вызывают паническую тревогу прежде всего в среде империалистических кругов США, которые в последние годы значительно активизировали свою политику "большой дубинки" и "дипломатии доллара" в этой части света...
Целый ряд влиятельных советников Белого дома и госдепартамента настойчиво рекомендовал, не ослабляя "военных усилий", перенести тяжесть американской политики в Азии на "социальную область". Именно в этой связи и следует рассматривать упрочение американо-японских отношений, создание Азиатского банка развития, провозглашение "доктрины Джонсона" и подготовку к созданию так называемого "тихоокеанского НАТО".
В. Воронцов. "Межазиатский альянс" Вашингтона ("Азия и Африка сегодня", 1967, N 3)
стр. 31
ные протесты КНР, вновь возобновил поставки оружия Тайваню, который после долгого перерыва должен получить новые подводные лодки и самолеты.
Анализируя сегодня действия США, которые, без сомнения, вызваны растущим влиянием Китая, нельзя пройти мимо вопроса о том, не поздно ли спохватились американцы, смогут ли они переломить военно-политические и экономические процессы в регионе, которые идут явно в нежелательном для них направлении? Несмотря на то, что объем товарооборота США со странами АСЕАН равен примерно 150 млрд. долл. в год, что США являются крупнейшим покупателем товаров, производимых в этих странах, отношения Вашингтона со странами АСЕАН развивались в последние десятилетия медленно и сложно. Они все время обусловливались разного рода политическими требованиями, особенно в связи с американским желанием заставить страны АСЕАН ужесточить позиции в отношении репрессивной политики режима в Мьянме или умножить их усилия в борьбе с международным терроризмом.
Кроме того, идеологическая составляющая американской политики оказалась совершенно чужда правящим элитам большинства стран АСЕАН, которые стали почти открыто заявлять о несогласии с внешнеполитическим курсом США, особенно после вторжения их войск в Ирак.
На фоне стагнации и даже определенного регресса в отношениях АСЕАН и США взаимодействие стран АСЕАН и Китая развивалось очень быстрыми темпами. Китай прекрасно воспользовался охлаждением отношений между странами АСЕАН и США и ростом азиатского национализма, выступающего как откровенный антиамериканизм и антизападничество. Кроме того, на фоне стремительного экономического роста китайской экономики правящие элиты многих стран АСЕАН увидели в Китае локомотив азиатской экономики, а в обширном китайском рынке - реального конкурента рынку американскому. При этом, в отличие от США, Китай не выдвигал никаких политических условий для развития сотрудничества, скорее, сам шел на выполнение асеановских требований вроде присоединения к договору 1976 г. о безопасности в Юго-Восточной Азии или договору о правилах поведения при решении споров относительно раздела шельфовых зон в Южно-Китайском море. Все это сыграло важную роль в продвижении Китая в страны ЮВА.
Сегодня достаточно перечислить лишь некоторые события 2006 г., чтобы увидеть истинный размах экспансии Китая в Юго-Восточной Азии.
В сфере экономики идет процесс формирования зоны свободной торговли Китая и АСЕАН. В ее рамках с января 2005 г. реализуется программа по взаимному сокращению таможенных сборов, рассчитанная почти на десять лет. Одновременно с этим быстрыми темпами продолжает расти товарооборот Китая и стран АСЕАН. В 2005 г. он достиг 130 млрд. долл., увеличившись на 23% по сравнению с 2004 г. и в 16 раз по сравнению с 1991 г. В 2006 г. только за первое полугодие этот товарооборот увеличился еще на 22%11. На Китай ныне приходится уже более 11% от общего объема внешней торговли стран АСЕАН (в начале 90-х гг. было менее 2%). Рост товарооборота подстегивается и взаимным ростом инвестиций, особенно стран АСЕАН в Китай. Так, по состоянию на 2005 г. страны-члены АСЕАН вложили порядка 38 млрд. долл. в осуществление в Китае более чем 30 тыс. проектов12. Анализ инвестиций из стран АСЕАН показывает, что это в основном средние и мелкие инвестиционные проекты, в которых участвует огромное количество средних и мелких фирм, которые создают и все время расширяют поле сотрудничества между КНР и странами АСЕАН. Например, на третьей по счету ярмарке Китай-АСЕАН, которая состоялась в октябре 2006 г. в Наньнине (Гуанси-Чжуанский автономный район), было представлено более 7 тыс. проектов по сотрудничеству и инвестициям13.
Экономическое сотрудничество опирается на фундамент политических отношений, основой которых являются ежегодные встречи на высшем уровне руководителей Китая и стран АСЕАН, на которых решаются ключевые вопросы и проблемы. Сегодня политические подходы в отношениях Китай - АСЕАН характеризуются общим стремлением к компромиссам в решении основных проблем. Примером этого является подписанное в 2005 г. соглашение Китая, Филиппин и Вьетнама о совместных океанологических и сейсмических исследованиях в акватории Южно-Китайского моря. Это соглашение тем более важно, ибо Филиппины и Вьетнам как раз те страны, с которыми у Китая были особенно напряженные отношения относительно границ в Южно-Китайском море. В 1988 г. с Вьетнамом и в 1995 г. с Филиппинами отношения балансировали на грани сползания к военному конфликту.
Роль и политический вес Китая заметно вырос и после создания в декабре 2005 г. новой региональной организации - Восточноазиатские саммиты, в которой не нашлось места США и где Пекин, несомненно, выступает как наиболее влиятельная сила. При этом роль и значение АТЭС, где задают тон американцы, существенно снизилась, и уже не эта организация является основным местом для обсуждения ключевых проблем региона. Нельзя не сказать, что в дополнение к Восточноазиатским саммитам Пекин развивает еще одну региональную организацию - так называемую конференцию ARF по вопросам безопасности, которая, по мнению американцев, является частью стратегии по доминированию в регионе.
Сотрудничество Китая и стран АСЕАН развивается не только на уровне политического руководства, но и характеризуется стремлением Китая сделать его максимально широким, чтобы оно охватывало практически все значимые социальные группы в странах АСЕАН. Так, например, в сентябре 2006 г. в Пекине на совещании министров по делам молодежи Китая и стран АСЕАН была принята так называемая Пекинская декларация о сотрудничестве между молодежью Китая и АСЕАН.
ПОЛИТИКА КНУТА И ПРЯНИКА
Если добавить к политическому еще и растущее военное сотрудничество, в рамках которого все больше офицеров армий стран АСЕАН изучают китайский язык, проходят стажировки в лучших подразделениях
стр. 32
НОАК и проводят совместные маневры, то представление о масштабах китайского проникновения в регион будет еще более впечатляющим.
То, как Китай проводит сегодня свою политику, можно увидеть на примере развития отношений с Сингапуром - главным союзником США в регионе. С одной стороны, Пекин резко активизирует научные и культурные обмены с Сингапуром, делая вполне явный акцент на общекитайские культурные символы и общенациональные интересы, которые должны учитываться правительством Сингапура. В 2006 г., например, было подписано важное соглашение о научных и культурных обменах, сотрудничестве в сфере обмена информацией. Пекин также делает очень привлекательные предложения сингапурским властям, например, о возобновлении переговоров по созданию зоны свободной торговли между двумя странами. С учетом того, что именно Сингапур является крупнейшим в АСЕАН инвестором в китайскую экономику, а двусторонняя торговля растет в целом даже быстрее, чем с другими странами АСЕАН, от такого предложения сингапурские власти отказаться никак не могут. Но в то же время Пекин оказывает на Сингапур и давление с целью понизить уровень официальных отношений с Тайванем и добиться от Сингапура полной поддержки идеи единого Китая. То есть, китайские власти вполне успешно используют в регионе политику кнута и пряника, причем по мере дальнейшей интеграции в регион эффективность такой политики неизмеримо возрастет.
Не менее важным, чем политический и экономический прогресс, является для Китая формирование атмосферы доверия к нему со стороны политических элит и широкой общественности в странах АСЕАН. Основа для этого была заложена еще в период финансового кризиса 1997 - 1998 гг., когда Китай отказался девальвировать юань и даже оказал значительную материальную помощь наиболее пострадавшим странам ЮВА. В Пекине сегодня понимают, что укрепление атмосферы взаимного доверия возможно только на основе долгосрочного курса на примирение и равноправное сотрудничество. Поэтому Китай всеми силами стремится показать, что он - а) азиатская страна, которая на равных разговаривает со своими азиатскими партнерами; б) лучше, чем Запад, понимает проблемы стран ЮВА и готов во многом бескорыстно придти им на помощь в случае возникновения непредвиденных проблем; в) и культурно, и ментально Китай и страны ЮВА представляют собой общий мир азиатских ценностей, противостоящих Европе, США и в целом Западу.
В осуществлении этой политики Пекин добивается успеха, ибо постепенно доверие к Китаю в регионе растет на фоне усиления недоверия к США. Дело в том, что нежелание Вашингтона считаться с чужими интересами, прямолинейность и диктат не могут укрепить доверие к США как в основных мусульманских странах региона, так и в других государствах, в которых, судя по данным социологических исследований, большинство населения рассматривает Китай как друга и союзника. (В Таиланде, например, Китай назвали дружественным государством 76% опрошенных, а США - только 9%14.)
Таким образом, от американцев требуются огромные усилия, чтобы остановить идущий полным ходом китайский экспресс, противостоять китайскому вызову, причем не только в восточноа-зиатском, но и в глобальном аспекте.
Сейчас есть данные о том, что Вашингтон зондирует возможность воссоздания крупной военно-морской и военно-воздушной базы на Филиппинах типа когда-то процветавших Субик бэй и Кларк филд. Однако переговоры об этом идут вяло, ибо филиппинское общественное мнение, особенно в свете заключенного недавно с Китаем соглашения о совместном исследовании шельфа Южно-Китайского моря, выступает резко против любых американских баз на своей территории. О реальном отношении к военным планам США в регионе можно судить и по действиям Малайзии и Индонезии, которые несколько лет блокировали предложение Вашингтона о совместном патрулировании Малаккского пролива - ключевого пункта на транспортном пути в Азию. При этом их позиция получила одобрение со стороны других стран АСЕАН. Только после того как американцы согласились с тем, что патрулирование должно осуществляться многонациональными силами с участием не только американских, но и японских, австралийских сил, а также кораблей Таиланда и Сингапура, Малайзия и Индонезия согласились на такой вариант защиты судоходства от пиратов15.
* * *
Как видим, конкуренция между противостоящими сторонами в борьбе за влияние в Юго-Восточной Азии охватывает ныне практически все сферы - от военного противостояния и до экономических отношений. При этом стороны, несомненно, делают разные акценты в своей политике. США больше уповают на традиционные методы - усиление своего военного присутствия и в меньшей степени на развитие многосторонних экономических, политических и культурных связей. Китай в настоящее время в меньшей степени обращает внимание на военную составляющую и больше - на экономическое проникновение и интеграцию, а также на политические и этнокультурные контакты.
Из всего вышесказанного следует, что, как и во второй половине XX в. в период вьетнамской войны, Юго-Восточная Азия вновь выходит на авансцену мировой политики как один из центров развивающейся геополитической борьбы. Именно здесь сегодня намечается процесс нового геополитического раскола мира, нового противостояния великих держав XXI века.
1 International Herald Tribune, 08. 04. 2007.
2 Associated Press, 27. 02. 2006.
3 Ibidem.
4 Quadrennal Defense Review Report, February 6 2007 - www.defenselink.mil/qdr/report2006.
5 The Washington Times, 11. 04. 2007.
6 www.centrazia.ru.news
7 Ibidem.
8 Lenta.ru, 15 .02. 2006.
9 Diana R. Dillon and John J. Tkacik. China and ASEAN: Endangered American Primacy in Southeast Asia. Washington, 19. 10. 2005.
10 The Straits Times, 11. 08. 2006, 26. 08. 2006.
11 Жэньминь жибао он лайн, 25. 10. 2006.
12 Синьхуа, 21. 09. 2006.
13 Жэньминь жибао он лайн, 19. 10. 2006.
14 Иомиури, 16. 11. 2003.
15 ИТАР-ТАСС, 14. 09. 2006.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |