Libmonster ID: KZ-836
Автор(ы) публикации: Н. З. ЧАВЧАВАДЗЕ

Я присоединяюсь к высказанному здесь мнению, что нашим русским коллегам надо знать языки народов союзных республик. Недавно мы праздновали юбилей Ильи Чавчавадзе, в Тбилиси съехалось много гостей со всего света, на грузинском языке выступали японец, американец, бельгиец и даже американский посол в Москве говорил по-грузински, но не было ни одного русского ученого, который бы хоть пару слов сказал по-грузински.

Нам всем пора научиться называть вещи своими именами. Например, объявлять борьбу кавказских горцев под руководством Шамиля добровольным вхождением Чечни, Дагестана в состав Российской империи просто бессмысленно, как и завоевание Средней Азии, или же покорение Сибири выдавать за "освобождение" (от кого? от коренных народов?).

У нас есть теория национального вопроса, но она неверная и даже вредная. Приведу несколько доводов, подтверждающих эту оценку. Та концепция нации и национальных взаимоотношений, которая у нас господствовала, и от которой мы до сих пор еще не избавились, сконцентрирована в известном сталинском определении нации. Но давайте подумаем, на каких предпосылках держится это определение. Первая из них состоит в том, что пребывание в состоянии нации - это какое-то случайное событие в жизни определенных групп людей. Нации сложились в результате того, что данная группа людей оказалась в условиях капитализма, а когда мы с капитализмом покончим, то и с нациями тоже надо кончать. На этом, собственно, и базировалось положение о слиянии наций, пусть не завтра, не послезавтра, но в исторически обозримом будущем, которое мы общими усилиями проповедовали. Но никто не доказал, что принадлежность к нации - это нечто случайное и второстепенное для жизни людей. Все мы прекрасно понимаем, что с таким категориальным аппаратом историк не может работать.

Несколько лет назад, когда мы пытались рассуждать о национальных культурах, некоторые наши оппоненты ссылались на ленинское положение о двух культурах в каждой национальной культуре в антагонистическом обществе. Утверждалось, например, что идею национальной культуры выдвигают наши идеологические противники. Но ведь это факт, что существует русская национальная культура. Когда она возникла? В эпоху капитализма? А до капитализма русской национальной культуры не было? Что же тогда было? А культура Киевской Руси - разве это не русская культура? А 1000-летие принятия христианства на Руси - разве это не событие русской национальной культуры? Я не историк, но мне представляется, что культура Киевской Руси заложила основы и русской, и украинской, и белорусской национальных культур.

Еще один из постулатов нашей теории национального вопроса состоит в том, что этот вопрос, как и проблема национальных взаимоотношений, - нечто второстепенное по отношению к социальному вопросу. Полагают, что, как только мы решим социальные вопросы, автоматически будет решен и национальный вопрос. Нация понимается как историческая общность такого же типа, как класс. Был класс феодалов. Не стало его, и от этого человечество ничего не потеряло, наоборот, даже выиграло. Был класс рабовладельцев. Потом его не стало. Так же подходят и к категории нации: национальное деление людей выводится из социально-экономических причин. Но на самом деле это не так. Я, по крайней мере, не знаю каких-либо доказательств того, что национальность - это такой же признак общности людей, как класс, т. е. производное только от социально- экономических условий.


Чавчавадзе Николай Зурабович - член-корреспондент АН ГССР, директор Института философии АН Грузинской ССР.

стр. 57


Представитель любой нации чувствует себя оскорбленным, когда ему говорят, что она сформировалась только в XIX веке. Уже в IX в. у грузин было определение того, что значит быть грузином, что такое Грузия, грузинская нация. Существовало национальное самосознание, а нам говорят, что, оказывается, мы стали нацией только в XIX в. благодаря проникновению капитализма в Грузию. А в XIX в., когда здесь "возник капитализм", было, насколько я знаю, всего 3 или 4 богатых человека, которых с большой натяжкой можно назвать капиталистами.

И общность языка, территории, духовного склада и культуры, и общность экономики трактовались, таким образом, будто все это не столь уж важное для жизни людей. А вот давайте вдумаемся хотя бы в содержание такого признака, как общность языка. В последние годы мы поняли, насколько важен для нас родной язык. Мы сейчас говорим и о необходимости для русского человека, живущего, допустим, в Грузии, знать грузинский язык и уважать его. Но сам язык мы понимали как совокупность условных знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом. Как будто не имеет значения, какая это совокупность знаков (типа азбуки Морзе или какой-нибудь другой). Но ведь родной язык - это не просто совокупность условных знаков, а то средство, которым человек приобщается к своим предкам и к своим потомкам, то, что делает его сопричастным к бесконечному ряду поколений, живших до него, и будущих людей.

Или взять общность территории. Говорили и писали, что люди потому не хотят покидать свою родину, что они-де привыкли к определенному пейзажу. Но ведь тут не о пейзаже идет речь. Территория, которая является конституирующим признаком нации, - это Родина, та самая, за которую предки кровь и пот проливали. Как писал акад. Д. С. Лихачев, российская природа - это не просто территория, на которой случайно оказался тот или иной человек, а земля, обработанная, преобразованная трудом и борьбой предыдущих поколений.

Философы, особенно работающие в области философии культуры, различают понятия нейтральные и ценностные. Например, треугольник или квадрат - понятия нейтральные по своей ценности. А Родина не может быть ценностно-нейтральным понятием. Родина - это то, к чему я не могу относиться безразлично, равнодушно. Это не пейзаж, к которому я привык. Это та среда, в которой я живу, где заключены мои человеческие корни. Мы много говорим о кризисе духовности. А как же этому кризису не быть, если мы эту духовность уничтожали самым нещадным образом? Один из путей утверждения духовности - это любовь человека к родной матери, к родной земле, к родному очагу.

Короче говоря, у нас была и, к сожалению, продолжает еще существовать неадекватная теория нации. Это одна из причин наших бед в межнациональных отношениях. Если мы не научимся понимать, что принадлежность к своей нации - это глубочайшие корни экзистенции человека, без чего он перестает быть человеком и превращается в "винтик", если мы будем рассматривать нацию как случайное скопление людей, то мы не справимся с нашими национальными проблемами.

Любая теория, неадекватная своему предмету, - плохая теория. В чем же следует искать эту адекватность, какого типа является реальность, которую мы определяем нацией? Теория нации не будет адекватной, если нацию рассматривать как совокупность только объектов - сложных и сверхсложных. Нация сама является субъектом истории, поскольку состоит из субъектов, личностей и сама есть субъект своей судьбы. Она самоопределяется, имеет самосознание, сама решает свои проблемы, сама стремится к определенным целям и прилагает к этому свои усилия.

Между географической средой и национальной культурой существует связь. Она, с одной стороны, проявляется в темпераменте и других психофизических характеристиках людей, определяемых географической сре-

стр. 58


дой, а с другой - нация сама переделывает среду и приспосабливает ее к себе.

Надо охранять не только животных и растения, но и все виды человеческих общностей. Давайте представим себе человечество после слияния наций. Что оно будет собой представлять? Есть две точки зрения на этот счет. Одна заключается в полном слиянии, а другая - в том, что будет гармонический оркестр наций, разных и разнообразных.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/НУЖНА-АДЕКВАТНАЯ-ТЕОРИЯ-НАЦИИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. З. ЧАВЧАВАДЗЕ, НУЖНА АДЕКВАТНАЯ ТЕОРИЯ НАЦИИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 10.10.2019. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НУЖНА-АДЕКВАТНАЯ-ТЕОРИЯ-НАЦИИ (дата обращения: 02.11.2024).

Автор(ы) публикации - Н. З. ЧАВЧАВАДЗЕ:

Н. З. ЧАВЧАВАДЗЕ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
707 просмотров рейтинг
10.10.2019 (1850 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЕ КОММУНИСТЫ И МАНЬЧЖУРИЯ: 1945 г.
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Цеслан Бастанов
ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АРДАШИРА ПАПАКАНА
Каталог: История 
11 часов(а) назад · от Цеслан Бастанов
Статья раскрывает историю Казахского ханства, его роль в формировании казахской идентичности, структуру и лидеров. Описывается его рост, упадок и влияние на современный Казахстан.
Каталог: История 
12 дней(я) назад · от Tugelbay Konabayev
Из опыта работы специалистов военной ветеринарной медицины, которые под руководством полковника медицинской службы Ю.Г. Боева выполнили уникальную операцию по транспортировке крупных животных, (лошадей) самолетами транспортной авиации, на большое расстояние.
Каталог: Военное дело 
19 дней(я) назад · от Виталий Ветров
Рассказ о выпускнике Алма-Атинского Зооветеринарного института (ныне КАЗНАУ) Костогрызове Павле Павловиче, истинном патриоте своей Родины, стойком офицере, специалисте высшей квалификации и прекрасном человеке. Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства.
Каталог: Военное дело 
26 дней(я) назад · от Виталий Ветров
Микрокредиты в Казахстане
Каталог: Экономика 
33 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ПАТРИОТ НА ПРОТЯЖЕНИИ РАЗНЫХ ЭПОХ
Каталог: Разное 
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ПУШКИН И МАРЖЕРЕТ. Образ и реальность
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
"С ЛЕГКИМ ПАРОМ, С МОЛОДЫМ ЖАРОМ!"
Каталог: История 
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
СУДЬБА СЮЖЕТА О ЮНОШЕ-КОЖЕМЯКЕ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ
Каталог: История 
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

НУЖНА АДЕКВАТНАЯ ТЕОРИЯ НАЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android