Libmonster ID: KZ-2225

Ю. В. ПУГАЧЕНКО

Санкт-Петербургский государственный университет

КАК КИТАЙ ПРИВЛЕКАЕТ В СВОИ УНИВЕРСИТЕТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

Ключевые слова: Китай, университеты, высшее образование, ученые, программы для зарубежных исследователей

Немаловажное условие успешной интеграции университетов Китая в мировой рынок образовательных услуг - наличие в них сильного профессорско-преподавательского состава. Вот почему правительство страны уделяет так много внимания возвращению в Китай уехавших за рубеж выпускников и преподавателей. Для вернувшихся на родину ученых создается благоприятная среда, которая способствует реализации их потенциала. Они занимают престижные должности в образовательных учреждениях страны. По мере экономического роста и повышения конкурентоспособности КНР на международной арене китайское правительство вкладывает в этот процесс значительные финансовые средства.

После того как в 1978 г. Дэн Сяопин принял решение посылать лучших студентов и исследователей для обучения за рубеж, в университеты других стран - главным образом в США - отправилось огромное количество китайцев. За 20 лет, с конца 1970-х но 2010 гг., на учебу за рубеж по трем каналам - государственному, ведомственному и за собственный счет - выехали свыше 1,9 млн. человек1.

Впрочем, в последнее десятилетие Китай переживает волну возвращения этих специалистов обратно на родину. В период с 1978 по 2010 гг. в КНР вернулись 632,2 тыс. студентов, причем большинство из них - в последние несколько лет2. Число вернувшихся выпускников с каждым годом растет: в 2010 г. - 135 тыс., в 2011 г. - 186,2 тыс.3 Этих специалистов принято выделять в отдельную группу - их называют "морские черепашки".

Нынешняя ситуация - следствие того, что в КНР постепенно, но своевременно была создана нормативная и институциональная база, способствовавшая осуществлению курса правительства на обучение лучших студентов за рубежом. Так, в 1999 г. были опубликованы Руководящие положения о посреднических услугах для выезжающих за рубеж на обучение за свой счет, а в 2002 г. создана Организация по контролю обучения за рубежом, что улучшило мониторинг этого процесса.

В 2001 г. Чжу Жондзи (в то время премьер Госсовета КНР) на заседании Мирового форума китайских предпринимателей заявил, что Китай в новом веке будет делать акцент на привлечении из-за рубежа не денежных инвестиций, а человеческого капитала и технологий4. В рамках этого курса был принят ряд мер. В 2002 г. сняты такие ограничения, как необходимость для лиц с дипломами основных и краткосрочных отделений вузов после окончания учебы 5 лет отработать на собственное государство. Для отъезжающих на стажировку специалистов с такими дипломами было отменено положение о компенсации расходов за полученное ими образование. В 2003 г. был учрежден государственный стипендиальный фонд для лучших студентов, выезжающих на зарубежную учебу за собственный счет.

В 2003 г. ЦК КПК и Госсовет на совместной конференции одобрили стратегию усиления Китая за счет человеческого капитала. В 2004 г. Ху Цзиньтао, генеральный секретарь ЦК КПК, выступая на национальной конференции по человеческим ресурсам, призвал сосредоточить как можно больше финансовых средств на трех ключевых направлениях повышения качества трудовых ресурсов: на воспитании и наборе талантливых кадров, повышении эффективности их работы5. В результате, правительство КНР сформулировало курс на поддержку обучения студентов за рубежом, стимулирование их возвращение на родину, обеспечение свободы их въезда и выезда6.

Тем не менее, с тех пор, как началась отправка студентов за рубеж, китайские власти выражают обеспокоенность по поводу того, что многие студенты и исследователи остаются работать за границей. В середине 1980-х гг. между Китаем и США было даже подписано соглашение о том, что студенты, отправленные за рубеж за счет средств государства или учебного заведения, обязаны вернуться на родину7. Но после событий на площади Тяньаньмэнь (4 июня 1989 г.) правительство США издало Акт о защите китайских студентов, в результате чего около 50 тыс. студентов и ученых из КНР получили в США вид на жительство. Подобный статус получили также 10 тыс. китайских учащихся в Канаде и более 20 тыс. - в Австралии8.

Несмотря на беспокойство по поводу "утечки умов", китайское правительство продолжает стимулировать отправку студентов вузов КНР за рубеж. Во-первых, Китай таким образом пытается компенсировать потерянное время в период "культурной революции" (1966 - 1976 гг.), когда система образования КНР была изолирована от международного академического сообщества. Во-вторых, китайские власти склонны рассматривать "утечку умов" как временное явление и надеются на эффективность своей политики по привлечению талантливых специалистов - китайцев и иностранцев - в КНР. Кроме того, многие зарубежные университеты сами заинтересованы в том, чтобы китайские студенты после обучения возвращались на родину и занимали высокие должности, т.к.

стр. 49

это во многом является гарантией хорошего отношения будущих китайских элит к стране, где они учились.

Статистика Министерства образования КНР показывает, что в 2011 г. за рубежом учились 339,7 тыс. китайских студентов - на 19,32% больше, чем в предыдущем году. Абсолютное их большинство учится в иностранных вузах за собственный счет, средства на обучение остальных выделяют государство, ведомства и предприятия.

ПРОГРАММЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Министерство образования КНР осуществляет следующие мероприятия, способствующие возвращению китайских студентов и преподавателей из-за рубежа, а также привлекающие к сотрудничеству иностранных профессоров и исследователей:

1. В 1990 г. был создан Фонд стартового капитала для проведения научных исследований по возвращении на родину обучавшихся за рубежом, целью которого стало содействие исследованиям в научно-технологической сфере. К 2009 г. за счет средств фонда 10,9 тыс. ученым была оказана финансовая помощь на общую сумму 350 млн. юаней (около $58 млн)9.

2. В 1993 г. была принята "Программа подготовки талантов, направленная в XXI век" - она нацелена на поддержку выдающихся молодых преподавателей, вернувшихся после обучения за рубежом. С 1993 по 2009 гг. 922 человека получили в рамках этой программы поддержку на сумму более 180 млн. юаней (около $30 млн)10.

3. Программа "Весеннее солнце", принятая в 1996 г., предполагает поддержку студентов и исследователей, вернувшихся из-за рубежа и желающих работать на родине. Им оказывается содействие в поиске работы, в исследовательской и преподавательской деятельности. Кроме того, компенсируются расходы на проживание, медицинскую страховку и перелет. С 1996 по 2008 гг., согласно данным Минобразования, в рамках этого проекта получили гранты 123 тыс. человек11.

4. "Программа Янцзы" была инициирована министерством образования в 1998 г. при финансовой поддержке мецената из Гонконга Ли Кашина. Этот проект предполагает поддержку молодых ученых, обучавшихся за рубежом, а также предусматривает приглашение зарубежных ученых в КНР в качестве специальных профессоров или для чтения лекций. Участвующим в этой программе выплачивается годовая зарплата в размере 1 млн. юаней ($167 тыс.)12.

На первом этапе реализации "Программы Янцзы" министерство образования открыло около 500 специальных профессорских вакансий. Каждый профессор, ставший стипендиатом программы, получал ежегодное жалование в размере 100 тыс. юаней (около $16,6 тыс.). В период между 1998 и 2003 гг. участниками программы стали 537 человек с опытом обучения или работы за рубежом13. Кроме того, Ли Кашин учредил премию, ежегодно присуждаемую выдающимся ученым: 1 млн. юаней ($167 тыс.) за первое место и по 500 тыс. юаней (около $83 тыс.) - трем другим призерам.

5. В декабре 2003 г. ЦК КПК и Госсовет опубликовали документ - "Решение о дальнейшем укреплении работы по талантам", в котором говорилось, что если Китай хочет трансформироваться из страны с большим населением в страну с эффективными человеческими ресурсами, необходимо привлекать эти ресурсы, в т.ч. и из-за рубежа. В п. 7 этого документа подчеркивалась необходимость создания благоприятных условий, включая решение проблем размещения, здравоохранения, трудоустройства членов семьи14. Как следствие, в Китае сложилась система поддержки вернувшихся и иностранных ученых, которая предусматривает содействие в трудоустройстве, организацию их доставки к месту работы, помощь в создании собственных предприятий и предоставление информации о возможностях вложения капиталов, получение стартового капитала для проведения научных исследований.

6. После того как Госсовет КНР одобрил "План средне- и долгосрочного научно-технологического развития на период 2006 - 2020 гг.", министерство образования в 2007 г. предложило программу, нацеленную на активизацию работы по привлечению "морских черепашек". Этот проект предполагал привлечение:

- признанных международных лидеров в конкретных научных сферах, которые под своим началом собрали коллектив новаторов;

- исследователей, которые имеют потенциал и возможность сделать прорывные открытия и стать выдающимися академическими лидерами;

- молодых исследователей, которые могут улучшить качество университетской науки и преподавания.

7. В 2008 г. на национальном уровне был принят план "1000 талантов", направленный на поддержку выдающихся ученых и предпринимателей, работающих в сфере инновационных технологий, новаторов, способных сделать прорывные открытия.

Кандидаты для участия в программе "1000 талантов" должны иметь ученую степень (PhD) выдающегося зарубежного университета, быть не старше 55 лет и быть готовыми к работе в Китае в течение не менее 6 месяцев в году. Льготы, получаемые ими в рамках программы, включают в себя статус постоянного резидента и многократную визу, выдаваемую на срок от 2 до 5 лет. Более того, наниматель должен предоставить супругам исследователей работу и гарантировать зачисление их детей на учебу в лучшие школы15.

Участники программы могут свободно выбирать город пребывания. Они получают разовую субсидию в размере 1 млн. юаней ($167 тыс.). В качестве дополнительных бонусов и выплат им гарантированы медицинская и социальная страховки, пособия для оплаты питания и коммунальных платежей. Их зарплата должна быть не ниже получаемой ими на прежнем месте работы за рубежом. Министерство трудовых ресурсов и социальной защиты КНР создало специальные сервисные центры, упрощающие проведение всех необходимых процедур.

Что касается поощрения вузов, то университет, который нанимает на условиях частичной

стр. 50

или полной занятости исследователя - участника программы "1000 талантов", получает 12 млн. юаней ($2 млн). Ректор вуза вправе распределить их между всеми факультетами, что делает привлечение кандидатов проекта выгодным для всего учебного заведения, а не только для отдельного факультета16.

8. Кроме того, в 2010 г. был дан старт двум схожим программам: "1000 молодых талантов", цель которой - привлечение до 2015 г. более 2 тыс. исследователей в возрасте до 40 лет, и "1000 зарубежных талантов", объекты которой - выдающиеся иностранные ученые, инженеры и менеджеры из развитых стран. К ним также предъявляются высокие требования. Они должны иметь ученую степень известного университета, иметь опыт работы в ведущих университетах, исследовательских центрах или корпорациях. Бенефициары программы должны быть исследователями в тех научных областях, в развитии которых Китай заинтересован больше всего. Как правило, упор при отборе кандидатов делается на технологическую сферу17.

9. С 2011 г. министерство образования КНР объявило о новом этапе "Программы Янцзы", в рамках которой профессорам как из самого Китая, так и из-за рубежа, при условии работы в китайском университете, в течение 5 лет будет выплачиваться ежегодная премия в размере 2 млн. юаней ($333 тыс.)18. Тем научным работникам, кто будет работать на должности заведующего кафедрой, в рамках программы будет выплачиваться ежемесячная премия в размере 30 тыс. юаней ($5 тыс.)19. Помимо этого, каждый университет регулярно выплачивает профессорам зарплату и предлагает льготы, перечень которых определяется самим вузом.

Все перечисленные программы осуществляют на практике ведущие университеты Китая, которые вошли в список "Проекта 985", инициированного Цзян Цзэминем в 1998 г. и имеющего своей целью вывести на мировой уровень несколько ведущих вузов страны. Примеру лидеров последовали и другие институты КНР. Чтобы достигнуть поставленных целей и статуса университетов мирового класса, в начале XXI в. эти университеты сформулировали свои собственные стратегии развития. Осознавая отставание от университетов мирового класса, китайские университеты развили идею о рывке вперед, который предполагает слом традиционных парадигм и достижение новых высот с опорой не только на инвестиции, оборудование и развитую инфраструктуру, но и на развитие новых управленческих концепций и привлечение выдающихся исследователей. Пекинский университет и столичный Университет Цинхуа предложили огромное количество стимулов и инициатив, чтобы стать привлекательным местом работы для иностранных ученых.

Университет Цинхуа реализует собственную программу "100 лучших талантов" (100 Тор Talents), которая нацелена на привлечение большого количества выдающихся исследователей из-за рубежа и из самого Китая. Для поддержки этой программы университет создал фонд в размере 200 млн. юаней (около $33 млн). Кроме того, университет запустил проект, согласно которому 100 ученых из-за рубежа приглашаются на определенный срок для чтения лекций, а также программу отправки 100 преподавателей университета за рубеж для дальнейшего обучения и другие программы обмена персоналом20. Для чтения лекций и преподавания университет приглашает известных иностранных профессоров. Так, например, Джон Л. Торнтон (бывший президент Goldman Sachs Group, Inc. - ведущего инвестиционного банка) стал директором разработанной в Цинхуа программы глобального лидерства. Он преподает регулярный курс для студентов выпускных курсов университета.

Таким образом, перечисленные программы обеспечивают масштабный приток в КНР высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Например, в 2004 г. Ван Сяодун, профессор биохимии, работавший в университете при Техасском юго-западном медицинском центре, стал директором Исследовательского института медицинских наук в Пекине. Ван Сяодун - первый родившийся в КНР ученый, который в 2002 г. был избран членом Национальной академии наук США.

В рамках программы "1000 талантов" на работу в китайские вузы были приглашены и видные ученые, не являющиеся этническими китайцами. В их числе Роберт Гленн Паркер, профессор Мичиганского университета. Сейчас он занимает пост декана в институте, созданном на базе Шанхайского университета транспорта (Jiao Tong University) и Мичиганского университета.

На сегодняшний день большинство профессоров ведущих китайских университетов учились или имеют опыт работы в зарубежных вузах. Так, Чень Джили и Чжоу Цзи, бывшие министры образования, в 1980-х гг. проходили обучение в США.

Согласно результатам опроса, проведенного министерством образования в конце 2003 г., образование за рубежом получили 84% всех академиков Академии наук Китая, 75% членов Инженерной академии, 62% научных руководителей магистрантов в вузах, непосредственно подчиняющихся министерству, 77% ректоров вузов, 47% руководителей высших профессиональных колледжей и факультетов21.

ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРЕПЯТСТВИЯ

Несмотря на очевидные успехи КНР по привлечению талантливых ученых из-за рубежа, есть в этом деле и ряд серьезных проблем. Прежде всего, такая политика ведет к углублению неравенства между прибрежными районами Китая и остальными регионами страны. Вернувшиеся ученые в качестве места работы выбирают, как правило, крупные города на востоке страны. Чтобы получить финансовую поддержку в рамках указанных выше проектов, некоторые местные органы власти награждали премией тех ученых, которые вернулись в Китай еще до старта данных программ. Так, в рамках проекта "1000 талантов" правительство крупного города Гуанчжоу (на юге Китая) выдало 6 премий в 2009 г. и 20 - в 2010 г., несмотря на то, что все премированные вернулись на родину еще до начала реализации проекта22. Таким образом, ради собственных финан-

стр. 51

совых выгод некоторые органы власти пошли на фальсификации, исказившие статистику возвращений.

Одна из серьезных проблем - довольно высокий уровень коррупции и разветвленная сеть личных связей, которая снижает эффективность распределения ресурсов программ. Но, возможно, самая серьезная проблема состоит в том, что хотя правительство КНР не жалеет средств на программы возвращения талантов, компетентность многих репатриантов способна вызвать сомнения у аналитиков.

Согласно исследованиям Дэвида Цвейга, профессора Гонконгского научно-технологического университета, немногие вернувшиеся ученые сравнимы по международной репутации с теми, кто остался за рубежом. Возвращаются, в основном, исследователи с ученой степенью не выше PhD (кандидата наук). Еще меньше среди репатриантов тех, кто обладает патентами на инновационные разработки23. Видимо, лучшие из лучших предпочитают оставаться там, где у них уже сложилась собственная исследовательская команда, есть высокооплачиваемая должность и гарантирована академическая свобода.

Исследование, проведенное Д. Цвейгом в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу в 2004 г., показало также, что лишь немногие исследователи, вернувшиеся в Китай, заняли высокие должности и получают зарплаты, сравнимые с теми, что они имели в зарубежных университетах. Стоит отметить, что, несмотря на высокие оклады, в рамках перечисленных выше программ предполагается найм на работу на определенный срок, а не на постоянную должность. Таким образом, для зарубежных ученых, имеющих постоянную должность в престижных иностранных вузах, эта программа неинтересна.

В образовательной сфере Китая можно наблюдать также явление "внутренней утечки умов", когда вернувшиеся из-за рубежа таланты уходят из этой сферы в бизнес и основывают в КНР собственные компании - это позитивно сказывается на экономике страны в целом, но не служит цели повышения качества университетской науки.

* * *

На наш взгляд, еще преждевременно говорить о том, что Китаю удалось развернуть поток "утечки умов" в обратную сторону, несмотря на активизацию усилий властей в этом направлении. Самые талантливые исследователи, которые имеют множество карьерных предложений как в Китае, так и за границей, вероятнее предпочтут ту страну, где академическая свобода не скована идеологическими рамками. Кроме того, многие инициативы по привлечению ученых из-за рубежа сводит на "нет" коррупция.

Тем не менее, результаты усилий КНР по привлечению из-за рубежа талантливых исследователей очевидны. За короткий срок правительству, местным органам власти и отдельным университетам удалось задействовать множество стимулов, побуждающих китайских студентов и ученых возвращаться на родину.

Китай не сдерживает, а напротив, поощряет тех, кто хочет отправиться для обучения за рубеж. Таким образом, КНР пытается восполнить недостаток кадров в тех сферах экономики, развитие которых является на сегодняшний день приоритетным. Привлекая талантливых исследователей для работы в вузах страны, правительство Китая решает две задачи: повышение качества университетской науки и создание университетов мирового класса.


1 Numbers of Chinese Students Studying Abroad and Returned Home Both Increased in 2010 // Ministry of Education of the People's Republic of China. 14.03.2011 - http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfilcs/nioe/moe_2809/201103/115887.html

2 Zweig D. To return or not to return? Politics vs. Economics in China's brain drain // Studies in Comparative International Development. Spring 1997, N 1, p. 92 - 125.

3 Чжунго лыосюэ фуу чжунсинь чжубаиь (Центр услуг для китайских студентов за рубежом) - http://www.cscse.edu.cn/publish/portal0/tabl41/info15589.htm

4 Rongji Z. Proud of Chinese Economy // Chinese informational Internet Center. September 2001 - http://www.china.org.cn/english/2001/Sep/19384.htm

5 Речь Ху Цзиньтао на национальной конференции по человеческим ресурсам // Сайт Минобразования КНР. 19.12.2003 - http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe1005/200507/9374.html

6 The Overall Situation of Studying Abroad // Ministry of Education of the People's Republic of" China. 17.09.2009 ' - http://www.moe.edu.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/s3917/201007/91574.html

7 Li C. Bringing China's best and brightest back home regional disparities and political tensions // China Leadership Monitor. July 30, 2004, N 11, p. 3.

8 Zweig D. Op. cit., p. 92 - 125.

9 The Overall Situation of Studying Abroad...

10 Ibidem.

11 Development of the Opening up of China's Education and International Students Studying in China. Ministry of Education of the People's Republic of China, 25.03.2009 - http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/moe_2862/200909/48388.html

12 Чанцзян сюэчжэ цзянли цзихуа (Стипендиальная программа Янцзы) - http://www.changjiang.edu.cn/index.php

13 Там же.

14 Чжунян 16 хао веньцзянь (Центральный документ N 16) // Сайт Чунцинского транспортного университета - http://www2.cqjtu.edu.cn/szb/upload/2012_05/12050217056619.doc

15 Цяньжэнь цзихуа цзешао (План 1000 талантов) // Сайт программы 1000 талантов - http://www.1000plan.org/qrjh/section/2?m-rcrd

16 Ibidem.

17 Как подать заявку? // Сайт программы 1000 талантов - http://www.1000plan.org/qrjh/article/20596

18 Синьдэ "Чандзян сюэчже дзянли дзихуа" сянму дзян (Проект стипендиальной "Программы Янцзы") // Сайт "Программы Янцзы" - http://www.changjiang.edu.cn/news/16/16-20070319-136.htm

19 Там же.

20 100 Top Talents Program // Tsinghua university - http://www.tsinghua.edu.cn/publish/then/6005/index.html

20 Маньшэн Ч. Выход КНР на международный рынок образовательных услуг и перспективы китайско-российского сотрудничества // Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ. М., Российская акад. образования, Центральная акад. пед. исслед. КНР. 2007, с. 450.

22 Zweig D. Can China Bring Back the Best? The Communist Party Organizes China's Search for Talent // Center on China's Transnational Relation Working Paper. March, 2012, p. 21 - http://www.cctr.ust.hk/materials/working_papers/DZ_WangHuiyao_Bringing.Party.Back_10 00Talent.mar2012_Chin.Quarterly.pdf

23 Zweig D. Is China a Magnet for Global Talent? // Far Eastern Economic Review. 2006, N 169 (6), p. 41.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/КНР-ТАЛАНТЫ-ДЛЯ-НАУКИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. В. ПУГАЧЕНКО, КНР: ТАЛАНТЫ ДЛЯ НАУКИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 08.11.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КНР-ТАЛАНТЫ-ДЛЯ-НАУКИ (дата обращения: 23.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. В. ПУГАЧЕНКО:

Ю. В. ПУГАЧЕНКО → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
462 просмотров рейтинг
08.11.2023 (380 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Каталог: Вопросы науки 
10 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
14 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
14 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
14 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
16 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
16 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
17 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

КНР: ТАЛАНТЫ ДЛЯ НАУКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android