M. БАГЛИЕВ, кандидат политических наук
ВЛАСТИ КРУПНЕЙШЕЙ СТРАНЫ АРАБСКОГО МИРА ПЫТАЮТСЯ ВВЕСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКСТРЕМИСТСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ
Сегодня мы являемся свидетелями как исламизации политики в мусульманском мире, так и политизации самого ислама: любое политическое действие соотносится с этим вероучением, а само оно все больше превращается в политическую доктрину.
Подкреплять свою внутреннюю и внешнюю политику догмами религии старается подавляющее большинство правящих режимов стран Востока. При этом необходимо напомнить, что ислам - это религиозная система, которая пронизывает: 'жизнь-человека" от рождения до самой смерти, во многом определяя его социальное поведение. Как и другие мировые религии, она представляет собой образ жизни, образ мыслей, более того - основу целой цивилизации.
Учение практически всех школ и направлений подчеркивают, что исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это не одно и то же. Нельзя также ставить знак равенства между исламским экстремизмом и терроризмом, прикрывающимся исламской риторикой.
Хотя в основе фундаментализма и лежит идея возврата к истокам ислама, это вовсе не означает механического переноса быта, нравов, традиций мусульман в далекое прошлое. Скорее, фундаментализм отражает понимание невозможности копирования пути, пройденного Западом, различий ценностных ориентации, носящих цивилизационный характер. В целом фундаментализм есть общественно- политическое явление, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых ей новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик". Фундаментализм - это мысль, а исламизм - действие, то есть попытка реализовать идеи фундаментализма, который радикализируется под воздействием внешних факторов, превращается в неприятие иного, в экстремизм, а в ряде случаев в откровенный терроризм.
Отмечая сложность и многообразие различных форм проявления исламского фундаментализма, необходимо отметить и то, что само это явление в разных регионах носит разный характер. Поэтому высказываемые иной раз суждения о существовании некоего единого общемирового международного исламского экстремизма, как предствляется, далеки от действительности. С научной точки зрения корректнее было бы говорить о различных видах экстремизма под исламскими лозунгами с учетом местной специфики.
Анализируя идеологию исламского экстремизма, было бы правильней употреблять термин "экстремизм", нежели "терроризм", так как в ней акцент именно на террористические методы обычно не ставится. Однако в своей деятельности исламские экстремистские группы, предпочитающие методы политического насилия, чаще всего прибегают к терроризму. Экстремистские теории нередко оправдывают любые средства, включая терроризм, для достижения выдвинутых ими целей; в свою очередь, терроризм зачастую обосновывается именно экстремистской идеологией.
Под терроризмом, на наш взгляд, следует понимать тактику или стратегию тайных групп, заключающуюся в систематическом, организованном, идеологически обоснованном и конспиративно подготовленном применении насилия для достижения политических целей. Цель терроризма - продемонстрировать неспособность властей западных
стр. 2
держав контролировать ситуацию, спровоцировать правящий режим на жесткие ответные меры, создать в обществе атмосферу страха и нервозности. Добавим, что в отличие от терроризма вообще, исламскому терроризму свойственно единение личности самого террориста и его агрессивных действий, которые рассматриваются им как джихад (священная война), как форма служения Аллаху.
Таким образом, исламский экстремизм - это направление в рамках современного ислама, понимаемое как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из собственных норм и догм. Его общая теоретическая основа зиждется на тезисе о том, что мусульманское общество утратило свой первоначальный, истинно исламский характер. Объект нападок, таким образом, - власти, которые принадлежат к категории "неверных", так как не являются гарантами исламского порядка. Цель исламских радикалов - активные и агрессивные действия по установлению исламского государства, то есть приход к власти.
В настоящее время мусульманский мир представляет собой некое единое целое в культурном и религиозном плане. Мусульмане, проживающие на территории Российской Федерации (около 20 миллионов человек), являются составной частью исламской цивилизации. Процессы возрождения ислама, происходящие в мусульманском мире, не могут не касаться нашей страны.
В этой связи для нас интересен опыт Египта - страны, в которой исламский экстремизм получил развитие, но власти которой, предпринимая последовательные шаги по нейтрализации деятельности экстремистов от ислама, добились на этом направлении значительных успехов.
КТО ТАКИЕ ^БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ"?
Египет - родина современного исламского фундаментализма и экстремизма. Здесь жили и работали такие видные деятели мусульманского возрождения, как Джамаль ад-Дин аль- Афгани (1839-1897), идеолог и основоположник современного реформаторского движения в исламе, Мухаммед Абдо (1849- 1905), муфтий Египта, сподвижник аль-Афгани, основавший вместе с ним в 1881 году в Париже тайное общество "Аль- Урва аль-вуска" ("Наикрепчайшая связь"), Рашид Реда (1865- 1935).
Именно так зародилась ассоциация "Братьев-мусульман" ("аль-Ихван уль-муслимун"), которую принято считать классической фундаменталистской организацией. Эта неправительственная религиозно-политическая организация стала предтечей многих современных исламистских партий и группировок.
Организация была создана школьным учителем Хасаном аль- Банной 1 в 1928 году в городе Исмаилийя. Она была хорошо структурирована, имела многочисленные ячейки в различных городах Египта. Влияние движения "Братьев- мусульман" быстро распространилось на многие арабские страны.
В начале своей деятельности "братья" отрицали вмешательство в политику, но затем заявили о себе как о политической организации. Произошло это в январе 1939 года в Каире на V съезде Ассоциации, который, таким образом, стал поворотным в истории этой организации.
Именно тогда шейх Хасан аль-Банна представил свое видение государственного и общественного устройства, которое можно свести к следующему.
- "Братья-мусульмане" - единственная партия, обладающая монополией как на власть в обществе, так и на истинную интерпретацию ислама.
- Ислам призван регламентировать все стороны жизнедеятельности общества: от государственного устройства до забот о повышении производительности труда в сельском хозяйстве. Предлагались конкретные варианты структур государственной власти, в частности, возрождение института халифа, представительного органа - "Хайя Тамсилийя" - и т.д. Определялись основные параметры социально- экономической жизни.
- Была поставлена задача установления контроля за моралью и поведением граждан, а также изменения графика работы госслужащих с целью предоставления им возможности отправления религиозных обрядов.
- Утверждалась необходимость раздельного обучение мальчиков и девочек, а также запрета книг, которые входят в противоречие с кораническими установками и т.п. 2
В целом, доктрина "Братьев-мусульман" основывалась на четырех постулатах.
- Ислам - уникальный универсальный общественный порядок, который должен определять все аспекты человеческой жизни.
- Мусульмане должны вернуться к вере благочестивых предков, которая была лишена внешних чуждых влияний, проникших позднее в теологию и философию.
- Все аспекты жизни должны быть реисламизированы, поскольку они деформированы западным влиянием; законодательство необходимо очистить от европейских норм и воссоздать на основе шариата.
- Конечная цель реисламизации - возрождение единого исламского государства во главе с халифом 3 .
Идеологическая концепция египетских " Братьев -мусульман " предполагала также попытку доказать преимущество ислама над ценностями западной цивилизации, принесшей, по их мнению, народам Востока все пороки. При этом заявлялось, что ислам как универсальная система, основанная на Коране, охватывает все стороны жизни всех народов во все времена.
Хасан аль-Банна выступал против какого-либо участия во внутриполитической жизни нынешнего государства; например, он призывал бойкотировать выборы в национальный парламент 4 . Он полагал, что формы политического участия его сторонников в жизни страны должны быть ограничены, а кратчайшим способом прихода к власти считал смещение правительства 5 .
С самого начала своего существования Ассоциация выдвинула на первый план задачу агитации и вербовки новых сторонников, а также упрочения своего влияния. Число ее отделений возросло с 15 в 1932 до 50 в 1936 году. Эта быстро растущая организация с четко выраженны-
стр. 3
ми претензиями на политическое лидерство в государстве привлекла внимание со стороны властей.
Отличительной особенностью структуры "Братьев-мусульман" является ее тайная организация (ат-танзым ас-сирри). Само ее существование свидетельствует о возможной подготовке действий, которые выходят за рамки правового поля. Наличие подобных подразделений придает любой политической партии или неправительственной организации мобильность, ставит в преимущественное положение по сравнению с другими игроками на общественной и политической арене.
Тайные подразделения - это сильное и в то же время слабое место любой партии или общественной неправительственной организации. Во-первых, угроза вооруженных действий против властей настроила все государственные органы против Ассоциации. Само наличие некой законспирированной структуры позволяет властям в определенных случаях приписать данной организации какие угодно неправовые действия. Во-вторых, это выводит ее за рамки правового поля, ставит ее вне закона. По этой же причине падает авторитет такой партии в глазах части общества, ибо люди готовы признавать насилие, чинимое лишь государством, да и то не всегда.
В период до антимонархической революции 1952 года "Братья-мусульмане" находились в жесткой оппозиции к правившей тогда партии Вафд. В конце 40-х годов на фоне обострения арабо-израильского конфликта и первой войны 1948 года "братья" превратились в одну из самых влиятельных политических организаций страны. Они все настойчивей выступали с идеями создания теократического государства. При этом Ассоциация не ограничивалась только агитацией. Ее боевики осуществили ряд террористических акций против политических лидеров, подозревавшихся в сотрудничестве с англичанами. Им приписывали убийство в феврале 1945 года премьер-министра Ахмеда Махира, попытку покушения на лидера Вафда Наххаса, убийство министра финансов Амина Османа.
1948 год ознаменовался резким обострением отношений между "Братьями-мусульманами" и правительством. 8 декабря премьер Нукраши-паша издал указ о роспуске Ассоциации и конфискации ее имущества 6 . 28 декабря он был убит одним из "Братьев-мусульман". В ответ сменивший Нукраши на посту премьера Ибрагим Абдель Хади обрушился с репрессиями на Ассоциацию. 12 февраля 1949 года был убит аль-Банна. "Террор нанес сильный удар по "Братьям- мусульманам", заставил их уйти в подполье. Однако полностью разгромить Ассоциацию Ибрагиму Абдель Хади не удалось вследствие многочисленности "братьев", глубоких корней, которые они пустили..., а также потому, что [король] Фарук был заинтересован не в ликвидации Ассоциации, а лишь в ее ослаблении, продолжая рассчитывать на использование "Братьев-мусульман" против Вафда" 7 .
Заинтересованные в антимонархической революции, возглавляемой Насером, полагая, что свержение монархизма расчистит им путь к власти, "братья" пошли на временный альянс с организацией "Свободные офицеры". Фактически союз с "офицерами" был попыткой "Братьев-мусульман" войти во власть, используя свое влияние на армию. Контакты с фундаменталистами поддерживали лидеры будущей революции Гамаль Абдель Насер, Абдель Хаким Амер и, особенно, Анвар Садат, который, став впоследствии президентом страны, не прекратил политику заигрывания с радикалами от ислама, за что и поплатился. Однако "Свободные офицеры" осуществили переворот, опираясь на свои собственные силы.
После прихода к власти Гамаля Абдель Насера "Братья- мусульмане" активизировали свою деятельность. Возглавивший в то время "братство" аль-Худейби во время встречи с Насером выдвинул требование "немедленного претворения в жизнь учения Корана". В январе 1953 года "братья" потребовали у Насера создать специальный комитет, который рассматривал бы и утверждал все законы до их опубликования, а также провести в стране референдум о создании в Египте "исламского государства" 8 .
Предпринимались попытки установить контроль над армией. Организации удалось склонить на свою сторону формального лидера революции Мухаммеда Нагиба, который через два года пребывания у власти был смещен Насером. 2 августа 1954 года Верховный наставник Ассоциации Хасан аль- Худейби направил Насеру письмо, в котором подверг критике его политику. Через несколько дней в Каире прошла массовая демонстрация, организованная Ассоциацией, которая закончилась столкновениями с полицией. Ситуация обострилась до такой степени, что в конце октября 1954 года 9 один из членов организации предпринял неудачное покушение на Насера. В ответ шестеро "братьев" были казнены, около трех тысяч арестованы. Фактически, к октябрю 1955 года Ассоциация оказалась разгромленной, а уличенный в связях с ней Нагиб арестован.
ПО ПУТИ РАДИКАЛИЗАЦИИ
В развитии современного исламского фундаментализма в Египте можно выделить три этапа. Первый этап охватывает конец 20-х - начало 50-х годов, с момента создания Хасаном аль-Банной ассоциации "Братья-мусульмане" до антимонархической революции в Египте, в которой исламисты принимали непосредственное участие. Именно в тот период произошло становление первой фундаменталистской организации, организационную структуру которой копируют многие нынешние группы экстремистского толка 10 .
Второй этап в деятельности "Братьев-мусульман" характеризовался активным участием в политической жизни Египта, а также распространением их влияния на другие арабские страны. После 1954 года Ассоциация оказалась в оппозиции к националистическому режиму президента Гамаля Абдель Насера. Известный исламовед Р. Митчел считает, что основная вина за преследования, развернутые против "Братьев-мусульман", лежит
стр. 4
на Хасане аль-Худейби, организовавшем неудачное покушение на Насера в октябре 1954 года 11 , вслед за которым начались первые гонения на исламистов.
На третьем этапе произошел раскол движения на сторонников насильственных методов достижения своих целей и тех, кто ставил во главу угла методы убеждения. Первые вошли в многочисленные экстремистские и откровенно террористические группы, а вторые - в нынешнюю организацию "Братья-мусульмане", пытающуюся легализовать свое существование.
Новейший период в истории исламского экстремизма в Египте связан с именем Сейида Кутба, который по праву может считаться духовным отцом современного исламского экстремизма.
С. Кутб родился в 1906 (по некоторым данным - в 1907) году неподалеку от города Асьют в Верхнем Египте. Получив, как и Хасан аль-Банна, специальность учителя, он занялся литературной деятельностью, издав стихотворные сборники "Забытый берег" и "Деревенское откровение". Будучи литературным критиком, он поддержал молодого писателя Нагиба Махфуза, будущего лауреата Нобелевской премии. Любопытно, что в начале своей общественно-политической деятельности С. Кутб придерживался прозападных взглядов и ориентировался на модернизацию египетского общества.
Поворот в его взглядах произошел после признания Западом в 1947 году Государства Израиль, которое он расценил как предательство. Во время пребывания в 1949-1951 годах в США Кутб столкнулся с антиарабскими и антиисламскими настроениями западного общества, что окончательно повернуло его в сторону ислама. В 1951 году он вступил в организацию "Братья-мусульмане", а к 1954 году, когда был арестован в связи с запретом Ассоциации, уже возглавлял отдел пропаганды и считался одним из ее ведущих идеологов. Десять лет тюремного заключения лишь способствовали радикализации его воззрений. Находясь в заключении, Кутб написал две свои основные работы - "Под сенью Корана" и "Вехи на пути" - книгу, которую многие исламоведы считают "Библией современного исламского экстремизма". Всего им написано более 25 произведений религиозного характера.
Захват политической власти "Братьями-мусульманами" был выдвинут Сейидом Кутбом в качестве основной цели их движения. Он призывал к прямой борьбе с правителями и рядовыми представителями "общества неверных". В 1965 году Национальная ассамблея Египта обвинила "братство" в том, что оно является террористической организацией, извращающей понятие джихада и замышляющей государственный переворот. Сейид Кутб открыто призвал к свержению Насера, что вызвало новую волну массовых арестов 12 . Спустя год пребывания на свободе Кутб вновь был брошен за решетку по обвинению в участии в антиправительственном заговоре. В 1965 году (по другим данным - в 1966 году) он скончался, так и не выйдя на свободу.
Во время правления президента АРЕ Анвара Садата появились террористические организации, использовавшие исламскую риторику в своей идеологии, но сама Ассоциация "Братья-мусульмане", по существу перестала быть экстремистской, переключившись на легитимные формы политической борьбы.
К началу 70-х годов Ассоциация была фактически разгромлена и поэтому переживала глубокий внутренний идеологический и организационный кризис, что побудило поиски дальнейших путей развития. Начался процесс дифференциации различных групп внутри организации, который носил преимущественно идеологический характер. Спорили и размежевывались по принципу различий во взглядах на формы и методы деятельности. Таким образом и произошло разделение "Братьев-мусульман" на "умеренных" и экстремистов, которые создали свои собственные организации и группы.
В первой половине 70-х годов "умеренные" исламисты получили мощную поддержку с неожиданной стороны: А. Садат решил опереться на них в своей борьбе со сторонниками покойного президента Насера, а также с левыми силами. В принципе, это решение Садата вполне объяснимо: нация нуждалась в новой идеологии, в новой национальной идее. И такой идеей вместо "арабского национализма" Гамаля Абдель Насера мог стать ислам, тем более что он представляет собой законченную религиозную, философскую, политическую, социально-экономическую, общественную, культурную систему и не требует каких-либо дополнительных доработок идеологического порядка. Но использование ислама в качестве государственной идеологии требует коренной перестройки всей политической системы, подлаживания под нее общественных и экономических механизмов. Иначе говоря, надо "жить по исламу". Даже временное использование ислама в качестве инструмента политической борьбы чревато непредсказуемыми последствиями, поскольку это слишком самодостаточная религия, чтобы быть всего лишь средством в политической борьбе.
Садат освободил из тюрем фундаменталистов и фактически легализовал исламские общественные организации в высших и специальных учебных заведениях в противовес насеристам и левым. Так зарождались исламские группы. В 1971 году он встретился на территории Саудовской Аравии с находившимся там в эмиграции одним из лидеров "Братьев- мусульман" Саидом Рамаданом 13 .
В принятую в 11 сентября 1971 года новую конституцию было включено положение, согласно которому равноправие женщин с мужчинами должно осуществляться таким образом, чтобы при этом не нарушались мусульманские правовые нормы 14 . В Египте стали открыто издаваться книги ведущих исламских теоретиков (Сейида Кутба, Мухаммеда Кутба, Мухаммеда аль-Бахи, Абд аль-Карима аль-Хатыба и других), в которых содержались призывы отвернуться от "безбожного материализма", выдвигались в противовес социализму идеи построения "мусульманского общества" 15 . Более того, ислам был объявлен государственной религией (статья 2
стр. 5
Конституции), а конституционная реформа 22 мая 1980 года "превратила шариат в источник законодательства" 16 .
С 1978 года начал действовать закон, согласно которому лицам, чьи воззрения противоречат мусульманскому вероучению, запрещалось занимать ключевые посты в административном аппарате, в профсоюзах, выступать в печати, по радио, телевидению 17 .
Садат освободил из-под ареста и амнистировал большие группы членов Ассоциации 18 . Им позволили издавать свои печатные органы: "Ад-Да'ва" ("Призыв") и "Аль-И'тисам" ("Руководство").
Обострение социально-экономических противоречий, углубление политического кризиса, распространение атмосферы безысходности привели к тому, что связанные с народными низами, мелкими торговцами, интеллигенцией фундаменталистские организации, которых во второй половине 70-х годов насчитывалось уже около ста, стали оказывать все большее сопротивление политике режима 19 . В условиях бездействия существующих законов, шариат, претендующий на статус свода вечных, непреходящих законов, установленных Аллахом, постепенно становился универсальной правовой основой жизни общества.
Мир с Израилем поставил все мусульманские организации Египта в оппозицию к режиму Садата.
Одна из наиболее крупных и активных экстремистских исламистских группировок в Египте - "Гамаат аль-муслимин" ("Общество мусульман"), начало деятельности которой относится к 1972 году. Члены этой группы в 1977 году похитили и убили бывшего министра по делам вакфов шейха Аз-Захаби, который боролся с экстремистами "Ат-Такфир ва аль-хиджра" ("искупление и исход", слово "такфир" можно перевести также и как "обвинение в ереси и неверии"). После признания в 1977 году Верховным военным трибуналом АРЕ деятельности этой организации незаконной она поменяла свое название на "Ат-Такфир ва аль-хиджра". К этому времени в ее рядах насчитывалось несколько тысяч боевиков. Ее лидер Шукри Ахмад Мустафа неоднократно арестовывался еще в 60-е годы. Благодаря попустительству властей, организации "Ат-Такфир ва аль-хиджра" удалось установить контроль над некоторыми студенческими ассоциациями университетов Каира, Александрии, Асьюта, Миньи, Аль- Мансура и других городов.
Внутри самой группы можно было выделить два течения: сторонников наиболее жесткой линии, которые обвиняли в ереси все население Египта, кроме самих себя, и так называемой Динамичной группы ("Аль-гамаа аль-харакийя"), которая распространяла "такфир" лишь на правителей 20 . В 1977 году после убийства боевиками "Ат-Такфир ва аль-хиджра" бывшего министра по делам вакуфов Хусейна аз-Захаби, организация была разгромлена, а ее лидер Мустафа в 1978 году казнен. Небезынтересно, что в конце ноября 2000 года появились сведения о том, что в бедном районе Каира Им-бабе, где исламисты традиционно имели большое влияние, были арестованы 15 сторонников радикального исламизма. В качестве главного обвинения им инкриминировалась попытка воссоздания организации "Ат- Такфир ва аль-хиджра", идеи которой они проповедовали 21 .
Другая крупная экстремистская по своей идеологии и террористическая по методам деятельности организация - "Аль-Джихад" ("Гихад" на египетском диалекте), то есть "Священная война". Другие ее названия - "Аль-Джихад аль- исламий", "Аль-Джихад аль-мукаддас". Они были введены в оборот египетской прессой, а само название большинства подобных организаций звучит как "Аль-Га-маа аль-исламийя би Мыср" ("Исламская ассоциация Египта") 22 . В 1980 (по некоторым данным, в 1981) году она была переименована в целях конспирации в "Джихад исламий" или просто "Джихад". Ныне организация называется "Талиат аль-фатх" ("Предвестие победы"). Ее неофициальная штаб-квартира находится в настоящее время в Лондоне. Главное внимание в деятельности организации уделяется проповеди идеи священной войны. Упор при этом делается на свержение существующего строя.
У организации были три лидера. Религиозно-духовными делами ведал Абд ас-Салям Фарадж, а военно- организационное направление возглавлял Абу аз-Зумра, подполковник египетской контрразведки (по другим данным - военной разведки), казненный в 1981 году (ныне военным крылом руководит Абдель Махмуд ас-Сыям, арестованный в 1994 году). Почетным же лидером "Джихада" является Омар Абд ар-Рахман, слепой шейх, который в настоящее время отбывает пожизненное заключение в США за причастность к взрыву во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке в 1993 году. В 1980 году духовный наставник издал фетву (богословско-правовое заключение на основе шариата), в которой провозгласил войну против "неверных" правителей в рамках "джихада". В 1981 году во время военного парада президент Анвар Садат был убит боевиком этой организации Халедом аль-Исламбули. На счету группы - организация массовых беспорядков, столкновения с полицией, поджоги увеселительных заведений, нападения на иностранных туристов и многое другое.
Существует точка зрения, что известная организация "Аль-Га- маа аль-исламийя" ("Исламская группа") - это не единая структура, а некий конгломерат полунезависимых групп, всего их около сорока 23 . В него входят "Аль-Гихад аль-гедид" ("Новый джихад"), которая организова-ла в Асьюте после убийства Садата попытку восстания, "Муназзамат тахрир исламий" ("Организация исламского освобождения"), под руководством Салиха Сарийи, "Спасающиеся от адского пламени", которые совершили в 1987 году нападения на бывших министров внутренних дел страны Хасана аль-Башу и Набауи Исмаила, "Молодежь Мухаммеда", действующая, в основном, в сельской местности, "Кутбисты", последователи С. Кутба, "Аль-Акса", названная в честь мечети Аль-Акса в Иерусалиме, а также "Ниспосланные с небес", "Совершенные", "Праведники", "Фармавиты" и "Самавиты", названные по имени своих руководителей, "Воинство милосердного Ал-
стр. 6
лаха", "Клятва верности", "Эмират", "Партия Аллаха" и многие другие. Подобного рода группы, несмотря на громкие названия, зачастую весьма малочисленны и непостоянны по своему составу.
Объединение "Аль-Гамаа аль-исламийя" носит весьма условный характер. Собственно говоря, "исламские объединения" или "ассоциации" представляют собой структурные ячейки большинства неправительственных религиозно-политических организаций. Эти многочисленные и относительно небольшие организации состоят в основном, из воинственно настроенной молодежи, которая, по признанию самих религиозных деятелей, имеет весьма туманное представление об исламе 24 .
Принципы организационной структуры "Аль-Гамаа" были почерпнуты из опыта подпольных тоталитарных партий: они представляют собой не связанные друг с другом ячейки, через своих лидеров выходящие на более высокие руководящие органы. Уже поэтому "аль-Гамаа аль-исламийя" не могла стать массовой организацией. Но ее структура позволяла готовить и эффективно осуществлять террористические акты 25 . По мнению французского политолога Мориса Дюверже, "...это организации, созданные в политических целях и действующие вне электорального и парламентского поля. Одни из них действуют так потому, что не хотят иначе, а вторые - потому, что не могут, находясь все время под угрозой запрета извне. Когда угроза запрета исчезает, подпольные группировки имеют тенденцию преобразовываться в партии" 26 .
Активная социальная политика исламистов - помощь беднякам, создание сети бесплатных больниц, организация патрулирования в борьбе с преступностью - привела к тому, что их поддерживало много египтян. Так, под контролем правительства оказалась лишь половина из 40 тысяч мечетей в стране 27 .
КРИЗИСЫ - ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЭКСТРЕМИСТОВ
В 1985-1986 годах произошел очередной всплеск исламского экстремизма 28 . Причина заключалась в том, что к 1985 году после нескольких лет относительного процветания и стабильности, явившихся результатом благоприятных внешних факторов, в Египте вновь явственно проступили черты социально-экономического кризиса. Все громче раздавались призывы к прямому введению шариата в качестве законодательства. В столице и других крупных городах исламисты устраивали беспорядки, организовывали шествия, распространяли листовки. Волна арестов прокатилась по Александрии, Файюму, районам Южного Египта. Лидерами этого движения были уже не "Братья- мусульмане", а более радикально настроенные элементы. Лидер же умеренных "Братьев-мусульман" Омар Тлемсани заявил: "Подобная открытая конфронтация не может привести к достижению наших целей" 29 .
На выборах 1987 года "Братьям-мусульманам" удалось провести в парламент 36 депутатов, бурная деятельность которых привела к конфликту с председателем Народного собрания Рифаатом Магхубом. 12 октября 1990 года он был убит. Правительство было вынуждено принимать активные контрмеры и накануне парламентских выборов 1995 года около 150 кандидатов-исламистов были арестованы 30 . Потерпела неудачу и очередная попытка "Братьев-мусульман" зарегистрировать свою партию "Аль-Васат" ("Центр"), так как Конституция Египта запрещает создавать партии на религиозной или классовой основе. В ноябре 1995 года суд вынес приговоры 82 членам этой полулегальной ассоциации.
Даже, несмотря на заявление верховного наставника "братьев" Мустафы Машхура об отказе от террористических методов деятельности, легализации экстремистов в Египте - дело далекой перспективы. Правительство не забыло волну насилия, захлестнувшую страну в начале 90-х годов. Так, только в 1993 году было совершено около 250 терактов (187 убитых, 400 раненых). В 1994 году жертвами террора стали 283 человека 31 . За период между 1992 и 1996 годами было приговорено к смертной казни 74 исламиста 32 . По оценкам "Уолл-стрит джорнэл", в египетских тюрьмах находятся около 20 тысяч исламистов 33 .
В апреле 1994 года в Асьюте (египтяне называют его "городом террора") был убит один из самых опасных террористов Хамди Махмуд Рашуан. А неделю спустя в Каире застрелили генерала полиции Рауфа Хейрата, тайно координировавшего общеегипетскую программу по борьбе с религиозным терроризмом. Отсюда можно сделать вывод не только об осведомленности, но и о серьезности намерений и готовности экстремистов жестко противостоять власти. Еще через неделю была разгромлена группировка, которую возглавлял руководитель военного крыла "Джихада" Абдель Махмуд ас- Сыям. В апреле 1994 года был убит полицией руководитель военного крыла организации "Аль-Гамаа аль-исламийя" Талаат Ясин Хамам. Спустя некоторое время такая же участь постигла сменившего его на этом посту Ахмеда Хасана Абдель Ха-лиля 34 .
В июне 1995 года в Аддис-Абебе было совершено покушение на президента АРЕ Х. Мубарака. По свидетельству арабских политологов, это было связано с похищением одного из лидеров "Аль-Гамаа аль-исламийя" Талаата Касема. Затем последовала серия терактов в Хорватии и Швейцарии, акции против египетских посольств в Исламабаде (17 служащих были убиты, 59 ранены) и в Софии. Были совершены покушения на жизнь бывшего премьер-министра Атефа Сидки, министра информации Сафвата Шерифа, лауреата Нобелевской премии писателя Нагиба Махфуза. Следует отметить, что в ходе проводившихся расследований выяснилось, что сами лидеры причастных к терактам экстремистских организаций находятся за рубежом (в Великобритании, Франции, Пакистане, Судане), откуда и планируют свои операции.
Руководство Египта рассматривает проблему исламского терроризма как требующую усилий всего мирового сообщества. Президент Мубарак неоднократно призывал бороться с этим злом сообща. По его инициативе в марте 1996 года в Шарм аш-
стр. 7
Шейхе было созвано международное совещание по борьбе с терроризмом, на которое съехались главы многих государств и правительств, в том числе России, США, Франции, Великобритании, Саудовской Аравии. Итогом встречи стало подписание документа, предусматривающего ряд мер по борьбе с терроризмом.
17 ноября 1997 года в Луксоре шестеро террористов убили 62 человека, включая 59 иностранных туристов. Это событие вызвало широкий резонанс как в самом Египте, так и за пределами страны. Ущерб, нанесенный экономике страны из- за резкого сокращения туризма, деловых контактов и закрытия многих важных проектов, оценивался в несколько миллиардов долларов. Теракт был решительно осужден всеми слоями египетского общества. Впервые после убийства А. Садата ведущие религиозные авторитеты Египта выступили с совместным заявлением, в котором оценили террористов как стоящих вне закона 35 .
Нынешний шейх аль-Азхара - Тантави, в отличие от своего предшественника Гад аль-Хакка, умершего весной 1996 года, солидарен с руководством страны в решении большинства спорных вопросов религиозного характера. В своем послании к участникам международного семинара "Современный мир и терроризм", который проводился в Каире в мае 1996 года, он писал: "Тот, кто занимается террором от имени ислама, будет проклят исламом" 36 .
ВЛАСТЬ И ИСЛАМИСТЫ: ПОПЫТКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Власти пытаются внести коррективы в тактику своих действий по отношению к исламистам. "Правительственные банки... ведут трудную конкурентную борьбу с процветающими новыми исламскими финансовыми учреждениями, открывая у себя "отделения исламских операций". Туристические бюро рекламируют "маршруты отдыха мусульман", которые предусматривают посещение святынь или путешествия целыми мусульманскими группами. Продовольственные магазины в угоду фундаменталистам не продают алкогольных напитков и кондитерских изделий, изготовленных с их применением. Ислам сейчас в буквальном смысле стал альтернативным образом жизни в Египте" 37 , - писала в 1987 году газета "Крисчен сайенс Монитор".
В июле 1992 года Народное собрание Египта приняло закон о борьбе с терроризмом, который предусматривает резкое ужесточение наказаний за экстремистскую деятельность. Тогдашний министр юстиции АРЕ Фарук Насер делал упор на борьбу с этим явлением силами всего населения страны, а не только властей. "На каждом гражданине лежит ответственность за искоренение терроризма любыми возможными средствами" 38 .
Долго оставался нерешенным вопрос использования исламистами мечетей в своих целях. Чтобы изменить ситуацию, египетские власти в 1996 году приняли рассчитанный до 2000 года план перевода под контроль Министерства вакуфов около 30 тысяч небольших мечетей. "Тем самым устанавливался контроль над сбором пожертвований, которые служили одним из источников финансирования исламских группировок. Кроме того, были проведены аудиторские проверки финансовой деятельности Ассоциации "Братья-мусульмане", профсоюзов врачей, адвокатов, инженеров, фармацевтов, которые, по данным властей, поддерживали экстремистов. К августу 1996 года благодаря соглашениям о сотрудничестве в области безопасности, подписанным Египтом с рядом стран, МВД АРЕ во многом удалось решить проблему перехвата поступлений из-за границы, предназначенных исламистам" 39 .
С середины 90-х годов руководство Египта оценивает проблему исламского экстремизма как угрозу национальной безопасности страны. Важное значение в Египте придается налаживанию взаимодействия всех государственных органов в борьбе с экстремизмом. Для этих целей при правительстве страны была образована Межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных органов, учреждений пропаганды и просвещения, министерств и ведомств социального и экономического блока правительства. Значительная роль в этой системе отводилась Высшему суду безопасности, членами которого назначались армейские офицеры. По характеру действий и полномочий он соответствовал чрезвычайному трибуналу. Кроме того, была разработана специальная программа по борьбе с терроризмом. В ходе ее реализации в 1997 году были приняты дополнительные меры по усилению противодействия исламскому экстремизму. В частности, увеличена численность и усовершенствована программа подготовки кадров, расширены полномочия Главного управления государственной безопасности МВД.
В 1997 году отбывающие пожизненное тюремное заключение по делу об убийстве Анвара Садата лидеры "Аль-Гамаа аль- исламийя" призвали членов организации прекратить насилие и антиправительственные акции. В 1999 году их призыв был услышан нынешним руководством группировки: было принято решение отказаться от проведения вооруженных операций как в самом Египте, так и за его пределами. В ответ власти выпустили на свободу около 1200 членов организации, которые раскаялись в содеянном и отказались от терроризма. Ранее, в 1996 году более 1500 исламских экстремистов, осужденных по Закону "О чрезвычайном положении", были освобождены из тюрем по случаю мусульманского праздника Ид аль-Фитр. Всем амнистированным были выданы денежные пособия 40 . В то же время правительство заявило, что не пойдет на заключение сделок с исламистскими экстремистами.
Часть политической оппозиции в Египте была недовольна жесткостью мер, принимаемых правительством против террористов, заявляя, что власти нарушают конституцию, свободу слова, собраний, печати и что частое применение смертной казни в отношении террористов приводит к активизации экстремизма.
Весной 2000 года правительство приняло решение досрочно освободить из тюрем около тысячи членов радикальных исла-
стр. 8
мистских организаций. Очевидно, власти стремились таким образом снизить вал критики местных и иностранных СМИ по поводу утвержденного в феврале парламентом Египта продления на три года срока действия в стране закона "О чрезвычайном положении". Вместе с тем, что касается лидеров экстремистов (например, одного из руководителей "Аль-Гамаа аль-исламийя" Ашрафа Заки, который выполнял функции по финансовому обеспечению организации, лидеров "Братьев-мусульман", а также Абделя Монейм Абу Фатуха, Махмуда Иззата, Мухаммеда Хабиба), то они пока находятся в заключении.
В свою очередь, в течение 1999 года некоторые лидеры египетских экстремистских организаций, например, лидеры "Джи-хада" Сайед ас-Салмуни, Али Фараг, имам Рифаи Сурур, неоднократно публично заявляли об отказе от использования насилия для достижения своих политических целей. В поддержку такой их позиции выступали адвокаты Абдель Халим Мансур, Абдель Максуд, специализирующиеся на защите боевиков организаций "Аль-Гамаа аль-исламийя" и "Джихад", генеральный секретарь Ассоциации исламских адвокатов Мунтасар аз-Зайят, журналисты журнала "Аш- Шааб" Гамаль Султан и Камаль Хабиб (последний отбыл 11- летнее тюремное заключение за участие в подготовке убийства в 1981 году президента А. Садата).
Однако говорить о какой-либо форме сотрудничества властей с исламистами ради общественной стабильности не приходится.
В преддверии проводившихся осенью 2000 года парламентских выборов властями были арестованы более 700 активистов Ассоциации "Братья-мусульмане", большинство из которых после формирования Национального собрания были освобождены. В этот период под особым контролем находились мечети, исламские организации, благотворительные фонды. Кандидаты-исламисты приглашались в правоохранительные органы, где им настойчиво предлагали прекратить предвыборную кампанию. Подобного рода превентивными мерами власти стремились избежать ситуации, сложившейся на парламентских выборах 1995 года, когда им пришлось арестовать большинство кандидатов от "Братьев-мусульман" буквально накануне дня голосования. Тем не менее, на выборах 2000 года Ассоциация получила 17 мест в парламенте, став второй по численности, после правящей Национально-демократической партии, фракцией в Национальном собрании Египта. При подведении итогов парламентских выборов министр внутренних дел АРЕ Хабиб аль-Адли подчеркнул, что "любые попытки выхода за рамки действующей конституции, от кого бы они ни исходили, будут жестко пресекаться" 41 .
Правительство предпринимает активные внешнеполитические шаги, направленные на снижение влияния исламистов извне, в частности с территории стран Западной Европы. Ширится и межарабское сотрудничество в борьбе с терроризмом. В апреле 1998 года Египет, Бахрейн, Алжир и Тунис подписали соглашение о совместном противодействии исламскому экстремизму. Сессии Совета министров внутренних дел стран- участниц Лиги арабских государств (ЛАГ) в Аммане (Иордания) в январе 1999 года и в Бейруте (Ливан) в феврале 2002 года стали важными вехами на пути усиления борьбы арабских государств с международным терроризмом.
За годы пребывания у власти Мубарак неоднократно заявлял о своей приверженности политике экономической и политической либерализации. "Однако тот факт, что по прошествии... двух десятилетий он продолжает выдвигать заботу о стабильности в качестве оправдания крайне медленного продвижения к провозглашаемым целям, свидетельствует о стратегии президента, направленной на обеспечение системы персонального авторитарного правления", - считает И.Ш. Умаров 42 .
Очевидно, что на нынешнем этапе приоритетом является власть государственного аппарата, а точнее, государственной бюрократии, осуществляющей контроль практически над всеми процессами политического и экономического характера в современном египетском обществе. "Характерной чертой такой модели, - пишет О.А. Филоник, - является безудержное администрирование и чрезмерное злоупотребление государственными плановыми категориями и т.п. Это отвечает хозяйственной традиции, но повсеместно приводит к потере эффективности многих арабских воспроизводимых организмов, к снижению темпов роста, к подавлению предпринимательской инициативы и к социальному недовольству" 43 . Говорить о каких-либо благоприятных для египетского общества перспективах в данном случае не приходится. В сегодняшнем Египте практически все институты и органы власти, кроме президента, играют подчиненную, второстепенную роль.
В этих условиях гарантом обеспечения политической системы страны служит разветвленная сеть правоохранительных органов и спецслужб. От рычагов власти устраняются как западники (обычно выступающие за парламентскую демократию), так и традиционалисты (от крайне ортодоксальных до умеренно религиозных кругов). Сам процесс утверждения подобного режима сопровождается обычной игрой на противоречиях между западниками и традиционалистами.
ЗА ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ИСЛАМУ, НО БЕЗ ФАНАТИЗМА И КРАЙНОСТЕЙ
Правящие круги, как правило, демонстрируют свою приверженность исламу, хотя крайние ее проявления в большинстве случаев решительно отвергаются. Эта демонстрация благосклонного отношения к религии связана с необходимостью привлечения на свою сторону масс, придерживающихся традиционных воззрений, и нейтрализации активности ортодоксальных политических течений и организаций.
16 декабря 1999 года министр по делам вакуфов, председатель высшего совета по исламским делам доктор Махмуд Закзук выступил в поддержку проводимой правительством АРЕ политики, направленной на поддержку различных форм обществен-
стр. 9
но-религиозной деятельности, проведение различного рода собраний и молений. На эти цели министерство вакуфов истратило в 1999 году 760 миллионов египетских фунтов, не считая 140 миллионов фунтов из собственных доходов министерства. Таким образом, государство стремится поддержать проправительственных проповедников и улемов, содействует обустройству мечетей и медресе 44 .
После терактов 11 сентября 2001 года в стране произошел всплеск выступлений исламистов и экстремистских элементов. Так, уже 28 сентября участники многотысячного митинга в университете аль-Азхар подвергли резкой критике антиарабский и антиисламский курс США. 2-3 октября "Братья- мусульмане" организовали студенческие выступления в некоторых университетах страны, в том числе в каирском.
Со своей стороны, египетские власти постарались использовать сложившуюся после 11 сентября обстановку в мире и в регионе для активизации борьбы с радикальными исламистами. Были предприняты шаги по экстрадиции находящихся за рубежом, прежде всего в Великобритании, членов террористических группировок, приговоренных заочно египетскими судами, а также по перекрытию каналов финансирования подпольных организаций исламистов.
События 11 сентября несколько изменили вектор деятельности радикально настроенной части фундаменталистов в Египте. Исламисты, прежде всего, частично "легализовавшиеся" "Братья-мусульмане", переключились с критики "неверных" правителей на антиамериканскую и антиизраильскую пропаганду. Этому способствовали репрессивные меры израильских властей по подавлению палестинской интифады. Пример того - многочисленные демонстрации, организованные активистами Ассоциации в университетах страны в последние месяцы. Безусловно, это играет на руку властям, однако не снимает всех проблем, прежде всего социального характера, питающих экстремистские настроения в египетском обществе.
Несколько отстраненную позицию в споре радикалов и властей занимает официальный религиозный истэблишмент. Религиозные деятели, близкие к государственному аппарату, в массе своей вообще занимают выжидательную позицию. В случае, если радикальные партии и группировки сойдут с политической арены, духовенство будет функционировать в рамках огосударствленного религиозного комплекса. В случае же победы исламистов перед ним откроются новые перспективы. Поэтому пока оно ратует за умеренность 45 .
Одна часть египетского общества считает, что радикалов следует допустить к власти, чтобы все поняли несостоятельность их обещаний типа "Мы профинансируем новую программу жилищного строительства за счет тех средств, которые мы сэкономим на полиции, в которой не будет больше надобности в подлинном мусульманском обществе, свободном от преступности" 46 . Противники такого решения утверждают, что как только исламисты придут к власти, они ее больше не упустят: "Их партия - партия Аллаха, а все остальные для них -партии Сатаны".
Возможно, осознавая угрозу радикального исламизма, руководство Египта сдерживает процессы демократизации общества. Власти категорически отказываются вести диалог с террористическими группами, так как это приведет, по их мнению, лишь к их усилению.
И, тем не менее, властям, скорее всего, придется рассмотреть некоторые формы признания умеренных исламистов. Имеется в виду, прежде всего, полулегальная организация "Братья- мусульмане", заявляющая об отказе от насильственных действий. Итоги последней парламентской кампании осени 2000 года наглядно показали политическую зрелость "Братьев-мусульман". Не обладая четкой структурой, как в былые времена, эта организация, прежде всего благодаря поддержке самых широких кругов населения, показала себя как реальный конкурент правящей Национально- демократической партии. Приняв решение не поддаваться на всевозможные провокации, исламисты из числа "Братьев- мусульман" отказались от каких-либо форм насилия.
Что касается экстремистских организаций, то поскольку захват власти для них ныне нереален, в их деятельности на первый план выдвигается задача максимальной дестабилизации режима. При этом одни экстремисты считают, что можно на годы фактически уйти из общества ради создания первоначальных ячеек будущего истинно исламского строя, ибо существующее погрязло в неверии и всякий контакт с ним пагубен. Другие, напротив, активно пропагандируют свои взгляды, вербуют новых членов, собирают финансовые средства, закупают оружие. Силовые акции против них, скорее, способствуют росту популярности экстремистов среди народа. Исламские фундаменталисты в итоге таких акций нередко не только получали возможность критиковать правящий режим за проводимую им прозападную политику, но и приобретали в глазах простых людей "с улицы" образ борцов за справедливость.
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИСЛАМСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ - ДЕЛО КРАЙНЕ СЛОЖНОЕ
Опыт, накопленный в нашей стране, в частности, события августа-сентября 1999 года в Дагестане - вооруженный мятеж ваххабитов в кадарской зоне и вторжение боевиков с территории Чечни - показали, что единственно действенным препятствием для распространения религиозного экстремизма является неприятие его самим обществом. Очевидно, что этап, когда изголодавшиеся по религии люди с легкостью подвергались идеологической обработке, прошел, а замыслы определенных внешних сил подчинить своему влиянию мусульманские районы бывшего Советского Союза потерпели неудачу. Сегодня складывается весьма благоприятный момент для закрепления мер противодействия экстремизму - строительства новой системы мусульманской иерархии и религиозно-
стр. 10
го образования. Пример Египта наглядно демонстрирует, что подобного рода процессы должны проходить под контролем государства.
Для России был бы полезен анализ противодействия арабских стран исламскому экстремизму. Для этого следует изучить предпосылки, способствующие распространению данного влияния, методы по его предотвращению, недопущению его радикализации и сползания религиозного фундаментализма к террору. Международный, в том числе египетский, опыт противодействия религиозному экстремизму и борьбы с терроризмом показывает недопустимость каких-либо уступок экстремистам. Экстремисты воспринимают такие уступки как проявление слабости властей и в ответ еще больше активизируют свои действия.
В то же время абсолютно очевидно, что одними только силовыми методами добиться надежных результатов в борьбе с исламским экстремизмом нельзя. Нужен ряд координированных акций, имеющих соответствующую законодательную базу и правовое обеспечение, которые должны основываться на соблюдении прав человека и уважении чувств верующих. России необходимо сотрудничать с арабскими странами в поиске решения проблем религиозного экстремизма, разумеется, учитывая тот факт, что чужой, даже весьма положительный, опыт для нашей страны может не подойти и потому должен всегда критически переосмысливаться применительно к местным условиям.
1 Верховными наставниками Ассоциации в разное время были: с 1928 по 1948 г. (вплоть до своей гибели) основатель движения Хасан аль-Банна, 1951-1973 гг. - Хасан Исмаил аль-Худейби, с 1974 по 1986 г. - Омар Тлемсани, 1986 - 1995 гг. - Мухаммед Хамид Абу-н-Наср. С 1995 года по сей день во главе организации стоит Мустафа Машхур.
2 См.: Игнатенко А.А. Халифы без халифата. - М., "Наука", 1988, с. 128-130.
3 Abu Zeid, Nasr Hamid. The modernization of Islam or the Islamisation of Modernity. // Cosmopolitanism, Identity and Authenticity in the Middle East / - Richmond, 1999. - p. 82. Цит. по: Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Сер.9. Востоковедение и Африканистика: РЖ/РАН ИНИОН. - М., 2000. с. 94.
4 Рифаат Саид. Терроризм (аль-Ирхаб) - Каир, 1995, с. 473.
5 Юсеф ас-Сейид. Братья-мусульмане (аль- Ихван уль-мусльмин). - Бейрут, 1999, с.579.
6 Новейшая история арабских стран. - М., 1968, с. 396.
7 Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). - М., 1991., с.64.
8 Махорин В. "Братья-мусульмане: выходящие из под-полья // Независимая газета. 1997 г., 25 декабря.
9 Mitchel P.R. The Society of the Muslim Brothers - L., 1969, p. 151.
10 Процесс этот происходил согласно концепции аль- Банны о трех стадиях развития, через которые должно пройти движение "братьев". Во-первых, это - "стадия ознакомления" ("марха-лят ат-таариф"), когда организация, не привлекая к себе внимания, ведет в основном благотворительную и просветительскую работу. Во-вторых, это - "стадия структурализации" ("мар-халят ат- таквин"), когда происходит отбор наиболее подготовленных для ведения джихада сторонников. И, наконец, - "стадия осуществления" ("мархалат ат- танфиз"), когда призыв переходит в фазу "джихада без уступок и снисхождения". (См.: Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии. // Восток, 1992 г., N 1, с. 117.)
11 Mitchel P.R. Ibid., p. 157.
12 Махорин В. Указ. соч.
13 Тегин Ю.Л., Филоник А.О. Исламский экстремизм в Египте (70-е годы). - Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985, с. 191.
14 См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. - М., 1986, с. 139.
15 Зарубежный Восток: особенности идеологии и политики. - Ташкент, 1985, с. 49.
16 Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989, с. 78.
17 Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М., 1984, с. 558.
18 Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха... Политизация ислама и исламизация политики. - М.,1988, с. 102.
19 IV Всесоюзная конференция африканистов. Африка в 80-е годы: итоги и перспективы развития. (Москва, 3-5 октября 1984) тезисы докладов и научных сообщений. Вып. IV, ч. I. - М., 1984, с. 38.
20 Тегин Ю.Л., Филоник А.О., Указ. соч., с. 196.
21 См.: "Аль-Ахбар", 30.11.00 г.
22 См. Трофимов Д.А. Оппозиционные религиозно-политические группировки в Египте (на примере организации "Джихад"). В сбор.: Современный ислам: политико-идеологические и социально-экономические проблемы. - М., 1990.
23 "The Middle East" - London, 1988, February. Пит. по: БПИ N47, ТАСС, 6 апреля 1988, с. 35.
24 Ефремов В. Исламский экстремизм в Египте. - БПИ N 154, ТАСС 8 августа 1986, с. 30.
25 Васильев A.M. Египет и египтяне. - М., 2000, с. 319.
26 Дюверже М. Политические партии. - М., 2001, с. 33.
27 Титоренко В.Е. Исламизм и интересы России. // "Международная жизнь", 1995, N 1.
28 Профессор политической социологии Американского университета в Каире Саад ад-Дин Ибрагим полагает, что "отношения между исламским движением и правящим режимом в Египте развиваются циклами, каждый из которых длится четыре-шесть лет. В течение этого периода исламское движение набирает силу до тех пор, пока не происходит столкновение с правительством. Открытая борьба заканчивается разгромом воинствующих исламских сил, которые отступают в тень. Затем они вновь начинают набирать силу, и совершается новый цикл". (См.: Ефремов В. Исламский экстремизм в Египте. -БПИ N 154, ТАСС 8 августа 1986, с. 30.) События последующих лет, происшедшие в АРЕ дают нам основания считать, что этот прогноз сбылся.
29 Маляров А. Указ. соч., с. 38.
30 Беляков В. Новая попытка создания фундаменталистской партии. // "Азия и Африка сегодня", 1996, N 9, с. 27.
31 Антонов А. Фундаментализм в Египте - "Компас", N 16. ИТАР-ТАСС, 18 апреля 1996, с. 26.
32 Kienie E. More than a Response to Islamism: The Political De-liberalization of Egypt in the 1990s. // Middle East Journal. - Washington. 1998 - Vol. 52, N 2.- p. 222. Цит. По: Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Сер.9. Востоковедение и африканистика: РЖ/РАН. ИНИОН. - М., 2000, N 1, с.75.
33 Мусульманские милитаристы переходят к законным операциям. // См. "Уолл-стрит джорнэл", Реферат статей "Радикальное изменение стратегии воинствующих мусульман.", 1997. Цит. по: ИТАР-ТАСС, 9 октября 1997, Компас N 41, с. 76.
34 Васильев A.M. Указ. соч., с. 322.
35 "Al-Azhar", vol. 70/8 (December 1997), pp. 1228-1230.
36 The World and Terrorism. Documents of the Preparatory Committee of the International Seminar on Terrorism. Cairo, 1996. May. 30.
37 Райт Р. "Тихая" революция: исламское движение вступает в новую фазу. // "Крисчен сайенс монитор", 6 ноября, 1987. Цит. по: ТАСС, 30 декабря 1987. БПИ N 257, с. 43.
38 ИТАР-ТАСС. 1992, 16 июля. Серия "СВ", л. 3.
38 Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - М., 2000, с. 51.
40 ИТАР-ТАСС. Пульс планеты. 1996, 20 февраля.
41 См.: "Аль-Ахбар", 16.11.2000.
42 Умеров М.Ш. Четверть века "демократизации сверху". Осенние парламентские выборы 2000г. в Египте. // Ближний Восток и современность. Вып.11. - М., 2001, с. 259.
43 Филоник А.О. Глобализация и арабский мир. // Ближний Восток и современность. Вып.11. - М., 2001, с. 288.
44 См.: "Аль-Ахбар", 17.12.99.
45 Игнатенко А.А. Исламские концепции социально-экономического и политического развития: Ближний и Средний Восток. В сб.: Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. - М" 1985, с. 217.
46 Херст Д. Египет нервно ждет фундаменталистского взрыва. // "Гардиан", 25 июля 1992. Цит. по: "Компас", N 169, 2 сентября 1992, с. 40.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |