BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-97

share the publication with friends & colleagues

Ответственные редакторы - действительные члены Академии наук АзССР, проф. С. А. Дадашев и проф. М. А. Усейнов. Государственное издательство. Москва - Баку. 1947. XVI + 444 стр. 115 таблиц.

Книга содержит двадцать пять статей, дающих описание памятников зодчества, в большинстве своём мало известных.

Редакторы книги отмечают, что "собранные в настоящем издании материалы, являющиеся результатом научно-исследовательских работ преимущественно последних лет, освещают ряд очень мало или совсем неизвестных научному миру выдающихся по своему историко-художественном значению сооружений".

Книга открывается двумя статьями на азербайджанском языке: З. Ибрагимова "Азербайджан в XII веке" и С. А. Дадашева и М. А. Усейнова "Архитектура Азербайджана в эпоху Низами". Остальные статьи написаны по-русски.

Первый раздел книги посвящен архитектуре Азербайджана до эпохи Низами. В нём три статьи: Н. Г. Горчаковой, Р. К. Мель и И. П. Щеблыкина - "Архитектура Азербайджана до V века нашей эры", П. Д. Барановского - "Памятники в селениях Кум и Ленит" и И. П. Щеблыкина - "Памятники VIII - X I веков".

Особый интерес представляет статья П. Д. Барановского. В ней дано описание двух замечательных архитектурных сооружений, вовсе неизвестных в науке. Первое из них - храм в селении Кум, Кахского района, АзССР, - представляет собой большую трёхнефную базилику с выступающими полукруглыми абсидами и галлереей, охватывающей здание с трёх сторон. Она по своему плану и конструктивным особенностям напоминает наиболее ранние базилики Закавказья, такие, как Ереруйк и Текор в Армении (V - VI вв.), Болниси в Грузии (конец V в.). Тем самым устанавливается культурная связь народов Кавказа в столь раннее время, как VI в. нашей эры, к которому с полным основанием относит автор построение Кумского храма. Но Кумский храм имеет не только локальное, кавказское значение: он занимает важное место в истории мировой архитектуры, являясь эвеном в развитии базиликального храма.

Заслугой П. Д. Барановского является и то, что он на примере кумской базилики доказал раннее бытование на Кавказе техники смешанной, кирпично-каменной кладки.

Вторым памятником, разобранным П. Д. Барановским в его статье, является круглый храм в Леките, в том же Кахском районе, открытый в ноябре 1940 года. Этот храм, как пишет автор, "представляет собою здание так называемого "центрального плана", с внутренним тетраконхом на колоннах и круговым обходом" и должен быть поставлен в ряд с такими знаменитыми сооружениями, как храм в Басре (Сирия, начало VI в.), Звартноц в Армении (VII в.) и грузинский храм Бана. Если принять ход рассуждений П. Д. Барановского, то окажется, что храм в Леките является старейшим зданием "центрального плана" на Кавказе.

Из всего вышесказанного ясно, какое огромное значение имеет открытие этих двух архитектурных памятников и как важно возможно скорее закончить их изучение и издать полное их научное описание.

Нужно только пожалеть, что в рецензируемой книге мало иллюстративного материала, относящегося к этим выдающимся памятникам. На таблице 3 даны только план и разрез кумской базилики, леки такому храму не посвящено ни одной иллюстрации.

Следующий раздел рассказывает о родном породе великого поэта и содержит одну статью И. П. Щеблыкина и Н. Г. Горчаковой - "Ганджа XII века". Статья открывается краткой справкой по истории города. В основном она посвящена попытке воссоздать картину города как архитектурного целого и базируется на археологических раскопках, проводившихся в Старой Гандже за последние годы. Авторам удалось дать подробную картину оборонительных сооружений города. Интересны описания мостов, соединявших правобережную и левобережную частя Ганджи. Жаль, что приведённый на таблице 7 план не даёт достаточно ясного представления о городе.

Третий раздел книги посвящен архитектурным памятникам Апшерона и содержит 8 статей: Н. Г. Горчаковой, Р. К. Мель, И. П. Щеблыкина - "Крепостные сооружения Апшерона", Ю. Ибрагимова - "Круглая башня в селении Мардакяны", Н. Г. Горчаковой и И. П. Щеблыкина - "Девичья башня", М. Г. Алиева - "Замок в селении "Нардаран", Л. С. Финкельштейн и Д. М. Шарифова - "Замок в селении Мардашны", И. Л. Вартанесова, Л. Г. Мамиконова и Ф. Р. Рейман - "Замок в селении Мардакяны", И. Л. Вартанесова и Т. Я. Шарийского - "Ханская дача в селении Нардаран", Л. С. Бретаницкого, С. И. Датиева, Г. А. Елькина, Л. Г. Мамиконова, Д. А. Мотиса - "Укрепление в Бакинской бухте".

Архитектурные сооружения Апшерона представляют совершенно исключительный интерес не только с точки зрения истории архитектуры, но и как памятники историко-культурные. Чрезвычайно важно уже то обстоятельство, что мы имеем здесь дело не с культовыми, как обычно в средневековой архитектуре, а со светскими сооружениями. Здания эти в большинстве своём, как это видно из перечня, являются звеньями оборонительной системы Апшерона. Укреплённые замки дают много общего с замковой архитектурой так называемого романского времени в Европе. Разумеется, здесь не может быть никакой речи о взаимных влияниях. Просто мы имеем дело с поразительным фактом, свидетельствующим о том, как сходные социальные (феодальная раздробленность), а отчасти и географические условия порождают весьма сходные формы во многих областях человеческой деятельности и, в частности, в области зодчества.

Архитектурные памятники Апшерона, хотя

стр. 119

о них много писали за последние годы, по-настоящему ещё ни разу не издавались и плохо известны в научном мире, несмотря на их исключительное значение. Поэтому вполне понятно то внимание, которое им было уделено редакторами разбираемой книги (около пятой части всего труда).

Общая вводная статья к разделу "Крепостные сооружения Апшерона" слишком коротка и не даёт полного представления о месте, которое занимает эта группа памятников в истории азербайджанской и мировой архитектуры.

Как по свежести самого материала, так и по его трактовке наиболее интересной статьёй этого раздела является статья группы архитекторов, посвященная укреплению в Бакинской бухте, так называемым "баиловским камням". Речь идёт о своеобразном сооружении оборонительного характера, которое было затоплено водами Каспийского моря в период трансгрессии и сейчас, когда море стало снова отступать, вновь частично обнажилось. Авторам статьи удалось установить план этого сооружения, его строительно-технические особенности. В течение последних лет из-под воды было извлечено много камней от архитектурного фриза, содержащего декоративные надписи, в которых дважды упоминается дата постройки - 1234 - 1235 гг. нашей эры.

Авторы статьи выдвигают предположение, что это здание являлось "мусульманским монастырём - ханегой, - столь же распространённым в этот период на Ближнем Востоке". Не вступая здесь в дискуссию с авторами по поводу применимости термина "мусульманский монастырь" к ханеге - дервишскому общежитию, следует отметить, что, по существу, это предположение малоубедительно, так как наличие в архитектурном фризе большого количества изображений животных, людей и фантастических существ скорее говорит о светском характере постройки.

В четвёртой части книги рассматриваются мавзолеи приараксинской полосы. Статья И. П. Щеблыкина, посвященная мавзолеям бассейна реки Акера-чай, описывает несколько интересных памятников мемориальной архитектуры XIII - XIV вв., ранее вовсе неизвестных. Описанные мавзолеи построены из камня, и детальный анализ их конструкций, данный И. П. Щеблыкиным, показывает нам целый ряд своеобразных строительных приёмов, характерных для каменной архитектуры средневекового Азербайджана. Особенно хочется отметить тромпы из целых камней, обнаруженные в одном из мавзолеев у селения Дермирчилер.

К этой статье примыкают и две другие: А. И. Брозгуля - о мавзолее в селении Бабы и И. П. Щеблыкина - о мавзолее в селении Вейсалы (этот мавзолей известен под названием Мир-Али).

Раздел заканчивается статьёй Л. С. Бретаницкого, Г. А. Елькина, Л. Г. Мамиконова и Д. А. Мотиса о мавзолее близ Джульфы (так называемый джугинский мавзолей). Статья тесно связана с другой работой тех же авторов, озаглавленной "Некоторые проблемы взаимосвязи в архитектуре народов Закавказья" ("Известия АзФАН" N 7, 1942), и работой Л. С. Бретаницкого "К проблеме изучения архитектурных направлений средневекового Азербайджана" (Доклады АН АзССР. Т. II, Вып. 1-й. 1946). В разбираемой статье авторы не только опубликовали интересный материал, издали новый, почти неизвестный дотоле памятник, но и сумели связать его с другими памятниками, дать его анализ на широком культурно-историческом фоне. Они показали, сколь прочны были культурные связи грузин, армян и азербайджанцев, как много общего при всей самобытности можно усмотреть в зодчестве этих народов, общего, вытекающего из общности исторических судеб. Опираясь на работы крупнейших советских учёных Н. Я. Марра, И. А. Орсели, В. А. Гордлевского, авторы убедительно показали всю несостоятельность господствовавшего в буржуазной науке Европы и подхваченного националистическими кругами Турции мнения о положительном значении сельджукского завоевания для культуры Переднего Востока. На конкретном материале авторы ещё раз доказали силу местных художественных традиций, созданных народами Закавказья, и значение этих традиций далеко за пределами Кавказа, в частности в Сельджукской Малой Азии. Поставленного авторами этой статьи вопроса о существовании в средневековом Азербайджане различных художественных школ и направлений мы коснёмся ниже.

Особый раздел посвящен выдающемуся памятнику азербайджанского зодчества - ханеге на реке Пирсагат (авторы - С. П. Райгородский и Э. И. Хануков). Этот архитектурный комплекс уже давно привлекал внимание учёных.

В середине XIX в. ханегу на реке Пирсагат посетили известный ориенталист Бартоломей и акая. Б. Дорн. В 1925 г. вышла специальная работа В. М. Сысоева, посвященная этому памятнику; в 1936 г. здесь работала экспедиция под руководствам покойного проф. Б. П. Денике; последние годы архитектурным убранством (изразцами) много занималась В. А. Крачковская, выпустившая в 1946 г. специальную книгу, посвященную изразцам ханеги. Но, несмотря на, казалось бы, изученность памятника, авторам удалось в своей статье дать много нового. Одним из наиболее важных выводов авторов является мнение о том, что "ханега - памятник, в котором сочетались два основных стилевых направления средневековой архитектуры Азербайджана", которые можно назвать нахичевакской и ширвано-апшеронской школами зодчества.

Последняя часть книги и посвящена творчеству мастеров нахичеванской школы. Начинается эта часть большой статьёй С. М. Ваидова, Н. Г. Горчаковой, А. Г. Осипова-Степанова, Ф. С. Фарадж-заде и И. П. Щеблыкина "Мавзолеи Юсуфа ибн Кусайра и Момине-хатун в Нахичевани". Эти памятники должны по праву считаться наиболее известными образцами средневековой архитектуры Азербайджана. В буржуазной науке Запада эти памятники безоговорочно приписывались персидскому искусству (ср. работы Якобсталя. Сарре, сводный труд по истории

стр. 120

иранского искусства под редакцией А. Поупа и др.). Только в советское время в ряде работ (В. М. Сысоева, Б. П. Денике, Р. Мустафаева, П. П. Фридолина, И. П. Щеблыкина) была доказана неотъемлемая принадлежность нахичеванских памятников к искусству Азербайджана.

Теми же авторами написана статья, посвященная малоизученной ханеге на реке Алинджа-чай.

Е. И. Манучарову, А. В. Салам-заде и И. Г. Султанову принадлежит исследование о мавзолеях города Барды. Древний город Барда, один из важнейших центров Закавказья в средние века, ещё ждёт своего исследователя. Сохранившиеся на поверхности земли два мавзолея давно привлекали к себе внимание. Один из них, так называемый Ахсадан-баба, в настоящее время почти совершенно разрушен, а другой, датированный 722 г. хиджры (1322 г.), сохранился сравнительно хорошо и сообщает нам даже имя зодчего - Ахмеда Нахичеванского. Особенно интересно указание на то, что мастер Ахмед был нахичеванец: оно позволяет документально подтвердить наблюдаемую стилистическую общность между сооружениями Нахичевани и окрестностей и бардинским памятником.

Заканчивается этот раздел книги статьёй знакомого уже нам коллектива авторов (Л. С. Бретаницкий, Г. А. Елькин, Л. Г. Мамиконов и Д. А. Мотис) "Архитектурный комплекс в селении Карабаглар".

Этот комплекс стал известен только в советское время. После первой публикации В. М. Сысоева (1929 г.) появились работы И. П. Щеблыкина (1940 г.) и авторов разбираемой статьи (1941 г.).

Анализ сооружений, особенно мавзолея, являющегося основным предметом исследования, дан с привлечением обширного сравнительного материала. Датировка мавзолея, принятая авторами (начало XIV в.), должна быть признана правильной.

Далее, в книге следует интересная работа А. А. Алескер-заде, посвященная надписям на архитектурных сооружениях Азербайджана XI - X IV веков. Помимо того, что автор издаёт ряд новых, очень существенных для истории и история культуры Азербайджана надписей, он исправляет много неправильных, но, к сожалению, утвердившихся в науке чтений надписей, уже ранее известных.

Так, после работы Алескер-заде уже нельзя пользоваться чтениями, данными И. Азимбековым (в его статьях "Мусульманские надписи в Тифлисе, Эривани, Нахичевани, Карабагляре и др.". "Известия Азкомстариса". Вып. 4-й. Баку. 1929, и "Нардаран и его древности". "Известия Азербайджанского археологического комитета". Вып. 1-й. Баку. 1925).

Особенно ценными, можно сказать сенсационными, в области восточной эпиграфики должны быть признаны чтения А. А. Алескер-заде эпитафий Низами и Хагани. Прочитанная на могильном камне Низами дата смерти великого поэта - 605 г. хиджры (1209) - должна прекратить споры, давно уже ведущиеся в науке. Интересна также эпитафия Хагани, устанавливающая дату смерти этого замечательного, до сих пор ещё достаточно не оценённого азербайджанского поэта (595 г. хиджры - 1199 г. нашей эры).

Именно потому, что эпиграфические занятия А. А. Алескер-заде столь удачны, хочется сделать несколько замечаний, учтя которые, как нам кажется, автор мог бы ещё улучшить свою работу.

Прежде всего о технике издания надписей. А. А. Алескер-заде не всегда точно указывает, где, кем и когда ранее издавались приводимые им надписи. Напрасно автор не переводит мусульманских дат в христианские полностью (он даёт только год, тогда как в ряде случаев можно привести и месяц и день, например в эпитафии Низами: четверг, 12 марта 1209 г.).

Издавая такой важный памятник, как эпитафия Низами, автор не указывает, где находится эта могильная плита, кто и когда снимал эстампаж, по которому автор работал. Такие данные повысили бы значение открытия автора.

Вызывает удивление, почему А. А. Алескер-заде приводит только одну надпись из ханеги на реке Пирсагат, в то время как авторы статьи об этом архитектурном комплексе строят свои рассуждения на нескольких важных исторических надписях.

Нельзя согласиться с тем, что во второй надписи круглой мардакянской башни дата указана по хиджре. Этому противоречит указание на месяц мурдад. Как известно такого месяца в мусульманском календаре нет. Это месяц солнечного иранского календаря, - следовательно, и год должен быть солнечный, а не лунный. Таким образом, мы имеем здесь дело с так называемой эрой Ездегерда, распространённой в средние века параллельно с мусульманским летосчислением. Алескер-заде, разумеется, прекрасно известно, что, например, среднеазиатский автор Насир Хосров в своём сочинении "Сафар-наме" всюду наряду с мусульманскими датами даёт иранские по эре Ездегерда. Таким образом, 600 год по эре Ездегерда - 1232 год нашей эры.

Сейчас в эпиграфических работах не принято приводить полностью тексты из корана, так обильно украшающие культовые здания мусульман. Достаточно указать лишь главу и стих корана.

Опускаю здесь некоторые мелочи, которые могут быть интересны лишь специалистам-эпиграфистам.

Остановлюсь лишь на одном моменте. Знаменитого зодчего, построившего мавзолеи в Нахичевани, давно уже, ещё со времён Френа и Ханыкова, принято называть Аджеми ибн Абу-бекр. Однако известно, что такого имени нет. Слово "Аджеми" может восприниматься только как "нисба" - прозвание человека (из арабского Аджам), но не как личное имя. Не располагая фотографиями или эстампажем с надписей с именем великого зодчего, я, разумеется, не могу предложить своего чтения, но прошу А. А. Алескер-заде критически просмотреть эти надписи: не удастся ли прочесть это имя иначе?

стр. 121

И в заключение упрёк редакции: А. А. Алескер-заде блестяще доказал, что лицом, построившим мавзолей Мумине-хатун, был вовсе не Ильдегиз, как полагал ещё Френ, а сын его - Джахан-Пехлеван; это важное открытие не учтено в статье И. П. Щеблыкина и других, где повторено опровергнутое А. А. Алескер-заде утверждение о том, что Мумине-хатун была женой Ильдегиза (стр. 229).

Жаль, что даны изображения не всех надписей, а те, которые даны, часто сняты в таких раккурсах, что их нельзя прочесть (табл. 97 - 5, табл. 98 - 2).

Книга заканчивается заключением, написанным проф. П. П. Фридолиным, в котором подведены итоги значительной исследовательской работы, проделанной авторами статей, помещённых в книге, и даны основные линии дальнейшего развитая архитектуры средневекового Азербайджана.

Нельзя не согласиться с проф. Фридолиным, когда он пишет: "Подытоживая результаты работы, проведённой авторами статей, можно отметить, что в деле изучения азербайджанских памятников эпохи Низами (XII - X IV вв.) открывается как бы новая страница, позволяющая не только строго документально и научно обоснованно рассказать о живом архитектурном творчестве азербайджанского народа в эту эпоху, но ставящая на более прочную основу и изучение памятников и позднейших веков" (стр. 399).

Добавим от себя, что авторы сборника сумели раскрыть индивидуальное творчество и ввести в науку имена ряда замечательных художников-зодчих; сумели вернуть азербайджанскому народу замечательные памятники, долгие годы числившиеся образцами - мусульманской", а порой и "персидской" и даже "арабской" архитектуры; сумели открыть ряд новых, неизвестных доселе памятников; сумели "дать ясную картину культурного взаимодействия народов Закавказья и отметить наличие отдельных своеобразных местных школ, показать архитектуру Азербайджана в развитии, на фоне социальной и культурной жизни народа.

Это большая заслуга авторов и редакторов сборника. В свете этой заслуги меркнут отдельные недостатки, неточности и неполадки редакционного и технического порядка.

Видно, что книга делалась с любовью. Она хорошо оформлена, в ней ясная и чёткая печать. Хотелось бы только улучшить качество клише, не всегда хорошо передающих изображённые на них замечательные памятники.

Творческий коллектив под руководством С. А. Дадашева и М. А. Усейнова создал полезную, хорошую книгу, строго научную и вместе с тем нужную самым широким слоям советской интеллигенции, а не только узким специалистам.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/-АРХИТЕКТУРА-АЗЕРБАЙДЖАНА-ЭПОХА-НИЗАМИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. ДЬЯКОНОВ, "АРХИТЕКТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА. ЭПОХА НИЗАМИ" // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 14.10.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-АРХИТЕКТУРА-АЗЕРБАЙДЖАНА-ЭПОХА-НИЗАМИ (date of access: 18.07.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. ДЬЯКОНОВ:

М. ДЬЯКОНОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
721 views rating
14.10.2017 (642 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Keywords
Related Articles
The author of the article did not encounter a single source on the Meissner-Oxenfeld effect, where the version that this effect is explained by the presence of eddy currents in superconducting ceramics would be questioned. But, in the opinion of the author of the article, ceramics in such a state are surrounded by such gravitational fields, which, when cooled, turn into gravimagnetic fields, which, together with the gravimagnetic fields of the Earth, pull all the magnetic fields from the ceramics body.
Catalog: Физика 
В Институте технической теплофизики НАН Казахстана в тесном сотрудничестве с компанией "Металл Профиль" в городе Шикменте был построен энергоэффективный дом пассивного типа «ноль энергии», который стал научно-технической технологической и теплофизической лабораторией.
52 days ago · From Казахстан Онлайн
Two hundred years ago, Faraday received a current with negative and positive charges, which is distributed in the layer of ether adjacent to the conductor. The one who does not know this is not worth going into the theory of electricity. The discovery is based on the realization that in the theory of electricity there is no extraneous force, instead of which an electromotive force acts, formed by the difference in electrical potentials, between the zero potential of the conductor and the negative (or positive) potential of the current source. This difference in electrical potentials creates in the circuit the force of motion of the charges. The difference of electric potentials creates a force, which may well be called Coulomb force. And then it is not clear why it was necessary to invent an outside force.
Catalog: Физика 
ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ИЗМЫШЛЕНИЯМ О РЕВВОЕНСОВЕТЕ КАСПИЙСКО-КАВКАЗСКОГО ФРОНТА
100 days ago · From Казахстан Онлайн
ДЖ. Н. КЕРЗОН В РОССИЙСКОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Catalog: История 
100 days ago · From Казахстан Онлайн
According to our hypothesis, the conversion of electrons and positrons into each other occurs by replacing the charge motion vector with the opposite vector. This is explained by the fact that all elements of the electron's magnetoelectric system are opposite to all elements of the positron's magnetoelectric system. And this opposite is determined by the vector of their movement in space. Therefore, it is only necessary to change the motion vector of one of the charges to the opposite vector, so immediately this charge turns into its antipode.
Catalog: Физика 
Мы живем в самое прекрасное время в истории человечества с точки зрения продолжительности жизни и состояния физического здоровья населения. Сегодня люди и в 80 лет работают и сохраняют энергичный ритм жизни. Медики говорят, что это может быть правилом, а не исключением, когда люди начнут заботиться о своем здоровье. Здоровье - именно тот ресурс, без которого достичь успеха очень трудно. Это понимают и молодые люди.
150 days ago · From Казахстан Онлайн
ИРАНСКИЙ ДЕМОКРАТ-ГУМАНИСТ САЙД НАФИСИ
159 days ago · From Казахстан Онлайн
Рецензии. ТАНАКА АКИРА. ТАКАСУГИ СИНСАКУ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА
159 days ago · From Казахстан Онлайн
ЛЮДИ И ПРИРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ. ОПЫТ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИИ КОЧЕВНИКОВ
Catalog: История 
159 days ago · From Казахстан Онлайн

ONE WORLD -ONE LIBRARY
Libmonster is a free tool to store the author's heritage. Create your own collection of articles, books, files, multimedia, and share the link with your colleagues and friends. Keep your legacy in one place - on Libmonster. It is practical and convenient.

Libmonster retransmits all saved collections all over the world (open map): in the leading repositories in many countries, social networks and search engines. And remember: it's free. So it was, is and always will be.


Click here to create your own personal collection
"АРХИТЕКТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА. ЭПОХА НИЗАМИ"
 

Support Forum · Editor-in-chief
Watch out for new publications:

About · News · Reviews · Contacts · For Advertisers · Donate to Libmonster

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2019, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)


LIBMONSTER - INTERNATIONAL LIBRARY NETWORK