Libmonster ID: KZ-97

Ответственные редакторы - действительные члены Академии наук АзССР, проф. С. А. Дадашев и проф. М. А. Усейнов. Государственное издательство. Москва - Баку. 1947. XVI + 444 стр. 115 таблиц.

Книга содержит двадцать пять статей, дающих описание памятников зодчества, в большинстве своём мало известных.

Редакторы книги отмечают, что "собранные в настоящем издании материалы, являющиеся результатом научно-исследовательских работ преимущественно последних лет, освещают ряд очень мало или совсем неизвестных научному миру выдающихся по своему историко-художественном значению сооружений".

Книга открывается двумя статьями на азербайджанском языке: З. Ибрагимова "Азербайджан в XII веке" и С. А. Дадашева и М. А. Усейнова "Архитектура Азербайджана в эпоху Низами". Остальные статьи написаны по-русски.

Первый раздел книги посвящен архитектуре Азербайджана до эпохи Низами. В нём три статьи: Н. Г. Горчаковой, Р. К. Мель и И. П. Щеблыкина - "Архитектура Азербайджана до V века нашей эры", П. Д. Барановского - "Памятники в селениях Кум и Ленит" и И. П. Щеблыкина - "Памятники VIII - X I веков".

Особый интерес представляет статья П. Д. Барановского. В ней дано описание двух замечательных архитектурных сооружений, вовсе неизвестных в науке. Первое из них - храм в селении Кум, Кахского района, АзССР, - представляет собой большую трёхнефную базилику с выступающими полукруглыми абсидами и галлереей, охватывающей здание с трёх сторон. Она по своему плану и конструктивным особенностям напоминает наиболее ранние базилики Закавказья, такие, как Ереруйк и Текор в Армении (V - VI вв.), Болниси в Грузии (конец V в.). Тем самым устанавливается культурная связь народов Кавказа в столь раннее время, как VI в. нашей эры, к которому с полным основанием относит автор построение Кумского храма. Но Кумский храм имеет не только локальное, кавказское значение: он занимает важное место в истории мировой архитектуры, являясь эвеном в развитии базиликального храма.

Заслугой П. Д. Барановского является и то, что он на примере кумской базилики доказал раннее бытование на Кавказе техники смешанной, кирпично-каменной кладки.

Вторым памятником, разобранным П. Д. Барановским в его статье, является круглый храм в Леките, в том же Кахском районе, открытый в ноябре 1940 года. Этот храм, как пишет автор, "представляет собою здание так называемого "центрального плана", с внутренним тетраконхом на колоннах и круговым обходом" и должен быть поставлен в ряд с такими знаменитыми сооружениями, как храм в Басре (Сирия, начало VI в.), Звартноц в Армении (VII в.) и грузинский храм Бана. Если принять ход рассуждений П. Д. Барановского, то окажется, что храм в Леките является старейшим зданием "центрального плана" на Кавказе.

Из всего вышесказанного ясно, какое огромное значение имеет открытие этих двух архитектурных памятников и как важно возможно скорее закончить их изучение и издать полное их научное описание.

Нужно только пожалеть, что в рецензируемой книге мало иллюстративного материала, относящегося к этим выдающимся памятникам. На таблице 3 даны только план и разрез кумской базилики, леки такому храму не посвящено ни одной иллюстрации.

Следующий раздел рассказывает о родном породе великого поэта и содержит одну статью И. П. Щеблыкина и Н. Г. Горчаковой - "Ганджа XII века". Статья открывается краткой справкой по истории города. В основном она посвящена попытке воссоздать картину города как архитектурного целого и базируется на археологических раскопках, проводившихся в Старой Гандже за последние годы. Авторам удалось дать подробную картину оборонительных сооружений города. Интересны описания мостов, соединявших правобережную и левобережную частя Ганджи. Жаль, что приведённый на таблице 7 план не даёт достаточно ясного представления о городе.

Третий раздел книги посвящен архитектурным памятникам Апшерона и содержит 8 статей: Н. Г. Горчаковой, Р. К. Мель, И. П. Щеблыкина - "Крепостные сооружения Апшерона", Ю. Ибрагимова - "Круглая башня в селении Мардакяны", Н. Г. Горчаковой и И. П. Щеблыкина - "Девичья башня", М. Г. Алиева - "Замок в селении "Нардаран", Л. С. Финкельштейн и Д. М. Шарифова - "Замок в селении Мардашны", И. Л. Вартанесова, Л. Г. Мамиконова и Ф. Р. Рейман - "Замок в селении Мардакяны", И. Л. Вартанесова и Т. Я. Шарийского - "Ханская дача в селении Нардаран", Л. С. Бретаницкого, С. И. Датиева, Г. А. Елькина, Л. Г. Мамиконова, Д. А. Мотиса - "Укрепление в Бакинской бухте".

Архитектурные сооружения Апшерона представляют совершенно исключительный интерес не только с точки зрения истории архитектуры, но и как памятники историко-культурные. Чрезвычайно важно уже то обстоятельство, что мы имеем здесь дело не с культовыми, как обычно в средневековой архитектуре, а со светскими сооружениями. Здания эти в большинстве своём, как это видно из перечня, являются звеньями оборонительной системы Апшерона. Укреплённые замки дают много общего с замковой архитектурой так называемого романского времени в Европе. Разумеется, здесь не может быть никакой речи о взаимных влияниях. Просто мы имеем дело с поразительным фактом, свидетельствующим о том, как сходные социальные (феодальная раздробленность), а отчасти и географические условия порождают весьма сходные формы во многих областях человеческой деятельности и, в частности, в области зодчества.

Архитектурные памятники Апшерона, хотя

стр. 119

о них много писали за последние годы, по-настоящему ещё ни разу не издавались и плохо известны в научном мире, несмотря на их исключительное значение. Поэтому вполне понятно то внимание, которое им было уделено редакторами разбираемой книги (около пятой части всего труда).

Общая вводная статья к разделу "Крепостные сооружения Апшерона" слишком коротка и не даёт полного представления о месте, которое занимает эта группа памятников в истории азербайджанской и мировой архитектуры.

Как по свежести самого материала, так и по его трактовке наиболее интересной статьёй этого раздела является статья группы архитекторов, посвященная укреплению в Бакинской бухте, так называемым "баиловским камням". Речь идёт о своеобразном сооружении оборонительного характера, которое было затоплено водами Каспийского моря в период трансгрессии и сейчас, когда море стало снова отступать, вновь частично обнажилось. Авторам статьи удалось установить план этого сооружения, его строительно-технические особенности. В течение последних лет из-под воды было извлечено много камней от архитектурного фриза, содержащего декоративные надписи, в которых дважды упоминается дата постройки - 1234 - 1235 гг. нашей эры.

Авторы статьи выдвигают предположение, что это здание являлось "мусульманским монастырём - ханегой, - столь же распространённым в этот период на Ближнем Востоке". Не вступая здесь в дискуссию с авторами по поводу применимости термина "мусульманский монастырь" к ханеге - дервишскому общежитию, следует отметить, что, по существу, это предположение малоубедительно, так как наличие в архитектурном фризе большого количества изображений животных, людей и фантастических существ скорее говорит о светском характере постройки.

В четвёртой части книги рассматриваются мавзолеи приараксинской полосы. Статья И. П. Щеблыкина, посвященная мавзолеям бассейна реки Акера-чай, описывает несколько интересных памятников мемориальной архитектуры XIII - XIV вв., ранее вовсе неизвестных. Описанные мавзолеи построены из камня, и детальный анализ их конструкций, данный И. П. Щеблыкиным, показывает нам целый ряд своеобразных строительных приёмов, характерных для каменной архитектуры средневекового Азербайджана. Особенно хочется отметить тромпы из целых камней, обнаруженные в одном из мавзолеев у селения Дермирчилер.

К этой статье примыкают и две другие: А. И. Брозгуля - о мавзолее в селении Бабы и И. П. Щеблыкина - о мавзолее в селении Вейсалы (этот мавзолей известен под названием Мир-Али).

Раздел заканчивается статьёй Л. С. Бретаницкого, Г. А. Елькина, Л. Г. Мамиконова и Д. А. Мотиса о мавзолее близ Джульфы (так называемый джугинский мавзолей). Статья тесно связана с другой работой тех же авторов, озаглавленной "Некоторые проблемы взаимосвязи в архитектуре народов Закавказья" ("Известия АзФАН" N 7, 1942), и работой Л. С. Бретаницкого "К проблеме изучения архитектурных направлений средневекового Азербайджана" (Доклады АН АзССР. Т. II, Вып. 1-й. 1946). В разбираемой статье авторы не только опубликовали интересный материал, издали новый, почти неизвестный дотоле памятник, но и сумели связать его с другими памятниками, дать его анализ на широком культурно-историческом фоне. Они показали, сколь прочны были культурные связи грузин, армян и азербайджанцев, как много общего при всей самобытности можно усмотреть в зодчестве этих народов, общего, вытекающего из общности исторических судеб. Опираясь на работы крупнейших советских учёных Н. Я. Марра, И. А. Орсели, В. А. Гордлевского, авторы убедительно показали всю несостоятельность господствовавшего в буржуазной науке Европы и подхваченного националистическими кругами Турции мнения о положительном значении сельджукского завоевания для культуры Переднего Востока. На конкретном материале авторы ещё раз доказали силу местных художественных традиций, созданных народами Закавказья, и значение этих традиций далеко за пределами Кавказа, в частности в Сельджукской Малой Азии. Поставленного авторами этой статьи вопроса о существовании в средневековом Азербайджане различных художественных школ и направлений мы коснёмся ниже.

Особый раздел посвящен выдающемуся памятнику азербайджанского зодчества - ханеге на реке Пирсагат (авторы - С. П. Райгородский и Э. И. Хануков). Этот архитектурный комплекс уже давно привлекал внимание учёных.

В середине XIX в. ханегу на реке Пирсагат посетили известный ориенталист Бартоломей и акая. Б. Дорн. В 1925 г. вышла специальная работа В. М. Сысоева, посвященная этому памятнику; в 1936 г. здесь работала экспедиция под руководствам покойного проф. Б. П. Денике; последние годы архитектурным убранством (изразцами) много занималась В. А. Крачковская, выпустившая в 1946 г. специальную книгу, посвященную изразцам ханеги. Но, несмотря на, казалось бы, изученность памятника, авторам удалось в своей статье дать много нового. Одним из наиболее важных выводов авторов является мнение о том, что "ханега - памятник, в котором сочетались два основных стилевых направления средневековой архитектуры Азербайджана", которые можно назвать нахичевакской и ширвано-апшеронской школами зодчества.

Последняя часть книги и посвящена творчеству мастеров нахичеванской школы. Начинается эта часть большой статьёй С. М. Ваидова, Н. Г. Горчаковой, А. Г. Осипова-Степанова, Ф. С. Фарадж-заде и И. П. Щеблыкина "Мавзолеи Юсуфа ибн Кусайра и Момине-хатун в Нахичевани". Эти памятники должны по праву считаться наиболее известными образцами средневековой архитектуры Азербайджана. В буржуазной науке Запада эти памятники безоговорочно приписывались персидскому искусству (ср. работы Якобсталя. Сарре, сводный труд по истории

стр. 120

иранского искусства под редакцией А. Поупа и др.). Только в советское время в ряде работ (В. М. Сысоева, Б. П. Денике, Р. Мустафаева, П. П. Фридолина, И. П. Щеблыкина) была доказана неотъемлемая принадлежность нахичеванских памятников к искусству Азербайджана.

Теми же авторами написана статья, посвященная малоизученной ханеге на реке Алинджа-чай.

Е. И. Манучарову, А. В. Салам-заде и И. Г. Султанову принадлежит исследование о мавзолеях города Барды. Древний город Барда, один из важнейших центров Закавказья в средние века, ещё ждёт своего исследователя. Сохранившиеся на поверхности земли два мавзолея давно привлекали к себе внимание. Один из них, так называемый Ахсадан-баба, в настоящее время почти совершенно разрушен, а другой, датированный 722 г. хиджры (1322 г.), сохранился сравнительно хорошо и сообщает нам даже имя зодчего - Ахмеда Нахичеванского. Особенно интересно указание на то, что мастер Ахмед был нахичеванец: оно позволяет документально подтвердить наблюдаемую стилистическую общность между сооружениями Нахичевани и окрестностей и бардинским памятником.

Заканчивается этот раздел книги статьёй знакомого уже нам коллектива авторов (Л. С. Бретаницкий, Г. А. Елькин, Л. Г. Мамиконов и Д. А. Мотис) "Архитектурный комплекс в селении Карабаглар".

Этот комплекс стал известен только в советское время. После первой публикации В. М. Сысоева (1929 г.) появились работы И. П. Щеблыкина (1940 г.) и авторов разбираемой статьи (1941 г.).

Анализ сооружений, особенно мавзолея, являющегося основным предметом исследования, дан с привлечением обширного сравнительного материала. Датировка мавзолея, принятая авторами (начало XIV в.), должна быть признана правильной.

Далее, в книге следует интересная работа А. А. Алескер-заде, посвященная надписям на архитектурных сооружениях Азербайджана XI - X IV веков. Помимо того, что автор издаёт ряд новых, очень существенных для истории и история культуры Азербайджана надписей, он исправляет много неправильных, но, к сожалению, утвердившихся в науке чтений надписей, уже ранее известных.

Так, после работы Алескер-заде уже нельзя пользоваться чтениями, данными И. Азимбековым (в его статьях "Мусульманские надписи в Тифлисе, Эривани, Нахичевани, Карабагляре и др.". "Известия Азкомстариса". Вып. 4-й. Баку. 1929, и "Нардаран и его древности". "Известия Азербайджанского археологического комитета". Вып. 1-й. Баку. 1925).

Особенно ценными, можно сказать сенсационными, в области восточной эпиграфики должны быть признаны чтения А. А. Алескер-заде эпитафий Низами и Хагани. Прочитанная на могильном камне Низами дата смерти великого поэта - 605 г. хиджры (1209) - должна прекратить споры, давно уже ведущиеся в науке. Интересна также эпитафия Хагани, устанавливающая дату смерти этого замечательного, до сих пор ещё достаточно не оценённого азербайджанского поэта (595 г. хиджры - 1199 г. нашей эры).

Именно потому, что эпиграфические занятия А. А. Алескер-заде столь удачны, хочется сделать несколько замечаний, учтя которые, как нам кажется, автор мог бы ещё улучшить свою работу.

Прежде всего о технике издания надписей. А. А. Алескер-заде не всегда точно указывает, где, кем и когда ранее издавались приводимые им надписи. Напрасно автор не переводит мусульманских дат в христианские полностью (он даёт только год, тогда как в ряде случаев можно привести и месяц и день, например в эпитафии Низами: четверг, 12 марта 1209 г.).

Издавая такой важный памятник, как эпитафия Низами, автор не указывает, где находится эта могильная плита, кто и когда снимал эстампаж, по которому автор работал. Такие данные повысили бы значение открытия автора.

Вызывает удивление, почему А. А. Алескер-заде приводит только одну надпись из ханеги на реке Пирсагат, в то время как авторы статьи об этом архитектурном комплексе строят свои рассуждения на нескольких важных исторических надписях.

Нельзя согласиться с тем, что во второй надписи круглой мардакянской башни дата указана по хиджре. Этому противоречит указание на месяц мурдад. Как известно такого месяца в мусульманском календаре нет. Это месяц солнечного иранского календаря, - следовательно, и год должен быть солнечный, а не лунный. Таким образом, мы имеем здесь дело с так называемой эрой Ездегерда, распространённой в средние века параллельно с мусульманским летосчислением. Алескер-заде, разумеется, прекрасно известно, что, например, среднеазиатский автор Насир Хосров в своём сочинении "Сафар-наме" всюду наряду с мусульманскими датами даёт иранские по эре Ездегерда. Таким образом, 600 год по эре Ездегерда - 1232 год нашей эры.

Сейчас в эпиграфических работах не принято приводить полностью тексты из корана, так обильно украшающие культовые здания мусульман. Достаточно указать лишь главу и стих корана.

Опускаю здесь некоторые мелочи, которые могут быть интересны лишь специалистам-эпиграфистам.

Остановлюсь лишь на одном моменте. Знаменитого зодчего, построившего мавзолеи в Нахичевани, давно уже, ещё со времён Френа и Ханыкова, принято называть Аджеми ибн Абу-бекр. Однако известно, что такого имени нет. Слово "Аджеми" может восприниматься только как "нисба" - прозвание человека (из арабского Аджам), но не как личное имя. Не располагая фотографиями или эстампажем с надписей с именем великого зодчего, я, разумеется, не могу предложить своего чтения, но прошу А. А. Алескер-заде критически просмотреть эти надписи: не удастся ли прочесть это имя иначе?

стр. 121

И в заключение упрёк редакции: А. А. Алескер-заде блестяще доказал, что лицом, построившим мавзолей Мумине-хатун, был вовсе не Ильдегиз, как полагал ещё Френ, а сын его - Джахан-Пехлеван; это важное открытие не учтено в статье И. П. Щеблыкина и других, где повторено опровергнутое А. А. Алескер-заде утверждение о том, что Мумине-хатун была женой Ильдегиза (стр. 229).

Жаль, что даны изображения не всех надписей, а те, которые даны, часто сняты в таких раккурсах, что их нельзя прочесть (табл. 97 - 5, табл. 98 - 2).

Книга заканчивается заключением, написанным проф. П. П. Фридолиным, в котором подведены итоги значительной исследовательской работы, проделанной авторами статей, помещённых в книге, и даны основные линии дальнейшего развитая архитектуры средневекового Азербайджана.

Нельзя не согласиться с проф. Фридолиным, когда он пишет: "Подытоживая результаты работы, проведённой авторами статей, можно отметить, что в деле изучения азербайджанских памятников эпохи Низами (XII - X IV вв.) открывается как бы новая страница, позволяющая не только строго документально и научно обоснованно рассказать о живом архитектурном творчестве азербайджанского народа в эту эпоху, но ставящая на более прочную основу и изучение памятников и позднейших веков" (стр. 399).

Добавим от себя, что авторы сборника сумели раскрыть индивидуальное творчество и ввести в науку имена ряда замечательных художников-зодчих; сумели вернуть азербайджанскому народу замечательные памятники, долгие годы числившиеся образцами - мусульманской", а порой и "персидской" и даже "арабской" архитектуры; сумели открыть ряд новых, неизвестных доселе памятников; сумели "дать ясную картину культурного взаимодействия народов Закавказья и отметить наличие отдельных своеобразных местных школ, показать архитектуру Азербайджана в развитии, на фоне социальной и культурной жизни народа.

Это большая заслуга авторов и редакторов сборника. В свете этой заслуги меркнут отдельные недостатки, неточности и неполадки редакционного и технического порядка.

Видно, что книга делалась с любовью. Она хорошо оформлена, в ней ясная и чёткая печать. Хотелось бы только улучшить качество клише, не всегда хорошо передающих изображённые на них замечательные памятники.

Творческий коллектив под руководством С. А. Дадашева и М. А. Усейнова создал полезную, хорошую книгу, строго научную и вместе с тем нужную самым широким слоям советской интеллигенции, а не только узким специалистам.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/-АРХИТЕКТУРА-АЗЕРБАЙДЖАНА-ЭПОХА-НИЗАМИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

М. ДЬЯКОНОВ, "АРХИТЕКТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА. ЭПОХА НИЗАМИ" // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 14.10.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/-АРХИТЕКТУРА-АЗЕРБАЙДЖАНА-ЭПОХА-НИЗАМИ (date of access: 22.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - М. ДЬЯКОНОВ:

М. ДЬЯКОНОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
2876 views rating
14.10.2017 (2596 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
10 minutes ago · From Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
23 hours ago · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
24 hours ago · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
24 hours ago · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
2 days ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
2 days ago · From Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 days ago · From Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

"АРХИТЕКТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА. ЭПОХА НИЗАМИ"
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android