BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Libmonster ID: KZ-1206
Author(s) of the publication: Н. БОРЕВСКАЯ

Share this article with friends

В новом столетии Китай как член ВТО, стремящийся поскорее вступить в информационную эпоху, взял на вооружение предложенную этой организацией стратегию "сравнительных преимуществ". Не столь богатое по природным ресурсам государство поставило перед собой труднейшую для его уровня развития задачу - превратить обширные человеческие ресурсы из демографической ноши - в такое богатство как "человеческий капитал". Именно это должно, по расчетам его лидеров, позволить КНР из страны, воспроизводящей чужие идеи, превратиться в державу, поставляющую на мировой рынок знания в сфере высоких технологий. Для этого необходимо завершить глубокие перемены в системе образования, начатые четверть века назад. Накопление конкурентоспособных в современном обществе специалистов мирового класса требует ускорения образовательной реформы, а это влечет за собой изыскание скрытых резервов, повышение эффективности учебных заведений, совместное развитие государственных и негосударственных учебных заведений при том, что первые остаются ядром 1 .

Определение термина . Согласно юридическому статусу, к негосударственным учебным заведениям (НОУ) относятся те, которые созданы на средства отдельных граждан либо предприятий и общественных организаций, а также на коллективные взносы населения. Строго говоря, одни из них принадлежит частному сектору, другие - скорее коллективному.

В КНР термин "негосударственные учебные заведения" (фэй чжэнфу-син сюесяо) стал постепенно вводиться после 1982 г. Официальное признание термина "частные школы" (сыли сюесяо) началось вслед за введением понятия "частные предприятия" (сыин цие), которое применительно к экономике современного Китая употребляется лишь с 1986 г. "Тенденция к социальной мимикрии частного предпринимательства в новых формах" 2 распространялась и на НОУ, большинство которых, независимо от их реального статуса, продолжали именоваться в ходе реформ "народными школами" (миньбань сюесяо) либо "учебными заведениями, созданными общественными силами" (шэхой лилян бань сюесяо). По сути они значительно отличались от школ под тем же на-


Боревская Нина Ефимовна, доктор исторических наук, ведущий сотрудник ИДВ РАН.

стр. 91


званием, которые создавались предприятиями и сельскохозяйственными коммунами, начиная с середины 1950х гг. после ликвидации достаточно обширного частного сектора в образовании. Официальные лица в КНР признали, что в те годы термин "народные" в отношении как учебных заведений, так и учителей, появился из тактических соображений, ибо при монополизированной государством экономике у народа реально не было средств на их создание 3 . О неизменной приверженности социалистической риторике свидетельствует то, что долгожданный закон о частных школах, принятый в декабре 2002 г., использует термин "создаваемое народом образование" (миньбань цзяоюй). Сами китайские власти официально признают, что это понятие не соответствует принятым в мире терминам, оно "сформировалось в нашей стране на определенном историческом этапе" и при переводе на английский используют слово "non- governmental" 4 . Поскольку в русском языке "народное образование" является устойчивым словосочетанием, имеющим иной оттенок, мне представляется возможным передать суть словом "негосударственное".

Социально-экономические и культурные предпосылки возрождения НОУ в период реформ . Развитие частных учебных заведений в Китае в последние полтора десятилетия значительно облегчалось тем, что, возникнув в древности, они на протяжении веков, несмотря на недоброжелательство властей в отдельные исторические периоды, успешно дополняли государственную систему. Негосударственные высшие школы - академии гиуюань, воплощая "хрупкую и фрагментарную" местную автономию 5 , представляли различные идеологические направления и на определенных этапах истории служили оплотом свободомыслия (хотя и готовили к сдаче экзаменов на занятие должностей в государственном аппарате - кэцзюй). Появившиеся после Опиумных войн во второй половине XIX в. "западные" частные, в том числе миссионерские, учебные заведения, во многом были новаторскими по сравнению с традиционными и сыграли роль стимулятора современных видов образования, изучения иностранных языков, развития женского образования 6 .

Как продемонстрировала практика многих стран во второй половине прошлого столетия, "децентрализация и разные формы приватизации вышли вперед частично как панацея или по крайней мере реакция на сдачу позиций государством" 7 . Именно этот процесс наблюдался и в Китае в переходный к рыночной экономике период. По официальным китайским данным, на протяжении 1990х гг. государственные расходы на образование колебались вокруг 2,5% к ВВП по сравнению с заветной планкой 4%, определенной в официальных китайских документах еще в начале 1990х гг. и приближавшейся к уровню "азиатских драконов" (лишь в 2001 г. дотянув до 3,19% 8 ). В 1999 - 2001 гг. демографическое давление в возрастной категории подростков, подлежащих обучению в неполной средней школе, достигло своего пика, препятствуя универсализации базового образования, а в последующие несколько лет демографический пик пришелся на полную среднюю школу. Это затрудняет достижение спланированного государством 90% охвата детей неполной средней школой и 60% - полной к 2005 г., а к 2010 г. - 15% охвата высшей (соответствующие цифры 2000 г. - 88%, 41,5 и 11% 9 ). Планка для Китая - высокая и труднодостижимая, бюджетными средствами тут не обойтись.

В то же время экономические реформы, проводившиеся в Китае с конца 70-х гг., создали предпосылки для повышения образовательного спроса населения, чему способствовал целый ряд факторов. Прежде всего, рост благосостояния: ежемесячные доходы в целом по стране за 20 лет выросли с 15,3 до 260,7 юаня, доходы крестьян - в 3,4, а удельный вес нуждающихся в общей

стр. 92


численности сельского населения сократился примерно до 3% 10 . Соответственно увеличилась доля средств, расходуемых на культурные нужды, в т.ч. на обучение детей, в семейном бюджете: с 2,12% дохода в 1987 г. до почти 5% в 1995 г. В ответ на изменение экономической инфраструктуры (доля работников сферы услуг к 1999 г. возросла до 12% по сравнению с 2,15% в 1978 г.), появился спрос на новые специальности, который государство в силу негибкости своих механизмов не могло удовлетворить, открывая простор для НОУ.

Немаловажную роль в повышении образовательных запросов населения сыграла урбанизация, в результате которой в сельской местности стремительно разрастались поселковые предприятия, а вокруг них множились поселки городского типа с обязательным зданием школы. Определенное значение для распространения частного сектора в образовании имеет и мобильность населения, позволяющая заинтересованной его части удовлетворять свои образовательные запросы, передвигаясь по стране. После ослабления тисков "жесткой прописки" поток сельчан, покинувших насиженные места и отправившихся в города, в 1995 г. достиг 80 млн., одновременно сдвинулись с мест и жители разных городов и провинций. Частные школы, в отличие от государственных не устанавливающие для поступающих ограничения по месту жительства, явились необычайно привлекательными для детей мигрантов (а таковых, по некоторым данным, в Китае не менее 4 - 5 млн. 11 ).

Повышению образовательных запросов китайского населения в большой степени содействовала демографическая политика китайского правительства. Появление однодетной семьи вместо традиционной многодетной (особенно в городах) изменило ментальность китайцев; единственный ребенок превратился в "сокровище", а его продвижение "в люди" по ступеням школы стало новым семейным культом. И, наконец, в условиях открытой экономической политики, более тесных контактов с внешним миром (ОЭЗ, контролируемый, но более широкий, чем в предыдущие десятилетия поток западной масс культуры, интенсивный обмен студентами и преподавателями) трансформировалась оценка населением роли образования в модернизации страны и в собственной карьере.

Официальные круги КНР признали "объективную необходимость" появления НОУ в конце XX в. 12 , вызванную.переходом страны к рыночной экономике и рождением в обществе новых социальных страт. Пробный этап 1984 - 92 гг. сменился их стремительным распространением по стране в 90-е годы и закреплением позиций после 1999 г.

Официальная политика государства . Современную политику КНР в отношении НОУ сформировало несколько цивилизационных факторов, среди которых патерналистская роль государства, характерная для стран конфуцианского ареала, традиция индивидуального спонсорства школ "как форма самовыражения, независимая от каких-либо религиозных покровителей" 13 , а также внутренние рыночные реформы и глобальные экономические и педагогические теории.

В условиях рыночной экономики образование все больше превращается в услугу, потребление которой зависит от платежеспособности населения. В то же время культурная функция образования определяется традицией и современной стратегией страны. Ключевым моментом в политике правительства КНР является то, что все НОУ, согласно закону, оцениваются как "общественное благо" и рассматриваются в качестве "составной части дела социалистического образования" (здесь и далее имеется ввиду принятый КНР в декабре 2002 г. и вступающий в силу с 2003/4 учебного года "Стимулирующий закон о развитии негосударственного образования"). Это означает, что негосударственные школы и вузы, их преподаватели и учащиеся пользуются теми

стр. 93


же законными правами, что и государственные. Соответственно на них распространяются и общие обязанности "следовать закону, нормативным актам, осуществлять курс государства в области образования, всемерно воспитывать кадры строителей социализма".

В то же время китайское правительство решительно запретило включать в систему НОУ религиозные учебные заведения, тем самым отказав им в праве считаться частью общегосударственного образования и оставив их в рамках религиозных общин. Подобная позиция соответствует общей политике КНР в отношении религиозных конфессий, но резко отличается от подходов правительств большинства стран, в частности российского, благодаря чему конфессиональные учебные заведения в России уже в 1994 г. составляли около 10% всех НОУ 14 . Она противоречит и собственной традиции нового времени, когда "Уставом частных школ" (1929) Министерство просвещения гоминьдановского правительства причислило к частным и учебные заведения, учрежденные религиозными организациями.

Национальная политика КНР в отношении НОУ определяется четырьмя базовыми принципами: "Активно стимулировать, всячески поддерживать, дать верное направление, управлять на основе закона". Необходимо подчеркнуть, что в Законе 2002 г. обязательства государства в отношении НОУ усилены по сравнению с временными Положениями 1997 г. (например, оно обязуется "гарантировать" их автономию, а также законные права учредителей). Государство взяло на себя и макроуправление негосударственными школами, создав соответствующие отделы в административных органах образования.

Закон 2002г. впервые включил положение о контроле и инспекции этих учебных заведений образовательными ведомствами. Совершенствование планирования НОУ намечалось осуществить, соединив механизмы лицензирования, контроля и аккредитации. К этому процессу активно подключились зарождавшиеся с конца 1990х гг. посреднические организации, которые государство рассматривало в качестве связующего звена: им поручалась аккредитация школ (она обязательна) и оказание им всякого рода услуг. Что касается частных вузов, то в 1993 г. право выдавать дипломы государственного образца получили всего 18 из них, зато в 2002 г. - уже 89 из 1320 15 . Если добавить к вышесказанному требования к НОУ использовать (при допускаемой вариативности) только утвержденные государством учебные планы и программы, то становится очевидно: в КНР установлен жесткий контроль над частным образованием, которое - в отличие от многих стран - отнюдь не является альтернативным государственному.

Один из главных вопросов - кто имеет право на учреждение частных и "народных" учебных заведений в Китае? В новое время с конца XIX в. частные школы, помимо миссионеров, открывали крупные чиновники и общественные деятели. Отдельные энтузиасты были и среди разбогатевших крестьян - в кинематографе запечатлен образ У Сюня, не гнушавшегося никакими средствами вплоть до ростовщичества ради добывания средств на создание школ для бедняков.

Согласно Положениям 1997 г., из числа возможных учредителей НОУ были исключены значившиеся среди них на раннем этапе середины 1980х гг. государственные предприятия и организации (не были отдельно обозначены ни демократические партии, ни народные и научные объединения). К негосударственным не были отнесены более и учебные заведения, созданные правительственными либо общественными организациями (профсоюзами, женскими и комсомольскими организациями) с использованием государственных ассиг-

стр. 94


нований, а также формальные и неформальные образовательные учреждения, открытые волостными правительствами или крестьянскими комитетами на средства, собранные от пожертвований. Иными словами, термин "народ" оказался изрядно суженным, а вместо понятия "частные учредители" появились "отдельные граждане". В Законе 2002 г. перечень учредителей НОУ оказался еще лаконичней: это "общественные организации или отдельные лица, находящиеся вне государственных структур и использующие негосударственные источники финансирования", имеющие статус юридического лица или (отдельные граждане) обладающие политическими правами.

Деятельность зарубежных организаций и частных лиц, самостоятельно либо совместно с китайцами создающих учебные заведения на территории КНР (весьма актуальная для КНР тема после вступления в ВТО) разрешается при соблюдении ими законов страны, однако она не подпадает под Закон 2002 г. и определяется особыми правилами Госсовета КНР, опубликованными весной 2003 г.

Среди учредителей НОУ в 80 - 90-е гг. отдельных граждан было немного, зато чрезвычайную активность проявили общественные организации, а также политические партии, в основе своей не составлявшие явную оппозицию КПК, тем не менее отличающиеся по оттенкам настроений. В частности, немало школ было создано Революционным комитетом гоминьдана - партией, имеющей хорошие контакты с бизнесменами Тайваня, Ассоциацией демократического строительства и др. После появления Положения 1997 г. выросла доля НОУ, созданных индивидуальными лицами: к началу нынешнего столетия до 58,5%, в то время как предприятиями, организациями и общественными объединениями - соответственно по 9% 16 .

Позиция наделения . Удельный вес частного сектора в образовательной системе государства коррелирует со степенью его развития, политической системой и культурными ценностями. Западные ученые доказали, что граждане любой страны будут голосовать за расширение государственной системы образования до тех пор, пока получаемая ими выгода превышает налоговые взносы и пока они не могут купить образовательные услуги более дешево в негосударственном секторе. Эту точку зрения подтверждает опыт КНР 80 - 90-х гг. Позиция китайского руководства в отношении НОУ продиктована его общей ориентацией на равенство образовательных шансов, поэтому следует ожидать, что школы, рожденные дополнительным спросом в развивающейся стране с социалистической ориентацией, каковой является КНР, должны быть доступны основной массе населения по размерам взноса за обучение. Однако на практике взносы за обучение в государственных школах после обязательной девятилетки, хотя достаточно высоки, но ниже, чем в частных учебных заведениях соответствующей ступени, что определяет выбор граждан. В то же время культивируемое с 1949 г. "социалистическое сознание" дополнительно привлекает симпатии населения к государственному сектору.

Все эти настроения отражает проведенный Центральным НИИ педагогики КНР совместно с Отделом культуры и образования Пекинского правительства в районе Пекина социологический опрос 500 родителей учащихся 24 государственных школ (рабочих, НТР, кадровых работников, учителей и управленцев) 17 . Необходимым развивать частные школы считали почти 70% (по данным опроса 1995 г. в пров. Гуандун такой же процент респондентов заявил, что они готовы вложить собственные средства в обучение детей 18 ). Однако, 68,9% опрошенных предположили, что частные школы не могут заменить государственные, но они получат широкое развитие, а 73,3% утверждали, что обязательная 9-летка должна быть в основном государственной. Несмотря на

стр. 95


позицию поддержки частных школ, 88% родителей оказались не готовы отдать туда своих детей по ряду причин: достаточное количество государственных школ (42,9%), высокая плата (27%), отсутствие уверенности в качестве обучения (18%). И только 7,5% искали подходящее НОУ, при этом: готовы были отправить детей в хороший, пусть дорогой частный детсад - 13%, в частную школу, начиная с начальной - 8,7%, в полную среднюю - 33,9%, в вуз - 18%. Согласно другому опросу родителей, проведенному как в школах крупного города Тяньцзинь, так и его ближних пригородов и пограничных деревень, - только 45,4% опрошенных признали актуальность частных школ. Очевидно, хуже принимают частные школы люди с низким культурным уровнем и с низкими доходами (крестьяне).

Согласно концепции западных специалистов, частные школы могут принимать разные формы в зависимости от того, какой спрос вызывает к жизни их появление - дополнительный или дифференцированный. В одних странах НОУ обслуживают элиту и характеризуются чрезвычайно высоким качеством, в других - это умеренное по стоимости и низкое по качеству учебное заведение для тех, кто не может попасть в престижные общественные школы. Возможно и сосуществование этих двух форм.

Модель альтернативных частных школ, порожденных "дифференцированным спросом", как правило стимулируется разнородностью предпочтений населения, вызванной культурными (религиозными, языковыми, этническими) различиями; территориальной деконцентрацией различных групп населения, что препятствует удовлетворению их интересов местными властями; унифицированностью продукта на государственном уровне (в то время как средний избиратель предпочитает выбор) и, наконец, отсутствием давления со стороны доминирующей в культуре группы населения 19 . Так, часто именно не доминирующие в стране религиозные организации или идеологические группировки основывают частные учебные заведения для защиты своих интересов (например, кастовые школы в Индии). Если применить эту схему к Китаю, то по ряду признаков - достаточно высокая культурная гомогенность населения, территориальная концентрация интересов его различных групп в национальных автономных районах и округах), хотя и при распространении Центром единой системы ценностей - трудно ожидать особенно активного дифференцированного спроса на образовательные услуги в этой стране. Его наибольшим стимулятором в нынешних условиях может быть лишь высокое качество обучения.

Однако на практике стремительный выход Китая на новый виток индустриального развития и появление пусть на первых порах квази, но все же рынка, демократизация общественной жизни открывают для китайского общества возможность сплава дополнительного и дифференцированного спроса на образовательные услуги уже на данном этапе. Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что бывшие тоталитарные режимы (такие как Китай и Россия), ломают рамки устоявшихся стереотипов, что и определяет своеобразный характер и тип китайских частных школ.

Структурирование НОУ . Курс, очерченный китайским правительством на конец XX - начало XXI столетия, не идет вразрез с политикой стран ЮВА в отношении частных школ. Общественным силам в КНР также рекомендуется "сосредоточиться на создании образовательных структур, осуществляющих профессиональное обучение, образование для взрослых, полное среднее и дошкольное образование. Что касается образовательных учреждений на уровне обязательного образования, то государство поощряет общественные

стр. 96


силы на их создание в качестве дополнения к государственным" (Положения 1997 г.). На раннем этапе возрождения НОУ преобладали частные начальные школы, требующие меньше вложений и восполняющие дефицит государственных. Среди негосударственных средних школ, уступавших по численности начальным, преобладали школы 2 ступени, не входящие в систему обязательной девятилетки и удовлетворяющие растущий спрос населения на получение образования, выше базового.

По официальным китайским источникам, к 2000 г. среди более 54 тыс. НОУ разного типа (в 1993 г. их было всего 20 тыс.) 81,5% составляли детские сады; в ряде регионов их доля доходила до 99% от общего количества в результате массового закрытия дошкольных учреждений при госпредприятиях. Доля начальных школ не превышала 0,8% от их общего количества в стране, а средних - около 4,5% (1 ступени - менее 2%, зато второй - почти 10%) по сравнению соответственно с 0,2% и 2% в середине 1990х гг. (подсчитано автором). Эта тенденция роста непременно усилится после вступление в действие Закона 2002 г., и китайские ученые предполагают, что уже к 2005 г. доля негосударственных школ на уровне обязательного образования может увеличиться до 5%, а полных средних - до 15% всех школ страны на этой ступени 20 (в соответствии с новым этапом стремительного распространения среднего образования). Потребность в последних крайне остра в ситуации, когда ежегодно 7 млн. выпускников неполных средних школ не может продолжить обучение.

Не следует забывать, что параметры частного сектора кроме социально- экономических предпосылок определяются и идейно-политическими величинами, - в КНР это позиция "идейно сплоченного" социалистического государства, которое допускает частный сектор в ограниченных масштабах, то есть как периферийный (в таком подходе проглядывает принципиальное отличие от экономической политики государства). Поощрять же создание элитарных школ и дифференцированный спрос на ступени обязательного обучения правительство КНР не стремится прежде всего потому, что именно здесь формируются базовые языковые навыки, религиозные и идейные убеждения. В Решении ЦК КПК и Госсовета КНР "Об углублении реформы образования и комплексном продвижении вперед воспитания качественных характеристик" (1999 г.) открыто заявлено, что государство не допустит появления на этой ступени "двух систем" обучения 21 .

В Китае обоснованно прогнозировался новый мощный виток развития негосударственных вузов в ответ на намеченную на начало XXI в. массовизацию высшего образования 22 , что является ответом на глобальные вызовы, также связанные с членством Китая в ВТО. За 15 лет в стране создано более 1300 народных высших учебных заведений (43% общего количества вузов), которые ежегодно принимают свыше 500 тыс. человек (всего в них обучается 2 млн. учащихся, что составляет половину от числа молодежи в государственных вузах 23 ). Однако большинство из них краткосрочные и нерегулярные, скорее курсы для сдачи экстерната. Многие народные вузы крайне примитивны и не только не сопоставимы с таковыми за рубежом, но и не отвечают требованиям, предъявляемым к ним в самом Китае. Однако их быстрый рост свидетельствует о значительном дополнительном спросе (для сравнения: в США они составляют 72% общего количества высших учебных заведений, а в Японии - 75%) и позволяет согласиться с выводами американских ученых о том, что направления развития НОУ в КНР в целом соответствовали тенденциям модернизации стран ЮВА 24 .

Распределение НОУ по территории Китая достаточно хаотично, тем не менее отражает определенные тенденции. Проведенное китайскими учеными в 2001 г. выборочное обследование 768 негосударственных школ показало, что наибо-

стр. 97


лее стремительно они растут в поселках (эта картина отличается от раннего этапа начала 90х гг, когда в деревне открывалось множество НОУ, в поселках их было мало, а город занимал промежуточную позицию) 25 . При этом китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных центрах страны обычно представлены все ступени НОУ (именно здесь создаются "образовательные империи"), в остальных городах преобладают средние школы первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности сосредоточены по преимуществу начальные школы, что подтверждает превалирование там дополнительного спроса (это именно те 15% регионов, где еще не введено обязательное образование и срок обучения в государственной начальной школе всего 5 лет вместо 6). Волостные поселки превратились в самое напряженное место по соотношению спроса и предложения, поэтому-то там с конца 1990х гг. НОУ растут как грибы, и желающих попасть в них чуть не вдвое больше, чем они могут принять.

В целом по стране соотношение негосударственных начальных и средних общеобразовательных школ приблизительно 1:1, однако по провинциям колебания весьма велики. Во второй половине 1990х гг. например, в Тяньцзине, пров. Хэйлуцзян, Хэнань, Хунань, Шаньдун и Гуанси-чжуанском автономном районе это соотношение приблизительно соответствовало 1:1,5 или 1:2 в то время как в Шанхае, пров. Шаньси, Ляонин, Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой оно составляло 1:3 или 1:4, а в Цзилине - 1:10 (все расчеты сделаны автором на основании данных по регионам, предоставленных автору в 1997 г. Государственным комитетом КНР по образованию). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что по мере экономического роста региона в нем обозначается преобладание средних школ. В то же время негосударственные начальные школы превалируют в пропорции 1,5 (2):1 - в Ганьсу, Хэнани, Гуандуне, Хайнани или даже 3:1 (Сычуань, Юньнань, Внутренняя Монголия), а в Гуанчжоу - 6:1. На первый взгляд удивительно, что в эту категорию попали не только в основном экономически отсталые регионы, но и несколько наиболее процветающих провинций (Гуандун, Хэнань), а также небогатые провинции с активно растущим частным сектором (Сычуань, Хайнань). Из этого следует, что в бедных регионах частные начальные школы распространяются в ответ на дополнительный спрос, а в благополучных провинциях к их расцвету ведет именно дифференцированный спрос.

Проведенный анализ позволяет вывести следующую закономерность регионального размещения НОУ: их отсутствие в наиболее бедных регионах, где нет условий для частного бизнеса; возникновение начальных и средних учебных заведений, а также вузов в ответ на дополнительный спрос в относительно бедных, но динамично развивающихся и урбанизирующихся регионах с быстро растущим частным сектором; появление элитарных средних школ в успешно развивающихся регионах, где дополнительный спрос на качественные НОУ выше базового уровня достаточно велик, но растет и дифференцированный спрос; и наконец, расцвет НОУ всех ступеней в ОЭЗ и процветающих провинциях с преобладанием дифференцированного спроса. В целом, размещение НОУ по территории Китая дает картину, обозначаемую китайскими специалистами как "понемногу в боков и много в середине", что означает, что в Центральных регионах страны сосредоточено до 70% всех НОУ. Распределение по территории страны отражает в целом расселение в сельских и городских районах: 75% НОУ в первых, а остальные - в городских.

Проблемы финансирования. Основной финансовый вопрос в отношениях государства с частным сектором состоит в том, согласно ли оно тратить на него часть своих доходов. Китайское правительство дает крайне сдержанный

стр. 98


ответ на этот вопрос. Государство в Китае традиционно никогда прямо не субсидировало НОУ, их основным финансовым источником являлись пожертвования населения и спонсоров, земельные участки и плата за обучение. Подобная позиция отличается от подхода многих стран мира, в частности, и России. По данным зарубежных исследователей, в 80-е гг. 37% правительств из 127 стран направляли субсидии в частные учебные заведения 26 , мотивируя это равенством прав всех налогоплательщиков. Справедлива ли эта позиция при том, что сами НОУ, используя внебюджетное финансирование, облегчают финансовую ношу государства? Если считать, что вклад в каждую из существовавших в 1994 г. в КНР 1600 начальных и средних НОУ в среднем равен 5 - 10 млн. юаней в год, то общая сумма могла составить 8 - 16 млрд. юаней, т.е. не меньше суммы, которую в то время вкладывало государство в базовое образование 27 .

На протяжении последних десятилетий позиция КНР в отношении частных учебных заведений заключалась в том, чтобы, не делая прямых финансовых вливаний, распространить на них положения о льготном налогообложении и отсрочке налоговых платежей для учредителей в первые несколько лет после их создания. Речь шла о том, чтобы в приоритетном порядке удовлетворять запросы НОУ (в частности, выделять им земельные участки при льготном налоге на них) и поощрять местные правительства к тому, чтобы они направляли добровольные целевые субсидии из бюджета и оказывали различную помощь. Однако на практике все выглядело по-другому. В соответствии с действовавшими в 1990е гг. подзаконными актами, от налогов освобождались только те НОУ, которые выдавали дипломы государственного образца, а среди вузов таких было несколько процентов. Финансовая помощь местных правительств была незначительной - согласно выборочному обследованию 2001 г., ее получали не более 5% школ, а вот налоговыми льготами воспользовалось 33,5% школ 28 .

Закон 2002 г. стимулировал государственную поддержку НОУ, включив отдельное положение об их льготном налогообложении, а также о налоговых льготах на пожертвования и дары в их адрес. Правовую базу впервые получило неоднократно предлагавшееся учеными положение о создании специальных фондов для НОУ на уровне правительств не ниже уезда, о передаче в ведение НОУ свободного государственного имущества, а также о поощрении финансовых структур, выделяющих им кредиты. Закон значительно расширил бюджетные обязательства местных правительств, предоставив им право "поручать НОУ осуществление обязательного обучения, и в соответствии с договором выделять им средства на образовательные нужды" (ст 49).

Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой 5 основных моделей с различной степенью участия государства:

Первая модель . "Народ создает школу при поддержке государства" (миньбань гунчжу), т.е. на начальном этапе местное правительство оказывает финансовую или материально-техническую помощь школе до тех пор, пока та не накопит средства. В 1990е гг. распространилась модель "особой структуры" (чжуаньчжи), означавшая фактическую приватизацию государственных школ (хотя школы этой модели составили к 2001 г. всего 3,3%). Некоторые из них (как правило лучшие) при сохранении за государством собственности на здание и оборудование передавались в ведение и управление коллективам и частным лицам и начинали действовать в соответствии с механизмом НОУ (эта система отрабатывалась в Шанхае, Пекине, пров. Цзилинь). Процесс шел так: местные правительства постепенно на протяжении трех лет сокращали ассигнования, а получив статус НОУ, школа начинала ежегодно отчислять в местный бюджет до 70% накоплений.

стр. 99


Подобные тенденции усиливали стирание границ между государственными и негосударственными учебными заведениями.

Вторая модель . Соучредительство НОУ государственным предприятием либо учреждением совместно с частными лицами либо организациями, которые вкладывают капитал (гунбань миньчжу). Разделение права на собственность и права на функционирование, зафиксированное в 1994 г. и направленное на совершенствование взаимоотношений между правительством и учебными заведениями, явилось важным моментом повышения эффективности НОУ.

Третья модель . Создание школ отдельными гражданами или группой лиц (сыли цзыбань). Некоторые учредители открывают школы на базе уже действующих учебных заведений или организаций, а те в свою очередь оказывают им помощь, соответственно рассчитывая на свою долю от коммерческой деятельности.

Четвертая модель . Кроме того, как показало проведенное в середине 1990-х гг. обследование, немало государственных школ и вузов приступили к созданию негосударственных филиалов либо курсов (80% - в собственном помещении) и, обеспечивая их преподавателями и оборудованием, проводили набор по двум каналам с разными проходными баллами. Многие государственные школы открывали частные филиалы совместно с предприятием, фирмой, общественной организацией либо волостным правительством. Этот путь позволял удовлетворить дифференцированный спрос родителей и иметь дополнительный источник финансирования (филиалы выплачивали школе 30 - 40% доходов, а оказывавшие содействие местные отделы образования получали 10 - 15%, которые шли на развитие слабых школ района).

Пятая модель . Помимо вышеперечисленных существовали и такие формы учреждения НОУ как акционерная, а также соучредительство школ или вузов китайскими и зарубежными партнерами.

Наиболее распространены оказались первые три модели, причем первая явно позволяет сделать вывод о процессе приватизации части государственных школ в Китае. Главный государственный инспектор по делам образования Ван Шэнь заявил о необходимости "решительно воспротивиться перепродаже и продаже с аукциона частным лицам и организациям государственных школ с целью сбора высоких взносов, особенно тех школ, в которых правительство на протяжении длительного периода накопило преимущественные образовательные ресурсы" 29 . Что касается бедных регионов и районов проживания национальных меньшинств, то там использовалась схема целевой государственной поддержки НОУ.

Финансовая основа деятельности НОУ в Китае с самого начала их возрождения являлась сложной и не отрегулированной в силу как экономических, так и политических факторов. Поскольку НОУ официально оцениваются как "общеполезно дело" (гунъи шие), то на них распространялось положение "Закона об образовании" от 1995 г. о том, что "учебные заведения не могут рассматривать получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности" 30 . Как правило, потенциальными мотивами создания частных школ в странах, где юридически запрещено получать прибыль от их деятельности, может быть замаскированная выгода (в частности, от создания на территории НОУ пользующихся системой налоговых льгот предприятий, спортивных и развлекательных комплексов и т.д.), нелегальные способы получения прибыли, а также политические амбиции. Структура первоначального капитала учредителей НОУ в Китае может включать как их собственные средства, так и привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме. Текущие расходы как пра-

стр. 100


вило покрываются за счет учебных взносов, их доля в финансировании НОУ в городе достигает 70%, а на селе не превышает 20%; взносы учредителей соответственно 28 и 60%; банковские ссуды и общественные пожертвования здесь едва дотягивают каждое до 1%. Несколько иная ситуация в "народных вузах": вложения учредителей составляют 40%, а взносы учащихся почти те же 40%, в то время как на долю банковских ссуд и общественных пожертвований приходится по 7%, таков же и удельный вес государственных субсидий 31 . Итак, основными источниками финансирования служат: средства спонсоров (в том числе и зарубежных), правительственные субсидии, помощь предприятий, пожертвования и взносы за обучение, но гарантированным является лишь последний. Как сообщили автору в Центральном НИИ педагогики КНР в ноябре 1997 г., проведенное незадолго до того обследование негосударственных вузов показало, что большинство из них формируют основной капитал с помощью взносов учащихся и только 10% - за счет предприятий, частных спонсоров либо общественных организаций. Собственность учебного заведения и учредителя является раздельной, т.е. разделяются государственное имущество школы, имущество, вложенное учредителем и имущество, накопленное школой за время деятельности.

Образовательные учреждения взимают плату согласно государственным установлениям, но перечень взносов и их нормативы предлагают они сами. Поскольку 90% НОУ в Китае интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. По размеру годовые взносы делятся на три уровня. Первый - высокий (около 4 - 5% всех негосударственных школ, сосредоточенных в основном в наиболее развитых приморских провинциях) - свыше 30 тыс. юаней (около 4 тыс. ам. долларов); средний - от 10 до 30 тыс. юаней (весьма распространенный уровень, так как отражает реальные расходы на одного учащегося, включая проживание и питание); низкий - от 200 - 300 юаней в маленьких частных сельских школах и около 1000 юаней в некоторых профессионально-технических училищах. Официально объявляемые относительно низкие взносы на уровне 5 - 8 тыс. юаней в год в наиболее престижных школах часто не включают плату за общежитие либо означают, что школа может позволить себе покрывать недостающую часть реальных расходов из дополнительных субсидий. Согласно китайским опросам 1994 г., 70% родителей потенциальных учеников частных школ Пекина готовы выложить за обучение детей гораздо меньше вышеозначенных сумм: в начальных школах - не более 600 юаней в год (лишь треть - 1000 юаней); в средних - соответственно 800 - 1600, а в вузах - 1200 - 2000 юаней. Большая часть опрошенных считала такую оплату умеренной при среднем расчетном доходе семьи в месяц 600 - 1500 юаней. Реальная плата за обучение в частном вузе ниже, чем в целом по стране (напомним, что с 1994 г. КНР постепенно переходит на платное обучение на всех ступенях выше обязательного) и составляет в среднем 3400 юаней.

На размеры учебных взносов воздействует множество факторов, и они резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют их в зависимости от успеваемости учеников, снижая отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов разнообразны: в основном по семестрам. Однако существует еще и одноразовый взнос при поступлении - "на развитие школы" (в крупных городах - 3 - 5 тысяч юаней). Действовавший в процветающей южной провинции Гуандун и ряде других мест разовый "залоговый взнос" в совокупности с регулярными расходами семьи на учебу и проживание доходил до 30 - 40 тыс. юаней (что в 200 раз превышало расходы на одного школьника в государственных школах) 32 . Эти деньги в период обучения давали

стр. 101


школе банковские проценты, а после окончании учебы возвращались родителям, но без процентов; в последние годы в Гуандуне залог отменен.

Вклады предприятий в частные учебные заведения зачастую составляют весьма внушительную сумму, что объясняется не только престижем и налоговыми льготами, но и возможностью создавать на территории школы свои филиалы, а также извлекать выгоду из связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные частными предприятиями, постепенно превращаются вместе с ними в единый холдинговый центр. Например, только за период с 1993 по 1997 гг. предприятие-соучредитель посещенной автором в 2001 г. известной пекинской частной школы "21 век" внесло 170 млн. юаней, хотя доходы от вложений были весьма незначительны, особенно в первый организационный период. Создавшее школу "Хойцзя" в пригороде Пекина крупное предприятие под тем же названием ежегодно вкладывало в нее 20 млн. юаней, учредительский капитал составил 50 млн., общая сумма вложений в основной фонд строительства школы - 120 млн., а накопления за 5 лет - 15 млн. юаней (по итогам беседы автора с директором школы в 1997 г.). Но далеко не многие НОУ в Китае основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно 20 тыс. юаней, которые могут внести на паях несколько человек.

Финансовые трудности НОУ вызваны тремя факторами:

1. Их официально некоммерческим (вплоть до принятия Закона 2002 г.) характером. В "Положениях" 1997г. четко оговаривалось, что накопления НОУ могут использоваться только на увеличение текущих расходов на обучение и улучшение условий учебного заведения; они не могут быть разделены и направлены на какую-либо внешкольную деятельность(ст.37). Частные предприниматели не торопились вкладывать капитал, поскольку в отличие от предприятий учебные заведения не подлежат закрытию и расформированию по желанию учредителей, следовательно, вложенные средства в случае изменения ситуации не могут быть ими отозваны.

2. Отсутствием образовательного рынка (капитала, помещений, оборудования, учителей). В силу связи с культурной традицией он складывается медленнее, чем рынок товаров и услуг (по китайским оценкам, к 2000 г. первый сформировался лишь на 70%, а второй - на 90%). В результате большинство НОУ в Китае до сих пор вынуждены арендовать помещения и оборудование, что также не стимулирует учредителей делать вложения в основной капитал. Не полностью реализована и поддержка со стороны предприятий (их средства почти не попадают в основной капитал), а взносы за обучение покрывают лишь текущие расходы, не позволяя делать накопления. Многие в Китае считают, что без собственных помещений, общежитий и оборудования НОУ погибнут.

3. Отсутствием специальных фондов для развития НОУ (в отличие, в частности, от Японии) при том, что в Китае действуют многочисленные фонды поддержки государственных учебных заведений. Недаром в Закон 2002 г. введено положение об учреждении подобных фондов.

Первое десятилетие активного функционирования НОУ породило горячие дебаты относительно их некоммерческого статуса. Более того, есть свидетельства и китайских, и западных источников, что некоторые частные школы и их учредители тайно или явно сумели превратить их в источник дохода 33 . Теоретики отмечали отсутствие в официальных документах КНР присущего мировой практике дифференцированного подхода к НОУ разных типов и уровней и, соответственно, деления их на коммерческие и некоммерческие. Исключение из Закона о частных школах положения о запрете на прибыль-

стр. 102


ность в качестве цели их функционирования создает мощный стимул их развития за счет коммерциализации. Более того, в Законе добавилась статья, согласно которой "после вычета себестоимости, капитала на развитие, а также прочих установленных государством необходимых расходов, спонсоры могут получить разумное вознаграждение из оставшихся средств" (ст. 51) (предполагалось, что оно будет равняться процентам с вклада).

Перспективы и сложности развития. Несмотря на свой периферийный характер, за прошедшие два десятилетия НОУ внесли значительный вклад в развитие всей системы образования КНР. Их отличает более высокая степень автономности, более демократическая система внутришкольного управления, в том числе благодаря попечительским советам, отсутствующим в государственных школах и имеющим право предлагать для избрания кандидатуры директора и руководства администрации. Особо важно это для вузов, где в отличие от государственных учебных заведений осуществляется система ответственности ректора не под руководством парткомов, а под руководством Совета директоров или попечительских советов. Более активную роль в самоуправлении НОУ играют и ученические советы. В целом их относительно гибкая и открытая система управления оказывает положительное влияние на реформу внутришкольного управления остальных учебных заведений.

Частный сектор расширил доступ к образованию, особенно среднему и высшему; являясь более гибким и динамичным, он способствует подготовке специалистов по "горячим" специальностям (информатика, финансы, менеджмент, изучение окружающей среды и пр.). НОУ в КНР предлагают учащимся и ряд других преимуществ: классы малой наполняемости (25 - 35 человек), повышенное внимание к изучению иностранного языка (в большем объеме и с первого класса в отличие от третьего в государственных школах), хорошо укомплектованные компьютерные классы и спортивные залы, эстетическое воспитание (в основном, музыкальное), развитие индивидуальных способностей и простор для экспериментальных исследований, а в "образовательных империях" - еще и непрерывность образования от детсада до университета без угрозы срыва на экзаменах при переходе на следующую ступень. Стремясь привлечь больше учащихся, эти школы также укрепляют связи с учебными заведениями других стран, предоставляя возможность учебы по обмену за рубежом. Например, в 1992 г. в Шанхае был открыт престижный частный университет "Саньда", ориентированный на потребности района Пудун, который имеет тесные контакты с ведущими вузами мира и гарантирует студентам зарубежные стажировки. Многие НОУ, имеющие прочные связи с негосударственными предприятиями, предоставляют работу выпускникам. В целом частный сектор способствует диверсификации образовательных учреждений, обеспечивая выбор учащимся и их родителям.

В то же время у частных школ на данном этапе, помимо вышеперечисленных финансовых, еще множество нерешенных проблем. Большинство НОУ отличает маломасштабность (хотя есть школы, не уступающие по масштабам и занимаемой территории государственным ключевым или даже превосходящие их): численность учащихся колеблется от 100 до 200, что делает их функционирование не столь эффективным, как это теоретически предполагалось. Тем не менее за последние 10 лет масштабы НОУ выросли в 3 - 4 раза. Наличие значительной доли учителей-совместителей (в вузах - около 60%) и пожилых учителей из числа вышедших на пенсию негативно влияет на качество обучения. Если говорить об этом аспекте, то некоторые частные учебные заведения в Китае занимают довольно высокие позиции на уровне ключевых школ, хотя

стр. 103


другие - оцениваются весьма низко. В целом престиж частных школ ниже, чем ключевых государственных.

Привилегированный характер некоторых частных учебных заведений и узость представленных в них социальных страт изначально вызывали неприязнь в китайском обществе и опасения со стороны официальных властей. Тем не менее постепенно отношение стало более терпимым. Некоторые теоретики образования даже представляли их "закрытость" как достоинство - ограждение от разлагающего влияния улицы, семейная атмосфера. Однако очевидно и то, что сплоченность выпускников элитарных частных школ цементирует их кастовость, укрепляя традиционное для Китая построение деловых контактов в системе дружеских либо родственных связей (гуанси ван ). Как известно, частный сектор может стимулировать противоречия в обществе, создавая учебные программы, усиливающие критические настроения в отношении правительства либо просто предлагая отличный от общественного стиль жизни. Именно поэтому в КНР контроль со стороны государства распространяется и на учебные программы, и на идеологическую атмосферу НОУ. Многие частные школы, чтобы приобщить ребят к жизни, проводят военное обучение, летние лагеря, походы, посещение мест боевой славы, заявляют о стремлении избежать роскоши в общежитиях и приучить ребят к труду. Идеологические проблемы будут нарастать по мере открытия на образовательном рынке Китая все новых частных, в том числе и зарубежных либо совместных учебных заведений, подстегиваемых членством страны в ВТО. Этот процесс укрепляет решимость руководителей Министерства образования КНР противостоять чуждому идеологическому и религиозному влиянию 34 .

В целом, появление частных учебных заведений в Китае свидетельствует о том, что система образования в этой стране проходит процесс приватизации и вхождения в рынок. Возрождая инициативу на местах, усилия отдельных граждан и зарубежную помощь, центральное правительство тем самым поощряет более непосредственные контакты между теми, кто предоставляет потребительские услуги, и теми, кто платит за них, развивает партнерство между промышленным и образовательным секторами. Исследователи из Гонконга отмечают, что в отличие от опыта западных стран, "стратегия приватизации и рыночных отношений, принятая КПК, в высшей степени 'инструментальна', ее применение нацелено на повышение административной эффективности и производительности скорее, чем знаменует фундаментальный поворот ценностных ориентации в сторону идей общественного выбора" 35 . Тем не менее мне представляется возможным сделать вывод о том, что передача части ответственности негосударственному сектору в сфере образования в КНР, независимо от замыслов организаторов, стимулирует переход к новой парадигме социальной политики.

-----

1. Жэньминь жибао. 1999. 21 июня.

2. Карлусов В. В. Частное предпринимательство в Китае. М., 1996. С.71.

3. Мэн Минъи. Шичан цзиньцзи юй миньбань цзяоюй фа [Рыночная экономика и законодательство по народному образованию]. // Цзяоюйсюе G1. 1998. N 10. С. 65.

4. 2001 нянь Чжунго цзяоюй люйпишу [Зеленая книга по образованию в Китае 2001 г.] Пекин, 2001. С. 2, 108.

5. Hayhoe Ruth. China's Universities: 1985 - 1995: A Century of Cultural Conflict. Hong Kong, 1999. P. 12.

6. Подробней о частных школах в истории китайского образования см.: Боревская Н. Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. М., 2002.

стр. 104


7. Riddell A. Globalization, Decentralization, Privatization: Emasculation or Opportunity for Educational Planning? // CIES paper. Boston, 1995. P. 29.

8. Гуанмин жибао. 2002. 8 октября.

9. Жэньминь цзяоюй. 2001. N 3. С. 5.

10. Проблемы Дальнего Востока. 2002. N 5. С. 88, 95.

11. Цзяоюй яньцзю. 2001. N 4. С. 8

12. Миньбань цзяоюй тунсюнь. 1997. N 7. С.5.

13. Cummings W. К. Private Education in Eastern Asia The Challenge of Eastern Asian Education: Implications for America: SUNY Press. Albany, 1997. P.143.

14. Образование в Российской Федерации: Госкомстат России. М., 1995. С. 60.

15. Жэньминь цзяоюй. 2002. N 2. С. 6.

16. 2001 нянь Чжунго... С. 125.

17. Чжан Чжии (ред.). Сыли, миньбань сюесяоды лилунь юй шисянь [Теория и практика частных и народных школ ]. Пекин, 1994. С. 161 - 163, 170.

18. Mok Ka-ho. Private Challenge to Public Dominance// Comparative Education. 1997. vol. 33. N 1. P. 45.

19. James E. The Public/Private Division of Responsibility for Education: An International Comparison// Comparing Public and Private Schools. Philadelphia, 1988. P. 107.

20. Чжан Чжии, Ли Цзяюн (ред.). Сыли сюесяодэ таньсо юй яньцзю [Изучение и исследование частных школ]. Пекин, 2000. С. 52.

21. Жэньминь жибао. 1999. 17 июня. С. 5.

22. Чжан Чжии, Ли Цзяюн. Указ. соч. С. 84 - 85

23. Жэньминь жибао. 27 октября. 1999.

24. Cummings W. К. Private Education in Eastern Asia. P. 145.

25. 2001 нянь Чжунго... Пекин. 2001. С. 122.

26. Cummings W. K. and Riddell A. Alternative Policies for the Finance, Control, and Delivery of Basic Education// International Journal of Educational Research. 1994. Vol. 21. N 8. P. 756.

27. Чжан Чжии (ред.). Указ. соч. С.155

28. 2001 нянь Чжунго... С. 133.

29. Жэньминь цзяоюй. 2002. N 4. С. 6

30. The Laws on Education of the People's Republic of China. Beijing, 1999.

31. 2001 нянь Чжунго... С. 125. 139.

32. Чжан Чжии. Указ. соч. С. 192.

33. 2001 нянь Чжунго... С. 112; Kwong Julia. The Reemergence of Private Schools in Socialist China// Comparative Education Review. 1997. N 41. P. 246.

34. Жэньминь цзяоюй. 2002. N 2. С. 10.

35. Mok K.H., Marketization or quasi-marketization: Educational development in Post-Мао China. - International Review of Education, 43 (5 - 6), 1997. P. 20.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЧАСТНЫЙ-СЕКТОР-В-КИТАЙСКОЙ-СИСТЕМЕ-ОБРАЗОВАНИЯ-ПРОБЛЕМЫ-И-ПЕРСПЕКТИВЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Н. БОРЕВСКАЯ, ЧАСТНЫЙ СЕКТОР В КИТАЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 25.01.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЧАСТНЫЙ-СЕКТОР-В-КИТАЙСКОЙ-СИСТЕМЕ-ОБРАЗОВАНИЯ-ПРОБЛЕМЫ-И-ПЕРСПЕКТИВЫ (date of access: 07.03.2021).

Publication author(s) - Н. БОРЕВСКАЯ:

Н. БОРЕВСКАЯ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
72 views rating
25.01.2021 (41 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Н. И. ПАВЛЕНКО. МИХАИЛ ПОГОДИН
Catalog: История 
2 days ago · From Казахстан Онлайн
Д. А. МИЛЮТИН. ВОСПОМИНАНИЯ. 1863-1864
Catalog: История 
2 days ago · From Казахстан Онлайн
ПОКУШЕНИЕ НА ИИ НАОСУКЭ
Catalog: История 
2 days ago · From Казахстан Онлайн
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАМПАНИИ 1947-1953 гг. И ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Catalog: История 
2 days ago · From Казахстан Онлайн
У ИСТОКОВ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ "МАРКСИСТОВ"
2 days ago · From Казахстан Онлайн
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (60-е годы XX в. - начало XXI в.)
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
ДЖУЛИО МАЗАРИНИ
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
ЗАПИСКИ ИНЖЕНЕРА
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
МУСУЛЬМАНСКИЙ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОСЫ В РОССИИ ЭПОХИ АЛЕКСАНДРА I ГЛАЗАМИ ШОТЛАНДСКОГО БИБЛЕИСТА И ПУТЕШЕСТВЕННИКА
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Ч. ТРИПП. ИСТОРИЯ ИРАКА
Catalog: История 
4 days ago · From Казахстан Онлайн


Actual publications:

Latest ARTICLES:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР В КИТАЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2021, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones