Libmonster ID: KZ-2128

Ю. ЛАЛЕТИН, Кандидат исторических наук

Политическая ситуация в современном Афганистане весьма сложна и запутана. Достаточно сказать, что в стране насчитывается ныне свыше 80 политических партий. Не удивительно, что амбиции политических лидеров и стремление достичь своих целей побуждают их объединяться.

К настоящему времени в Народном собрании (нижней палате парламента) представлен чрезвычайно широкий политический спектр - от лояльных к нынешней власти талибов* и умеренных исламистов до маоистов. На этом пестром фоне выделяются три коалиции. Проправительственная представлена немногочисленными демократами и технократами, прежде всего вернувшимися с Запада эмигрантами и либералами, а также некоторыми бывшими моджахедами, включенными во властные структуры. В оппозиционную коалицию, выступающую за расширение полномочий парламента, объединилась большая часть моджахедов и бывших полевых командиров, контролирующих ситуацию в провинциях. Совместно они располагают примерно половиной мест в парламенте. Третья группа депутатов в лице бывших членов Народно-демократической партии Афганистана (НДПА)1, исмаилитов2 и независимых депутатов поддерживает в разных случаях то одну коалицию, то другую.

Весной 2007 г. лидеры парламентской оппозиции, к которым присоединились и некоторые бывшие члены НДПА, объявили о создании нового политического блока - Национального фронта (НФ).

СОЗДАНИЕ НФ И РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ

В состав нового объединения вошли: "Исламское общество Афганистана" (ИОА) во главе с бывшим президентом, а ныне депутатом парламента Бурхануддином Раббани, "Национальное движение" вице-президента Зия Масуда**, партия "Новый Афганистан" спикера Народного собрания Юнуса Кануни3, "Национальное исламское движение Афганистана" во главе с начальником Генерального штаба Абдуррашидом Дустумом4. Кроме того, в состав фронта вошел министр энергетики и водных ресурсов Мухаммад Исмаил-хан5. Все перечисленные деятели, за исключением узбека Дустума, являются таджиками. Еще одним из лидеров фронта стал хазареец Мустафа Каземи6, стоявший во главе "Партии национального могущества Афганистана"***.

Таким образом, речь идет преимущественно о представителях этнических меньшинств. Вместе с тем, участие в составе данного политического объединения членов семьи экс-короля, а также бывших функционеров НДПА (сейчас парламентариев) пуштунов Н. Олуми, С. М. Гулябзоя, К. Ранджибара не позволяет категорично говорить об этом объединении как исключительно о союзе этнических меньшинств.

Вместе с тем, в политическом плане Национальный фронт вы-


* Известно, по крайней мере, о двух из них. Это Абдуссалам Ракети и Мухаммад Ислам Мухаммади. Американцы к их присутствию относятся спокойно, для них в данном случае важнее, что самим фактом своего присутствия в легальном органе они укрепляют позиции центрального правительства, которое слишком слабо, чтобы контролировать ситуацию в провинциях.

** Брат легендарного полевого командира, военного лидера Северного альянса Ахмад Шаха Масуда.

*** Погиб 6 ноября 2007 г. во время теракта в провинции Баглан.

стр. 35


ступает сторонником идей расширенного парламентаризма и федерализма. Так, Б. Рабоани, избранный главой нового политического альянса, заявил, что Фронт выступает за введение парламентской формы правления и выборность губернаторов всех 34 провинций. Он также высказался за ограничение полномочий президента.

В ответ на это заявление президент Х. Карзай в довольно резкой форме высказался в том духе, что афганский народ уже сыт федерализмом7. Он напомнил о конфликтах между президентом и премьер-министром в период правления моджахедов в первой половине 1990-х гг. Президент также заявил, что если бы народ хотел парламентаризма и федерализма, то не проголосовал бы за президентскую форму правления.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКЦИИ НФ

Декларацией об образовании НФ дело не ограничилось. По сообщению ряда афганских СМИ, не без влияния НФ в мае 2007 г. в административном центре провинции Джаузджан г. Шибирган начались демонстрации сторонников генерала Дустума с требованием об отставке губернатора Дж. Х. Хамдарда8. Демонстрации продолжались три дня, пока губернатор не покинул город. Полиция открыла огонь по демонстрантам, в результате - семь человек погибли и 35 были ранены. НФ потребовал привлечения полицейских к ответственности. Сразу же после начала беспорядков в город по распоряжению главы государства были переброшены части 209-й дивизии вооруженных сил Афганистана, которые взяли под контроль стратегические объекты. Под влиянием НФ демонстрации приняли политический характер. По сведениям газеты "Хошт собх", распространенным Би-би-си, одну из целей Национального фронта, а именно выборность губернаторов, начиная с провинции Джаузджан, предполагалось реализовать явочным порядком (т.е., по существу, силой, а отнюдь не парламентским путем)9. В подтверждение этого представитель губернатора Р. Самун заявил в июне 2007 г., что, по сведениям губернатора, генерал А. Дустум вооружает население г. Шибиргана10.

Руководители НФ, большинство которых составляют депутаты парламента, в середине июня 2007 г. выступили с программой вывода страны из всеобщего кризиса, в котором, по их мнению, оказался Афганистан. Ее озвучил 14 июня на пресс-конференции в Кабуле ныне покойный М. Каземи. Суть программы сводится к повышению роли парламента в управлении государством. Лидеры НФ предложили также создать ряд новых руководящих государственных органов, в первую очередь, Высший совет под руководством президента и в составе спикера нижней палаты парламента, председателя Верховного суда, а также министров обороны и безопасности. Правда, не совсем понятно, какое место мог бы занять этот Совет в уже существующей системе органов власти и каковы будут его функции.

Наряду с этим было предложено сформировать с участием депутатов специальные советы по экономике и безопасности, а также комиссию для переговоров с вооруженной оппозицией (т.е. с боевиками "Талибан") и "внесения ею вклада в государство"11.

Косвенно, в пользу усиления роли парламента направлены попытки депутатов, симпатизирующих НФ, дискредитировать и поставить под сомнение компетентность ряда министров кабинета Х. Карзая. Так, в мае 2007 г. Народное собрание выразило вотум недоверия министру по делам беженцев А. Акбару и главе внешнеполитического ведомства Р. Д. Спанте. Причиной стала принудительная депортация афганских беженцев из Ирана. Между тем, президент Афганистана Х. Карзай счел, что ситуация с беженцами не имеет прямого отношения к деятельности руководителя МИД и обратился в Верховный суд за разъяснениями по поводу законности парламентского решения. Верховный суд поддержал Карзая. Однако парламент назвал решение суда "незаконным" и заявил, что полномочия министра иностранных дел прекращены. Тем не менее, Спанта продолжает исполнять свои обязанности.

В августе 2007 г. депутаты потребовали от президента представить парламенту новые кандидатуры министров иностранных дел и по делам беженцев и репатриантов, а также председателя Центробанка и одного из членов Верховного суда, предупредив,что в случае невыполнения впредь решений парламента правительством страны Национальное собрание может прекратить свою работу. На следующий день после заявления Ю. Кануни пресс-секретарь президента Х. Хамидзада отметил, что в ближайшее время в парламент для утверждения будут направлены кандидатуры министра по делам беженцев, нового главы Центробанка и члена Верховного суда. Однако он ничего не сказал о кандидатуре министра иностранных дел.

Таким образом, линия НФ на повышение роли парламента начинает понемногу находить практическое воплощение. Можно сказать, что с появлением НФ в Афганистане оформилась легальная внутренняя оппозиция (помимо вооруженной оппозиции в лице талибов). Национальный фронт выступает сегодня как самостоятельная политическая сила.

Подобное развитие событий не могло не вызвать реакции президента. В качестве противовеса НФ было инициировано создание пропрезидентской "Республиканской партии Афганистана" (РПА). В ряде афганских СМИ, со ссылкой на высокопоставленный источник в министерстве юстиции Афганистана, в июле 2007 г. было сообщено, что процедура регистрации партии находится на стадии завершения12. Ходят слухи, что РПА возглавит сам Х. Карзай, хотя ранее президент заявлял, что он не намерен создавать свою партию.

Все это позволяет говорить о том, что этнополитическое противостояние в Афганистане вышло на новый уровень, затронув и государственные основы.

ОСНОВНЫЕ ФИГУРАНТЫ НФ И ИХ ВЗГЛЯДЫ

Предшественником НФ был небезызвестный Северный альянс, в котором в свое время объединились против талибов представители большинства других политических сил, прежде всего этнических меньшинств.

После свержения в ноябре 2001 г. режима талибов представители Северного альянса, поддержавшего международную антиталибскую коалицию и выступившего в союзе с ней, возглавили в правительстве силовой блок. Пост министра обороны занимал во Временной администрации* пре-


* Была сформирована в декабре 2001 г. в Бонне и действовала до 20 июня 2002 г., когда Лойя джирга сформировала Переходное правительство во главе с Х. Карзаем сроком на 2 года. Реально срок полномочий Переходного правительства продолжался вплоть до выборов президента в октябре 2004 г.

стр. 36


емник Ахмада Шаха Масуда Мухаммад К. Фахим13, министром внутренних дел стал Ю. Кануни (в Переходном правительстве он занимал пост министра образования и просвещения), а министром иностранных дел - Абдулла Абдулла14.

Однако в сентябре 2003 г. на руководителей Северного альянса со стороны некоторых средств массовой информации и отдельных представителей властей посыпались обвинения в захвате земель в Кабуле15, превышении полномочий и т.д., и президент Х. Карзай предпринял ряд шагов по ограничению полномочий М. Фахима и других членов правительства от Северного альянса.

Ответом на это стало состоявшееся в октября 2003 г. совещание ведущих военачальников и политиков, входящих в Северный альянс (М. Фахима, экс-президента Афганистана Б. Раббани, губернатора Герата М. Исмаил-хана, генерала А. Дустума, командующего войсками Северного альянса в Мазари-Шарифе генерала Атта Мухаммада и Ю. Кануни), на котором было принято решение выдвинуть на президентских выборах 2004 г. собственную единую кандидатуру* и отказаться от поддержки Х. Карзая.

Реакция Карзая последовала незамедлительно. Он сделал заявление о том, что "не хочет никакого коалиционного правительства с Северным альянсом"16. В июне 2004 г., после его встречи с лидерами альянса он еще раз подтвердил, что коалиционное правительство показало свою неэффективность17.

Укрепляя свои позиции, Карзай в сентябре 2003 г. назначил на руководящие посты в министерстве обороны свыше двух десятков новых офицеров: 8 пуштунов, 6 таджиков, 4 хазарейца, 2 узбека и еще 2 представителя других национальностей18. Идя на выборы в июле 2004 г., Х. Карзай предложил пост первого вице-президента не М. Фахиму, как все ожидали, а младшему брату А. Ш. Масуда - Зия Масуду. Тем самым он получил поддержку Б. Раббани, который является тестем последнего.

В результате М. Фахим был, по существу, устранен с афганской политической арены, а в ряды панджшерцев** внесен раскол. М. Фахим подал в отставку с поста министра обороны. Впрочем, ему назначили большую пенсию и сохранили охрану, а позже, после парламентских выборов президент назначил его сенатором. Тем не менее, затаив обиду, М. Фахим летом 2007 г. начал выступать с критикой президента, обвиняя его в том, что в новом правительстве моджахеды должным образом не представлены. В ответ Х. Карзай, выступая 9 сентября 2007 г. на церемонии, посвященной 6-й годовщине гибели А. Ш. Масуда, заявил о том, что в ближайшем будущем в правительство вернется бывший министр иностранных дел Абдулла Абдулла.

Еще в марте 2004 г. Карзай сместил с поста министра планирования одного из влиятельных сторонников Северного альянса и нынешнего члена НФ хазарейца Мохаммеда Мохаккека19. В структуре же нового правительства, сформированного в декабре 2004 г., этому министерству места вообще не нашлось.

Таким образом, уже можно говорить об определенной политической линии Х. Карзая, направленной на ограничение влияния лидеров Северного альянса и особенно панджшерцев. В частности, программа ООН - "Демобилизация, разоружение, реинтеграция", запущенная в Афганистане в октябре 2003 г. и рассчитанная на три года, начала реализовываться с севера страны, хотя борьба с талибами ведется преимущественно на юге. Впрочем, сам М. Фахим не спешил разоружать части своей армии, что, возможно, и стало одной из причин его ухода со своего поста. Есть точка зрения, что Карзай и его окружение, в частности, министры его правительства А. уль-Хак Ахади, Али А. Джалали, Ханиф Атмар и другие, а также посол США в Афганистане Залмай Халилзад*** разрабатывали конкретный план полного отстранения всех панджшерцев от власти20. Опасаясь утратить политическое влияние, некоторые командиры Северного альянса весной 2004 г. предприняли даже попытку вооруженного противостояния правительству Карзая. Так, в середине марта 2004 г. в Герате произошло столкновение между силами 17-й бригады афганской армии и отрядами губернатора Исмаил-хана. Поводом к нему стали вооруженные столкновения между Исмаил-ханом и его давним со-


* Позже, однако, эта договоренность рухнула, когда Кануни и Дустум выдвинули на выборах собственные кандидатуры.

** Так называют сподвижников А. Ш. Масуда, база которого располагалась в долине Панджшер на северо-востоке Афганистана. По сути, они составили руководящее ядро Северного альянса.

*** Залмай Халилзад родился на севере Афганистана в Мазари-Шарифе, окончил Чикагский университет. Является представителем американских правых. Будучи поклонником талибов, пока американцы им покровительствовали, он в 1995 - 1997 гг. участвовал в переговорах между нефтяной компанией Unocal и представителями Движения талибов относительно прокладки трансафганского нефтепровода. Позже стал послом США в Ираке, а затем представителем США в ООН.

стр. 37


перником в регионе полевым командиром Амануллой-ханом, в ходе которых был убит сын губернатора, министр гражданской авиации Мирвайс, и осуществлено неудачное покушение на него самого. 8 апреля А. Дустум захватил столицу провинции Фарьяб г. Маймане, возможно, рассчитывая расширить сферу своего влияния в регионе. Однако Центральное правительство решило восстановить статус-кво и направило в провинцию 750 солдат Национальной армии и 200 полицейских. На следующий день отряды Дустума покинули город.

"Нейтрализации" влиятельного Дустума удалось добиться весьма своеобразно - назначив его начальником Генерального штаба и переведя в столицу. Подобным же образом были ослаблены позиции Исмаил-хана, который в сентябре 2004 г. был перемещен с поста губернатора провинции Герат на должность министра энергетики и водных ресурсов в новом правительстве.

Дольше всех продержался на ответственном посту министра иностранных дел А. Абдулла - вплоть до 20 апреля 2006 г., когда Народным собранием на эту должность был утвержден Д. Р. Спанта. С уходом Абдуллы представителей Северного альянса в правительстве фактически не осталось.

Ослабление позиций лидеров Северного альянса во властных структурах побудило их к политическому оформлению своего объединения. В марте 2005 г. для подготовки к выборам в Народное собрание была образована коалиция "Фронт национального взаимопонимания Афганистана", объединившая 14 оппозиционных партий, которую возглавил Ю. Кануни. Его заместителями стали М. Мохаккек и бывший кандидат в президенты Ахмед Шах Ахмадзай. Уже после выборов это объединение переросло в Национальный фронт, который продолжил линию Северного альянса.

ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ НОВОЙ АФГАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Еще в ходе заседаний Лойя джирги, созванной в декабре 2003 г. для обсуждения и принятия афганской конституции, разгорелись ожесточенные споры о формах правления и государственного устройства, что придало ее заседаниям особый драматизм.

Вариант президентской республики встретил решительное противодействие со стороны большинства представителей этнических меньшинств, отстаивавших преимущественно парламентскую форму правления и не желавших концентрации власти в руках президента-пуштуна. Именно вокруг этого вопроса разгорелись главные споры.

Оппозицию предлагавшейся форме правления возглавлял Б. Раббани. В свою очередь, Х. Карзай заявил, что не станет баллотироваться в президенты, если Лойя джирга не утвердит президентскую форму правления. Компромисса удалось достичь лишь с очень большим трудом. Афганистан был объявлен президентской республикой. Однако по сравнению с первоначальным вариантом полномочия президента были урезаны, в частности, он лишен права распускать парламент. Назначаемое им правительство должно утверждаться нижней палатой. Однако и парламент не может объявить импичмент президенту.

На заседаниях Лойя джирги выдвигались также предложения о федеральном государственном устройстве Афганистана. Наиболее энергичными сторонниками этой идеи выступили лидеры узбеков и хазарейцев. В апреле 2002 г. был опубликован проект

стр. 38


программы узбекского "Национального исламского движения Афганистана", в котором содержался призыв к разделению властных полномочий на федеративной основе. Однако идеи федерализма не получили поддержки большинства делегатов Лойя джирги. Афганистан остался унитарным государством.

Одним из спорных вопросов был вопрос о языках. В результате долгих обсуждений все сошлись на том, что пушту и дари объявлены официальными языками, а третьим официальным языком объявляется в том или ином регионе тот, на котором говорит большинство населения. 4 января 2004 г. конституция страны принята Лойя джиргой и 26 января подписана президентом Х. Карзаем.

Однако очевидно, что лидеры оппозиции не оставили намерений склонить на свою сторону большинство Народного собрания и добиваться внесения изменений в конституцию, касающихся расширения полномочий парламента, учреждения поста премьер-министра и утверждения выборности губернаторов.

Описанные выше коллизии, разумеется, не случайны, а являются наследием недавнего прошлого. Не секрет, что конфликт в Афганистане обрел в 1990-х гг. этническую окраску, что во многом было связано и с ростом национального самосознания этнических меньшинств.

ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА ЗАЯВЛЯЮТ О СВОИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ АМБИЦИЯХ

Решающую роль в росте национального самосознания играет интеллигенция. А ее формирование было напрямую связано со становлением системы образования, которое стало доступно для представителей этнических меньшинств фактически лишь в последней трети XX в.

Результаты распространения высшего и специального образования среди непуштунских народностей стали видны уже к 1970-м гг. В частности, перестала быть однородной в национально-этническом отношении военная интеллигенция. В последние десятилетия прошлого века в афганской армии на не менее престижных, с точки зрения карьеры, военно-технических должностях преобладали таджики, узбеки и представители иных народностей. В то же время среди генералов и старших офицеров 70% составляли пуштуны и лишь 20% - таджики, 10% - представители других народов, среди младших офицеров доля пуштунов достигала 45%, таджиков - 35%, узбеков - 10% и прочих народностей - 10%21.

Политические партии в Афганистане возникли еще в начале 1950-х, и также на этнической основе. В марте 1951 г. в Кабуле начала издаваться газета "Ватан" ("Родина"), на основе которой позже сформировалось одноименное политическое движение, включавшее в себя главным образом таджиков и, отчасти, представителей других непуштунских народов.

В 1960-е гг. появился целый ряд партий и групп, выступавших с позиций защитников интересов этнических меньшинств, что сыграло значительную роль в обострении идейно-политической борьбы и дестабилизации политической обстановки. В 1980-е гг. политические организации непуштунских народов получили дальнейшее развитие. В партию "Исламское общество Афганистана" Б. Раббани входили преимущественно таджики. В период советского военного присутствия ИОА добилось наибольших успехов в формировании военно-политической структуры на подконтрольных ей территориях в зоне боевых действий (в дариязычных районах).

Возникла своя партия и у узбеков. В 1987 г. в провинции Джаузджан из проживавших там узбеков была сформирована 53-я дивизия под командованием А. Дустума. После падения режима Наджибуллы А. Дустум создал "Национальное исламское движение Афганистана".

С приходом НДПА к власти в Афганистане ускорился процесс политической консолидации и у хазарейцев, преимущественно противников кабульского режима. В 1990 г. хазарейские партии и группировки в Иране были объединены в "Партию исламского единства Афганистана" (Вахдат - Единство) во главе с А. А. Мазари. После убийства последнего талибами партию возглавил Абдул Карим Халили. В этой партии сформировались такие политики, как М. Мохаккек, Курбан Али Ирфани, М. Каземи, каждый из которых сформировал позже свою партию.

Появление политических партий и военных организаций у этнических меньшинств вызвало рост национального самосознания. Сегодня элита этнических меньшинств уже не желает возвращения к ситуации безусловного политического доминирования в стране пуштунов. Именно этим и вызвано их стремление к федерализму и расширению полномочий парламента.

Однако одной из трудностей, стоящих перед ними на этом пути, является афганская политическая традиция, сформировавшаяся за два с половиной века существования централизованного афганского государства. Главными характерными особенностями государства афганцев в течение всего этого периода были неизменное правление пуштунов, объединявших страну, единоличная власть правителя и унитаризм. Таким образом, федеративным устремлениям нынешних амбициозных лидеров этнических меньшинств противостоят не только пуштуны, но и традиция, ментальность, своего рода "коллективная память" населяющих страну народов.

Сегодня Национальный фронт представляет собой оппозицию президенту Х. Карзаю и возглавляемому им правительству. Фронт, как мы уже сказали, выражает преимущественно интересы этнических меньшинств. Так, из 53 таджиков и чараймаков*, представленных в нижней палате парламента, 47 входят в оппозиционные партии Раббани и Кануни (остальные баллотировались как независимые). Что касается хазарейцев, то из 30 мест в парламенте проправительственным фракциям (Халили и Анвари) принадлежит, по оценкам, только 4 места, а оппозиционным - 22, остальные - независимым22. Из 20 депутатов-узбеков все относят себя к оппозиции (общее число депутатов афганского парламента - 249).

Президенту Карзаю теперь приходится сталкиваться с двойной оппозицией - парламентской в виде НФ и вооруженной - в лице талибов. Причем борьба талибов также имеет, помимо прочего, этнический подтекст. Дело в том, что пуштунские элиты в сегодняшней политической системе Афганистана, которая создава-


* Чараймаки - четыре народности смешанного тюркского или тюрко-монгольского, иранского и отчасти арабского происхождения.

стр. 39


лась по западному образцу, представлены достаточно слабо. В настоящее время отсутствует сама возможность для лидеров пуштунских племен играть более существенную роль в Кабуле. Между тем афганский исторический опыт показывает, что отсутствие поддержки племен делает правительство слабым.

Мало того, интересы пуштунов из небольших городов и сельских районов представляют в настоящее время совсем не кабульские власти, а движение "Талибан". Возможно, именно этим обстоятельством вызваны неоднократные попытки властей начать переговоры с талибами с целью интеграции их в государственно-политическую систему страны. Слухи о начале таких переговоров регулярно появляются. В сентябре 2007 г. президент Карзай в очередной раз выразил готовность вести переговоры с талибами и вооруженными антиправительственными силами. И впервые за многие месяцы талибы ответили согласием, правда, через два дня от своих слов отказались23. Между тем Х. Карзай 29 сентября вновь подтвердил, что готов вступить в переговоры с лидером "Талибан" муллой Омаром и предложить талибам высокие посты.

Этот шаг Х. Карзая выглядит вынужденным. В то же время думается, что такое двойное давление на правительство (со стороны талибов и со стороны Запада, который критикует Х. Карзая за неспособность переломить ситуацию) едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в стране и построению мирного и процветающего Афганистана.

* * *

В качестве некоего итога хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, продолжительная гражданская война в Афганистане, приобретшая в 1990-е гг. форму межэтнического конфликта, привела к тому, что именно этнический конфликт превратился в базовую характеристику современного афганского общества. Фактически он проник уже во все сферы афганского социума. Более того, по мере восстановления институтов государственной власти и управления этнические противоречия распространялись и на данную область, что, в свою очередь, не могло не осложнить государственного строительства и, как следствие, обусловило слабость новых органов власти и афганской государственности в целом.


1 НДПА была создана в январе 1965 г. Вскоре распалась на две фракции - "Хальк" ("Народ") и "Парчам" ("Знамя"). После апрельского переворота 1978 г. власть на короткое время оказалась в руках представителей "Хальк", попытавшихся провести коренные социально-политические реформы без должной их подготовки, что вызвало недовольство населения страны. В декабре 1979 г., с вводом советских войск, власть перешла к представителям более умеренной фракции "Парчам". В июне 1990 г. НДПА переименована в партию "Ватан" ("Родина"). Распущена указом президента Б. Раббани в июне 1992 г.

2 Приверженцы мусульманской шиитской секты. Считают Исмаила, который был старшим сыном шестого шиитского имама Джафара Садыка, законным седьмым имамом. Расселены по всему исламскому миру. Имам Ага-хан IV проживает в Лондоне. В Афганистане исмаилиты живут на северо-востоке страны, насчитывают около 1 млн. человек.

3 Таджик, сподвижник А. Ш. Масуда, назначенный им после падения режима Наджибуллы в 1992 г. политическим руководителем армии. На Боннской конференции Ю. Кануни возглавлял делегацию Северного альянса. В Бонне в декабре 2001 г. получил пост министра внутренних дел в составе Временной администрации. В Переходном правительстве, сформированном Лойя джиргой в июне 2002 г. и действовавшем до выборов президента 9 октября 2004 г., стал министром образования и просвещения. На прошедших в 2004 г. президентских выборах выставлял свою кандидатуру и набрал 16,3% голосов. В декабре того же года объявил о создании оппозиционной правительству политической партии "Новый Афганистан", которая на выборах в нижнюю палату парламента 18 сентября 2005 г. получила 25 мест.

4 В начале 1980-х гг. создал узбекский ополченческий отряд защитников революции, находившийся под опекой Службы государственной безопасности. В 1987 г. ополчение было преобразовано в 53-ю дивизию. Весной 1992 г. А. Р. Дустум отказался от сотрудничества с Наджибуллой, что во многом предопределило падение режима. В июне 1992 г. создал Национальное исламское движение Афганистана. В ноябре 1992 г. в центре провинции Балх - г. Мазари-Шариф сформировал собственную администрацию, подчинив себе шесть северных провинций преимущественно с узбекским населением, включая Фарьяб, Джаузджан, Балх и Кундуз. Создал полноценную структуру государственных органов, которая не зависела от Кабула. В декабре 2001 г. ему были предложены посты заместителя главы Временной администрации и заместителя министра обороны. В мае 2003 г. назначен специальным советником по военным вопросам и проблемам безопасности. На выборах президента в качестве кандидата занял четвертое место, набрав 10% голосов.

5 Получил известность как полевой командир, сражавшийся с советскими войсками в 1980-е гг. Член ИОА. После прихода Б. Раббани к власти (июнь 1992 г.) стал губернатором провинции Герат. Победа талибов вынудила его скрываться на территории Ирана. При попытке отбить Герат в 1997 г. был взят в плен. В марте 2000 г. совершил побег в Иран. После свержения режима талибов вновь стал губернатором Герата. Назначен министром энергетики и водных ресурсов в декабре 2004 г.

6 Из фракции М. Акбари "Партии исламского единства Афганистана", созданной в 1990 г. на базе хазарейских группировок в Иране. Министр торговли в переходном правительстве.

7 www.bbc.co.uk/pashto - 6.04.2007.

8 www.afghanistan.ru - 28.05.2007.

9 www.bbc.co.uk/pashto - 4.06.2007.

10 www.bbc.co.uk/pashto - 16.06.2007.

11 www.bbc.co.uk/pashto - 14.06.2007.

12 www.afghanistan.ru - 15.07.2007.

13 Член ИОА, возглавляемого Б. Раббани. В годы присутствия советских войск в Афганистане был полевым командиром, командующим одним из "фронтов", председателем политического комитета и заместителем А. Ш. Масуда. Руководил спецслужбами ИОА, а в правительстве Раббани был министром безопасности. После гибели Масуда возглавил вооруженные силы Северного альянса. После свержения режима талибов занял посты первого заместителя руководителя Временной администрации и министра обороны, а на Лойя джирге в июне 2002 г. был избран вице-президентом.

14 После 1992 г. был политическим советником А. Ш. Масуда, с 1999 г. возглавлял внешнеполитическое ведомство в правительстве Раббани.

15 Хотя основная вина лежала отнюдь не на лидерах Северного альянса. Скандал разразился тогда, когда афганская Независимая комиссия по правам человека выяснила, что 28 из 32 министров, а также другие влиятельные в Афганистане люди получили участки в престижном районе Кабула Шир Пур после того, как бульдозеры снесли глинобитные и кирпичные дома, в которых более 25 лет жили несколько сот человек.

16 www.afghanistan.ru - 11.04.2007.

17 www.farsi.ru - 7.06.2007.

18 www.bbc.co.uk/pashto - 22.09.2007.

19 Из фракции К. Халили "Партии исламского единства Афганистана" (ПИЕА). Осуществлял общее руководство специальными структурами ПИЕА до осени 1998 г. После эмиграции Халили в Иран в 1998 г. Мохаккек взял на себя общее руководство хазарейскими военно-политическими структурами на территории Афганистана. Во Временной администрации занимал посты заместителя ее главы и министра планирования. Пост министра сохранил и в Переходном правительстве. После своей отставки создал "Партию исламского единства Афганистана". Выдвигал свою кандидатуру на президентских выборах 2004 г., получив, по итогам, третье место в списке претендентов (11,6%). По результатам выборов в нижнюю палату парламента его партия получила 18 мест.

20 См., например: Искандаров К. Политические партии и движения Афганистана накануне парламентских выборов - www.afghanistan.ru - 19.04.2006.

21 Коргун В. Т. Интеллигенция в политической жизни Афганистана. М.: Наука, 1983, с. 10 - 11.

22 Автор основывается на расчетах В. Г. Коргуна, приведенных в трех его статьях: Афганский парламент начинает работу - www.iimes.ru/rus/stat/2005/23 - 12 - 05.htm; Состав афганского парламента // ibid/30 - 12 - 05.htm; Политические партии в афганском парламенте // ibid/2006/25 - 01 - 06.htm

23 www.bbc.co.uk/pashto - 10.09.2007.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/НОВОЕ-ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ОБЪЕДИНЕНИЕ-В-АФГАНИСТАНЕ-ПЕРВЫЕ-ШАГИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ю. ЛАЛЕТИН, НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В АФГАНИСТАНЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 11.07.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/НОВОЕ-ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ОБЪЕДИНЕНИЕ-В-АФГАНИСТАНЕ-ПЕРВЫЕ-ШАГИ (date of access: 05.03.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ю. ЛАЛЕТИН:

Ю. ЛАЛЕТИН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
272 views rating
11.07.2023 (237 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И КАЗАХСТАНСКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Yesterday · From Цеслан Бастанов
ЭФИОПИЯ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШТАТЕ ГАМБЕЛЛА
2 days ago · From Цеслан Бастанов
МЭР ЛОНДОНА - МУСУЛЬМАНИН
4 days ago · From Цеслан Бастанов
"ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" В ЛИВИИ
8 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Catalog: Экономика 
11 days ago · From Цеслан Бастанов
ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Catalog: Экономика 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЯПОНИИ
14 days ago · From Цеслан Бастанов
XII СЪЕЗД КПВ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКОВ И УЧЕНЫХ
15 days ago · From Цеслан Бастанов
XII CONGRESS OF THE CPV IN THE ASSESSMENTS OF POLITICIANS AND SCIENTISTS
Catalog: История 
15 days ago · From Цеслан Бастанов
СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ В НЕБЕ КИТАЯ
17 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В АФГАНИСТАНЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android