Из выступления П. М. Мурадяна как будто следует, что азербайджанцы не имеют своей раннесредневековой истории, что на этой земле не было тогда азербайджанского народа как такового. Может быть, я неправильно понял выступавшего? Считаю поэтому полезным остановиться на истории Кавказской Албании, хотя я и не занимаюсь изучением средневековой истории Азербайджана.
Напомню, что Албанское государство существовало в древности наряду с Грузинским и Армянским. Хорошо известен труд крупного советского специалиста К. В. Тренер, которая написала важную работу по истории Кавказской Албании с IV в. до н. э. и до падения Албанского царства под натиском Арабского халифата, то есть по VII в. н. э. Это было самостоятельное и мощное государство. Римляне, предпринявшие сюда вторжение в 69 - 65 гг. до н. э., вынуждены были отступить, ибо столкнулись с объединением 26 племен и их многочисленным войском. Албанское царство с V в. имело свой алфавит (из 52 букв). С IV в. там распространялось христианство (не григорианского толка, в отличие от Армении). С VII в. шло составление "Истории агван". И если государство Атропатена охватывало собой южный (ныне - иранский) Азербайджан, то Албания находилась на территории современного советского Азербайджана.
Существование Кавказской Албании с богатым древним и средневековым прошлым признают и наши коллеги - армянские историки. Зачем же тогда допускать неаргументированные высказывания? Что касается верований албанов, отразившихся затем и в письменных памятниках, то албанское население с течением времени частично подпадало под влияние армянской церкви. Однако любой мог сохранить свою религию, толь-
Исмаилов Махмуд Али Аббас оглы - член-корреспондент АН Азербайджанской ССР, зам. директора Института истории АН Азербайджанской ССР.
стр. 83
ко должен был платить лишние подати. Большая часть населения низинной части Азербайджана, Кавказской Албании в VIII в. приняла ислам, нагорной же части - нет. Вы знаете, какую огромную роль играла религия в средние века, и это наложило свою печать на ход арменизации Албании. Практически процесс арменизации продолжался до XI-XII вв., об этом писали и многие советские армянские историки. Здесь перечисляли государства на албанской территории, но ни разу не упомянули, что там были и азербайджанские государства. Шла арменизация местного населения и в иных формах. Об этом нельзя забывать, равно, как не следует отождествлять азербайджанцев, как это порою делается, с турками. Турки-османы и азербайджанцы - разные нации. Поэтому вызывает удивление решение Отделения истории АН СССР объявить Институт истории АН Армянской ССР ведущим учреждением по исследованию истории Кавказской Албании. Это может нанести ущерб ходу исследований, от чего пострадают и межнациональные отношения. В тексте Туркманчайского мирного договора, подписанного в 1828 г. по окончании русско-иранской войны, был такой пункт: разрешить свободное передвижение населения из Южного Азербайджана в Северный и из Северного Азербайджана в Южный. Началась активная миграция населения и, конечно, не только в Карабах. В записках А. С. Грибоедова, который представлял в ту пору интересы Российской державы в Иране в качестве посла, прямо говорится о переселении армян в Карабах, есть интересное рассуждение о внушениях, которые должно делать мусульманам, чтобы помирить их с нынешним их отягощением, которое не будет долговременным, и искоренить из них опасение насчет того, что армяне завладеют навсегда землями, куда их на первый раз пустили. Однако они завладели этими землями именно навсегда. Во второй половине XVIII в. возникло около 15 азербайджанских ханств. Крупнейшие из них - Шекинское, Карабахское и Кубинское. При этом в Нагорном Карабахе имелось пять меликств. Хорошо известно, что визирь Карабахского ханства М. П. Вагиф, организовывавший отпор иранским захватчикам, стремился к установлению тесного союза с Россией. Накануне присоединения Карабаха к России 75% населения этого ханства составляли азербайджанцы, 21% - армяне. Карабах - это албанская область Арцах. Так обстоит дело лишь с некоторыми аспектами истории Азербайджана.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
![]() 2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |