BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: KZ-948
Author(s) of the publication: Вяземский Е.Е.

Share with friends in SM

По названной теме 14-16 декабря 1999 г. в Израиле в Тель- Авивском университете состоялась международная научная конференция. Она была проведена при поддержке Израильского научного фонда. Организатор конференции - Каммингс Центр по изучению России и восточноевропейских стран.

Директор Каммингс Центра профессор д-р Ш. Наве и главный координатор конференции д-р В. Каплан сделали все возможное, чтобы научные встречи и дискуссии прошли на самом высоком уровне. Тексты докладов были заранее распечатаны и розданы всем участникам. Прекрасный синхронный перевод позволил всем докладчикам сосредоточиться на существе поставленных вопросов.

Центральной научной проблемой конференции стал вопрос о том, как сегодня преподавать историю, как сделать этот процесс эффективным и современным. Еще на стадии подготовки конференции выяснилось, что поставленная проблема вызвала интерес более двух десятков историков из различных стран мира. Израильские, российские, американские, германские, британские историки проявили глубокий интерес к проблемам преподавания истории в современной России.

Доклады и сообщения участников были распределены по семи секциям, названия которых красноречиво свидетельствуют о тематике конференции: первая секция - "Образовательная реформа, вызовы и изменения"; вторая - "История как субъект политики"; третья - "Современная историография и история в школе"; четвертая - "История и коллективная память"; пятая - "Воспроизведение истории"; шестая - "Школа в изменяющемся обществе: социальная роль исторического образования"; седьмая -"История - учитель жизни: подготовка и переподготовка учителей".

На конференции были заслушаны следующие доклады и сообщения: Л. Холмс (США) -"Реформа в действии: путешествие в прошлое и настоящее России", Э. Наве (Израиль) - "О преподавании истории в Израиле"; Ф. Куберт (ФРГ) - "Образовательная политика в России и реформа школьных программ"; Е.Е. Вяземский (Россия) - "Политика Министерства образования России в сфере исторического образования, 1991-1999", Дж. Макли (Великобритания) - "Религиозное образование сегодня", И.И. Ионов

(Россия) - "Историография и историческое образование в современной России", В. Каплан (Израиль) - "Новая иерархия концепций в учебниках по российской истории", Ю.А. Троицкий (Россия) - "Учебник истории как дискурс", А. Бен-Амос (Израиль) - "Коллективная память и историческое образование: теоретические аспекты", Н. Шлейфман (Израиль) - "Краеведческие музеи и их роль в формировании исторической памяти", П. Агмон (Израиль) - "Холокост и его влияние на преподавание российской истории, проблема учебников и повышения квалификации учителей", Б. Энклоф (США) - "О судьбе Российской империи: проблема "героев" и "толпы" в постсоветских учебниках", И. де Кегель (ФРГ) - "Формирование имперской традиции в современных российских учебниках", А.П. Шевырев (Россия) - "Новый образ старой России: историческая мифология в современных российских учебниках". Л.Н. Ермолаева (Россия) - "Первое знакомство с историей: концепция учебника для начальной школы", Р. Фишер (Израиль) - "Учебники истории как проводники политической социализации", И. Матиас (Израиль) - "Вызов постмодернистской культуры, брошенный учителям истории", П.А. Баранов (Россия) - "Новое поколение учебников истории и проблемы повышения квалификации учителей", В.Н. Сморгунова (Россия) - "Социально-гуманитарное образование в педагогическом вузе как фактор подготовки нового поколения учителей". Сообщения вызвали оживленную дискуссию.

Председателем первой секции "Образовательная реформа, вызовы и изменения" был профессор Тель-Авивского университета Г. Городецкий. Он же и открыл конференцию. С приветствием выступил руководитель Школы исторических наук Тель-Авивского университета профессор д-р Ш. Волков. В приветствии участникам конференции он подчеркнул, что новая Россия призвана снова и по-новому сформулировать параметры системы исторического образования в школе. Ш. Волков отметил, что даже в странах с устойчивым развитием, например в Германии, где демократия развивается уже в течение более 50 лет, концепции исторического образования вызывают повышенный общественный интерес.

Главный доклад на сессии "Реформа в действии: путешествие в прошлое и настоящее

стр. 210


России" сделал Л. Холмс. Докладчик остановился на проблеме взаимозависимости реформирования общества и реформы школы. Он подчеркнул, что в переходное время история находится в коллапсе. Сегодня мы изучаем прошлое ради будущего. Мы рассматриваем вопросы изучения истории в школе в России, истории как школьного предмета. Докладчик сообщил, что от изучения истории в школе во многом зависит тип общества, который мы хотим иметь. Он подчеркнул, что существует тесная связь образования и перспектив развития российского общества. По его словам, если Россия обретет себя, то это будет в настоящем и прошлом. По мнению докладчика, изучение истории в школе должно содействовать становлению у учащихся системы ценностей, способствовать формированию критического мышления. В докладе были сделаны экскурсы в историю, в частности в историю российской революции 1917 г. Докладчик обратил внимание на роль образования в советской России, которое, по его мнению, стало "новым храмом". Основные положения и выводы доклада в отношении изучения истории в современной российской школе были раскрыты на широком историческом фоне.

Во второй секции под председательством профессора д-ра X. Навеха (Тель-Авивский университет) были заслушаны и обсуждены два доклада. Е.Е. Вяземский в докладе "Политика Министерства образования РФ в сфере исторического образования, 1991-1999 г." детально рассмотрел политику Министерства образования России в области школьного исторического образования в последние годы. В ходе дискуссии докладчик ответил на многочисленные вопросы, связанные с конкретными направлениями деятельности центральных и региональных органов управления системой образования. Значительный интерес вызвали положения и выводы докладчика, посвященные итогам реформы школьного исторического образования, нерешенным проблемам и возможным путям активизации реформы.

Второй доклад в рамках сессии был посвящен проблемам религиозного образования - "Историография и историческое образование в современной России". Докладчик профессор д- р Дж. Макли из университета Ноттингем рассмотрел роль религиозного образования в современной школе. Он поставил вопрос: в чем может заключаться роль религиозного образования? Докладчик сравнил положение в области изучения религии в странах Запада с плюралистической демократией и в современной России и пришел к выводу, что в странах Запада изучение религии содействует взаимопониманию и толерантности. В России в этой области сложилась иная ситуация, корни которой уходят в далекое прошлое.

В третьей секции, работавшей под председательством Ш. Навеха, были заслушаны и обсуждены доклады И.И. Ионова, В. Каплан и Ю.Л. Троицкого. Общей доминантой стала глубина анализа и нестандартные подходы. Так, в частности, В. Каплан в докладе "Историография и историческое образование в современной России" рассмотрела иерархию концепций, лежащих в основе учебников истории, и обратила внимание на цивилизационный подход. И.И. Ионов в докладе "Историография и историческое образование в современной России" проследил взаимосвязь исторической науки и школьного образования. Доклад Ю.Л. Троицкого в его интригующей формулировке "Текст учебника истории как дискурс" вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой мнения участников по существу доклада разделились на две группы - сторонников и противников предложенного подхода.

В четвертой секции (председатель - профессор д-р А. Клейнберг, Тель-Авивский университет) были рассмотрены проблемы истории и коллективной памяти. С докладами по этой проблематике выступили А. Бен-Амос, Н. Шлейфман и П. Агмон. В рамках докладов были рассмотрены разные аспекты формирования коллективной памяти человечества. Так, в частности, П. Агмон особое внимание уделил проблемам, связанным с изучением Холокоста - катастрофы европейского еврейства, как одного из ключевых событий второй мировой войны.

В пятой секции - председатель профессор Университета Алабамы Л. Холмс - главное внимание было уделено проблемам, связанным с учебниками истории. Профессор университета штата Индиана (США) д-р Б. Энклоф рассмотрел вопросы, связанные с созданием и использованием учебников истории. При этом названные аспекты темы были раскрыты им в широком историко- культурном и историко-социальном контексте. Докладчик подробно рассмотрел состояние системы образования в России и тенденции ее развития на современном этапе.

Преподаватель Свободного университета Берлина И. де Кегель при анализе школьных учебников истории остановилась на проблемах, связанных в ее понимании с имперской традицией в интерпретации содержания курса истории в российских школах. Так, в частности, она затронула проблему освещения истории нерусских народов России, обратила внимание на "двойной стандарт" при рассмотрении событий, связанных с расширением территории России. По ее мнению, в российских учебниках по истории оправдывается территориальная экспансия Российской империи. Докладчик определила свое отношение к проблеме патриотизма в школьных учебниках по истории. В своей аргументации она опиралась на подход, который можно условно выразить словами: "империя - бремя для России".

Значительный интерес участников вызвал

стр. 211


доклад к.и.н. доцента МГУ А.П. Шевырева "Новый образ старой России: историческая мифология в современных учебниках истории". Докладчик подчеркнул, что в школьных учебниках история - не цель, а средство. С помощью истории школа решает воспитательные задачи. Докладчик остановился на учебниках российской истории в дореволюционный период и не стал затрагивать учебники по советской истории. Докладчик сделал вывод, что содержание учебников свидетельствует о степени согласия, которое существует в настоящее время в российском обществе.

В шестой секции (председатель - профессор Тель-Авивского университета д-р И. Халфин) были заслушаны доклады Л.И. Ермолаевой, Р. Фирер и С. Каплана. В докладе "Первое знакомство с историей: концепция начального исторического образования" Л.И. Ермолаева на фоне широкой исторической ретроспективы рассмотрела комплекс вопросов, связанных с подготовкой учебников по истории для начальной школы. Автор проанализировала основные этапы развития школьного пропедевтического курса истории и соответствующие учебники.

В седьмой секции (председатель - профессор Тель-Авивского университета д-р Я. Ро'и) были представлены доклады И. Матиаса, П.А. Баранова и В.И. Сморгуновой. Значительный интерес участников вызвал доклад "Новое поколение учебников истории и проблема повышения квалификации учителей" П.А. Баранова, в котором новые школьные учебники истории были рассмотрены в контексте образовательной реформы. Докладчик обосновал требования к новой системе повышения квалификации учителей истории, которая должна отвечать потребностям современного общества. По его мнению, система повышения квалификации должна обеспечить условия для развития личности учителя истории, осуществляющего целостную профессионально- педагогическую деятельность. Такая модель реализуется в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. Докладчик обосновал структуру предложенной им модели повышения квалификации учителей.

В докладе "Социально-гуманитарное образование в педагогическом вузе как фактор подготовки нового поколения учителей" В.Н. Сморгуновой была раскрыта специфика современного социально-гуманитарного образования в педагогическом университете как важнейшей составляющей профессионально-образовательной подготовки учительских кадров. В.Н. Сморгунова обратила внимание на переход к новой, гуманистической парадигме личностно ориентированного образования.

Широкая дискуссия, состоявшаяся на конференции, показала, что мировое научное и педагогическое сообщество проявляет интерес к проблемам реформы школьного исторического образования в современной России. Дискуссия свидетельствовала о том, что система школьного образования в России воспринимается как часть мирового образовательного пространства.

Orphus

© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/МЕЖДУНАРОДНАЯ-НАУЧНАЯ-КОНФЕРЕНЦИЯ-ПО-ПРОБЛЕМАМ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-В-СОВРЕМЕННОЙ-РОССИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Казахстан ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Вяземский Е.Е., МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 17.01.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/МЕЖДУНАРОДНАЯ-НАУЧНАЯ-КОНФЕРЕНЦИЯ-ПО-ПРОБЛЕМАМ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-В-СОВРЕМЕННОЙ-РОССИИ (date of access: 17.02.2020).

Publication author(s) - Вяземский Е.Е.:

Вяземский Е.Е. → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Казахстан Онлайн
Астана, Kazakhstan
70 views rating
17.01.2020 (31 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
Русская община в Японии в начале XX в.
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Современная отечественная историография о хорезмшахе Джалал ад-Дине Манкбурны
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Патронаж Москвы и грузинский национализм накануне событий 1956 г.
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Из истории русско-туркменских отношений
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Чудесные явления в латинских хрониках первого крестового похода
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Японо-американские противоречия в Восточной Азии: от сотрудничества к конфронтации
Catalog: Право 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Акт о реформах правительства Индии 1919 г.
3 days ago · From Казахстан Онлайн
К вопросу о первенстве в переводе Корана на русский язык
3 days ago · From Казахстан Онлайн
Г. А. ВИНКЛЕР. Веймар. 1918-1933. История первой немецкой демократии
Catalog: История 
3 days ago · From Казахстан Онлайн
А. В. БЕЛЯКОВ. Чингисиды в России XV-XVII веков. Просопографическое исследование
3 days ago · From Казахстан Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
latest · Top
 
1
Вacилий П.·zip·45.48 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·xlsx·19.25 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·xls·31.84 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·txt·2.07 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·rtf·8.2 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·rar·46.19 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·pptx·41.16 Kb·958 days ago
1
Вacилий П.·pdf·29.17 Kb·958 days ago

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

BIBLIO.KZ is a Kazakh open digital library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Kazakhstan Library ® All rights reserved.
2017-2020, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones