Libmonster ID: KZ-1166

Без исследования отдельно взятых регионов практически невозможно создать целостную картину историко-культурного развития и определить основные направления этнокультурных процессов. Особо это касается регионов, являющихся контактными зонами и имеющих широкие историко-культурные и торгово-экономические связи с областями и странами с различным уровнем развития. К их числу относится Лебапский регион. Основная жизненная артерия рассматриваемого региона Оке - Джейхун - Амударья являлась главной торгово-транспортной магистралью всей Центральной Азии. В среднем течении в историческом развитии отмечается наличие 4-х основных переправ, самая главная из которых стратегически выгодная и удобная на трассе "Великого шелкового пути" располагалась в районе Амуля - Чарджуя.

Результаты историко-археологических исследований позволяют выделить на территории Лебапского региона 4 крупных историко-культурных оазиса: Керкинско-Мирзабекский (южный), Карабекаульский, Чарджуйский (центральные), а также Дарганский. Названные оазисы разделены между собой пустынными зонами1. В сочинениях авторов IX-X вв. побережье среднего течения Амударьи делилось на две историко-культурные области: Земм, соответствующая ареалу южной (керкинской) группы памятников, и Амуль, владения которой, вероятно, включали Чарджоуский и Карабекаульский оазисы.

Лебапский регион располагался в центральной зоне торгово-транспортных направлений "Великого шелкового пути" и историко-культурных контактов с сопредельными областями и культурно-этническими группами Центрально-азиатского региона (ЦАР)- Такое своеобразие историко-географического положения рассматриваемой территории, вытянутой узкой лентой на стыке Бактрии-Тохаристана, Согда, Маргианы и Хорезма и большая роль в жизни Среднеамударьинского региона (САР) международной торговли наложили заметный отпечаток на ее культуру.

Долина Амударьи интенсивно обживалась в разные исторические эпохи.

Многочисленные археологические материалы подтверждают, что наиболее интенсивное обживание Лебапского региона приходится на время вхождения этих земель в состав Кушанской империи, когда усиливаются историко-культурные контакты с сопредельными территориями, особенно с Бактрией - ядром Кушанской державы.

В ходе археологических исследований в Лебапском регионе найдены 92 монеты чекана кушанских, кушано-сасанидских, сасанидских и местных правителей, относящихся ко II-VIII векам2. Самыми ранними из найденных являются монеты кушанских правителей - Кадфиза, Канишки, Хувишки, Васудевы и Хормизда. При рассмотрении вопроса об ареале таких монет необходимо учитывать, что границы территорий,


Бурханов Альберт Ахметжанович - кандидат исторических наук, профессор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

стр. 147

на которые распространялось экономическое и политическое господство Кушанской империи, постоянно изменялись. Сегодня достоверные сведения о вхождении северных и центральных частей Лебапа (области Амуля) в состав этого государства имеются только с периода правления Васудевы и его преемников. В частности, самое большое количество (13) кушанских монет, найденных в пределах области Амуля, относится к подражаниям монетам чекана Васудевы. Так, в Амуле обнаружено пять таких монет3.

Медные и бронзовые монеты кушанских царей Васудевы, Канишки и их преемников были широко распространены в Бактрии, куда в кушанское время входила южная часть Лебапского региона (Керкинский оазис). Обнаружение их в области Амуля свидетельствует о высоком уровне денежного обращения и вхождении в III-IV вв. подавляющей части Лебапского региона в состав Кушанского государства.

Кушанское время - это период строительства мощных крепостей и сельских поселений, активного освоения новых, пригодных для земледелия площадей и строительства оросительных систем, роста населения, развития торговых и культурных отношений. Долина Амударьи в это время в основном осваивается земледельческим населением, однако, это не исключает возможность заселения близлежащих плодородных пастбищ кочевниками-скотоводами.

Для Лебапского региона периодов древности и раннего средневековья, в целом, присущ оазисный характер поселений. Вокруг городских поселений - центров оазисов - формировались многочисленные городки-крепости и сельские поселения средних и небольших размеров.

В Чарджоуском оазисе известно 24 поселения. Крупнейшие из них - городища Старого Чарджоу - Амуль и Одей-депе. Одей-депе является древнейшим поселением Лебапского региона. Амуль сохранял роль административно-культурного центра Чарджоуского оазиса и столичного города всей области в течение длительного времени. Это один из стратегических центров области Хорасана на трассе "Великого шелкового пути". Возникновение Амуля, как и других четырех древних и средневековых городов САР - Калифа (Келифа), Земм-Керкуха (Керки, ныне Атамурат), Навидаха (развалины Кешка Зухра-Тахир) и Фирабра-Битыка (Фараба, ныне Фарапа), определялось расположением в местах удобных переправ. Несмотря на политические и экономические изменения в Центральной Азии, четыре из пяти названных городов (кроме Навидаха), существуют до сих пор. Крупнейшими крепостями оазиса также являлись городища Ходжа-Ярык-депе и Битык-кала. Большинство поселений располагалось на левом берегу, где проходила трасса торгово-караванных путей.

В Карабекаульском оазисе, с территорией не более 230 кв. км, зафиксировано 16 поселений. Протяженность оазиса по левому берегу Амударьи равна 70 км, на севере его пределы четко определяются в регионе Ламбе естественными всхолмлениями, выходящими непосредственно к пойме реки. На юге же граница менее четкая и условная - чуть севернее Пельверта.

Культурно освоенная зона находится на левобережье оазиса - не более 10 км шириной; а на правом берегу оазис занимает территории вокруг городища Навидах и его окрестностей. Крупнейшим памятником оазиса является городище Ходжа-Идат-кала, площадью более 6 га. В 12 км от него располагается храмовый комплекс Хаза-рек-депе. Наиболее мощными кушанскими крепостями оазиса являлись также Ходжа - Гундуз-кала, Кутнам-кала, Чишлен-кала и Кекрели-депе.

Территория Керкинско-Мирзабекского оазиса (между Келифом и Беширом) была освоена еще в эпоху камня (Кугитанг-тау) и являлась одной из крупнейших на побережье Амударьи и северо-западной частью Бактрии. Центрами оазиса были Керкинское, Мирзабекское и Беширское поселения, которые в отдельные периоды становились центрами небольших оазисов внутри большого Керкинско-Мирзабекского антропогено-ландшафтного и историко-культурного комплекса.

Развитие многих городов-крепостей региона связано, прежде всего, с выгодным географическим положением - на месте переправ. При этом есть основания предполагать, что на левом берегу обычно располагались крупные поселения, а на правом - лишь небольшие форпосты или поселения. Архитектурно-планировочная структура большинства городских поселений рассматриваемого периода Лебапского региона аналогична памятникам кушанской Бактрии4.

Основой хозяйства Лебапского региона было поливное земледелие. Для орошения полей от главного источника - Амударьи строились оросительные каналы. Археологические материалы подтверждают также высокое развитие ремесел, в особенности гончарного производства, металлообработки и ювелирного дела.

Для материальной культуры поселений оазисов Лебапского региона кушанского времени характерно культурно-экономическое влияние Бактрии. Керамика кушанского времени обнаруживает много общего с сопредельными территориями.

стр. 148

В кушанское время в Лебапском регионе широкое развитие получают местные культы и традиции буддизма. Распространение буддийской идеологии среди местного населения связано, прежде всего, с политическим господством на огромной территории кушанских правителей, их покровительством буддизму и использованием Амударьи в качестве важнейшей трассы международной торговли. Следы распространения буддизма подтверждаются находкой ведийских фигур. Буддийские персонажи изображались на кушанских монетах, находки которых не редки в населенных пунктах Лебапского региона5.

О развитии местных культов и идеологических воззрениях населения Лебапского региона говорит изготовление местными мастерами фигурок с изображением прямостоящих богинь. Изображение женского божества связано, прежде всего, с влиянием эллинской, иранской культур и местных культов плодородия. Статуэтки этого вида передают известный еще в I в. до н.э. в среднеазиатской коропластике иконографический тип - богиня, облаченная в плотные одежды сначала эллинизированного, а затем местного покроя. Ряд экземпляров обнаруживает сходство с фигурками не только Бактрии, но и Согда, Хорезма и Мерва, но прослеживается и самобытность местной среднеамударьинской школы коропластики. О массовом и местном характере изготовления керамических изделий говорят, в частности, находки матриц для их производства.

В кушанский период САР, как составная часть могущественного Кушанского государства, находился в относительно безопасном положении. На западе располагалась труднодоступная пустыня, которая отделяла от Маргианы, северные территории контролировались кушанами, а северо-восточные земли были подвластны им6.

Ко второй половине IV в. начинаются активные действия Сасанидов по завоеванию кушанских владений; за короткое время они овладели всей Бактрией, побережьем Амударьи и частью Бухарского оазиса.

В кушано-сасанидское время происходит увеличение площадей орошаемых земель, строятся новые крепости и поселения. Значительная часть Лебапского региона входит в сферу обращения кушано-сасанидских и сасанидо-кушанских монет. Только на территории области Амуля найдено 25 монет этой чеканки.

Материалы раскопок в Лебапском регионе в пределах области Амуля показывают, что в IV-V вв. в регионе фиксируется процесс дальнейшего подъема и стабилизации хозяйства, то есть по выражению В. М. Массона происходит "поздний ренессанс". Эти же явления характерны и для Бактрии-Тохаристана и Согда7.

Состояние упадка, характерное для отдельных поселений, скорее всего связано с политическими событиями второй половины IV в. и особенно V-VII вв., когда Лебапский регион становится ареной борьбы Сасанидского Ирана с кочевниками-хионитами, эфталитами, а затем и тюрками.

Если в эпоху кушан Лебапский регион твердо входил в состав могущественной империи и тесно примыкал к его ядру - Бактрии, то после Сасанидского завоевания он становится периферией огромного государства. Но, несмотря на это "провинциальный фактор", видимо, не очень сильно влиял на жизнь небольших и средних поселений, характерных для рассматриваемой территории. В кушано-сасанидское время чувствуется влияние и культурное воздействие Сасанидского Ирана, однако оно происходило не непосредственно, а через Маргиану - одну из значительных провинций и культурных центров могущественного государства. Это проявилось, прежде всего, в налепах в керамике, персонажах терракотовых фигурок (воины с мечами), монетах сасанидской чеканки. Однако из-за непродолжительности периода сасанидской оккупации влияние Ирана на Лебап было ограниченным.

В конце IV-V вв. Сасаниды утратили свои приамударьинские и бактрийские владения. Постоянное политическое противоборство между Сасанидским Ираном и его противниками приводило к неоднократным изменениям границ и активным контактам различных областей.

В конце V-VI вв. в истории Лебапского региона начинается новый период, обусловленный ослаблением Сасанидов и включением в состав государства эфталитов, а в дальнейшем образованием на этой территории мелких самостоятельных владений. Это период окончательного становления феодальных отношений, значительного подъема экономической и культурной жизни. Формируется новый облик материальной культуры, во многом отличный от предшествующего, но генетически с ним связанный.

В IV-VII вв. Лебап в целом чувствует в культурном отношении влияние Согда и кочевого мира, особенно это ярко выражено на материалах Чарджоуского оазиса.

В это время феодальных и межэтнических конфликтов усиливаются оборонительные функции крепостей, укрепляются храмы и цитадели мелких поселений, пре-

стр. 149

вращаясь в мощные замки, способные противостоять осадам и атакам врага (Хазарек-депе, Ак-кала). Замок становится характерным явлением в жизни также населенных пунктов Согда и Бактрии8.

Керамический комплекс рассматриваемого времени, в частности для поселений центральных и южного оазисов САР, характерен появлением крупной тары с желобчатым, Г- и Т-образным венчиком, с грубым пористым и плохо обожженным черепком, с потеками на внешней поверхности. Как известно, сосуды, украшенные потеками, характерны для памятников Средней и Нижней Сырдарьи эпохи поздней древности и раннего средневековья. Такие же сосуды широко распространены на территории Согда в IV-V вв., особенно в Бухарском Согде. Археологические исследования показали, что появление этой керамики в Лебапском регионе в пределах области Амуля следует относить ко второй половине IV века9.

Широкое распространение получают кружки со сферическим корпусом и петлеобразной ручкой, особенно близкие аналоги встречаются в керамике Пенджикента и Ферганы конца VII - начала VIII века. Иногда на верхней части ручки этих сосудов имеется шиток (кнопка). Общность с Согдом отмечается и в элементах украшения посуды - волнистом орнаменте, прочерченном гребенчатым предметом на плечике горшков, и крупной тары - ангобных полосах. Связь Лебапа с Южным Согдом и Тохаристаном прослеживается достаточно четко на примере образцов лепной керамики, украшенной зубчато-гребенчатым орнаментом, характерной для областей Кашкадарьи.

Керамика поселений САР, согласно результатам раскопок на Арапхане, также характеризуется наличием столовой посуды, где сосуды и их сливы изображены в виде животных (черепаха, бык и кабан). Аналогичные сосуды со сливами в виде головы животного встречаются в столовой посуде Согда, в частности, в Самарканде, Пенджикенте и Талу-Барзу.

В поселениях Лебапа широко распространены очажные подставки (Одей-депе, Арапхана), известные также по раскопкам памятников Согда. Согдийское влияние на культуру САР видно также на примере изображаемых терракотовых фигурок с сосудами и инвеститурным кольцом (Амуль, Навидах), а также в стилистике изображений и одеяний женских фигурок10. Среди предметов вооружения в области Лебапа отмечены наконечники копий и трехлопасные стрелы.

Таким образом, Лебапский регион был интенсивно обжит в кушанский и кушано-сасанидский периоды. Что касается в целом историко-культурной принадлежности памятников региона и направления культурно-экономических связей, то все они входят в начале I тысячелетия в круг кушанской и в последующем - кушано-сасанидской историко-культурной общности.

Исходя из историко-археологических исследований ясно, что в целом побережье среднего течения Амударьи представляет собой в физико-географическом отношении единый историко-культурный регион, но со специфическими чертами в каждом оазисе. Районы правобережья и левобережья ниже Керкичи, включая полностью территорию области Амуля и незначительную часть северо-западной Бактрии, в историко-культурном отношении связаны с Согдом. Территории, расположенные выше по течению Амударьи, в пределах Керкинского оазиса, тяготели к Бактрии-Тохаристану. Северная часть Дарганского оазиса в культурном плане тяготела к Хорезму, а поселения его южной части - к Чарджоускому оазису.

Примечания

1. ПИЛИПКО В. Н. Поселения северо-западной Бактрии. Ашхабад. 1985, с. 102.

2. Там же, с. 181 - 196.

3. ПИЛИПКО В. Н. Топография находок кушанских монет на побережье Средней Амударьи. История и археология Средней Азии. Ашхабад. 1978, с. 95; ТРАПЕЗНИКОВ Г. Е. Материалы с древнего городища Чарджоу (Амуля). - Советская археология, 1959, N 1, с. 279.

4. Побережье Средней Амударьи. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М. 1965, с. 243 - 249.

5. ПИЛИПКО В. Н., МАСИМОВ И. С. Буддийская статуэтка из Ак-калы (Средняя Амударья). - Советская археология, 1969, N1, с. 25. ПИЛИПКО В. Н. Топография находок кушанских монет..., с. 89 - 97.

6. МАССОН В. М. Кушанская эпоха в древней истории Узбекистана. - Общественные науки в Узбекистане. Ташкент. 1981, N 1, с. 35 - 36.

стр. 150

7. МАССОН В. М. Кушанские поселения и кушанская археология. Бактрийские древности. Л. 1976, с. 6; СЕДОВ В. А. Кобадиан на пороге раннего средневековья. М. 1987, с. 114 - 115; ГАФУРОВ Б. Г. Таджики. Древнейшая и средневековая история. М. 1972, с. 231 - 246, 252 - 261.

8. НИЛЬСЕН В. А. Становление феодальной архитектуры Средней Азии. Архитектура Средней Азии в V-VIII вв. Ташкент. 1966, с. 212; СЕМЕНОВ Г. Л. Город и замок в раннесредневековом Согде. Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. М, с. 58 - 61; АННАЕВ Т. Раннесредневековые поселения Северного Тохаристана. Ташкент. 1988, с. 12 - 13.

9. ЛЕВИНА Л. М. Керамика Нижней и Средней Амударьи. Труды ХАЭЭ. Т. 7. М. 1971; МУХАМЕДЖАНОВ А. Р., СУЛЕЙМАНОВ Р. Х., УРАКОВ Б. Культура древнебухарского оазиса III-VI вв. Ташкент. 1989; ИСАМЕТДИНОВ М., СУЛЕЙМАНОВ Р. Х. Результаты археологических исследований трассы нижнекаршинского магистрального канала. Ташкент. 1988, с. 126 - 128.

10. БЕНТОВИЧ И. Б. Керамика верхнего слоя Пенджикента (VII-VIII вв.). - Материалы и исследования по археологии СССР. М. -Л., N 124, 1964, с. 265 - 298; АБДУЛГАЗЕЕВА Б. О. О культурных связях Ферганы с Согдом в эпоху раннего средневековья. Культура древнего и средневекового Самарканда и исторические связи Согда. Ташкент. 1990, с. 34.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Среднеамударьинский-регион-в-кушанское-и-кушано-сасанидское-время

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. А. Бурханов, Среднеамударьинский регион в кушанское и кушано-сасанидское время // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 28.12.2020. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Среднеамударьинский-регион-в-кушанское-и-кушано-сасанидское-время (date of access: 18.05.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. А. Бурханов:

А. А. Бурханов → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
694 views rating
28.12.2020 (1237 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ
Catalog: Философия 
9 days ago · From Цеслан Бастанов
КНР: ОБЩЕСТВО ГАРМОНИИ И СОГЛАСИЯ?
14 days ago · From Цеслан Бастанов
CHINA - AFRICA: ECONOMIC RELATIONS AT THE TURN OF THE 21ST CENTURY
Catalog: Экономика 
18 days ago · From Қазақстан Желіде
КИТАЙ - АФРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА
18 days ago · From Қазақстан Желіде
"КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА" АДМИНИСТРАЦИИ Б. ОБАМЫ
Catalog: Разное 
29 days ago · From Цеслан Бастанов
ВЬЕТНАМ. Страна помнит художника БУЙ СУАН ФАЯ
35 days ago · From Цеслан Бастанов
История развития военного ветеринарного образования в России не была простой и однозначной. Периоды его расцвета и благополучия неизменно сменялись периодами забвения и затишья, вслед за которыми непременно следовало возрождение,
41 days ago · From Виталий Ветров
ДОРОГА К ХРАМУ "ЧИСТОГО ОБЛАКА" ИЛИ КАКИМ БОГАМ МОЛЯТСЯ КИТАЙЦЫ
43 days ago · From Цеслан Бастанов
ЯПОНИЯ - КИТАЙ. ОЧЕРЕДНАЯ СХВАТКА
44 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Среднеамударьинский регион в кушанское и кушано-сасанидское время
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android