Благодаря исключительно важному географическому положению Камчатки и Чукотки на стыке их с Америкой древнейшая культура этой заселенной издавна северо-восточными палеоазиатами территории находится в центре внимания многих зарубежных ученых, прежде всего американских и канадских. Об этом их интересе к древнейшей культуре нашего крайнего Северо-Востока свидетельствует, например, организация в конце XIX в. Американским музеем естественной истории "Северо-Тихоокеанской экспедиции Джезупа" под руководством профессора Ф. Боаса. Ее главная задача состояла в проверке гипотезы о происхождении индейцев из Азии и об их переселении в Новый Свет через Берингов пролив. В составе этой экспедиции на, крайнем Северо- Востоке Азии проводил исследования В. И. Иохельсон, осуществивший в 1909 - 1911 гг. значительные археологические разведки и раскопки на Камчатке и Алеутских островах (в составе экспедиции Ф. П. Рябушинского) и издавший в США две монографии об археологических памятниках Камчатки, и Алеутских островов1 . О том же интересе американцев свидетельствует и первая археологическая разведка, проведенная в 1937 г. на советских Командорских островах американским антропологом А. Грдличкой с целью поисков путей заселения Америки. Не обнаружив здесь никаких следов древней культуры, он пришел к выводу, что острова не были мостом при заселении Америки2 .
После этих прямых исследований американцев непосредственно на Северо- Востоке Азии начался период изучения первобытного прошлого на этой территории советскими учеными: С. И. Руденко, акад. А. П. Окладниковым, М. Г. Левиным, а затем, с 50-х годов, - Р. С. Васильевским, Д. А. Сергеевым, С. А. Арутюновым и автором данной работы; причем результаты их исследований оказались весьма значительными как в фактологическом, так и в теоретическом направлении. Обнаружены и изучены многие памятники от палеолита до неразвитого железного века включительно: древнеэскимосские поселения на Барановом мысе - А. П. Окладниковым3 ; Уэленский и Эквенский могильники - М. Г. Левиным, С. А. Арутюновым и Д. А. Сергеевым 4 ; Чинийский, Энмынытнынский и другие древнеэскимосские могильники, Усть- Бельский могильник, Пегтымельские петроглифы и другие памятники на Чукотке и Камчатке, а также многослойные палеолитические и мезолитические стоянки в верховьях Колымы и на Ушковском озере в центре Камчатского полуострова - автором этих строк, работавшим вначале от Анадырского музея, а затем от Северо-Восточ-
1 W. I. Iochelson. Archaeological Investigations in the Aleutian Islands. Washington. 1925; ejusd. Archaeological Investigation in Kamchatka. Washington. 1928.
2 A. Hrdlicka. The Aleutian and Commander Islands and their Inhabitants. Philadelphia, 1945.
3 А. П. Окладников, Н. А. Береговая. Древние поселения Баранова мыса. Новосибирск. 1971.
4 С. А. Арутюнов, Д. А. Сергеев. Древние культуры азиатских эскимосов (Уэленский могильник). М. 1969; их же. Проблемы этнической истории Берингоморья (Эквенскпй могильник). М. 1975.
стр. 161
ного комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного центра (СВ КНИИ ДВНЦ) АН СССР, организовавшего Северо-Восточную Азиатскую археологическую экспедицию5 . В результате выявляются целые археологические культуры, прослеживаются закономерности и особенности исторического развития на Севере Дальнего Востока, в частности, формулируются выводы о прогрессивном развитии здесь от палеолита до неолита, о последующем отставании в силу неравномерности исторического развития, о закономерной динамике культурных связей, об особенностях общественного разделения труда (одна из них - морской зверобойный промысел вместо земледелия, которого здесь не могло быть в силу природных условий) и т. д. и т. п.6 .
В этих новых условиях американские и канадские ученые занялись прежде всего составлением обзоров, реферированием и широким переизданием трудов советских археологов, использованием этой источниковой базы для исследования проблем древних культурных связей между Азией и Америкой. Ведущую роль в этом отношении играет основанный в США в 1962 г. профессором и куратором отдела антропологии Висконсинского университета в Дэнвере Ч. Чардом международный журнал "Arctic Anthropology". В соответствии с принятым на Западе широким толкованием термина "антропология" журнал освещает различные аспекты науки о человеке в Арктике, Субарктике и прилегающих областях мира как в прошлом, так и в настоящем. В нем в свое время были переизданы некоторые работы советских археологов (А. П. Окладникова, С. А. Арутюнова и др.)7 и опубликованы рефераты и статьи по северо-восточноазиатской или близкой к ней тематике американских и канадских археологов (Р. Аккермана, А. Мак- Картни, Р. Мак-Ниша, В. Пауэрса и некоторых других, прежде всего самого Чарда). Большую роль в этом деле играет также издаваемый Дальневосточной предысторической ассоциацией сперва в Гонконге, а теперь на Гавайских островах бюллетень "Asian Perspectives", где содержится много регулярной информации об археологических новинках нашего Крайнего Северо- Востока8 . Можно назвать в этой связи и центральны? археологический журнал США "American Antiguity"9 , а также некоторые другие американские журналы. Кроме упомянутых авторов, в них сотрудничают по близкой нам археологической тематике Д. Квимби, В. Лафлин, Л. Гиддингс, В. Освальт, Д. Дьюмонд, Х. Вест, Дж. Эйнер, Д. Кэмпбелл, М. Вормингтон и др.
И в Канаде идет значительная работа по освоению советских археологических трудов. К ней причастны Национальный канадский музей в Оттаве, Отдел антропологии университета Альберты в Эдмонтоне, Арктический институт Северной Америки, переиздавший в свое время монографию Руденко об эскимосской проблеме и кни-
5 Н. Н, Диков. Наскальные загадки древней Чукотки (Петроглифы Пегтымеля). М. 1971; его же. Чинийский могильник (К истории морских зверобоев Берингова пролива), Новосибирск. 1974; его же. Археологические памятники (Азия на стыке с Америкой в древности). М. 1977.
6 Н. Н. Диков. Древние костры Камчатки и Чукотки (15 тысяч лет истории). Магадан. 1969; его же. Древние культуры Северо-Восточной Азии (Азия на стыке с Америкой в древности). М. 1979; см. также его же. Основные проблемы археологического изучения Северо-Востока СССР. "Вопросы истории", 1975, N 10.
7 S. A. Arutiunov, M. G. Levin, D. A. Sergeev. Ancient Cemeteries of the Chukchi Peninsula "Arctic Anthropology", 1964, vol. II, N 1; S. Arutiunov and D. Sergeev. Two Millennia of Cultural Evolution of Bering Sea Hunters. Ibid., 1968, vol. V, N 1; N. N. Dikov. The Stone Age of Kamchatka and the Chukchi Peninsula in the Light of New Archaelogical Date. Ibid., 1965, vol. III, N 1; ejusd. The Discovery of the Palaeolithic in Kamchatka and the Problem of the Initial Occupation of America. Ibid., 1968, vol. V, N 1; T. M. Dikova. New Date on the Characteristics of the Kanchalan Site. Ibid., 1965, vol. III, N 1; N. A. Shilo, N. N. Dikov, A. V. Lozhkin. The First Date on the Stratigraphy of the Palaeolithic of Kamchatka. Ibid., 1968, vol. VI, N 1; A. P. Okladnikov. An Ancient Settlement on the Tadusha River at Ustinovka and the Problem of the Far Eastern Mesolithic (In Light of the 1964 Excavations). Ibid., 1969, vol. VI, N 1.
8 C. S. Chard. Northeast Asia. "Asian Perspectives", 1963, vol VI, N 1 - 2; ejusd. Northeast Asia. Ibid., 1964, vol. VIII, N 1, etc.
9 N. N. Dikov. Archaeological Materials from the Chukchi Peninsula. "American Antiquity", 1963, N 4.
стр. 162
ги Окладникова "История Якутии" и "Советский Дальний Восток в древности"10 . Самыми активными канадскими авторами, затрагивающими нашу археологическую тематику (они сотрудничают и в журнале "Arctic Anthropology"), здесь являются Е. Борден, Ф. Морлан, В. Ирвинг и особенно А. Брайан. У них мы находим немало отдельных высказываний о древней материальной культуре Камчатки и Чукотки. Наиболее полное же и систематическое отражение получила советская археология крайнего Северо-Востока Азии в трех больших обобщающих работах Аккермана11 , Науэрса12 и Чарда13 .
Более или менее правильным оказывается в этих и других американских и канадских трудах отражение только внешней фактологической, источниковедческой характеристики древних культур Камчатки и Чукотки. Что же касается методологической основы советских исследований в области интерпретации археологического материала, то она не получает достаточного освещения в канадской и американской литературе. Несмотря на отдельные в общем прогрессивные моменты в исследованиях Чарда, Пауэрса, Аккермана и других американских ученых, в целом они не ушли дальше неоэволюционизма и весь их так называемый культурный материализм не идет дальше признания роли экологической адаптации культуры, то есть роли географической среды, значение которой они часто неоправданно переоценивают. Истинная же движущая сила исторического процесса, заключающаяся в диалектическом взаимодействии производительных сил и производственных отношений, закономерности и особенности исторического развития на Северо-Востоке остаются вне их поля зрения.
В трудах американских и канадских ученых затрагивается прежде всего проблема палеолита и первоначального заселения этого края и его роли в заселении Америки через Берингов пролив. Идея о проникновении людей из Азии в Америку через Берингов пролив, высказанная в самом общем виде еще С. П. Крашенинниковым14 , впоследствии нашла своего горячего сторонника в лице Грдлички15 , а затем Чарда, уделившего этой проблеме много внимания.
Исходя из палеогеографических условий Северо-Востока Азии и теории (разработанной американским геологом Д. Гопкинсом) Берингийского сухопутного моста, соединявшего в ледниковые периоды Азию с Америкой, Чард предполагает, что к Берингову проливу, на месте которого тогда была суша, и далее к Аляске по северо-восточной Сибири в эпоху верхнего палеолита шли два пути движения людей: вдоль Охотского побережья и далее по Анадырско-Пенжинской низине; от низовьев Лены вдоль полярного побережья. Тихоокеанский водораздел, по мнению Чарда, отделял дальневосточную тихоокеанскую культурную зону от внутриконтинентальной восточносибирской, являлся постоянной преградой между ними, которая стимулировала перемещение людей вдоль береговой полосы Охотского моря к северу по направлению к Камчатке и Берингии в периоды оледенений, когда этот прибрежный путь оказывался доступным, и ограничивала это перемещение в периоды межледниковий бассейном р. Амур и примыкающими к нему пространствами. Что касается этапов заселения Америки, то Чард придерживается мнения, что 27 тыс. лет назад, то есть до начала последнего оледенения, есть только вероятность движения людей в северном направлении в Америку и что в течение последних 27 тыс. лет Аляска и Берингия могли быть заселены непрерывно, но межконтинентальным контактам и доступу к внутренним пространствам Северной Америки в течение 10 тыс. лет препятствовали Канадский ледниковый барьер (с 23 до 13 тыс. лет до нашего време-
10 S. I. Rudenko. The Ancient Culture of the Bering Sea and the Eskimo Problems. Toronto. 1961; A. P. Okladnikov. The Soviet Far East in Antiquity: an Archaeological and Historical Study of the Maritime Region of the USSR. Toronto. 1965; ejusd. Yakutia before its Incorporation into the Russian State. Montreal. 1970.
11 R. Ackerman. Archaeology of the Asian Zone of Eskimo Occupation. Handbook of North American Indians. Arctic Volum. Pullman, Washington State University. 1974.
12 W. Powers. Paleolithic Man in Northeast Asia. "Arctic Anthropology". 1973, Vol. X, N 2.
13 C. S. Chard. Northeast Asia in Prehistory. Madison. 1974.
14 С. П. Крашенинников. Описание земли Камчатки. М. -Л. 1949, с. 179.
15 A. Hrdlicka. Origin and Antiquity of the American Indian. Smithsonian Institution Annual Report. Washington. 1923.
стр. 163
ни)16 . Сравнительное изучение археологических материалов, и в частности памятников, исследованных А. П. Окладниковым в Монголии, позволило Чарду прийти к выводу о центральноазиатских мустье-леваллуазских истоках расселения через р. Лену первым, северным путем и восточноазиатских истоках так называемой галечной технологии чопперов, распространившейся в Америку вторым, тихоокеанским путем17 .
Гипотеза Чарда об истоках, путях и этапах заселения Америки не страдает той односторонностью, которая присуща многим другим гипотезам, как правило, "привязанным" преимущественно только к тем памятникам и культурам, которые были исследованы самими авторами гипотез. Эта смелая и стройная гипотеза сразу же обратила на себя внимание и активизировала разработку проблемы.
Основные проблемы заселения Америки развиваются и конкретизируются также Кэмпбеллом, Вормингтон, Мак-Нишем, Борденом, Ф. Икавой и др.18 . Не вдаваясь в подробности всех этих гипотез, отметим только, что Кэмпбелл мустье-леваллуазские истоки древнейшего населения Америки видел в Европе и выводил их оттуда к Берингии тундровым северным путем, а Мак- Ниш - в Мальте и Бурети. Однако, как справедливо отметила З. А. Абрамова, последний не учел того, что для этих древнейших прибайкальских стоянок совсем не характерна леваллуа-мустьерская техника19 .
В рассматриваемой проблеме есть несколько особо острых моментов, вызывающих ожесточенные дискуссии. Это вопрос о характере самой древней американской культуры - была ли она с метательными двусторонне обработанными наконечниками-бифасами, прототипами палеоиндейских наконечников Сандия или Еловис, с помощью которых можно было охотиться на мамонтов, бизонов и других крупных животных, или вовсе без наконечников, как предполагает А. Кригер. Была ли, иными словами, эта древнейшая американская и, следовательно, также северо-восточноазиатская культура только охотничьей (так считает В. Хейнз)20 , или она принадлежала в равной мере и собирателям и необязательно была связана с бифасами, как допускают Еригер и Брайан21 . Неясно, и когда именно проникли в Америку первые переселенцы. Вормингтон, как известно, на симпозиуме о древнем человеке в Северной Америке в 1970 г, в Сан-Диего заключила пари с Мак-Нишем относительно того, что уже в 1980 г. будет убедительно установлена древность американского палеолита более чем в 25 тыс. лет22 . Недавняя находка костяного острия в Олд Кроу в Канаде (датируемая 27 тыс. лет по С14 ), которую Вормингтон оценивает высоко, но в возрасте которой сомневается Брайан (полагая, что древний человек мог использовать ископаемую кость), является хорошим предвестником достоверных дат древнее 25 тыс.
16 S. Chard. Routes to Bering Strait. "American Antiquity", 1960, vol. 26, N 2; ejusd. Man in Prehistory. N, Y. 1969.
17 S. Chard. The Old World Roots: Review and Speculations. "Anthropological Capers of the University of Alaska", 1963, vol. 10, N 2; ejusd. Man in Prehistory.
18 R. S. Mc Neish Men out of Asia as Seen from the Northwest Yukon. "Anthropological Papers of the University of Alaska", 1959, vol. 7, N 2; ejusd. The Early Peopling of the New World. Ibid., 1963, vol. 10, N 2; ejusd. Investigations in Southwest Yukon. "Papers of the Robert S. Peabody Foundation for Archaeology", Phillips Academy, Andover (Mass.), 1964, vol. 6, N 2; I. M. Campbell. Cultural Succession at Anaktuvuk Pass, Arctic Alaska. "Arctic Institute of North Amerika. Technical Paper", 1962, N 11; ejusd. Ancient Alaska and Palaeolithic Europe. "Early Man in the Western American Arctic. Symposium". "Anthropological Papers of the University of Alaska", 1963, vol. 10, N 2; H. Wormington. The Paleo-Indian and Meso-Indian Stadies of Alberta, Canada. Ibid., 1963, vol. 10. N 2; C. R. Borden. New Evidence of Early Cultural Relations between Eurasia and Western North America. "Proceedings VIII-th. International Congress of Anthropological and Ethnographical Sciences" (далее - "Proceedings VIII-th ICAES"). Vol. III. Tokyo. 1970; F. Ikawa. The Japanese Paleolithic in the Context of Prehistoric Cultural Relations between Northern Eurasia and New World. Ibid.
19 З. А. Абрамова. К вопросу о культурных связях Азии и Америки в позднем палеолите. "Краткие сообщения" Института археологии АН СССР, 1973, вып. 137.
20 V. C. Haynes. Time, Environment and Early Man. "Arctic Anthropology", 1971, vol. VIII, N 2; В. Хэйнес (Хейнз). Охотники на мамонтов в США и СССР. "Берингия в кайнозое". Владивосток. 1976.
21 A. L. Bryan. Letter to the Editor. Paleoenvironments and Cultural Diversity in Late Pleistocene South America: a Rejoinder to Vance Haynes and a Reply to Thomas Lynch. "Quaternary Research", 1975, N 5.
22 H. M. Wormington. Comments on Early Man in North America, 1960 - 1970. "Arctic Anthropology", 1971, vol. VIII, N 2.
стр. 164
лет23 . Пока же высокие датировки американского палеолита (до 40 тыс. лет и даже больше) весьма ориентировочны и будут уточняться по мере выявления хорошо датированных археологических материалов.
И, наконец, еще один дискуссионный вопрос в этой проблеме, определяющий огромное значение археологии крайнего Северо-Востока Азии: до сих пор еще не вполне строго доказано, что в течение 10 тыс. лет наибольшего развития оледенения (от 23 до 13 тыс. лет назад) Америка была полностью изолирована от Азии и что верхнепалеолитическая культура развивалась там, за ледником, в абсолютной изоляции. Это обстоятельство, будь оно окончательно доказано, имело бы, ко всему прочему, и немалое мировоззренческое значение. Была бы продемонстрирована поразительная сила конвергенции в развитии технологии и других исторических процессов в изолированной ледниковым щитом Америке, и она могла бы рассматриваться по отношению к Старому Свету в известном смысле чуть ли не как "иная планета", где конвергентный процесс следовал единым историческим законам. Естественно, это могло бы увеличить шансы тех, кто верит в существование внеземных цивилизаций. Однако в полной изоляции заледниковой Америки некоторым археологам еще приходится сомневаться. Вормингтон, одна из первых предложившая идею независимого развития заледниковых американских культур Сандия, Кловис и Фол-сом, в последнее время допускает возможность существования в период максимального развития оледенения путей для миграции из Северо-Восточной Азии в Америку вдоль ее западного побережья24 . Сравнительное изучение древних культур Северо-Восточной Азии и Америки будет способствовать проверке чистоты этого естественного эксперимента независимого развития палеолитической культуры в Америке в период оледенения.
Американские археологи хорошо понимают, что проблема заселения Америки сводится в конце концов к проблеме возраста и характера древнейших культур на крайнем Северо-Востоке Азии. Определенное значение имеют здесь ближайшие к Америке, как подчеркивает Чард, многослойные стоянки на берегу Ушковского озера в центре Камчатского полуострова25 . Они были обнаружены нами еще в 1961 году. Их нижние слои VII, VI, V содержат остатки двух принципиально различных верхнепалеолитических культур. В самом нижнем, VII слое, - с большими жилищами без каменных очагов, с черешковыми бифасиальными наконечниками и без клиновидных нуклеусов. И выше, в VI и V слоях, - с каменными кольцевыми очагами в жилищах, с листовидными бифасиальными наконечниками и с клиновидными нуклеусами. Позднее Ю. А. Мочанов исследовал в Якутии несколько памятников так называемой дюктайской культуры, также с листовидными бифасиальными наконечниками и клиновидными нуклеусами, точно такими же, как в VI палеолитическом слое ушковских стоянок (датируемом 11 - 10 тыс. лет назад). Из этого следует, что дюктайская культура стадиально позднее культуры VII слоя Ушков.
В дискуссии о роли дюктайской культуры в заселении Америки - а Мочанов предпочитает считать дюктайскую культуру исходной для палеоиндейских - позиция американских археологов отражена в сводной работе Пауэрса. Он замечает, что понятием дюктайской культуры надо пользоваться осторожно, и настаивает вслед за нами на необходимости четкого различения двух совсем разных ушковских культур - VII слоя и VI. Первую из них, т. е. культуру VII слоя, ни в коем случае нельзя отождествлять с дюктайской, которая, по мнению Пауэрса, не могла проникнуть в Америку дальше Аляски и не может рассматриваться исходной для палеоиндейских культур, поскольку не обладает достаточными чертами сходства с ними (все палеоиндейские культуры, как известно, в отличие от дюктайской - без клиновидных нуклеусов)26 . На этой позиции стоит также и Хейнз27 . Добавим, что какое-то отношение к палеоиндейским культурам может иметь только более древняя на Камчат-
23 C. R. Harington. A Bone tool Found with Ice Age Mammal Remaing Near Dawson City. Yukon Territory. "The Arctic Circular", 1973 - 1975, vol. XXIII, N 1.
24 H. M. Wormington. Comments on Early Man...
25 C. S. Chard. Reconstructing Human Ecology and Population History in Prehistoric Northeast Asia. Madison. 1967.
26 W. Powers. Op. cit.
27 В. Хэйнес (Хейнз). Указ. соч., с. 435.
стр. 165
ке культура ушковского VII слоя, датируемая по С14 14 - 13 тыс. лет от наших дней, вполне сопоставимая с некоторыми позднепалеолитическими комплексами заледниковой Америки, например, с комплексом Мармз в штате Вашингтон, датируемым 11 - 12 тыс. лет от настоящего времени28 . Сравнения лее черешковых наконечников VII ушковского слоя с наконечниками Палисады II на Аляске, относящимися к IV тыс. до н. э., как это делает Брайан29 , или с наконечниками Виллидж - Сайт на о. Анангула30 неоправданны, так как между ними не только слишком велик хронологический разрыв (почти в 8 тыс. лет), но и потому, что между этими, без сомнения, случайно и к тому же не вполне сходными наконечниками на той же территории в течение всех этих 8 тыс. лет бытовали другие формы наконечников и совсем не было черешковых.
В работе Пауэрса, так же как и у Чарда, нашли отражение и другие очень важные черты палеолита Камчатки: уникальные жилища самого большого В мире поздепалеолитического поселка VI ушковского слоя (теперь их раскопано уже около 20), причем здесь же обнаружено шалашевидное изображение одного из них на песчаниковой плитке, древнейшее в мире захоронение домашней собаки, своеобразное украшение - так называемая лабретка и другие находки, к которым можно теперь добавить новые лабретки и изображение рыбы из красной охры (геоглиф), обнаруженные в полевой сезон 1978 года. Все эти новые материалы из позднепалеолитического - протоэскимосско-алеутского, как мы полагаем, - VI слоя Ушков вызвали отклик в американской и канадской литературе и широко используются в развернувшейся в последние годы дискуссии о древнейшей так называемой протоэскимосско-алеутской культуре, которая возникла в конце ледникового времени, и о связанных с нею древнейших истоках морского промысла на севере Тихого океана.
Напомним, что с начала 1970-х годов (очевидно, в связи с докладом Ж. Малори на XIII Международном конгрессе исторических наук в Москве в 1970 г. о переходе к охоте на китов вследствие вымирания мамонтов)31 среди американских археологов начинает утверждаться мнение об очень раннем, еще с послеледникового времени (т. е. примерно 10 тыс. лет назад), возникновении морского промысла. В 60-х годах Лафлин, исследуя в течение многих лет на Алеутских островах многослойную стоянку Анангулу, - в советско- американских раскопках которой в 1974 г. принимал участие и А. П. Окладников, - интерпретировал ее как принадлежащую алеутам еще около 8 тыс. лет назад, характеризующуюся морской экономикой и генетически связанную (через Камчатку и южное побережье Берингии) с докерамическими культурами Японских островов32 . (Заметим, что Чард анангульскую культуру тоже
28 R. Freyexel, T. Bielicki, R. D. Daugherty. Human Sceletal Material and Artifacts from Sediments of Pinedate (Wisconsin) Glacial Age in Southeastern Washington, United States. "Proceedings VIII-th. ICAES".
29 A. L. Bryan. An Overview of Paleo-american Prehistory from a Circum- pacific Perspectiv". Edmonton. 1978.
30 В. С. Лафлин, А. П. Окладников. Совместные исследования американских и советских археологов на Анангуле. "Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий". Новосибирск. 1975; А. П. Окладников, Р. С. Васильевский. По Аляске и Алеутским островам. Новосибирск. 1976.
31 T. Malaurie. Pour une prehistoire des cultures maritimes preesquimaudes du Pacifique et des mers arctiques adjacentes. "Etudes d'Histoire Maritime. Presentes au XIII-e Congress International des sciences Historiques par la Comission International d'Histoire Maritime a l'occasion de son XII-e Colloque". Moscou, 16 - 23 aout, 1970.
32 W. S. Laughlin. The Earliest Aleuts. "Anthropological Papers of the University of Alaska", 1963, vol. 10, N 2. Интересно, что, ссылаясь на отмечаемое в данной работе сходство анангульских резцов и резцовых сколов с подобными изделия, ми сибирской стоянки Будун (на о-ве Ольхон) и японской докерамичеокой культуры (Саккоцу на Хоккайдо), и мы пришли к выводу, "что путь перенесения культурных влияний из Японии в Америку через Камчатку по южному краю древней Беринговской суши становится теперь более определенным" (Н. Н. Диков. Каменный век Камчат ки и Чукотки в свете новейших археологических данных. "Труды" СВКНИИ, Магадан, 1964, вып. 8, с. 29 - 30). Впоследствии эту мысль (о связи с Японией) мы находим у Г. Коллинза (Н. В. Collins. Prehistoric Cultural Relations between Japan and American Arctic: Eskimo and Pre-Eskimo. "Proceedings VIII-th ICAES", pp. 358 - 359), а затем (о связи Анангулы с Саккоцу и Будуном) и у Р. С. Васильевского (см. Р. С. Васильевский. Древние культуры Тихоокеанского Севера. Новосибирск. 1973, с. 35 - 40).
стр. 166
выводил из Азии, связывая ее с ориньякской традицией33 . Теперь же, когда американским археологом Мак-Картни создается теория ранней и конвергентной приморской адаптации на севере Тихого океана34 , Анангула привлекает еще большее внимание как яркий пример такой ранней приморской адаптации у древнейших алеутов. Выдвигаются предположения о более ранних, чем считалось прежде, общих предках эско-алеутов (Дьюмонд, например, в 1969 и 1971 гг. высказывается за значительно более раннее время, чем 4 тыс. лет назад)35 , о раннем их разделении36 , и предпринимаются попытки связать культурный комплекс Анангулы с находками из VI слоя Ушковских стоянок Камчатки37 . (Позднее на эту точку зрения встал Р. С. Васильевский38 .)
Однако не все с этим согласны. Эйгнер и Лафлин полагают - и мы поддерживаем их точку зрения, - что находки VI слоя Ушков далеко не идентичны анангульским39 . Их принципиально отличает отсутствие на Анангуле бифасов, столь обычных на Ушках и в VI и в VII слоях, а также различие в клиновидных нуклеусах, резцах и пластинчатой технике. Более выраженным является сходство поздней камчатско-палеолитической культуры VI слоя Ушков - так считают Андерсон, Уэст и Эйгнер (а также З. А. Абрамова и И. П. Ларичева) - с аляскинским финально-палеолитическим комплексом Денали-Акмак, который признается большинством американских и канадских авторов в качестве протоэскимосско-алеутского и которым фиксируется самая поздняя палеолитическая миграция в Америку со стороны Камчатки и Чукотки40 . Эта миграция не шла дальше Аляски в отличие от, вероятно, более далеко проникшего в глубь Америки (по крайней мере до нынешнего штата Вашингтон, где находится стоянка Мармз) влияния более ранней камчатской Ушковской палеолитической культуры. Проблемы последующего развития древних культур на Камчатке и Чукотке в послеледниковое так называемое голоценовое время, нашли отражение в трудах многих американских и канадских археологов (Квимби, Мак-Ниша и др.41 ), но прежде всего у Чарда42 , который попытался выделить, исходя из археологических
33 C. Chard. Reconstructing Human Ecology, p. 11; ejusd. Man in Prehistory.
34 A. P. Mc Cartney. Maritime Adaptations on the North Pacific RIM. "Arctic Anthropology", 1974, vol. XI, Supplement.
35 D. E. Dumond. Prehistoric Cultural Contacts in Southwestern Alasca. "Science", 1969, vol. 166, pp. 1108 - 1115.
36 I. Aigner, W. Laughlin, R. Black. Early Racial and Cultural Identifications in Southwestern Alaska. "Science", 1971, vol. 171, pp. 87 - 90.
37 W. S. Laughlin. Op. cit.; T. M. Malaurie. Op. cit.; D. D. Anderson. Akmak: an Early Archaeological Assemblage from Onion Portage, Northwest Alaska. "Acta Arctica", Fasc. XVI. Kobenhavn. 1970.
38 Р. С. Васильевский. Указ. соч., с. 45 и др.
39 I. S. Aigner. The Unifacial, Core and Blade Site on Anangula Island, Aleutians. "Arctic Anthropology", 1970, vol. VII, N 2; W. S. Laughlin. Holocene History of Nikolski Bay, Alaska, and Aleut Evolution. Folk, vol. 16 - 17. Kobenhavn. 1974/1975; В. С. Лафлия. Голоценовая история Никольского залива Аляски и эволюция алеутов. "Берингия в кайнозое".
40 D. D. Anderson. Op. cit.; F. H. West. The Donnelly Ridge Site and the Difinition of Early Core and Blade Complex in Central Alaska. "American Antiquity", 1967, vol. 32, N 3, p. 376; 3. А. Абрамова. Указ. соч., с. 26; И. П. Ларичева. Палеоиндейские культуры Северной Америки. Новосибирск. 1976, с. 123. В 1979 г. автор исследовал на Чукотском полуострове, вблизи Берингова пролива, палеолитическую стоянку Курупка I с такими же клиновидными нуклеусами, как в культуре Денали (см.: Н. Н. Диков. Исследование палеолита и неолита на Чукотском полуострове. "Археологические открытия 1979 года". М. 1980).
41 G. Quimby. The Prehistory of Kamchatka. "American Antiquity", 1947, N 3; R. S. Mc Neish. Men out of Asia if as Seen from the Northwest Yukon, etc.
42 C. S. Chard. The Kamchadal: a Synthetic Sketch. "Kroeber Anthropological Society Papers". Berkeley, 1953, N 8, 9; ejusd. An Outline of the Prehistory of Siberia, part I. The Pre-metal Periods. "Southwestern Journal of Anthropology", 1958, vol. 14, N 1; ejusd. Organic Tempering in Northeast Asia and Alaska. "American Antiquity", 1958, vol. 24, N 2; ejusd. Additional Materials from Lake Elgytkhyn, Chukchi Peninsula. "Anthropological Papers of the University of Alaska", 1960, vol. 9, N 1; ejusd. First Radiocarbon Dates from the USSR. "Arctic Anthropology", 1962, vol. I. N 1; ejusd. New Developments in Siberian Archaeology. "Asian Perspectives", 1961, vol. V, N 1; ejusd. Time Dept and Culture Process in Maritime Northeast Asia. Ibid., N 2.
стр. 167
и географических данных, характерные регионы неолита Сибири и Дальнего Востока43 , а затем написал большой очерк уже на основе наших публикаций, где присоединился к нашему выводу о многотысячелетней культурно-этнической дифференциации, в результате которой сформировались ныне обитающие на Северо-Востоке народности44 . Впоследствии эти наши материалы и выводы по неолиту Чукотки и Камчатки были включены Чардом в его упомянутую выше монографию45 . К сожалению, в ней не нашли отражения многочисленные новые материалы по неолиту крайнего Северо-Востока (также, впрочем, и по его палеолиту), опубликованные нами после 1968 года46 .
Следует отметить и большой труд Мак-Ниша, содержащий обстоятельное сравнение выявленных им на северо-западе Америки нескольких экологически приспособленных археологических традиций с материалами по Северо-Востоку Азии47 . Мак-Ниш приходит к выводу о сходстве лишь отдельных элементов неолитических культур Камчатки и Чукотки с этими традициями и формулирует гипотезу экологической приспособляемости культурного комплекса. Его мнение о палеолитическом возрасте каменных изделий с оз. Эльгыгытхын и наших находок на Чукотке в районе оз. Красное является при этом недостаточно обоснованным. Эльгыгытхынский комплекс - неолитический, а грубо обработанные каменные изделия с косы на оз. Красное, судя по геологическому возрасту Красненской косы, не могут быть старше 8 тыс. лет и, таким образом, моложе обнаруженных нами в 1971 - 1975 гг. стоянок реликтового палеолита на Верхней Колыме. На этих вопросах о переходных от палеолита к неолиту памятниках крайнего Северо-Востока заостряет внимание и В. Пауэре. Он полагает, что у Ю. А. Мочанова нет данных говорить о распространении мезолитической сумнагинской культуры на Чукотку, так как это значило бы, что она локализовалась в двух природных зонах: тайге и тундре48 .
Что касается удивительной древнеэскимосской культуры пережиточного неолита с ее огромным ареалом (от Чукотки до Гренландии), сопоставимым по протяженности с ареалом современных арабов, с ее поразительным искусством резьбы по моржовому клыку, то довольно полное и, пожалуй, лучшее освещение эта высокоразвитая культура морских зверобоев на территории Советского Союза получила совсем недавно в обзорной статье Аккермана49 . Там рассматриваются различные гипотезы происхождения эскимосской культуры, причем отдается предпочтение фациальной, как называет ее Аккерман, модели, предусматривающей роль похолодания климата Арктики 4 тыс. лет назад в выработке специфически арктического гарпунного и бытового комплексов, - модели, предложенной сначала в 1958 г. нами50 , а затем в 1968 г. датским археологом Ларсеном51 . Напомним, что Г. Коллинз выводил эскимосскую культуру из мезолита Старого Света, придерживаясь при этом теории культурных традиций 52 , в отличие от датского ученого Биркет-Смита, отстаивавшего концепцию единых стадии .
Так называемые оквикскую и древнеберингоморскую культуры I тыс. н. э., подобно многим зарубежным археологам, Аккерман рассматривает "как примерно одновременные локальные культуры с временным приоритетом одной из них - какой, -
43 C. S. Chard. The Neolithic in Northern Asia: a Culture Area Approach. "Anthropologica. N. S.", 1960, vol. II, N 2.
44 C. S. Chard. Reconstructing Human Ecology and Population History in Prehistoric Northeast Asia.
45 C. S. Chard. Northeast Asia in Prehistory".
46 Н. Н. Диков. Древние культуры Камчатки и Чукотки. Автореф. докт. дисс. Новосибирск. 1971; его же. Наскальные загадки древней Чукотки (Петроглифы Пегтымеля), и др.
47 R. S. Mc Neish. Investigations in Southwest Yukon.
48 W. Powers. Op. cit., p. 98.
49 R. Ackerman. Op. cit.
50 Н. Н. Диков. Древнейшее прошлое Чукотки и задачи его изучения. "Записки" Чукотского краеведческого музея, Магадан, 1958, вып. 1. с. 8; N. N. Dikov. The Stone Age of Kamchatka and the Chukchi Peninsula.
51 H. Larsen. The Eskimo Culture and its Relationship to Northern Eurasia. "Proceedings VIII-th ICAES".
52 H. Collins. The Arctic and Subarctic. "Prehistoric Man in the New World". Chicago 1964.
53 K. Birket-Smith. The Eskimo. L. 1959.
стр. 168
в настоящее время еще не ясно"54 . Это не вполне согласуется с точкой зрения М. Г. Левина, С. А. Арутюнова и Д. А. Сергеева, считающих Оквик более поздней локальной культурой, хотя во всем остальном Аккерман обнаруживает хорошее знание трудов названных советских исследователей, опубликовавших две прекрасные монографии - об Уэленском и Эквенском древнеэскимосских могильниках на Чукотке. Использует он и сведения из книги А. П. Окладникова и Н. А Береговой о древнем эскимосском поселке у Баранова мыса, вблизи устья Колымы, а также о наших раскопках Чинийского, Энмынытнынского и других могильников и различных стоянок на морском побережье Чукотки, кроме первой палеоэскимосской стоянки на о. Врангеля, которая была обнаружена нами в 1975 г. и, несомненно, заинтересует американских исследователей55 .
Первостепенное внимание уделяют, как мы уже частично показали, американские и канадские ученые проблеме культурных связей между крайним Северо-Востоком Азии и Америкой. Их прослеживают и на примере керамики, как это делал В. Освальт56 , и сопоставлением других элементов культуры (здесь можно вспомнить американского археолога П. Толстого57 ), причем, как правило, Камчатке и Чукотке до недавнего времени отводилась транзитная роль в этом отношении: клиновидные нуклеусы, пластинчатая и резцовая технология выводились из Японии через Камчатку (Ирвинг, Борден)58 , галечная индустрия тоже шла, по Чарду, с юга через Камчатку59 . Теперь по мере роста данных по археологии Камчатки и особенно Чукотки американские исследователи получили более близкую к Америке базу для выявления подобных связей. Впрочем, выдающийся американский археолог Гиддингс всегда занимал более выдержанную в этом отношении позицию и призывал искать происхождение древних культур Аляски не из Центральной Азии, а в глубине времен на месте, считая зону Берингова пролива (включая ее азиатский и американский берега) единой и стабильной зоной60 . Вероятно, это справедливо не для эпохи палеолита и мезолита, а для более позднего времени, когда для охотничье- рыболовческого крайнего Северо-Востока Азии и Америки наступила пора относительной изоляции от более южных областей Старого Света, вступивших на путь неолитической революции, на путь скотоводства и земледелия.
Итак, буржуазные ученые США и Канады пристально следят за советской литературой по археологии крайнего Северо-Востока Азии, а некоторые из них - можно добавить, - например, Пауэре, Лафлин и Аккерман, приезжали в Советский Союз и знакомились также с коллекциями по археологии Сибири. Они широко используют наши данные, и есть обширная область в археологии, где советские и американо-канадские исследования вполне сопоставимы. Это - стратиграфия, типология и классификация, датировка, этническая интерпретация, древние культурные связи, миграции и т. п. В другой области, методологической, - положение иное. Здесь совсем разное отношение к самой сущности исторического процесса, к его закономерности. Хотя ученые США и Канады уже не говорят о малых народах Севера как о живых окаменелостях, но их история преподносится все же в духе эволюционизма весьма плоского. А гипертрофированное и одностороннее увлечение типологиями и классификациями (как, например, в последней работе Мак-Ниша)61 ведет их к мертвому
54 R. Ackerman. Op. cit., p. 5.
55 Н. Н. Диков. Открытие палеоэскимосской культуры на острове Врангеля. "Краеведческие записки", Магадан, 1977, вып. XI; N. N. Dikov. Origin! della cultura paleoeschimese. "Boletino del centre Carnuno di Studi Preistorici", 1978, vol. XVII.
56 W. Oswalt. Northeast Asian and Alaskan Pottery Relationships. "Southwestern Journal of Anthropology", 1953, vol. 9, N 4; ejusd. Alaskan Pottery: Classification and Historical Reconstruction. "American Antiquity", 1955, vol. 21, N 1.
57 P. Tolstoy. The Archaeology of the Lena Basin and its New World Relationships. Part II. "American Antiquity", 1958, vol. XXIV, N 1.
58 W. N. Irwing. A Provisional Comparison of Some Alaskan and Asian Stone Industries. "Arctic Institute of North America. Technical Paper, 1962, N 11; C. E. Borden. Op. cit.
59 C. S. Chard. Man in Prehistory.
60 L. Giddings. The Arhaeology of Bering Strait. "Current Anthropology", 1960, vol. I, N 2; ejusd. Ancient Men of the Arctic. Ibid., N 7.
61 R. S. Mc Neish. Investigations in Southwest Yukon.
стр. 169
структурализму. Туда же может привести и стремление представить культуру только как набор различных традиций.
Материалистическая тенденция у американо-канадских археологов проявляется пока главным образом только в выявлении роли географической среды, наиболее характерным примером чего может служить развиваемая Мак-Нишем гипотеза экологической адаптации (приспособляемости) культурного комплекса62 . Вместо общих социально-экономических и культурно- исторических законов устанавливается многолинейность развития человеческого общества и культуры как результат только приспособления к различным экологическим средам. Такой подход имеет мало общего с материалистическим пониманием исторического процесса, хотя на первый взгляд создается иллюзия его научной объективности. Вместе с тем в США и Канаде среди историков древней культуры растет авторитет марксистской науки. Здесь сказывается благотворное влияние советских исследований, контактов на международных конгрессах и в ходе совместных археологических экспедиций, подобных советско-американской экспедиции Лафлина и А. П. Окладникова.
ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР Н. Н. ДИКОВ
62 R. S. Мс Neish. The Early Peopling of the New World.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |