Libmonster ID: KZ-1246

N 3. Из стенограммы заседания оргбюро ЦК о плане работы оргбюро

15 марта 1926 года

Председательствует тов. Молотов.

МОЛОТОВ. ...При самом беглом ознакомлении с планом видно, что основные задачи плана заключаются в том, чтобы сосредоточить внимание в данный момент на вопросах проверки местной партийной практики с точки зрения выполнения партийных директив... В связи с вопросами проверки поставлен вопрос об улучшении качества партийной работы и об улучшении идейного содержания ее. В плане имеется также ряд вопросов, относящихся к области партийной увязки отдельных отраслей партийной работы. К числу последних можно отнести такие вопросы, как: положение о работе ячеек и в связи с этим вопрос о работе низовых парторганизаторов; вопрос о работе советских органов по делам печати и разграничение работы последних с работой отделов печати1 ; вопрос о взаимоотношении профсоюзов и отделов работниц по работе на предприятиях и некоторые другие...

Теперь вопрос о повышении качества партийной работы. Здесь главный вопрос - вопрос об улучшении качества партийного руководства... В этой области должно быть усилено внимание к двум основным моментам: к борьбе с бюрократизмом, с одной стороны, и борьбе с хвостизмом в партийном руководстве - с другой... Действительное партийное руководство заменяется простой перестановкой работников и организационным нажимом... Известно, что выбор нового губкома или укома проходит на партийной конференции нередко почти без обсуждения на самом заседании конференции. Как это получается - тоже известно. За спиной конференции на многочисленных предварительных совещаниях и обсуждениях эти списки членов руководящих органов уже обсуждены так, что на самой конференции никакого обсуждения нет. И тогда на конференции все идет уж чересчур гладко.

СТАЛИН. Парад.

МОЛОТОВ. Да, парад. Внешняя картина конференции такая, что как будто не нужно желать лучшего, а на деле не то... Проведение внутрипартийной демократии нужно на деле осуществлять.

С другой стороны, необходима борьба против хвостизма в партийном руководстве. Нельзя руководящему органу плестись в хвосте событий, нельзя сводить роль руководящих органов к простому согласованию мнений и к


Окончание. Начало см. Вопросы истории, 2005, N 2.

стр. 3


простому наблюдению за работой коммунистов в различных областях практического дела. Хвостизм в руководстве наблюдается там, где приходят к таким выводам: если оживление советов - значит, нечего делать ячейке по руководству советской работой; если профсоюзная демократия - значит, ячейка должна поддакивать любым настроениям рабочих на предприятии; если внутрипартийная демократия - то нельзя допускать никакого влияния на выборы руководящих органов...

По распределению работы в ЦК хозяйственные вопросы относятся к политбюро и, в связи с планом работы самого политбюро, могут быть новые задания и для оргбюро... Из вопросов советского и общехозяйственного строительства следует отметить следующие: во-первых, итоги избирательной кампании в советы, во-вторых, о проведении революционной законности с точки зрения выполнения директив партии, в-третьих, вопросы районирования (в связи с чем поставлен доклад Госплана по этому вопросу) и, кроме того, организационные вопросы потребкооперации и перспективы специализации сельскохозяйственной кооперации. Особое внимание обращено на улучшение партийной работы на частных и концессионных предприятиях, а также на усиление мер влияния на частные издательства...

КОСИОР2 . Мне хотелось бы остановиться на нескольких пунктах, которые вызывают, на мой взгляд, некоторые сомнения. Вот, прежде всего, относительно информации. Здесь сказано: улучшить партийную информацию в целях более широкого и правильного освещения политического, хозяйственного, международного положения. Я предполагал, что дело идет об информации снизу вверх и международное положение освещать не приходится. Затем, я хочу остановиться на пункте о работе советских ячеек. Дело в том, что к борьбе с бюрократизмом наши советские ячейки подходили.

СТАЛИН. Подходили, да не дошли. (Смех.)

КОСИОР. Когда собрали совещание по работе советских ячеек, то основной вопрос был в том, что, поскольку советские ячейки не имеют непосредственно вокруг себя рабочей массы, их задача должна заключаться в борьбе с бюрократизмом и в улучшении соваппарата. К сожалению, после этого совещания мы к делу практически так и не подошли...

СТАЛИН. Сначала общие замечания <сначала>. В плане <тут> часто повторяется слово - "проверка". Это есть центр <тяжести> всего плана. Я так это понимаю, что центр <тяжести> плана состоит в том, чтобы от дачи директив перейти к проверке исполнения этих директив. У нас директив сколько угодно. Пишут, переписывают, вновь переписывают, рассылают, потом забывают о директивах. Директивы вновь повторяют, складывают их под сукно и т.д. Исполняется та часть директив, которая подходит почему-либо ко вкусам исполнителей, а все остальное откладывается. Имеются резолюции съезда, а люди нередко <местные работники> ищут указаний в речах ораторов. Чтобы положить этому конец, необходимо перейти от слов и директив к делу. Вспомните, товарищи, что Ленин <уже давно> еще на XI съезде партии ставил вопрос о том, что необходимо перейти от слов к делу <что директив нами написано уже много, а как они исполняются, об этом мы знаем плохо>, что основное теперь "в проверке исполнения". Необходимо проводить эти <директивы> указания Ленина в жизнь, необходимо проверить выполнение <этих> партийных директив. Ленин еще <тогда> на XI съезде ставил это как основную задачу. Мы, как и всегда, запаздываем, отстаем от Ленина на два-три года и только теперь начинаем проводить это в жизнь. Необходимо все директивы, которые были даны и которые не отменены, но забыты, проверить с точки зрения их выполнения.

<Вот это> Таковы общие замечания.

Теперь я хотел бы на некоторые пункты обратить внимание, разъяснить <как их понимать> их коротко.

Насчет информации тов. Косиор прав, тут надо сказать об информации с мест и информации с центра <и только в последней части говорить о международном положении >.

стр. 4


Я <также> хотел обратить внимание на 4-й пункт3 - о работе советских <органов> ячеек, понимая под этим и ячейки хозучреждений. Как это понимать? Я это понимаю так, чтобы наши советские ячейки были <бы> блюстителями действительного советского <коммунистического> порядка в наших учреждениях. Ведь масса безобразий творится за границей в полпредствах и торгпредствах и у нас здесь, <в> внутри страны, в советских учреждениях, в смысле расхищения народного добра, затем, в смысле чудовищного бюрократического отношения к гражданам. Бывает, что <тыркаются> тыкаются в двери учреждения месяцами <обыкновенные> "простые" граждане, которые не имеют "связей и знакомств" <зацепки> в учреждении, и ничего не могут добиться. Ходят люди месяцами и ничего не могут доби<ваются>ться, <а потом пишут длиннейшие письма, чёрт знает откуда, в ЦК, как отдельные лица> не могут лицезреть руководителей учреждений и принести им жалобу, заявление. На что это похоже? Ячейки должны следить за тем, чтобы в советских учреждениях, государственных и хозяйственных, чтобы в них был <бы хоть> хотя бы элементарный порядок, элементарная <культурность была> отзывчивость, готовность выслушать людей, было бы поменьше бюрократизма <, чтобы людей заслушивали. Значит пред>. Стало быть, перед советскими ячейками встают такие задачи: следить, чтобы не было расхищения народного добра; следить за тем, чтобы не было <бы искусственных всяких> мошеннических выдач под видом тантьем и проч.; следить за тем, чтобы не было бы этого тупого, преступного бюрократизма, который ставит непреодолимую преграду, глухую, непроходимую стену между нашими учреждениями и <простым человеком> населением, обывателем, у которого нет <влияния, у которого нет зацепки, у которого директивы всякие на шее, которые законно хотят объяснения получить и не могут.> "связей" в учреждениях, который ищет правды, да не может ее добиться. Ячейка, особенно ее бюро или секретарь, <Ячейка> чем-нибудь должны помочь здесь. Секретарь ячейки, - чем он занят? Есть примеры, о них мы знаем, что воруют вдоль и поперек, например, где-нибудь в Аркосе, или в итальянском торгпредстве и мало ли еще где. <Те, что пользовались доверием, захватывали деньги> Известно, что в итальянском торгпредстве один из работников захватил деньги и уд<ирали>/рал. Что делает там секретарь ячейки? Например, известно, что в Госбанке <50> десятки миллионов рублей уходят на жалование служащим. Что там делает ячейка, секретарь ячейки? <Он должен что-нибудь делать.> Почему секретарь ячейки не сообщает в ЦК или в ЦКК о безобразиях? Если у обывателя убивают всякую веру в Советскую власть, вследствие бюрократизма и волокиты, то секретарь ячейки должен <сказать> сообщить об этом партии и ее организациям. А я знаю, что все эти безобразия творятся не только с ведома коммунистов, но иногда и во главе с коммунистами. <Если беспартийные чиновники многого себе не позволяют, то коммунисты, близкие к советской власти, у них преград нет. Шаги у них длинные, они позволяют себе все, что угодно. Это вопросы должен видеть> Все эти и подобные им <интересы> вопросы должны интересовать секретар<ь>я ячейки, бюро ячейки. <Сейчас> Нельзя допустить, чтобы жизнь советской ячейки <состоит в том, что в два месяца раз заслушивается доклад о Чемберлене и т.д. Конечно, заполнение того, что (неслышно...) этими ячейками нужно раскрыть перспективы и сказать, что есть другие, более почетные задачи.> ограничивалась докладами о Чемберлене и пением "Интернационала". Надо добиться того, чтобы советская ячейка жила жизнью всей партии, чтобы она помогала партии улучшить, упростить более и сблизить с населением советский и хозяйственный аппарат, сделать его честным и экономным.

<Второе> Далее, я имею замечание <я имею> к пункту "к"4 , на 3-й странице проекта. Речь идет о постановке агитации в периодической печати <об экономии расходов, о> насчет режима экономии расходов, насчет борьбы с накладными расходами, насчет сокращения штатов, развития производительности труда и т.п. <Это о чем спрашивает тов. Косиор.>

стр. 5


<У нас часто печать бьет. Ежели демократизм, зачем обижать рабочих, пусть поменьше работают, на то и рабочее государство. Мы знаем, что это не ведет к социализму. Если идем к> Печать у нас в этом отношении хромает. Она нередко обходит такие явления, как разбухание штатов, расточительность наших учреждений, эпидемию торжеств и юбилеев, прогулы на заводах, застой в деле развития производительности труда. Печать плывет по течению. Если мы идем к социализму, то должны производительность труда поднимать шаг за шагом, сокращая ненужные расходы. Социалистическое производство есть производство с высшей производительностью труда, чем капиталистическое производство. Между тем печать сплошь и рядом <печать не хочет идти в разрез с этим течением,> отказывается разоблачать расточителей, идти против течения, не хочет разъяснять <это> всех этих вопросов рабочему. А <между тем> рабочие это поймут, если им разъяснить <, они не так глупы. Разок встать вразрез с течением и потом создать новое течение, более плодотворное. В смысле того, чтобы расходы были экономнее, надо, чтобы>. Нужно, чтобы каждый рабочий, каждый коммунист следил за проведением строжайшей экономии в расходовании средств, чтобы <каждый рабочий был> все были втянуты в это дело. Расходы происходят у всех на глазах. Не могут они этого не видеть. Вот вам пример: доказано теперь, что наш экспорт хлеба нерентабелен, потому что мы, заготовляя на местах, расходовали на 5 копеек больше на пуд хлеба, чем следует. До открытия заготовительной кампании, в прошлом году, были даны предположения по статьям <каковы должны быть> насчет размеров расходов на заготовки на местах. <Статей много. Реальная (не слышно). Всякая такая штука, как предъявление расходной части, строится с определенной накидкой, чтобы остался запас. И вот> Вы знаете, как делаются у нас предположения насчет расходов - обязательно широко и с прикидкой. В результате оказалось, что предположенная расходная часть по всем пунктам оправдалась, а по заготовкам на местах <оказалось> получилось на 5 копеек больше на пуд. Предполагали 8 копеек на пуд, вышло 13. И на этом срезались. Экспорт хлеба стал нерентабелен. <Нужно, чтобы у нас расходовали на 5 копеек меньше на пуд.> А нерентабельность экспорта хлеба означает сокращение импорта, сокращение промышленного строительства. Чем объяснить этот лишний расход? Это объясняется тем, что развели большой аппарат <машинисток, стенографисток, счетоводов всяких, у каждого - свой отдельный.> на местах заготовки хлеба, раскинулись широко, но не соблюдали экономии в расходах, - коротко -растрачивали зря народные деньги. Видят это рабочие? Видят. А крестьяне? Крестьяне тоже видят. А коммунисты этого не видят? <Все дело в экономии.> Конечно, видят, но к сожалению, они сами принимали участие, но не в экономии, а в растрате. <Ежели печатать факты, говорящие о перерасходе и не выставить их, как перевоспитание, то... (не слышно). Вот почему печать, ее работа тесно связаны с вопросом экономии сокращения накладных расходов, и с производительностью труда. Хотя бы дальше.> Вот почему необходимо, чтобы печать систематически разоблачала все эти недостатки и язвы нашего государственного аппарата. Без этого ничего не исправишь и людей не перевоспитаешь. Без этого зарез.

Обратите внимание на пункт "б", стр. 3-я, "Итоги перевыборов в советы" 5 . <(Читает)> Хотел бы два слова сказать об этом. Дело в том, что у нас в некоторых советских органах, у некоторых советских работников развелось большое благодушие и большая готовность понравиться непролетарским элементам, идти им на уступки. Ежели говорят об оживлении советов, то некоторые советские работники думают, что всех нужно привлечь, не исключая кулацких и других буржуазных элементов. У нас имеется решение ЦК, что конституция и выборные права не меняются 6 . <Сказано, что конституция не меняется, как была, так и остается.> Но <иногда> на практике выходит, что новые группы избирателей появляются - выбирают купцы <выбирают>, кулаки <выбирают>. Почему? <Спрашивают избирательную комиссию. Она благодушно, с полной готовностью идет навстречу. Есть конституция, есть и

стр. 6


инструкция, расширившая права, которая отдельные практические указания еще более расширяет. До чего дойдет это расширение сам чёрт не знает.> Потому, что появляется "избирательная инструкция" ВЦИК, расширяющая конституцию 7 . А "избирательная комиссия" ВЦИК идет еще дальше, следуя советам так называемых юридических экспертов, представителей Наркомюста 8 . А делается это для того, чтобы понравиться непролетарским элементам, демонстрировать "широту" взглядов, заслужить похвалу "чистой" публики. Тут нужна троекратная проверка.

У целого ряда наших советских товарищей в последнее время страшно развилась эта готовность пойти на уступки непролетарским элементам. Ильич говорил <сколько> не раз, что коммуниста угрозой <едва ли> не возьмешь, а вот лестью можно его взять <польстишь ему - возьмешь>. Тут то же самое происходит: <тот или иной подходит, хвалит его, говорит: ты не такой узкий, как эти, дай побольше прав. И в результате получается коренное изменение избирательной кампании. Нужно наказывать тех, которые нарушают партийные директивы. Никакого расширения прав мы не даем. Мы только изменили практику выборов.> стоит "чистой" публике похвалить иного коммуниста за "широту" взглядов, чтобы иной коммунист растаял от радости и попал в плен, отрываясь от партии, от ее директив. Я буду говорить об этом более подробно по второму пункту порядка дня 9 .

Затем, последний вопрос, п. "г"10 , на стр. 3-й: (читает). Недавно я получил <бумажку> записку от тов. Асфендиарова ", <драка большая у башкир и в Киргизии по вопросу о земле.> где он жалуется на обострение отношений в некоторых нацреспубликах РСФСР (особенно в Казахстане и Башкирии) и на невнимательность к националам в центре. Я думаю, что тов. Асфендиаров прав. Нужно заслушать специальные доклады нацотдела ВЦИК <о Башкирии >, прежде всего о Башкирии и Казахстане, и принять меры к устранению вопиющих <недостат> нарушений директив партии по национальному вопросу как в центре, так и на местах.

<Он очень недоволен и вместе с ним недоволен и ряд националов. Я не скажу, что все их жалобы правильны. Кое-кто из националов говорит, что надо созвать совещание представителей националов, такое национальное совещание. Таких совещаний было 3 или 4. Вопрос этот о неувязке в областях не имеет больного характера в союзных республиках: в Закавказье, в Белоруссии, на Украине. Вопрос этот о национальных областях особенно остро стоит в РСФСР, причем в органах РСФСР, например во ВЦИКе, я это. должен сказать, имеется тенденция ничего не оставить. Недавно только ВЦИК решил, что все жалобы и заявления могут поступать только на русском языке. Что это такое? От Президиума ВЦИКа присутствовало на этом заседании 50 человек. Калинина как раз не было, но были тт. Енукидзе12 , Киселев13 , был Полуян14 , Лашевич15 . У меня есть протокол. Там приняли такое решение. Но я думаю, что совещание национальностей собирать не требуется, потому что в других национальных республиках жалоб особых нет. Можно было бы для республик Башкирской и Киргизской такой доклад здесь заслушать, хорошо даже два доклада заслушать, один представителя Башкирии, другой - Киргизии.>...

УГЛАНОВ16 . Первый вопрос - относительно советских ячеек. Первое то, что нам приходится чрезвычайно трудно преодолевать несогласованность в работе ячеек и руководителей советских органов в той минимальной части, чтобы ячейкам регулярно заслушивать доклады учреждений о том, как вообще дело обстоит. На это руководители учреждений в своей собственной ячейке чрезвычайно трудно идут.

СТАЛИН. А не может ли секретарь ячейки, заметив эти безобразия, написать в ЦКК?

УГЛАНОВ. Редко это делают... Второй вопрос - это вопрос общепартийной работы. Я считаю, что нужно отчетливо поставить вопрос об указании Центрального комитета местным партийным организациям по вопросу об инструктировании... Третий вопрос - относительно хозяйственного раз-

стр. 7


вития. Я думаю, что ставить специально хозяйственные вопросы на оргбюро - не выйдет. Эти вопросы будут ставиться в политбюро.

Но я считаю, что оргбюро может разработать и дать директиву местным партийным организациям на предмет усиления руководства хозяйственными органами. Это в некоторых местах практикуется местными организациями, но не везде. Например, в крупнейшей Московской организации мы этого до сих пор не имели и подходим к этому только теперь, подходим по-настоящему, вплотную только в эти месяцы после XIV партсъезда: хозяйственные органы, и банки, и тресты, и заводы, и даже товарная биржа, отчитываются в Московском комитете.

СТАЛИН. Уходят с энтузиазмом?

УГЛАНОВ. Да, уходят с энтузиазмом. Когда получают соответствующую критику и указания, после этого уходят очень довольными, чувствуя, что партия им доверяет, ими интересуется... Мне кажется, что если местные парторганы будут вызывать к себе директора завода, треста, руководителя хозяйственного органа, которые будут отчитываться о положении дел - кроме пользы это, по-моему, ничего не даст. Я считаю, что это надо было бы провести и директиву такую дать...

МОЛОТОВ17 . ...При составлении этого плана мне пришлось иметь совещания с заведующими отделами ЦК и с тт. Сталиным и Косиором. Все находили целесообразным, чтобы в каждом вопросе, который мы теперь ставим, главное внимание направлялось на задачи проверки... Дальше. Очень важно, чтобы мы признали правильной ту общую мысль, которая заложена в плане работ оргбюро, что надо обратить большее внимание на идейное содержание партийной работы. Это касается различных областей работы. Это касается и комсомола, и партии, и женотделов, и профсоюзов, и других отраслей партработы. До сих пор получалось такое положение, что агитпроп часто занимался не своими, а советскими делами, например, делами Наркомпроса, и брал на себя представительство советских органов, делая за них некоторую часть работы.

Это касается и отдела печати. Чем он занимается? Он заботится о том, как понизить стоимость печатного листа, как поставить распространение, материальную помощь газете, получить больше типографий для издательства и т.д. Теперь есть масса советских органов, на которые можно вполне возложить эту работу, а агитпропу, как отделу печати, взять на себя посерьезнее идейное руководство. Это некому взять на себя, кроме как соответствующему отделу ЦК, который взвалит на советские организации ту работу, которую они должны делать, которым нужно будет помогать и дальше, но за них делать их работу не нужно. Разграничение работы нужно и в ЦК...

Последнее замечание. Мне кажется, что в связи с тем, что теперь нужно сосредоточить внимание на вопросах местной практической работы, несколько изменяется и положение наших отделов. Отделам ЦК нужно подтянуться. Они привыкли писать общие резолюции, а иногда заниматься не непосредственно своим делом. Это нужно в корне изменить за счет действительного знания дела на местах, за счет того, чтобы проявлять действительное внимание к тем материалам, которые имеются по вопросам партийной жизни на местах и вообще по всем отраслям партийной работы...

Есть резолюция, которая была разослана перед самым заседанием оргбюро. Она состоит из пяти пунктов и включает в себя план оргбюро, который был разослан вчера (читает).

СТАЛИН. Нужно добавить еще два вопроса: итоги работ производственных совещаний и, затем, итоги работ по созданию беспартийного актива в деревне. <Вот эти два вопроса - итоги работ производственных совещаний и итоги работ местных организаций по созданию беспартийного крестьянского актива необходимо добавить.>

МОЛОТОВ. Первый вопрос не вошел сюда, а второй вошел. Правда, не очень четко; это - итоги перевыборов советов с точки зрения <сов. органов> оживления советов и избирательной практики.

стр. 8


СТАЛИН. Здесь можно было бы поставить и итоги перевыборов <в> коопера<ции>тивных органов <можно тоже поставить> (можно поставить в скобках) <поставить>, чтобы было несколько слов о том, как на местах создается беспартийный крестьянский актив. <Вот такая> На местах имеется маленькая цепочка <имеется> - беспартийный актив. Это очень честные люди, <они> которые следят за советской кооперацией <следят, как верные собаки> и не дают воровать. Надо обязательно продемонстрировать, что у нас делается по этой части <и затем о производственных совещаниях>.

МОЛОТОВ. Вопрос о производственных совещаниях поставить так: практика производственных совещаний.

СТАЛИН. Можно сказать: проверка проведения производственных совещаний или итоги работ производственных совещаний...

УГЛАНОВ. Тут нужно сказать, какие имеются налицо основные достижения. Я предлагаю такую формулировку: проверка практики работ производственных совещаний в связи с необходимостью усиления борьбы с [непроизводственными расходами, экономией расходов, усилением производительности труда и т.д. Тогда будет ясно, чего мы хотим добиться.

СТАЛИН. Такую формулировку нельзя принять, так как может показаться, что мы сужаем задачи производственных совещаний.

МОЛОТОВ. Директива <остается> о проверке остается, но мы ее ставим под определенным хозяйственным углом.

СТАЛИН. Нам скажут, чем занимаются производственные совещания, чем они особенно интересуются?..

МОЛОТОВ. Я предлагаю <другую> такую формулировку: проверка практики работ производственных совещаний в связи с прежними директивами ЦК по этому вопросу18 .

СТАЛИН. О практике оживления советов в деревне и создании беспартийного крестьянского актива надо сказать. Об оживлении советов у нас нигде нет ничего.

МОЛОТОВ. Глухо, но есть: "Итоги перевыборов советов"... (читает). Я имел в виду, что в этом пункте дело идет как раз об оживлении советов. Можно этот пункт продолжить и добавить сюда: и в связи с поставленной партией задачей о создании беспартийного крестьянского актива19 .

РГАСПИ, ф. 558, оп. 11, д. 1106, л. 58 - 69. Машинопись со сталинской правкой; ф. 17, оп. 113, д. 349, л. 18 - 22об. Рассылочный экземпляр стенограммы. Типографский текст. Речь Молотова опубликована: Известия ЦК ВКП(б), 1926, N 10 - 11, с. 3 - 4; речь Сталина: там же, N 16 - 17, с. 1 - 2 (по тексту рассылочного экземпляра стенограммы).

-----

1. Вопрос о разграничении функций между отделом печати ЦК и Главлитом, а также иными советскими учреждениями, ведавшими делами печати, был поставлен на XIV съезде председателем ЦКК Д. И. Курским, в результате чего принята соответствующая резолюция.

2. Косиор С. В. (1889 - 1939) - с января 1926 по 1928 г. секретарь ЦК и член оргбюро.

3. В окончательном варианте плана работы оргбюро этот пункт был опубликован в следующей редакции: "О работе советских ячеек с точки зрения усиления борьбы с бюрократизмом и другими недостатками советских и хозяйственных органов (в том числе и за границей). Доклад Орграспреда". Постановление ЦК от 15 ноября 1926 г. "О работе советских ячеек с точки зрения борьбы с бюрократизмом и другими недостатками сов. и хоз. органов" см.: Известия ЦК ВКП(б), 1926, N 29.

4. Далее идет почти дословное изложение пункта "к" из II раздела плана ("Печать и агитпроп"). Был запланирован доклад отдела печати на эту тему. Постановление ЦК от 2 июля 1926 г. "Постановка периодической печати в связи с борьбой за режим экономии" см.: Известия ЦК ВКП(б), 1926, N 27 - 28.

5. В III разделе плана работы ("Советское, кооперативное и профессиональное строительство") пункт "б)" говорил о перевыборах в советы "с точки зрения соответствия избирательных инструкций соворганов и избирательной практики директивам партии и в связи с поставленными партией задачами создания беспартийного крестьянского актива (в предварительном порядке)".

стр. 9


6. Имеется в виду решение XIV конференции ВКП(б) (апрель 1925 г.), а также решение об изъятии из проекта Конституции (опубликованного в мае 1926 г.) пунктов о расширении участия в советах лиц, пользующихся наемным трудом.

7. Инструкция ВЦИК (принятая в сентябре 1925 г. СНК) была издана 13 октября 1925 года. О расширении избирательных прав (которые предоставлялись владельцам предприятий и всем кустарям и ремесленникам) говорилось в ст. 18, пп. "б" и "г".

8. Имеется в виду разъяснение Наркомюста на вопрос Сибирской избирательной комиссии о предоставлении избирательных прав середняку, содержавшему постоялый двор. Осенью 1926 г. инструкции о выборах в сельские и городские советы были изменены. Число категорий лиц, лишенных избирательного права, увеличилось до 15.

9. Второй пункт порядка дня заседания оргбюро "Информация о ходе избирательной кампании" также стенографировался. Доклад Сталина не публиковался.

10. В разделе III п. "г": "Доклад отдела национальностей при ВЦИК о советском строительстве в Казахстане и Башкирии".

11. Асфендиаров С. Д. - в 1921 - 1922 гг. постоянный представитель Туркменистана в Москве, член коллегии Совнаркома РСФСР по национальным вопросам, в 1923- 1924 гг. - член Среднеазиатского бюро ЦК, ответственный секретарь ЦК Компартии Туркестана, с 1925 г. - заместитель секретаря и член Президиума ВЦИК.

12. Енукидзе А. С. (1877 - 1937) - с 1918 г. секретарь Президиума ВЦИК..

13. Киселев А. С. (1879 - 1937) - с 1924 г. секретарь ВЦИК и член Центральной ревизионной комиссии ВКП(б).

14. Полуян Я. В. - член Президиума ВЦИК (1925 - 1929 гг.).

15. Лашевич М. М. - в 1925 - 1926 гг. зам. председателя РВС СССР, оппозиционер.

16. Угланов Н. А (1886 - 1937) - в 1924 - 1928 гг. первый секретарь МК, в 1924 - 1929 гг. - член оргбюро и секретарь ЦК, с января 1926 г. кандидат в члены политбюро.

17. Заключительная речь Молотова опубликована в "Известиях ЦК" (1926, N 10 - 11, с. 4 - 5). Здесь приводится небольшая часть его выступления и заключительный раздел стенограммы, который не был опубликован.

18. Была принята именно эта формулировка (раздел III, п. "д"),

19. "План работы Оргбюро на март-август 1926 года" опубликован в "Известиях ЦК ВКП(б)" (1926, N 10 - 11, с. 1 - 2).

N 4. Выступление Сталина на пленуме ЦК о плане работы политбюро и пленума ЦК на 1926 год1

9 апреля 1926 года

(Вечер 9 апреля.)

Товарищи, я не буду говорить здесь о необходимости плановой работы политбюро. Необходимость эта известна всякому, особенно теперь, в наше время, когда мы начали овладевать делом руководства хозяйством. Я хотел бы только сказать, что формально дело обстоит так, что у нас еще в апреле 1923 г. было решено построить работу политбюро в плановом порядке2 . У нас был тогда составлен план работы на три месяца, куда был включен ряд вопросов. Некоторые вопросы мы успели уже тогда рассмотреть, но потом началась дискуссия, и дело прервалось. Но теперь, спустя два года, вопрос о плановой работе политбюро и пленума ЦК приобретает особо важное значение для нас. Ввиду этого мы должны разрешить этот вопрос во что бы то ни стало. О характере этого плана, который мы имели в [19]23 г., я мог бы сказать два слова для того, чтобы вы могли сличить план работы [19]23 года с тем планом, который теперь предлагается для утверждения пленума ЦК. План [19]23 года включал в себя вопросы экспорта хлеба, бюджета, районирования, о местном аппарате и пр. Нельзя сказать, чтобы вопросы эти были связаны тогда между собою органически. Ограничиться таким планом мы теперь уже не можем. Мы должны пойти дальше и охватить по возможности все важнейшие узловые вопросы нашей хозяйственной жизни, если мы в самом деле думаем руководить политикой в стране. Исходя из этого, мы решили положить в основу плана работы политбюро и пленума ЦК две ос-

стр. 10


новные точки зрения. Первая из этих точек зрения состоит в том, чтобы обеспечить Центральному комитету своевременное рассмотрение вопросов об основных общехозяйственных планах на будущий год, на [19]26-[19]27 год. Сюда войдут вопросы, имеющие отношение к контрольным цифрам народного хозяйства на будущий год, к хлебофуражному балансу, к пятилетнему плану промышленного строительства, к плану электрификации и т.д. Вторая точка зрения состоит в том, чтобы обеспечить Центральному комитету, во-первых, проверку исполнения данных ранее директив партии по важнейшим отраслям управления и, во-вторых, выработку новых директив на основе практического опыта, накопленного за последнее время в центральных и местных учреждениях. Сюда войдут вопросы хозяйственного, советского, военного и партийного строительства.

План работы в целом обнимает девять групп вопросов. Первая группа охватывает вопросы чисто планового характера3 . Вторая группа охватывает вопросы промышленного строительства и практики этого строительства. В этой группе вопросов обращает на себя внимание Главметалл и военная промышленность. Ставя эти вопросы, мы имели ввиду подвергнуть проверке практику двух важнейших объединений, Главметалла и Военпрома. Третья группа вопросов охватывает вопросы нашей кредитной сети и финансов. Четвертая группа - вопросы нашей торговли, внутренней и внешней, и практика товаропроводящей сети. Пятая группа вопросов задевает главным образом те каналы хозяйственной жизни в городе и деревне, где прежде всего гнездится частный капитал. Сюда относятся вопросы об акционерных компаниях, о концессиях, вопросы аренды и наемного труда в деревне, частном капитале в торговле и промышленности и т.д. Шестая группа касается вопросов по преимуществу профессионального строительства. Седьмая группа охватывает вопросы советского строительства в городе и деревне, включая сюда вопросы, касающиеся нашей армии. Восьмая группа охватывает вопросы кооперативного строительства, включая сюда совхозное и колхозное строительство. Девятая группа касается докладов трех наиболее важных партийных объединений и охватывает вопросы внутрипартийной демократии и взаимоотношений между партийными и государственными организациями.

Таков общий характер плана работы политбюро и пленума ЦК на 1926 год.

Были попытки расширить круг вопросов в плане работы. Мы отклонили такие попытки, так как сильно ограничены во времени. До конца года остается всего девять месяцев. За это время мы будем иметь всего 36 обычных заседаний политбюро, а между тем вопросов у нас поставлено 40. Если принять во внимание, что каждый из этих узловых вопросов обычно занимает у нас целое заседание политбюро, то станет ясным, что мы не имеем возможности слишком расширяться в смысле включения новых вопросов. Следует также иметь в виду, что в план работы политбюро не вошли вопросы, касающиеся Наркоминдела, Наркомпроса, и другие вопросы текущего и апелляционного характера. А таких вопросов у нас будет немало. Вопросов, переходящих на рассмотрение пленума, по плану 18. Всего заседаний пленума до конца года будет у нас не более четырех. Стало быть, на каждое заседание пленума приходится более чем четыре вопроса. Поскольку мы вопрос о транспорте не успели рассмотреть на этом заседании, придется к 18 вопросам для пленума добавить еще один вопрос, вопрос о транспорте. Ясно, что и здесь мы страшно ограничены временем. Поэтому надо признать, что план работы политбюро и пленума более чем насыщен вопросами.

Сроки для прохождения вопросов по плану, обозначенные в плане работы политбюро и пленума, нельзя считать твердыми. Твердые сроки можно будет установить лишь по согласованию с Совнаркомом и СТО4 .

В плане работ имеется ряд вопросов, которые не могут быть проработаны отдельными ведомствами и для проработки которых придется создать широкие комиссии с участием ведомств и местных работников. К числу таких вопросов надо отнести: вопрос об итогах перевыборов в советы5 , вопрос об акционерных компаниях, вопрос об итогах применения наемного труда и

стр. 11


аренды в деревне, вопрос о частном капитале в торговле и промышленности, вопрос о строительстве РСФСР и т.д. Для проработки этих вопросов придется, очевидно, создать политбюро ЦК ряд широких комиссий с участием местных людей, дав им срок в 2 - 3 месяца.

Я особенно обращаю внимание на вопрос о строительстве РСФСР, на то, что в ряде национальных республик, входящих в состав РСФСР, нарастают националистические настроения, как среди русских, так и среди нерусских слоев населения. Нарождение в условиях нэпа в национальных республиках новой национальной буржуазии, с одной стороны, практика наших трестов и банков в этих республиках, с другой стороны, - таковы условия, питающие национализм в национальных республиках. Для решения ряда вопросов, возникающих в связи с этими новыми явлениями, и для разработки общего вопроса о строительстве РСФСР придется, очевидно, создать такую комиссию, куда могли бы входить в достаточном количестве националы. РГАСПИ, ф. 558, оп. 11, д. 1107, л. 2 - 4. Вырезки из рассылочного экземпляра стенограммы. Типографский текст.

-----

1. "План работы Политбюро и Пленумов ЦК ВКП (б)" был опубликован в "Известиях ЦК ВКП(б)" (1926, N 15, с. 5 - 6).

2. План работы Политбюро был предложен Зиновьевым в мае 1923 г. См.: РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 355, л. 9 - 10.

3. В этот раздел входили вопросы о плановом развитии экономики СССР по докладам Госплана, ЦСУ и ВСНХ.

4. План работы, согласованный с СТО и СНК, политбюро утвердило 13 мая 1926 года.

5. По этому вопросу см. резолюцию пленума ЦК и ЦКК от 20 июля 1926 г.: Известия ЦК ВКП(б), 1926, N 29 - 30. Стенограмма и материалы по этому вопросу: РГАСПИ, ф. 17, оп. 2, д. 692.

N 5. Выступление Сталина на заседании оргбюро ЦК о реорганизации аппарата ЦК

30 декабря 1929 года

Тут товарищи говорили насчет того, что некоторые товарищи не понимают основ этой реорганизации1 . Вы поймите, что выросли потребности нашей партии во всех направлениях общего строительства, во всех отраслях они расширяются, и в культурной, и сельскохозяйственной, и в промышленной, и в торговой, финансовой, во всех отраслях расширяется наша строительная работа. Это никто не может отрицать. Никогда так далеко в глубь мы не входили во все корешки строительной работы, и духовно и материально, как за эти последние два года. Именно потому, что никогда так глубоко и далеко не вдавались мы в дело строительства, именно поэтому вопрос о кадрах стал для нас почти основным вопросом. Нужны кадры для промышленного строительства, для торговли, для культурного строительства, для транспорта, для всех отраслей труда нужны кадры. Их распределение, подготовка и выдвижение имеют громадное значение.

Спрашивается, какая цена нашим резолюциям и директивам, если нет людей, которые верят директивам и умеют их проводить. Самая хорошая директива [не годится,] если она не проводится в жизнь, а проводить можно лишь тогда, если на постах стоят люди верящие, понимающие и проводящие в жизнь, иначе она может остаться на воздухе, а мы даем директивы, чтобы проводить их в жизнь, а для того, чтобы проводить, нужны кадры. Что, у нас нет людей? Это неверно. Нужно уметь замечать, подбирать и выдвигать.

До сих пор как было в аппарате ЦК? Все дело подбора, выдвижения и распределения кадров по всем отраслям нашей промышленности находилось в одном отделе. Это не годится, это старо. Вот, тов. Артюхина2 , одно из оснований, говорящее о том, что при старом аппарате надо его реорганизовать. Надо разбить работу по подбору, распределению и выдвижению кадров по всем отделам; один отдел с этим делом никак не сможет справиться, зашьется. Подумайте, сколько у него замов, очень много, а все-таки людей приходится выдвигать всем, а это непорядок, потому что, если мы в вопросе

стр. 12


по подбору, выдвижению и распределению кадров не подкуемся, то мы сядем в строительстве, сядем наверняка. Характерная черта состоит в том, что мы не только партийных людей подбираем, выдвигаем и распределяем, но и непартийных, весь беспартийный актив, который облегает, окружает нашу партию. Во всех отраслях строительства масса культурных учреждений создает самостоятельные широкие организации; кто там подбирает людей - неизвестно. Между тем ЦК отвечает морально перед всем рабочим классом, а подбирать не может, потому что все это дело подбора, выдвижения и распределения кадров по всем отраслям строительства, которых бесчисленное множество, сосредотачивается в одном отделе. Это неправильно. Значит:

1) мы функции подбора, выдвижения и распределения кадров разбиваем на все отделы, распреду мы оставляем кадры по хозяйственному, советскому строительству3 . Это очень важные и очень серьезные кадры. Что же касается всех остальных, каждый отдел сам подбирает у себя людей - конечно, с санкции ЦК. Мы вовсе не создаем наркоматы, отдаленные друг от друга, друг от друга федерированные, извините, это не по-большевистски. Отделы составляют часть целого ЦК; секретариат и оргбюро будут решать эти вопросы. Это первое.

2) Что нового в том, что наметили, что бьет всем в глаза и чего некоторые люди не хотят осознать. Работа по подбору, распределению и выдвижению кадров выросла, и она не может быть охвачена одним отделом, поэтому ее надо распределить по всем отделам, чтобы каждый отдел по своей специальности выдвигал, распределял и требовал людей.

Второе что характерно - это то, что активность масс поднялась на такую высоту, на какую она никогда не поднималась. Вы знаете, на какие ухищрения нам приходилось идти, чтобы заставить рабочих работать, убедить их работать, а теперь перекличка во всех уголках нашей страны идет, создались ударные бригады, активность масс поднялась. Это и есть длительная кампания. Кто-то говорил о кампаниях, кажется Догадов4 . У нас есть соцсоревнование длительного характера. Как вы думаете, посевная кампания, она длительная или нет? Она постоянная кампания, она всегда повторяется. Это и значит апелляция к широким массам, чтобы они поднялись и пришли на помощь партии, это и есть кампания - борьба, если перевести с иностранного. Как теперь быть с тем, что массовая активность поднялась? Надо эту активность охватить, во всяком случае сделать все возможное, чтобы дать ей известное русло, организующее начало, направить массовую активность. И в деревне она поднимается. То, что в колхозы переходят, - это высшая степень активности. То, что переходят на колхозы, громят кулаков, конфискуют их имущество, никогда такой активности не было, если не считать Октябрьской революции, когда помещиков громили. Эту активность тоже нужно охватить. Пытаться уместить в один ящик, или в один отдел, руководить массовой работой кампанейски совершенно невозможно. Надо разбить на две части, тем более что по части пропаганды, по части распространения политического просвещения мы хромаем на обе ноги. Возьмите пропаганду марксизма и ленинизма. Она хромает. Такая пропаганда нужна не только в городе, но и в деревне. В колхозах у нас будут коваться замечательные люди - организаторы и политики. Все, что есть способного и талантливого, они выдвинут, они потребуют объяснить то и другое. Что объяснить, когда потребуют пропаганду ленинизма? Мы город и деревню не отличаем. Одно государство - город, другое - деревня, и поэтому был отдел по работе в деревне. Теперь не то. Город и деревня будут близки к центру, потому что мы деревню взяли на буксир, потащили за собой. Теперь некуда деваться деревне. Она пойдет за нами. Поэтому нечего старое консервировать и изображать дело так, что основная работа в городе, а что касается деревни, то она на втором плане. Старо все это, надо вперед идти, нужно замечать новое и двигаться вперед на основе пропаганды масс и политического просвещения. Значит, пропаганда массовая получает огромный размах и в городе и в деревне. Очевидно, эту пропаганду с массовой работой в один

стр. 13


отдел вместить невозможно5 . Это утопия. Поэтому мы разделили на две части. Отдельно поставили отдел пропаганды и культуры и отдел агитации и массовых кампаний, имея в виду громадную работу теперь в массах, среди рабочих и крестьян и т.д. Должен кто-нибудь этим заниматься, руководить. Этим займется отдел пропаганды и культуры6 . Второй, следующий отдел, отдел агитации и массовых кампаний7 . Я думаю, что вы понимаете, для чего мы эту операцию производим - усложнилась работа по агитации и пропаганде, активность масс поднялась, как в смысле удовлетворения их непосредственных нужд, так и в смысле удовлетворения духовных нужд по линии марксизма. Надо пойти навстречу этой работе и разбить на две части, потому что никакой отдел один не выдержит. Насчет города и деревни, я уже об этом говорил, едва ли есть необходимость долго распространяться. Характерная черта именно в том и состоит, что теперь созданы такие базы в деревне, и они будут шириться с каждым годом, которые очень напоминают фабрику, завод, вообще городскую работу, колхозы, скажем, затем совхозы. Это очень серьезная база, которая занимает среднее положение между тем, как мы представляли деревню в старое время, и тем, что представляет собой завод. Что касается колхозов и совхозов, через них надо протягивать... в городе и деревне. Работа в городе и в деревне не может быть отделена, отгорожена, нет для этого оснований. Вот почему отдел по работе в деревне мы уничтожаем, ликвидируем8 , тем более что ясно для всякого, что в известной степени отдел по работе в деревне у нас служит некоторым суррогатом несуществующего Наркомзема9 , несуществующей организации советского типа, которая могла бы объединять политическую работу и направлять соответствующие наркомземы республик. Их очень много. Раз этот пробел заполнен, Наркомзем создан, создается новое основание для того, чтобы работу в деревне от работы в городе не отдалять. Я думаю, что у нас достаточно имеется оснований для того, чтобы старую организацию аппарата отставить и заменить ее новой организацией, для того, чтобы поставить аппарат целиком на принципе функциональности. Не должно быть отдела, который занимается всем. Отдел чем-либо специфически должен заниматься. Особенно я считаю, что таким отделом не должен быть отдел по работе среди работниц и крестьянок10 .

Ничего кроме обиды нет, ни одного аргумента не видно. (АРТЮХИНА: В чем обида?11 ) Нас обидели, ликвидировали. Вот отдел деревенский ликвидировали тоже, почему они не обижаются? Неужели вы думаете, крестьян меньше, чем женщин. Так нельзя все-таки. У вас какая-то особая раса получается. Неверно же выделять и консервировать, нехорошо это, товарищи. По линии профработы ведь никакого отделения нет. (АРТЮХИНА: И не надо.) Очень важная работа, однако тут никакого разделения нет между мужчинами и женщинами. По линии партработы тоже никакого отделения, специальной организации для женщин работниц и крестьян мы не заводим. Есть временные организации для того, чтобы оформить агитацию среди женщин. Делегатские собрания для чего существуют? Не для того существуют, чтобы свою специфическую организацию имели женщины, а для того, чтобы через этот аппарат двигали дальше политическое просвещение женщин, подтягивали их и прочее. Я вовсе не утверждаю, что агитация какой-то китайской стеной отделена. Всякая агитпропработа предполагает организацию аппарата. То же самое в отношении делегатских собраний. Это есть временного типа аппарат, на который мы опирались в массовой агитации среди женщин. Ничего такого не осталось при новом темпе работы и при новой основной перестройке, реорганизации всего аппарата, что бы давало основание для существования женотделов. Отдел этот, по типу организации, либо он принимается, либо нет. Ибо у нас не будет отделов, которые будут заниматься всем: и агитацией, и пропагандой, и организацией, и подбором, чем угодно. Каждый отдел должен будет заниматься чем-либо. Либо будем по типу функциональному перестраивать аппарат, и это нужно одобрить или не одобрить. Если одобрить, то вы должны сказать, что нет основания, чтобы женотделы, которые являются универсального типа организацией, оставались. Насчет быта, так тоже это дело слилось с

стр. 14


общим вопросом быта. Новый быт, он касается не только женщин, он, пожалуй, касается мужчин больше, чем женщин, и, мне кажется, когда одни руководители женщин стараются отстоять, из этого ничего не выйдет. Надо, чтобы все взялись за это (АРТЮХИНА: Как?). Как это сделать, чтобы не замыкаться? Может быть, поставить во главе женской секции мужчину, может быть, так сделать, чтобы мужчина дрался за права женщин. Может быть, лучше пойдет.

Женотдел сейчас превратился в место, где слезы льют и плачут. (АРТЮХИНА: Сейчас требуют, а не льют. Не льют сейчас, т. Сталин. Пусть т. Каганович подтвердит, какие слезы там, там кулаки.) Женотдел был местом, где можно слезы лить. Конечно, этими слезами не время заниматься, не стоит, нам работа нужна. (АРТЮХИНА: Мы и не плачем.) И я думаю, что работа среди работниц и крестьянок выиграет от этого, станет на классовые рельсы только в том случае, если за это дело возьмется весь ЦК, если за это дело возьмется весь отдел пропаганды и массовой работы. Это очень большая работа. Это не только сектор работы среди женщин, а весь отдел, а за отделом весь ЦК. Причем крайне невыгодная позиция получается у отдела работниц, если он только отстаивает права женщин. Если женотдел будет заниматься этим, тогда ВЦСПС скажет: меня это не касается, это не наше дело, это дело женотдела. Догадов, он что же? Он доволен, в ЦК есть женотдел, пускай он работает, а сам хихикает. (Смех.) Не потому ли это происходит, что дело отстаивания бытовых интересов и прочих интересов работниц и крестьянок отдано целиком только в руки женщин. Не лучше ли впрячь в это дело весь ЦК. Тов. Артюхина, старый я человек, и я знаю, что значит решение проводить. Всякое решение, пусть даже ЦК, будет пустышка без людей. Чтобы проводить нужны люди. Нужно еще людей поставить. Никакой непроходимой грани между политикой и организацией нельзя проводить. Ильич понимал это хорошо. Почему он говорил, что гвоздь всего - проверка исполнения и подбор людей? Потому что он знал, что решений может быть сколько угодно, сколько волос на голове, а проводников решения мало. Хотят проводить - не умеют, сумел бы провести - не понял директивы. В людях весь вопрос. Весь вопрос в том, кто проводит, как проводит, понимает ли, хочет ли проводить. У нас масса таких коммунистов развелось, которые если решением не довольны, это решение не проводят, кладут под сукно. (Смех.) Спрашиваешь, как проведено решение? Дано распоряжение. А как исполнили? Никаких сведений нет, не получали. Весь вопрос в том, чтобы впрячь в это дело весь аппарат ЦК. Вот, возьмите важный отдел, отдел агитации и массовой работы, который будет в своем составе иметь женотдел, то есть сектор по работе среди женщин. Не надо ставить вопрос так, как он стоял раньше, когда все дело отстаивания бытовых и прочих специфических интересов сосредотачивалось в женотделе. Так стоял вопрос, так понимали все, поэтому и хихикали - ну, как у вас дело обстоит. Тут докладывает Артюхина, смеются - да что она может сделать одна? Надо, чтобы все впряглись, тогда и косности не будет. (КРУПСКАЯ: Тогда во всех отделах, а не только в отделе агитации и пропаганды.)

Я не знаю, я бы не хотел, чтобы этакая расовая разница проводилась. (ГОЛОС: В отделе кадров можно.) В отделе кадров специальную часть иметь, которая занималась бы специально, это было бы очень хорошо, потому что масса способных людей из женщин пропадает, их никто не выдвигает, лежат под спудом. Это важный отдел, отдел распределения. (КАГАНОВИЧ: Можно в отделе кадров и пропаганды.) Чем отличается, например, пропаганда ленинизма среди женщин-работниц от пропаганды ленинизма среди мужчин? (АРТЮХИНА: Ничем, конечно.) Ничем абсолютно, а вот агитация, так как она задевает конкретные нужды, она касается некоторых специфических штук, которые существуют в отношении женщин и которыми мы пренебрегать не должны. В отделе кадров можно создать такую часть, это важно, так как мужская половина дает громадное большинство кадров, а женская половина имеет очень много способных кадров, но их не выдвигают, отчасти - не хотят конкуренции, отчасти - смешливое отношение, отчасти потому,

стр. 15


что забиты эти товарищи и не умеют выдвинуться. Между прочим, против того, чтобы в некоторых отделах, особенно в отделе кадров, была специальная часть, которая бы занималась специально подбором работников из женщин и выдвижением, я не возражаю. Вот и все.

Затем, что вы на Кагановича нападаете? Инициатива эта его, это факт, но мы все, члены секретариата, согласны с этим. Запросили Молотова, у нас полное единство в секретариате, так что мы единым фронтом пойдем. (Смех.) (АРТЮХИНА: А не будут ли это маленькие женотделы из людей, которые будут сидеть в секторах массовой агитации т.д.?) Не может быть, потому что функциональные отделы будут, каждый чем-нибудь будет заниматься. Тут невозможно, чтобы государство в государстве создавалось.

РГАСПИ, ф. 558, оп. 11, д. 1113, л. 175 - 184. Машинопись.

-----

1. Постановление оргбюро "О реорганизации аппарата ЦК ВКП(б)", утвержденное политбюро 5 января 1930 г., см.: Справочник партийного работника. Вып. 7. Ч. 2; Правда, 17.1.1930.

2. Артюхина А. В. (1889 - 1969) - член ЦК (1925 - 1930 гг.), член оргбюро и кандидат в члены секретариата (1926 - 1930 гг.), зав. отделом работниц и крестьянок (1926- 1930 гг.), редактор "Работницы" (1924 - 1931 гг.). В 1930 - 1934 гг. - член ЦКК.

3. Эти предложения были оформлены в виде постановления ЦК "О реорганизации аппарата ЦК ВКП(б)" от 5 января 1930 года. Аппарат ЦК был перестроен по функциональному принципу. Орграспредотдел (который возник путем слияния оргинструкторского и учетно-распределительного отделов в 1924 г.) был разделен на два самостоятельных отдела: организационно-инструкторский и отдел распределения административно-хозяйственных и профсоюзных кадров. Согласно постановлению секретариата от 28 января 1930 г. в распредотделе (в 1930 - 1932 гг. им заведовал Н. И. Ежов) были установлены следующие восемь секторов: тяжелой индустрии, легкой индустрии, транспорта, сельскохозяйственный, заграничных кадров, финансово-планово-торгово-кооперативный, советско-административный и учетный. В оргинструкторском отделе (в 1930 - 1931 гг. им заведовал ДА. Булатов) устанавливались три сектора: 1) проверки, инструктирования местных организаций и текущей связи с ними, 2) разработки вопросов партстроительства, регулирования состава партии и подбора кадров партаппарата, 3) информации и статистики. Обоими отделами руководил Каганович.

4. Догадов А. И. (1888 - 1937) - член ЦК и оргбюро (1924 - 1930 гг.), первый секретарь ВЦСПС с 1929 г., в 1930 - зам. председателя ВСНХ СССР.

5. Имеется в виду отдел по агитации, пропаганде и печати, существовавший с мая 1928 года. Его возглавлял А. И. Криницкий.

6. Отдел культуры и пропаганды (первоначально было три сектора: печати, пропаганды марксизма-ленинизма, научной работы и просвещения) в 1930 - 1938 гг. возглавлял А. И. Стецкий. Отдел курировал Молотов.

7. Отдел получил функции упраздненных отделов по работе в деревне и среди работниц и крестьянок. Первоначально в отдел входило четыре сектора (массовой работы среди работниц и крестьянок, общей агитации, массовых кампаний промышленного характера, массовых кампаний сельскохозяйственного характера). В 1930- 1933 гг. его возглавляла К. И. Николаева. В ЦК отдел курировал А. П. Смирнов.

8. Отдел по работе в деревне был создан в 1928 г. под руководством К. Я. Баумана. Отдел не был разделен на сектора, хотя в нем работало 10 инструкторов и 4 референта. В ведении отдела находились: совхозы; колхозы и машинно-тракторные станции; реорганизация сельскохозяйственной кооперации; работа среди батрачества и бедноты и хозяйственная помощь бедноте; наблюдение за проведением водной, земельной и иными реформами.

В середине декабря 1932 г. по предложению Сталина в аппарате ЦК был образован отдел сельского хозяйства (заведующий Каганович) (РГАСПИ, ф. 17, оп. 163, д. 968, л. 121).

9. Был уничтожен республиканский Наркомзем и создан 7 декабря 1929 г. союзный, который возглавил Яковлев. Он же возглавил сельскохозяйственный отдел ЦК.

10. Отдел по работе среди работниц и крестьянок (женотдел) был самым старым отделом ЦК (создан в сентябре 1919 г.). К 1930 г. он состоял из секторов: труда и быта; массовой работы; кадров; работы по Востоку; связи с массами.

11. После перестройки аппарата ЦК 21 января 1930 г. Артюхина написала Кагановичу письмо с просьбой послать ее учиться (ф. 81, оп. 3, д. 254, л. 16 - 19), но была направлена на работу в ЦКК-РКИ.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/РОЖДЕНИЕ-ПАРТИЙНОЙ-НОМЕНКЛАТУРЫ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Қазақстан ЖелідеКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

РОЖДЕНИЕ ПАРТИЙНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 23.02.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/РОЖДЕНИЕ-ПАРТИЙНОЙ-НОМЕНКЛАТУРЫ (дата обращения: 23.11.2024).

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Қазақстан Желіде
Астана, Казахстан
743 просмотров рейтинг
23.02.2021 (1368 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Каталог: Вопросы науки 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Каталог: Политология 
6 часов(а) назад · от Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каталог: Информатика 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Каталог: История 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Каталог: Военное дело 
9 часов(а) назад · от Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
11 часов(а) назад · от Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
12 часов(а) назад · от Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
12 часов(а) назад · от Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Каталог: Вопросы науки 
12 часов(а) назад · от Urhan Karimov

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

РОЖДЕНИЕ ПАРТИЙНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android