В феврале 1989 г. по инициативе Комиссии по византинистике Исторического общества ГДР в Мюльхаузене (Тюрингия) состоялась конференция на тему "Византийская историография как звено средневековой историографии". В ней приняли участие византинисты, медиевисты, востоковеды Болгарии, ГДР, Польши, СССР и Чехословакии.
Конференция была приурочена к 400-летию со дня смерти немецкого гуманиста, одного из основоположников византиноведения, И. Вольфа. Его жизни и творчеству посвятил доклад чл. -корр. АН ГДР И. И р м ш е р. И. Вольф одним из первых определил место Византии как связующего звена мировой истории и выдвинул задачу создания корпуса источников по истории Византии.
В соответствии с целями конференции выступления были распределены по трем проблемным циклам. Первый из них - "Характер и формы византийской историографии" - открывался докладом чл.-корр. АН СССР З. В. Удальцовой об особенностях ранневизантийской историографии, которая отразила основные типологические особенности византийской культуры - длительное и устойчивое сохранение античных традиций, интенсивное воздействие цивилизаций Востока (Сирии, Палестины, Египта, Ирана, арабов и др.), влияние христианства в его православной форме, господство имперской государственной доктрины. На становление византийской историографии накладывала отпечаток глубоко противоречивая общественная жизнь ранней Византии: формирование идеологии византийского общества, оформление системы христианского миросозерцания проходило в борьбе с философскими, научными, историческими и эстетическими воззрениями античного мира.
Традиционно византийское историописание подразделяется на сочинения историков, освещавших современные им события, и творения хронистов. Первые были охарактеризованы Р. Досталовой (Чехословакия), вторые - В. Тыпковой-Заимовой (Болгария). Р. Досталова проанализировала античную терминологию, ориентацию византийских источников на древние реалии. Различие между историками и хронистами сказывается и в развитии первыми главным образом античной греческой традиции, а вторыми - римской. В. Тыпкова-Заимова показала отсутствие четкой грани между "хрониками" и "историями" в понимании категорий времени и пространства.
Характер византийских "церковных историй", их место в историописании - тема доклада Ф. Винкельмана (ГДР). Он показал, что, имея свой специфический объект - церковь, церковные историки создавали исторические памятники универсального характера. В докладе М. Саламона (Польша) "Латинская историография в ранневизантийском Константинополе" речь шла о глубоком проникновении латинского языка в ранневизантийское историописание, что объяснялось как традициями римской государственности, так и деятельностью в Константинополе выходцев с Запада. Докладчик отметил значение латинских хроник для формирования византийской политической идеологии.
Памятники византийской агиографии охарактеризовал Ю. Думмер (ГДР). Жития не только являлись источниками для историков, но и сами содержали информацию как о внутриполитической жизни империи, так и о ее международном положении, В. Вавжинек (Чехословакия) дал анализ таких агиографических сочинений, как "Житие Константина" и "Житие Мефодия". Д. Фрейданк (ГДР) раскрыл место исторических сюжетов в русских житиях, ге-
стр. 158
роями которых являются исторические деятели - Владимир, Борис и Глеб, Александр Невский.
Второй цикл обсуждавшихся на конференции проблем касался византийского историописания в его отношениях к предшествующим и современным ему традициям. В докладе М. В. Бибикова "Античное историописание и византийская историография" было показано, что за внешней близостью элементов восприятия мира у византийских историков с античными представлениями стоят принципиальные различия всей системы понятий, которая соответствует уже иному, по сравнению с античным периодом историописания, уровню социально-экономического и культурного развития средневекового общества. Сопоставление средневековой западноевропейской и византийской историографии предложил М. Шпрингер (ГДР). При близости их исходных моментов - опоре на античный пласт в языке, номенклатуре, литературных принципах - они развивались по-разному: относительной информационной изоляции предмета византийской исторической литературы противостоит широкое обращение к внешнему миру средневековых историков Западной Европы.
Тесную связь и взаимное влияние византийской историографии и исторических сочинений средневекового Востока продемонстрировали П. Нагель (ГДР) применительно к христианской традиции и Г. Штромайер (ГДР) в связи с традициями историописания исламских стран. Э. Г. Хинтибидзе показал глубину творческих культурных связей грузинской средневековой историографии с наследием византийской культуры, отметил значение византийской литературы для передачи античных ценностей. Х.-Д. Дэпман, рассмотрев этапы развития южнославянской исторической литературы, раскрыл диалектику восприятия византийского наследия в Болгарии с учетом литературно-исторических запросов славянских стран.
На этнонимике византийской историографии остановилась Б. Застерова (Чехословакия), показав, что за клише и формулами описаний мира в Византии стоит реальная информация о современных византийцам странах и народах средневековья. Г.-Х. Ханзен (ГДР) проанализировал сведения об иберах в византийских церковных хрониках, а Г. Диттен (ГДР) - о германцах в позднеантичных и византийских источниках. Они подчеркнули необходимость применения системной комплексной методики текстологического, источниковедческого, исторического анализа при изучении данных (подчас уникальных) византийской историографии о народах средневекового мира.
На типологическое сравнение византийской историографии и историописания стран Дальнего и Среднего Востока были направлены доклады третьего цикла. Многие черты средневекового ксториописания Индии (М. Ньяммаш), Китая (З. Берзинг) и Японии (Ю. Бернд - все из ГДР) сопоставимы с жанровыми и стилистическими особенностями сочинений византийских историков.
Доклады, прочитанные на конференции, были нацелены на раскрытие характерных особенностей средневековой историографии, отражающих специфические черты общественно-политического строя, идеологии и культуры Византии. На богатом материале византийской историографии был продемонстрирован закономерный характер эволюции исторического процесса, показано место Византии как связующего звена между путями и формами социально-экономического развития государств и народов Западной Европы, Востока и особенно славянских народов.
В рамках конференции было проведено рабочее совещание медиевистов стран- участниц конференции по вопросам совместной подготовки Свода древнейших источников по истории народов СССР, включающего издание и анализ всех сведений исторических памятников на древнегреческом, латинском, древнеисландском, арабском, древнеперсидском и других языках о народах, населявших территорию СССР с глубокой древности. Работа над Сводом возглавляется Институтом истории СССР АН СССР и является объектом научного сотрудничества в рамках СЭВ. Участники обсудили текст доклада ответственного редактора издания чл.-корр. АН СССР В. Т. Пашуто "Цель и задачи Свода древнейших источников по истории народов СССР". М. В. Бибиков ознакомил собравшихся с принципами авторской работы составителей.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |