По названной теме 14-16 декабря 1999 г. в Израиле в Тель- Авивском университете состоялась международная научная конференция. Она была проведена при поддержке Израильского научного фонда. Организатор конференции - Каммингс Центр по изучению России и восточноевропейских стран.
Директор Каммингс Центра профессор д-р Ш. Наве и главный координатор конференции д-р В. Каплан сделали все возможное, чтобы научные встречи и дискуссии прошли на самом высоком уровне. Тексты докладов были заранее распечатаны и розданы всем участникам. Прекрасный синхронный перевод позволил всем докладчикам сосредоточиться на существе поставленных вопросов.
Центральной научной проблемой конференции стал вопрос о том, как сегодня преподавать историю, как сделать этот процесс эффективным и современным. Еще на стадии подготовки конференции выяснилось, что поставленная проблема вызвала интерес более двух десятков историков из различных стран мира. Израильские, российские, американские, германские, британские историки проявили глубокий интерес к проблемам преподавания истории в современной России.
Доклады и сообщения участников были распределены по семи секциям, названия которых красноречиво свидетельствуют о тематике конференции: первая секция - "Образовательная реформа, вызовы и изменения"; вторая - "История как субъект политики"; третья - "Современная историография и история в школе"; четвертая - "История и коллективная память"; пятая - "Воспроизведение истории"; шестая - "Школа в изменяющемся обществе: социальная роль исторического образования"; седьмая -"История - учитель жизни: подготовка и переподготовка учителей".
На конференции были заслушаны следующие доклады и сообщения: Л. Холмс (США) -"Реформа в действии: путешествие в прошлое и настоящее России", Э. Наве (Израиль) - "О преподавании истории в Израиле"; Ф. Куберт (ФРГ) - "Образовательная политика в России и реформа школьных программ"; Е.Е. Вяземский (Россия) - "Политика Министерства образования России в сфере исторического образования, 1991-1999", Дж. Макли (Великобритания) - "Религиозное образование сегодня", И.И. Ионов
(Россия) - "Историография и историческое образование в современной России", В. Каплан (Израиль) - "Новая иерархия концепций в учебниках по российской истории", Ю.А. Троицкий (Россия) - "Учебник истории как дискурс", А. Бен-Амос (Израиль) - "Коллективная память и историческое образование: теоретические аспекты", Н. Шлейфман (Израиль) - "Краеведческие музеи и их роль в формировании исторической памяти", П. Агмон (Израиль) - "Холокост и его влияние на преподавание российской истории, проблема учебников и повышения квалификации учителей", Б. Энклоф (США) - "О судьбе Российской империи: проблема "героев" и "толпы" в постсоветских учебниках", И. де Кегель (ФРГ) - "Формирование имперской традиции в современных российских учебниках", А.П. Шевырев (Россия) - "Новый образ старой России: историческая мифология в современных российских учебниках". Л.Н. Ермолаева (Россия) - "Первое знакомство с историей: концепция учебника для начальной школы", Р. Фишер (Израиль) - "Учебники истории как проводники политической социализации", И. Матиас (Израиль) - "Вызов постмодернистской культуры, брошенный учителям истории", П.А. Баранов (Россия) - "Новое поколение учебников истории и проблемы повышения квалификации учителей", В.Н. Сморгунова (Россия) - "Социально-гуманитарное образование в педагогическом вузе как фактор подготовки нового поколения учителей". Сообщения вызвали оживленную дискуссию.
Председателем первой секции "Образовательная реформа, вызовы и изменения" был профессор Тель-Авивского университета Г. Городецкий. Он же и открыл конференцию. С приветствием выступил руководитель Школы исторических наук Тель-Авивского университета профессор д-р Ш. Волков. В приветствии участникам конференции он подчеркнул, что новая Россия призвана снова и по-новому сформулировать параметры системы исторического образования в школе. Ш. Волков отметил, что даже в странах с устойчивым развитием, например в Германии, где демократия развивается уже в течение более 50 лет, концепции исторического образования вызывают повышенный общественный интерес.
Главный доклад на сессии "Реформа в действии: путешествие в прошлое и настоящее
стр. 210
России" сделал Л. Холмс. Докладчик остановился на проблеме взаимозависимости реформирования общества и реформы школы. Он подчеркнул, что в переходное время история находится в коллапсе. Сегодня мы изучаем прошлое ради будущего. Мы рассматриваем вопросы изучения истории в школе в России, истории как школьного предмета. Докладчик сообщил, что от изучения истории в школе во многом зависит тип общества, который мы хотим иметь. Он подчеркнул, что существует тесная связь образования и перспектив развития российского общества. По его словам, если Россия обретет себя, то это будет в настоящем и прошлом. По мнению докладчика, изучение истории в школе должно содействовать становлению у учащихся системы ценностей, способствовать формированию критического мышления. В докладе были сделаны экскурсы в историю, в частности в историю российской революции 1917 г. Докладчик обратил внимание на роль образования в советской России, которое, по его мнению, стало "новым храмом". Основные положения и выводы доклада в отношении изучения истории в современной российской школе были раскрыты на широком историческом фоне.
Во второй секции под председательством профессора д-ра X. Навеха (Тель-Авивский университет) были заслушаны и обсуждены два доклада. Е.Е. Вяземский в докладе "Политика Министерства образования РФ в сфере исторического образования, 1991-1999 г." детально рассмотрел политику Министерства образования России в области школьного исторического образования в последние годы. В ходе дискуссии докладчик ответил на многочисленные вопросы, связанные с конкретными направлениями деятельности центральных и региональных органов управления системой образования. Значительный интерес вызвали положения и выводы докладчика, посвященные итогам реформы школьного исторического образования, нерешенным проблемам и возможным путям активизации реформы.
Второй доклад в рамках сессии был посвящен проблемам религиозного образования - "Историография и историческое образование в современной России". Докладчик профессор д- р Дж. Макли из университета Ноттингем рассмотрел роль религиозного образования в современной школе. Он поставил вопрос: в чем может заключаться роль религиозного образования? Докладчик сравнил положение в области изучения религии в странах Запада с плюралистической демократией и в современной России и пришел к выводу, что в странах Запада изучение религии содействует взаимопониманию и толерантности. В России в этой области сложилась иная ситуация, корни которой уходят в далекое прошлое.
В третьей секции, работавшей под председательством Ш. Навеха, были заслушаны и обсуждены доклады И.И. Ионова, В. Каплан и Ю.Л. Троицкого. Общей доминантой стала глубина анализа и нестандартные подходы. Так, в частности, В. Каплан в докладе "Историография и историческое образование в современной России" рассмотрела иерархию концепций, лежащих в основе учебников истории, и обратила внимание на цивилизационный подход. И.И. Ионов в докладе "Историография и историческое образование в современной России" проследил взаимосвязь исторической науки и школьного образования. Доклад Ю.Л. Троицкого в его интригующей формулировке "Текст учебника истории как дискурс" вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой мнения участников по существу доклада разделились на две группы - сторонников и противников предложенного подхода.
В четвертой секции (председатель - профессор д-р А. Клейнберг, Тель-Авивский университет) были рассмотрены проблемы истории и коллективной памяти. С докладами по этой проблематике выступили А. Бен-Амос, Н. Шлейфман и П. Агмон. В рамках докладов были рассмотрены разные аспекты формирования коллективной памяти человечества. Так, в частности, П. Агмон особое внимание уделил проблемам, связанным с изучением Холокоста - катастрофы европейского еврейства, как одного из ключевых событий второй мировой войны.
В пятой секции - председатель профессор Университета Алабамы Л. Холмс - главное внимание было уделено проблемам, связанным с учебниками истории. Профессор университета штата Индиана (США) д-р Б. Энклоф рассмотрел вопросы, связанные с созданием и использованием учебников истории. При этом названные аспекты темы были раскрыты им в широком историко- культурном и историко-социальном контексте. Докладчик подробно рассмотрел состояние системы образования в России и тенденции ее развития на современном этапе.
Преподаватель Свободного университета Берлина И. де Кегель при анализе школьных учебников истории остановилась на проблемах, связанных в ее понимании с имперской традицией в интерпретации содержания курса истории в российских школах. Так, в частности, она затронула проблему освещения истории нерусских народов России, обратила внимание на "двойной стандарт" при рассмотрении событий, связанных с расширением территории России. По ее мнению, в российских учебниках по истории оправдывается территориальная экспансия Российской империи. Докладчик определила свое отношение к проблеме патриотизма в школьных учебниках по истории. В своей аргументации она опиралась на подход, который можно условно выразить словами: "империя - бремя для России".
Значительный интерес участников вызвал
стр. 211
доклад к.и.н. доцента МГУ А.П. Шевырева "Новый образ старой России: историческая мифология в современных учебниках истории". Докладчик подчеркнул, что в школьных учебниках история - не цель, а средство. С помощью истории школа решает воспитательные задачи. Докладчик остановился на учебниках российской истории в дореволюционный период и не стал затрагивать учебники по советской истории. Докладчик сделал вывод, что содержание учебников свидетельствует о степени согласия, которое существует в настоящее время в российском обществе.
В шестой секции (председатель - профессор Тель-Авивского университета д-р И. Халфин) были заслушаны доклады Л.И. Ермолаевой, Р. Фирер и С. Каплана. В докладе "Первое знакомство с историей: концепция начального исторического образования" Л.И. Ермолаева на фоне широкой исторической ретроспективы рассмотрела комплекс вопросов, связанных с подготовкой учебников по истории для начальной школы. Автор проанализировала основные этапы развития школьного пропедевтического курса истории и соответствующие учебники.
В седьмой секции (председатель - профессор Тель-Авивского университета д-р Я. Ро'и) были представлены доклады И. Матиаса, П.А. Баранова и В.И. Сморгуновой. Значительный интерес участников вызвал доклад "Новое поколение учебников истории и проблема повышения квалификации учителей" П.А. Баранова, в котором новые школьные учебники истории были рассмотрены в контексте образовательной реформы. Докладчик обосновал требования к новой системе повышения квалификации учителей истории, которая должна отвечать потребностям современного общества. По его мнению, система повышения квалификации должна обеспечить условия для развития личности учителя истории, осуществляющего целостную профессионально- педагогическую деятельность. Такая модель реализуется в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. Докладчик обосновал структуру предложенной им модели повышения квалификации учителей.
В докладе "Социально-гуманитарное образование в педагогическом вузе как фактор подготовки нового поколения учителей" В.Н. Сморгуновой была раскрыта специфика современного социально-гуманитарного образования в педагогическом университете как важнейшей составляющей профессионально-образовательной подготовки учительских кадров. В.Н. Сморгунова обратила внимание на переход к новой, гуманистической парадигме личностно ориентированного образования.
Широкая дискуссия, состоявшаяся на конференции, показала, что мировое научное и педагогическое сообщество проявляет интерес к проблемам реформы школьного исторического образования в современной России. Дискуссия свидетельствовала о том, что система школьного образования в России воспринимается как часть мирового образовательного пространства.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |