Спешат по улицам монгольской столицы одетые по-европейски пешеходы, среди которых яркими "пятнами" выделяются пожилые люди в национальной одежде. Суперсовременные здания в центре города, а рядом - войлочные юрты. Традиционное и современное живет бок о бок и показывает разные грани сегодняшней монгольской культуры. Еще сто лет назад почти все население Монголии было кочевым. До сих пор около половины, а то и больше, ее жителей так или иначе связаны с кочеванием. Монголия - "рай" не только для кочевников, но и для исследователей кочевничества. Во времена социализма вместе с монгольскими учеными здесь активно работали ученые из СССР. В последние годы кочевники Монголии познакомились и с другими учеными - немцами, англичанами, американцами. В 1998 г. под эгидой ЮНЕСКО в столице Монголии Улан-Баторе был создан Международный институт по изучению кочевых цивилизаций. В центре внимания исследователей - современное состояние и проблемы кочевничества в разных уголках Земли. Институт организует международные научные экспедиции, симпозиумы, конференции, публикует научные труды. Прошедшая 9 - 14 августа 2004 г. в Улан-Баторе Международная конференция "Диалог культур и цивилизаций..." - одно из мероприятий института.
Современное состояние и будущее кочевничества обсуждали ученые, политики, эксперты из Великобритании, Германии, Израиля, Индии, Ирана, Китая, Непала, Монголии, России, США, Франции, Японии, других стран мира. Наиболее представительными были делегации хозяев, а также ученых из России. Большой интерес к конференции проявила общественность Монголии. Открытие конференции состоялось в Доме Правительства. Здесь выступили министр образования, культуры и науки Монголии, председатель национальной комиссии ЮНЕСКО проф. А. Цанжид, вице-председатель Великого Хурала Монголии, проф. С. Т у - мур-Очир, директор Международного института по изучению кочевых цивилизаций проф. Б. Энхтувшин, один из основных организаторов конференции проф. Й. Янсен, член рабочей группы по делам ЮНЕСКО при МИДе России В. Сахаров, зарубежные советники и спонсоры. С интересным докладом о состоянии и перспективах кочевничества в мире выступил известный ученый-теоретик проф. А. М. Xазанов (США).
В течение трех дней в аудиториях Государственного университета ученые, политики, эксперты говорили об экономических, социокультурных, политических, правовых и экологических проблемах, с которыми сталкиваются современные кочевые общества на разных континентах.
Несколько докладов были посвящены государственной политике и роли городов в жизни кочевников. Э. Маркс (Израиль), (доклад "Государства, города и кочевники Ближнего/Среднего Востока") привлек внимание к зависимости скотоводов (в частности бедуинов горы Синай) от городских рынков, которая, по его мнению, более значительна, чем зависимость от природных условий, и предложил считать кочевников особой составной частью городской цивилизации. С. Шашахани (Иран) выступила с докладом "Пастухи-кочевники в городских районах", в котором призвала исследователей уделять больше внимания "промежуточной" группе населения, - вчерашним кочевникам, связанным с городом, которые при переходе к вынужденной оседлости, используя весь предыдущий опыт, сумели быстро адаптироваться в новых условиях. Т. Барфилд (США) ("Вовлекая кочевников в реконструкцию Афганистана") считает, что все разноэтничные кочевники должны рассматриваться как одна группа населения Афганистана, и планы восстановления страны должны учитывать ее проблемы. Ч. Бхарвада и В. Махайян (Индия) ("Выживание в меняющемся контексте: реакция трех кочевых общин Кутч, Западная Индия") сравнили тактику адаптации трех кочевых общин штата Гуджарат к текущим политико-экономическим изменениям. Докладчики
Анна Анатольевна Сирина - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
стр. 132
подчеркнули, что особенность реакции на внешние изменения зависит от лидеров общин, а также социокультурного контекста каждой из групп. М. Ахмед (Индия), только что опубликовавшая книгу о производстве кашемира в Индии, в выступлении "Уходя из Пашмины - меняющиеся судьбы кочевников Ладакха" рассказала об изменениях в торговле кашемиром у кочевников Ладакха, которые исторически (с XVII в.) имели на нее монополию. П. Финке (Германия) в докладе "Факторы защиты среды, технологии и политики в сельскохозяйственном развитии: сравнительные уроки из Казахстана, Китая и Монголии" подчеркнул, что развитие и сохранение пастушеского скотоводства не столько вопрос технологии или окружающей среды, сколько политических и макроэкономических решений.
Зависимость современного кочевничества от политики государств хорошо показана в докладах ученых из Китая А. М. Куй "Мобильность, кочевые культуры и степная среда - пример из Внутренней Монголии (Китай)" и Энхээ "Опустынивание лугов на Монгольском плато: культурная составляющая развития". Оба доклада были посвящены проблемам отношений скотоводов-кочевников и земледельцев в провинции Внутренняя Монголия, где находятся лучшие пастбища в Китае. Однако сейчас они деградируют: в результате миграций ханьцев, ограничения кочевого скотоводства, ведения интенсивного земледелия, управленческих ошибок происходит опустынивание. Истоки проблемы кроются в сознании: земледельцы считают, что земля должна быть окультурена, так как она неплодородна. В рамках "Стратегии развития Западного Китая" предполагается возвратить возделываемые участки скотоводам. Т. Сан в докладе "Потомки групп Минзу во Внутренней Монголии, Китай" показала сложные этнические процессы, происходящие в этой провинции. Подавляющее китайское влияние чувствуется во всем регионе: смешанные браки, ассимиляция оседлых монголов китайцами. Этнические границы поддерживаются до сих пор, проявляясь в различных культурных стандартах.
Многие ученые говорили об оседании кочевников, его факторах и последствиях. А. Буржо (Франция) ("От агропасторализма к сельскому хозяйству: пример туарегов из Кел Овей (Аир, Нигер)") на примере одной из деревень Нигера проанализировал эволюцию и структурную трансформацию хозяйства туарегов от смешанного скотоводческо-сельскохозяйственного типа к сельскохозяйственному. В течение последних 50 лет этому переходу способствовали четыре причины: историческая, климатическая, техническая и религиозная, которые он подробно проанализировал. Е. Фраткин, М. Натан и Е. А. Роф (США) представили доклад "Оседание кочевников: влияние на здоровье женщин и детей, на питание и рост в Северной Кении", основанный на трехлетних междисциплинарных исследованиях в Северной Кении в пяти общинах народа рендилл, часть которого стала оседлым, часть остается кочевым. Оказалось, что поселения для бывших кочевников ассоциируются со значительным ухудшением здоровья матерей и их детей, качества питания. Последствия оседания могут быть негативными и даже опасными для здоровья. Икея Казунобу (Япония) в докладе "Миграция и экономика верблюдоводов Сомали за последние 13 лет" провел сравнительный анализ особенностей миграций и экономики в двух общинах верблюдоводов Сомали. Строительство начальной школы и колодца привели к частичному оседанию кочевников. Проблемы выпаса животных в приграничных районах и на территории соседних государств были в центре внимания доклада К. Прасад Оли (Непал) "Трансграничная система выпаса животных в районе Каченджунга и ее будущее". Традиционная система договоров относительно использования земли кочевниками приграничных районов ослабла из-за учреждения национальных парков и несовершенного законодательства. Происходит перевыпас общественных земель и истощение ресурсов, что ведет к необходимости поиска новых форм выпаса.
Ряд выступлений был посвящен экологическим проблемам и проблеме сохранения ресурсов, которые также связаны с политическими решениями. П. С. Кавоори (Индия) ("Сохраняя Луни: обмеление реки и развитие") рассказал о судьбе Луни, одной из наиболее протяженных рек Индии (Западный Раджистан). Ее судьба похожа на судьбы рек Амударьи и Сырдарьи в Средней Азии, Муррей в Южной Австралии. Пересыхание происходит вследствие
стр. 133
многолетней, близкой к предельной, хозяйственной нагрузки на речную систему. От безводия страдают и земледельцы, и скотоводы. И. Кехлер-Роллефсон, Дж. Ваньяма и Э. Матиас (Германия, Индия) в докладе "Кочевники-пастухи и их вклад в сохранение генетических ресурсов животных" подчеркнули, что кочевники вносят огромный вклад в сохранение разнообразия домашних животных, которые содержатся в естественных условиях и сохраняют генетические черты, утраченные при стойловом содержании. В частности, это устойчивость к болезням, которая особенно заинтересовала генную инженерию. На повестку дня встает вопрос о правах интеллектуальной собственности в этой области.
Ву Нинг, Луо Пенг и Ян Жаоли (Китай) в докладе "Влияние выпаса скота на субальпийский лесостепной пояс восточного склона Тибетского плато (Китай)" показали, что кочевое скотоводство сыграло важную роль в формировании облика современной растительности этой местности. Правительство хочет видеть кочевников оседлыми и ввести собственность на пастбища, что может повлечь за собой экономические и экологические проблемы. Монгольский ученый Б. Мягмаржав в докладе "Размещение и структурные перемены в типах домашнего скота в азиатских и тихоокеанских странах с кочевым содержанием крупного рогатого скота" привел интересные сравнительные данные, касающиеся структуры стад с содержанием крупного рогатого скота. В содержание крупного рогатого скота вовлечены около 40 млн. человек в 40 странах мира.
Большинство докладов было посвящено кочевничеству в Монголии. Около 40% населения этой страны ведет кочевой образ жизни, в 2003 г. здесь было около 400 тыс. кочевников, остальные - жители городов и поселков. Монгольское кочевое скотоводство сталкивается с немалыми трудностями. Часть их вызвана природой: летом периодически случаются засухи, зимой выпадает глубокий снег, образуется наст, а за ними наступает бескормица (летняя - ган, зимняя - дзуд). О проблемах монгольского скотоводства, обусловленных природными особенностями, говорили Церендаш (Монголия) в докладе "Управление пастбищами как основной метод для улучшения состояния пастбищ в Монголии", а также Ю. М. Шинода, Б. О. Цэрэнпурев, Г. Пуревжав и М. Синода (Монголия, Япония) в докладе "Возрастающий риск природных бедствий для монгольских кочевников: комбинированная оценка засух и дзуда".
Несколько докладов были посвящены системе знаний скотоводов и социальной системе: Эрдэнэтуяа (Монголия) "Традиционные способы защиты пастбищ в Монголии"; Бямбаа и Насанжаргал (Монголия) "Этноветеринария и ее научные принципы".
Многие современные проблемы скотоводства вызваны реформами в постсоциалистической Монголии, которые влекут за собой необходимость по-новому организовывать хозяйство. Б. Энхтувшин (Монголия) в докладе "Новые изменения кочевых цивилизаций и кочевничество в Монголии" познакомил аудиторию с некоторыми итогами работы международной команды археологов, этнографов, лингвистов, философов в Монголии, Внутренней Монголии (Китай) и в Бурятии (Россия) за 2000 - 2003 гг. Результаты исследований показали, что современная адаптация к меняющейся среде происходит без серьезных потерь для традиционной культуры кочевого населения, несмотря на различия в условиях жизни и государственных системах в этих трех странах. В. В. Грайворонский (Россия) в докладе "Современный номадизм в Монголии и глобализация: некоторые аспекты" отметил существование двух диаметрально противоположных подходов к феномену кочевничества: первый рассматривает его как отсталый способ производства, второй считает неотъемлемой частью современной мировой цивилизации. Глобализация оказывает двойственное воздействие на кочевой образ жизни: открывает новые возможности для развития и модернизации, одновременно разрушая традиционный жизненный уклад и ценности.
Красной нитью во всех докладах, посвященных Монголии, проходила мысль о переменах, с которыми встретились монгольские кочевники после развала социалистической системы хозяйства. За 1999 - 2002 гг. Монголия потеряла около 6 млн. голов скота, около 20% стад, тысячи кочевников остались без работы. Все стада в Монголии находятся в частной собственности, земля остается государственной собственностью. В докладе "Кочевое животноводство как
стр. 134
социотехническая система: деколлективизация и сельская реформа в Монголии" Д. Сниф (Великобритания) на основании полевых материалов показал, что деколлективизация создала разрозненный, разделенный, слабый скотоводческий сектор и привела к разрушению прежней кочевнической социоэкономической системы, которая хорошо использовала местные ресурсы. Требуются новые институциональные рамки, которые могли бы обеспечить продуктивное животноводство и социотехническую систему.
Й. Янсен (Германия) в докладе "Проблемы и возможности содержания кочевых стад" говорил о последствиях приватизации общественных стад в Монголии, о новых формах пространственной и социальной организации, которые выросли в условиях рыночной экономики. Он также отметил усиление внутренних миграций из сельской местности в оседлые поселения и предложил ряд мер для улучшения ситуации. В докладе Г. Чадраабал и Д. Лхагваа (Монголия) "Черты развития пастбищного животноводства в Монголии в эпоху глобализации" авторы исходят из посылки, что номадизм позволяет сохранить баланс между человеком и природой, но не решает проблем экономического и социального развития. Б. Сухээ (Монголия) ("Современные условия монгольского фермерства, детали и будущее") видит перспективы кочевничества в Монголии в развитии стойлового содержания животных. Социологический опрос показал, что 23 - 34% профессиональных работников сельского хозяйства хотели бы попробовать фермерскую форму организации хозяйства.
По мнению М. Тумуржав (Монголия), высказанном в докладе "Пути укрепления монгольского пастушеского скотоводства", следует развивать традиционные методы выпаса и вместе с тем внедрять современные технологии. В современных условиях рыночной экономики рост производства может быть достигнут за счет улучшения управления и использования пастбищ, восстановления кормовых производств, страхования стад. Доклад Й. Хартвига (Германия) "Жизненные стратегии и влияние глобализации на зависимые от леса пастушеские общины Северной Монголии" был основан на исследованиях в лесостепной зоне Монголии, в районах проживания бурят. Они выявили упадок отраслей хозяйства, не связанных с кочевничеством, например, производства древесины. Возросло количество и многообразие типов хозяйств. Количество скота в них уменьшилось, выросла зависимость от источников дохода, связанных с собирательством (ягоды, кедровые орехи). Докладчик выразил обеспокоенность неконтролируемым развитием горно- и лесодобычи. Негативное воздействие на структуру кочевой семьи процессов глобализации показал Намжил (Монголия) в выступлении "Глобализация и кочевая монгольская семья". Кочевая семья все чаще состоит из стариков и внуков, ее размер сократился; по крайней мере один из ее членов живет в поселке или городе. Также было отмечено сокращение рождаемости, увеличение количества разводов, рост занятости замужних женщин с детьми.
Д. Дагвадорж иЧ. Эрдэнэчимэг (Монголия) ("Некоторые достижения Монгольской программы действия"), охарактеризовали достижения международного проекта "Монгольская программа действия-21" в области управления, организации, строительства, стратегии устойчивого развития, политики и образования. А. Кампи (США) в докладе "Иностранное донорство и политика негосударственных организаций в отношении кочевого животноводства в Монголии в постсоциалистическую эру" напомнила основную цель иностранных денежных "вливаний": обеспечить переход от социалистической к капиталистической экономике. Среди других целей - ограничение бедности и сохранение демократического управления. Докладчица критиковала подходы инвесторов, отождествляющих кочевой образ жизни с неуспехом; их призывы к стойловому содержанию животных, т.е. к оседанию кочевников. Монгольская сторона тоже критиковалась за неэффективное использование выделяемых иностранными донорами средств.
Д. Базаргур (Монголия) ("Теория и методология стратегии социоэкономического развития Монголии") подчеркнул, что социально-экономическое развитие ориентируется на политические программы. Недавно издан Указ президента Монголии N 35 "Развитие Монголии", призывающий к развитию национальной стратегии, которая должна базироваться на определенных экономических районах Монголии. М. Шимазаки и Н. Фукуши (Япо-
стр. 135
ния) в докладе "Региональное развитие и глобализация в 21 веке на примере монгольского кочевого общества" ввели понятие "позитивной глобализации", которое характеризует собой инициативу самих кочевых общин и семей, основную движущую силу регионального развития. С. Шмидт (Германия - Новая Зеландия) в выступлении "Общинно-ориентированное управление природными ресурсами и политика консервации в Южном Монгольском Гоби: роль общин скотоводов в улучшении управления естественными ресурсами и содействие кочевой мобильности в Монголии сегодня" рассказала о некоторых итогах проекта, направленного на развитие самоуправления. В переходный период адаптации к современной экономической и социополитической ситуации возникли самоуправляющиеся организации, основанные на традиционных институтах, выросла роль женщин в общинах.
Большая группа ученых из России, в основном из Бурятии, привезла доклады на археологические, историко-этнографические и фольклорные темы. Б. Б. Дашибалов в докладе "К вопросу о двух центральноазиатских традициях - кочевниках и земледельцах" отметил, что в Центральной Азии сталкивались два разных мира: западноазиатский и восточноазиатский. В степях Монголии и Бурятии эти миры взаимодействовали, создавая особый центральноазиатский исторический и культурный контекст. Б. С. Дугаров ("Пролог Бурятской Гэсэриады: мотив содержания крупного рогатого скота в мире тенгриев") провел анализ бурятского эпического произведения "Абай Гэсэр", в котором отражены кочевые традиции бурят и монголов, а большинство поэтических строк посвящено лошади. Л. С. Дампилова в докладе "Символы кочевого пространства в поэзии монголов" показала, что центральный мотив монгольской поэзии - образ всадника, кочевника. Ожидание кочевки связано с идеей свободы. Символ пути - разломанное пространство, бесконечная степь. Б. Д. Баяртуев в докладе "Лошадь как сокровище в бурятском фольклоре и литературе" рассказал о священном образе лошади в бурятской религиозной и ритуальной жизни, о лошади как символе богатства. Буряты могли различать до 500 различных цветов и оттенков лошади. Сходную тему представил Б. Ваанчиг (Китай) в выступлении "Кочевники и лошади". Он считает, что вся история Центральной Азии - это история отношений кочевника и лошади, а сама лошадь, по его образному выражению, является "иконой" кочевой цивилизации.
Г. Ц. Пюрбеев (Россия) в докладе "Социальная структура и экономическая активность населения кочевого государства (по мотивам ойрат-калмыкского эпоса "Джангар")" исследовал два аспекта кочевой цивилизации: социальную структуру и экономическую активность в феодально-кочевническом государстве, которое было опоэтизировано в эпосе Джангар как идеал. СВ. Данилов (Россия) в докладе "Традиции городского строительства у центральноазиатских кочевников" подчеркнул, что для кочевников - хуннов, киданей, уйгуров, монголов - строительство городов было насущной необходимостью. Доклад Т. В. Ермаковой (Россия) "Концепция содержания скота у монголов по работам русского монголиста М. Тубянского (1930-е годы)" был посвящен вкладу русских ученых - буддолога М. И. Тубянского и монголоведа А. Д. Симукова (репрессированных в конце 1930-х годов) - в комплексное исследование монгольского кочевого скотоводства, в частности в изучение технологии кочевничества и социальной структуры кочевого общества. Н. Н. Крадин (Россия) выступил с докладом "Современная трансформация скотоводства у агинских степных бурят", основанном на полевых исследованиях. Он отметил структурные перемены в составе и численности стад. По мнению докладчика, наблюдаются некоторые положительные тенденции развития благодаря взвешенной политике местной администрации. Г. А. Дырхеева (Россия) в докладе "Русско-бурятское культурное и языковое взаимодействие: современное состояние" дала оценку межэтническим взаимоотношениям в Бурятии, подчеркнув, что рост религиозности ведет к росту взаимоуважения и взаимопроникновению культур.
Два выступления были посвящены современным кочевникам-оленеводам. А. А. Сирина (Россия) в докладе "Эвенки и эвены: расходящиеся пути кочевий" показала сходства и различия в кочевом образе жизни двух близкородственных народов таежной и лесотундровой зон Сибири. Политико-экономические изменения 1990-х годов до некоторой степени сблизили культуры этих народов, поскольку поставили их на уровень самовыживания. В. Б. Цыбик-
стр. 136
жапов (Россия) в докладе "Кочевники Дархатской котловины: история и современность" рассказал о цаатанах, охотниках-оленеводах Северо-Западной Монголии, среди которых проводил социологические исследования. По его мнению, они имеют смешанное происхождение и формировались в разные периоды истории.
По своей проблематике конференция носила в основном функциональный и прикладной характер, что отразило влияние немецкой стороны, а также роль различных международных фондов развития в ее организации и проведении. Научный обмен и стационарные полевые работы российских и монгольских ученых за последние 10 лет несколько сократились, поэтому обе стороны и в докладах, и в кулуарах конференции высказывали обоюдные пожелания более активного научного сотрудничества. Возможно, это позволило бы нащупать новые исследовательские темы.
Есть ли будущее у пастушеского скотоводства? К. Виерэр (Германия) и Д. Нямдорж (Монголия) в выступлении "Перспективы кочевого яководства в северо-западном Тибете" выразили мнение, что кочевничество как образ жизни безнадежно больно и умирает, в связи с чем земли, которые занимают сегодня кочевники, станут своеобразными природными заказниками. Доклад вызвал бурное обсуждение. В рекомендациях, принятых по итогам конференции, было отражено сдержанно-оптимистическое видение будущего кочевничества. Оно зависит от осознания обществом кочевничества как неотъемлемой части современной мировой цивилизации. Знания и умения, занятия и образ жизни кочевников-скотоводов следует изучать и поддерживать на государственном уровне.
Конференция была отлично организована. После завершения научной части состоялась поездка в Центральную Монголию (аймаки Тув и Увурхангай) с посещением древней столицы Монголии - Хархорина. Ученые побывали также в национальном парке "Хустай Нуруу", где проводится эксперимент по возвращению лошади Пржевальского в естественные условия обитания. Степи Монголии, воздух, настроенный на запахе полыни, незабываемые пейзажи, рукотворные памятники кочевых цивилизаций и гостеприимные люди надолго останутся в памяти. Участники конференции возвратились домой, обогащенные новыми знакомствами, впечатлениями и замыслами.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |