В Исламской Республике Пакистан предпринимаются попытки разработки стратегии образования, нацеленной на XXI век. В феврале прошлого года премьер-министр Пакистана Миан Мохаммад Наваз Шариф провозгласил проведение в стране национальной реформы образования. Ее предполагается осуществить в 1998-2010 годы. Шариф, в частности, подчеркнул, что "Пакистан достиг своей независимости в результате огромных жертв с целью создания исламского общества. Без образования невозможно даже представить себе такое общество". Это показывает, что пакистанское руководство осознает высокую общественную значимость просвещения, необходимость радикальных изменений в национальной системе образования, с тем чтобы вывести ее из глубокого кризиса. Многочисленная армия граждан, лишенных элементарного образования, несомненно, тормозит процесс динамичного роста и модернизации пакистанского общества, фактически ограничивает его возможность сделать прорыв в новый век научных и информационных технологий. Сегодня по уровню развития людских ресурсов Пакистан занимает скромное 132-е место среди 184 государств мира.
К началу 1998 года население Пакистана составило 139 миллионов человек. Из них почти 44 процента - молодежь, не достигшая шестнадцатилетнего возраста. Именно ее образовательный уровень и научно-технический потенциал будут определять развитие пакистанского общества в XXI веке. Между тем, как отмечается в докладе ООН за 1997 год "О положении детей в Пакистане", уровень грамотности среди юношей составляет около 50 процентов, а среди девушек - только 24 процента. Начальной
стр. 60
школой охвачено 57 процентов мальчиков и 30 процентов девочек, на средней ступени этот показатель еще меньше: 28 и 13 соответственно. Что касается высшего образования, то оно доступно лишь трем процентам пакистанцев. Для сравнения - в США, Японии и некоторых других развитых странах более 51 процента молодежи охвачено системой высшего образования. Повышенное внимание в этих государствах к проблемам наращивания "человеческого капитала", ускорению темпов научного и технологического процесса определяет их неуклонный экономический рост, высокое качество жизни и лидирующее положение в мировом сообществе.
Для Пакистана на пороге XXI века в качестве первоочередной задачи выступает необходимость его элементарного выживания и адаптации в информационных условиях нового столетия. На это и направлена осуществляемая сегодня в стране образовательная реформа. Традиционно выдвигая в качестве основы процесса обучения и воспитания пакистанцев "коранические принципы и исламские устои", она включает также проведение конкретных и вполне светских мероприятий. Это, во-первых, расширение образовательной инфраструктуры для обеспечения доступа всех слоев населения к получению знаний через систему формального и неформального обучения (особенно в сельской местности). Во-вторых, повышение уровня грамотности путем поэтапного введения всеобщего базового начального образования (в 2003 году 90 процентов детей должны окончить начальную школу, а в 2010 году - все 100 процентов) и ликвидация неграмотности среди взрослых (с упором на образовательные программы для женщин). В- третьих, улучшение качества образования, включая диверсификацию обучения, при активном развитии профессионально-технического и высшего образования. В-четвертых, повышение квалификации педагогических кадров, совершенствование экзаменационной системы и учебных программ, популяризацию информационных технологии среди учащихся всех ступеней образования и введение компьютерного обучения. В-пятых, децентрализация управления и финансирования системы просвещения с привлечением в нее частного предпринимательства.
Анализ всех предыдущих многочисленных образовательных реформ Пакистана показывает, что современная стратегия развития пакистанской школы стремится учитывать их положительный опыт, не допуская повторения старых ошибок. К числу последних можно отнести в первую очередь хроническое недофинансирование системы образования. Новой реформой предусматривается значительное увеличение ассигнований на развитие просвещения и доведение их до бюджетного минимума, рекомендованного ЮНЕСКО для развивающихся государств (с 2,2 процента ВНП в 1998 году до 4 процентов ВНП к 2003 году). Большая часть финансовых средств пойдет на повышение в стране уровня грамотности - с 37 процентов в истекшем году до 65 в 2003 и до 70 процентов в 2010 году.
С этой целью планируется открыть 10 тысяч центров по ликвидации неграмотности среди взрослых, 45 тысяч общеобразовательных начальных школ, 20 тысяч школ при мечетях, 75 тысяч начальных школ неформального обучения (так называемые "дворовые", махаллинские школы), 30 тысяч средних школ. Для работы в них будет привлечено более 100 тысяч учителей. Однако, учитывая тот факт, что
стр. 61
за более чем полувековой период самостоятельного развития страны уровень грамотности вырос только на 20 процентов, вряд ли можно ожидать его увеличения сразу на 28 процентов уже в ближайшее пятилетие, тем более в стране с одним из самых высоких в мире показателей прироста населения (2,7 процента в год). Между тем, сложившаяся в обществе неблагоприятная демографическая ситуация не нашла должного отражения при разработке стратегических направлений образовательной реформы.
Заметная роль в ее осуществлении отводится развитию профессионально-технического образования. Модернизация пакистанской экономики требует подготовки квалифицированных специалистов через систему профессиональных учебных заведений на основе мирового опыта и специфики хозяйственной и предпринимательской деятельности. В стране планируется открыть 305 профессиональных средних школ, 126 политехнических учебных заведений, а число университетов увеличить вдвое.
Обострение политической борьбы и этнонациональных противоречий, сложная экономическая ситуация, обусловленная необходимостью погашения громадных внешних задолженностей, увеличением военных расходов и введением санкций США в связи с осуществлением Пакистаном ядерных взрывов, объективно препятствуют реализации реформы образования в полном объеме. Продекларированное увеличение ассигнований на развитие просвещения не подкреплено наличием реальных источников финансирования. Эта мысль, кстати, прозвучала на встрече российских экспертов с группой высших чинов пакистанской армии, состоявшейся в Москве в Институте востоковедения РАН в апреле 1998 года (за месяц до проведения Исламабадом подземных ядерных испытаний). Пакистанские генералы, впрочем, довольно оптимистично оценили возможность новой реформы образования, указав в качестве основного канала финансовых поступлений сокращение военных расходов при достижении стабильности и баланса сил в южноазиатском регионе. Теперь, когда противостояние Индии и Пакистана поднялось на качественно новый и чрезвычайно опасный уровень, этот источник, еще не успев зародиться, уже полностью иссяк. А самим пакистанцам после непродолжительной эйфории от создания первого в мире "исламского" ядерного оружия еще долгое время предстоит нести тяжелое бремя расходов, связанных с его изготовлением и испытаниями.
Бесспорно лишь то, что залогом силы и мощи пакистанского государства в XXI веке должно стать не обладание ядерным оружием, а наличие высокого образовательного, научного и интеллектуального потенциала, способного обеспечивать благополучие страны, защищать ее экономические интересы и безопасность.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |