Людмила Николаевна Виноградова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, является ведущим ученым не только в соответствии с занимаемой должностью. Уже ее первая книга "Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян" (М., 1982) обнаруживает широчайший исследовательский диапазон, который определяет ведущие направления не просто в специализированных областях славистики, пусть даже общеславянского фольклора и этнолингвистики. Работы Людмилы Николаевны ведут в ту область, без которой не может обойтись гуманитарная наука в целом: в область воссоздания общеславянской духовной культуры, включающей ее диалектные различия у разных языковых групп славянства.
Особый интерес для широкого читателя работы Л. Н. Виноградовой представляют и потому, что увязывают собственно фольклор, как "народную поэзию", с актуальными верованиями и обрядами, с мифологией в широком смысле слова. В центре внимания Л. Н. Виноградовой славянская мифология - "тексты" славянской культуры, которые практически не сохранились на протяжении тысячелетней "борьбы с пережитками язычества" у славян и которые остаются предметом научной (а все чаще и квазинаучной) реконструкции. "Народная поэзия" оборачивается к читателю ее работ той парадоксальной стороной, которую отмечал еще В. Я. Пропп: "поэтические воззрения на природу" непременно включают инфернальную составляющую, календарные обряды обращены к культу предков, пребывающих на том свете. Фигура Деда Мороза, которого приглашают на святочный ужин, находит свое объяснение в этом архаическом культе.
Данной проблематике во многом посвящена вторая книга Л. Н. Виноградовой - "Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян" (М., 2000), выделяющаяся на фоне бесконечных компиляций (представленных в виде словарей или даже энциклопедий славянской мифологии, демонологии и т.п. вплоть до "руководств" по ведовству, популярных в современной эзотерике) своей действительной энциклопедичностью. И это не формализованный путеводитель по нечистой силе, а опыт проникновения в духовный мир славянства, опыт, приобретенный не только за письменным столом, но и в экспедициях, - прежде всего в архаической культурной зоне Полесья, опыт, обращенный к живому народному слову.
Славянская культура, особенно "профессиональная" культура интеллектуальной элиты, равно как и культура городских слоев, оторванных от традиционного быта, постоянно ощущала недостачу собственных мифологических сюжетов, стремилась отыскать их в культуре традиционной, что приводило к необоснованным конструкциям или прямым мистификациям (вроде чешских "языческих поэм" или "Влесовой книги"), созданию расхожих романтических образов (русалок с рыбьими хвостами и т.п.). Л. Н. Виноградова отмечает степень разрушения в древности (в эпоху христианизации) представлений и сюжетов, связанных с мифологическими персонажами высшего уровня, - божествами, каковые и были действующими лицами развернуть мифологических сюжетов. Сохранилась "низшая мифология", демонология, актуализированная в кратких рассказах - быличках о нечистой силе.
В работах Л. Н. Виноградовой мир славянской демонологии предстает настолько живым, основанным на фольклорном материале, что былички напрямую соприкасаются со "страшилками" современного фольклорного опыта. Этот мир лишен какого бы то ни было оттенка модной "эзотерики". Смысл и функции мифологических персонажей "иного" мира предельно прояснены в научном дискурсе исследователя, и при этом не лишены своего "голоса" в приводимых ею фольклорных текстах (одна из глав упомянутой книги носит заголовок "Звуковой портрет нечистой силы"). Самые романтические и инфернальные сюжеты имеют определенную прагма-
стр. 118
тическую функцию, вскрываемую в работах Л. Н. Виноградовой: многочисленные запреты и обычаи, связанные с мотивом наказания их нарушителей нечистой силой, характерны для архаического традиционного общества, где практически нет иных способов регуляции поведения, см., например, ее статью "Социорегулятивная функция суеверных рассказов о нарушителях запретов и обычаев" в сборнике "Славянский и балканский фольклор. 2006" (М., 2006).
Ее "любимые" демонологические образы - русалки, ведьмы, домовые изучены и описаны с такой тщательностью и подробностью, что народная фантазия представляется исследованной до самых глубин; при этом фольклорные мотивы разбираются в связи с литературными, взаимодействие художественной литературы (книжности) и фольклора - важная тема в научном труде Л. Н. Виноградовой и ее ближайших коллег. Перу Л. Н. Виноградовой принадлежат более 300 работ по обрядовому фольклору, календарной поэзии, народной демонологии, языку фольклора, акциональному коду славянских календарных и семейных обрядов, например "Славянская этнолингвистика. Библиография" (М., 2004). Как и всякий исследователь, знающий жизнь славянского мира не по книгам, Л. Н. Виноградова представляет степень его открытости другим народам и культурам - неслучайно ее особый интерес вызывает взаимодействие славянских и финно-угорских традиций.
В целом научное творчество Л. Н. Виноградовой стало важной составляющей того феномена отечественной культуры, который в академической науке именуется "этнолингвистической школой Н. И. Толстого". Ее постоянное участие в редколлегиях и подготовке авторских материалов для этнолингвистического словаря "Славянские древности", журнала "Живая старина", "Славяноведение", периодического издания "Славянский и балканский фольклор", многочисленных отечественных и зарубежных славистических изданиях во многом определяет развитие славистики в области исследования традиционной культуры и фольклора. Л. Н. Виноградова - член комиссии по фольклору при Международном комитете славистов.
Отдел этнолингвистики и фольклора, коллектив Института и редакция сердечно поздравляют Л. Н. Виноградову с юбилеем и с постоянным интересом ждут ее новых работ.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |